Научная статья на тему 'Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана'

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
346
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНЫЕ ШКОЛЫ / ЕДИНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (ЕНТ) / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГРАНТ / ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMMON NATIONAL TESTING (ENT) / UNGRADED SCHOOLS / STATE EDUCATIONAL GRANT / TECHNICAL AND VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курмангалиева Айгуль Шарапиевна, Абдрахманова Галина Амиржановна

Анализируются данные эмпирического исследования, осуществленного в рамках межстранового проекта по изучению образовательных, миграционных и карьерных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей в России, Китае и Казахстане. В 2011 г. в двух сельских районах Казахстана проведено сплошное анкетирование учащихся предвыпускных и выпускных классов средних школ и их родителей с использованием инструментария, разработанного Институтом развития образования НИУ ВШЭ. Оно показало, что большинство сельских школьников намерены продолжить образование в вузах и колледжах в близлежащих городах. Основные факторы, повлиявшие на выбор учащихся: понимание того, что получить качественное образование можно только в городе; осознание разницы в укладах жизни в селе и в городе и, соответственно, разницы в возможностях для самореализации, которые они предоставляют. Большая часть школьников рассчитывают на получение государственных грантов, поскольку их семьи не могут оплачивать учебу и содержать их в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курмангалиева Айгуль Шарапиевна, Абдрахманова Галина Амиржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration, career and education strategies of rural Kazakhstan schoolchildren

In the paper data of an empirical research carried out as part of a cross-country research project on study of education, migration and career strategies of rural schoolchildren and their parents expectations in Russia, China and Kazakhstan are analyzed. In 2011 a total questionnaire survey of juniors and seniors of secondary schools and of their parents was carried out in two rural Kazakhstan areas by means of tools developed by the Institute for education development of the Higher School of Economics. It showed that most rural schoolchildren are going to pursue studies in colleges and institutions of higher education in nearby towns. Main factors which influence the schoolchildrens choice include recognition of the fact that it is possible to receive high-quality education only in a town; awareness of a difference between village and town lifestyles and, consequently, of a difference in opportunities for self-fulfillment which they provide. Most schoolchildren count on winning state grants since their families cannot pay tuition and support them during a training period.

Текст научной работы на тему «Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана»

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

МИГРАЦИОННЫЕ, КАРЬЕРНЫЕ

и образовательные СТРАТЕГИИ сельских школьников КАЗАХСТАНА

Анализируются данные эмпирического исследования, осуществленного в рамках межстранового проекта по изучению образовательных, миграционных и карьерных стратегий сельских школьников и ожиданий их родителей в России, Китае и Казахстане. В 2011 г. в двух сельских районах Казахстана проведено сплошное анкетирование учащихся предвыпускных и выпускных классов средних школ и их родителей с использованием инструментария, разработанного Институтом развития образования НИУ ВШЭ. Оно показало, что большинство сельских школьников намерены продолжить образование в вузах и колледжах в близлежащих городах. Основные факторы, повлиявшие на выбор учащихся: понимание того, что получить качественное образование можно только в городе; осознание разницы в укладах жизни в селе и в городе и, соответственно, разницы в возможностях для самореализации, которые они предоставляют. Большая часть школьников рассчитывают на получение государственных грантов, поскольку их семьи не могут оплачивать учебу и содержать их в период обучения.

Ключевые слова: малокомплектные школы, единое национальное тестирование (ЕНТ), государственный образовательный грант, организации технического и профессионального образования.

В Казахстане, как и в большинстве постсоветских государств, в прошлом школьному образованию уделялось большое внимание. К сожалению, после распада СССР в этой сфере произошли значительные негативные изменения. В 1990-е годы была проведена реорганизация системы среднего образования, приведшая к существенному сокращению количества школ. В 1994-1997 гг. были закрыты 792 школы, и многие дети лишились возможности учиться. Закрытие школ в сельской местности усугубило начавшийся процесс массовой миграции сельского населения, обусловленный общим кризисом экономики. На эти же

Статья поступила в редакцию в марте 2012 г.

Аннотация

121

Теоретические и прикладные исследования

Л

годы пришлось снижение рождаемости, приведшее, так же как и в России, к уменьшению спроса на образовательные услуги и сужению системы образования.

В последнее десятилетие в Республике Казахстан предпринимаются целенаправленные усилия по реорганизации и развитию системы школьного образования, и в частности сельского. Так, в 2003 г. была принята государственная программа «Ауыл мектеби» («Сельская школа»), целью которой является «улучшение работы сельских организаций образования, повышение эффективности управления сельскими и малокомплектными школами, обеспечение устойчивого развития, укрепление материальнотехнической базы и кадрового потенциала сельских организаций образования»1.

Приходится признать, что государственные программы совершенствования школьного образования пока не обеспечены серьезной научной базой, в частности, достаточно глубоких исследований сельского образования в последние годы не проводилось. Из недавних работ можно отметить лишь исследовательский отчет «Сельская школа: финансирование роста» (центр исследований «Сандж», Алматы, 2008), в котором анализируются проблемы сельских и малокомплектных школ, финансовое управление и распределение ресурсов в системе среднего образования, правовое положение и конституционные гарантии, предоставленные учащимся сельских образовательных учреждений.

