Научная статья на тему 'Международный опыт организации школьного питания'

Международный опыт организации школьного питания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4065
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / SCHOOL NUTRITION / ORGANIZATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Горелова Жанетта Юрьевна

ПРОАНАЛИЗИРОВАН ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США. ОТМЕЧЕНО, ЧТО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, БЛАГОПРИЯТНО ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, КУЛЬТУРУ ИХ ПИТАНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЙ: ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЧАСТО НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ, А ШКОЛЬНЫЕ ЗАВТРАКИ И ОБЕДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗРАСТНЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОТРЕБНОСТЯМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ. В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОГАЩЕННЫХ ВИТАМИНАМИ ПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ ВИ-ТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ, ПОЗВОЛИТ БЫСТРЕЕ РЕШИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ НЕПРАВИЛЬНОГО, А ПОРОЙ И НЕДОСТАТОЧНОГО, ПИТАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Горелова Жанетта Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF ORGANIZING SCHOOL NUTRITION

THE EXPERIENCE OF ORGANIZING SCHOOL NUTRITION IN EUROPE AND USA IS ANALYZED. IT IS NOTED THAT LONG-TERM PROGRAMS AIMED AT OPTIMIZING SCHOOLCHILDREN NUTRITION HAVE A BENEFICIAL EFFECT ON THE CHILDREN'S HEALTH, CULTURE OF THEIR NUTRITION AND QUALITY OF LIFE. THE IMPORTANCE OF CARRYING OUT SIMILAR PROGRAMS IN RUSSIA IS BEYOND ANY DOUBT: ACCORDING TO POPULATION RESEARCH, THE BASIC PRINCIPLES OF GOOD NUTRITION ARE OFTEN NOT OBSERVED, AND SCHOOL BREAKFASTS AND LUNCHES DO NOT CORRESPOND TO THE AGE PHYSIOLOGICAL NEEDS OF CHILDREN AND TEENAGERS FOR NUTRIENT MATERIALS AND ENERGY. IN THIS SITUATION, THE AVAILABLE EXPERIENCE OF USING VITAMIN-ENRICHED PRODUCTS AS WELL AS VITAMIN AND MINERAL COMPLEXES IN CHILDREN WILL PERMIT TO QUICKLY RESOLVE THE EXISTING PROBLEMS OF THE IMPROPER, AND SOMETIMES, INSUFFICIENT. NUTRITION.

Текст научной работы на тему «Международный опыт организации школьного питания»

14

Є

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Международный опыт организации школьного питания

ПРОАНАЛИЗИРОВАН ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США. ОТМЕЧЕНО, ЧТО ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, БЛАГОПРИЯТНО ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ, КУЛЬТУРУ ИХ ПИТАНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДОБНЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЙ: ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ ЧАСТО НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ, А ШКОЛЬНЫЕ ЗАВТРАКИ И ОБЕДЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗРАСТНЫМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОТРЕБНОСТЯМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ. В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОГАЩЕННЫХ ВИТАМИНАМИ ПРОДУКТОВ, А ТАКЖЕ ВИТАМИННО-МИНЕРАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ У ДЕТЕЙ, ПОЗВОЛИТ БЫСТРЕЕ РЕШИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ НЕПРАВИЛЬНОГО, А ПОРОЙ И НЕДОСТАТОЧНОГО, ПИТАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ.

Контактная информация:

Горелова Жанетта Юрьевна, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией эпидемиологии питания Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 103064, Москва,

Малый Казенный переулок, д. 5, тел. (495) 916-06-91 Статья поступила 06.11.2007 г., принята к печати 31.03.2008 г.

На 55-й Сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (Бухарест, Румыния, 12-15 сентября 2005 г.) была принята Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» одним из приоритетных направлений действия которой стало питание: «Хорошее питание имеет важнейшее значение для здорового развития. Недостаточное питание приводит к нарушениям здоровья, что, в свою очередь, способствует дальнейшему ухудшению состояния питания. Нездоровый рацион питания вызывает все большую озабоченность почти во всех европейских странах. Он может приводить к ожирению детей школьного возраста и увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и других системных заболеваний на более поздних этапах жизни. Нарастающая эпидемия ожирения является одним из факторов риска для здоровья, вызывающих все большую озабоченность во многих европейских странах». С подобным заключением Евросоюз за здоровье детей. Европейский Союз (ЕС) всерьез взялся за здоровье детей во всех 27 государствах, входящих в этот альянс. В настоящее время экспертами разрабатывается план, который должен войти в силу с 1 января 2008 г., одним из основных положений которого является бесплатная поставка свежих фруктов и овощей в школьные столовые. Каждый год в ЕС прибавляется 400 тысяч детей, страдающих ожирением, а общее число толстых школьников достигло уже 3 млн. Примером для всех стран ЕС стала Великобритания, где подобный план уже действует. Со столов в британских школах исчезли солонки и бутылки с кетчупом и майонезом. Приправы выдаются исключительно в пакетиках на одну порцию. В ежедневный рацион учеников входят свежие овощи и фрукты. Таково будущее и всех европейских школьных столовых.

ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В конце 2005 г. была создана отдельная государственная структура Трест Школьного Питания (School Food Trust), не подчиняющийся другим ведомствам. С 1944 г. до создания треста вопросы организации питания лежали в сфере ответственности местных образовательных учреждений.

Правительство Великобритании обеспокоило здоровье детей и ситуация с питанием в школах. Питание детей в стране на момент создания треста было пло-

V.R. Kuchma, Zh.Y. Gorelova

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

International experience of organizing school nutrition

THE EXPERIENCE OF ORGANIZING SCHOOL NUTRITION IN EUROPE AND USA IS ANALYZED. IT IS NOTED THAT LONG-TERM PROGRAMS AIMED AT OPTIMIZING SCHOOLCHILDREN NUTRITION HAVE A BENEFICIAL EFFECT ON THE CHILDREN’S HEALTH, CULTURE OF THEIR NUTRITION AND QUALITY OF LIFE. THE IMPORTANCE OF CARRYING OUT SIMILAR PROGRAMS IN RUSSIA IS BEYOND ANY DOUBT: ACCORDING TO POPULATION RESEARCH, THE BASIC PRINCIPLES OF GOOD NUTRITION ARE OFTEN NOT OBSERVED, AND SCHOOL BREAKFASTS AND LUNCHES DO NOT CORRESPOND TO THE AGE PHYSIOLOGICAL NEEDS OF CHILDREN AND TEENAGERS FOR NUTRIENT MATERIALS AND ENERGY. IN THIS SITUATION, THE AVAILABLE EXPERIENCE OF USING VITAMIN-ENRICHED PRODUCTS AS WELL AS VITAMIN AND MINERAL COMPLEXES IN CHILDREN WILL PERMIT TO QUICKLY RESOLVE THE EXISTING PROBLEMS OF THE IMPROPER, AND SOMETIMES, INSUFFICIENT, NUTRITION. KEY WORDS: SCHOOL NUTRITION, ORGANIZATION, INTERNATIONAL EXPERIENCE.

