Научная статья на тему 'Стратегии снижения образовательных рисков индивидуальными агентами социального пространства'

Стратегии снижения образовательных рисков индивидуальными агентами социального пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ / STRATEGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РИСКИ / EDUCATIONAL RISK / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ / INDIVIDUAL AGENTS / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова Ирина Михайловна

Формирование новой концепции образования в обществе риска требует активного участия всех заинтересованных социальных агентов образовательного пространства: от государства до родителей школьников и самих школьников. В обществе риска старшеклассники из семей, в которых родители имеют дипломы вузов, стараются перейти в престижные учебные заведения, дающие профильное, то есть некоторое «избыточное образование» по одному или нескольким предметам, думая, что это обеспечит им определенный «запас прочности» при поступлении в вуз. Такие школы являются, по сути, предвузовской образовательной ступенью, в которой совмещены школьные и вузовские программы по отдельным предметам. Учиться в них достаточно сложно, но, тем не менее, школьники стремятся туда попасть, преодолевая достаточно высокий конкурсный барьер. Такая стратегия позволит им в будущем более успешно конвертировать накопленный в ходе образовательного процесса человеческий капитал в капитал социальный и экономический и, следовательно, занять не менее достойную нишу в социальном пространстве, чем занимают их родители. Ориентация на дополнительное профильное обучение, стремление получить образование в лицее или гимназии в обществе риска является вполне оправданной образовательной стратегией, направленной на восходящую социальную мобильность и успешное позиционирование в социальном пространстве. Выбор школы, обладающей высоким совокупным капиталом, подготовка с репетиторами и, наконец, поступление в престижный вуз такова современная образовательная стратегия, которая помогает в дальнейшем успешно конвертировать накопленный в ходе образования человеческий капитал в социальный и экономический капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies to Reduce Educational Risks by the Individual Agents of Social Space

Formation of anew concept of education in a risk society requires the active participation of all interested social agents of educational space: from the state to parents and pupils themselves. In a risk society senior pupils from families in which the parents are graduates of universities, are trying to go to prestigious schools, giving profiled, i.e., a "surplus education" in one or more subjects, thinking that it will provide them with a certain "safety margin" when entering the university. Such schools are essentially pre-university educational stage, which combine school and university curricula for individual subjects. Studying at such schools is quite difficult, but nevertheless, the students tend to go there, overcoming a rather high competitive barrier. This strategy will allow them in the future to more successfully transform gained during the educational process the human capital to the social and economic capital and, therefore, take at least a decent niche in the social space, not less than their parents had. Orientation to additional profile education, the desire to get the education at the Lyceum or gymnasium in a risk society is a justified educational strategy directed at upward social mobility and successful positioning in the social space. Choosing a school that has a high cumulative capital, training with tutors and finally entering a prestigious university is a current educational strategy that helps to further successfully transform the human capital into the social and economic one.

Текст научной работы на тему «Стратегии снижения образовательных рисков индивидуальными агентами социального пространства»

УДК 37/014:316.4 ББК (С)60,56

СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РИСКОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ АГЕНТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

И.М. Лоскутова

Аннотация. Формирование новой концепции образования в обществе риска требует активного участия всех заинтересованных социальных агентов образовательного пространства: от государства до родителей школьников и самих школьников. В обществе риска старшеклассники из семей, в кот орых родит ел и имеют дипломы вузов, старают ся перейти в престижные учебные заведения, дающие профильное, то есть некоторое «избыточное образование» по одному или нескольким предметам, думая, что это обеспечит им определенный «запас прочности» при поступлении в вуз. Такие школы являются, по сути, предвузовской образовательной ступенью, в которой совмещены школьные и вузовские программы по отдельным предметам. Учиться в них достаточно сложно, но, тем не .менее, школьники стремятся туда попасть, преодолевая достаточно высокий конкурсный барьер. Такая стратегия позволит им в будущем более успешно конвертировать накопленный в ходе образовательного процесса человеческий капитал в капитал социальный и экономический и, следовательно, занять не .менее достойную нишу в социальном пространстве, чем занимают их родит ели.