Для проведения эффективной образовательной политики на селе необходимо выявить факторы, влияющие на жизненные траектории школьников и закрепление квалифицированных кадров в сельской местности. Участие казахстанских ученых в международном исследовательском проекте позволит оценить особенности ожиданий сельских школьников Казахстана в отношении их будущего социального статуса, карьерного и миграционного пути, что даст возможность выработать рекомендации по развитию образования в сельской местности.

целью проведенного эмпирического исследования является изучение потенциальных миграционных, образовательных и карьерных стратегий сельских школьников Казахстана на примере Талгарского района Алматинской области и Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Выбранные для исследования районы существенно различаются по крайней мере по трем параметрам: по площади, плотности населения и удаленности от городов.

Талгарский район — один из самых крупных в Алматинской области. Он расположен в южной части области, занимает территорию 3,7 тыс. кв. км, плотность населения составляет 47,3 человека на 1 кв. км. Климат района континентальный, почвы в основном темно-каштановые, в южной части черноземы. На территории

1 Программа «Ауыл мектеби» на 2003-2005 гг. С. 1-2.

122

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

района представлены практически все ландшафты, от ледников до полупустынь. Административный центр района, г. Талгар, расположен в 290 км от областного центра, г. Талдыкоргана, и в 25 км от г. Алматы, крупнейшего мегаполиса Казахстана2.

Айыртауский район Северо-Казахстанской области занимает территорию 9,6 тыс. кв. км. Плотность населения составляет 5,2 человека на 1 кв. км. Район находится в пределах лесостепной и степной зон. Климат резко континентальный: зима холодная и продолжительная, лето сравнительно жаркое, с преобладанием ясной, часто засушливой погоды. Расстояние от районного центра, села Саумалколь, до областного центра, г. Петропавловска, составляет 280 км. Расстояние до ближайшего города, Кокшетау, — 90 км, до столицы страны, г. Астаны, — 397 км.

Методология и инструментарий эмпирического исследования были разработаны авторским коллективом Института развития образования совместно со специалистами Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ НИУ ВШЭ специально для целей международного проекта.

Необходимой базой для исследования жизненных стратегий сельских школьников является понимание местного контекста — социально-экономического положения изучаемых сельских районов и особенностей сложившейся в стране системы образования.

Современная система среднего образования Казахстана представляет собой результат трансформации советской системы образования, произошедшей в течение последних двух десятилетий. В настоящее время заявлена политика реформирования и модернизации образования в соответствии с вызовами времени, что предполагает проектирование и внедрение новой модели общего среднего образования с последующей ее интеграцией в мировое образовательное пространство.

Реформирование систем образования характерно для многих постсоветских стран, при этом изменения в образовательных системах Казахстана и России оказались наиболее близкими по содержанию. Общими для обеих стран направлениями развития образования являются: поиск новой парадигмы образования; совершенствование государственных стандартов образования; повышение требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений; появление различных типов учебных заведений разных форм собственности; информатизация образования и внедрение новых технологий обучения; активное привлечение негосударственных источников финансирования образования. Трансформация школьного образования как в России, так и в Казахстане затруднена противоречиями в законодательных актах, недостаточным бюджетным финансированием, низким

Система школьного образования в Казахстане

2

www.akimat-talgar.kz

123

Теоретические и прикладные исследования

Л

статусом педагога в обществе, преобладанием инерционного мышления при внедрении инноваций.

Среднее образование в Казахстане включает несколько ступеней: начальную (1-4-й классы), основную (5-9-й классы) и общую среднюю (10-11-й классы) школу. Все ступени среднего образования могут функционировать вместе или самостоятельно. Среди сельских школ, в отличие от городских, есть начальные, основные (базовые — 9-летнее образование) и средние школы.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» определены типы учебных заведений, которые вправе реализовывать образовательные программы среднего образования: общеобразовательные школы, малокомплектные школы, гимназии, лицеи. Кроме того, есть учебные заведения, которые кроме образовательных программ среднего образования реализуют профессиональные учебные программы технического и профессионального образования. Это профессиональные лицеи и колледжи, или организации технического и профессионального образования. Их выпускники — квалифицированные технические специалисты, персонал сферы обслуживания или управленцы, которые могут выйти на рынок труда.

Таким образом, среднее образование является обязательным, и получить его школьники могут в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях. Для поступления в вуз необходимо иметь как минимум общее среднее образование. Это самый быстрый путь. Однако есть и другие возможности. После получения основного среднего образования, т. е. после 9-го класса, можно поступить в колледж, а затем в вуз на 2-й курс. Поступить в колледж можно и после общей средней школы (после 11-го класса), тогда время обучения в колледже сокращается. В последние годы все больше молодых людей идут в вузы, получив сначала профессионально-техническое образование в колледжах. Это позволяет избежать единого национального тестирования (ЕНТ), которое, как показал опыт, является труднейшим психологическим испытанием для школьников. Сама процедура сдачи ЕНТ, содержание тестов до сих пор подвергаются критике и вызывают постоянные дискуссии среди специалистов, учителей, родителей и других заинтересованных сторон.