-e-

e

хо организовано, мониторинг питания показал, что существует нехватка витаминов и микроэлементов, зато заметен переизбыток жиров, сахара и соли. Плюс возникла тенденция ожирения детей.

Цели, которые стоят перед Трестом Школьного Питания в настоящее время:

• увеличить охват детей, которые питаются в школе;

• обеспечивать детей питанием, отвечающим требованиям качества, содержания витаминов и микроэлементов, санитарных норм;

• проводить образовательно-разъяснительную работу по популяризации здорового питания.

Несмотря на то, что трест создан совсем недавно, уже есть определенные результаты. Удалось добиться понижения в рационах питания количества жиров, сахара и соли.

АВСТРАЛИЯ - НАЛОГ НА ФАСТ-ФУД

По информации ИТАР-ТАСС, введение в Австралии общенационального налога на продажу пищевых продуктов быстрого приготовления не сумеет в полной мере решить растущую проблему детского ожирения. К такому выводу пришла группа ученых из отделения разработки программ по здравоохранению при университете Кертина, базирующегося в городе Перт. По мнению профессора Марка Добба, возглавляющего исследования, планка упомянутого сбора, аналогичного налогам на табак и алкоголь, должна быть поднята еще как минимум на 15%. Это поможет собирать ежегодно до 2 млрд австралийских долларов (около $1,5 млрд) дополнительно, которые можно будет потратить на просвещение населения и лечение ожирения. Между тем глава австралийского общества по изучению проблем избыточного веса доктор Тим Гил считает, что хотя такая инициатива и имеет положительные стороны, у федерального правительства никогда не будет достаточно средств для противостояния рекламному натиску гигантов пищевой индустрии. «Спорным пунктом для разрешения этой серьезной проблемы является то, каким образом следует расходовать собранные деньги, — подчеркнул ученый. — При этом было бы крайне полезно повысить качественный и количественный уровень просветительной информации по вопросам, как здорового питания, так и образа жизни».

ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

Предыстория. Служба школьного питания в Финляндии является единственной в своем роде с тех пор, как бесплатные школьные завтраки стали ежедневно получать ученики общеобразовательных школ и в старших классах. Первая школьная столовая была открыта в начале прошлого века. В 1943 г. был принят закон, требующий от муниципалитетов предоставлять бесплатные завтраки всем ученикам младших классов, и с конца 70-х годов школьное питание стало бесплатным для всех учеников от начальной до старшей ступени в возрасте от 7 до 19 лет.

Школьный завтрак включает основное горячее блюдо, салат, молоко и хлеб. Существуют рекомендации по школьному питанию, включающие советы по питанию, составлению рационов (основное блюдо, хлеб, овощи, обезжиренное или с низким содержанием жира молоко и вода) и относительно внешнего вида столовой. Раздача школьной еды осуществляется хорошо обученным персоналом и контролируется учителями. Углеводосодержащие напитки и раздаточные автоматы в школьных столовых запрещены. Важности школьного питания, как педагогического средства обучения правильному питанию и предпочтениям в еде, придается особое значение наряду со значимостью увеличения потребления овощей, хлеба из цельных зерен и

обезжиренного молока. Никакие другие напитки кроме молока и воды не должны подаваться на регулярной основе в школьных столовых. Стакан молока содержит широкий спектр микронутриентов, большинство из которых обеспечивает ежедневную потребность детского организма в ми-кронутриентах.

Во что это обходится? В Хельсинки стоимость обслуживания школьного питания составляет 5% всего бюджета на образование, 50% от этой суммы идет на продукты, другая половина — на зарплаты и аренду столового и кухонного оборудования. Реальная стоимость среднегодового школьного завтрака в этом году составила 1,65 евро в общеобразовательных школах. Стоимость молока в среднем составляет 12% от всей стоимости продуктов. Это оплачивается из городского бюджета, поддерживается государственным бюджетом, а школьное молоко субсидируется ЕС. Школьное молоко1. Молоко подается в каждой школе охлажденным каждый день. В большинстве школ предлагается как минимум 2 вида молока (полужирное и обезжиренное). Все школьное молоко пастеризовано, есть также молоко с пониженным содержанием лактозы. В Финляндии молоко в качестве добавки содержит витамин D. Около 5% всего потребляемого в Финляндии молока реализуется в школах.

Наиболее важной частью обеспечения школьников молоком является обучение модели потребления молока с пищей. Эта модель потребления молока должна рекламироваться как можно чаще компаниями-производителями молока совместно с персоналом школьных столовых и учителями. «Молочная девушка» выбирается каждый год. Она посещает школы с целью продвижения молока и служит образцом для учеников.

Охлажденное молоко, заботливый персонал и симпатичная столовая являются факторами, которые увеличивают потребление школьной еды и молока. Потребление школьной еды и молока варьируется в разных школах и зависит не только лишь от количества школьных средств, потраченных на продукты, но и от атмосферы в школьной столовой и от поддержки родителей.

ОПЫТ США

По данным Министерства сельского хозяйства США (МСХ США) и Службы продовольствия и питания (СПП) Программы детского питания, среди которых Национальная программа школьных обедов (National School Lunch Program — NSLP), программа школьных завтраков (School Breakfast Program — SBP), специальная программа по молоку (Special Milk Program — SMP), программа продовольственного обеспечения детей и взрослых (Child and Adult Care Food Program — CACFP) и программа по летнему обслуживанию продуктами питания (Summer Food Service Program — SFSP), обеспечивают питанием детей в школах и других общественных институтах. Программа продовольственного обеспечения детей и взрослых CACFP также обеспечивает продуктами питания пожилых людей и взрослых с хроническими нарушениями здоровья.

