Научная статья на тему 'Проблемы социальной незащищенности моряков, служащих под иностранным флагом: направления их решения'

Проблемы социальной незащищенности моряков, служащих под иностранным флагом: направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ / МОРЯКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ / ПЕНСИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / SOCIAL INSECURITY / SEAMEN / EMPLOYMENT UNDER THE FOREIGN FLAG / PENSION CONTRIBUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куткович Т. М.

В статье рассмотрены аспекты трудоустройства российских моряков под иностранным флагом и риски, связанные с ними. В свете экономически обусловленной тенденции к увеличению числа российских моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом, в том числе трудоустроенных на судах под удобным флагом, проведенное исследование является особенно актуальным, так как изучает механизмы социальной защиты моряков. С использованием международного и национального законодательства в сфере правового обеспечения социальной защиты моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом и посредством анализа результатов проведенного анкетирования, удалось выявить уровень личной социальной ответственностью моряков и применение механизмов реализации социальной защиты на практике. Результаты исследования должны помочь в совершенствовании системы защиты прав и социальной защиты моряков в целом и моряков, трудоустроенных на судах под удобным флагом, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL INSECURITY OF SEAFISHERS SERVING UNDER THE FOREIGN FLAG: DIRECTIONS OF THEIR SOLUTIONS

The article deals with aspects of employment of Russian seamen under the foreign flag and the risks associated with them. In the light of the economically determined tendency to increase the number of Russian seafarers employed on ships flying a foreign flag, including those employed on vessels flying a convenient flag, the study is particularly relevant, as it studies the mechanisms of social protection of seamen. With the use of international and national legislation in the field of legal support for the social protection of seamen employed on ships flying a foreign flag and by analyzing the results of the survey, it was possible to identify the level of personal social responsibility of seamen and the application of mechanisms for implementing social protection in practice. The results of the research should help in improving the system of protection of rights and social protection of seafarers in general and seafarers employed on ships under a convenient flag, in particular

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной незащищенности моряков, служащих под иностранным флагом: направления их решения»

УДК 656.6

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ МОРЯКОВ, СЛУЖАЩИХ ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ: НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Куткович Т.М., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», e-mail: kutkovich9@

mail.ru

В статье рассмотрены аспекты трудоустройства российских моряков под иностранным флагом и риски, связанные с ними. В свете экономически обусловленной тенденции к увеличению числа российских моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом, в том числе трудоустроенных на судах под удобным флагом, проведенное исследование является особенно актуальным, так как изучает механизмы социальной защиты моряков. С использованием международного и национального законодательства в сфере правового обеспечения социальной защиты моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом и посредством анализа результатов проведенного анкетирования, удалось выявить уровень личной социальной ответственностью моряков и применение механизмов реализации социальной защиты на практике. Результаты исследования должны помочь в совершенствовании системы защиты прав и социальной защиты моряков в целом и моряков, трудоустроенных на судах под удобным флагом, в частности.

Ключевые слова: социальная незащищенность, моряки, трудоустройство под иностранным флагом, пенсионные отчисления.

PROBLEMS OF SOCIAL INSECURITY OF SEAFISHERS SERVING UNDER THE FOREIGN FLAG: DIRECTIONS OF THEIR SOLUTIONS

Kutkovich T., the post-graduate student, FSEIHE «Admiral Ushakov Maritime State University», e-mail: [email protected]

The article deals with aspects of employment of Russian seamen under the foreign flag and the risks associated with them. In the light of the economically determined tendency to increase the number of Russian seafarers employed on ships flying a foreign flag, including those employed on vessels flying a convenient flag, the study is particularly relevant, as it studies the mechanisms of social protection of seamen. With the use of international and national legislation in the field of legal support for the social protection of seamen employed on ships flying a foreign flag and by analyzing the results of the survey, it was possible to identify the level of personal social responsibility of seamen and the application of mechanisms for implementing social protection in practice. The results of the research should help in improving the system of protection of rights and social protection of seafarers in general and seafarers employed on ships under a convenient flag, in particular.