На начало 2011/2012 учебного года в Казахстане функционировали 7696 общеобразовательных школ, из них сельских — 5905, или 76,7%. Общий контингент учащихся составляет 2516,5 тыс. детей, из них в сельской местности обучаются 1298,4 тыс. детей, или 51,6%. В сельской местности расположено 22,8% учебных заведений технического и профессионального образования, 32,7% выпускников общеобразовательных школ продолжают обучение в профессиональных лицеях и колледжах, в том числе после 9-го класса — 24,8%, после 11 -го — 7,9%3.

www.edu.gov.kz.

124

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

Особенностью казахстанской системы образования является наличие малокомплектных школ. Согласно законодательству Казахстана малокомплектная школа — это общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класскомплектами и со специфической формой организации учебных занятий: в силу малой численности обучающихся в одном классе занимаются дети разных возрастов4.

Малокомплектные школы составляют 56,5% от общего числа школ страны, а в сельской местности — 68,6%. Практически каждый четвертый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в малокомплектной школе [Государственная программа развития образования... С. 9]. Таким образом, проблемы образования на селе затрагивают больше половины общей численности учащихся Казахстана.

Объем финансирования образования в абсолютных показателях в последние годы вырос многократно, хотя, надо признать, до сих пор недостаточен и не соответствует мировым стандартам, составляющим 6-8% валового внутреннего продукта. Государственные расходы на образование в Казахстане в настоящее время остаются на уровне 3,5% ВВП [Сельская школа: финансирование роста. С. 5].

Уже несколько лет казахстанская система среднего образования готовится к переходу на 12-летнее обучение. С этой целью организован эксперимент в 104 школах республики, в том числе в 45 сельских и 59 городских. Принятая в 2010 г. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 гг. призвана решить основные проблемы образования.

Эмпирическое исследование было проведено в сентябре — ноябре 2011 г. Объектом исследования стали ученики 9-11-х классов и их родители. Предмет исследования — факторы, влияющие на потенциальные жизненные траектории школьников. Всего были опрошены 3407 школьников, в том числе в Айыртауском районе — 1265 учащихся, а в Талгарском — 2142, и их родители.

Планы учащихся на продолжение образования отражены в табл.1.

Планы будущих выпускников на продолжение образования и карьеру

Таблица 1 Планы учащихся на период после школы

Айыртауский район (% от общего числа респондентов) Талгарский район (% от общего числа респондентов)

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Продолжить образование в вузе 51,8 72,2 80,7 46,9 85,2 90,8

Продолжить образование в колледже 31,3 20,4 12,2 45,2 8,0 4,5

Закон РК «Об образовании» с изменениями и дополнениями по состоянию на 22 июля 2011 г. Гл. 1. Ст. 1.

125

Теоретические и прикладные исследования

Л

Айыртауский район (% от общего числа респондентов) Талгарский район (% от общего числа респондентов)

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Продолжить образование в профессиональном лицее 6,4 1,3 2,6 2,5 2,0 1,0

Переехать в город и устроиться на работу 1,5 0,7 0,4 0,6 1,4 1,6

Переехать в другое село и устроиться на работу 0,2 - - - - -

Остаться там, где живу, и устроиться на работу 0,2 0,7 - 0,7 1,4 0,8

Другое (уехать за границу, пойти в армию) 1,5 1,0 0,4 0,6 - -

Затрудняюсь ответить 7,0 3,7 3,7 3,3 1,6 1,3

Более 80% выпускников средней школы планируют поступить в вузы. Причем в Талгарском районе таких выпускников 90,8%, а в Айыртауском — 80,7%. Разница в 10,1% объясняется, по-видимому, тем, что жители Талгарского района имеют возможность ежедневно приезжать на работу и учебу в г. Алматы, крупнейший мегаполис, где сосредоточена основная масса учебных заведений Казахстана. В России центрами притяжения для школьников также являются вузы крупных городов, находящихся в пределах транспортной доступности.

Традиционно планы относительно продолжения образования обсуждаются в семьях, и мнение родителей является, как правило, решающим. Более 50% матерей и более 40% отцов в обоих районах имеют законченное высшее или среднее специальное образование. Естественно их желание видеть своих детей более образованными и успешными, чем они сами. В исследованиях зависимости образовательных траекторий детей от ресурсного потенциала семьи показано, что «уровень дохода в семьях с высшим образованием заметно выше, чем в домохозяйствах с более низким уровнем образования. Более того, первые гораздо сильнее мотивированы на сохранение и приумножение семейного социального капитала и отличаются высокой готовностью к преодолению барьеров на пути получения их детьми высшего образования» [Петренко, Галицкая, 2007. С. 243].

126

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

Более 60% родителей сельских школьников в Казахстане хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Среди россиян таких родителей более 80% [Петренко, Галицкая, Шмерлина, 2010. С. 188]. Правы российские ученые, считающие, что «высшее образование давно перестало быть эксклюзивным социальным ресурсом и приобретает постепенно статус социальной нормы — если не жестко обязательного, то по крайней мере в высшей степени желательного этапа „нормального” вхождения молодого человека во взрослую жизнь» [Там же].

Поступление в вуз требует основательной подготовки. Обычной практикой являются дополнительные занятия с репетитором и посещение подготовительных курсов.

