Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЛИЯНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГАРМОНИЧНАЯ И ДИСГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY / INFLUENCE / SOCIAL ADAPTATION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / HARMONIOUS AND DISHARMONIOUS FAMILY / STYLES OF FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смолянинова И.А.

В статье раскрыты основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста в процессе социальной адаптации, рассмотрены понятия гармоничной и дисгармоничной семьи, детско-родительские отношения, а также стили семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смолянинова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FAMILY RELATIONS ON SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article reveals the main difficulties faced by children of primary school age in the process of social adaptation, the concepts of harmonious and disharmonious family, parent-child relations, as well as styles of family education.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.99

Смолянинова И.А. научный руководитель: Макарова С.А.

преподаватель

кафедра прикладной психологии и девиантологии Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ» Россия, г. Уфа

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыты основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста в процессе социальной адаптации, рассмотрены понятия гармоничной и дисгармоничной семьи, детско-родительские отношения, а также стили семейного воспитания.

Ключевые слова: семья, влияние, социальная адаптация, дети младшего школьного возраста, гармоничная и дисгармоничная семья, стили семейного воспитания.

Author of the article: Smolyaninova I.

Supervisor: Makarova S. lecturer of applied department psychology and deviantology Ministry of education and science of the Russian Federation Federal state budgetary educational institution

higher education

Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla

Russia. Ufa

INFLUENCE OF FAMILY RELATIONS ON SOCIAL

ADAPTATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Annotation

The article reveals the main difficulties faced by children of primary school age in the process of social adaptation, the concepts of harmonious and disharmonious family, parent-child relations, as well as styles offamily education.

Keywords: family, influence, social adaptation, children of primary school age, harmonious and disharmonious family, styles offamily education.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество,

государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. [4, 23]

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В данном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. На основе этой новой деятельности развиваются либо продолжают свое формирование основные психологические константы: мышление, восприятие, внимание, память, общение, эмоциональное развитие [3].

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Изменяется восприятие собственного места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. В жизни ребенка появляется новый взрослый, играющий для него важную роль - учитель. Значительно изменяются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, соответственно к нему появляются новые требования и обязанности. Нужно отметить, что успешное умственное становление ребенка зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье.

В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации рассматриваются в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды. Так А. Маслоу трактует процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой (А. Маслоу, 1982). По словам Ж. Пиаже, создателя теории когнитивного развития, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта». В качестве причины и источника адаптации обычно понимается изменение объекта адаптации (природной или социальной среды), либо изменение субъекта адаптации, то есть человека (Ж. Пиаже, 1969). [6,7]

Изучением детско-родительских отношений в семьях занималась большая группа ученых (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская). Необходимо отметить, что семья играет важную роль в адаптации ребёнка и его интеграции в общество. Под руководством родителей ребёнок приобретает свои первые знания об окружающей его действительности. В повседневной жизни родители детей сталкиваются с большим количеством трудностей. Проанализировав психологическую литературу, можно заключить, что в число детей, испытывающих трудности в обучении, входят дети именно из неблагополучных дисгармоничных семей. Среди таких детей можно выделить агрессивных, плохо контролирующих своё поведение и отстающих в школьной успеваемости и т. д. [8, 9]

К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения

различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей (Олсон, 1993; Личко, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, 1986; Черников, 1998).

А.Е. Личко [1989] определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания

дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья. [5,30]

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки) и, тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка. [4,7]

В каждой семье объективно строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка. Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания.

В данной статье мы под стилем семейного воспитания понимаем многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систе му разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. [1,32]. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:

1. Принимающе - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.

2. Отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации - эмоциональное отвержение ребенка,

низкая ценность его индивидуально - характерологических свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

3. Симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.

4. Симбиотическо - авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации [1,163].

Проанализировав всё вышеуказанное, можно отметить, что влияние семьи, типа семейных отношений на социальную адаптацию младшего школьника имеет непосредственный характер. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Использованные источники:

1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. / Дис. канд. псих. наук. - М., 2000 - 194с.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014.

3. Карпунина Е.И., Корепанова, И.А. Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу / Е.И. Карпунина, И.А. Корепанова// Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи», 25 — 27 октября 2005 г., Часть 2 — М., 2005 — С. 119 — 125

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012.

5. Личко А.Е. Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания / А.Е. Личко. - Санкт-Петербург // Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - С. 30-36.

6. Пиаже Ж. Психология интеллекта — СПб.: "Питер", 2003. стр.192

7. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. пособие. для вузов. — М., 2005.

8. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.— 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.