Ориентация на дополнительное профильное обучение, стремление получит ь образование в лицее или гимназии в общест ве риска являет -ся вполне оправданной образовательной стратегией, направленной на восходящую социальную мобильность и успешное позиционирование в социальном пространстве. Выбор школы, обладающей высоким совокупным капиталом, подготовка с репетиторами и, наконец, поступление в престижный вуз - такова современная образовательная стратегия, которая помогает в дальнейшем успешно конвертировать накопленный в ходе образования чеповеческий капитал в социальный и экономический капитал.

Ключевые слова: стратегии, образовательные риски, индивидуальные агенты, социальное пространство.

1ЕК

STRATEGIES TO REDUCE EDUCATIONAL RISKS BY THE INDIVIDUAL AGENTS OF SOCIAL SPACE

I I.M. Loskutova

Abstract. Formation of a new concept of education in a risk society requires the active participation of all interested social agents of educational space: from the state to paren ts and pupils themselves. In a risk society senior pupils from families in which the parents are graduates of universities, are trying to go to prestigious schools, giving profiled, i.e., a "surplus education " in one or more subjects, thinking that it will provide them with a certain "safety margin" when entering the university. Such schools are essentially pre-university educational stage, which combine school and university curricula for individual subjects. Studying at such schools is quite difficult, but nevertheless, the studen ts tend to go there, overcoming a rather high competitive barrier. This strategy will allow them in the future to more successfully transform gained during the educational process the human capital to the social and economic capital and, therefore, take at least a decen t niche in the social space, not less than their paren ts had,

Orien tation to additional profile education, the desire to get the education at the Lyceum or gymnasium in a risk society is a justified educational strategy directed at upward social mobility and successful positioning in the social space. Choosing a school that has a high cumulative capital, training with tutors and finally entering a prestigious university - is a current educational strategy that helps to further successfully transform the human capital into the social and economic one.

Keywords: strategies, educational risk, individual agents, social space.

Формирование новой концепции образования [1] в обществе риска требует активного участия всех заинтересованных социальных агентов образовательного пространства: от государства до родителей школьников н самих школьников. В данной статье будут приведены и проанализированы результаты социологических исследований, посвященных изменениям в школьном образовании, которые отражаются в оценках школьников.

Мы сделали предположение, что в обществе риска [2] старшеклассники

из семей, в которых родители имеют дипломы вузов, стараются перейти в престижные учебные заведения, дающие профильное, то есть некоторое «избыточное образование» по одному нлн нескольким предметам, думая, что это обеспечит нм определенный «запас прочности» при поступлении в вуз. Такие школы являются, по сути, предвузовской образовательной ступенью, в которой совмещены школьные н вузовские программы по отдельным предметам. Учиться в них достаточно сложно, но школьники стремятся туда попасть, преодолевая достаточно вы-

сокий конкурсный барьер. Такая стратегия позволит нм в будущем более успешно конвертировать накопленный в ходе образовательного процесса человеческий капитал в капитал социальный н экономический и, следовательно, занять не менее достойную нишу в социальном пространстве, чем занимают нх родители.

Выдвинутую гипотезу мы постарались подтвердить в ходе исследования в одном московском лицее, появившемся на полно демократических перемен в сфере образования в начале 90-х годов. Автор лично принимал участие в его проведении. В исследовании ставилась задача также изучить лицей как модернизационную форму образования, понять, насколько она соответствует основным долговременным тенденциям в этой сфере. Для этого в октябре 2010 г. в ходе опроса лицеистов Юн 11 классов (108 человек) методом анкетирования была получена информация по широкому кругу вопросов, касающихся обучения в лицее. Анкетирование было дополнено свободным неструктурированным интервью с учащимися. В исследовании использовалась методика опроса, разработанная социологической службой лицея в 1998 г. В результате у нас появилась уникальная возможность сравнить ответы современных лицеистов с аналогичными данными социологического исследования, проведенного в 1998 г. Сравнительный анализ позволил проследить динамику изменений факторов, влияющих на процесс образования в лицее. Исследование 1998 г. было построено на анкетировании и на проективных методиках, используя которые сами учащиеся описывали господствующие в лицее ценности и

нормы поведения, а также анализировались социологические эссе, написанные участниками опроса. В сравнительном анализе мы будем прибегать к использованию этих работ в виде высказываний лицеистов.