МСХ США, в соответствии с федеральным законодательством, компенсирует денежные и продуктовые затраты на каждую порцию предоставленного питания и оказывает штатам финансовую помощь для покрытия административных расходов по этим программам. Соответствующие агентства штатов, принимающие участие в этой работе, осуществляют управление этими программами в государственных школах и учреждениях. Большинство штатов также управляют этими программами в некоммерческих частных школах и учреждениях, хотя некоторым штатам это

Г-

О

со

о

о

CN

Q.

5

S

3

ш

ш

Q.

00

О

о

2

О

о

Q.

С

О

со

По материалам Конференции по школьному молоку, 11-14 апреля 2005 г., Финляндия.

15

1

n

a

x

о

о

a

n

a

и

n

0E

n

M

a

о

R

S

a

I-

n

s

d

V

с

0E

П

X

J

n

о

о

либо запрещается по закону, либо они предпочитают не брать на себя руководство этими программами в таких учреждениях. В таких штатах управление программами должна взять на себя Служба продовольствия и питания (СПП). Национальная программа школьных обедов (NSLP) была учреждена в 1946 г. для того, чтобы защищать здоровье и благополучие детей в стране и поддерживать внутреннее потребление питательной сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания через оказание федеральной денежной и товарной поддержки для организации обедов, предоставляемых местными школами. Чтобы принять участие в Национальной программе школьных обедов, школы и учреждения должны дать согласие предоставлять питание, соответствующее определенным требованиям по питательным характеристикам, и выполнять требования данной программы, касающиеся ведения учета и отчетности. Компенсация по федеральной программе предоставляется школам и учреждениям через агентства штатов на основании числа обедов, предоставленных детям в тех школах, которые участвуют в программе, по ставке возмещения, которая варьируется в зависимости от потребностей семьи. В зависимости от уровня доходов семьи дети подпадают под право на получение бесплатного обеда или обеда по льготой цене. Право на получение бесплатного питания в соответствии с размером доходов устанавливается на уровне 13G процентов от Федеральных нормативов по прожиточному минимуму (Federal Poverty Guidelines), а право на получение питания по льготной цене — на уровне 185 процентов. В настоящее время ребенок из семьи, состоящей из четырех человек, с годовым доходом $26 GG0 или менее, вправе получать бесплатное питание, и питание по льготной цене, если доход семьи не превышает $37 GGG. Текущая ставка возмещения бесплатного обеда составляет $2,40 за обед, ставка по льготной цене $2,00, а ставка возмещения оплачиваемого обеда — $0,23. Кроме того, школы в настоящее время имеют право на получение 16,75 центов в виде продуктов в зачет каждого предоставляемого ими обеда. (Школы в особенно нуждающихся районах получают дополнительное финансирование.) Пересмотр этих ставок осуществляется в июле каждого года.

В 2GG5 бюджетном году в среднем 3G млн детей получали питание в рамках программы каждый учебный день, около 59% питания предоставляется бесплатно или по льготной цене.

Программа школьных завтраков (SBP) была санкционирована на постоянной основе в 1975 г. Чтобы принять участие в Программе школьных завтраков, школы и учреждения должны дать согласие предоставлять завтраки, соответствующие нормам в отношении содержания питательных веществ, и выполнять требования данной программы, касающиеся ведения учета и отчетности.

Программа школьных завтраков действительна для тех же школ и учреждений, что и Национальная программа школьных обедов, и уровень доходов, дающий право на участие, по той и другой программам одинаков. В настоящее время школы, принимающие участие в Программе школьных завтраков, получают компенсации в размере $0,24 за завтрак по полной стоимости, $1,01 за завтрак по льготной стоимости и $1,31 за бесплатные завтраки. Школы, оказывающие помощь большому проценту нуждающихся детей, получают более высокие ставки возмещения. Программа помогает меньшему количеству детей, чем Национальная программа школьных обедов — в бюджетном 2GG5 г. завтраки получали 9,3 млн детей в день. Около 82% этого питания было предоставлено бесплатно или по льготной цене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время растет озабоченность в отношении продажи в школах продуктов питания с низкой питательной

ценностью. В частности, предметом для беспокойства является доступность для школьников «конкурентных продуктов питания», термин, который объединяет широкий спектр продуктов питания, не подпадающих под понятие возмещаемого питания в рамках Национальной программы школьных обедов или Программы школьных завтраков. Такие продукты питания очень часто можно приобрести из порционного меню в кафетерии, в торговых автоматах и школьных магазинах.

В настоящий момент МСХ США обладает очень ограниченными полномочиями по регулированию такого питания в школе. Решения в этой области принимаются на местном уровне, и все большее число правительств штата и местного самоуправления признают этот факт и уже предприняли шаги по ограничению продажи в школах продуктов питания и напитков с высоким содержанием жиров и сахара. Как бы то ни было, за последние годы вырос интерес к установлению общенациональных ограничений или нормативов по продаже продуктов питания за рамками программ обедов на территории школы.

Программа по предоставлению свежих фруктов и овощей (Fresh Fruit and Vegetable Program — FFVP) была санкционирована в качестве пилотного проекта в четырех штатах и в одной индейской племенной организации в 2002 г., как способ постараться включить свежие фрукты и овощи в Национальную программу школьных обедов и Программу школьных завтраков. Как показало исследование влияния Программы по предоставлению свежих фруктов и овощей, практически все пилотные школы решительно поддержали ее продолжение, а 80% школьников с большим энтузиазмом отозвались об этом проекте. Поэтому в 2004 г. в результате повторного согласования Программа по предоставлению свежих фруктов и овощей была утверждена в качестве постоянной программы, и было добавлено еще четыре штата и еще две племенные организации. В последующие годы были добавлены новые штаты. Сегодня в рамках Программы по предоставлению свежих фруктов и овощей бесплатные свежие фрукты и овощи получают дети из более чем 350 школ в 17 штатах и в 3 индейских племенных организациях по всей стране.

