Научная статья
NIION: 2021-0084-1/22-064 MOSURED: 77/27-026-2022-1-263
Безопасность дорожного движения -
© Сторожев С.А., Логинов В.Ю., Аристархова А.Н., 2022
УДК 351.811
ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1 Сергей Алексеевич Сторожев, 2 Виталий Юрьевич Логинов, 3 Алина Николаевна Аристархова
1,2,3 Научный центр БДД МВД России 1 [email protected] 3 [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы оценки влияния сертификации дорожных ограждений на безопасность дорожного движения. Приводится информация о деятельности Органа по сертификации ФКУ «НЦ БДД МВД России» по подтверждению соответствия дорожных ограждений требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортная аварийность, мероприятия по инженерному обустройству и модернизации автомобильных дорог, автомобильная дорога, дорожные ограждения, национальный проект «Безопасные качественные дороги»
Для цитирования: Сторожев С.А., Логинов В.Ю., Аристархова А.Н. Влияние сертификации дорожных ограждений на безопасность дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 52-56.
THE IMPACT OF ROAD BARRIERS CERTIFICATION ON ROAD SAFETY
1 Sergei A. Storozhev, 2 Vitaly Yu. Loginov, 3 Alina N. Aristarkhova
1,2,3 Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» 1 [email protected] 3 [email protected]
Abstract. The issues of assessing the impact of certification of road barriers on road safety. Information is provided on the activities of the Certification Body of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» to confirm the compliance of road barriers with the requirements of the Technical Regulations of the Customs «Safety of Highways» (TR CU 014/2011).
Keywords: road safety, traffic accidents, measures for the engineering arrangement and modernization of highways, highway, road barriers, national project «Safe quality roads»
For citation: Storozhev S.A., Loginov V. Yu., Aristarkhova A.N. The impact of road barriers certification on road safety // Road safety. 2022. № 2. P. 52-56.
Установка дорожных ограждений позволяет предотвратить или снизить тяжесть последствий таких дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП, или происшествие), как столкновение транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, наезд на препятствие и пешехода, съезд с дороги, опрокидывание.
Для выполнения своей функции ограждения должны обладать определенными параметрами и соответствовать предъявляемым к ним требованиям, в первую очередь к удерживающей способности, динамическому прогибу и высоте.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля 2020 года № 474 в Российской Федерации с 2019 г. осуществляется реализация мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги» [2].
В рамках федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» предусматривается внедрение мероприятий по инженерному обустройству и модернизации автомобильных дорог, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
В перечень данных мероприятий входит разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путем установки дорожных ограждений (в том числе тросо-
вых) и направляющих устройств, применение удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, расположений образовательных организаций и мест массового притяжения граждан.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827 принят и с 15 февраля 2015 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) (далее - Технический регламент) [1], устанавливающий минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Технический регламент определил перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации (приложение № 2 к ТР ТС 014/2011). Таким образом, изделия, включенные в данный перечень, в том числе и дорожные ограждения, подлежат сертификации перед их применением на автомобильных дорогах Российской Федерации.
Требования к дорожным ограждениям установлены ГОСТ 33128 - 2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования», утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р, который входит в перечень документов по стандарти-
зации. Обязательное их применение обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
С 2017 г. Органом по сертификации продукции ФКУ «НЦ БДД МВД России» (ОС «Безопасность дорожного движения») (далее - Орган по сертификации продукции) проводятся работы по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента в форме сертификации.
За 5 лет проведена сертификация таких видов продукции, как дорожные ограждения, дорожные световозвращатели и опоры стационарного электрического освещения.
Сертификацию дорожных ограждений следует рассматривать как одну из форм контроля соответствия Техническому регламенту.
В целях оценки влияния сертификации дорожных ограждений как средства обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах проанализирована информация о выданных сертификатах соответствия на дорожные ограждения, содержащаяся в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии1.
Следует отметить, что за указанный период Органом по сертификации продукции в рамках ТР ТС 014/2011 выдано 65 сертификатов соответствия на дорожные ограждения, что составляет 27,8% от общего количества выданных сертификатов соответствия дорожных ограждений Техническому регламенту в Российской Федерации (рис. 1).
Рис. 1. Количество выданных сертификатов соответствия требованиям ТР ТС 014/2011
на дорожные ограждения
Приведенные данные демонстрируют значительный рост количества выданных сертификатов соответствия продукции. Так, их число в 2021 г. по сравнению с 2016 г. возросло более чем в 8 раз.
В целях оценки влияния сертификации дорожных ограждений на безопасность дорожного движения проведен анализ статистики ДТП в местах их установки.