Таблица 2 Охват учащихся специальной подготовкой

к поступлению в учебные заведения (%)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Посещение специальных подготовительных занятий в школе 15,2 30,5 36,4 13,3 23,0 29,5

Самостоятельные занятия по учебникам 51,0 40,5 34,9 55,5 59,5 56,2

Занятия с репетитором 15,6 18,6 23,7 1,2 4,7 6,8

Подготовительные курсы при профессиональных лицеях 4,1 3,0 2,6 1,9 1,2 1,4

Не занимаются 14,1 7,4 2,4 28,1 11,6 6,1

Из табл. 2 видно, что позволить себе занятия с репетитором могут от 15,6 до 23,7% учащихся Талгарского района и от 1,2 до 6,8% учащихся Айыртауского района. Большинство школьников надеются на себя и на помощь своих учителей. При поступлении в вуз все казахстанские школьники сдают ЕНТ — это и выпускной экзамен, который влияет на итоговые оценки в аттестате, и вступительный в высшие учебные заведения. ЕНТ — это серьезное испытание для школьников и их учителей и требует дополнительной подготовки, особенно учитывая более низкое качество образования в сельских школах. Снижение качества школьного образования — проблема, общая для многих постсоветских стран. Российские ученые считают, что «путь в высшую школу для многих становится закрыт не только из-за невозможности материальных затрат (хотя бы на содержание ребенка в период обучения), но также в силу недостаточного качества подготовки

127

Теоретические и прикладные исследования

Л

школьника» [Рощина, 2005. С. 287]. Школьники, которые ответили, что не занимаются специальной подготовкой, видимо, не собираются учиться после окончания школы и планируют сразу устроиться на работу в селе или городе или намерены поступать в профессиональные лицеи.

Значительная часть опрошенных нами школьников собираются продолжить обучение в колледже: 45,2% 9-классни-ков в Талгарском районе и 31,3% — в Айыртауском. Такой выбор обусловлен несколькими факторами. Во-первых, в случае поступления в колледж не нужно сдавать ЕНТ после 9-го класса; во-вторых, после колледжа в вуз поступают без сдачи вступительных экзаменов сразу на 2-й курс, и при этом продолжительность обучения такая же, как если бы выпускник поступил в вуз после 11-го класса. Поступить в колледж планируют и достаточно много учеников 10-го класса (20,4%) и 11-го класса (12,2%) в Айыртауском районе. Это объясняется, вероятно, желанием как можно быстрее стать самостоятельными, приобрести профессию и начать зарабатывать.

Отправить своих детей учиться в вуз планируют 62% родителей в Талгарском районе и 60% — в Айыртауском, а в колледж соответственно 27 и 24%. Сдержанность родителей объяснима: более половины из них заявили, что их доход позволяет приобретать продукты и одежду или только продукты (67% родителей в Талгарском районе и 62% — в Айыртауском). Финансовые возможности родителей не соответствуют притязаниям школьников. Большинство жителей Айыртауского района заняты сельскохозяйственным трудом, а зарплата на селе почти в 3 раза ниже, чем в среднем по стране. Так, в 2011 г. среднемесячная заработная плата в Айыртауском районе составила 50 508 тенге, при этом максимальная зарплата в районе (на транспорте) составляла 77 003 тенге, а минимальная (в сельском хозяйстве) — 34 708 тенге. В то же время, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан, среднемесячная зарплата по стране составляла 91 925 тенге5. Очевидна прямая связь между материальным положением семьи и возможностью обучаться в вузах для детей. Думается, что такая связь характерна для любой страны. Так, в российских источниках отмечено, что «...бедность семьи является хотя и не вовсе непреодолимым, но чрезвычайно серьезным барьером для обучения ребенка в вузе» [Там же. С. 285].

Анализ целей, которые ставят перед собой выпускники, планируя продолжение образования, показывает, что только для одной трети опрошенных казахстанских школьников наиболее важным является стремление больше зарабатывать в будущем (табл. 3). В российской выборке этот мотив характерен для значительно большей части респондентов. «Вопрос о том, для чего нужен вуз, как правило, вызывает у людей стандартную реакцию: „Чтобы

www.stat.kz

128

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

найти хорошо оплачиваемую работу”. Именно этот ответ выбрали из списка предложенных вариантов три четверти опрошенных (74%)» [Петренко, Галицкая, Шмерлина, 2010. С. 192].

Таблица 3 Цели продолжения образования

(% от числа опрошенных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Больше зарабатывать в будущем 31,9 30,8 31,0 29,7 27,8 29,3

Начать собственное дело 17,3 17,4 19,4 12,7 14,3 13,3

Реализовать себя, свои таланты и навыки 24,6 24,6 24,6 28,5 25,0 24,7

Найти интересную работу 16,6 21,0 20,2 23,8 26,7 25,1

Другое (быть не хуже других; так хотят родители; «откосить» от армии) 9,6 6,2 4,8 5,3 6,2 7,6

Почти половина школьников достаточно «романтичны», поскольку они хотят получить образование, чтобы реализовать себя и заниматься интересной работой. Причем в Айыртауском районе таких учащихся на 5% больше. Непривлекательные условия труда, нерегулярная выплата зарплаты в селе и низкий социальный статус родителей учащихся не способствуют самореализации, развитию личности и расширению сети социальных связей. Среди российских респондентов «романтиков» значительно меньше: «Совсем другой тип мотивации заложен в суждениях, в которых целью высшего образования выступают самореализация, творчество, личностное развитие и вхождение в среду культурных, образованных людей. Эти мотивы важны как минимум для пятой части опрошенных (22%)» [Там же, 2010. С. 192-193].

