УДК 613.2-053.4(470.41-25) А.Т. ШАКИРОВА, Р.А. ФАЙЗУЛЛИНА
Казанский государственный медицинский университет, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49
Особенности пищевого поведения школьников города Казани
Шакирова Алсу Тауфиковна — аспирант кафедры пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета, тел. (843) 236-71-72, e-mail: alzaika@rambler.ru
Файзуллина Резеда Абдулахатовна — доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета, тел. (843) 236-71-72, e-mail: r868@mail.ru
В последние десятилетия происходит ухудшение питания детей, что приводит к отклонениям в физическом развитии и появлению связанных с этим заболеваний. Проведено неанонимное анкетирование 174 школьников с различными параметрами физического развития по вопросам питания и образа жизни. Выявлены значительные нарушения питания у всех респондентов. Однако дети с избыточной массой тела продемонстрировали более правильное пищевое поведение и большую физическую активность, что, вероятно, свидетельствует о необъективности оценки питания по неанонимным анкетам у данной категории школьников.
Ключевые слова: питание, физическое развитие, оценка питания, избыток массы тела.
А.Т. SHAKIROVA, R.A. FAYZULLINA
Kazan State Medical University, 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012
Features of Kazan schoolchildren's eating behavior
Shakirova A.T. — postgraduate student of the Department of Children's Diseases Propedeutics and Faculty Pediatrics of Therapy Faculty, tel. (843) 236-71-72, e-mail: alzaika@rambler.ru
Fayzullina R.A. — D. Med. Sc., Professor, Head of the Department of Children's Diseases Propedeutics and Faculty Pediatrics of Therapy Faculty, tel. (843) 236-71-72, e-mail: r868@mail.ru
The worsening of children's nutrition, which took place last decades, leads to deviations in physical development and progress of related diseases. 174 schoolchildren with different parameters of physical development were asked about their nutrition and lifestyle in non-anonymous poll. Significant eating disorders were found in all respondents. But we also revealed that overweight children are more physically active and have more proper eating behavior than others. It probably can mean that assessment of children's nutrition by non-anonymous polls is not objective in this category of schoolchildren.
Key words: nutrition, physical development, assessment of nutrition, overweight.
Рациональное питание является одним из основополагающих факторов формирования здоровья подрастающего поколения. Своевременное удовлетворение потребностей организма в питательных веществах обеспечивает гармоничное развитие школьника, создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде, повышает работоспособность, успеваемость, способствует профилактике заболеваний [1]. Установлено, что в последние 20 лет имеет место существенное ухудшение в структуре питания школьников и, как следствие, резкий рост заболеваний, связанных с этим [2]. Подобное явление, возможно, объясняется как появлением значительного количества новых пищевых изделий, пригодных для длительного хранения, часто несбалансированных по своему составу, содержащих консер-
ванты, стабилизаторы и вкусовые наполнители, усилением пропаганды фастфуда в социуме, так и недостаточным материальным обеспечением в семье, отсутствием у школьников мотивации и необходимых знаний в вопросах рационального и сбалансированного питания, а также низким уровнем культуры питания в семьях [1, 3-5].
Недостаточное и неполноценное питание приводит к нарушениям здоровья, что в свою очередь способствует дальнейшему ухудшению состояния питания. Нездоровый рацион, а также сформированная «углеводно-жировая» модель питания способствует росту ожирения и избытка массы тела у школьников, что увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и других системных заболеваний на более поздних этапах жизни [6, 7].
Цель исследования — оценить особенности пищевого поведения школьников города Казани с различными параметрами физического развития.
Материал и методы исследования
Проведено обследование 184 детей 7-17 лет с различными параметрами физического развития, из них 57 — со средним физическим развитием (21 мальчик, 36 девочек), 72 — с избытком массы тела (ИзбМТ) 1-й и 2-й степени (29 мальчиков, 43 девочки), 55 — с дефицитом массы тела (ДМТ) 1-й и 2-й степени (27 девочек, 28 мальчиков). Физическое развитие оценивалось по двум показателям (длине и массе тела) и сопоставлялось с региональными стандартами [8].
