Научная статья на тему 'Реадаптация моряков после работы на судах иностранных и российских компаний'

Реадаптация моряков после работы на судах иностранных и российских компаний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
498
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ПЕРИОД РЕАДАПТАЦИИ / ДЛИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МОРЕ / РАБОТА РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ В ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданов Роман Борисович, Лупачев Валерий Валентинович

У 48 моряков, работающих на судах в иностранных компаниях, в межрейсовый период изучались показатели системы кровообращения. Мы сравнили полученные показатели с одноименными показателями моряков, работающих под российским флагом. Установлено, что период адаптации к береговым условиям у плавсостава, работающего под иностранным флагом, протекает более длительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданов Роман Борисович, Лупачев Валерий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readaptation of Sailors after Work on Board Foreign and Russian Ships

The blood circulation system indices have been studied in 48 Russian seamen working on board foreign ships within the period between voyages. We have compared the data obtained with those of the sailors working on board Russian ships. The adaptation period to the on-shore conditions is shown to be longer in the sailors working for foreign companies.

Текст научной работы на тему «Реадаптация моряков после работы на судах иностранных и российских компаний»

УДК 612.13(045)

БогдАнов Роман Борисович, вахтенный помощник капитана ОАО «Северное морское пароходство». Автор 8 научных публикаций

ЛупАчев валерий валентинович, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, академик Петровской академии наук и искусств, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии. Автор 84 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и 15 учебно-методических пособий

реадаптация моряков после работы на судах иностранных и российских компаний

У 48 моряков, работающих на судах в иностранных компаниях, в межрейсовый период изучались показатели системы кровообращения. Мы сравнили полученные показатели с одноименными показателями моряков, работающих под российским флагом. Установлено, что период адаптации к береговым условиям у плавсостава, работающего под иностранным флагом, протекает более длительно.

Cердечно-сосудuстaя система, период реадаптации, длительная работа в море, работа российских моряков в иностранных компаниях

Введение. По данным литературы [1, 2] реадаптация моряков после длительного плавания продолжается до 2-х месяцев, а в психологической реабилитации нуждается до 75% плавсостава и тем интенсивнее, чем больше стаж работы в плавсоставе и продолжительность рейсов. Условия профессиональной деятельности плавсостава таковы, что их взаимоотношения со средой подвергают испытанию психологические и физиологические возможности людей. Это приобрело особую актуальность в последние годы вследствие разгосударствления крупных российских предприятий и резкого сокращения числа судов. Количество российских моряков, занятых на судах иностранных компаний, превысило количество плавсостава, работающих под российским фла-

© Богданов Р.Б., Лупачев В.В., 2011

гом, и продолжает неуклонно увеличиваться, несмотря на некоторые отрицательные моменты, связанные с данным трудоустройством. Вследствие малочисленности экипажей и резкой интенсификации труда на судах иностранных компаний весьма актуальной является проблема реадаптации плавсостава в межрейсовый период. Данные, полученные у персонала, работающего вахтовым методом [3], мало сопоставимы из-за непродолжительности рабочего периода. Литературные данные по реадаптации плавсостава после длительных морских рейсов за по следние де сять лет отсутствуют, а вышеуказанная проблема у моряков, работающих на судах иностранных компаний, вообще не изучалась, поэтому данное исследование является актуальным.

Материалы и методы исследования.

В межрейсовый период было обследовано состояние сердечно-сосудистой системы в состоянии относительного покоя и после физической нагрузки у 48 моряков, работающих на судах иностранных компаний «Аврора» и «Вилсон» под флагом Мальты (группа I). В качестве физической нагрузки использовалась нагрузочная проба Мартине (20 приседаний за 30 секунд) и Гардвардский степ-тест [4]. Определяли в состоянии покоя (сидя, после отдыха) частоту сердечных сокращений (пальпаторно) и артериальное давление (по методу Н.С. Короткова) электронным тонометром. Все измерения производили с 8 до 10 часов утра. Возраст обследуемых от 30 до 39 лет (средний возраст составил 36,2±2,8лет). Обследование проводилось через три и пять месяцев после окончания рейса. Из 48 человек 25 относились к палубному и 23 -к машинному плавсоставу. В связи с небольшой численностью обследованных в межрейсовый период моряков, были взяты сравнительная группа моряков, работающих в других судоходных иностранных компаниях - 54 человека (группа II) и контрольная группа моряков, работающих в Северном морском пароходстве (СМП) - 59 человек (группа III). Все моряки входили в первую градацию зрелого возраста (30-39 лет) и не состояли на диспансерном учете по сердечно-сосудистым заболеваниям. Для сравнительного анализа использовали показатели гемодинамики моряков в конце межрейсово-го периода. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием специализированных программных пакетов Statistica 6.0 для среды Windows ХР. При оценке достоверных различий использовался параметрический критерий t - критерия Стьюдента. Статическая достоверность присваивалась при значении р<0,05. Корреляции между показателями определяли с использование коэффициента ранговой корреляции Пирсона с определением коэффициента корреляции (г).Использовали пакет компьютерных программ SPSS (у1т.П,0).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что у российских моряков при работе на судах иностранных компаний в межрейсовый период