Что касается предпринимательских амбиций, то начать собственное дело хотят от 17,3 до 19,4% школьников Талгарского района и от 12,7 до 14,3% из Айыртауского района. Трудные условия ведения бизнеса на селе, отсутствие начального капитала (большинство не может надеяться на финансовую помощь родителей), правовая неграмотность, небольшое количество местных примеров успешного ведения бизнеса не вдохновляют опрошенных заняться собственным делом.

В табл. 4 представлен рейтинг популярности будущих профессий, составленный на основании сделанного школьниками выбора.

129

Теоретические и прикладные исследования

Л

Таблица 4 Выбор учащимися будущей

профессии (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Медицина 19,4 20,1 18,2 19,6 21,0 23,0

Техническое/инже-нерное образование 10,8 13,2 15,3 6,3 8,1 9,0

Военное образование и сфера поддержания правопорядка 7,2 6,9 10,2 13,9 15,9 13,0

Экономическое образование 10,3 13,4 9,1 5,8 7,5 4,0

Юридическое образование 7,6 7,8 8,3 6,7 7,1 3,0

Педагогическое образование 4,2 5,4 5,1 10,1 12,9 11,0

Информационные технологии 4,5 4,3 2,9 3,4 1,7 1,0

Транспорт и телекоммуникации 2,8 2,4 2,4 2,7 2,0 3,3

Сельское или лесное хозяйство 0,5 - 0,3 3,1 2,7 1,9

Наиболее часто выбираемые казахстанскими школьниками сферы будущей работы — это медицина, технические/инженерные специальности, военное дело, педагогика и экономика. Наименее популярной оказалась работа в сельском и лесном хозяйстве, на транспорте и в сфере телекоммуникационных и информационных технологий. Причем медицинские специальности предпочитает наибольшее число выпускников в обоих районах. Технические специальности чаще выбирают школьники из Талгарского района, а педагогические — учащиеся из Айыртауского. Выбор в пользу, казалось бы, непрестижных для подрастающего поколения профессий объясняется большим количеством государственных грантов по педагогике и техническим специальностям. Учащиеся Талгарского района чаще выбирают технические/инженерные специальности, так как в г. Алматы имеется несколько технических вузов, в том числе крупные государственные учебные заведения с хорошим материально-техническим оснащением и современными кампусами. В Айыртауском районе предпочитают педагогические специальности, потому что в двух близлежащих городах (Кокшетау и Петропавловск) имеются педагогические вузы. Профессия учителя — это практически 100%-ная гарантия трудоустройства и стабильная заработная плата (бюджетники), весьма привлекательные

130

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

по сравнению с сезонным характером работ и их оплаты в сельском хозяйстве.

Таким образом, анализ образовательных намерений респондентов позволяет сделать следующие выводы.

1. Большинство старшеклассников намереваются получить высшее образование. Эти стремления поддерживают и родители, хотя и более сдержанно, что связано с низким уровнем доходов семей.

2. Более чем для трети респондентов мотивом продолжения образования является получение больших доходов в будущем. Более половины опрошенных школьников видят в продолжении образования стартовую площадку для самореализации, приложения своих талантов и возможности иметь интересную работу.

3. Самыми привлекательными для казахстанских сельских школьников сферами деятельности являются медицина, военное дело, педагогика и инженерно-технические специальности. Выбор непрестижных с точки зрения современной молодежи специальностей во многом объясняется большим количеством государственных грантов в этих областях, при том что большинство родителей сельских школьников не в состоянии оплачивать их учебу и содержать детей во время обучения в вузе.

Основная часть респондентов выразила намерение после окончания школы переехать в город (табл. 5, 6). Несколько неожиданной оказалась значительная доля не определившихся в отношении жизни в селе или в городе, хотя их число от 9-го к 11 -му классу уменьшается.

Миграционные стратегии будущих выпускников

Таблица 5 Планы учащихся на продолжение образования

в городе или селе (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Планирую продолжить образование, скорее всего, в другом городе 63,4 71,7 73,2 82,2 89,8 86,6

Могу продолжить учиться там, где живу 21,1 16,9 19,6 3,6 0,7 1,5

Собираюсь остаться в селе и учиться заочно 5,8 3,9 2,4 2,9 0,7 2,6

Затрудняюсь ответить 9,7 7,4 4,9 11,3 8,8 9,3

131

Теоретические и прикладные исследования

Л

Таблица 6 Миграционные намерения

школьников (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Намерены выехать из села и обосноваться в городе 72,9 78,3 82,0 76,1 83,0 86,3

Не намерены выезжать из села и жить в городе 9,4 7,3 3,7 7,0 4,7 4,8

Не определились 17,7 14,4 14,3 16,9 12,3 8,9

Большинство учащихся сельских школ и Талгарского, и Айыртауского районов планируют поехать учиться в город, причем чем ближе время окончания школы, тем большее число школьников выражает желание продолжить образование в городе. Есть значительные различия по районам в численности школьников, планирующих учиться там, где живут. Так, практически каждый пятый учащийся Талгарского района может продолжить учиться по месту жительства. В Айыртауском же районе только от 0,7 до 3,6% школьников планируют продолжить образование там, где живут. В получении образования заочно мало кто заинтересован. Среди старшеклассников достаточно много неопределившихся, особенно в Айыртауском районе: почти 9,3% 11-классников затрудняются сказать, поедут ли в город для продолжения образования.