Нормальным или средним считали физическое развитие, когда при любом росте, кроме низкого, масса тела ребенка входит в диапазон от М-1аЯ до М + 1аЯ. Отклонения физического развития диагностировали по следующим критериям:
— дефицит массы тела (ДМТ): I степени от М-аЯ до М-2аЯ, II степени от М-2аЯ и ниже;
— избыток массы тела (ИзбМТ): I степени от М от 1,1аЯ до М+2аЯ, II степени от М+2аЯ и выше.
Оценку питания и двигательной активности проводили методом неанонимного анкетирования.
Результаты и обсуждение
Среди детей с нормальной массой тела регулярно завтракают перед уходом в школу 57% школьников. У детей с ДМТ завтрак отмечен в 65% наблюдений, что гораздо больше, чем в группе с ИзбМТ, — 48% (р=0,05).
На обед половина опрошенных (53%) едят одно блюдо (первое или второе), 55% предпочитают обедать большим количеством пищи (одно горячее блюдо+салат, первое+второе, первое+второе+салат), а 2% не едят совсем. Статистически значимых различий при анализе частоты обеда среди детей с различными параметрами физического развития обнаружено не было.
По ужину — школьники разных групп физического развития предпочитают питаться по-разному, что отражено в табл. 1.
Таким образом, по анкетным данным видно, что дети с ИзбМТ полноценно ужинают гораздо реже своих сверстников с ДМТ, а 9% совсем этого не делают или лишь пьют кефир. Соответственно, многие дети, имеющие лишний вес, осознают свою проблему и либо стараются сдерживать себя в вечерних приемах пищи. Не исключено, что нередко дети, понимая, какой вклад питание вносит в нарастание массы тела, стараются в ответах на вопросы анкеты выдать желаемое за действительное и утаивают истинное положение.
Выявлены статистически значимые различия при анализе питания в школе: лишь 54% детей с ИзбМт регулярно питаются, находясь в учебном заведении, тогда как среди детей со средним физическим развитием и ДМТ эта цифра составляет 70% (р<0,05).
Режим питания большинства современных школьников 3-4-разовый (64%) и 5 и более раз (13%). Однако каждый пятый ребенок полноценно ест не чаще двух раз в сутки, подменяя основные приемы пищи перекусами. При оценке распространенности
Таблица 1.
Состав ужина детей школьного возраста
Всего Первое или второе блюдо Одно (первое или второе блюдо) и закуски Первое и второе блюда Первое и второе блюда + закуски Не едят совсем или пьют кефир
Школьники со средней массой тела п=50 70% 24% 2% 0% 4%
Школьники с ИзбМТ п=68 52% 33% 4,5% 1,5% 9%
Школьники с ДМТ п=45 57% 18% 16% 9% 0%
Таблица 2.
Частота перекусов у детей с различной массой тела
Не перекусываю Фрукты, овощи, соки, орехи, сухофрукты, кефир, йогурт Бутерброды с колбасой, сыром, конфеты, кондитерские изделия, шоколад
Школьники со средней МТ п=52 6 20 26
12% 38% 50%
Школьники с ИзбМТ п = 70 18 33 19
26% 47% 27%
Школьники с ДМТ п = 50 9 17 24
18% 34% 48%
перекусов в течение дня получены следующие результаты. Установлено, что дети с избытком массы тела гораздо чаще своих ровесников с нормальной массой тела или ДМТ указывают на свое более «здоровое» пищевое поведение. Они чаще других не имеют перекусов между приемами пищи в течение дня, либо предпочитают полезные перекусы (табл. 2, 3).
Из данных, представленных в табл. 2, 3 видно, что, хотя достоверной разницы в объеме не выявлено, тем не менее, видно, что в группе детей с избыточной массой тела «не перекусываю» ответило 18 человек из 70, то есть лишь 52 человека признали, что едят что-то между основными приемами пищи. Однако, при уточнении объема перекусов ответили на этот вопрос 65 детей из тех же 70, то есть еще 13 «забыли», что они не перекусывают. Возможно, употребление сладостей, выпечки, шоколада и других быстроусвояемых углеводов, особенно в небольших количествах, не воспринимается детьми как «перекус».