Специальная программа по молоку (SMP), которая была санкционирована в рамках Закона о детском питании, помогает школам и учреждениям, не принимающим участие в других программах по предоставлению питания, субсидируемого государством, обеспечивать детей бесплатным или дешевым молоком с тем, чтобы поддержать его потребление. Поскольку участие ограничивается теми школами, которые не принимают участие в других программах, Специальная программа по молоку является относительно небольшой программой, с ежегодным финансированием менее чем $15 миллионов.

Программа по летнему обслуживанию продуктами питания (SFSP) была учреждена в 1975 г. для того, чтобы продовольственное обслуживание было доступно детям из районов с низким уровнем доходов в период, когда в школах нет учебных занятий. Обслуживающие учреждения или «спонсоры» должны оказывать услуги детям в «районах со слабой хозяйственной конъюнктурой» — обозначенных как районы, в которых 50 процентов или более детей имеют право на получение бесплатного школьного питания или школьного питания по льготной стоимости. В 2005 бюджетном году более 3700 спонсоров участвовали в работе этой программы примерно в 31000 городов по всей стране. Только в июле 2005 г. такие услуги предоставлялись около 2 млн детей в день.

Среди спонсоров, которые могут принимать участие в программе, есть общественные или частные некоммерческие

16

e

школы; государственные структуры; общественные или частные некоммерческие лагеря постоянного проживания; колледжи и университеты, работающие в рамках Национальной программы молодежного спорта (National Youth Sports Program); и другие частные некоммерческие организации, действующие на определенных условиях и в рамках определенных ограничений. Спонсоры предоставляют бесплатное питание детям до 19 лет, участвующим в программах. Большинство спонсоров могут кормить одного ребенка два раза в день.

На покрытие административных и эксплуатационных расходов спонсорам выделяются наличные деньги, которые также покрывают самостоятельное приготовление еды и приобретение питания у школ. Спонсорам, самостоятельно готовящим пищу, спонсорам, использующим школы для приготовления пищи, и школьным спонсорам предоставляются продукты. Кроме этого, для проведения медицинских осмотров, проверки качества пищи, а также оплаты административных расходов государственным агентствам штатов предоставляются денежные средства.

Так как программа работает каждый год короткий период времени и часто является значительным дополнительным бременем для операторов других летних программ, многолетней проблемой стало найти и сохранить достаточное число спонсоров и мест, чтобы детям из семей с низким доходом был предоставлен доступ к программе.

Программа продовольственного обеспечения детей и взрослых (CACFP) была учреждена в 1975 г., чтобы предоставлять льготы, подобные тем, которые имеются в рамках Национальной программы школьных обедов и Программы школьных завтраков, для детей, являющихся подопечными различных некоммерческих учреждений социального обеспечения детей. (Коммерческие центры могут также участвовать, если не менее чем 25% их подопечных, либо получают средства от Медикэйд — государственной программы бесплатной или льготной медицинской помощи — или единовременные субсидии по соцобеспечению, или имеют право на получение бесплатного питания или питания по льготной стоимости.) В 1987 г. центры дневного ухода за взрослыми, оказывающие помощь лицам с хроническими нарушениями здоровья, были подключены к этой Программе; в 1998 г. также добавили приюты для бездомных, аварийные убежища и программы продленного дня для социально незащищенных детей. Все эти пункты, кроме аварийных убежищ, должны предоставлять участникам опеку вне места жительства, чтобы иметь право на компенсацию в рамках Программы продовольственного обеспечения детей и взрослых. В 2005 бюджетном году более 20 000 учреждений, работающих на территории 200 000 пунктов, обеспечивали питанием почти 3,1 млн детей и взрослых каждый день.

Для каждого пункта существуют разные требования в отношении ограничений по возрасту, лицензированию, количеству разрешенных раздач пищи в день, а также требования, касающиеся подопечных. В большинстве случаев по программе выплачивается компенсация за двухразовое питание и один снек, или два снека и одноразовое питание в день для детей в возрасте 12 лет и моложе. В приютах дети могут получать такое питание до 18 лет, тогда как по программам для социально незащищенных детей снеки предоставляются детям в возрасте 18 лет и младше.

Критерии уровня доходов для участия в программе и для выплат центрам практически такие же, как и установленные в рамках Национальной программы школьных обедов. Однако здесь существует двухуровневая система выплаты компенсаций для семейных домов дневного ухода, которая зависит от географического места расположения такого

дома или уровня доходов кормильца или числа детей, которым оказана помощь. «Дома дневного ухода I уровня» получают более высокий уровень компенсаций, чем «дома II уровня». Организациям, спонсирующим работу семейных домов дневного ухода, оплачивают административные расходы; также определенные средства предоставляются государственным агентствам штатов на аудиторские расходы, связанные с управлением Программой продовольственного обеспечения детей и взрослых.

Чтобы решать вопросы питания и здоровья детей через Программы детского питания, десять лет назад МСХ США инициировало программу «Команда питание — Team Nutrition», всеобъемлющий интегрированный план с применением трех стратегий, направленных на изменение привычек в отношении приема пищи и физической активности: 1) помощь в подготовке и техническое содействие профессионалам службы питания, чтобы помочь им в разработке и подготовке пищи, отвечающей Диетическим нормативам (Dietary Guidelines); 2) предоставление обучения по вопросам питания для детей и тех, кто оказывает им услуги, чтобы мотивировать их делать свой выбор в пользу здорового питания и физической активности; а также 3) работа на уровне школы и сообщества, направленная на то, чтобы люди, принимающие решения от лица школы и сообщества, поддерживали бы идеи здорового питания и физической активности.

Сеть общественных и частных организаций задействована для рекламы программы «Команда питание», разработки и распространения материалов, управления ресурсами, расширения информационного охвата и построения широкого фундамента для поддержки. В эту сеть входят компании частного сектора, а также некоммерческие и пропагандистские организации, включая такие, которые интересуются вопросами питания, здоровья, образования, досуга, а также промышленные группы.

Материалы и помощь от программы «Команда питание» предоставляются всем школам и центрам и домам по уходу за детьми, принимающим участие в Программах детского питания. В настоящее время существует более 30 000 школ, где работает «Команда питание» (школ, которые подписались на участие в «Команде питание» и дали обязательство проводить, по крайней мере, одно общеобразовательное мероприятие по вопросам питания в год).