Не вызывает удивления список городов, в которых намереваются получать образование учащиеся сельских школ (табл. 7). Для талгарцев это преимущественно Алматы и Астана, причем южная столица более чем в 10 раз привлекательнее, чем Астана. Это вполне объяснимо: Алматы — крупнейший в Казахстане культурно-образовательный центр, расположенный в 25-30 км от Талгарского района, а Астана находится далеко. Айыртаусцы собираются учиться в Кокшетау, Астане или Петропавловске. Наиболее привлекателен Кокшетау: более 50% 9-классников и 10-классников выбрали этот город. А вот в 11-м классе уже только около 40% выпускников выбирают учебные заведения Кокшетау, 23,6% намерены ехать в Астану. Кокшетау — бывший областной центр, находится ближе других городов, и там наверняка живут родственники учащихся. А Астана привлекает тем, что это быстро развивающаяся столица страны, которая предоставляет молодым людям много возможностей. 10-12% будущих выпускников в Талгарском районе и 13-19% в Айыртауском хотели бы выехать в другие страны, среди которых США, Великобритания, Китай, Корея, Турция, или в другие российские города — Томск, Челябинск, Оренбург, Омск, Екатеринбург. Среди казахстанских городов, в которых они хотели бы учиться, выпускники сельских школ называют Павлодар,

132

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

Костанай, Актау, Тараз, Атырау. Учебные заведения за границей чаще выбирали учащиеся Талгарского района, а российские города — школьники Айыртауского района.

Таблица 7 Выбор учащимися городов для

продолжения образования (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Алматы 75,2 77,6 78,4 4,9 4,8 5,8

Астана 6,4 7,6 6,5 16,1 18,1 23,6

Кокшетау - - - 55,9 50,9 39,7

Петропавловск - - - 4,6 6,3 2,9

Другие населенные пункты 10,4 10,2 12,2 13,1 14,7 18,9

Затрудняюсь ответить 8,0 4,6 2,9 5,4 5,2 9,1

Из табл. 8 видно, что желание жить в городе, когда появится семья, школьники Айыртауского района высказывают чаще, чем школьники Талгарского района. Талгарский район расположен в получасе езды от крупного мегаполиса, и его жители имеют возможность жить в своем доме, в экологически чистой местности и при желании пользоваться преимуществами города. Жители Айыртауского района практически лишены такой возможности из-за значительной отдаленности от городов.

Таблица 8 Желание жить в городе или селе

в отдаленной перспективе (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Желание жить в городе, когда появится семья 64,0 66,0 65,0 71,0 74,0 73,0

Желание жить в селе, когда появится семья 22,0 18,0 23,0 13,0 12,0 10,0

Затрудняюсь ответить 14,0 15,0 12,0 16,0 14,0 15,0

Судя по данным табл. 8, многие школьники считают, что когда у них появятся семья и дети, им лучше будет жить в селе, чем в городе. Так, например, среди учащихся 11 -го класса Талгарского района хотели бы остаться в селе 3,7%. В то же время 23% тех же самых 11-классников хотят жить в селе, когда у них будет своя семья и появятся дети. В Айыртауском районе таких респондентов

133

Теоретические и прикладные исследования

Л

соответственно 4,8 и 10%. Почему чем старше школьники, тем большее их число выражает желание жить с семьей в селе? Там лучше экология, домашнее молоко, овощи с грядки, и это все скажется на здоровье будущих детей? Или есть надежда на то, что, когда у них появится семья, в селе будут такие же условия жизни, как в городе? Или все-таки самое главное — близость города для талгарцев, которые хотят использовать преимущества и города, и села одновременно? Причины этого выбора трудно объяснить, поскольку для людей столь молодого возраста не характерно проявление ответственности за будущую семью и детей.

По нашему мнению, на принятие решения относительно продолжения образования и проживания в городе или в селе в значительной степени влияют сложившиеся стереотипы. В табл. 9 отражено отношение будущих выпускников сельских школ к 13 позитивным и негативным утверждениям, характеризующим представления о сельской и городской жизни.

