Научная статья на тему 'Вклад биологического и социального в формирование психических расстройств детского возраста на примере особенностей семейного воспитания'

Вклад биологического и социального в формирование психических расстройств детского возраста на примере особенностей семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY EDUCATION / PARENTAL ATTITUDES / MENTAL DISORDERS / MENTAL RETARDATION / ORGANIC DISORDER / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ОРГАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лубеницкая А. Н., Иванова Т. И.

Данная работа ставит целью изучение вклада социальных факторов в формирование психических расстройств детского возраста эндогенного (умственная отсталость) и экзогенного генеза (органическое расстройство) на основании анализа типов семейного воспитания и родительского отношения. Группы исследования составили дети с психическими расстройствами экзогенного и эндогенного генеза, контрольную группу психически здоровые дети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лубеницкая А. Н., Иванова Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE BIOLOGICAL AND SOCIAL IN THE FORMATION OF MENTAL DISORDERS OF THE CHILD AGE ON THE EXAMPLE OF THE PECULIARITIES OF FAMILY EDUCATION

This work aims to study the contribution of social factors to the formation of mental disorders of childhood endogenous (mental retardation) and exogenous genesis (organic disorder) on the basis of analysis of types of family education and parental relationship. The study groups were children with mental disorders of exogenous and endogenous genesis, the control group mentally healthy children.

Текст научной работы на тему «Вклад биологического и социального в формирование психических расстройств детского возраста на примере особенностей семейного воспитания»

Возрастные аспекты психиатрии

УДК: 616.89

ВКЛАД БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

В ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ А.Н. Лубеницкая, Т.И. Иванова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Аннотация. Данная работа ставит целью изучение вклада социальных факторов в формирование психических расстройств детского возраста эндогенного (умственная отсталость) и экзогенного генеза (органическое расстройство) на основании анализа типов семейного воспитания и родительского отношения. Группы исследования составили дети с психическими расстройствами экзогенного и эндогенного генеза, контрольную группу - психически здоровые дети.

Ключевые слова. семейное воспитание, родительское отношение, психические расстройства, умственная отсталость, органическое расстройство.

THE CONTRIBUTION OF THE BIOLOGICAL AND SOCIAL IN THE FORMATION OF MENTAL DISORDERS OF THE CHILD AGE ON THE EXAMPLE OF THE PECULIARITIES OF FAMILY EDUCATION A.N. Lubenitskaya, T.I. Ivanova

Annotation. This work aims to study the contribution of social factors to the formation of mental disorders of childhood endogenous (mental retardation) and exogenous genesis (organic disorder) on the basis of analysis of types of family education and parental relationship. The study groups were children with mental disorders of exogenous and endogenous genesis, the control group - mentally healthy children.

Keywords. Family education, parental attitudes, mental disorders, mental retardation, organic disorder.

Актуальность. Многочисленные исследования, касающиеся изучения формирования психических расстройств детского возраста, неоднократно подчеркивали, что возникновение психических заболеваний у детей определяется комплексом факторов, объединяющих как биологические, так и социальные аспекты. [1, 2]. Неблагополучная семья может оказывать прямое или опосредованное негативное влияние на процесс онтогенеза личности, препятствуя её сбалансированному психофизиологическому развитию. Таким образом, в случае, когда родители демонстрируют девиантное поведение, а также мало заботятся и неэффективно контролируют поведение детей, согласно теории семейного взаимодействия (Брук, 1990), ребенок попадает в группу риска по агрессивности, склонности к бунтарству, ориентации на поиск ощущений, употреблению ПАВ, неумению контролировать свои эмоции, слабо выраженной ориентации на достижения, сниженной самооценке и развитию депрессии. [3, 4] Отсутствие теплых семейно-иерархических отношений с родственниками, нарушение психологического контакта тяжело переживаются детьми и подростками [5]. Согласно исследованиям Adewuya A.O. (2006) [6], выделены социальные факторы риска возникновения депрессий у детей и подростков, среди которых большое значение уде-

лено семейным показателям. Многочисленными исследованиями подтверждено формирование девиантных форм поведения у детей на основании таких семейных факторов, как возраст матери, наличие братьев и сестер, асоциальное поведение родителей, эмоциональная недоступность матери, внутрисемейные конфликты, девиантные модели поведения [7, 8, 9]. Представители отечественной школы психологии, отдавая должное природным предпосылкам возникновения делинквентности, обоснованно учитывают важность для процесса формирования отклоняющегося поведения не только биологические, но и социальные причины, при этом социальные превалируют. Внутрисемейные конфликты, влияние подростковых групп, негативное воздействие средств массовой информации и ценности, преобладающие в обществе, должны учитываться как факторы социального влияния [10, 11].

