Научная статья на тему 'Влияние школьной образовательной программы правильного питания на семьи детей - участников обучения'

Влияние школьной образовательной программы правильного питания на семьи детей - участников обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / EATING CULTURE / ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ / TEACHING THE BASICS OF NUTRITION / ОБРАЗ ЖИЗНИ / LIFESTYLE / РАЦИОН ПИТАНИЯ / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / DIET / DIETARY PATTERN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макеева А. Г.

В ходе исследования изучалось влияние школьной программы обучения основам правильного питания на знания, представления, связанные с питанием, у родителей участников программы, а также на организацию их семейного рациона. В исследовании приняли участие две группы родителей из 6 регионов России. Первая группа объединяла родителей, чьи дети 3 года изучали специальный курс «Разговор о правильном питании», вторую группу составили родители, дети которых не участвовали в специальных курсах, связанных с формированием основ культуры питания. Всего было опрошено 240 родителей. Позитивный вклад программы главным образом связан с изменением организации питания в семье, повышении частоты употребления детьми целого ряда полезных продуктов и блюд, внедрению целого ряда культурных норм и традиций, связанных с питанием в повседневную жизнь семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the study of the influence of school Nutrition Program on the knowledge, ideas and behavior of parents of the Program participants. Two groups of parents from 6 regions of Russia took part in the study. The first group consisted of parents, whose children took a special 3-year course “Talking about proper nutrition”. The second group included parents whose children did not do any course connected with healthy nutrition. A total of 240 parents were interviewed. The positive contribution of the Program mainly consisted in improving family diet and nutrition regime.

Текст научной работы на тему «Влияние школьной образовательной программы правильного питания на семьи детей - участников обучения»

ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА СЕМЬИ ДЕТЕЙ - УЧАСТНИКОВ ОБУЧЕНИЯ

А.Г. Макеева1,

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО»,

Москва, Россия

В ходе исследования изучалось влияние школьной программы обучения основам правильного питания на знания, представления, связанные с питанием, у родителей участников программы, а также на организацию их семейного рациона. В исследовании приняли участие две группы родителей из 6 регионов России. Первая группа объединяла родителей, чьи дети 3 года изучали специальный курс «Разговор о правильном питании», вторую группу составили родители, дети которых не участвовали в специальных курсах, связанных с формированием основ культуры питания.

Всего было опрошено 240 родителей. Позитивный вклад программы главным образом связан с изменением организации питания в семье, повышении частоты употребления детьми целого ряда полезных продуктов и блюд, внедрению целого ряда культурных норм и традиций, связанных с питанием в повседневную жизнь семьи.

Ключевые слова: культура питания, обучение основам правильного питания, образ жизни, режим питания, рацион питания.

Influence of Nutrition Educational Programme on the families of child participating in the study. The article presents the study of the influence of school Nutrition Program on the knowledge, ideas and behavior of parents of the Program participants. Two groups of parents from 6 regions of Russia took part in the study. The first group consisted of parents, whose children took a special 3-year course "Talking about proper nutrition ". The second group included parents whose children did not do any course connected with healthy nutrition. A total of 240 parents were interviewed. The positive contribution of the Program mainly consisted in improving family diet and nutrition regime.

Key words: eating culture, teaching the basics of nutrition, lifestyle, dietary pattern, diet.

В статье публикуется продолжение исследования влияния школьных образовательных программ правильного питания, на взрослых, вовлеченных в их реализацию (3). Традиционные оценки эффективности такого рода программ связаны с изучением изменений в знаниях, оценочных суждениях и поведении непосредственных участников обучения - школьников (2, 5, 6). Однако эффект программы может быть значительнее, в сфере ее влияния оказываются не только непосредственные адресаты обучения - дети, но и взрослые, связанные с целевой группой.

Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <[email protected]>

В данной статье представлены результаты исследования, проведенного среди родителей школьников, изучающих программу «Разговор о правильном питании». Несмотря на то, что родители непосредственно не участвуют в обучении, мы предположили, что влияние образовательного проекта на взрослых может осуществляется и опосредованно, через детей. Дети транслируют знания, полученные в школе, проявляют активный интерес к вопросам питания, тем самым побуждают взрослых уделять больше внимание организации семейного рациона.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 6 регионах России: Забайкальский край, Подмосковье (г.Клин), Брянская, Орловская, Нижегородская, Оренбургская области.

Всего было опрошено 240 родителей. Основная группа (110 человек) - родители учащихся начальной школы, участвовавших в программе «Разговор о правильном питании» 3 года, контрольная группа (130 человек) - родители учеников начальной школы, не участвовавших в проектах, связанных с формированием основ культуры питания и здорового образа жизни.

Респонденты для обеих групп выбирались из одних и тех же школ.

Сбор информации осуществлялся с помощью специальной онлайн анкеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большинство родителей основной группы рассматривают правильное питание как наиболее важное условие для сохранения здоровья своих детей. При оценке факторов, которые могут негативно отразиться на самочувствии и развитии ребенка нарушение режима питания, избыточное потребление пищи взрослые ставят на первое место. В контрольной группе родители большее значение придают таким факторам как повышенный уровень стресса и неблагоприятная экологическая среда, неправильное питание - на третьем месте.

Родителей уверены в своей компетенции в сфере вопросов, касающихся здорового образа жизни. Только 5 % респондентов в основной группе и 11 % в контрольной считают ее недостаточной. При этом большинство основной группы оценивает уровень своей компетенции как высокий, в контрольной же группе преобладает оценка «достаточный».

Можно предположить, что участие детей в образовательной программе побуждает и их родителей с большим вниманием и интересом относиться к различного рода информации, связанной с здоровьем, вовлекает их в поиск новых сведений, и, как следствие, способствует расширению круга их знаний в этой области.

Также, как и педагоги - участники программы «Разговор о правильном питании» (3), родители основной группы не только более уверены в своих знаниях, связанных с здоровым образом жизни, но и более высоко оценивают роль знаний в организации условий для правильного питания и здорового образа жизни в своей семье. Респонденты основной группы ставят этот фактор на первое место, тогда как для родителей контрольной группы более важным для организации пита-

ния представляются такие факторы как «наличие времени для приготовления пищи, занятий спортом», «наличие достаточных материальных средств» и т.д.

Наиболее распространенный источник информации о здоровом образе жизни среди наших респондентов - научно-популярная литература и консультации врача. Об этом упомянуло более 50 % родителей в обеих группах. Интернет источникам доверяет треть опрошенных. Такой источник информации как советы друзей и знакомых оказывается более популярным в контрольной группе - его указали 29 % родителей, тогда как в основной группе этому источнику доверяет только 9 %. А вот уровень доверия к информации, полученной от педагога различается в группах - в основной группе о нем упомянуло 21 % респондентов, а в контрольной - 9 %. Это различие также можно рассматривать как эффект влияния программы - участвуя в проекте, педагоги больше узнают о правильном питании и, как результат, могут дать родителям компетентный и полезный совет.

Таблица 1

Характеристики режима питания детей со слов их родителей

Характеристики режима питания Основная группа (в %) Контрольная группа (в %)

Регулярный завтрак дома 85 83

Регулярный завтра в школе 78* 61*

Полноценный обед из 2-3 блюд 68* 55*

Перекусы вместо обеда 16* 27*

Поздний ужин 5* 19*

Примечание: * - достоверные различия

Большинство родителей в обеих группах позитивно оценивают образ жизни своего ребенка. Однако при этом в основной группе чаще используется оценка «здоровый образ жизни», в контрольной группе преобладают более сдержанные оценки - «скорее здоровый».

Схожая картина выявляется и при оценке родителями питания своего ребенка. Только 7 % в основной группе и 11 % в контрольной группе считают, что их ребенок питается неправильно. Большинство респондентов в основной группе оценивают питание как «полноценное и правильное», в контрольной группе как «скорее полноценное и правильное».

