20
ЗНиСО август №8 (233)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ
Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов SPECIFIC FEATURES OF THE DISTURBEDS NUTRITION IN CHILDREN
Yu.V. Kleshchina, Yu.Yu. Eliseev, N.N. Pavlov
ГОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Росздрава
В статье представлены наиболее часто встречаемые причины возникновения нарушений питания у детей. Дана гигиеническая оценка фактического питания школьников с учетом региональных особенностей. Отмечены отклонения в структуре рационов питания, потреблении белков, углеводов, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, энергетической ценности. Ключевые слова: анализ питания школьников, микронутриентная недостаточность, нарушения режима и качества питания.
The article presents the most common causes of the development of disturbeds nutrition in children. The hygienic assessment of actual nutrition of school students has been provided taking into account the regional specific features. The deviations in diet, consumption of proteins, fats, carbohydrates, vitamins and mineral substances, caloric value have been distinguished.
Keywords: analysis of school feeding, micronutrient deficiency, disturbances of the regime and the quality offood.
В современной нутрициологии оценка питания осуществляется на основании анализа рациона питания, показателей физического развития и клинического обследования. Было обследовано 205 детей в возрасте 7—9 лет и 186 детей — в возрасте 13—15 лет, проживающих в г. Саратов.
Анализ физического развития показал, что большинство детей имеет средние показатели
длины тела. Число детей с дефицитом и избытком массы тела в обеих возрастных группах достоверно не различалось. В тоже время у школьников имелось широкое распространение симптомов микронутриентной недостаточности (утомляемость, сухость кожи, трещины в углах рта, изменения ногтей и волос, увеличение щитовидной железы и другие). Распространенность данных
АВГУСТ №8 (233)
21
симптомов колебалась от 5 до 55 % у детей различных возрастных групп. Выявленная симптоматика отражает, в первую очередь, дефицит ряда витаминов и таких микроэлементов, как йод, кальций, цинк.
При изучении фактического питания (с помощью метода 24-часового воспроизведения) выявлено, что в возрасте 7 лет только 52 % детей соблюдают режим питания, к 15 годам число таких детей уменьшается до и 16 % (р < 0,001). Оценка питания детей показала, что в возрасте 7—9 лет у трети школьников нерегулярное питание. Горячий или «молочный» завтрак получали 45,2 % детей. Полный обед, состоящий из 3 блюд, был у 63,6 % детей, неполный (без первого или второго блюда) или состоящий из «бутербродов» — у 36,4 %. Ужин, включающий горячее блюдо, был у 91,4 % детей. О регулярном питании в школе и систематических перекусках между приемами пищи сообщили 89,5 и 26,2 % респондентов соответственно.
В возрастной группе 13—15 лет «бутербродное» питание и продукты быстрого приготовления на завтрак использовали 64,9 % детей. Полный обед получали 40,2 % детей, неполный (без первого или второго блюда) или состоящий из «бутербродов» — у
59.8 %. Ужин, включающий горячее блюдо, имелся у 83,1 % детей. У 33,4 % детей было регулярное школьное питание, 18,7 % — ели в школе еду, принесенную из дома, от еды в школе «из-за ее непривлекательности и невкусности» отказывались 47,9 % школьников. В тоже время 55,8 % респондентов заявили о наличии в режиме питания систематических перекусов между приемами пищи.
Анализ рациона по основным группам продуктов показал дисбаланс диеты у большинства детей. Обращает на себя внимание дефицит мяса в рационе школьников. Недостаточное употребление мяса (1 раз в неделю) выявлено у 20,6 % детей 7—9 лет и у 23,7 % — 13 и 15-летних школьников. Мясо птицы употребляли 4—6 раз в неделю 19,2 % детей первого класса и 24,1 % старшеклассников. В группе детей 7—9 лет колбасные изделия и сосиски употребляли 4—6 раз в неделю 45,4 % респондентов, ежедневно — 15,8 % и несколько раз в день — 7,1 % детей. А в возрастной группе 13—15 лет таких детей было 41,5, 20,4 и 11,8 % соответственно. Также особенностью рациона школьников явилась бедность молоком и молочными продуктами. В возрасте 7—9 лет 54,3 % детей употребляли молочные продукты 2—3 раза в неделю и еще
10.9 % детей — всего 1—2 раза в месяц. В возрасте 13—15 лет таких детей было 52,7 и 19,5 % соответственно. Рыба и рыбные продукты входили в рацион всего 1—2 раза в месяц у 60,1 % детей 7—9 лет и у 65,8 % — 13—15 лет.
Также выявлен недостаток употребления продуктов, содержащих жиры, в рационе школьников, что проявилось употреблением растительного масла 2—3 раза в неделю и реже у 39,1 % детей младшего школьного возраста и у 32,3 % — у 13—15-летних детей.
Анализ частоты употребления группы продуктов, содержащих углеводы, показал, что половина детей обеих возрастных групп едят картофель более 4 раз в неделю. Макаронные изделия входят
в рацион более четырех раз в неделю у 25 % детей 7—9 лет и у 33 % — 13—15 лет. В тоже время у 40 % детей обеих возрастных групп овощи входят в состав рациона 1 раз в неделю и реже. Регулярное употребление фруктов (4—6 раз в неделю и чаще) выявлено только у 30,5 % детей 7—9 лет и у 20,1 %
— 13—15-летних. Ежедневно употребляют кондитерские изделия 34,4 % детей в возрасте 7—9 лет и 50,9 % — в группе 13—15 лет.