Цель. Представить особенности воспитания в семьях детей с психическими расстройствами эндогенного и экзогенного генеза.

Задачи.

• Изучить распространенность дисгармоничных типов воспитания у детей с психическими расстройствами и у здоровых детей;

• Проанализировать типы воспитания и оценить распространенность отдельных харак-

теристик негармоничного воспитания в семьях, где есть дети с психическими расстройствами, и семьях, в которых дети психически здоровы;

• Исследовать родительское отношение к детям с нарушениями психического развития и без них.

Материалы и методы: Всего было обследовано 70 семей с детьми в возрасте 6 - 12 лет. Среди них родители 20 (28,6% исследуемых) детей с диагнозом «Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга» (код по МКБ-10 F07), 20 (28,6%) детей с диагнозом «Умственная отсталость легкой степени» (код по МКБ-10 F70) и 30 (42,8%) детей, не страдающих нарушениями психического развития, являющихся контрольной группой. 33 (47,1%) ребенка - девочки, причем в <^07» - 11 (55% исследуемой группы), в <^70» - 7 (35%), в контрольной группе 15 (50%) человек, мальчики -37 (52,9% всех исследуемых) детей, в <^07» - 9 (45% группы), в <^70» - 13 (65%) и 15 (50%) в контрольной группе. 47 (67% всех исследуемых) семей являются полными, из них 15 (75% группы) относятся к группе <^07», 12 (60%) - <^70» и 20 (66,7%) - к контрольной группе. Остальные 23 (32,9% всех исследуемых) - неполные, <^07» - 5 (25% группы) семей, <^70» - 8 (40%), в контрольной группе 10 (33,3%) семей. Все пациенты основных групп поступили для лечения в психиатрическое детское отделение №10 и отделение интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков, нарушение поведения служило основной жалобой.

Для оценки особенностей воспитания был использован опросник <<Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1987)[12], а также тест-опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В., 1988)[13].

Результаты и их обсуждение: В ходе анализа ответов на опросник <<Анализ семейных взаимоотношений», было выявленно, что распространенность негармоничных типов воспитания в исследуемых группах достоверно выше, чем в контрольной (р=0,05). (рис.1)

Среди семей пациентов с органическим расстройствами ^07) превалировали следующие типы негармоничного воспитания: доминирующая гиперпротекция (15% (п-3)) и потворствующая гиперпротекция (10% (п-2)). В семьях пациентов с умственной отсталостью ^70) обнаружены: доминирующая гиперпротекция (4 случая (20%)) и повышенная моральная ответственность (1 случай (5%)). Среди семей психически здоровых детей отмечен 1 случай (5% исследуемой группы) доминирующей гиперпротекции.

Е07 Е70 контрольная

группа

Рис. 1. Распространенность негармоничных типов воспитания в исследуемых группах

Таким образом, превалирующим типом воспитания в группах детей с психическими расстройствами определяется доминирующая гиперпротекция. Особенностью данной формы воспитания является повышенное внимание со стороны родителей, сочетающееся с многочисленными ограничениями и запретами. Родители стремятся полностью контролировать действия ребенка, игнорируя его личность, что существенно снижает его адаптивные способности: развивается потребительская позиция, беспомощность, а также реакция эмансипации у ги-пертимных личностей. Как правило, дети, вышедшие из-под родительской опеки не готовы к практической жизни, часто попадая под влияние асоциальных групп. [12, 13]

Вторым по распространенности является воспитание по типу потворствующей гиперпротекции, характеризующееся не столько постоянным контролем, сколько стремлением освободить ребенка от малейших трудностей, максимальным удовлетворением потребностей, не всегда обоснованных, мешая выработке навыков систематического труда и умения постоять за себя и своя интересы. [12, 13]

Повышенная моральная ответственность характеризуется сочетанием высоких требований с пониженным вниманием к потребностям ребенка, часто лелея мысль о том, что он воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия данного типа воспитания создаются, когда на ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными членами семьи. [12, 13]

60

50

40

%

30

20

10

Рис. 2. Частота встречаемости черт негармоничного семейного воспитания в исследуемых группах

Отмечено, что встречаемость

гиперпротекции в группе <^70» 60%, что достоверно выше, чем в контрольной группе (27%, р<0,025). В группе <^70» случаев игнорирования потребностей ребенка (10% исследуемой группы) и чрезмерности требований-обязанностей (15%) больше, чем в контрольной группе (р<0,15), что лежит в основе повышенной моральной

ответственности. В то же время имеет место достоверно большая распространенность недостаточности требований-запретов (25%, по сравнению с распространенностью 3% в контрольной группе, р<0,05), что стимулирует развитие гипертимного типа личности.[12]

В основных группах присутствует неустойчивость стиля воспитания, наибольший показатель в группе <^07» (15%, р<0,25), что характеризуется резкой сменой строгости и мягкости, внимания и эмоциональной холодности. Такой тип содействует формированию упрямства, склонности к протестам [12].

