ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ
А.Г. Макеева1,
ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва
Проведено исследование влияния обучения правильному питанию школьников на их представления, установки и поведение. В исследовании участвовали две группы подростков 10-12 лет, жители 4 городов России (Балашиха, Нижний Новгород, Волгоград, Ижевск). Первая группа подростков в течение трех лет изучала программу о правильном питании, у второй группы не было специального обучения. Всего было опрошено 300 подростков, а также их родители. Выявлен позитивный вклад обучения в формирование культуры правильного питания у школьников - подростки, изучающие программу, демонстрируют значительную осведомленность об аспектах питания, чаще едят полезные продукты, соблюдают режим питания, а также ведут более здоровый образ жизни в целом.
Ключевые слова: культура питания, обучение основам правильного питания, образ жизни, режим питания, рацион питания.
Evaluating the effectiveness of the nutrition educational program. The effect of nutrition education on students' views, attitudes and behaviour was studied. The study involved two groups of adolescents aged 10-12 years old, living in 4 cities of Russia (Balashikha, Nizhny Novgorod, Volgograd, Izhevsk). The first group of teenagers studied proper nutrition for three years, the second group had no special training. 300 teenagers and their parents were interviewed. There was revealed a positive contribution of education to the development ofproper nutrition habits in school children: teenagers involved in the training programme demonstrate strong awareness of nutrition aspects, they are more likely to eat healthy foods, follow the diet and lead a healthier lifestyle in general.
Key words: eating culture, learning the basics of nutrition, lifestyle, dietary pattern,
diet.
В настоящее время специальное обучение основам здорового образа жизни, является непременным компонентом национальных программ и проектов, направленных на снижение уровня заболеваемости среди населения [9, 10]. Так, к примеру, в настоящее время в мире реализуется более 300 национальных образовательных программ, связанных с обучением правильному питанию [6]. Между тем, несмотря на масштабность просвещения и обучения в сфере ЗОЖ и правильного питания, вопрос оценки его эффективности остается недостаточно разработанным. Существует целый ряд работ, подтверждающих роль просвещения в решении проблемы преодоления заболеваемости [2, 3, 11], влиянии его на поведение людей, связанное со здоровьем [11]. Однако при этом среди специалистов нет единого понимания сферы влияния образовательных программ, конкретных механизмов их воздействия, круге реальных задач, которые могут быть решены с помощью обучения и образования. Это, в свою очередь, приводит к появлению
Контакты:1 Макеева А.Г., E-mail:
исследований, где эффективность образовательной методики доказывается с помощью анализа уровня заболеваемости конкретных групп населения, изменений их социально-экономических характеристик и т.д. Отсутствие адекватного представления о вкладе образования затрудняет постановку реалистических целей и задач профилактики, снижает достоверность прогноза результатов долгосрочных программ и проектов.
Целью данного исследования стало определение характера влияния обучения по программе «Разговор о правильном питании» на знания, предпочтения и поведение школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в школах 4 городов России - Нижний Новгород, Ижевск, Волгоград, Балашиха (Московская область). В исследовании принимали участие школьники 10-12 лет и их родители. Было выделено 2 группы - основная (150 школьников и 150 родителей) и контрольная (147 школьников и 147 родителей). Школьники основной группы - прошли трехлетний курс подготовки в области правильного питания с помощью специальной программы, у школьников контрольной группы не было специального обучения.
Для исследования использовались несколько видов анкет. Анкетирование школьников проводилось в классе, подростки самостоятельно заполняли бланки анкет. Анкетирование взрослых происходило во время родительского собрания.
Первый вид анкетирования был направлен на выявление уровня осведомленности школьников о различных аспектах питания - режиме, рационе, пищевой ценности продуктов и блюд и т.д., а также их предпочтениях в области питания. Этот вид анкетирования проводился один раз. Второй вид анкетирования был направлен на изучение реального рациона и режима питания школьников, а также особенностей их образа жизни в целом. Оно проводилось каждый день в течение рабочей недели- учащиеся должны были ответить на вопросы, связанные с их предыдущим днем.