Для того, чтобы определить - насколько соответствуют оценки взрослых реальному положению дел, мы попросили наших респондентов более подробно описать режим и рацион питания их детей.

Картина, которая формируется на основании анализа ответов родителей, в значительной степени противоречит общим положительным представлениям взрослых о характере питания школьников.

Режим и рацион школьников отличается от оптимального. И в контрольной, и в основной группе распространены нарушения режима (многие школьники пропускают завтрак, заменяют обед перекусом), выявляется недостаточное употребление многих важных продуктов и блюд. Все это дает серьезные основания для

тревоги - значительное число родителей не только не может организовать правильное питание для своих детей, но и не способно адекватно оценить возможные негативные последствия нарушений питания.

Таблица 2

Характеристики семейного рациона со слов родителей

Блюда Основная группа (% родителей, указавших на ежедневное употребление блюда) Контрольная группа (% родителей, указавших на ежедневное употребление блюда

Блюда из свежих овощей 64* 51*

Фрукты 78* 60*

Супы 60* 45*

Мясные блюда 82 80

Молочные блюда 59 62

Однако при этом рацион и режим питания в семьях участников программы все же является более полноценным и регулярным. Так, дети, изучающие программу, реже заменяют обед перекусами, чаще едят блюда из свежих овощей, фрукты, супы, что может рассматриваться как положительный эффект участия в проекте. За счет опосредованного (за счет детей) вовлечения родителей в процесс обучения, программа способна влиять на семейный рацион и режим, побуждать родителей более внимательно относиться к питанию детей.

Еще один значимый эффект программы заключается в расширении культурных практик и норм, связанных с питанием, в семьях участников. Родители основной группы строже контролируется употребление ряда продуктов (сладкого, жирного) - больше половины респондентов основной группы утверждают, что стараются ограничивать употребление такой еды. В контрольной группе только треть респондентов упоминает о разного рода ограничениях.

Большинство родителей (60 %) основной группы позитивно относятся к процессу приготовления пищи. В контрольной группе родители более сдержаны в оценках - только 32 % отметили, что им нравится готовить. Процесс приготовления пищи вместе с ребенком «полезным и увлекательным занятием» считает 52 % респондентов в основной группе и 33 % в контрольной. 45 % родителей основной группы отметили, что регулярно готовят вместе с детьми, среди контрольной группы таких 27 %.

В основной группе чаще практикуются и другие модели поведения, связанные с питанием - совместное обсуждение меню, еда за красиво сервированным столом, совместная еда, когда все члены семьи собираются за одним столом и т.д.

А как оценивают наши респонденты роль различных факторов в формировании полезных привычек и навыков, связанных с питанием, у своих детей? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы предложили родителям оценить вклад каждого из факторов с помощью балльной шкалы. Рейтинг факторов совпал в обеих группах - наиболее важным и значимым родители считают «традиции питания в семье», на втором месте - «организацию питания в школе», на третьем -

«специальную воспитательную работу в школе». Другие факторы, такие как «влияние сверстников», «влияние СМИ», «специальные государственные программы» оцениваются как менее важные.

Распространенность культурных практик, связанных с питанием, в семьях респондентов

Основная группа Контрольная группа

Приготовление новых, необычных блюд

Совместные трапезы

Ограничение употребления сладкого

Ограничения употребления жирного

61

Совместное детьми приготовление пищи

Совместное обсуждение меню

Большинство родителей уверены в том, что школьные образовательные программы -важная часть работы школы. При этом более 80 % родителей основной группы уверены в том, что это- обязательный компонент школьного образования, тогда как большая часть родителей контрольной группы рассматривает его в качестве желательного направления деятельности школы.

Родители наших респондентов по-разному оценивают и масштабы возможного влияния школьного обучения. Респонденты контрольной группы в основном связывают его с изменениями в осведомлённости и поведении детей, основная группа оценивает эффект обучения как более масштабный, будучи уверенными в том, что обучение основам правильного питания может позитивно повлиять и на организацию питания в семье.