МСХ США также предпринимает шаги по использованию Программ детского питания в заботе о детском здоровье. Школы формируют отношение и привычки школьников, которые живут и учатся в этих школах, разными способами. С помощью своей программы-призыва «Повысим здоровье американской школы — Healthier US School Challenge» Министерство пытается решить проблемы питания — включая все возрастающую проблему детского ожирения — собрав вместе всех тех, кто занимается в школах созданием атмосферы, способствующей здоровому питанию и физической активности. Эта программа-призыв основана на принципах «Команды питание» с применением новых добровольных общешкольных стандартов в отношении конкурирующих продуктов питания и по другим аспектам вопросов питания. МСХ США на национальном и местном уровне отмечает те школы, которые откликаются на призыв, сертификатами «Серебряный» или «Золотой», призывая другие школы последовать их примеру.

В рамках Программы по маркировке детского питания (Child Nutrition Labeling Program) МСХ США проверяет заявки на маркировку продуктов для приготовления закусок, если в этих продуктах в значительном объеме содержатся мясо/мясозаменители, а также на маркировку 50% сокосодержащих напитков. В программах питания для детей ис-

Г-

О

со

0

0

2

Q.

5

S

3

ш

ш

Q.

00

О

о

2

О

о

Q.

С

О

со

17

n

a

x

о

о

a

n

a

и

n

0E

n

M

a

о

R

S

a

н

n

s

d

V

с

0E

П

X

J

n

о

о

пользуют этикетки с буквами CN (Child Nutrition), чтобы отразить пищевые компоненты, которые применялись при составлении рецептуры. С момента начала работы программы в 1984 г. пищевым продуктам было присвоено более 67580 идентификационных номеров CN. Более 1340 пищевых учреждений подали запросы на получение разрешения на CN номера и/или маркировку. В 2005 г. было рассмотрено более 3440 заявок на получение маркировки; из них более 2170 получили окончательное разрешение.

Чтобы уберечь детей от ожирения, «эпидемия» которого охватила всю Америку, высококлассные кулинары дают уроки правильного питания в школьных столовых. Многие диетологи сошлись во мнении, что для поддержания жизненного тонуса и здоровья человек должен ежедневно съедать несколько порций свежих овощей, фруктов и зелени. В мае 2005 г. экс-президент США Билл Клинтон и губернатор Арканзаса объявили общенациональную кампанию по изменению привычек питания американцев. Чуть позже британский повар Джеми Оливер в своем телевизионном кулинарном шоу призвал правительство выделить средства на питание школьников. Его выступление увенчалось успехом: правительство Великобритании выделило субсидии на общую сумму 220 млн фунтов стерлингов (около 390 млн долларов), которые пошли на улучшение качества питания в школах.

АНГЛИЯ

Школьные обеды стали темой для обсуждения ведущих газет, тележурналистов и политиков. Газета «Гардиан», например, упрекнула правительство в том, что «даже во время второй мировой войны, когда продукты были по карточкам, а поставки зависели от удачи морских караванов, которые подвергались смертельной опасности от немецких подводных лодок, дети в школах питались лучше, чем сегодня». Вслед за «Гардиан» обвинил правительство в бездействии и заведующий отделом по связям с общественностью Ведомства школьного питания Крис Вейнрай. Он пожаловался, что «проблемы школьного питания в Англии правительство игнорировало 25 лет. За это время школьные кухни обветшали, многие вообще закрылись. Согласно результатам опросов, от 75 до 100% оборудования выпуска 30-летней давности. Многие директора школ вынуждены закрывать кухни, потому что на них небезопасно готовить».

Джейми Оливер (британский повар — ведущий телевизионного кулинарного шоу) считает, что школьные обеды не должны стать козырной картой в политической игре: «Я хочу, чтобы школьное питание улучшилось вне зависимости от того, кто будет в правительстве».

Джейми Оливер удостоился встречи с британским премьер-министром Тони Блэром. После этой встречи министр образования Рут Келли объявила о выделении школьным столовым дополнительно $520 млн ежегодно. Одновременно она подписала указ о повсеместном запрете в школах фаст-фуда. Вне закона оказались автоматы по продаже сладостей, чипсов и сладкой газированной воды. В марте 2005 г. правительство заложило в бюджет на школьное питание 280 млн фунтов на три года. При этом, по подсчетам Оливера, «переоснащение школьных кухонь (чтоб там был возможен полный процесс приготовления пищи) обойдется в 290 млн фунтов, причем этой суммы хватит для школ, в которых уже есть кухни».

Школьным поварихам нужно лучше платить, чаще заниматься их профессиональным обучением и, кроме того, необходимо оснастить их профессиональным оборудованием. В пункте четвертом Оливер констатирует, что современный британский тинэйджер гораздо больше знает о

том, какие существуют наркотики и из чего их изготавливают, чем о банальной петрушке.

Шеф-повар подсчитал, что на питание школьника правительство тратит в четыре раза меньше, чем на питание заключенного в тюрьме.

На то, чтобы приучить школьников к новому меню, понадобилось полгода. Во-первых каждая школа утвердила список продуктов, которые можно приносить в школу, а какие нельзя, и дала его на подпись родителям. Однако, чтобы изменения не были слишком резкими, на обед в школе разрешено подавать любимые fish and chips (картошку и рыбу фри), но не более двух раз в неделю.

Чтобы научить школьников и их родителей есть полезные продукты, Джейми Оливер начал вести теле-шоу «Школьные обеды Джейми», где в доступной и понятной подросткам форме рассказал о необходимости правильно питаться. Школьным работникам Оливер рекомендовал провести «День мусорной амнистии», чтобы увидеть, сколько всякого съедобного мусора приносят дети.

