Научная статья на тему 'Программный подход к обеспечению детей овощами и фруктами в школе'

Программный подход к обеспечению детей овощами и фруктами в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
630
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / НАРУШЕНИЯ ПИТАНИЯ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АЛИМЕНТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / ФРУКТЫ И ОВОЩИ В ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ / HEALTHY DIET / NUTRITION FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS / NUTRITION DISORDERS / PREVALENCE OF NUTRITION-RELATED DISEASES / FRUITS AND VEGETABLES IN SCHOOL MEALS / NATIONAL PROGRAMS IN EUROPEAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Горелова Жанетта Юрьевна, Звездина Ирина Валентиновна

Представлены данные о влиянии нерационального питания в младшем школьном возрасте на показатели психоэмоционального развития детей. Установлено редкое употребление свежих овощей и фруктов, что сопровождается развитием функциональных нарушений и дефицитом массы тела. Влияние неполноценного питания, низкого уровня потребления овощей и фруктов в школе и дома требует разработки и реализации специальной государственной программы. Представлен проект программы «Фрукты и овощи в каждой школе» для учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program approach for providing schoolchildren with vegetables and fruits

There are presented data on the impact of malnutrition in the early school years on indices of mental and emotional development of children. There was established the rare use of fresh fruits and vegetables that is accompanied by the development of functional disorders and underweight. The effect of malnutrition, low consumption of fruits and vegetables in school and at home requires the development and implementation of a special government program. The draft program "Fruits and vegetables in every school" for students of educational institutions of the Russian Federation is presented.

Текст научной работы на тему «Программный подход к обеспечению детей овощами и фруктами в школе»

Кучма В.Р, Горелова Ж.Ю., Звездина И.В.

51-

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.22-057.874

Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Звездина И.В.

программный подход к обеспечению детей овощами и фруктами в школе

Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1

Представлены данные о влиянии нерационального питания в младшем школьном возрасте на показатели психоэмоционального развития детей. Установлено редкое употребление свежих овощей и фруктов, что сопровождается развитием функциональных нарушений и дефицитом массы тела. Влияние неполноценного питания, низкого уровня потребления овощей и фруктов в школе и дома требует разработки и реализации специальной государственной программы. Представлен проект программы «Фрукты и овощи в каждой школе» для учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

Ключевые слова: здоровое питание; питание детей и подростков; нарушения питания; распространенность алиментарных заболеваний; фрукты и овощи в школьном питании; национальные программы в европейских странах.

V. R. Kuchma, Zh. Yu. Gorelova, I. V. Zvezdina

PROGRAM APPROACH FOR PROVIDING SCHOOLCHILDREN WITH VEGETABLES AND FRUITS.

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991

There are presented data on the impact of malnutrition in the early school years on indices of mental and emotional development of children. There was established the rare use of fresh fruits and vegetables that is accompanied by the development of functional disorders and underweight. The effect of malnutrition, low consumption of fruits and vegetables in school and at home requires the development and implementation of a special government program. The draft program "Fruits and vegetables in every school" for students of educational institutions of the Russian Federation is presented.

Key words: healthy diet; nutrition for children and adolescents; nutrition disorders; prevalence of nutrition-related diseases; fruits and vegetables in school meals; national programs in European countries.

о данным ряда исследований, рацион питания большого числа детей в России относится к числу несбалансированных. Среди современных школьников отмечается снижение потребления продуктов животного происхождения (мяса, молока, рыбы), овощей и фруктов при одновременном увеличении употребления хлеба, круп и макаронных изделий. Такое нерациональное питание не способно удовлетворить потребность в ряде витаминов и минеральных веществ [1—3].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует употреблять свежие соки, фрукты, овощи ежедневно (не менее 400 г). Тем не менее только 75,4% младших школьников употребляют необходимое количество, тогда как 22,5% мальчиков и 19,7% девочек употребляют эти продукты 3 раза в неделю, а 4,6 и 2,7% - 1 раз в неделю и реже [2, 3].

