УДК 359:331.53 ББК 68.66 К 95
Куткович Татьяна Михайловна, аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»; г. Новороссийск; email: [email protected]; тел.: 8(953)1157794.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОРЯКОВ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА СУДА ПОД РОССИЙСКИМ И ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ
(рецензирована)
В статье проанализированы проблемы и перспективы трудоустройства моряков граждан Крымского федерального округа. Рассмотрены актуальные вопросы выдачи морских рабочих документов, их признание российским и мировым сообществом. Проанализирована структура состава флота по флагам регистрации. Затронуты вопросы выдачи морских рабочих виз морякам -гражданам Крымского федерального округа.
Ключевые слова: морские рабочие документы, международная сертификация, ВУЗы Крымского федерального округа, удобный флаг, морские рабочие визы, подфлажные документы.
Kutkovich Tatyana Michailovna, a post graduate student of the Department of Economics and Management of FSBEI HE "State Marine University named after Admiral F.F. Ushakov"; Novorossiysk; email: [email protected]; tel.: 8 (953) 1157794.
CURRENT PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF THE CRIMEAN FEDERAL DISTRICT MARINERS ON SEA VESSELS UNDER THE RUSSIAN AND FOREIGN FLAGS
(Reviewed)
The article analyzes problems and prospects of employment of sailors -citizens of the Crimean Federal District.
Actual problems of marine working papers issue, their recognition in Russia and in the world community are considered.
The structure of the fleet composition by the registration flags is analyzed. The problems of the issue of sea working visas to seamen - citizens of the Crimean Federal District are considered.
Keywords: marine working papers, international certification, universities of the Crimean Federal District, a convenient flag, marine working visas, under flag documents.
В связи с переходом полуострова Крыма под Российскую юрисдикцию и официального включения региона в состав Российской Федерации государство получило не только рекреационно и стратегические выгодные территории, но также и многие социальные проблемы, людей проживающих на вновь приобретённых территориях.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются моряки зарегистрированные в Крымском Федеральном округе является получение Шенгенской визы и транзитной визы Соединенных штатов Америки, необходимые для трудоустройства. Так как Крым, как и Севастополь, официально не признан многими странами частью РФ, например США или ЕС, то это создает определенные трудности при получении виз данных государств, что является одним из обязательных условий при устройстве на работу на судах, которые чаще всего работают по всему миру. Однако, только визовые режимы США и ЕС являются наиболее проблематичными. Для того, чтобы получить визу, приходится идти на ряд ухищрений. Необходимо с еще действующим украинским паспортом ехать в Украину для получения визы, но для этого и рабочие документы моряка также должны быть украинскими, либо менять прописку в паспорте на прописку в любом регионе РФ кроме Крыма, тогда все рабочие документы моряка должны быть документами российского образца.
К сожалению, оформление виз, необходимых для работы, не является единственной актуальной проблемой, с которой сталкиваются моряки Крымского Федерального округа.
Большинство судовладельцев зачастую оформляют свои суда под удобный флаг. Режим «удобного» - это упрощенная регистрация судов, низкие требования к обеспечению охраны жизни плавсостава и минимальные налоги на доходы судовладельцев. Регистрация судов под иностранными флагами производится с целью:
недосягаемости судна для незаконных арестов, конфискаций и взысканий в стране проживания судовладельцев;
избегание излишнего декларирования о приобретении судна, особенно яхт и катеров частных лиц;
• избегания каких-либо ограничений в стране проживания судовладельцев (например, запрет найма моряков-иностранцев, требования определенной зарплаты экипажу, завышенных бытовых условий и др.);
оптимизация налогов на доходы от эксплуатации судна.