При анализе возможных причин отклонений в семейном воспитании (рис.3) было выяснено, что во всех трех группах в равной степени выражено расширение

родительских чувств, которое лежит в основе потворствующей или доминирующей гиперпротекции [12]

Предпочтение обусловливающее гиперпротекцию,

детских качеств,

потворствующую имеет малую

распространенность в контрольной (7%) по сравнению с группой <^70» (10%, р>0,3 ) и отсутствует в группе <^07».

Воспитательная неуверенность,

вызывающая потворствующую

гиперпротекцию, либо просто пониженный уровень требований [2], присутствует во всех исследуемых группах, с наибольшей распространенностью 25% в группе <^07» по сравнению с 20% исследуемых в контрольной группе (р>0,3).

Влекущая за собой потворствующую или доминирующую гиперпротекцию фобия утраты ребенка более выражена в группах <^07» и <^70» (20% пациентов в обеих группах) в сравнении с контрольной группой (10% исследуемых) (р>0,3) . Неразвитость

родительских чувств выявлена у одного обследуемого в группе <^70» (5%), в других группах не встречается.

0

%

35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 3. Распространенность личностных проблем родителей, лежащих в основе негармоничного семейного воспитания, в исследуемых группах

Данное отклонение оказывается нередким для родителей детей с отклонениями личностного развития и может приводить к гипопротекции, эмоциональному отвержению и жестокому обращению.[12]

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств встречается в 10% в группе <^70» и в контрольной группе с той же распространенностью. Данная личностная проблема может лежать в основе жестокого обращения и эмоционального отвержения.[12]

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания является единичным случаем среди исследуемых в группе <^70», может проявляться противоречивым типом воспитания, когда потворствующая

гиперпротекция одного родителя сочетается с доминирующей гиперпротекцией или эмоциональным отвержением другого.[12]

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола во всех трех группах представлен шкалой предпочтения женских качеств. Данный показатель в группе <^07» выше, чем в контрольной, 30% и 13% исследуемых, соответственно (р<0,2). При данном отклонении в воспитании может развиться потворствующая гиперпротекция по отношению к девочке и эмоциональное отвержение к мальчику [12].

При интерпретации данных опросника

родительского отношения (рис.4) было выяснено следующее: по шкале <<принятие/отвержение» в группе <^07» и контрольной группе 100% испытуемых набрали высокие баллы, что свидетельствует о положительном отношении, родитель проводит достаточно времени с ребенком и не жалеет об этом.[14] В группе <^70» 50% родителей набрали средние баллы, что также является нормой. По шкале <<кооперация» 40% испытуемых группы <^07», 55% <^70» и 40% контрольной группы набрали высокие баллы, 45% <^07», 30% <^70» и 60% контрольной группы - средние, что показывает искренний интерес к увлечениям ребенка, стремление к сотрудничеству с ним. Низкие баллы были набраны в обеих основных группах в 15%, это является плохим признаком в воспитании детей.[14]

По шкале <<симбиоз»прогностически благоприятными оказываются средние и высокие баллы, свидетельствующие о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком. В группе <^07» это 85% испытуемых, в <^70» - 75%, в контрольной группе 76,7%. 15% родителей <^07», 25% <^70» и 23,3% контрольной группы имеют низкие баллы. Такие взрослые с большой вероятностью являются плохими

воспитателями.[14]

35 30 25 20 15 10 5 0

^07

^70

контрольная группа

1— 1 ■ 1-1

Л1 а 1 1 ■ 1 А 1 1

■ ■ Г 11 Г пп

<и «

И

ч

<и а о

СП

Я И

принятие/ отвержение

о

о «

е и н

ч

е р

о

СП

и н

кооперация

о

о

в

е и н

ч

е р

о

симбиоз

сп

и н

о с

в

е и н

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е р

с

з и н

контроль

о с

3

в

е и н

ч

е р

с

з и н

отношение к неудачам

Рис. 4. Распрострененность уровней выраженн группах

По шкале «контроль» наилучшим вариантом являются средние баллы. В группе <^07» 45% родителей с данным результатом, в <^70» - 60% и в контрольной группе 60% испытуемых. Высокие баллы свидетельствуют об авторитарном отношении к ребенку: 35% в группе <^07», 10% - <^70», 10% в контрольной группе. Низкие баллы показывают, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует.[14] В <^07» это 20% родителей, в <^70» - 30% и 30% в контрольной группе.