Keywords: social insecurity, seamen, employment under the foreign flag, pension contributions.

Общеизвестно, что граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации[1].

Актуальность исследования обусловлена тенденцией к увеличению числа российских моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом. Данное исследование является особенно актуальным, так же по причине отсутствия механизмов социальной защиты таких моряков.

Объектом исследования являются механизмы трудоустройства российских моряков на суда под иностранным флагом и обеспечение социальной защиты российских моряков.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие между моряками, трудоустроенными на судах под иностранным флагом, судовладельцами и государством.

Основными методами исследованиями явились - изучение действующего российского и международного законодательства, сбор статистики и анализ полученных результатов.

По неофициальным данным на судах удобного флага российских судовладельцев единовременно работают около 12000 моряков, у иностранных судовладельцев - порядка 14000 на судах покрытых договорами и столько же на судах, не покрытых договорами.

По данным Росстата за октябрь 2014 года на судах под российским флагом трудоустроено 16 100 капитанов и 31 700 членов судовых команд и рабочих родственных занятий[2].

Согласно материалу «Анализ состояния и перспективы современного рынка труда моряков. Характеристика российского рынка труда моряков», по состоянию на 2005 год около 80% российских моряков работало на судах под удобным флагом[3].

Довольно сложно оценить реальное количество моряков, работающих в настоящее время, т.к. не существует методов контроля и фиксации выезда моряков за границу на работу. Существует обязательство круинговых компаний предоставлять данные о моряках, выезжающих для трудоустройства заграницу, однако, отлаженного механизма контроля корректности подаваемых данных не существует.

При найме на иностранное судно, единственный документ, подтверждающий трудоустройство моряка это его рабочий контракт, заключаемый напрямую с судовладельцем. В соответствии с положениями Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве Стандарт А2.1, параграф 1(а)[4] - необходимо подписанное до-

казательство контрактных или схожих обязательств. Оригинал или копия контракта есть как у судовладельца, так и у моряка, совсем не обязательно предоставление копии или оригинала контракта капитании порта либо круинговой компании.

Для того, что бы полномасштабно оценить уровень социальной ответственности моряков, нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 55 моряков, постоянно проживающих на территории России и работающих на различных типах судов (табл. 1).

Таблица 1. Национальный состав респондентов, постоянно проживающих на территории РФ

Национальность Кол-во человек Доля исследуемых, %

Русский 49 89

Украинец 3 5,5

Армянин 3 5,5

Всего 55 100

В качестве формы исследования использовался опрос и анкетирование.

Перед проведением исследования морякам были даны ясные и краткие инструкции, были озвучены предмет и цель анкетирования.

Для поддержания необходимого уровня личной мотивации моряков, в условиях анонимности, было озвучено условие публикации результатов после проведения анализа.

Результаты исследования наглядно представлены на диаграммах приведенных ниже.

Исходя из данных представленных на диаграмме выше (рис. 1), видно, что в результате исследования удалось выяснить, что 47% опрошенных работали на судах под иностранным флагом последние три контракта и более, 49,1% по-прежнему работают на судах под флагом РФ. Эти результаты подтверждают данные, приведенные в книге председателя Дальневосточной региональной организации РПСМ Николая Суханова «Есть ли права у моряков под удобным флагом» (2016 год). [5]В соответствии с этими данными, задекларированная цифра моряков, трудоустроенных под удобными флагами,варьируется на уровне 53-58%. В свою очередь, данная статистика обязывает задуматься о порядке и качестве соблюдениякон-

Рисунок 1. Статистика трудоустройстваморяков, в зависимости от национальности флага в период 2014 - 2017 гг.

трактных обязательств государствами удобного флага, в отношении моряка - гражданина иностранного государства. Данные показатели являются очевидным фактором риска, по причине невозможности контроля соблюдения контрактных обязательств со стороны правительства РФ и со стороны Международной федерации транспортников (МФТ), при отсутствии заключенного договора с ней.

Также стоит отметить, что не менее важным аспектом социальной защиты моряков является то, что при найме на иностранное судно судовладелец не вносит страховые взносы в пенсионный фонд что, непосредственно влияет на размер страхового стажа, размер пенсии и время наступления пенсионного возраста.