Несколько слов об объекте исследования. Лицеисты — это молодые москвичи из всех районов столицы. Была составлена квотная выборка, отражающая соцнально-демографпческий состав учащихся. В нее вошли 70% девушек н 30% юношей в возрасте 14-17 лет. Они — дети из семей, в основном, со средним достатком (69%), в которых одни нлн оба родителя (96%) имеют высшее образование. Характерной чертой этих подростков является их ярко выраженная ориентация на получение высшего образования. Причем, более половины лицеистов уже определились в выборе вуза.

Выбирая лицей, будущие лицеисты в большой степени стали ориентироваться на советы своих родителей, родственников и знакомых, сверстников. Так, по сравнению с 1998 г. (46%) в 2010 г. более половины лицеистов (55%) выбрали этот вариант для себя, доверяя советам взрослых. Выбор школы становится достаточно важной семейной проблемой, к которой подходят весьма основательно. Немного меньше, принимая серьезные решения, подростки учитывают успешный опыт своих сверстников и друзей. Так, в 1998 г. 27% опрошенных выбрали лицей под влиянием своих друзей н сверстников, в 2010 г. таких ответов набралось уже 37%. Опрос показал, что заметно снизилось доверие к формальным каналам коммуникации. Если в 1998 г. реклама и справочная литература служила импульсом дня выбора учебного заведения у 18%

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Чем привлек Вас лицей как учебное заведение?» (Можно было отметить не более трех позиций)

(Москва, N=108) в % к опрошенным

Варианты ответов 1998 г. 2010 г.

Высоким мнением о лицее моих друзей, знакомых 24 43

Высоким уровнем преподавания общеобразовательных предметов 46 49

Преподаванием широкого круга естественнонаучных и гуманитарных предметов 81 56

Возможностью получить хорошее образование бесплатно 67 57

Тем, что лицей находится недалеко от дома, удобно было добираться 7 16

Выбрал случайно, мне все равно, где учиться 1 5

школьников, то в 2010 г. на эти источники информации были ориентированы только 5% опрошенных. Эти данные весьма показательны. Они говорят о том, что поскольку в связи с модернизацией образования, школа, которую заканчивает ученик, начинает играть решающую роль в его дальнейшей образовательной карьере, то для уменьшения рисков, связанных с образованием, при выборе учебного заведения школьники учитывают репутацию, которая складывается в течение многих лет н транслируется по каналам межличностной коммуникации. Таким образом, школьники старших классов дня завершения обучения выбирают те учебные заведения, которые имеют устойчивую репутацию и достаточно хорошо позиционированы в образовательном пространстве, что позволяет учащимся снизить образовательные риски.

Репутация учебного заведения определяется достаточно широким кругом факторов, значение которых изменяется с годами. В таблице 1 отражены те конкурентные преимущества, которые, по мнению опрошенных, привлекли их в лицей.

Тогда 81% опрошенных школьников выбрали лпцей из-за преподава-

ния широкого круга естественно научных н гуманитарных предметов. В настоящее время этот фактор также остался значимым, но на него указали уже только 56% опрошенных школьников. Зато несколько возросла (с 46% до 49%) привлекательность высокого уровня преподавания общеобразовательных предметов. На первый взгляд это довольно незначительный рост. Но если сделать анаши распределения ответов на вопрос, какие предметы подростки считают дня себя наиболее важными в лицее, то получается довольно интересная картина. Интегральный показатель значимости таких предметов, как русский язык, литература, математика, обществознание вырос на 76%. Складывается впечатление, что для многих статус лицея, прежде всего, является гарантией высокого уровни преподавания базовых общеобразовательных предметов, необходимых для поступления в вуз. По-впднмому, именно этот фактор определяет высокую репутацию лицея в общественном мнении. За двенадцать лет, прошедших со времени первого исследования, значимость этого фактора для опрошенных выросла на 19%. В 2010 г. 43% выбрали лицей из-за высокого мнения о нем друзей и знакомых.