в состоянии относительного покоя достоверно снизилась частота сердечных сокращений (ЧСС) (с 72,8±1,2 уд/мин в конце рейса; до 68,2±1,0 уд/мин. в конце периода реадаптации; р<0,01), систолическое артериальное давление (САД) (с 124,2±1,4 мм рт.ст. в конце рейса до 120,2±1,4 мм рт.ст. в конце реадаптации; р<0,05) и диастоличское артериальное давление (ДАД) (с 79,8±1,2 мм рт.ст. до 76,4±1,2 мм рт.ст., р<0,05).

В отношении наиболее информативных показателей гемодинамики, какими являются ударный объем (УО), минутный объем кровообращения (МОК) выявлено следующее: УО достоверно увеличился с (57,2 ±1,0 мл. в конце рейса до 60,2±1,1 мл. в конце реадаптации; р<0,05). МОК в конце пятимесячного отдыха достоверно снизился с (4,56±0,2л. в конце рейса до 4,04±0,12 л. в конце межрейсового периода; р<0,05). Соответственно, приводя к площади поверхности тела ударный индекс (УИ) и сердечный индекс (СИ), выявлено, что величина средних цифр УИ имели достоверную тенденцию к повышению (с 31,0±0,7 мл/м2 в конце рейса до 32,2±0,8 мл/м2 в конце периода реадаптации; р<0,05). Показатель СИ после пятимесячного отдыха оставался практически без изменений, несмотря на некоторое снижение МОК. Среднее значение СИ у моряков в межрейсовый период находился на границах 2,2 л/м2 в конце рейса и конце периода реадаптации.

При проведении пробы Мартине все показатели возвращались к первоначальному уровню через 3 минуты после нагрузки через три месяца по окончании рейса [5], но к концу пятого месяца отдыха данный показатель увеличился до 3,5 минут. САД в ответ на физическую нагрузку повышалось на 21-22% как в конце рейса, так и в конце периода реадаптации. ДАД после физической нагрузки снизилось незначительно как через три месяца, так и в конце реадаптацион-ного периода (+3,5-4,0%). Как видно из представленных данных реакция САД и ДАД почти не зависит от длительности реадаптации, что ожидалось. Отмечено снижение среднединамического давления (СДД) (110,2+2,01 мм рт.ст. в конце рейса против 107,6+2,1 мм рт. ст. в конце реадаптации), возрос УО соответственно

Богданов Р.Б., Лупачев В.В. Реадаптация моряков после работы на судах.

(с 63,8± 2,0 мл до 65,8+1,8 мл). По направленности сдвигов пульса и артериального давления фиксируется тип ответной реакции на физическую нагрузку. При снижении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы часто возникает гипотонический тип ответных реакций, характеризующийся незначительным повышением САД в ответ на нагрузку, при этом увеличение МОК происходит в основном за счет увеличения ЧСС. В динамике исследования количество гипотонических реакций в ответ на физическую нагрузку снизилось с 22,1% (19 человек) в начале, до 11,1% (3 человека) в конце ре-адаптационного периода, что свидетельствует о неполном восстановлении физического здоровья к концу отпуска у вышеуказанного контингента.

Удовлетворительные оценки были зафиксированы в течение межрейсового периода по индексу степ-теста, разработанного в Гарвардском университете. В конце рейса средние значения индекса Гарвардского степ теста (ИГСТ) составили 53,0±1,1 балла. В конце реадаптаци-онного периода, данный показатель составил 56,1 ± 1,0 балла, что достоверно выше резуль-

татов, полученных в конце рейса (р<0,05), но ниже результатов, полученных в начале рейса, что также говорит о неполном восстановлении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

При сравнении показателей сердечно-сосудистой системы моряков групп I, II и III (см. таблицу) выявлены достоверные изменения у плавсостава групп I и III, проявляющиеся уменьшением ЧСС, САД и ИфИ (р<0,05), что свидетельствует о неполном восстановлении физического здоровья у моряков, работающих под иностранным флагом к концу пятимесячного отпуска [6].