Согласно закону РФ «О страховых пенсиях»: «.. .мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет», полагается страховая пенсия. [6]

Таким образом, при условии выплат страховых взносов судовладельцем или любыми другими лицами, и соответствующем подтверждении уплаты страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, такими как организации и индивидуальные предприниматели, на протяжении не менее 20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно, позволяет говорить о досрочном выходе моряков на пенсию.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы[7].

Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда,

установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Также для стимулирования к уплате налогов в отношении моряков разрабатывается особый порядок налогообложения, в результате которого, в ближайшее время планируется внесение поправок в Налоговый кодекс РФ. Смысл законопроекта состоит в том, чтобы снизить налогообложение самозанятых граждан. Депутаты предлагают обязать граждан, имеющих доходы менее 300 000 рублей в год, уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по ставке 6% от фактически полученного дохода. По факту, инициатива должна подтолкнуть людей к тому, чтобы «выйти из тени» и платить взносы. Впоследствии они могут рассчитывать на полную социальную защищенность, в том числе и на хорошую пенсию. Однако, как показывает практика, годовой доход экипажей судов под иностранным флагом в переводе оказывается на порядок выше предлагаемых 300 000 рублей. Соответственно данная инициатива на них не распространяется^].

Таким образом, моряки, трудоустраивающиеся под иностранный флаг, самостоятельно не вносившие пенсионные отчисления в пенсионный фонд не имеют пенсионных накоплений, и, как следствие, не будут обеспечены пенсией. Не стоит забывать, что в случае отсутствия коллективного договора между судовладельцем и профсоюзом, при получении каких либо травм, ограничивающий трудоспособность моряка, он не получит финансового возмещения со стороны компании-судовладельца и останется практически финансово не обеспеченным в своем государстве.

Помимо вышеупомянутого способа, для того что бы моряку самостоятельно заработать на пенсию существует два способа - самостоятельные отчисления в государственный пенсионный фонд либо заключение договоров негосударственными пенсионными фондами. Не всегда моряки думают о пенсии в начале своей карьеры, не многие из них также совершают какие-либо отчисления в государственный пенсионный фонд либо в НПФ.

В результате проведенного исследования удалось выяснить, что: 64,2 % моряков не осуществляют никаких отчислений в пенсионный фонд, 11,3 % респондентов осуществляют отчисления в пенсионный фонд регулярно, тогда как пенсионные отчисления для 24,5% моряков осуществляет компания. Данные сведения наглядно представлены на рисунке ниже (рис.2).

Очередным этапом исследования уровня социальной ответственности моряком стал вопрос «В тот момент, когда Вы задумываетесь о пенсии, уверены ли Вы в том, что самостоятельно сможете обеспечить свое будущее?». На ниже приведенном рисунке представлены полученные результаты (рис. 3).

I Не осуществляют отчислений

> Осуществляют отчисления регулярно

■ Отчисления осуществляет компания

Рисунок 2. Структура пенсионных отчислений

ТЯАШРОЯТ ВШШЕВВ Ш ЯШВТА | №2 2017 | 97

Рисунок 3. Структура осуществления накоплений

Исходя из данных диаграммы, очевидно, что 38,2 % респондентов уверены в том, что смогут обеспечить свое будущее самостоятельно, без посторонней помощи, мотивируя это наличием собственных накоплений.50,9 % опрошенных не уверены в том, что смогут обеспечить свое будущее самостоятельно, т.к. накоплений не имеют. В то время как 10,9 % опрошенных ответили, что надеются на помощь государства при планировании собственного будущего.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что доля моряков, подготовленных к выходу на пенсию не высока. Стоит отметить, что довольно в обширном сегменте моряков, рационально подходящих к планированию своего будущего и имеющих возможность сохранять и приумножать пенсионные и другие накопления. Также имеется доля моряков, которые будут не готовы обеспечить себя финансово в случае выхода на пенсию, в том числе и оставления работы в море по вынужденным причинам.