Газированные напитки (кола, фанта, спрайт и др.) также присутствуют в рационе современных школьников. Совсем не пьют их лишь 10% опрошенных, 40% делают это приблизительно 1 раз в месяц, а каждый второй ребенок употребляет их чаще одного раза в неделю или даже каждый день; 42% опрошенных также отметили, что едят чипсы или различные сухарики чаще одного раза в неделю или даже каждый день и всего 8% их не едят совсем.
При попытке выяснить отношение к заведениям фастфуда («Макдоналдс» и др.) было опять выявлено желание детей с избытком массы тела показать свое правильное отношение к питанию: лишь 4% из них признались, что посещают такие места ежедневно или чаще одного раза в неделю, 89% делают это 1 раз в месяц и реже, а 7% сообщили, что никогда там не питались. Среди детей, не страдающих избыточным весом, эти цифры составляют
16, 72 и 12% соответственно. Похожая тенденция выявлена и в отношении колбасы и колбасных изделий: ежедневно или 3-4 раза в неделю их едят лишь 20% детей с ИзбМТ, 26% детей со средним физическим развитием и 40% детей с ДМТ; 34% школьников с лишним весом вообще показали свое отрицательное отношение к этим продуктам, тогда как в группах с нормальным и низким физическим развитием эти цифры составили 27 и 18% соответственно.
Достоверные различия обнаружены при анализе организации питания. Ответ на вопрос о том, в какой момент ребенок встает из-за стола, закончив прием пищи, демонстрирует более здоровое пищевое поведение склонных к полноте детей и «обжорство» худых (табл. 4).
Многие школьники практически ежедневно принимают пищу, занимаясь на компьютере или просматривая телепередачи. Это почти половина опрошенных детей с ДМТ и лишь четверть их ровесников с ИзбМТ и нормальным весом.
Среди взрослых довольно распространена реакция на любую эмоциональную встряску приемом пищи. При продолжительном или нереализованном стрессе, тревожно-депрессивных состояниях пища принимается в избыточном количестве с предпочтением более калорийной или легкоусвояемой еды. Проведенное исследование выявило, что большое количество детей с отклонениями в физическом развитии подвержено усилению аппетита при стрессовых ситуациях. Например, если среди школьников со средней массой тела лишь 2% начинают больше есть при стрессе, 31% делают это лишь «иногда», а 67% не отмечают за собой такого, то среди детей с ДМТ и ИзбМТ эти цифры составляют 14, 34 и 52% соответственно.
Одним из принципов рационального питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ — белков, жиров, углеводов, ви-
Таблица 3.
Объем перекусов у детей с различной массой тела
Совсем немного, чтобы унять чувство голода Столько, чтобы почувствовать себя сытым Пока не почувствую переполнение в желудке
Школьники со средней МТ п=45 27 14 4
60% 31% 9%
Школьники с ИзбМТ п=65 45 17 3
69% 26% 5%
Школьники с ДМТ п=41 22 16 3
54% 39% 7%
Таблица 4.
Ответ на вопрос «С каким чувством ты обычно встаешь из-за стола?»
Всего С чувством легкого голода С чувством сытости С чувством, что объелся
Школьники со средней МТ п=52 10% 79% 11%
Школьники с ИзбМТ п=70 14% 73% 13%
Школьники с ДМТ п=50 8% 58% 34%
Таблица 5.
Частота употребления мясных блюд школьниками
Всего Не едят совсем, едят редко или приблизительно 1 раз в месяц 1-3 раза в неделю Ежедневно
Школьники со средней МТ п=40 20% 48% 32%
Школьники с ИзбМТ п=62 32% 36% 32%
Школьники с ДМТ п=41 12% 32% 56%
таминов и минеральных веществ. Это достигается с помощью регулярного употребления различных продуктов питания в необходимом для возраста и пола количестве. При анализе частоты употребления молочнокислых продуктов, овощей, фруктов и соков у детей с различными параметрами физического развития статистически значимых различий выявлено не было. В то же время результаты изучения потребления мясных блюд, отраженные в табл. 5, демонстрируют отказ практически каждого третьего школьника с ИзбМт и каждого пятого со средним физическим развитием от мяса, тогда как более половины их худых ровесников едят данные блюда практически ежедневно.