Анкеты для взрослых содержали перечень вопросов, связанных с организацией питания ребенка в семье, проблемами, с которыми сталкиваются родители.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Все опрошенные - и взрослые, и дети, оценивают питание как наиболее важный для здоровья фактор. Участники исследования ставят его на первое по значимости место , перед физической активностью, экологическими условиями, наследственностью и т.д. результаты опроса совпадают в контрольной и основной группах. Таким образом, приоритетные оценки значимости питания оказываются не результатом специального обучения, а, скорее, следствием общей популярности и актуальности темы питания для современного общества, внимания, которое уделяется питанию в различных социальных группах.
К 10-12 годам у подростков сформированы достаточно разнообразные представления о питании. Для анализа их содержания мы выделили несколько основных информационных блоков, по которым проводили сравнение между кон-
трольной и основной группами (см таблицу). Оказалось, что при совпадении общей оценки значимости питания для здоровья, объем сведений о различных аспектах питания, их достоверность, различаются.
Таблица 1
Осведомленность школьников основной и контрольной групп о различных
аспектах питания
Информационные модули Основная группа-количество правильных ответов (в %) Контрольная группа-количество правильных ответов (в %)
Функции основных питательных веществ (какое значение для организма имеют белки, жиры и углеводы) 68* 53*
Продукты-источники основных питательных веществ 73* 60*
Основы потребительской культуры (умение находить и анализировать нужную информацию на упаковке) 87* 56*
Основные требования к организации режима дня 68* 56*
Правила сервировки и этикета 43 40
Представление о продуктах ежедневного рациона (умение выделить из списка все продукты, которые необходимо включать в ежедневный рацион) 56 54
Примечание: * - достоверные различия
Анализируя таблицу, можно выделить ряд информационных блоков, на которые повлияло специальное обучение, и те, содержание которых, главным образом, формируется под другими внешними влияниями. Так, школьники, изучающие программу, гораздо более осведомлены (по сравнению с контрольной группой) в вопросах о роли основных питательных веществ, могут перечислить группы продуктов, которые являются источниками белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Обучение помогает им лучше ориентироваться в информации, размещаемой на упаковке товара- определить пищевую ценность продукта, срок его годности. А вот осведомленность о правилах сервировки и этикета в группах различается мало. По-видимому, эти знания подростками, да и взрослыми, рассматриваются как менее актуальные и не оказываются востребованными в их повседневной жизни.
Особого внимания заслуживает анализ представлений школьников о продуктах ежедневного рациона. Отвечая на вопрос анкеты, участники исследования должны были выбрать из списка продуктов и блюд те, которые, по их мнению, необходимо включать в меню каждый день. Наиболее популярными в списке оказались фрукты, супы, овощи и блюда из сырых овощей, молочные продукты, каши. При этом только 63% подростков упоминает в этом списке хлеб, и только 54% (!) отмечают в этом списке мясо. Лишь 12% школьников считают необходимым ежедневное употребление масла- как растительного, так и животного. Ответы в группах практически не отличаются.
Таблица 2
Знания школьников перечня продуктов ежедневного рациона (частота упоминания в%)
Фрукты - 91 Супы - 82 Свежие овощи и салаты - 79 Молочные продукты - 78
Каши - 77 Хлеб - 63 Мясные блюда - 54 Сливочное и растительное масло - 15
Мы предполагаем, что отсутствие у многих школьников в списке продуктов ежедневного рациона таких важных компонентов как хлеб, мясо, масло - является результатом усвоения весьма распространённых в последнее время мифов о питании: о «вреде» мясной пищи и жиров, необходимости исключения из рациона продуктов из злаков и пр. Эти представления сегодня широко транслируются через средства массовой информации, нередко поддерживаются взрослыми, хотя и не имеют ничего общего с научными представлениями о питании
Для того, чтобы выявить вкусовые предпочтения подростков, мы предложили участникам исследования назвать свои любимые продукты. На основании анализа этого списка бы составлен перечень из 10 наиболее популярных продуктов. В него вошли блюда из картофеля, ряд фруктов, супы (щи, борщ), макароны, несколько видов мясных блюд, сладости. Обращает на себя внимание то, что в этом списке нет молочных, рыбных, овощных - являющихся столь важными компонентами здорового рациона питания. Список из 10 любимых продуктов (ТОП-10) совпадает в обеих группах. Одна из причин этого, на наш взгляд - сходство социально-экономических характеристик семей участников исследования. Следовательно, совпадает ассортимент доступных для них продуктов и блюд. Вкусовые предпочтения же формируются на основе реального опыта, имеющегося у подростка.