Для того, что бы обеспечить какую-либо социальную защиту необходимо рассмотреть порядок обязательного взимания некоторой части заработной платы, на усмотрение моряка, в государственный пенсионный фонд либо же НПФ. Для того что бы это стало возможным стоит рассмотреть пути обязательной регистрации трудоустройства моряка.

Согласно ратифицированной КТМС, все государства ратифицировавшие конвенцию, обязаны вести регистрационные записи о морском трудовом стаже моряков. В России документами, в которых отражены регистрационные записи о трудовом стаже моряков, являются мореходные книжки. [9]

Регистрационную запись в мореходной книжке имеет право осуществлять судовладелец - работодатель (круинговая компания), уполномоченное должностное лицо администрации морского порта либо бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и капитаном судна при изменении должности моряка на судне в период нахождения судна в плавании.

Как правило, основанием для внесения регистрационной записи в мореходную книжку служит контракт. Таким образом, для того что бы обеспечить социальную безопасность моряков и достойную пенсию, необходимо разработать механизм взимания отчислений, в соответствии с указанной в контракте заработной платой, либо же фиксированной суммой. Одним из возможных способов реализации данного предложения служит внесение регистрационной записи только после уплаты соответствующей суммы и предоставления квитанции в администрацию морского порта либо бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте. Для более полной реализации данного предложения рекомендовано также упразднить возможность осуществления регистрационных записей круинговыми компаниями либо компаниями-судовладельцами для обеспечения государственного контроля процесса финансовых отчислений.

Альтернативным способом пенсионного обеспечения моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом может стать выплата пенсионных/страховых взносов непосредственно компаниями судовладельцами либо же страховыми клубами, в рамках коллективных договоров со странами, под флагами которого трудоустроены моряки. Данный способ, является более сложным, по причине отсутствия прямого взаимодействия между судовладельцами или страховыми клубами и российским Пенсионным фондом.

В результате проведенного исследования были рассмотрены аспекты трудоустройства российских моряков под иностранным флагом и риски связанные с ними, были изучены механизмы социальной защиты моряков и международное и национальное законодательство в сфере правового обеспечения социальной защиты моряков, трудоустроенных на судах под иностранным флагом. При

помощи полученных результатов проведенного анкетирования, удалось выявить уровень личной социальной ответственностью моряков и применение механизмов реализации социальной защиты на практике. Были выявлены важные проблемы социальной незащищенности моряков, разработан ряд мер совершенствования системы социальной защиты моряков, трудоустроенных на судах под удобным флагом.

Для осуществления выше описанных предложений предлагается внедрение следующего комплекса мер:

1. Создание унифицированного порядка осуществления записей в мореходную книжку администрациями морских портов либо бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте;

2. Включение пункта об обязательных пенсионных страховых отчислениях в коллективные договоры, либо непосредственно в рабочие контракты;

3. Создание способа получения отчислений пенсионным фондом от судовладельцев или страховых клубов.

Разработанные предложения и результаты исследования могут быть применены на практике для усовершенствования мер обеспечения социальной защиты моряков, трудоустроенных на судах под удобным флагом.

Литература:

1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

2. Росстат.Официальный сайт. http://www.gks.ru/free_doc/2015/ potrorg/potr14.htm

3. «Анализ состояния и перспективы современного рынка труда моряков. Характеристика российского рынка труда моряков (Конталев В.А.) («Транспортное право». Информационный банк «Юридическая пресса» № 4, 2005. Консультант Плюсhttp://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=11448#0

4. Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве http:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/ publication/wcms_236532.pdf

5. Российский профессиональный союз моряков. Официальный сайтwww.sur.ru

6. Налоговый кодекс РФ. Статья 419. Плательщики страховых взносов. Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28165/f4ff102a9228a8dad12c831ba03c457000a62d3c

7. Закон РФ «О страховых пенсиях». Консультант Плюс http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/

8. Приказ Минтранса РФ от 19.12.2008 г. № 214 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и ведения мореходной книжки» c изменениями и дополнениями от 30.01.2014 г. Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87143/

9. Кодекс Торгового Мореплавания http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/publication/ wcms 236532.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.