Здоровое школьное питание, с точки зрения Джеймса Оливера, должно составлять 1/3 часть дневного рациона ребенка. При этом именно в школе ребенок должен получать половину витаминов и микроэлементов, необходимых растущему организму. «Большую часть обеда должны составлять свежие овощи, не менее 10% из них жизненно важных, и эта цифра должна постепенно вырасти до 25%». В общем, Джеймс Оливер пытается наладить в Англии систему школьного питания, которая когда-то была создана в Советском Союзе. Наши диетологи подсчитали, что школьные завтраки и обед должны были «обеспечивать 25 и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм». Кроме того, было регламентировано, что школьное питании должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.) И третий, очень важный пункт организации школьного питания: «Каждая школа имеет собственные помещения для приготовления и приема пищи». И никаких полуфабрикатов.

При этом Джейми Оливер считает, что школьникам нужно предлагать блюда, которые будут не только полезными, но еще и вкусными, красиво оформленными и разнообразными. Он даже разработал двухнедельное меню школьных обедов. Так, в первый понедельник, он рекомендует подавать школьникам спагетти Болоньез, салат из свежих овощей и фруктовый салат на десерт. Во вторник — цыпленок с белым рисом и местными овощами, фруктовое пюре на десерт. В среду — запеченная говядина с грибами, сервированная картошкой и глазированной морковью, и пудинг на десерт. В четверг — рыба с местными овощами и фруктовые оладьи на десерт. В пятницу — мясной рулет с салатом из свежих овощей и морковное пирожное на десерт. Оливер напоминает еще о том, что каждую порцию нужно подавать с хлебом и водой, а так же молоком или кефиром, ну и конечно на столе должны быть фрукты.

Вот такими представляются Джеймсу Оливеру хорошие школьные обеды. И вполне вероятно, что очень скоро все английские дети будут питаться именно так.

Так какая же страна все-таки лучше заботится о здоровье своих маленьких граждан — Америка или Англия? Судите сами: многие «звездные» американские кулинары из высококлассных ресторанов все чаще выбирают местом работы... школьную столовую.

По обзору публикаций Яна Гринберга удалось узнать очень интересные детали.

18

е

СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ РЕКОМЕНДУЕТ

ЇУїЛКОВІЛТ'

сироп

мультивитаминный Сироп для детей

Ликова'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Витамины и минералы для успеха Вашего ребенка.

1ЯКОМХ

ІГОД

4 года+

5 лет +

7лет+-

Новое место работы — школа. Джордж Коллазо, бывший повар частной юридической конторы на Уолл-стрит в Нью-Йорке и бывший инструктор Кулинарного института в Монпелье, в прошлом году стал корпоративным шефом системы школьного питания в Нью-Йорке. «Я всегда мечтал иметь в своей работе социальную направленность», — объясняет он свой выбор.

Джордж Коллазо разрабатывает меню в соответствии с требованиями диетологов. В его блюдах меньше жиров, сахара и соли. Он сам печет цельнозерновой хлеб, варит каши из зерновых, готовит макаронные изделия только из твердых сортов пшеницы. Он включает в меню школьников салаты из свежих овощей (для этого организован салат-бар). Дети каждый день едят свежие фрукты. «Учащиеся — это мои клиенты. Я стараюсь накормить их так, как сделал бы это в ресторане». Коллазо обучает своих коллег, которые порой не имеют даже элементарных знаний технологии питания. Кроме того, Джордж готовит и блюда этнических кухонь для детей разных национальностей. Например, в его столовой можно заказать курицу по-карибски, куриные террияки и даже вяленого цыпленка.

Джин Ронней работала менеджером в отеле корпорации «Марриотт». Сейчас же она управляет компанией, на которую государство ежегодно выделяет 18 млн долларов. Эта компания обеспечивает питанием 43 тысячи детей в 68 школах Сэнт-Пола. Стоимость обеда в них составляет 2 доллара 26 центов, из них 15 центов поступают из федерального бюджета. Джин Ронней включила в меню свежие овощи и фрукты и несколько восточных блюд. С помощью родителей и местных рестораторов она устраивает и праздничные обеды по особым случаям. «Я люблю еду, — говорит

Джин. — И думаю, что нужно питаться со вкусом. Я считаю, что должна открыть детям глаза на разнообразие продуктов, привить им вкус к натуральной пище».

Каждый будний день в полшестого утра Роберт Серлс приходит на кухню школы в Нью-Йоркском Вестсайде, чтобы начать готовить завтраки для детей, их родителей и работников школы. До этого он работал личным поваром известного спортсмена. Одним из его первых шагов по улучшению питания в школьной столовой была замена жареной картошки на печеную и исключение из меню кетчупа. «Я счастлив видеть детей, которые с удовольствием едят здоровую пищу, — говорит он. — В школьной столовой должны работать те, кто разбирается в здоровом питании и, кроме того, вкладывает душу в свое дело. Даже если им придется использовать полуфабрикаты, они все равно сумеют приготовить полезное блюдо». Энн Купер, недавно оставившая свою должность шеф-повара школы в Восточном Гэмптоне (штат Нью-Йорк), — основательница организации «Обеденные уроки», которая консультирует по вопросам детского питания школы по всей Америке. Ее последняя книга «Обеденные уроки: изменим пищу, которой Америка кормит своих детей» скоро выйдет в свет. «Думать о том, чем питается ваш ребенок в школе, так же важно, как и о том, каким предметам его там учат. Правильное питание значит не меньше, чем хорошее образование. Если к сорока годам у вас целый букет болезней, никакое знание тригонометрии вам не поможет» — цитата из книги, довольно точно отражающая современные представления о важности правильной организации школьного питания. Воплощением ее отношения к проблеме питания является ее работа: каждый месяц в течение двух недель Купер работает с Алис Вотерс2 в Калифорнии, разрабатывая

Препарат отпускается в аптеках без рецепта врача. А Наши инновации и опыт -

Per. уд. М3 РФ Пиковит пастилки - per.yfl.N9 П № 013559/01 от 05.09.07 Пиковит Д - per. уд № П N“013771/01 от 0712.2007 Ж к 1/1Э1/А залог эффективных

ш \ 1\1х1х|\ и безопасных препаратов

Пиковит сироп - рег.уд.№ П № 013559/02 от 31.08.07 Пиковит форте - реп уд. № П №013746/01 от 26.11.2007 высочайшего качества.