В настоящее время признанными странами удобного флага являются Багамы, Белиз, Бермуды, Кайманы, острова Кука, Кипр и многие другие. Все морские страны можно разделить на 2 две группы: с закрытым и открытым регистром. [1]
Оформление судов под иностранный флаг не только наносит угрозу экономической и политической безопасности станы, но также создает препятствия для трудоустройства плавсостава КФО на работу на суда под иностранным флагом. В частности для трудоустройства на суда под флагом Маршальских островов требуется оформление соответствующих флагу рабочих документов. Однако, морякам с регистрацией в Крымском Федеральном округе Маршальские документы попросту не выдаются, если таковых не было ранее. По данным обзора морского транспорта проведенного ЮНКТАД в 2015 году одним из лидеров по регистрации судов являются Маршальские Острова - 2 580 судов в 2015 году, что в свою очередь составляет 2,88 % от доли мирового объема судов (таблица 1). [2]
Т.е. фактически моряк с регистрацией в КФО, имеющий рабочие документы и трудоустраивающийся на российское судно также может быть не трудоустроен, если судно находится под флагом Маршальских островов.
Таблица 1 - Страны с наибольшим количеством зарегистрированных судов
Флаг регистрации Число судов Доля мирового объема судов, % Тоннаж, 1000 тонн Доля мирового тоннажа, % Доля накопленного тоннажа Средний размер судна Рост тоннажа 2015/ 2014, %
Панама 8351 9,33 352192 20,13 20,13 44052 0,91
Либерия 3143 3,51 203832 11,65 31,79 65018 0,31
Маршальские острова 2580 2,88 175345 10,02 41,81 67990 13,32
Россия 963 1,08 7221 0,41 92,60 2974 2,45
Франция 670 0,75 6882 0,39 93,00 16042 -8,85
Филиппины 646 0,72 6850 0,39 93,39 6149 6,19
Кувейт 765 0,86 5440 0,31 93,70 40002 37,91
Таиланд 749 0,84 5070 0,29 93.99 7636 0,86
Тайвань 586 0,66 4829 0,28 94,27 18431 8,05
Итоговая сумма по 35 странам 72377 80,90 1 648937 94,27 94,27 27697 3,53
Мировой итог 89464 100,00 1 749222 100,00 100,00 22757 3,54
Напомним, что по данным ежегодного доклада ЮНКТАД доля судов зарегистрированных судов под российским флагом составляет всего лишь 0,41% от общей доли мирового тоннажа, или 963 судна, даже с тем условием, что на настоящий момент особую актуальность получила проблема освоения Арктики.
Анализом структуры состава флота по флагам регистрации Новороссийского морского пароходства (ОАО «Новошип»), которое является частью компании Совкомфлот (СКФ). СКФ -крупнейшая российская судоходная компания, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа, она входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира. На сегодняшний день в составе флота СКФ насчитывает 157 судна, суммарным дедвейтом 12,08 млн. тонн. Средний возраст танкерного флота - 7,1 лет (при среднемировом показателе 12 лет). В компании работают 5774 моряков и 2213 человек берегового персонала.
Анализ состава флота ОАО «Новошип» по флагам регистрации показал, что в 2012 году флот этой компании состоял из 49 судов суммарным дедвейтом 4,617 млн. т и средним возрастом 7,66 года. Практически все суда были зарегистрированы под флагом Либерии, два судна - под флагом Мальты, под российским флагом - ни одного, что в свою очередь, является крайне негативным фактором, снижающим возможность трудоустроиться на суда под российским флагом морякам Крымского Федерального округа.
Сегодня невозможно настолько избавить судовладельца от налогов, пошлин, бюрократии и прочих российских реалий, чтобы российская регистрация стала привлекательнее, чем флаг Панамы, Либерии, Мальты, Камбоджи и Филиппин. И, пожалуй, наиболее эффективным способом влияния на решение судовладельцев о регистрации может послужить национальная идея. Так, например национальная идея является определяющим фактором для местных судовладельцев. Сама мысль о регистрации китайского судна под флагом другого государства является противоестественной благодаря сильной национальной идее и чувству патриотизма китайских предпринимателей. По данным ежегодного морского обзора ЮНКТАД доля судов находящихся под флагом КНР составляет 12,95% от общего мирового тоннажа (Гонконг - 8,62%, Китай - 4,33%).
В качестве наиболее эффективного способа влияния на решение судовладельцев о регистрации может стать усиленное развитие национальной идеи и более выгодные льготные предложения для судовладельцев.
