педагогический i
поиск|
1УДК 796.011 ББК 75
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
А. Г. Щуров, О. А. Чурганов, Е. А. Гаврилова, Е. А. Лопатина
Аннотация. В статье рассмотрено понятие школьного социального капитала и его роль в повышении физической активности школьников. Отмечается, что школьный социальный капитал - это прежде всего те социальные связи, которые существуют между всеми группами участников процесса обучения: обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом школы, то есть связи «ученик - учитель», «ученик - ученик», «учитель - родитель», «директор -учитель», «учитель - учитель». Уровень школьного социального капитала зависит от степени доверия внутри этих связей.
Изложены результаты исследования связей «ученик - учитель», «ученик - ученик». Представлены ответы школьников на вопросы об отношении к ним учителей и одноклассников, из которых видно, что неудовлетворительные взаимоотношения внутри этих связей способствуют формированию у подростков проблемного поведения, сопряженного с риском для здоровья (причинение обид, курение, употребление алкоголя и наркотиков), и негативно сказываются на степени их физической активности.
Ключевые слова: школьный социальный капитал, физическая активность, социальные связи, здоровье школьников, поведение детей.
INFLUENCE OF SCHOOL SOCIAL CAPITAL ON THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN
A. G. Shchurov, O. A. Churganov, E. A. Gavrilova, E. A. Lopatina
Abstract. The article considers the concept of school social capital and its role in increasing physical activity of students. It is noted that the school social capital is first of all those social links that exist between all groups of participants in the educational process: students, their parents and teaching staff, that is, the connections "student-teacher", „student-student", "teacher-parent", „principal-teacher" and "teacher-teacher". The level of school social capital depends on the degree of trust within these links.
The results of the research of the links „student-teacher", „student-student" are presented. Students' answers to the questions about the attitude of their teachers and classmates towards them are analyzed, from which it is clear that poor relationships within these links contribute to the formation of problem behavior coupled with the risk for health (bullying, smoking, alcohol and drug use), and cause a negative impact on the degree of physical activity.
Keywords: school, social capital, physical activity, social communication, health of school children, children's behavior.
учебном году. В нем приняли участие 517 школьников 11- и 15-летнего возраста г. Санкт-Петербурга. Им предлагалось анонимно ответить на 82 вопроса, объединенных в несколько смысловых блоков: социальный аспект, показатели здоровья, формы поведения в отношении здоровья (физическая активность, пищевое поведение, гигиена), формы поведения, сопряженные с риском [3].
В данной статье проведен анализ ответов на 6 вопросов, касающихся школьного социального капитала и физической активности. Из них первые три вопроса направлены на выявление отношения ученика к школе и отношения учителей к ученику («учитель - ученик»), два вопроса - на изучение взаимоотношений между сверстниками («ученик - ученик») и один вопрос - на определение уровня физической активности школьников. В целом эти вопросы достаточно объективно отражали состояние школьного социального капитала и физической активности.
Результаты ответов на первые три вопроса представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, действительно нравится школа лишь 33,5% детей 11-летнего возраста и 20,2% подростков 15-летнего возраста. Остальные либо колеблются (скорее нравится, чем не нравится, скорее не нравится, чем нравится), либо просто ее не любят.
Таблица 1
Вопросы об отношении ученика к школе и отношении учителей к ученику
и результаты ответов на них (%)
Варианты ответов Возраст подростков
11-летние 15-летние
Вопрос 1: Что ты сейчас думаешь о школе?
Очень нравится 33,5 20,2
Скорее нравится 46,8 49,4
Скорее не нравится 16,0 20,7
Очень не нравится 3,7 9,8
Вопрос 2: Как ты чувствуешь, насколько тяжело тебе выполнять школьную учебную работу ?
Не тяжело 34,1 33,4
Чувствую некоторое напряжение 60,4 59,9
Чувствую значительное напряжение 5,4 6,7
Вопрос 3: По твоему мнению, что твой классный руководитель (учителя) думает о твоей школьной успеваемости по сравнению с одноклассниками?
Очень хорошая 16,1 16,6
Хорошая 47,9 39,6
Средняя 32,4 39,4
Ниже среднего 3,6 4,4
В настоящее время уровень физической активности школьников изучают специалисты разных областей, и в первую очередь специалисты, занимающиеся вопросами здоровья как в области образования, так и здравоохранения. Нет сомнения в том, что состояние здоровья во многом зависит от уровня физической активности.
