ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ
А.Г. Макеева1,
ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
Проведено исследование особенностей поведения подростков, связанного с питанием. В исследовании приняли участие 2000 школьников 12-15 лет, жители 4 городов России. Были выявлены особенности рациона, режима питания, вкусовых предпочтений подростков, зависимость характеристик питания от пола, возраста и региона проживания, роль школьной столовой в обеспечении регулярного и рационального питания. Проведен социопедагогический анализ результатов исследования и выделен круг проблем, связанных с питанием подростков, которые могут быть решены за счет использования средств обучения и воспитания.
Ключевые слова: питание, пол, возраст, подросток.
Nutrition behavior in 12-15-year-old teenagers. The paper presents the results of the nutrition behavior study, conducted on 2000 students aged 12-15 years from 4 cities of Russia. The study concerned the students' eating regime and food preferences. The impact of gender and age on the development of nutrition behaviour was analysed. There was also studied the role of school canteens in providing regular and balanced diet among students. The analysis of results made it possible to determine certain problems concerning teenagers' eating behaviour, which can be solved through educational means.
Key words: nutrition behaviour, gender, age, teenager
Состояние питания детей и подростков вызывает обоснованную тревогу - в рационе питания отсутствуют многие важные продукты и блюда, не соблюдается режим питания, используются блюда с избыточным содержанием сахара, соли и т.д [1]
Причины сложившейся ситуации многообразны - они носят не только экономический, социально-экономический, но и социокультурный характер, связанный с низким уровнем культуры питания. У детей отсутствуют необходимые знания, не сформированы полезные привычки и навыки, связанные с питанием [4].
Учитывая важность обучения основам правильного питания, большинство национальных проектов и программ, связанных с вопросами укрепления здоровья детей и подростков, сегодня включают его как обязательный компонент. Согласно Закону об образовании и Федеральным государственным образовательным стандартам, формирование основ культуры здоровья и культуры питания относятся к задачам школы и должны решаться в ходе обучения [5].
Создание воспитательных технологий, направленных на формирование полезных привычек, должно базироваться на изучении объективных характеристик
Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <[email protected]>
поведения детей и подростков, связанных с питанием. Оно не только дает представление о ключевых задачах профилактики, но также помогает выделить среди них те, которые могут быть решены за счет педагогического инструментария. Сегодня специальные исследования, предваряющие разработку образовательной программы, рассматриваются как обязательный этап для организации педагогической профилактики [6, 7, 8, 9 ].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В нашей статье мы представляем результаты исследования поведения, связанного с питанием, проведенного среди подростков 12-15 лет. Сбор данных был организован в 4 городах России, всего исследованием было охвачено 2000 школьников. Данные будут использованы при разработке продолжения школьной образовательной программы «Разговор о правильном питании» [4].
Для сбора информации мы использовали два типа анкет.
Первая анкета представляла собой дневник, который подросток должен был заполнять в течение недели, отмечая там основные характеристики своего режима и рациона питания.
Вторая анкета включала вопросы, направленные на изучение общих установок и предпочтений подростков, связанных с питанием и предполагала однократное заполнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Режим питания, рекомендованный для подростков, предполагает 4-5 кратный прием пищи в течение дня. Однако у значительной части наших респондентов режим отклоняется от рекомендованного. Среднее количество приемов пищи в течение дня - 3,5. При этом распространенность тех или иных приемов пищи среди опрошенных различается. Наиболее популярен завтрак дома и обед (дома и в школе). Средняя частота этих приемов пищи составляет 6,5 в течение недели (практически каждый день). У завтрака в школе -3,2 в течение недели. Средняя частота ужина - 6,3. Наименее распространен полдник - в среднем наши респонденты едят его 2,4 раза в неделю.
Характеристики режима питания в определенной степени зависят от пола и возраста опрошенных. Чем старше подростки, тем чаще они пропускают тот или иной прием пищи. Если в группе 12-13 летних средняя частота приема пищи составляет 3,8, то среди 14-15 летних этот показатель уже 3.5.