Для этого из перечня недостатков транспор-тно-эксплуатационного состояния улично-дорож-ной сети, которые содержатся в карточке учета ДТП
[3], выбрано «несоответствие дорожных ограждений предъявляемым требованиям».
По указанному недостатку проанализирована информация из многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС) по количеству ДТП в рассматриваемый период, по пострадавшим в них людям и тяжести последствий таких происшествий (рис. 2, 3).
Рис. 2. Число ДТП, связанных с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети
1 Положение о формировании и ведении реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856.
350
300
250
200
150
100
50
286
17Я
4,160 150
56 39 28 26 37 42
---♦-
2016
2017 2018
Погибшие в ДТП
2019 2020
■Раненые в ДТП
2021
Рис. 3. Число пострадавших в ДТП, связанных с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния
улично-дорожной сети
При этом акцент сделан на сведениях о ДТП, произошедших на автомобильных дорогах, так как требования ТР ТС 014/2011 при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации не распространяются на улицы населенных пунктов.
Анализ статистических данных показал, что с 2016 по 2019 г. количество ДТП, связанных с несоответствием дорожных ограждений предъявляемым требованиям, снизилось на 53,5%. Однако этот показатель в 2020 г. возрос на 19,4% по сравнению с 2019 г. Аналогичная тенденция наблюдается с числом погибших: с 2016 по 2019 г. - снижение на 53,6%, а в 2020 г. - рост на 29,7% по сравнению с 2019 г.
В 2020-2021 гг. также увеличилось число погибших и раненых в ДТП, связанных с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улич-но-дорожной сети.
Это обусловлено ростом общего количества ДТП, связанных с недостатками эксплуатационного состояния и обустройства улиц и дорог, а также с изменениями характера дорожного движения в 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции СОУГО-19. Снижение интенсивности транспортного потока привело к росту скорости движения и, соответственно, к увеличению тяжести последствий.
Анализ аварийности позволил выявить степень влияния наличия и состояния дорожных ограждений на тяжесть последствий в таких ДТП, связанных с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, как столкновение транспортных средств, в результате выезда на полосу встречного движения, съезд с дороги, опрокидывание.
На рисунке 4 показано, как в 2016-2021 гг. распределилось количество указанных видов ДТП, а также тяжесть их последствий.
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
12,3 7381 Нче^___12,2 р.____
/12,3 12,2
6180^^ 5139
^^4178 / 3691 4116
11 11
12,5
12
11,5
11
10,5
10
2016 2017 2018
Число ДТП
2019 2020
■Тяжесть последствий
2021
а)
9000
4500
8134 6689 12,5 12,7
11,8 5865
11,4 ^11 А/ 4066 _3885_
11,2
4028
2016 2017 2018 2019 2020
♦ Число ДТП и Тяжесть последствий б)
2021
13
13
12
12
11
11
10
300
250
200
150
100
2016 2017 2018 2019 2020
♦ Число ДТП Я Тяжесть последствий в)
2021
Рис. 4. Количество и тяжесть последствий ДТП, связанных с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, в результате выезда на полосу встречного движения (а), съезда транспортного средства с дороги (б), опрокидывания транспортного средства (в)
Как видно из приведенных графиков, за рассматриваемый период количество и тяжесть последствий ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, съездом транспортного средства с дороги и опрокидыванием, уменьшились на 98, 25, 64% и 33, 13, 57% соответственно.
В результате анализа имеющейся информации выявлена взаимосвязь количества рассматриваемых видов ДТП и выданных сертификатов соответствия на дорожные ограждения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по сертификации оказывает положительное влияние на безопасность дорожного движения.
Список источников:
1. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2022).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2022).
4. Приказ МВД России от 19 июня 2015 г. № 699 «Об организации учета, сбора и анализа сведений о дорожно-транспортных происшествиях» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.04.2022).
References:
1. Decision of the Commission of the Customs Union dated 18.11.2011 № 827 (as amended on 12.10.2015) «On the adoption of the technical regulation of the Customs Union «Safety of highways» (together with «TR TS 014/2011. Technical regulation of the Customs Union. Safety of roads») // SPS «Consultant Plus» (date of access: 12.04.2022).
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 12.04.2022).
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.07.2020 № 474 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 12.04.2022).
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation dated 19.06.2015 № 699 «On the organization of accounting, collection and analysis of information on road accidents» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 12.04.2022).
Информация об авторах
С.А. Сторожев - начальник отдела Научного центра БДД МВД России
В.Ю. Логинов - эксперт отделения сертификации и стандартизации Научного центра БДД МВД России А.Н. Аристархова - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121170 Information about the authors
S.A. Storozhev - Head of the department Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
V.Yu. Loginov - Expert of the certification and standardization department Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
A.N. Aristarkhova - Researcher of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121170
Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 27.06.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 04.07.2022.