Анкета содержала также вопросы о дополнительных нагрузках (кружках, секциях и т.д.) и регулярных занятиях спортом. Статистически значимых различий по данным показателям выявлено не было, согласно анкетным данным 64% детей с ИзбМТ посещают дополнительные секции, а 42% — занимаются спортом, среди детей с ДМТ эти цифры составляют 59 и 42% соответственно.
Выводы
1. На основе анкетного теста были выявлены нарушения пищевого поведения школьников: отсутствие завтраков перед уходом в школу, нерегулярность полноценных приемов пищи, наличие перекусов быстроусвояемыми углеводами, частое питание в ресторанах фастфуда, употребление в пищу колбасных изделий, газированных напитков и переедание.
2. Большое количество современных детей и подростков не посещают никаких дополнительных занятий помимо предусмотренных школьной программой, а также не занимаются спортом. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья нынешнего поколения и формированию отклонений в физическом развитии.
3. Дети с ИзбМТ по сравнению со своими сверстниками со средней МТ и ДМТ по результатам неанонимного анкетного теста показали большую физическую активность и более «правильное» пищевое поведение. Возможно, это объясняется тем, что они сами искренне убеждены, что едят мало либо «вообще не едят» (чай или кофе с сахаром, а также многочисленные дневные «перекусы» сдобой, печеньем, бутербродами не рассматриваются ими как еда).
Недооценивая калорийность съеденной пищи, они значительно переоценивают свою физическую активность, не учитывают необходимость регулярных и дозированных физических нагрузок, которыми не могут являться обыкновенные «домашние» игры и сезонные виды спорта [9].
Таким образом, адекватную оценку пищевого поведения детей с различными параметрами физического развития лишь при помощи неанонимного анкетирования дать невозможно в силу субъективности опрошенных детей. Возможно, школьники с избытком массы тела осознают свою проблему и пытаются убедить интервьюера и, вероятно, самого себя, в правильности своего образа жизни и питания, а соответственно отсутствии своей вины в формировании лишнего веса. Эти дети искренне не замечают или не воспринимают как еду многочисленные и разные по объему, но довольно высокие по калорийности перекусы, а свою минимальную физическую активность трактуют как «занятия спортом».
ЛИТЕРАТУРА
1. Багнетова Е.А., Корчин В.И., Кавеева И.А. Особенности питания старшеклассников, проживающих в гипокомфортных условиях ХМАО-Югры // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — №8-1. — С. 11-13.
2. Чугунова О.В., Заворохина Н.В. Анализ пищевого поведения учащихся Екатеринбурга // Техника и технология пищевых производств. — 2012. — №4. — С. 132-135.
3. Ковтюк Н.И. Аспекты питания современных школьников // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — 2014, февраль. — С. 69-72.
4. Хуснутдинова З.А. Организация и характер питания школьников в условиях семьи // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — №2 (51). — С. 50-52.
5. Уразбахтин И.Р. Гигиенические и медико-социальные аспекты организации питания школьников в современных условиях (по материалам Республики Башкортостан): автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Казань, 2004. — 24 с.
6. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю. Международный опыт организации школьного питания // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, №2. — С. 14-21.
7. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания детей школьного возраста и пути его оптимизации: (на примере юга Кузбасса): автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Пермь, 2009. — 23 с.
8. Мингазова Э.Н., Белякова Е.В., Имамов Л.А. Клинические рекомендации по оценке физического развития детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) г. Казани. Методическое пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 38 с.
9. Щербакова М.Ю., Порядина Г.И., Ковалева Е.А. Проблема ожирения в детском возрасте // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. — 2010. — №7. — С. 74-82.