В современном предпочтении учебных дисциплин отмечена любопытная тенденция: среди значимых предметов лицеисты выделяют если говорить о языкознании, прежде всего, русский язык (93%), а потом иностранный (83%), в отличие от 1998 г., в котором преобладали в обратном порядке — иностранный (93%) и лишь затем русский (67%). Такая же ситуация складывается в вопросе, касающемся предмета, по которому лицеисты собираются заниматься дополнительно дня подготовки в вуз. Первостепенное значение дня них приобретает русский язык (29%), далее по рейтингу от него не отстает английский (21%), психология (10%), история (7%).

К специальным предметам, представленным в анкете 1998 г., интерес в 2010 г. значительно снизился, однако к нововведенным специальным предметам, напротив, возрос: в том числе к русскому (56%) и иностранному языкам (английскому — 72%, французскому - 16%).

В ходе исследования мы попытались выяснить, какие причины вынудили учащихся оставить прежнюю школу н подать документы для обучения в лицее. Полученная информация позволяет утверждать, что у очень многих лицеистов оценки прежних школ, в которых они обучались до лицея, в 2010 г. существенно изменились. В большинство ответов образ прежних школ связывается с положительной атмосферой, хорошим микроклиматом. Эти данные существенно разнятся с оценками школ 1998 г., откуда переводились лицеисты. Тогда прежние школы были представлены в свете конкретных негативных явлений, случаев, фактов, которые будущим лицеистам лично пришлось пе-

режить и выстрадать. В работах, выполненных лицеистами в 1998 г., школа с ее жизнью, событиями, установками воспринималась на фоне лицейского существования как «тяжелое прошлое». Она, как правило, предстает как бездушное, бюрократическое учебное заведение, совершенно чуждое живой, непосредственной душе подростка. Причем, в большинстве их высказываний трудно найти хоть что-либо позитивное, хорошее об учителях, учениках, вообще о классе или школе. Кроме того, критика школьных порядков идет по самым принципиальным моментам: характеру получаемых знаний, отношениям между учителем н учеником и т.п. Приведем весьма характерное высказывание одного из учеников в 1998 г.: «На мой взгляд, главное отличие лицея от школы проявляется в том, что в школе никто не хочет учиться. У учеников нет такого стремления к новым знаниям, которое есть в лпцее. II в этом виноваты, в первую очередь, учителя, которые, по-моему, не способны найти общий язык с учениками. Они из-за невыплаты зарплаты или просто плохого настроения срывают свою злобу на учениках, отбивая у них последнее желание учиться. Плоха школа и тем, что учителя делят класс на "умных" и "дураков"» (К.П., 1998 г.).

Подобных ответов немало, и они весьма показательны. Можно сделать вывод о том, что если в 1998 г. в лицей ("громились перейти учащне-ся нз неблагополучных школ, то в 2010 г. лицей выбирают уже ученики старших классов нз школ, которые вполне устраивают учащихся по своему соцнально-психологпческому климату, но учиться там (по ответам учащихся) было «слишком легко». На эту

причину указали 58% опрошенных. Таким образом, в 1998 г. в лицей старались перейти в основном школьники, у которых либо не сложились отношения в тех школах, в которых они учились, либо школа не устраивала по каким-либо личным причинам. В 2010 г. в лицей стали переходить старшеклассники уже из «хороших» школ. Это подтверждает наше предположение о том, что в обществе риска усиливается стремление к снижению образовательных рисков. Старшеклассники и их родители стремятся выбрать более престижные учебные заведения, чтобы получить некоторые гарантии успешной подготовки к сдаче ЕГЭ и поступления в вуз.

Адаптация к новому учебному заведению — процесс достаточно трудный, болезненный, поэтому мы не могли оставить его без внимания при проведении исследования. Обучение в лицее во многом построено по вузовскому принципу. Лицеисты имеют зачетные книжки. Многие предметы ведутся вузовскими преподавателями в виде лекций и семинарских занятий. Но в то же время каждый класс имеет освобожденного куратора, в обязанности которого входит воспитательная работа с лицеистами.

К примеру, вот несколько высказываний 1998 н 2010 г.

«Трудности перехода от школы к лицею сразу ощущаются, и требуется перестройка прежних представлений, адаптация и друг к другу, и к учителям, и к лицею в целом» (К.А., 1998 г.).

