Научная статья на тему 'Влияние шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста'

Влияние шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / CHESS / SCHOOL CURRICULUM / EFFICIENCY / MENTAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масляев Владимир Викторович, Соломченко Марина Александровна, Шевляков Александр Иванович

В статье рассказывается о влиянии шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста. Применение игры в шахматы в школьной программе способствовало развитию логичности мышления, памяти, интеллектуальных способностей и повышению успеваемости у школьников младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CHESS ON THE MENTAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article describes the influence of chess on the mental development of children of primary school age. The use of the game of chess in the school curriculum contributed to the development of logical thinking, intellectual abilities and improve the performance of primary school students.

Текст научной работы на тему «Влияние шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста»

УДК 794.125

ВЛИЯНИЕ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE INFLUENCE OF CHESS ON THE MENTAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Масляев Владимир Викторович

аспирант

Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева

Maslyaev Vladimir Viktorovich

graduate student Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Соломченко Марина Александровна

Заведующая кафедрой теории и методики избранного вида спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Solomchenko Marina Aleksandrovna Head of the Department of theory and methods of the chosen sport

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Шевляков Александр Иванович

преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Shevlyakov Alexander Ivanovich

Teacher

Department of applied physical culture Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассказывается о влиянии шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста. Применение игры в шахматы в школьной программе способствовало развитию логичности мышления, памяти, интеллектуальных способностей и повышению успеваемости у школьников младших классов.

Abstract. The article describes the influence of chess on the mental development of children of primary school age. The use of the game of chess in the school curriculum contributed to the development of logical thinking, intellectual abilities and improve the performance of primary school students.

Ключевые слова: шахматы, школьная программа, эффективность, психические качества.

Keywords: chess, school curriculum, efficiency, mental qualities.

В настоящее время шахматы являются настольной игрой с логическими построениями специальных фигур на 64-клеточной для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

Исследования российских и зарубежных ученых убедительно доказывают, что обучение младших школьников шахматам положительно сказывается на их интеллектуальном развитии [1, 2, 3, 4, 6, 8].

Во время занятий шахматами работают оба полушария мозга, что очень важно. Поэтому у занимающегося ребенка развивается и абстрактное, и логическое мышление. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Младший школьник продумывает исход партии, строит цепочку событий и последовательность ходов. За абстрактное мышление отвечает правое полушарие. Создание потенциальных ситуаций в партии, принятие возможных ходов соперника, школьник строит и моделирует партию.

У младших школьников во время занятий шахматами развивается долговременная и оперативная память. Нужно стараться запоминать все ходы для положительного исхода встречи. Мозг школьника пытается переработать визуальную и цифровую информацию. Такая нагрузка сказывается положительно на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Правильно составлять прогнозы, предугадывать ходы противника, ориентироваться в рамках шахматной доски, быстро принимать решения и учитывать их последствия - в этом заключается польза от применения шахмат в рамках общеобразовательной школы.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста [3, 5]. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Школьники учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии - это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду - важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

В общеобразовательных школах города Орла, где не хватает полноценной материально-технической базы для проведения третьего урока по физической культуре, ввели третьим уроком -занятия шахматами. Сильно развитой материально-технической базы для этого не нужно, а занятия шахматами особенно в младших классах способствовали повышению успеваемости по другим учебным предметам.

На базе школ города Орла мы провели исследование о влиянии

шахматной игры на психическое развитие детей младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 100 школьников 3-4 классов. Они были условно разделены на две группы. Первая группа 48 школьников, которые во время третьего урока по физической культуре занимались шахматами. Вторая группа 52 школьника, которые занимались по традиционной программе по физической культуре в общеобразова-тельной школе.

В начале учебного года мы провели тестирование психических качеств: памяти, логическое мышление, пространственное воображение, умственного развития, распределения внимания. Тестирование проводи-лось в рамках общеобразовательной школы. Тесты оценивались по десяти-бальной шкале и определялись урони развития психических качеств: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Полученные данные второй группы школьников можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1

Тестирование школьников второй группы в начале учебного года

№№ Тесты Показатель (средние значения в группе) Уровень Примечание

1 Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" 4,2 средний Оценивается объем зрительной памяти

2 Методика "Аналогии" 3,6 ниже среднего Установление логических связей

3 Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов 4,5 средний

4 Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) 3,8 ниже среднего

5 Методика "Сравнение понятий" 4,3 средний Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей

6 Методика определения способа познания 4,7 средний

7 Кольца Ландольта 3,6 ниже среднего Оценка внимания

Первая группа школьников еще не начинала заниматься шахматами, данные по тестированию в начале учебного года представлены в таблице 2.