Представительство в РФ: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 41, эт. 5. Тел.: (495) 739 66 13. Факс: (495) 225 33 14. E-mail: [email protected]

n

a

x

о

о

a

n

a

и

n

0E

n

M

a

о

R

S

a

I-

n

s

d

V

с

0E

П

X

J

n

о

о

идеальную программу сбалансированного питания детей. «Если мы сможем готовить вкусную и питательную еду, дети с удовольствием будут ее есть, — говорит она, — и вы заметите разницу в их поведении и отметках» — вывод, который, несомненно, находит свое подтверждение в действительности. Работы много, но она того стоит. Дон Ричардсон, директор отдела питания группы школ района Рэйнолдс в Фэрвью (штат Орегона), попал в школу скорее случайно, чем по желанию: он, прежде всего, искал дружный рабочий коллектив, который стал бы его второй семьей. Восемь лет назад он его нашел — в школе. Спустя два года Дону поручили возглавить здесь отдел питания, который организовывал питание учащихся 11 начальных, 3 средних и 2 высших школ, готовя в год более 600 тыс. завтраков и миллион обедов. «Повсюду открывали ресторанчики типа «Макдоналдс» и «Пицца Хат». В мою задачу входило изменить меню в столовой таким образом, чтобы дети избегали подобных заведений и оставались кушать в школе, — рассказывает Дон. — Я не просто менеджер. Мне приходится обучать персонал технике приготовления блюд, а иногда даже и правильной чистке овощей и фруктов».

Роберт Фоикс (Новая Прага, штат Миннесота) пришел работать в школьную столовую 16 лет назад. До этого он 18 лет проработал в отеле сети «Рэдиссон» в Далласе. «Когда я только начинал работать, мы открывали консервы, закладывали их содержимое в кастрюлю и тем, что получалось, кормили детей, — рассказывает Роберт. — Сейчас мы больше заботимся о здоровье учащихся». Фоикс убирает жир с мяса, готовит низкокалорийные салатные заправки. Дети каждый день едят свежие яблоки и овощи. «На праздники я вырезаю ледяные скульптуры, а потом иду в класс и готовлю разные блюда вместе с ребятами. Тот интерес, который они проявляют к моей работе, — самая большая похвала для меня». Билл Варне, выпускник Американского института кулинарии (Гайд Парк, Нью-Йорк), стал директором отдела питания в школе Лексингтона, где он кормит детей в возрасте до 17 лет. Перед поступлением на работу в школу Барнс продал свой ресторан, которым владел в течение трех лет. «Честно говоря, мой бизнес попросту прогорел, — говорит он. — И я решил полностью сменить направление своей деятельности». Тут Биллу помог случай: в школе «Сэйр» в Лексингтоне строили новую кухню и решили качественно улучшить питание своих воспитанников. С этой целью директор школы и пригласил Барнса возглавить отдел питания. «Я говорю людям, что работа в школе — лучшая из тех, что у меня были. То, чему я научился до этого, очень мне помогло, ведь кормить детей — труд нелегкий. Приготовить обед для 650 ребят — все равно, что накрыть стол для грандиозного банкета. Прибавьте к этому общение с детьми, их родителями и преподавателями».

ОПЫТ РОССИИ

По данным Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, в настоящее время у 20-23% московских школьников 16-17-летнего возраста наблюдается достоверное снижение массы тела. Этот показатель в 2 раза выше, чем в 80-е годы, а вот число детей с избыточной массой тела снизилось с 10 до 6,6%.

В различных регионах России не всегда соблюдаются основные принципы правильного питания (см. табл.). В современных социально-экономических условиях пищевая ценность школьных завтраков и обедов, реализуемых в большинстве образовательных учреждений Российской Федерации, часто не соответствует возрастным физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии.

Таблица. Режим питания школьника

МОСКВА МУРМАНСК

• Принимают пищу 4 раза в день — 30% • Употребляют горячую пищу 1 раз в день — 20-30% • Редко употребляют молоко — 25% • Нерегулярное и редкое употребление овощей, фруктов и соков — 40% • Принимают пищу 2 раза в день — 26,5% • Употребляют горячую пищу 1 раз в день — 40% • Редко употребляют молоко — 50% • Нерегулярное и редкое употребление овощей, фруктов и соков — 76%

Качественный и количественный состав рациона школьных завтраков, реализуемых за счет средств, выделяемых из бюджета, жестко лимитируется размером денежной компенсации (дотации). Бесплатные школьные завтраки (за счет компенсации, выделяемой на питание из бюджетных средств) в большинстве регионов Российской Федерации, способны удовлетворить около 5-10% суточной потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии (вместо регламентируемых 25%). Крайне низким остается и количество рационов питания приобретаемых учащимися за родительские средства.

Кроме того, даже там, где организовано полноценное питание учащихся, промежуток между отдельными приемами пищи у школьников не всегда составляет рекомендуемые 3,5-4 ч. Многие учащиеся по различным причинам не получают полноценного домашнего питания. Устарела материально-техническая база предприятий школьного питания, имеет место некомпетентность кадров.

Эту проблему призвана решить программа «Школьное здоровое питание» (подпрограмма в рамках приоритетного национального проекта «Образование»), цель которой заключается в обеспечении здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления здоровья, а также профилактики заболеваний.

Концепция программы исходит из того, что в основе системы организации школьного здорового питания лежит производство и реализация высококачественной продукции школьного питания. В свою очередь производство опирается на научные разработки, материально-техническую базу, кадры.

Ожидаемые результаты реализации программы:

• обеспечение высокого качества и безопасного питания в школах;

• повышение уровня здоровья школьников;

• снижение показателей заболеваемости среди школьников;

• обеспечение школьников оптимальным питанием;

• относительное снижение стоимости школьного питания;

• применение современных технологий производства питания, форм и методов обслуживания школьников.

В протоколе заседания Президиума совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24 апреля 2007 г. № 18 отмечено: «В целях достижения соответствия общеобразовательных учреждений санитарно-гигиеническим нормам и правилам рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в срок до 1 сентября 2007 г. принять программы совершенствования организации питания и медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях на 2008-2010 гг.,

Алис Вотерс — основатель (1996 г.) Фонда Chez Panisse, способствующего реализации культурных и образовательных гастрономических программ. Одна из них — «Съедобный школьный двор»: организация пришкольного сада-огорода и учебной кухни, где учеников обучают садоводству, сбору и обработке урожая, приготовлению еды.