Режим питания девочек в большей степени, по сравнению с мальчиками, не соответствует диетологическим рекомендациям - они едят реже (3,5 раз в день), тогда как мальчики 4 раза в день - статистически значимое различие.
Режим питания подростков отличается в будние и в выходные дни. Вопреки распространенному представлению, в выходной день регулярность питания школьников не возрастает, а. наоборот, несколько снижается от 3,9 к 3,5 (статистически значимое различие). Наиболее это ярко проявляется среди мальчиков (от 4 до 3,6 раз в день - статистически значимое различие), в меньшей степени - среди девочек (от 3,6 до 3,4 раз в день).
Для анализа рациона питания мы предложили подросткам в течение недели
отмечать в списке продуктов и блюд те из них, которые они ели на завтрак, обед, полдник или ужин. Список продуктов включал как базовые, составляющие основу ежедневного здорового рациона (свежие овощи, фрукты молочные продукты, мясные и рыбные блюда, каши и хлопья и т.д.), так и продукты, относящиеся к категории junk-food (Табл. 1)
Таблица 1
Распространенность различных видов продуктов и блюд в недельном рационе подростков
Вид продукта % подростков, кто % подростков, кто Сколько раз при-
не ел продукт в ел продукт каж- сутствовал в не-
течение недели дый день дельном рационе
Фрукты 6 40 5,5
молочные продукты 4 45 6
Мясо 4 25 5,5
Каша и хлопья 27 20 3
Салаты из свежих овощей 15 19 3,5
Суп 13 23 4,3
Рыба 44 - 1,2
Чипсы 47 7 2,3
Пирожное, торт 27 - 3
Сладкий газированный 37 15 3,3
напиток
Представленные данные наглядно демонстируют нехватку в недельном рационе питания подростков целого ряда важных продуктов и блюд. При этом частота употребления сладостей и junk food оказывается сравнимой с частотой употребления рыбных блюд, супов, каш и т.д.
Рацион питания подростков разных возрастных групп практически не отличается. А вот сравнение рациона питания в группе девочек-подростков и мальчиков подростков дает значимые отличия по ряду продуктов (табл. 2).
Таблица 2
Особенности распространенности различных видов продуктов и блюд среди подростков-девушек и подростков-мальчиков.
Вид продукта Юноши (% тех, кто не ест/средняя частота употребления в неделю) Девушки (% тех, кто не ест/средняя частота употребления в неделю)
Фрукты 6/5 1/5
Молочные продукты 7,5/5 4/5
Свежие овощи 22/3,2 13/3,5
Мясо 3,8/4,9* 8,6/3,8*
Сосиски 17,9/3,4* 26/2,6*
Чипсы 43/1,6* 53/1*
Газированные сладкие напитки 31/2,5* 43/1.5*
Девушки существенно реже, в сравнении с мальчиками едят мясо и мясные продукты. При этом они и существенно реже используют junk food и сладости. В группе юношей гораздо менее популярны салаты из свежих овощей. Среди юношей также больше тех, кто совсем не ест молочные продукты, фрукты.
Большая часть приемов пищи наших респондентов связана с домом. Однако и школьная столовая играет в питании школьников важную роль. Хотя бы раз в течение недели 54% подростков завтракали и 45% обедали в школе. Средняя регулярность школьных завтраков - 3.4 раза в неделю, школьных обедов - 2 раза в неделю.
Школьная столовая в существенной степени влияет на регулярность питания подростков. Школьники, у которых питание происходит только дома, в среднем едят 3,4 раза в день. При этом у подростков, посещающих школьную столовую (хотя бы несколько раз в неделю), средняя частота питания возрастает до 3,8.
Различия выявляются не только в режиме, но и в рационе питания школьников (табл. 3).
Таблица 3
Распространенность различных видов продуктов в недельном меню школьников, посещавших и не посещавших школьную столовую.