«С приходом в лицей у меня началась совершенно иная жизнь: я очень изменилась, ощутила себя свободной, почувствовала действительно личностью. Здесь все ново,

все по-другому и соответственно ведеш ь себя . У меня сразу же появились новые друзья, объединенные целью учиться. Я стала чувствовать себя более взрослой и самостоятельной, так как в лицее к тебе относятся как взрослому человеку. Я так считаю - это очень большая заслуга лицея» (Р.В., 1998 г.).

«Первый же день учебы показал мне, что одна из важнейших норм лицея - тебя считают взрослым, и ты обязан оправдывать оказанное тебе доверие» (М.Ю., 2010 г.).

«Я сделала для себя неожиданное открытие - в лицее те, кто стремится к знаниям, и никто их учит ься не заставляет» (М.Ю., 2010 г.).

«Здесь для меня все ново. Есть дополнительный стимул - знания даются в разнообразной, увлекательной форме. С привлечением самых разных источников. Интерес познания разжигается многочисленными новыми, незнакомыми ранее предметами, которых не было в обычной школе, но которые очень нужны в жизни» (П.Е., 2010 г.).

Конечно, процесс адаптации к новой ситуации вызывает определенные трудности у молодого человека. II тем не менее 44% опрошенных лицеистов утверждают, что обучение в лицее особых затруднений у них не вызывает. Однако 23% учащихся отметили, что у них были трудности с некоторыми учителями, 20% жаловались на высокие требования, которые предъявляются по некоторым предметам, а 7% отметили, что у них нелегко складывались отношения с другими учениками.

Однако следует заметить, что учащиеся, окунувшись в атмосферу жизни лицея, быстро начинают по-

нимать, что здесь они получают не только необходимые профессиональные знания. «Здесь тебе помогают в выборе будущего, ориентируют в эюизни. Появляется свобода в реализации твоих творческих начал - например, можно опробовать или свои аналитические способности при проведении социологических исследований или умении п исат ь рассказы, стихи и т.п.» (X..1., 1998 г.).

С одной стороны, учащиеся утверждают, что в лицее существует довольно жестко регламентированная жизнь со своими запретами — «не делай того, не делай другого». С другой — они очень довольны существующей атмосферой свободы. Вот мнения самих учащихся.

«За порядком здесь следят значительно строже, чем в школе. Например, если ты опоздал, то тебя обязательно запишет куратор. Вместо классного руководителя он следит за дисциплиной и успеваемостью каждого вверенного ему лицеиста, После трех опозданий он может повести тебя к директору» (O.E., 2010 г.).

«В случае нарушения каких-либо норм жизни лицея за дело берутся кураторы. Они, можно сказать, основные хранители дисциплины» (О.В., 2010 г.).

«В школе прогуливали по несколько дней и ничего, а здесь даже в случае пропуска одного дня необходимо принести объяснительную записку, иначе может встать вопрос об отчислении из лицея. В моей старой школе все парты были ужасно исписаны, и казалось, что этот вандализм прекратить нельзя. В лицее попытки "украсить" школьную мебель очень строго пресекаются» (М. К, 2010 г.).

«В школе если ты что-либо натворил, то тебе прочитают нотацию. Здесь, в лицее, если тебя поймают за курением или еще что-то - тебе просто возвращают твое личное дело» (K.M., 2010 г.). К этому добавим, что в лицее с угрозами не шутят. Случавшиеся иногда отчисления хорошо известны каждому лицеисту.

Выше кураторов — только завуч и директор. Удивительно, но последняя инстанция — директор — лицеистами, как правило, не обсуждается. Фактически он — верховный судья. Практика показывает, его решения, какие бы они ни были (мотивы решений обычно директор объясняет ученикам), принимаются лицеистами как справедливые и необходимые. Словом, лицей как форма обучения удачно сочетает в себе свободу и ответственность.

Интересно, что, несмотря на существующие строгости, отношения в лицее воспринимаются лицеистами чуть ли не как самые демократичные.

«Здесь больше свободы действия, инициативы, независимости» (Д.К, 2010 г). В лицее значительно лучше, чем в школе осуществляется связь «верхов» н «низов». «В любое время, например, я могу зайти в кабинет к директору и узнать все, что меня интересует». (O.E., 2010г.)

«Учащимся предоставляется свобода во всем. Например, мы сами решаем - будем мы посещать некоторые лекции или готовиться сами, В лицее не придают особого значения твоему внешнему виду, тогда как во многих школах не разрешают краситься и т.п. (К.Е., 2010 г.).