Как видно из таблиц 1 и 2 данные тестирования у первой и второй группы в средних показателях примерно одинаковые. На начальном этапе подготовки к исследованию мы старались подобрать две группы школьников с примерно одинаковыми показателями в обучении и успевающих по всем образовательным предметам в школе.

Таблица 2

Тестирование школьников первой группы в начале учебного года

№№ Тесты Показатель Уровень Примечание

1 Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" 4,6 средний Оценивается объем зрительной памяти

2 Методика "Аналогии" 3,5 ниже среднего Установление логических связей

3 Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов 4,3 средний

4 Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) 4,1 средний

5 Методика "Сравнение понятий" 4,4 средний Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей

6 Методика определения способа познания 4,6 средний

7 Кольца Ландольта 3,7 ниже среднего Оценка внимания

В первой группе в программу по физическому воспитанию были введены занятия шахматами.

Целью обучения игре в шахматы является развитие личности, которая достигается за счет решения нескольких задач сразу [7]:

1. Образовательные задачи: расширение кругозора, развитие логического мышления, памяти, предвидеть результаты своей деятельности.

2. Воспитательные задачи: формирование целеустремленности, выдержки, воли, усидчивости, внимательности и собранности.

3. Коррекционные задачи: обогащение внутреннего мира, развитие фантазии (учит радоваться красивым комбинациям), уравновешенности (учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности).

В конце учебного года провели повторное тестирование. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Данные тестирования школьников младших классов_

№№ Тесты Первая группа Вторая группа

Начало Конец Начало Конец

учебного учебного учебного учебного

года года года года

1 Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" 4,6 5,9 4,2 4,9

2 Методика "Аналогии" 3,5 5,7 3,6 4,4

3 Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов 4,3 6,1 4,5 5,6

4 Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) 4,1 5,8 3,8 4,8

5 Методика "Сравнение понятий" 4,4 6,3 4,3 5,7

6 Методика определения способа познания 4,6 6,4 4,7 5,5

7 Кольца Ландольта 3,7 5,9 3,6 4,9

По результатам тестирования следует отметить, что они положительно изменились в обеих группах. В первой группе, где применялись занятия шахматами, хорошо изменились показатели памяти, внимания и логичности мышления.

Шахматы помогают развивать психические качества, вырабатывают усидчивость (она необходима для школьников младших классов), помогают детям делать выводы и умозаключения, воспитывают самостоятельность.

Необходимость применения игры в шахматы в начальной школе показывает полезность для развития школьника [2, 3, 4]. Например, известный русский педагог В.А. Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы - превосходная школа последовательного, логического мышления».

Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры.

Литература

1. Дьячков В.В. Педагогические основы обучения шахматам младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/obuchenie-shahmatam-mladshih-shkolnikov-2774840.html_ (дата обращения 13.08.2019)

2. Капабланка Х.Р. Последние шахматные лекции/ Х.Р. Капабланка. М.: Физкультура и спорт, 1977. С.8-15.

3. Каспаров Г. Шахматы как модель жизни. М.: Эксмо, 2007. С.29.

4. Неверкович С.Д. «Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М. 2001. №2. С.11-15.

5. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017 35 с.

6. Сухин И. Эффективное средство развития мышления// Шахматное обозрение. М. 2013. № 6. С. 75.

7. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебник для общеобразовательных организаций. М. : «Просвещение», 2017 г.

8. Эйве М., Мейден В. Как стать шахматным мастером. М.: «Русский шахматный дом», 2017. 272 с.

References

1. Dyachkov V. V. Pedagogical bases of teaching chess to younger pupils [Electronic resource]. Mode of access: https://infourok.ru/obuchenie-shahmatam-mladshih-shkolnikov-2774840.html (accessed 13.08.2019)

2. J. R. Capablanca's Last chess lectures/ J. R. Capablanca. M.: physical Culture and sport, 1977. P. 8-15.

3. Kasparov G. Chess as a model of life. Moscow: Eksmo, 2007. P. 29.

4. Neverkovich S. D. "Chess as a subject of humanitarian cycle in secondary school" / / Physical culture: education, training. M. 2001. No. 2. Pp. 11-15.

5. Prudnikova E. A., Volkova E. I. Chess at school. Work programme. 1-4 years of study: studies. allowance for General education. organizations'. M.: Education, p. 35 2017

6. Sukhin I. Effective means of development of thinking/ / Chess review. M. 2013. No. 6. P. 75.

7. Umanskaya E. E., Volkova E. I., Prudnikova E. A. Chess at school. First year: textbook for educational institutions. Moscow: Prosveschenie, 2017

8. Euwe M., Maiden V. how to become a chess master. Moscow: "Russian chess house", 2017. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.