Вид продукта Подростки, хотя бы раз Подростки, питающиеся ис-
посетившие столовую ключительно дома
Суп 4,6 4,1*
Салат из свежих овощей 3,9 3,3*
Рыба 1,6 1*
Каша 3,6 2,8*
Чипсы 2,6 2,1*
Торты, пирожные 2,4 3,1*
Школьное питание способствует увеличению частоты употребления школьниками ряда полезных продуктов и блюд, благодаря сбалансированному меню, составленному с учетом диетологических рекомендаций. Одновременно, посещение столовой позволяет сократить частоту употребления подростками сладостей и junk-food. По видимому, это связано с тем, что школьники замещают «перекусы» полноценными завтраками или обедами.
К сожалению, несмотря на очевидные плюсы школьного питания оно оказывается непопулярным среди наших респондентов. В ходе исследования мы просили подростков отмечать - понравился или нет им тот или иной прием пищи. Количество негативных оценок («не понравилось», «скорее не понравилось») составило 37% от общего числа комментариев в отношении школьной еды. Тогда как в отношении домашней еды негативные оценки составляют всего 15%.
Почему школьники не любят есть в школе? С одной стороны, это может объясняться недостаточным качеством еды, и изменить эту ситуацию способна только комплексная организационная работа по улучшению школьного питания. С другой стороны, низкая популярность школьной еды может обусловлена тем, что
некоторые ее виды непривычны для подростков. Школьники не привыкли дома есть супы, каши, салаты. И в этом случае важную роль в повышении популярности школьного питания может сыграть образовательная программа.
Наши респонденты осваивают и систему общественного питания - 40% подростков в течение недели хотя бы раз посещали места общественного питания -главным образом. кафе. Средняя частота посещения - 1,2 раза в неделю. Этот показатель практически одинаков как в группе юношей, так и в группе девушек. При этом в группах подростков разного возраста этот показатель отличается - чем старше подростки, тем чаще они отмечают визиты в кафе (0,8 - среди 12-13 летних подростков и 1,7 - среди 14-15 летних подростков).
Следует отметить, что еда в кафе оказывается наиболее популярной среди подростков, практически все из посетивших кафе отметили, что еда им «понравилась».
Для изучения специфики вкусовых предпочтений мы предложили подросткам список основных групп продуктов, каждая из которых включала по 7-10 конкретных примеров. Респонденты должны были отметить- какие из перечисленных видов еды являются их «любимыми», а какие- «не нравятся».
Чаще всего в перечне «любимых» называются различные виды фруктов и мясных блюд, наименее - блюда из рыбы и овощи. Эти результаты полностью перекликаются с данными о распространенности различных видов продуктов и блюд в недельном меню школьников (см. выше) - наиболее популярные продукты являются и наиболее распространенными, наименее популярные реже встречаются в меню.
Ассортимент «любимых» продуктов оказывается несколько разнообразнее в группе юношей, по сравнению с девушками, однако это отличие не является статистически достоверным. При анализе же ассортимента вкусовых предпочтений подростков разного возраста отличие оказывается более выраженным (табл.4). Чем старше подростки, тем больше число продуктов и блюд, которые им «нравятся». По-видимому, это связано с расширением реального кулинарного опыта школьников - старшие школьники знакомы с большим числом блюд (табл.4)
Таблица 4
Особенности вкусовых предпочтений подростков
Продуктовые группы Среднее число выборов «любимых» продуктов и блюд в про-луктовой группе
Среди всех респондентов Среди 12-13 летних подростков Среди 14-15 летних подростков
Фрукты 4,3 4 4,6*
Овощи 3,1 2,8 3,5*
Каши 1,8 1,6 1.9
Рыба 1,2 0,7 1,8*
Супы 2,3 2 2,5
Молочные продукты 3 2,8 3,3
ВЫВОДЫ
1. Большинство подростков едят не менее 3 раз в день. Такая регулярность питания отличается от оптимальной, рекомендованной диетологами, однако достаточна для обеспечения нормальной работы организма.