Свобода выражается также и в поведении на уроке. «Ты можешь

встать и без разрешения уйти с урока, Главное правило - не мешай другим и преподавателю на уроке» (В.М., 2010 г.).

Конечно, это лишь внешняя, формальная сторона тех требований, которые предъявляются к обучающемуся подростку. На самом деле вся ткань лицейской жизни и взаимоотношений пронизана целой сетью частных н общих, видимых и невидимых правил, регламентирующих самые различные стороны жизни в лицее. И большинство из них не устанавливается сверху, а естественным образом вытекает из организации учебного процесса, из взаимоотношений учеников н учителей.

Подводя итоги, можно сказать, что «в лицее ощущается некая либеральная атмосфера, витает дух свободы, обусловленный духовными ценностями и господствующими нормами, регулирующими поведение лицеистов, преподавателей и администрации» (O.E., 2010 г.).

Таким образом, внешнее, казалось бы, парадоксальное противоречие между жесткой дисциплиной и ощущением свободы в лицее на деле является всего лишь необходимым компромиссом в отношениях между администрацией, педагогами, с одной стороны, н лицеистами, с другой стороны, в

достижении главной цели — получение качественного образования.

В этих условиях, как свидетельствует практика, довольно быстро формируются основные нормы и ценности жизни в лицее. Представление о них и об их иерархии дает следующая информация. На вопрос о том, «Что для Вас является самым ценным в лицее?» были получены следующие ответы (см. таблицу 2).

Из таблицы видно, что система ценностей в лицее за двенадцать лет в основном не изменилась. Несколько снизилась (на 4%) удовлетворенность общей атмосферой в лицее. Но зато повысились другие показатели. Более высоко стали оцениваться отношения с друзьями, преподавателями. Ценность высокого уровня преподавания учебных дисциплин также возросла для опрошенных лицеистов.

Таковы основные ценностные приоритеты и ориентации лицеистов. Конечно, эти интересы довольно жестко коррелируются с намерениями подростков хорошо подготовиться дня поступления в вуз. Причем, больше половины лицеистов (54%) уже точно определились в своем выборе вуза, а остальные еще пока не решили, в какие высшие учебные заведения будут поступать. Анализ полученных ответов показывает, что лицеисты имеют дово.ль-

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас является самым ценным в лицее?» (Можно было отметить не более трех позиций)

(N=108, Москва) в %% к опрошенным

Варианты ответов 1998 г. 2010 г.

Общая атмосфера жизни, обучения в лицее 47 43

Отношения между лицеистами, друзьями по учебе 20 25

Взаимоотношения учеников и преподавателей 11 17

Интересные, необходимые мне предметы 14 19

Уровень преподавания учебных дисциплин 12 16

Другое - 4

но высокий уровень притязаний Его наглядно демонстрирует приведенный список выбранных вузов.

В "<•"<• к опрошенным

1. Московский государственный университет (МГУ) — 16%

2. Российский университет дружбы народов (РУДН) - 14%

3. Российский государственный гуманитарный университет (РГТУ) — 6%

4. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (МГИМО) - 4%

5. Московская государственная юридическая академия (МГЮА) - 3%

6. Московский государственный педагогический университет (МИГУ) — 3%

7. Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) — 2%

8. Литературный Институт им. Горького — 1%

9. Другие вузы - 5%.

Но такой высокий уровень притязания должен предполагать серьезную подготовку. Поэтому логично было выяснить, собираются ли лицеисты заниматься дополнительно для подготовки в вузы. Полученные ответы представлены в таблице 3.

Приведенные данные показывают, что подготовительные курсы как форма дополнительной подготовки несколько потеряли свою привлекательность. Если в 1998 г. на подготовительных курсах собирались зани-

маться 80% опрошенных лицеистов, то в 2010 г. — только 68%. Зато выросла популярность занятий с репетиторами. Эту форму подготовки собираются выбрать 24% опрошенных, еще 8% хотели бы заниматься с репетитором, но не имеют такой возможности.