ВЫВОДЫ

Большинство родителей рассматривает питание как один из важнейший факторов, влияющий на здоровье их детей. При этом взрослые далеко не всегда адекватно оценивают состояние питания в своей семье. Большинство родителей убеждены в том, что питание их детей является полноценным и регулярным, при этом конкретные характеристики режима и рациона, которые дают взрослые, отлича-

ются от оптимальных и подтверждают наличие существенных проблем в организации питания: нерегулярное питание, недостаточное употребление многих полезных продуктов и блюд и т.д. Это свидетельствует о значимости и важности специальной просветительской и организационной работы, знакомящей родителей с различными аспектами питания и помогающей им создать условия для организации правильного питания в семье.

Одной из форм такой работы являются образовательные программы, реализуемые на базе школ. Сфера их влияния не ограничивается изменениями в поведении школьников, но также затрагивает и их семьи. Дети - участники программы, транслируют знания, полученные в школе, своим родителям, вовлекают их в различные формы обучения, предлагаемые программой, что, в свою очередь повышает интерес и внимание взрослых к вопросам правильного питания.

Школьные программы способны не только повышать уровень осведомленности родителей в вопросах питания, но и положительно влияют на рацион питания в семьях участников. Программа не может полностью решить существующие проблемы, однако она помогает корректировать ситуацию - в семьях участников программы меньше распространены различные нарушения питания.

Еще один важный эффект обучающей программы связан с расширением культурных практик, связанных с питанием, в семьях участников: совместные трапезы, совместное с детьми приготовление пищи, обсуждение меню и т.д.

Большинство родителей считает специальное обучение основам правильного питания важной частью работы школы. При этом родители, чьи дети участвуют в программе, рассматривают его как обязательный компонент школьного обучения, родители контрольной группы рассматривают его как желательное направление в деятельности школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ищенко А.В. Здоровье как ценность и педагогическая практика // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 87-89

2. Макеева А.Г. Возможности использования образовательных программ в формировании основ культуры здоровья //Биология в школе. 2014.N 4. С. 20-28

3. Макеева А.Г. Влияние школьной образовательной программы правильного питания на педагогов. Новые исследования.-2017.-№2.-С.70-78

4. Brown, T., Summerbell, C.A. (2008). A systematic review of school-based interventions that focus on dietary intake and physical activity levels to prevent childhood obesity: an update to the obesity guidance produced by the NICE. Obesity Reviews, 10:110-141.

5. Habib-Murad C., Moore H.C. Health-E-Pals: promoting Healthy eating and Physical activity in Lebanese schools - Intervention development/Education and health.-2014.- N 32 (1).-P. 3-8.

6. Makeeva A. What can be changed by nutrition education? Evaluation of the educational influence on children's behavior and nutritional knowledge. Education and Health, 2014. 33 (1):15-20. http://sheu.org.uk/x/eh331am.pdf

7. McQueen D, Jones CM. Global Perspectives on Health Promotion Effectiveness. New York: Springer, 2007: 428 p.

8. Tones K., Tilford S. Health Education, Effectiveness, Efficiency and Equity. Londres : Chapman & Hill, 1994 : 336 p.

9. Wyatt, K., Lloyd, J. (2013). Development of a novel, school located, obesity prevention programme, the Healthy Lifestyles Programme (HeLP). Education and Health, 31 (2):89-95. http://sheu.org.uk/x7eh312kw.pd

REFERENCES

1. Ishhenko A.B. Zdorov'e kak cennost' i pedagogicheskaja praktika // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 12. S. 87-89

2. Makeeva A.G. Vozmozhnosti ispol'zovanija obrazovatel'nyh programm v formirovanii osnov kul'tury zdorov'ja //Biologija v shkole. 2014.N 4. S. 20-28

3. Makeeva A.G. Vlijanie shkol'noj obrazovatel'noj programmy pravil'nogo pitan-ija na pedagogov. Novye issledovanija.-2017.-№2.-S.70-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.