Данная статься посвящена выявлению влияния школьного социального капитала на уровень физической активности школьников.
Понятие социального капитала приобретает все большее распространение. Оно означает связи между людьми, нормы доверия и поведения, способность людей к совместным действиям для достижения общей цели [1].
Школьный социальный капитал - это те социальные связи, которые существуют между всеми группами участников процесса обучения: обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом школы [2]. Если коллектив школы постоянно работает над совершенствованием этих социальных связей, если связи «директор - учитель», «учитель - учитель», «ученик - учитель», «ученик - ученик» и другие - крепкие, доверительные и дружелюбные, то общая цель - высокое качество образования - будет достигнута.
Исследование, результаты которого анализируются в статье, было проведено в 2013-2014
Положительно можно оценить результат ответов о тяжести учебной нагрузки. Значительное напряжение испытывают лишь 5,4% и 6,7% подростков 11-летнего и 15-летнего возраста соответственно. В то же время большинство исследуемых возрастных групп «испытывают некоторое напряжение» в учебе (60,4% и 59,9% соответственно), то есть нагрузки, по их мнению, достаточно велики.
Среди 11-летних детей 36% считают, что их успеваемость в глазах учителей «средняя» и «ниже среднего», к 15-летнему возрасту эта цифра достигает 43,8%.
Представленные результаты свидетельствуют о значительных резервах для улучшения связи «учитель - ученик», для улучшения их взаимопонимания.
Не менее показательны и результаты ответов на вопросы об отношениях между сверстниками, то есть о связи «ученик - ученик» (табл. 2).
Ответы показывают, что лишь 59,7% 11-летних и 56,7% 15-летних подростков уверены в том, что большинство его одноклассников - добрые и отзывчивые, то есть более 40% школьников в обеих группах чувствуют себя некомфортно в классе.
Ко второму вопросу табл. 2 в анкете были даны некоторые пояснения для объективности ответов:
«Мы говорим о человеке, что он оскорблен, когда один ученик или группа учеников своим словом или действием унижают другого.
Оскорблением также считаются ситуации, когда человека постоянно дразнят, особенно когда ему (ей) это неприятно, сознательно не допускают его (ее) к совместным развлечениям.
Но оскорблением не считаются ситуации, когда двое учеников одинаковой физической силы спорят или применяют физическую силу. Также оскорблением не считаются ситуации, когда ученики дразнят друг друга по-дружески или в шутливой форме».
Как видим, ответы на вопрос «Как часто тебя оскорбляли/унижали учащиеся в школе за последние два месяца?» действительно отражают агрессивность сверстников по отношению к отвечающему.
Результаты показали, что 27,7% подростков 11 лет и 14,7% подростков 15 лет подвергались оскорблению в школе со стороны сверстников более двух раз на протяжении последних двух месяцев.
Особенно обращает на себя внимание тот факт, что большему унижению подвергаются младшие, 11-летние подростки, не имеющие еще достаточно моральных сил противостоять агрессии со стороны сверстников.
По приведенным данным с учетом большой выборки можно достаточно объективно судить о том, что социальный капитал большинства исследованных школ находится на невысоком уровне. Учебные нагрузки, отношение учителей к ученикам, взаимоотношения между подростками - все эти факторы формируют общую атмосферу в школе и непосредственно влияют
Таблица 2
Вопросы о взаимоотношениях между сверстниками и результаты ответов на них (%)
Варианты ответов Возраст подростков
11-летние 15-летние
Вопрос 1: Покажи, насколько ты согласен или не согласен с данным утверждением: «Большинство учащихся моего класса - добрые и отзывчивые»
Согласен 59,7 56,7
Насколько согласен, настолько и не согласен 23,9 25,0
Не согласен 16,4 18,3
Вопрос 2: Как часто тебя оскорбляли/унижали учащиеся в школе на протяжении последних двух месяцев?
Меня не оскорбляли в течение последних двух месяцев 46,3 64,8
Это случалось 1—2 раза 26,0 21,1
Это случалось 2 или 3 раза в месяц 10,5 5,7
Это случалось раз в неделю 4,0 3,5
Это случалось несколько раз в неделю 13,2 4,9
Таблица 3
Доля школьников с необходимым минимумом объема физической активности высокой интенсивности (в течение двух или более часов в неделю)
Категории Возраст подростков
11-летние (%) 15-летние (%)
Девочки 38,8 40,1
Мальчики 45,6 46,5
на качество образования и физическую активность школьников.