2. Существенно большую тревогу вызывает недостаточное присутствие в рационе подростков целого ряда продуктов и блюд ежедневного меню. Школьники едят недостаточно салатов и рыбных блюд, супов, блюд из мяса и т.д.
3. Частота употребления продуктов и блюд во-многом связана с спецификой вкусовых предпочтений подростков - наиболее распространенные в меню блюда чаще отмечаются школьниками в списке предпочитаемых. Развитие позитивных вкусовых предпочтений в отношении полезных продуктов и блюд может рассматриваться как один из эффективных путей улучшения состояния питания подростков.
4. В основном питание подростков происходит дома. Однако и школьная столовая играет важную роль в организации режима и рациона питания школьников -значительная часть подростков едят в школе в течение недели. Школьная столовая не только помогает обеспечить более регулярный режим питания подростков, а также присутствие в их рационе целого ряда полезных продуктов и блюд, но и формирует модель поведения, связанную с питанием - вкусовые предпочтения, представления о разнообразии блюд и их сочетаниях, нормах этикета и сервировки. К сожалению, воспитательный ресурс школьной столовой реализуется не в полной мере - многим подросткам не нравится еда в столовой. Причина этого может быть двоякой - и низкое качество еды (и тут требуются существенные организационные усилия для изменения ситуации), и специфика личного опыта школьников, когда еда в школьной столовой оказывается непривычной, отличающейся по вкусу и составу от домашней (ребенок не привык есть супы, салаты, каши). В этом случае важную роль играет воспитание, направленное на развитие вкусовых предпочтений подростков, их готовности пробовать новые продукты и блюда.
5. На характеристики питания влияют возрастные характеристики, а также пол подростка. С возрастом несколько снижается регулярность питания, однако повышается ассортимент предпочитаемых подростками продуктов, что может быть использовано для повышения реальной частоты употребления полезных блюд.
6. Подростки-девушки реже, в сравнении с юношами, едят мясо. При этом в рационе питания девушек реже встречается junk-food. По-видимому, девушки, более внимательно относящиеся к своей внешности, стараются ограничивать себя в употреблении «калорийной» пищи, к которой ошибочно относят и мясо. Такая специфика представлений, связанных с питанием, также должна учитываться при разработке образовательных программ для старших подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бельмер С.В. Распространение дефицита микронутриентов у детей в России //
Вопросы диетологии. - 2015. - Т 5, № 1. -С. 16-20.
2. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
3. Ищенко А.В. Здоровье как ценность и педагогическая практика // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 87-89.
4. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты формирования основ культуры здоровья у детей и подростков // Вестник московского образования. - 2011. - № 15. - C. 182-192.
5. Макеева А.Г. Возможности использования образовательных программ в формировании основ культуры здоровья // Биология в школе. - 2014. - № 4. -С. 20-28
6. Brown, Т., & Summerbell, C.A. A systematic review of school-based interventions that focus on dietary intake and physical activity levels to prevent childhood obesity: an update to the obesity guidance produced by the NICE // Obesity Reviews. - 2008. N10. P.110-141.
7. Bullen,K. Changing Children's Food and Health Concepts: A Challenge for Nutrition Education // Education and Health. - 2004. - N 22(4). - P. 51-55.
8. Charles McGregor Food as a Part of Culture // Education and Health. - 2007. -N 33(2). - P. 15-18.
9. Contento, I. Nutrition Education: Linking Theory, Research and Practice. Sudbury, MA: Jones and Bartlett Publishers, 2007.
10. Howerton MW, Bell BS, Dodd KW, Berrigan D, StolzenbergSolomon R, Nebeling L. School Based Nutrition Programs Produced a Moderate Increase in Fruit and Vegetable Consumption: Meta and Pooling Analyses rrom 7 Studies. Journal of Nutrition Education and Behavior. - 2007. - July, August;39(4). - Р. 186-196.
11. Kabitskiy M.E. Kabitskaya O.E. History of nutrition and culinary traditions among peoples of the world // Education. - 2011.