Большинство учащихся 9-х классов (72,4% юношей и 77,9% девушек) употребляют свежие овощи, фрукты, соки 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю - 4,7 и 2,4% соответственно. Причем в процессе обучения доля таких подростков возрастает, особенно среди юношей (до 12,1% в 11-м классе). К окончанию школы только 22,4% учащихся употребляют свежие фрукты, соки, овощи в соответствии с рекомендациями ВОЗ [3, 4].

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, член-корр. РАМН, проф., доктор мед наук, дир. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, 105064, Москва, Малый Казенный переулок, 5; e-mail: [email protected]

Нерациональное питание в младшем школьном возрасте оказывает негативное влияние на показатели психоэмоционального и физического развития школьников [5, 6]. Редкое употребление свежих соков, фруктов, овощей, а также мясных и молочных продуктов достоверно связано с повышенным уровнем тревожности в младшем школьном возрасте; частое потребление консервированных продуктов (3 раза в неделю и чаще) сопровождается нарушением вегетативной реактивности - гиперсимпатикотонией, наиболее выраженной у мальчиков, что является риском формирования артериальной гипертензии и других функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы [4].

Установлена достоверная связь редкого употребления свежих овощей, фруктов (1 раз в неделю и реже) с наличием функциональной кардиопатии, дефицита массы тела, замедленного полового созревания в старшем подростковом возрасте [5-7].

Среди школьников отмечается высокая распространенность различных нарушений питания, что является риском для их здоровья. Установлена тесная связь нерационального питания с патологическими состояниями, особенно тех систем, которые находятся в процессе интенсивного роста и развития. Это определяет необходимость обучения школьников и их родителей основам рационального питания, формирования у них стереотипов здорового образа жизни [7, 8].

Важная роль в решении проблем обеспечения питанием должна принадлежать государственному

регулированию отношений в этой социальной сфере деятельности. Это связано с тем, что развитию позитивных тенденций в организации питания мешают различия в экономическом положении семей детей и подростков. Не все обучающиеся и воспитанники получают фрукты и овощи - источники витаминов и минералов и могут заплатить за полноценное питание, разработанное с учетом новых научных рекомендаций. Этот разрыв может быть решен на основе согласования бюджетных, межбюджетных и семейных отношений по обеспечению здорового питания школьников.

Низкий уровень потребления детьми овощей и фруктов в школе и дома требует разработки и реализации специальной государственной программы «Фрукты и овощи в школе». Такие программы распространены во многих европейских странах [9, 10].

Комиссия по вопросам сельского хозяйства Евро-парламента одобрила принятие программы «Овощи в школе». Данный проект воспринимается как инициатива ЕС, цель которой - бороться с ожирением, приучать молодых людей есть свежие овощи и фрукты. Исследования показывают, что навыки здорового питания закладываются в детстве. Люди, у которых в рационе мало овощей и фруктов, такой же способ питания формируют у своих детей [11, 12].

В семьях с низкими доходами существует тенденция потребления меньшего количества овощей и фруктов. Поэтому бесплатная выдача этих продуктов будет реально влиять на формирование навыков правильного питания. Особенно важно это для районов, где у населения неблагоприятная финансовая ситуация.

Заинтересованность программой в европейских учебных заведениях очень большая. Органы местного самоуправления готовы доплачивать из собственных бюджетов, чтобы фруктово-овощные завтраки могли получать все ученики как начальных, так и средних школ [10, 11]. План обеспечения фруктами и овощами должен в первую очередь касаться фруктов и овощей высокого качества, и по возможности приоритет должен предоставляться сезонным местным овощам и фруктам.

Еврокомиссия ежегодно планирует тратить 90 млн евро, которые должны быть подкреплены деньгами из национальных бюджетов стран-членов ЕС. Главная цель предложения Еврокомиссии - усилить борьбу с избыточной массой тела и детским ожирением [6, 11].

В настоящее время в Российской Федерации разработана программа «Фрукты и овощи в каждой школе», целью которой является широкое информирование детей и родителей о роли овощей и фруктов в питании и укреплении здоровья, формирование потребности в ежедневном употреблении овощей и фруктов; увеличение доли фруктов и овощей в рационе питания обучающихся для удовлетворения потребностей и развитие навыков здорового питания.