В заключение исследования приведем несколько высказываний современных лицеистов, характеризующих общую атмосферу обучения в лицее. Как отмечали учащиеся, «в лицее сложились некоторые интересные обычаи. Например, недели ннострэнного языка, истории, литературы, социологии. В течение таких недель лицеисты показывают своп знания, пишут рефераты, выпускают газеты, ставят и играют сценки и т.п.» (К.Е., 2010 г.) «Мне очень нравится праздник "День лицеиста", который отмечается 19 октября. (Это связано с Царскосельским лицеем и A.C. Пушкиным). В обычной школе "Дня ученика нет» (В.М., 2010 г.). «Говоря о своей школе, могу откровенно заметить, что все-таки ш кольные праздники никогда не носили столь непосредственный, искренний характер, как в лицее, хотя, конечно, и там "имели.место быт ь мероприятия"» (Д.К, 2010 г.).

Нами отмечено приятное обстоятельство: н в 1998, н в 2010 г. на вопрос: «Как относились одноклассники к тем ученикам, которые старались хорошо учиться?», большинство

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Собираетесь ли заниматься дополнительно

для подготовки в вуз?»

(Москва, N=108) В %% к опрошенным

Собираются заниматься дополнительно 1998 г. 2010 г.

на подготовительных курсах 80 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с репетиром 18 24

хотел бы заниматься с репетитором, но нет возможности 2 8

лицеистов отвечают, что относились с уважением, и к 2010 г. этот показатель вырос на 13% и составил 59%.

Таким образом, лицей как модер-низационная форма обучения более привлекателен для школьников старших классов, чем обычная общеобразовательная школа, как нам кажется, по трем основным причинам. Во-первых, высоким уровнем преподавания общеобразовательных дисциплин, который по. тол нот им надеяться на поступление в самые престижные вузы. Во-вторых, дополнительной профильной подготовкой по ряду предметов, позволяющей расширить свой кругозор и сориентироваться в мире областей знания для выбора будущей профессии. 15--|роты 1\. более адекватной для школьников старших классов формой взаимоотношений между администрацией, преподавателями и учениками.

Итак, ориентация выпускников на самые престижные вузы говорит о том, что выпускники лицея не только стремятся закрепиться в среднем слое, но н о том, что некоторые из них будут нацелены на вхождение в верхний слой (по Т.Н. Заславской) [3]. Высокий совокупный капитал лицея, личные усилия и помощь родителей создают надежные стартовые условия для осуществления амбициозных планов занятия средних и верхних ниш социального пространства.

Поэтому можно сделать вывод, что ориентация на дополнительное профильное обучение, стремление получить образование в лицее или

гимназии в обществе риска является вполне оправданной образовательной стратегией, направленной на восходящую социальную мобильность н успешное позиционирование в социальном пространстве.

Итак, выбор школы, обладающей высоким совокупным капиталом, подготовка с репетиторами и, наконец, поступление в престижный вуз — такова современная образовательная стратегия, которая помогает в дальнейшем успешно конвертировать накопленный в ходе образования человеческий капитал в социальный и экономический капитал.

СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об образовании в Российской Федера-ции. Федеральный закон от 29.12.2012, № 273-ФЭ //Российскаягазета, 31.12.2012 (№5976).

2. Бек, У Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] / У Бек. - М.: Про-гресс-традиция, 2000.

3. Заславская, Т.П. Социальная структура современного российского общества [Электронный ресурс] / Т.И. Заславская. - URL: //sbiblio.com/biblio/archive/saslav skaja_soc/ (дата обращения: 16.08.2014).

REFERENCES

1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii, Federal'nyi zakon, 29.12.2012, No. 273-FZ, Rossiiskaya gazeta, 31.12 2012, No. 5976.

2. Bek U., Obshchestvo risha, Na puti k dnigo-mu modernu, Moscow, 2000.

3. Zaslavskaya, T.I., Sotsial'naya stniktura sovremennogo rossiiskogo obshchestva, available at: sbiblio.com/biblio/archive/ saslavskaja_soc/ (accessed: 16.08.2014)

Лоскутова Ирина Михайловна, кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и истории социологии, Московский педагогический государственный университет, Ioskutova07@ yandex.ru

Loskutova I.M., PhD in Philosophy, Asociate Professor, Theory and History of Sociology Department, Moscow State Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.