Научная статья на тему 'Итоги реализации экспериментального проекта в средних общеобразовательных школах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 2009 году'

Итоги реализации экспериментального проекта в средних общеобразовательных школах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Такаев Р. М., Кучимова Н. А., Ахметшина Р. А., Сайфуллин А. С., Саморукова И. П.

В ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан стало возможным выполнение ряда мероприятий, а именно: 1) приведение школьных столовых в соответствие санитарным правилам и нормативам; 2) внедрение единой информационной системы управления системой школьного питания; 3) обеспечение бесплатным питанием льготных категорий детей; 4) проведение исследований здоровья детей школьного возраста; 5) разработка рекомендаций для создания единых рационов питания, с учетом физиологических потребностей обучающихся, цикличных меню, меню диетического питания, ассортимента дополнительного питания; 5) введение в школьное питание функциональных продуктов, обогащенных витаминами, микрои макроэлементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Такаев Р. М., Кучимова Н. А., Ахметшина Р. А., Сайфуллин А. С., Саморукова И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTCOME OF THE REALIZATION OF A PILOT PROJECTS IN SECONDARY GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE CITY DISTRICT OF UFA, REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN, IN 2009

In the course of the pilot project on improvement of school meals in municipal general education institutions of city district of Ufa, Republic of Bashkortostan, the implementation of a number of arrangements became possible, namely: 1) bringing the school canteens in accordance with sanitary rules and regulations; 2) introduction of a unified information management system for school meals; 3) provision with free meals for preferential categories of children; 4) researches of the health of children of school age; 4) development of recommendations for creating unified food rations, taking into account physiological needs of schoolchildren; cyclical menus, the dietary menus, range of complementary meals; 5) introduction in school meals of functional products enriched with vitamins, micro and macro elements.

Текст научной работы на тему «Итоги реализации экспериментального проекта в средних общеобразовательных школах городского округа город Уфа Республики Башкортостан в 2009 году»

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2009 ГОДУ

Р.М. Такаев, Н.А. Кучимова, Р.А. Ахметшина, А.С. Сайфуллин, И.П. Саморукова, И.Е. Рублева, И.В. Сысолятин, Т.Р. Зулькарнаев, Е.А. Поварго, Г.Д. Минин, Л.АПределина, З.Т. Макарова

OUTCOME OF THE REALIZATION OF A PILOT PROJECTS IN SECONDARY GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE CITY DISTRICT OF UFA, REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN, IN 2009

R.M. Takaev, КА. Kuchimova, КА. Akhmetshina, А^\ Saifullin, I.P. Samorukova, I.E. Rubleva,

I.V. Sysolyatin, Т.R. Zul’karnaev, Е.А. Povargo, G.D. Minin, L.А Predelina, Z.Т. Makarova

Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление потребительского рынка городского округа город Уфа Республики Башкортостан,

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»

В ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан стало возможным выполнение ряда мероприятий, а именно: 1) приведение школьных столовых в соответствие санитарным правилам и нормативам; 2) внедрение единой информационной системы управления системой школьного питания;

3) обеспечение бесплатным питанием льготных категорий детей; 4) проведение исследований здоровья детей школьного возраста; 5) разработка рекомендаций для создания единых рационов питания, с учетом физиологических потребностей обучающихся, цикличных меню, меню диетического питания, ассортимента дополнительного питания; 5) введение в школьное питание функциональных продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макроэлементами.

In the course of the pilot project on improvement of school meals in municipal general education institutions of city district of Ufa, Republic of Bashkortostan, the implementation of a number of arrangements became possible, namely: 1) bringing the school canteens in accordance with sanitary rules and regulations; 2) introduction of a unified information management system for school meals; 3) provision with free meals for preferential categories of children; 4) researches of the health of children of school age; 4) development of recommendations for creating unified food rations, taking into account physiological needs of schoolchildren; cyclical menus, the dietary menus, range of complementary meals; 5) introduction in school meals of functional products enriched with vitamins, micro and macro elements.