Стоит отметить, что не только проблема регистрации подфлажных документов является актуальной проблемой для плавсостава Крымского Федерального округа, актуальной также является проблема выдачи морских рабочих документов российского образца выпускникам крымских ВУЗов.
Дипломы, выдаваемые данными ВУЗами, теперь уже являются российскими, как и сами ВУЗы, однако Крым не является признанной территорией Российской Федерации, соответственно дипломы российского образца, выданные на полуострове, также не признаются мировым сообществом. Это, в свою очередь, создает неудобства для огромного количества моряков.
По данным Украинского независимого Морского профсоюза на территории Крыма проживает порядка 30 тысяч моряков. [3]. И при трудоустройстве на судно моряки, получившие дипломы в Крыму могут столкнуться с проблемой непризнания крымского диплома также российскими властями.
Так, например, в Крыму выпускники Керченского морского технического колледжа (КМТК) не могут найти работу, поскольку российские дипломы, выданные по окончании обучения, не признаются действительными. [4]. Для того, чтобы эти дипломы давали право на получение морских документов, колледж должен пройти процедуру признания его в качестве организации, осуществляющей подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией подготовки и дипломирования моряков и несения вахты от 1978 года. [5]. Прохождение какой-либо международной сертификации учебными заведениями международно-непризнанной территории априори невозможно. С каждым годом крымские морские ВУЗы будут выпускать новых выпускников, для которых вопрос признания диплома является самым важным.
Однако, не смотря на имеющиеся проблемы, которые только предстоит решить, для успешной работы крымских моряков создан ряд благоприятных условий, открыты дополнительные пункты обмена морских документов. Например, в г. Севастополь Крымский филиал Новороссийского государственного морского университета им. Федора Ушакова. После того, как в Севастополе открылся новый пункт оформления, выдачи и контроля УЛМ и мореходных книжек, севастопольским морякам не надо будет тратить время и деньги на поездку в другие города, где можно было получить УЛМ и мореходную книжку. Раньше морякам с этой целью приходилось ездить в Туапсе, Новороссийск и Таганрог. Согласно Постановлению Российской Федерации от 18 августа 2008 г. №628 г. «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки» [6] после приема всех документов, необходимых для получения УЛМ и мореходной книжки, документы должны быть выданы в течение 15 рабочих дней. Но, в случае с пунктом в Севастополе к этому сроку прибавляется время на пересылку и доставку в Новороссийск, где капитан порта ставит печать и подпись. Это занимает еще в среднем 8-10 дней. Даже не смотря на увеличение сроков выдачи морских документов, это упрощает процедуру их получения для граждан, проживающих на территории Крыма. [7]. Кроме того, крымские моряки могут обменять свои украинские рабочие документы на равнозначные российские документы в дипломно-паспортном отделе любого порта России.
Стоит отметить, что, не смотря на возникающие трудности, планомерно создаются условия и предпосылки для продуктивной аккумуляции и эффективного использования морского трудового ресурса Крымского Федерального округа.
Литература:
1. Бабурина О.Н., Грасс Е.Ю. Современное состояние и проблемы морского транспорта России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Вып. 16. С. 51-53.
2. Review of Maritime Transport 2015. Report by the UNCTAD secretariat. NewYorkandGeneva: UN, 2015.
3. Украинский независимый морской профсоюз [Электронный ресурс]. URL: http://www.uimtu.org/ (дата обращения 23.02.2016 в 13:57)
4. Общественно-политическая on-line газета «Меридиан Севастополь» [Электронный ресурс]. URL: http://meridian.in.ua/ (доступ от 22.02.2016 в 14.00).
5. InternationalMarineOrganization. International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers (STCW) [Электронный ресурс]. URL: http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOf onventions/Pages/International-Convention-on-Standards-of-Training,-Certification-and-Watchkeeping-for-Seafarers-(STCW) aspx (дата обращения 21.02.2016 в 11.02).
6. О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки» [Электронный ресурс]: постановление Рос. Федерации от 18 августа 2008 г. №628 г. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г №628). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Журнал «Морской профсоюзный вестник» [Электронный ресурс] URL: http://www.sur.ru/news/4173 (дата обращения 23.02.2016 в 13:45).