Задачи программы:

- ежедневное обеспечение каждого ребенка в каждой школе свежими овощами и фруктами в дополнение к основному рациону;

- организация образовательно-разъяснительной

работы по вопросам здорового питания детей и родителей, роли овощей и фруктов в нем;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков;

- привлечение внимания общественности к проблемам употребления детьми и подростками фруктов и овощей.

Программа «Фрукты и овощи в каждой школе» предусматривает дополнительное введение фруктов и овощей к основному рациону питания в школе с учетом того, что 25-40% суточного рациона ребенок получит с домашним питанием (причем овощи и фрукты дома могут быть использованы как термически обработанными в составе готовых блюд, так и свежими и в виде соков). При отсутствии средств в семье или нежелании использовать фрукты и овощи дома (по привычке или сложившимся семейным традициям) потребность их будет удовлетворена за счет школьного рациона на 60-75% во время пребывания в образовательном учреждении. Так, согласно Сан-ПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в примерном меню должно учитываться рациональное распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи (в зависимости от типа образовательного учреждения). При 1-, 2-, 3- и 4-разовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак 25%, обед 35%, полдник 15% (для обучающихся во вторую смену до 20-25%), ужин 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак 20%, обед 3035%, полдник 15%, ужин 25%, второй ужин 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак 20%, второй завтрак 10%, обед 30%, полдник 15%, ужин 20%, второй ужин 5%. Допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ± 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В школьном рационе овощи и фрукты даются учащимся в виде салатов, винегретов, овощных гарниров, соков или в свежем виде. Дополнительное их введение целесообразно в свежем виде на 2-й завтрак или полдник (в зависимости от того, в какую смену (1-ю или 2-ю) обучается ребенок и как длительно находится в образовательном учреждении).

Вместе с тем нужно учитывать, что рекомендуемые суточные нормы не всегда выдерживаются как в школе, так и дома: у учащихся не сформированы правильные навыки и принципы здорового питания и предложенные им блюда порой остаются в тарелке. Наряду с этим следует обращать внимание на состояние здоровья учащихся с хроническими болезнями органов пищеварения, пищевой аллергией и др. Необоснованно избыточное потребление сырых плодов и овощей у таких детей может приводить к обострению существующих заболеваний и расстройствам пищеварения. В таких случаях необходимо наблюде-

Кучма В.Р, Горелова Ж.Ю., Звездина И.В.

ние школьного врача и врача-гастроэнтеролога, соблюдение принципов щадящего питания, медицинских рекомендаций, преемственности в школьном и домашнем питании.

Ожидаемые результаты реализации программы: обеспечение школьников свежими фруктами и овощами местных сортов по сезону в образовательных учреждениях; формирование осознанного ежедневного употребления детьми и подростками свежих овощей и фруктов; повышение уровня здоровья детей и подростков; снижение показателей заболеваемости среди детей и подростков; формирование навыков здорового питания у учащихся, готовности выполнять правила здорового питания; осознание общественностью проблем употребления в питании детей и подростков фруктов и овощей.

Основные направления и содержание мероприятий программы: а) организация питания школьников с дополнительным использованием фруктов и овощей; б) организация широкой пропаганды среди населения по использованию фруктов и овощей; в) гигиеническое обучение принципам здорового питания школьников; г) осуществление лабораторного контроля за содержанием токсических веществ в овощах и фруктах (выборочно).

Управление и механизм программы: реализация программы должна обеспечиваться организационной работой администрации субъектов Российской Федерации, Минздрава России, управлениями социальной защиты населения регионов, отделами образования, гигиены детей и подростков под контролем Роспо-требнадзора с формированием заявок на поставку овощей и фруктов.

Технико-экономическое обоснование программы предусматривает источники финансирования: федеральный бюджет Российской Федерации, а также муниципальные, региональные бюджеты и частные инвестиции.

Программа одобрена бюро Научного совета РАМН по медицинским проблемам питания, пленумом Научного совета РАМН по гигиене и охране здоровья детей и подростков и президиумом Российского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья. Дальнейшее продвижение и принятие на федеральном уровне этой программы будет способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях. Вопросы питания. 2009; 8 (1): 16-22.