Республика Башкортостан в числе 21 региона из 34 участников объявлена победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Реализация представленного проекта проходит в столице Республики Башкортостан — городском округе г. Уфа Республики Башкортостан с населением 1 028 700 человек. Всего в 151 общеобразовательном учреждении городского округа обучается 92 640 детей. Эксперимент охватил 50 общеобразовательных учреждений с числом обучающихся 40 078, в т. ч в 2009 г. в реализации проекта были задействованы 24 школы с общим числом обучающихся 20 476 человек, остальные школы, согласно разработанному плану, будут реконструированы в 2010 г.

В 2009 г. из средств федерального бюджета на финансирование экспериментального проекта было выделено 50 млн руб. Для этих целей направлены средства городской целевой программы «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2009—2011 гг». Общий объем финансирования в 2009 г. составил 106 885 млн руб., в т. ч. из местного бюджета на эти цели выделено 95,113 млн руб., из регионального бюджета — 11,772 млн руб.

В рамках проекта было создано муниципальное унитарное предприятие «Центр школьного и детского питания». Ремонтные работы в столовых общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте, были закончены в августе. Поставку технологического оборудования

осуществляли ЗАО «Сухаревка-СЕРВИС», ЗАО с иностранными инвестициями «Рада», ООО Фирма «БИОХИМТЕХ», ООО «Русский проект-технология», ИП Султанов Ильдар Наилевич. Поставка и установка технологического оборудования в школьные пищеблоки была осуществлена с нарушениями установленных сроков ЗАО «Сухаревка-СЕРВИС» и ЗАО с иностранными инвестициями «Рада». В результате школьные столовые не смогли открыться в установленные экспериментом сроки — 1 сентября 2010 г. Горячее питание в школьных столовых было организовано с ноября 2010 г. Кроме того, на работе столовых отрицательно сказался возврат оборудования из-за неисправности и не соответствия требованиям конкурсных условий.

После окончания ремонтных работ, замены труб систем горячего и холодного водоснабжения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» провел отбор 25 проб питьевой воды на соответствие требования санитарных норм и правил по микробиологическим показателям, 28 проб — по санитарно-химическим показателям. Была обнаружена 1 проба, не соответствующая требованиям санитарных правил и норм по микробиологическим показателям, 4

— (14,3 %) по санитарно-химическим показателям (мутность, железо, жесткость). Это было связано с некачественной промывкой и дезинфекцией водопроводной сети. После проведения необходимых мероприятий, отобранные пробы соответствовали санитарным правилам и нормам.

После подключения технологического оборудования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» провел отбор и лабораторные исследования проб готовых блюд по микробиологическим и санитарно-химическим показателям. Были проведены исследования 24 проб готовых блюд по микробиологическим показателям, 24 пробы — на калорийность, 24 пробы — на выход блюд на соответствие химического состава по рецептуре, 20 проб — контроль проводимой витаминизации блюд. Несоответствие перечисленных проб гигиеническим нормативам не обнаружено. Также проведено 120 микробиологических исследований-смывов на наличие бактерий группы кишечной палочки (санитарно-показательная микрофлора), из них в 5 смывах обнаружено БГКП (4,1 %). БГКП также обнаружено в смывах с чистой посуды после мытья ее в посудомоечных машинах в трех школах. В 120 смывах наличие яиц гельминтов не обнаружено.

В эксперименте участвовали 113 работников пищеблоков, из них 71 человек прошел обучение в 2009 г. на курсах повышения квалификации (с выдачей удостоверения установленного образца), 113 прошли обучение у поставщиков технологического оборудования.

В эксперименте приняли участие 812 педагогов школ, из них 118 человек в 2009 г. прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся с выдачей удостоверения установленного образца.

Все 2 909 школьников в 2009 г. на базе школ прошли обучение по образовательным программам в сфере здорового образа жизни, включая культуру здорового питания. Родители 17 808 школьников (85,1 %) в 2009 г. прослушали на базе школы лекцию о культуре здорового питания.