Негативное восприятие школьной жизни часто способствует формированию у подростков проблемного поведения, сопряженного с риском для здоровья (причинение обид, курение, употребление алкоголя и наркотиков).
На вопрос, касающийся физической активности учащегося в школе, а именно: «Сколько часов в неделю в свое свободное от занятий время ты выполняешь различные физические упражнения так, чтобы запыхаться или вспотеть?», необходимо было выбрать один из следующих ответов: «Нисколько», «Около получаса», «Около часа», «Примерно от 2 до 3 часов», «Примерно от 4 до 6 часов», «7 часов и более».
В табл. 3 представлены суммарные данные по последним трем вариантам ответов, которые характеризуют объем только физической активности высокой интенсивности (в течение двух и более часов в неделю).
Принято считать, что выполнение физических упражнений от 2 до 3 часов в неделю и более соответствует минимальному объему физической активности [4].
Как следует из табл. 3, лишь менее половины школьников, как девочек, так и мальчиков, физически активны в свое свободное время (помимо школьных занятий) более двух часов в неделю. Больше половины школьников вообще никакой физической активностью в свободное время в школе и вне школы не занимаются, что свидетельствует о том, что в школах недостаточно уделяют внимание внеклассной спортивной деятельности и рекреационной работе (подвижные игры на переменах и т. д.).
Заключение. Высокий уровень социального капитала школы, уровень доверия в коллективе, тесные доверительные и дружелюбные связи «учитель - учитель», «учитель - ученик» являются основой благополучия учащихся и их
физической активности. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о недостаточной доле учащихся, занимающихся двигательной активностью.
Позитивное восприятие учащимися школьной жизни защищает подростков от формирования проблемного поведения, сопряженного с риском для здоровья (причинение обид, курение, употребление алкоголя и наркотиков), они больше времени уделяют внеклассным мероприятиям, занимаются в спортивных кружках, участвуют в соревнованиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кухарев А. И. Роль социального капитала как условие инновационного развития образовательной организации // Современная педагогика. - 2014. - № 4. - URL: http://pedagogika. snauka.ru/2014/04/2195 (дата обращения: 26.01.2017).
2. Щуров А. Г., Лопатина Е. А. Школьный социальный капитал и физическая активность школьников // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 2. - С. 61-69.
3. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О. А. Чур-ганов, О. М. Шелков, А. В. Малинин [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 2-5.
4. Щуров А. Г., Чурганов О. А, Гаврилова Е. А. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лес-гафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 296-301.
REFERENCES
1. Kukharev A. I. Rol sotsialnogo kapitala kak us-lovie innovatsionnogo razvitiya obrazovatelnoy organizatsii. Sovremennaya pedagogika. 2014, No. 4. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2014/04/2195 (accessed: 26.01.2017).
2. Shchurov A. G., Lopatina E. A. Shkolnyy sotsi-alnyy kapital i fizicheskaya aktivnost Shkolnikov. Aktualnye problemy fizicheskoy i spetsi-alnoypodgotovki silovykh struktur. 2014, No. 2, pp.61-69.
3. Churganov O. A., Shelkov O. M., Malinin A. V. (et al.) Mezhdunarodnaya programma "Zdoro-vye i povedenie detey shkolnogo vozrasta".
Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2014, No. 4, pp. 2-5. 4. Shchurov A. G., Churganov O. A., Gavrilova E. A. Dinamika pokazateley fizicheskoy aktivnosti shkolnikov v svobodnoe ot uchebnykh zanyatiy vremya. Uch. zap. un-ta im. P. F. Lesgafta. 2015, No. 12 (130), pp. 296-301.
Щуров Алексей Григорьевич, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург; старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Военного института физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
Shchurov Aleksei G., ScD in Education, PhD in Medicine, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department, I. I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint Petersburg; Senior Researcher, Research Center, Military Institute of Physical Culture, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Чурганов Олег Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Churganov Oleg A, ScD in Education, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department, I. I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Гаврилова Елена Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Gavrilova Elena A., ScD in Medicine, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department, I. I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Лопатина Екатерина Алексеевна, кандидат педагогических наук e-mail: [email protected] Lopatina Ekaterina A., PhD in Education e-mail: [email protected]