Отличия между группами выявляется в частоте упоминания некоторых продуктов в списке Топ-10. В рейтинг продуктов в этом списке у школьников основной группы фрукты и супы занимают верхние строчки, а сладости - нижнюю часть списка. Вне списка Топ-10 школьники контрольной группы значительно чаще упоминают среди своих любимых - овощные блюда, и гораздо реже «джанк фуд». 10% школьников основной группы упоминают рыбные блюда как «нелюбимые», а среди школьников «контрольной» группы таких - 19%.
Таким образом, можно говорить о том, что роль обучения заключается не в формировании определенных вкусовых предпочтений (как уже говорилось выше - главным образом, на это влияет доступный ассортимент продуктов и блюд для семьи школьника), а в качестве «модулятора» имеющихся вкусовых предпочтений, делая их более «здоровыми».
Для того, чтобы определить- может ли обучение по программе повлиять на реальное питание школьников, мы проанализировали недельный рацион подростков. В результате были выделены продукты и блюда, которые чаще всего включаются в меню завтрака, обеда, полдника и ужина участников исследования.
Таблица 3
Основные продукты и блюда, входящие в ежедневное меню школьников - участников исследования
Завтрак Каша или хлопья, хлеб, бутерброд с колбасой, колбасные изделия (сосиски, сарделькиО, выпечка, чай, молоко Обед Суп(мясной или овощной), хлеб, блюдо из мяса, макароны, свежие овощи, колбасные изделия (сосиски, сардельки), чай сок
Полдник Фрукты, выпечка, хлеб, молочные продукты, овощи, бутерброд, сладости, чай, сок Ужин Блюдо из мяса, макароны, колбасные изделия, тушеные овощи, чай, сок, молочные продукты
Несмотря на то, что значительная часть опрошенных не рассматривает мясо и хлеб как продукты ежедневного меню (см. выше), эти продукты присутствуют в полученном списке. Типичный рацион участников нашего исследования включает также достаточное количество молочных продуктов (указаны в трех из четырех приемах пищи), блюд из свежих овощей (указаны в двух приемах пищи), полноценный обед, состоящий из нескольких блюд (суп, второе блюдо, напиток), блюдо из зерновых. При этом в списке наиболее часто встречающихся блюд отсутствуют рыбные (только 14% опрошенных упомянули о том, что в течение недели ели рыбу). Между тем, рыбные блюда - важный компонент детского питания, источник целого ряда ценных питательных веществ. В качестве основного гарнира выступают макароны (тушеные овощи, блюда из крупы, запеканки и т.д. редко встречаются в списке). И, конечно, обращает на себя внимание высокая популярность колбасных изделий. Фактически, в каждом приеме пищи упоминается эта группа продуктов.
Существенных различий в списке типичных продуктов и блюд у школьников двух групп не выявляется. А вот частота употребления продуктов и блюд внутри списка различна. Подростки основной группы едят фрукты и овощи и блюда из зерновых (каши, хлопья) в среднем в 2 раза чаще, чем подростки контрольной группы, а джанк-фуд (чипсы, сухарики, газировки и т.д.)- реже в 4 раза (частота упоминания джанк фуда в недельном меню у основной группы-3%, у контроль-ной-12%). И здесь - так же, как и в случае с предпочтениями школьников, мы вновь можем говорить о «модулирующей» роли образования. Состав рациона пи-
тания, ограничиваемый социально-экономическими характеристиками семьи, оказывается вне сферы влияния обучения. Однако обучение позволяет корректировать выбор в пользу более «здоровых» продуктов и блюд внутри списка, границы которого определены, главным образом, социально-экономическими характеристиками.
Влияние обучения на поведение школьников проявляется и при сравнении режимов питания у школьников двух групп. Подростки основной группы едят преимущественно 4-5 раз в день, в их режиме питания чаще встречается первый и второй завтрак, полдник. У подростков контрольной группы преимущественно 3 -4 разовое питание, они реже отмечают наличие завтрака в школе, полдника. Таким образом, мы имеем подтверждение того, что специальное обучение влияет на организацию режима питания школьников, побуждает их более внимательно относиться к своему здоровью.