В 24 школах, принимающих участие в экспериментальном проекте, из 20 909 школьников в 2009—2010 учебном году, горячие завтраки получают 18 771, из них 7 689 — это учащиеся начальных классов, 11 082 — учащиеся 5—11 классов. 2 369 школьников получают горячие завтраки бесплатно за счет средств регионального и местного бюджета, 16 402 школьников получают горячий завтрак по льготной цене с компенсацией средств из регионального и местного бюджета. Средняя стоимость горячего завтрака на 01.01.2010 18,00—24,37 руб. Охват горячими завтраками составляет 89,8 % учащихся.

Горячие обеды получают 3 619 школьников, из них 2 907 — учащиеся 1—4 классов, 712 — учащиеся 5—11 классов; 176 школьников получают горячий обед бесплатно за счет средств регионального и местного бюджета; 792 школьника получают обед по льготной цене с компенсацией из средств регионального и местного бюджета; 2 651 школьник получает горячий обед с оплатой полной стоимости за счет средств родителей. Средняя стоимость обедов на 01.01.2010 составляет от 21 до 28 руб.

Полдник для групп продленного дня получает 421 школьник, из них 395 — учащиеся 1—4 классов, 26 — учащиеся 5—11 классов; 63 школьника получают полдник бесплатно за счет средств регионального и местного бюджета, 358 — с оплатой полной стоимости за счет средств родителей. Полдников по льготной цене с компенсацией из средств регионального и местного бюджета нет. Средняя стоимость полдника на 01.01.2010 составила от 10 до 20 руб.

Не получают горячий завтрак 754 школьника, горячий обед — 4 333 школьника, полдник — 86 школьников.

Все учащиеся начальных классов получают бесплатное молоко.

Управлением образования городского округа г. Уфа Республики Башкортостан был проведен опрос родителей обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации экспериментального проектапо совершенствованию школьного питания, по анкетам, направленным Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России. Согласно опросу все родители знали, что школа, в которой учатся их дети, участвует в экспериментальном проекте по совершенствованию организации школьного питания. 46 % родителей узнали об этом из информации, размещенной на специальном стенде в школе. Большая часть родителей узнала о данной информации на родительском собрании, в т. ч. 64 % — из выступления классного руководителя, 56 % — из выступления директора школы.

Родители были проинформированы о нормативно-правовых документах, на основании которых реализуется указанный эксперимент. Так, 34 % родителей знают документы федерального уровня (постановление Правительства российской Федерации от 21.11.2007), 46 % — документы регионального уровня (постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.03.2009 № 67), 36 % — нормативные документы образовательного учреждения. 71 % родителей отметили, что данные документы были размещены на стенде в школе. Также было отмечено, что в школе обсуждались вопросы по совершенствованию организации питания. При этом 58 % родителей услышали об этом из бесед с классным руководителем, 28 % — из выступлений медицинского работника и на встречах со специалистами в области питания, 10 % — на днях открытых дверей в столовой. При обсуждении предложений по совершенствованию организации питания у 59 % родителей предложения отсутствовали. 21 % родителей предложили ввести мониторинг питания учащихся, 16 % — разнообразить его, а 4 % — кормить детей в конце второй смены. Из мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания в школе, 67 % родителей отметили классные часы, 25 % — конкурсы, 39 % — беседы с врачом-диетологом; 80 % родителей поддерживают проведение мероприятий по пропаганде здорового питания в школе, где учится их ребенок, причем 29 % считают, что данная информация должна быть размещена на школьном сайте, 26 % — должна звучать в беседах с врачом-диетологом, 25 % — на конкурсах по пропаганде здорового питания; 85 % родителей отметили, что в период проведения мероприятий по реализации экспериментального проекта по школьному питанию, их дети стали более информированы в вопросах здорового питания, 10 % не обратили на это внимание и 5 % родителей отрицают данный факт. По ответам родителей изменения в сторону здорового питания нашли отражение у 60 % детей: они стали больше употреблять в пищу овощей и фруктов, 31 % детей — стали более разборчивы в еде, а 16 % детей отказались от жевательной резинки и чипсов; 48 % родителей отметили, что их дети стали применять полученные знания в области здорового питания в повседневной жизни, 26 % — не обратили на это внимание, а 26 % — отрицают интерес у ребенка к здоровому питанию. Как было отмечено родителями, в повседневной жизни применение полученных знаний в области здорового питания нашло отражение у 33 % детей: увеличилось употребление горячей пищи, 46 % стали соблюдать режим питания, 21 % отказались от «фастфуда» и чипсов; 87 % родителей подтвердили, что их дети получают в школе горячие завтраки (каши), а 26 % — горячие обеды (первое, второе блюдо). Всеми родителями было отмечено, что в новом 2009—2010 учебном году в школах, где учатся их дети, произошли положительные изменения в организации школьного питания по сравнению с прошлым годом: 90 % родителей указывают на проведенной ремонт столовой, 35 % — на улучшение качества пищи, 21 % — на новое оборудование, 8 % — на появившееся желание у ребенка посещать школьную столовую, 6 % — на более разнообразное меню. 69 % родителей указывают на улучшение состояния здоровья детей в новом учебном году по сравнению с прошлым годом, 14 % родителей его не отмечают, а 17 % не обратили на это внимание. 56 % родителей, которые заметили улучшение в состоянии здоровья ребенка в новом учебном году, склонны считать, что это связано в том числе и с улучшением организации питания в школе, где учится их ребенок, 15 % родителей — не связывают улучшения в состоянии здоровья детей с питанием в школе и 29 % родителей затруднились ответить на данный вопрос.