Таблица 9 Отношение школьников к стереотипным

суждениям о жизни в городе и селе (% от числа опрошенных)

Утверждения Талгарский район Айыртауский район

Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю

1. Работать в городе легче, чем в селе 81 10 9 61 23 16

2. Работать в городе престижнее, чем в селе 86 6 8 83 9 8

3. В городе я смогу найти работу, которая мне нравится 91 4 5 86 6 8

4. Если я буду жить в городе, то смогу заработать больше денег 79 10 11 76 13 11

5. В городе я смогу получить более качественное образование 91 4 5 90 4 6

6. Жить в городе лучше, потому что там больше развлечений, а в селе скучно 58 35 7 56 36 8

7. Жить в городе дороже, чем в селе 72 17 11 83 10 7

8. В селе легче устроиться на работу, чем в городе 37 50 13 36 51 13

134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

Утверждения Талгарский район Айыртауский район

Да Нет Не знаю Да Нет Не знаю

9. Жить в селе лучше, потому что там красивая природа (ягоды, грибы, охота, рыбалка и т. п.) 81 13 6 77 15 8

10. Жить в городе трудно, потому что там не будет поддержки родственников и друзей 46 45 9 53 38 9

11. Жить в городе опасно, там легко попасть в плохую компанию 60 30 10 41 46 13

12. В городе к выходцам из села относятся плохо 32 48 20 29 51 20

13. Для меня важно следовать традициям моей семьи и продолжить дело своих родителей 47 42 11 41 46 13

Среди позитивных утверждений относительно городской жизни (1-6) утверждения 3 и 5 — те, с которыми согласилось наибольшее число респондентов: по 91% в Талгарском районе и 86 и 90% соответственно в Айыртауском районе. Таким образом, сельские школьники на первое место ставят возможность получить качественное образование и устроиться на работу, которая им нравится. Следующими по значимости являются утверждения о престижности работы в городе. Утверждение, что жить в городе лучше, потому что там больше развлечений, стоит на последнем месте по значимости из всех позитивных утверждений. Значительная часть респондентов (81% в Талгарском районе и 77% — в Айыртауском) отметили, что жить в селе лучше, потому что там красивая природа, чистый воздух, экологически чистые продукты питания.

Негативные стереотипы — представление о городской дороговизне и опасности жизни в городе — также достаточно прочно укоренились в сознании сельских школьников. 72% талгар-цев и 83% айыртаусцев считают, что жить в городе дороже, чем в селе, а страх попасть в плохую компанию испытывают 60 и 41% соответственно.

135

Теоретические и прикладные исследования

Л

Только около 50% будущих выпускников и их родителей надеются на помощь родственников и друзей в случае поступления в учебные заведения в городе, что не характерно для менталитета жителей Казахстана: казахстанцам, и особенно коренному населению, свойственны гостеприимство и поддержка родственников. Отрадно, что более 40% респондентов считают важным следовать традициям семьи и продолжать дело своих родителей.

Таким образом, анализ миграционных устремлений школьников показал, что наиболее массовой установкой является намерение обосноваться в будущем в городе. На ее формирование повлияли сложившиеся устойчивые стереотипы, в частности убеждение, что работать в городе престижнее и легче, что там можно найти работу, которая нравится, и заработать больше денег. Эти стереотипы сформировались в результате развала экономических основ общества и слабого финансирования сельскохозяйственного производства, падения уровня жизни сельских жителей.

Жизненные стратегии сельских школьников

В табл. 10 отражено видение будущими выпускниками своего жизненного пути — оно касается и образовательных перспектив, и намерений относительно миграции.

Таблица 10 Намерения учащихся в отношении

продолжения образования, трудоустройства и смены места жительства (% от числа опрошенных)

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Учиться в вузе, потом работать в городе 32 60 67 35 47,8 63,7

Учиться в колледже, потом работать в городе 36 10 4 28 18,4 13,3

Учиться в городском профессиональном лицее, потом работать в городе 8 8 10 6 2,3 1,5

Сразу начать работать в городе 7 5 5 6 5,4 3

Учиться в колледже, потом работать в селе 4 1 1 6 5,7 2,6

Учиться в вузе, потом работать в селе 2 3 4 2 4,7 5,6

136

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

Талгарский район Айыртауский район

9-й класс 10-й класс 11-й класс 9-й класс 10-й класс 11-й класс

Сразу начать работать в селе 0,7 0,2 1,0 2 0,7 0,4

Учиться в сельском профессиональном лицее, потом работать в селе 1,0 0,5 0,3 3 0,7 1,1

Наиболее типичной установкой является учеба в вузе в городе, затем работа в городе (67% школьников Талгарского района и 63,7% — Айыртауского). Желающих учиться в колледже, потом работать в городе 36% в Талгарском районе и 28% — в Айыртауском. На вопрос «что вы планируете делать сразу после окончания школы?» только 2,6% учащиеся 11-х классов в Талгарском районе ответили, что собираются продолжить образование в профессиональном лицее (см. табл. 1). Когда же был задан вопрос «что вы планируете делать после окончания школы?» с предложением возможных вариантов продолжения образования, трудоустройства и смены места жительства, то уже 10% выпускников высказали желание закончить профессиональный лицей и остаться работать в городе (табл. 10). В Айыртауском районе такой резкой смены приоритетов не наблюдалось, кроме того, здесь почти в 2 раза больше желающих учиться в сельском профессиональном лицее и потом работать в селе. Очень мало желающих работать в селе после окончания вуза или колледжа, при этом желающих работать в селе после окончания вуза больше, чем после окончания колледжа. От 3 до 5% школьников намерены начать работать в городе сразу после окончания школы. Желающих остаться работать в селе не более 1%.