Среднесуточное потребление школьниками эссенциальных нутриентов характеризовалось как недостаточное, особенно в отношении кальция (583,7 ± 71,1 мг - у детей 7—9 лет и 630,1 ± 54,5 мг
— 13—15-летних детей); отмечено смещение соотношения Ca/P — 1/5,4 и 1/6,2 соответственно. Выявлен значительный дефицит потребления учащимися витаминов, достигаемый в отношении витамина С и В1 до 50 %, В2 — до 70 % от возрастных норм.
Особенности питания школьников и возможные проблемы с качественным и количественным содержанием диеты большинство опрошенных родителей (89,3 %) связывали с материальным достатком семьи. При выборе наиболее важных принципов здорового питания 92 % респондентов указали на «отсутствие в пище пищевых добавок (пищевых красителей, ароматизаторов и др.)», «употребление большого количества свежих фруктов и овощей» (86 %), «соблюдение сроков реализации пищевых продуктов» (54 %). Причиной частого употребления продуктов быстрого приготовления, «бутербродных» приемов пищи 41,5 % родителей объяснили невозможностью организовать и проконтролировать питание ребенка в течение дня из-за занятости на работе. Более половины опрошенных родителей не задумывается о нутриентном содержании пищи: так, около 15 % респондентов считает, что «колбаса и сосиски по качественному составу идентичны мясу и способны его заменить».
Поскольку качество питания, в основном, зависит от традиций и семейной культуры питания, а также материальных возможностей семьи, был проведен корреляционный анализ между показателями здоровья, некоторыми социальными факторами и особенностями питания у школьников Саратова.
Сумма, расходуемая на питание в расчете на одного члена семьи, имела отрицательную корреляцию с наличием сопутствующей хронической патологии у ребенка (r = -0,355), изменениями кожи (сухость, шелушение) — r = -0,310 и толщиной жировой складки над трицепсом (r = —0,315). Получены положительные корреляции суммы, затрачиваемой на питание, с частотой употребления мяса (r = 0,338), рыбы (r = 0,512), овощей (r = 0,439), фруктов (r = 0,491). Также выявлена отрицательная корреляция суммы, затрачиваемой на питание, с частотой употребления макаронных изделий (r = —0,311). Также выявлена положительная корреляция суммы, затрачиваемой на питание, с наличием полдника у ребенка (r = 0,306).
Соблюдение режима питания взаимосвязано с наличием патологии желудочно-кишечного трак-
22
ЗНиСО август №8 (233)
та (г = -0,330) и частотой ОРВИ (г = 0,312), что отражает большую распространенность гастроэнтерологической патологии и частоты ОРВИ у детей, не соблюдающих режим питания.
Частота употребления мяса имела корреляции с ростом детей (г = 0,343), наличием обложен-ности языка (г = 0,315). Частота употребления рыбы была связана с наличием трещин в углах рта (г = —0,398). Частота употребления молока и молочных продуктов коррелировала с наличием «синевы» под глазами (г = —0,381), наличием изменений ногтей (г = —0,318), мрамор-ностью кожи (г = —0,303) и нарушениями стула (г = —0,446). Частота употребления овощей имела отрицательную взаимосвязь с выраженностью подкожно-жирового слоя (г = —0,300). Частота включения фруктов в рацион ребенка взаимосвязана с наличием хронической соматической патологии (г = —0,386), относительным количеством жировой ткани (г = —0,520), наличием сухости кожи (г = -0,380) и обложенности языка (г = -0,445).
В связи с повышением распространенности ожирения и детей с избыточной массой тела был проведен корреляционный анализ между содержанием жировой ткани и особенностями питания школьников. Выявлено, что содержание жировой ткани положительно коррелировало с частотой дополнительных «перекусов» у ребенка (г = 0,390), частотой употребления мяса птицы (г = 0,325), кондитерских изделий (г = 0,429) и имело отрицательную взаимосвязь с кратностью употребления овощей (г = -0,330) и фруктов (г = -0,451).
Таким образом, особенностью питания школьников Саратова является достаточная обеспеченность энергией и основными пищевыми ингредиентами на фоне дефицита белка животного происхождения, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и минеральных солей.
Дисбаланс диеты объясняется нерациональным подбором продуктов питания, что, возможно, связано с низким материальным достатком, непониманием принципов подбора продуктов для составления рациона и затруднениями, связанными с соблюдениями принципов рационального питания в связи с социальными условиями. По мере взросления детей данные диспропорции диеты усугубляются, что подтверждается увеличением числа детей с симптоматикой микронутри-ентной недостаточности, нарушениями режима и качества питания в старшей возрастной группе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кучма В.Р. Образовательная программа «Здоровье школьника» / В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова, Ю.Г. Мовшин //Вопросы детской диетологии. 2009. Т 7. № 1. С. 49—52.
2. Новикова И.И. Организация физиологически полноценного питания школьников — значимый фактор сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения / И.И. Новикова, А.С. Крига, М.Н. Бойко и др. //Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». 2010. № 8 (209). С. 6—9.
3. Онищенко Г. Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях / Г.Г. Онищенко // Вопросы питания. 2009. Т. 78. № 1. С. 16—21.
4. Поляков В.К. Состояние здоровья школьников: соматометрические показатели, особенности питания и коррекция нарушений нутритивного статуса / В.К. Поляков: Автореф. дис.... докт. мед. наук. Саратов, 2010. 43 с.
Контактная информация: Елисеев Юрий Юрьевич, тел.: 8 (919) 831-50-08, e-mail: [email protected] Contact information: Eliseev Yurii,
phone: 8 (919) 831-50-08, e-mail: [email protected]