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в рамках экспериментального проекта начало изучение физического развития и состояния здоровья школьников в 5 общеобразовательных учреждениях. В настоящее время изучено физическое развитие и состояние здоровья школьников, обучающихся в МОУ лицей «Содружество» Орджоникидзевского района городского округа город

Уфа Республики Башкортостан. Всего было обследовано 299 учащихся 1, 4, 5, 8 и 10-х классов. Было установлено, что большинство обучающихся (77,59 %) имеют гармоничное физическое развитие, в то время как дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие характерно соответственно для 18,06 % и 4,35 % школьников. Доля гармонично развитых девочек (81,33 %) превышает долю мальчиков (73,83 %). Также отмечено, что доля гармонично развитых детей снижается от 1 к 8 классу. При комплексной оценке состояния здоровья школьников было установлено, что всего у 13,38 % обследованных детей I группа здоровья, у 41,47 % детей — II группа и у 45,82 % — III группа здоровья. Существенных различий в состоянии здоровья мальчиков и девочек не выявлено, так к I группе здоровья можно отнести 12,75 % мальчиков и 14,00 % девочек, ко II группе — 43,62 % мальчиков и 39,33 % девочек, к III группе — 44,97 % мальчиков и 46,67 % девочек. Наименьшей оказалась доля здоровых детей среди учащихся 1-х (9,09 %) и 8-х (8,33 %) классов, наибольшей — среди учащихся 4-х классов (20,27 %). Соответственно, больше всего детей с хроническими заболеваниями оказалось среди восьмиклассников (60,42 %) и меньше всего — среди четвероклассников (35,14 %). В настоящее время изучение состояния здоровья проводится в шести образовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В ходе реализации экспериментального проекта по совершенствованию системы питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Уфа Республики Башкортостан стало возможным выполнение ряда мероприятий:

— приведение школьных столовых в соответствие санитарным правилам и нормативам;

— внедрение единой информационной системы управления системой школьного питания;

— обеспечение бесплатным питанием льготных категорий детей;

— проведение исследований здоровья детей школьного возраста;

— разработка рекомендаций для создания единых рационов питания, с учетом физиологических потребностей обучающихся, цикличных меню, меню диетического питания, ассортимента дополнительного питания;

— введение в школьное питание функциональных продуктов, обогащенных витаминами, микро- и макроэлементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.