Таблица 4
Приемы пищи в течение дня у участников исследования
Основные приемы пищи Основная группа (в %) Контрольная группа (в %)
Завтрак дома 90 93
Завтрак в школе 66* 46*
обед 96 95
Полдник 62* 48*
Ужин 97 97
3 разовое питание 25* 36*
4 разовое питание 43* 36*
5 разовое питание 30* 23*
Примечание: *достоверные различия
Данные анализа недельного анкетирования позволяют сделать вывод и о влиянии обучения на образ жизни школьника в целом. Мы выделили основные виды деятельности участников нашего исследования и проанализировали - как строится их день.
В целом, образ жизни подростков может быть охарактеризован как малоподвижный. Большая часть времени школьников расходуется на виды активности, не связанные с физическими нагрузками- учебу в школе, выполнением домашнего задания, просмотр телепередач, компьютер. Физическая активность (занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, зарядка) составляет значительно меньшее время. Продолжительность времени, затрачиваемого на тот или иной вид активности - приблизительно одинаковый в обеих группах, существенное различие выявляется только в случае с количеством времени, которое подросток тратит на компьютер.
Таблица 5
Среднее время, затрачиваемое школьниками на различные виды деятельности (расчет по каждому виду деятельности производился на количество подростков,
указавших ее)
Виды деятельности Основная группа (время в минутах) Контрольная группа (время в минутах)
Учеба в школе 360 370
Домашнее задание 135 155
Занятия спортом (сек-
ции, самостоятельные 101 110
занятия)
Прогулка на свежем 35 34
воздухе
Помощь родителям 51 47
Чтение книг 48 47
Занятия в кружках и студиях 95* 112*
Компьютер (компьютерные игры, общение с друзьями) 70* 90*
Просмотр телепередач 80 82
При совпадении среднего времени, которое подростки из обеих групп тратят на перечисленные в выше виды активностей, распространённость этих видов активностей в группах различается.
Таблица 6
Распространенность различных видов деятельности среди школьников (частота упоминаний в течение недели)
Виды деятельности Основная группа (в%) Контрольная группа (в%)
Занятия спортом 35* 22*
Прогулка на свежем воздухе 68* 49*
Помощь родителям 50* 43*
Чтение книг 56* 48*
зарядка 35* 17*
Примечание: * - достоверные различия
В основной группе уровень распространённости видов активностей, связанных с заботой о собственном здоровье, оказалась заметно выше, по сравнению с
контрольной группой - большее число подростков указали занятия спортом, прогулку на свежем воздухе, зарядку. Можно отметить и то, что подростки основной группы ведут более насыщенный образ жизни в целом- они чаще успевают читать, помогать родителям. Систематическое изучение одного из аспектов здорового образа жизни- правильного питания дает подростку универсальный опыт внимательного и бережного отношения к своему организму, который может транслироваться и на другие аспекты ЗОЖ, побуждать его заботиться о себе.
Если результаты опроса детей контрольной и основной групп различаются по целому ряду показателей, то результаты опроса родителей практически полностью совпадают. В определённой степени это обусловлено тем, что в исследовании принимали участие семьи с приблизительно одинаковым социально-экономическим статусом (школьники контрольной и основной групп учатся в одних школах). Это, в свою очередь, обуславливает совпадение возможностей организации питания. Сходство в ответах родителей связано и с возрастными характеристиками детей - одинаковый возраст обуславливает схожие задачи воспитания.
Однако, одновременно, совпадение ответов демонстрирует и то, что родители оказываются вне сферы влияния обучающей программы, отсутствует методический инструмент, который позволяет воздействовать на взрослых членов семьи. Действительно, оказалось, далеко не все родители основной группы осведомлены о том, что их дети участвуют в специальной образовательной программе, изучают правила питания.
Все взрослые, отвечая на вопросы анкеты, высоко оценивают значение, как правильного питания, так и специального обучения в этой области. Большинство родителей считают, что такие школьные уроки могут помочь им организовать более здоровый и правильных режим и рацион питания у их ребенка.
Родители одинаково оценивают факторы, способные влиять на питание школьников. Среди наиболее значимых для участников исследования - умение и желание готовить у родителей, наличие знаний о правильном питании у ребенка, традиции правильного питания в семье. Родители контрольной и основной групп указывают также на одинаковые проблемы, с которыми им приходится сталкиваться при организации питания их детей - главным образом, это нехватка времени на приготовления пищи, недостаток знаний о правильном питании, невозможность контролировать питание ребенка в течение дня, нехватка денег и т.д.