Заключение. Таким образом данные, полученные при обследовании сердечно-сосудистой системы в межрейсовый период у российских моряков, работающих на судах иностранных компаний, свидетельствуют, что период физической реадаптации к береговым условиям протекает более длительно по сравнению с моряками СМП. Решение задачи скорейшего возврата моряков в состояние максимальной готовности к дальнейшей работе в море, пред-

ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОДИНАМИКИ МОРЯКОВ, РАБОТАЮЩИХ В РАЗНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЯХ В КОНЦЕ МЕЖРЕйСОВОГО ПЕРИОДА (М ± М)

Показатель Группа I (п=48) Группа II (п=54) Группа III (п=59)

ЧСС, уд/мин 68,2±1,0 67,8±1,1 65,2±1,1*

САД, мм рт. ст. 120,8±1,1 120,1±1,2 117,4±1,2*

ДАД, мм рт. ст. 77,4±1,2 76,8±1,3 75,6±1,4

ПД, мм рт. ст. 43,4±1,1 43,3±1,2 41,8±1,0

СДД, мм рт. ст. 95,1±1,5 94,9±1,4 93,2±1,4

УО, мл 59,2±1,9 58,1±1,7 55,5±1,8

УИ, мл/м2 32,0±0,8 32,1±0,9 31,8±0,9

СИ, л/м2 2,21±0,06 2,15±0,09 2,11±0,10

МОК, л 4,04±0,2 3,94±0,6 3,62±0,8

ОПСС, дин-с-см-5 1885±41 1905±44 2059±59

УПСС, усл. ед. 976±30 981±33 999±42

ИФИ, баллы 2,61±0,08 2,60±0,09 2,42±0,07*

Примечание: различие между группами I и III достоверны: * - р<0,05

полагает наличие реабилитационных мероприятий, разработанных с учетом особенностей работы плавсостава на судах иностранных компаний. При прохождении медицинских освидетельствований к показателям физического здоровья моряков, которым предстоит работать на судах иностранных компаний, особенно в интернациональных экипажах, следует предъявлять повышенные требования.

Выводы.

1. Период реадаптации к береговым условиям у российских моряков, работающих в иностранных компаниях, протекает более длительно, чем у плавсостава, работающего в

СМП, о чем свидетельствуют более высокие данные ЧСС, САД, ИФИ, полученные при исследовании моряков в межрейсовый период.

2. Наличие гипотонических реакций на стандартную физическую нагрузку у 11,1% российского плавсостава, работающего под иностранным флагом в конце реадаптационного периода, свидетельствует о неполном восстановлении физического здоровья к концу отпуска.

3.Увеличение реадаптационного периода свыше 5 месяцев не приводит к достоверным изменениям показателей сердечно-сосудистой системы российсих моряков, работающих на судах иностранных фирм.

Список литературы

1. Зубарев Ю.Г. Психосоциальные аспекты реабилитации плавсостава // Научные основы гигиены и физиологии адаптации человека к условиям Мирового океана: материалы пленума проблемной комиссии. Владивосток, 1991. С. 37-39.

2. Бумай О.К. Применение тестовой карты САН для оценки эффективности средств «зоны отдыха» по поддержанию работоспособности корабельных специалистов в длительном плавании // Мор. мед. журн. 1994. № 1. С. 21-22.

3. Мызников И.Л. Влияние вахтовой организации труда на параметры центральной гемодинамики и постоянный потенциал мозга // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 2. С. 56-58.

4. Некоторые показатели функций организма моряков и рыбаков севера / В.В. Лупачев, П.И. Сидоров, В.В. Попов, А.А. Мозер. Архангельск, 1999. С. 6.

5. Богданов Р.Б., Лупачев В.В., Логвиненко А.Т. Показатели системы кровообращения у российских моряков при работе на судах иностранных фирм // Экология человека. 2008. № 6. С. 27-29.

6. Мацевич Л.М. Современные аспекты реабилитации плавсостава // Научные основы гигиены и физиологии адаптации человека... С. 74-76.

Bogdanov Roman, Lupachev Valery

READAPTATION OF SAILORS AFTER WORK ON BOARD FOREIGN AND RUSSIAN SHIPS

The blood circulation system indices have been studied in 48 Russian seamen working on board foreign ships within the period between voyages. We have compared the data obtained with those of the sailors working on board Russian ships. The adaptation period to the on-shore conditions is shown to be longer in the sailors working for foreign companies.

Контактная информация: Богданов Роман Борисович e-mail: [email protected] Лупачев Валерий Валентинович

e-mail: [email protected]

Рецензент - Ишеков E.G., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной физиологии и валеологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.