20

e

предусмотрев необходимые объем их финансирования и обратив особое внимание на участие в их реализации отечественных сельхозпроизводителей».

В декабре 2007 г. объявлен конкурс на осуществление экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.

В январе 2008 г. поступило 37 заявок из регионов. Победителями признаны Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тамбовская, Калужская, Оренбургская, Кемеровская, Липецкая, Ростовская, Калининградская и Пензенская области, Красноярский, Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края.

В 2008-2009 гг. эти 14 регионов будут получать дополнительную финансовую подпитку за счет как средств федерального бюджета (1 млрд руб.) и не менее 2 млрд руб. — другие инвестиции: муниципальные, региональные и частные.

В мае 2007 г. сформирована рабочая группа по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (руководитель — А.В. Дворкович).

В 2008-2009 гг. экспериментальная программа призвана обеспечить:

• качественным питанием более 400 тыс. школьников;

• реконструкцию и замену оборудования в школьных столовых, пищеблоках, строительство школьных базовых столовых и современных комбинатов питания;

• обоснование современных моделей школьного питания. Важной составляющей качественного питания школьников является включение с профилактической целью в рацион детей обогащенных витаминами и минералами продуктов питания или дополнительное введение поливитаминов и витаминно-минеральных комплексов. На сегодняшний день не вызывает сомнения, что микронутритивная поддержка даже при сбалансированном по основным продуктам питания рационе может быть недостаточной. Одной из причин этого является т.н. субнормальная обеспеченность витаминами, которая достаточно широко распространена, в том числе и среди практически здоровых детей. Причины ее многообразны (алиментарные, несоответствие поступления витаминов текущим потребностям растущего организма и др.), хотя клинические проявления минимальны, а часто и вовсе отсутствуют [1]. Основные опасности, скрывающиеся за мультивитаминной недостаточностью у школьников, это снижение или недостаточный уровень активности когнитивных функций и, как результат, низкая успеваемость и, кроме того, частые заболевания или их хроническое течение. Удовлетворить существующую потребность в витаминах можно за счет использования в питании детей обогащенных продуктов (молоко с витамином D и С, мука, обогащенная витаминами В1, В2, РР). Широко известны результаты применения подобных продуктов в США и Канаде. В частности, использование в течение 4 лет муки, обогащенной витаминами группы В, в городе Ньюфаундленд привело к полному исчезновению дефицита (отмечался у 20% населения города) этих витаминов. Более того, обогащение муки фо-

лиевой кислотой сопровождалось снижением на 19% (США) и 48% (Канада) числа детей с врожденными дефектами [2, 3]. Весьма впечатляющие результаты по применению обогащенных витамином А продуктов (сахара) получены в странах Центральной Америки (Гватемала, Сальвадор, Гондурас), в которых частота детей с дефицитом витамина снизилась почти в 3 раза. Вместе с тем, даже такая позиция не позволяет достичь максимального профилактического результата. В частности, было отмечено, что дополнительное снижение дефицита витамина А удается достичь при применении пероральных форм витамина, даже если ранее в регионе в течение длительного времени широко использовались обогащенные витамином А продукты [4].

В России государственные программы по использованию обогащенных витаминами продуктов практически отсутствуют. В подобной ситуации необходимость широкого применения витаминов, поливитаминов и витаминно-минеральных комплексов представляется крайне актуальной. Линейка подобных средств весьма широка притом, что и сами препараты сильно варьируют по составу. Широкое распространение получили витаминные комплексы серии «Пиковит», включающей сироп для детей в возрасте от 1 года (содержит витамины А, С, D, группы В), пастилки для детей с 4 лет («Пиковит Д», содержащий 10 основных витаминов, кальций и фосфор) и для школьников с 7 лет (вариант «Форте», 11 витаминов, в т.ч. витамин Е), испытывающих повышенные психоэмоциональные и физические нагрузки. Кроме того, серия включает жевательные таблетки, предназначенные для детей старше 5 лет (12 витаминов и 4 микроэлемента — цинк, железо, кальций и йод). Их эффективность как профилактических средств, в том числе и у больных с аллергическими заболеваниями, вероятно не различается. Следует лишь обращать внимание на отдельные стороны их применения и ограничения, накладываемыми компонентами, входящими в состав витаминного комплекса [5]. В частности, поливитамины «Пиковит» рекомендовано применять в качестве профилактического средства при состояниях, сопровождающихся повышением потребности в витаминах: переутомление у детей школьного возраста, повышенная физическая и нервно-психическая нагрузка; при отсутствии аппетита и нерегулярном, неполноценном или однообразном рационе питания; в период выздоровления после перенесенных заболеваний, для повышения сопротивляемости организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Таким образом, многолетний международный опыт ясно указывает на преимущества, как краткосрочные, так и отдаленные, усовершенствования организации школьного питания. Использование этого опыта в России позволит быстрее и на более высоком качественном уровне решать проблемы питания детей. В свою очередь, внедрение программ поддержки школьного питания государственного и регионального масштаба позволит существенно снизить распространенность клинически выраженного или латентного дефицита витаминов, будет способствовать нормальному развитию детей, предупредит раннее формирование системных (сердечно-сосудистых, метаболических и др.) заболеваний, повысит культуру питания.

Г-

О

СО

0

0

2

Q.

5

S

3

ш

ш

Q.

00

О

о

2

О

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

С

О

со

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. — 2002. — Т. 1, № 2. — С. 62-66.

2. Honein M.A., Paulozzi L.J., Mathews T.J. Impact of folic acid fortification of the US food supply on the occurance of neural tube defects // JAMA. — 2001. — № 285. — Р 2981-2986.

3. Persad V.L., Van den Hof M.C., Dube J.M., Zimmer P Incidence of open neural tune defects in Nova Scotia after folic acid fortifica-

tion // Canadian Med Assoc J. — 2002. — V. 167, № 3. — Р. 241-245.

4. Mannar M.G., Sankar R. Micronutrient fortification of foods-rationale, application and impact // Indian J. Pediatr. — 2004. — V. 71, № 11. — Р. 997-1002.

5. Ключников С.О. «Побочные реакции» у детей на витаминноминеральные комплексы // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 6, № 4. — С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.