2. Montenegro-Bethancourt G., Johner S.A., Remer T. Contribution of fruit and vegetable intake to hydration status in schoolchildren. Am. J. Clin. Nutr. 2013; 98 (4): 1103-12.

3. De Sa J., Lock K. Will European agricultural policy for school fruit and vegetables improve public health? A review of school fruit and vegetable programmes. Eur. J. Public Health. 2008; 18 (6): 558-68.

4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

5. Wijesinha-Bettoni R., Orito A., Lowik M., Mclean C, Muehlhoff E. Increasing fruit and vegetable consumption among schoolchildren: efforts in middle-income countries. Food Nutr. Bull. 2013; 34 (1): 75-94.

6. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю. Международный опыт организации школьного питания. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (2): 14-21.

7. Горелова Ж.Ю., Копытько М.В. Особенности организации питания детей дошкольного возраста. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 54-5.

8. Кучма В.Р., Маслов С.В. Современная организация питания детей в общеобразовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2012; 5: 42-6.

9. Tester J.M., Yen I.H., Laraia B. Using mobile fruit vendors to increase access to fresh fruit and vegetables for schoolchildren. Prev. Chron. Dis. 2012; 9: E102.

10. Звездина И.В., Трофименко А.В. Роль нерационального питания в развитии неинфекционных заболеваний у школьников. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010; 3 (19): 108-9.

11. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 44-8.

12. Glasson C., Chapman K., Wilson T., Gander K., Hughes C., Hudson N., James E. Increased exposure to community-based education and below the line social marketing results in increased fruit and vegetable consumption. Public Health Nutr. 2013; 16 (11): 1961-70.

REFERENCES

1. Onischenko G.G. Objectives and strategy of school meals in the modern conditions. Voprosy pitaniya. 2009; 8 (1): 16-22. (in Russian)

2. Montenegro-Bethancourt G., Johner S.A., Remer T. Contribution of fruit and vegetable intake to hydration status in schoolchildren. Am. J. Clin. Nutr. 2013; 98 (4): 1103-12.

3. De Sa J., Lock K. Will European agricultural policy for school fruit and vegetables improve public health? A review of school fruit and vegetable programmes. Eur. J. Public Health. 2008; 18 (6): 558-68.

4. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

5. Wijesinha-Bettoni R., Orito A., Lowik M., Mclean C, Muehlhoff E. Increasing fruit and vegetable consumption among schoolchildren: efforts in middle-income countries. Food Nutr. Bull. 2013; 34 (1): 75-94.

6. ^chma V.R., Gorelova Zh.Yu. Международный опыт организации школьного питания. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2008; 7 (2): 14-21. (in Russian)

7. Gorelova Zh.Yu., fcipytko М.У Organizing the nutrition of children of preschool age. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 54-5. (in Russian)

8. ^chma V.R., Маslov S.V. Modern catering for children in educational institutions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 5: 42-6. (in Russian)

9. Tester J.M., Yen I.H., Laraia B. Using mobile fruit vendors to increase access to fresh fruit and vegetables for schoolchildren. Prev. Chron. Dis. 2012; 9: E102.

10. Zvezdina И.В., Тrofimenko A.V. The role of irrational diet in the development of noncommunicable diseases among schoolchildren. Меditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza. 2010; 3 (19): 108-9. (in Russian)

11. ^chma V.R., Rapoport ГК. International experience of disease prevention and health promotion of children and adolescents in educational institutions. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 44-8. (in Russian)

12. Glasson C., Chapman K., Wilson T., Gander K., Hughes C., Hudson N., James E. Increased exposure to community-based education and below the line social marketing results in increased fruit and vegetable consumption. Public Health Nutr. 2013; 16 (11): 1961-70.

Поступила 19.03.14 Received 19.03.14

Сведения об авторах:

Горелова Жанетта Юрьевна, доктор мед. наук, проф., зав. лаб. эпидемиологии питания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН; e-mail: [email protected]; Звездина Ирина Валентиновна, канд. мед. наук, зав. лаб. комплексной оценки состояния здоровья детей организованных коллективов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.