Научная статья на тему 'Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов вузов'

Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович, Переходко Федор Георгиевич, Прокопчук Сергей Сафронович, Платонова Валентина Александровна

В статье рассматривается проблема эффективного использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов. Данная проблема вызвана недостаточной мотивацией студентов к занятиям физической культурой, а также слабой интерактивной подготовленностью преподавателей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголев Валерий Александрович, Переходко Федор Георгиевич, Прокопчук Сергей Сафронович, Платонова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of use of the interactive technologies for physical training of the students of higher education institutions

The article considers the problem of the effective use of the interactive technologies for physical training of the students. This problem is determined by insufficient motivation of the students to sports occupations, and also by weak interactive readiness of the PE teachers.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов вузов»

изучаемых упражнений сохранялись в памяти компьютера с помощью стандартной звукозаписывающей фонограммы в файле формата WMA. Обработка фонограмм проводилась в программе Sound Forge и Photoshop. После того, как были записаны ритмограммы всех шести испытуемых, мы совместили их, выделив метрические акценты фонограммы музыкального сопровождения (рисунок 2). Таким образом, мы получили временное выражение отклонений, допущенных испытуемыми от заданных параметров ритмических величин музыкального произведения, выраженное в секундах. Кроме оценки точности воспроизведения ритмического рисунка каждой из гимнасток, наглядно представляется степень усвоения коллективного двигательного ритма. Проводя такие исследования многократно и сопоставляя полученные ритмограммы можно выявить динамику уровня согласованности двигательных действий участниц команды и вносить корректировки в содержание тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоковский, В.В. Методика судейства в синхронном плавании : методическое пособие / В.В. Белоковский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.

2. Воронин, Р.Е. Структура оценки исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта и проблема объективизации судейства [Электронный ресурс] / Р.Е. Воронин // VI Международная научно-практическая Интернет-конференция «Альянс наук: учёный учёному» (2526 февраля 2011г.) / Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - URL : http://www.confcontact.com. - Дата обращения 30.10.2015.

3. Смирнов, Ю.Н. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта / Ю.Н. Смирнов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 3. - С. 29-40.

4. Эпп, Т.И. Методика совершенствования согласованности групповых двигательных действий квалифицированных спортсменок в черлидинге / Т.И. Эпп, Г.Н. Пшеничникова // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 204-208.

REFERENCES

1. Belokovsky, V.V. (1985), Methods of judging in synchronized swimming: handbook, Physical Culture and Sport, Moscow.

2. Voronin, R.E. (2011), "The structure of the assessment of mastery in technical and aesthetic sports and the problem of objectification of refereeing", VI International Scientific and Practical Internet Conference "Alliance Sciences: scientist" (February 25-26, 2011.); St. Petersburg University of Humanities, available at: http://www.confcontact.com

3. Smirnov, Y.N. (1997), "Qualimetry aspects of mastery in technical and aesthetic sports", Theory and Practice of Physical culture, No. 3, pp. 29-40.

4. Epp, T.I. and Pshenichnikova, G.N. (2014), "Methods of improving the consistency of group motor actions qualified athletes in cheerleading", Omsk Scientific journal, No. 2 (126), pp. 204-208.

Контактная информация: EVTurchina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2015

УДК 796.011.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Федор Георгиевич Переходко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Сафронович Прокоп-чук, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Александровна Платонова, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Аннотация

В статье рассматривается проблема эффективного использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов. Данная проблема вызвана недостаточной мотивацией

студентов к занятиям физической культурой, а также слабой интерактивной подготовленностью преподавателей физической культуры.

Ключевые слова: интерактивные технологии, студенты, педагогическая деятельность, преподаватели физической культуры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p293-296

THEORETICAL ASPECTS OF USE OF THE INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR

PHYSICAL TRAINING OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Fedor Georgiyevich Perekhodko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Safronovich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valentina Aleksandrovna Platonova, senior lecturer, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, St. Petersburg

Annotation

The article considers the problem of the effective use of the interactive technologies for physical training of the students. This problem is determined by insufficient motivation of the students to sports occupations, and also by weak interactive readiness of the PE teachers.

Keywords: interactive technologies, students, pedagogical activity, teachers of physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В реальной практике обучения студенческой молодежи заметны факторы, тормозящие развитие педагогического процесса физического воспитания студентов в инновационном направлении. К ним, прежде всего, следует отнести недостаточную интерактивную компетентность преподавательского состава. Причины указанной некомпетентности состоят в том, что этим знаниям и умениям преподавателей ранее, как правило, не обучали. У многих специалистов физического воспитания имеются определенные трудности управления групповым взаимодействием студентов, межличностными и деловыми конфликтами, возникающими на занятиях[1].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования осуществлялась на базе кафедры физического воспитания и валеологии Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

К исследованию привлекалось 25 преподавателей и 232 студента. В качестве основных методов исследования использовались: педагогическое наблюдение, хронометраж, опрос (анкетирование, беседа), экспертная оценка и самооценка, оценка профессиональной подготовленности, статистические методы обработки результатов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенными исследованиями установлено, что 87% опрошенных преподавателей развивающие цели интерактивных технологий и тренингов в процессе своей педагогической деятельности не планируют. Коммуникативный процесс при таком обучении осуществляется в неполном виде, средства обеспечения педагогической эффективности не всегда продуманы, в результате не используется передовой опыт. В настоящее время повышение коммуникативной и интерактивной компетентности преподавателей является не просто модой или ситуативной необходимостью - это обязательное профессиональное требование, предъявляемое ко всем преподавателям вуза [2].