Взрослые далеко не всегда адекватно оценивают рацион питания своих детей и степень сформированности у них полезных навыков и привычек. Мы предложили родителям школьников указать - как часто в течение недели их дети едят различные виды продуктов и блюд (каждый день, несколько раз в неделю, один раз и реже). Затем мы сравнили результаты этого опроса с результатами анализа недельного меню школьников.
Оказалось, что у значительной части родителей сложилось ошибочное представление о рационе питания их детей - взрослые преувеличивают частоту употребления подростками молочных продуктов, сладостей, рыбных блюд, джанк фуд (газировка, чипсы, сухарики) и наоборот, недооценивают частоту употребления овощей, фруктов, мясных блюд. Оценки родителей в основной группе носят более реалистичный характер, в сравнении с оценками в контрольной группе, од-
нако все равно не в полной мере соответствуют действительности. Недостаточная осведомленность родителей связана с тем, что взрослые уже не в полной мере контролируют питание своих детей- младшие подростки едят в школе, часто сами себе покупают продукты. Однако недостаточная осведомленность взрослых - серьезное препятствие для корректировки семейного рациона, возможности его улучшения.
ВЫВОДЫ
Специальное обучение способно существенно влиять на различные аспекты жизни подростков, связанные с питанием. Однако сфера его влияния ограничивается действием других факторов - социально-экономических, культурологических, организационных и т.д. Так, участие школьников в специальных программах позволяет значительно расширить их осведомленность в сфере питания - режиме, рационе, традициях и т.д. При этом обучение не всегда препятствует усвоению школьниками ряда социальных «мифов» о питании, широко транслируемых в обществе, их влияние оказывается более существенным.
Обучение не может формировать вкусовые предпочтения школьников и определять продукты и блюда, входящие в их рацион питания. Основную роль в данном случае играют социально-экономические условия жизни подростков. Однако обучение способно выступать в роли «модулятора», побуждая подростков внутри определенного пищевого ассортимента выбирать более полезные варианты питания.
Обучение способно влиять на ряд форм поведения подростка, как связанных, так и не связанных напрямую с питанием. Сюда относится соблюдение режима питания, физическая активность, прогулки на свежем воздухе и т.д. Таким образом, систематическое изучение одного из аспектов здорового образа жизни- правильного питания дает подростку универсальный опыт внимательного и бережного отношения к своему организму в целом.
Родители высоко оценивают роль питания и обучения правильному питанию -считая его важным условием сохранения здоровья. При этом в реальности они не всегда уделяют достаточное внимание питанию своих детей - затрудняясь с адекватной оценкой рациона - частотой употребления продуктов и блюд, регулярность их употребления. Родители также упоминают о целом ряде проблем, с которыми они сталкиваются при организации питания детей, в том числе - нехваткой знаний. Участие школьников в программе не влияет на осведомленность и установки родителей, более того, ряд родителей не знает о том, что их дети изучают программу о правильном питании. Таким образом, помимо специального обучения, направленного на школьников, одновременно должно быть организовано обучение для родителей, позволяющее повышать уровень компетенции взрослых в сфере, связанной с питанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: Академия; 2001.
2. Дробижева Л.М. Ценность здоровья и культура нездоровья в России // Исследования Института социологии РАН. - 2003. - Вып. 3.
3. Казначеева В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - Кострома, 1996.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.: Просвещение; 2001.
5. Макеева А.Г. О формировании основ культуры здоровья у подростков. // Биология в школе. - 2008. - № 1. - С. 3-10.
6. Макеева Научно-методические аспекты проблемы формирования основ культуры здоровья у детей и подростков // Вестник московского образования -2011. - № 15.
7. Мильман И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальной школе. - М.: Гигиена, 1959.
8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПБ, 2002.
9. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. Демина А.К., Деминой И.А. - М.: РАОЗ, 1999.
10. Сосунова И.А., Алексеев СМ. Здоровье, демография и социально-экологические интересы. // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. - М., 2003.
11. Шилова Л.С. Подростки и молодежь в России - перспективная группа распространения социальных заболеваний // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики. - М.: ИС РАН, 2000.