Таким образом, результаты эмпирического исследования дают основания утверждать, что доминирующая стратегия выбора сельскими школьниками своего будущего выглядит так: продолжить образование в вузе (колледже) в городе после окончания школы — найти работу в городе — поселиться в городе постоянно.

Такой выбор обусловлен многими факторами, которые в совокупности определили массовый характер данной стратегии. В первую очередь это крайне непривлекательные социальноэкономические условия жизни в сельской местности: преимущественно аграрное направление экономики как Айыртауского, так и Талгарского районов с доминированием отсталых технологий и неразвитой инфраструктурой. Мнение родителей также играет существенную роль при выборе школьниками жизненной траектории после окончания школы. Большинство родителей «стараются сделать все, чтобы их ребенок получил высшее образование, поскольку оно является, по их мнению, абсолютной ценностью» [Абрамова, 2010. С. 204].

137

Теоретические и прикладные исследования

Л

На выбор будущих выпускников повлияло также широко распространенное представление о том, что получить качественное образование и реализовать свои умения и таланты можно только в городе. Тот факт, что доступность образования в значительной степени зависит от места проживания, подтвержден современными исследованиями: «Ухудшение преподавания, снабжения, неудовлетворительное состояние школьной инфраструктуры и коммуникаций прямо пропорционально отдаленности сельской школы от районного центра. Как правило, чем дальше сельская школа от областного центра, тем хуже качество образования» [Сельская школа: финансирование роста... С. 6-7].

Хотя современные дети понимают и преимущества жизни в селе, а именно ее экологичность, это не сильно влияет на их выбор. Учащихся не пугают такие сопряженные с жизнью в городе негативные обстоятельства, как дороговизна, риск попадания в плохую компанию и недоброжелательное отношение к выходцам из села.

Молодежь не привлекают сельскохозяйственные виды деятельности. Больше всего среди будущих выпускников желающих приобрести педагогические и технические специальности. Судя по всему, ожидается «бум в производстве» учителей и инженеров. Хотя у авторов есть большие сомнения в том, что все, кто получит эти профессии, будут работать по специальности. На наш взгляд, решающую роль в выборе школьников сыграл государственный заказ на подготовку специалистов определенных направлений. Ежегодно выделяются государственные образовательные гранты, и сегодня, чтобы поступить в педагогический или технический вуз, еще недавно не выполнявший план набора, достаточно быть немного выше уровня троечника. «Непривередливы» и многие вузы, осуществляющие подготовку по другим специальностям. Многочисленные недавно созданные вузы в условиях последствий демографического спада вынуждены конкурировать между собой за абитуриентов. Конкуренция существует также между вузами и колледжами. Тенденцией нескольких последних лет является стремление выпускников 9-х классов сначала закончить колледж, а затем поступать в вуз — так можно избежать сдачи ЕНТ. Кроме того, это позволяет быстрее освободиться от родительской опеки и контроля со стороны школы и приобщиться к преимуществам городской жизни.

В результате доминирования стратегии на продолжение образования в городских вузах возникла устойчивая миграция молодежи из села в город, и в среднесрочной перспективе это может привести к постепенному исчезновению многих сельских населенных пунктов. Другая важная проблема заключается в скорости адаптации выходцев из села к новым условиям жизни и в сроках их реальной социальной ассимиляции. Определенная часть бывших сельских жителей, безусловно, способна адаптироваться к новым реалиям, обрести новый социальный статус, новые социальные

138

А. Ш. Курмангалиева, Г. А. Абдрахманова

Миграционные, карьерные и образовательные стратегии сельских школьников Казахстана

Л

связи и качества. Однако если выявленные в ходе исследования миграционные стратегии будут реализованы, могут возникнуть как положительные, так и нежелательные последствия для городов. Поскольку уровень подготовки сельских школьников достаточно низкий, часть из них не сможет продолжить обучение в вузах и колледжах. Уже сегодня в крупных городах немало неустроенных сельских мигрантов, среди которых большой процент безработных, что ухудшает криминогенную ситуацию и создает напряженность в отношениях между горожанами и приезжими. Увеличение миграции из села в город с большой долей вероятности усугубит процесс маргинализации общества.

Таким образом, социально-экономическое развитие села, повышение качества сельского образования, создание привлекательных условий для работы молодежи в селе чрезвычайно важны для стабильности и благополучия казахстанского общества в целом.

1. Закон РК «Об образовании» с изменениями и дополнениями Литература

по состоянию на 22 июля 2011 г. Гл.1. Ст. 1. ______________

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010.

3. Программа «Ауыл мектеби» на 2003-2005 гг. Постановление Правительства РК от 4 февраля 2003 г. № 128. С. 1-2.

4. Абрамова М.А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 195-242.

5. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 240-254.

6. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А.. Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования. Опрос фонда «Общественное мнение» // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187-237.

7. Рощина Я. М. Дифференциация доходов и образования в России // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 274-296.

8. Сельская школа: финансирование роста. Краткий отчет. Алматы:

Центр исследований «Сандж», 2008.

9. www.airtau.sko.kz

10. www.akimat-talgar.kz

11. www.edu.gov.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.