Результаты выполненного нами опроса 25 преподавателей и 232 студентов Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики показали, что влияние интерактивных методов педагогического воздействия, на эффективность физического воспитания студентов важно не только в связи с тем, что позволяет раскрыть содержание и взаимосвязь групповых потребностей, мотивов и механизмов взаимодействия между студентами, но еще и потому, что оно выполняет существенную методологическую функцию в процессе познания закономерностей этого влияния и управления им.

Непосредственное проявление эффективности интерактивных методов педагогического воздействия на студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности зависит от последовательности их применения. На начальном этапе обучения наибольшим воспитывающим эффектом обладают методы, имеющие совместно-индивидуальную и спортивно-игровую направленность; на этапе «становления» студенческого коллектива -совместно-фронтальные и совместно-последовательные методы выполнения физических упражнений; на этапе «стабилизации» - совместно-взаимодействующие методы интерактивного педагогического воздействия по организации физкультурно-спортивной деятельности. Показывая роль физической культуры в обучении и воспитании студентов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия, следует отметить, что физкультурно-спортивная деятельность не просто расширяет объем двигательных навыков и умений, не только повышает работоспособность и адаптационные возможности организма, но и, по сути дела, обеспечивает такую степень физического совершенствования студентов, которая способствует любому виду их образовательной деятельности [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многочисленные педагогические эксперименты, проведенные в процессе занятий со студентами, показали высокую эффективность разработанных рекомендаций по реализации поэтапного построения процесса физического воспитания, на основе интерактивных методов педагогического воздействия. Это подтверждается достоверной положительной динамикой показателей обучения у студентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными. Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на все сложности, интерактивные формы и методы педагогического воздействия постепенно завоевывают все больше сторонников профессионального образования, поскольку они делают процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно развивающим, а значит, более качественным [4].

Интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность участников образовательного процесса в физкультурно-спортивной сфере [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г.А. Бордов-ский, В.А. Извозчиков // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 12.

3. Переходко, Ф.Г. Управление физическим воспитанием студентов вузов с использование интерактивных методов педагогического воздействия : монография / Ф. Г. Переходко ; под ред. В.А. Щеголева - СПб. : Изд-во ИТМО, 2012. - 204 с.

4. Щеголев, В.А. Педагогические закономерности, принципы и функции управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных методов педагогического воздействия / В.А. Щеголев, Ф.Г. Переходко // Межвузовский сборник научно-методических работ «Физическая культура и спорт в профессиональном образовании». - СПб. : ПАНИ, 2014. - С. 101-

110.

5. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / Щеголев В.А., Новосельцев О.В. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-17.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2002), "Basic provisions of the concept of intensive innovative transformation of national system of sports and sports education of children, teenagers and youth of Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 2-4.

2. Bordovsky, G.A. and Izvozchikov, V.A. (1993), "New technologies of training: terminology questions", Pedagogics, No. 5, pp. 12.

3. Perekhodko, F.G. (2012), Management of physical training of students of higher education institutions about use of interactive methods of pedagogical influence: the monograph, publishing house ITMO, St. Petersburg.

4. Shchegolev, V.A. and Perekhodko, F.G. (2014), :Pedagogical regularities, the principles and functions of management of physical training of students with use of interactive methods of pedagogical influence", Physical culture and sport in professional education, the Interuniversity collection of scientific and methodical works, publishing house PANI, St. Petersburg.

5. Shchegolev, V.A. and Novoseltsev O.V. (2015), "Professional improvement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 15-17.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2015

УДК 796.011

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор, Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор, Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена анализу динамики показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время за период с 2001 г. по 2014 г. Результаты исследования позволили выявить ряд тенденций в сфере физической активности детей школьного возраста, в сравнении с рекомендацией Всемирной организации здравоохранения. Предложены меры, реализация которых будет способствовать повышению двигательной активности подрастающего поколения.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, школьники, мотивация, школьный социальный капитал.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p296-301

DYNAMICS OF PHYSICAL ACTIVITY INDICATORS AMONG THE SCHOOL-AGED CHILDREN IN THEIR FREE FROM SCHOOL TIME

Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of medical sciences, professor, Oleg Anatolevich Churganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Anatolievna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, The Mechnikov Northwestern State Medical University, St. Petersburg

Annotation

This article analyzes the dynamics of the indicators of physical activity of school-aged children in their free from school time during the period from 2001 to the year 2014. The results of the study revealed a number of trends in the physical activity of the school-aged children in comparison with the recommen-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.