По шкале «отношение к неудачам» низкие баллы говорят о том, что взрослый верит в своего ребенка, поддерживает его интересы и стремления. Составляют 90% родителей группы <^07», 80% - <^70» и 86,7% контрольной группы. Высокие баллы - признак того, что родитель относится к ребенку как к несмышленному существу, такой взрослый не станет хорошим воспитателем.[14] Встречаются в 20% случаев в группе <^70».

Из всего вышеперечисленного можно сделать выводы:

• В исследуемых группах с детьми, страдающими нарушениями психического развития ^07, F70), распространенность негармоничных типов воспитания больше, чем в контрольной группе;

• Доля негармоничных типов воспитания в обеих основных группах составляет 25%, при этом в группе <^07» полностью представлены гиперпротекцией, в то время как в <^70» она составляет 80% от всех типов;

• Частота встречаемости черт

шкал родительского отношения в исследуемых

негармоничного семейного воспитания в большинстве случаев выше в основных группах, чем в контрольной;

• Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка как одна из причин негармоничного воспитания определены во всех группах с преобладанием в основных;

• В основных группах отмечается низкий уровень кооперации (15% в обеих группах), большая распространенность патологического контроля (40% пациентов в <^70» и 55% в <^07»), по сравнению с контрольной (40%), и отрицательное отношение к неудачам ребенка (10% в группе <^70»).

Как уже было сказано выше, негармоничное семейное воспитание может привести к формированию непсихотических патологических нарушений поведения и различных акцентуаций характера [12], что усугубит клиническую картину.

Также негативное отношение к ребенку, недооценка его способностей и заслуг может способствовать снижению эффекта проводимой терапии.

Поэтому важно анализировать семейные взаимоотношения и, при необходимости, проводить психотерапевтическую работу с родителями для уменьшения влияния неблагоприятных факторов,

распространенность которых, как показало данное исследование, в семьях с детьми, имеющими психические отклонения выше, чем в семьях с детьми без патологий.

Литература

1. Масагутов, Р.М. Гендерные различия в проявлении аутоагрессии у подростков[Текст]: Вопр. психологии.- 2003.-

№3.

2. Kashani, J.H., Darby, P.J., Allan, W.D., et al. Intrafamilial homicide committed by juveniles: Examination of a sample with recommendations for prevention[Текст]: Journal of Forensic Sciences.- 1997.- №5(42).

3. Уалиев, К. Формирование личности: влияние общества на преступность подростков [Текст]: Закон и жизнь.- Астана,

2010.

4. Цветкова, Л.А. Социально-психологические теории формирования аддикций [Текст]: Вестник Моск. университета. сер.14. Психология.

5. Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания ребенка[Текст]: Педагогика и психология. - М., Знание, 1978.

6. Adewuya, A.O., et al. Depression amongst Nigerian university students. Prevalence and sociodemographic correlates[Текст]: Soc. Psychiatry Psychiatr Epidemiol.,- 2006.

7. Lamb, M.E. Infants, fathers, and mothers: interaction at 8 month of age in the home and in the ^^г^^Тскст].- 1975.

8. Kupersmidt, J.B., Briesler, P.C., DeRosier, M.E., Patterson, C.J., Davis, P.W. Childhood aggression and peer relatins in the context of family and neiborhood factors[Текст]: PubMed, 66:360-37.-1995.

9. Hawkins, J.D., Herrenkohl, T.L., Farrington, D.P., Brewer, D., Catalano, R.F., Harachi, T.F. Serious and violent juvenile offenders: Risk factors and successful interventions[Текст]: A review of predictors of youth violence.-Thousand Oaks, CA: Sage Publications.- 1998.

10. Личность преступника[Текст]/ Под ред. Кудрявцева В.Н., Миньковского Г.М., Сахарова А.Б.,- М.: Юрид. лит.,

1995.

11. Гранкина, И.В., Иванова, Т.И. Формирование отклоняющегося поведения у детей с умственной отсталостью[Текст]: Сибирский вестник психиатрии и наркологии.- №3(84).- 2014.

12. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]: учеб. пособие для студ., преподавателей вузов, школьных психологов и учителей/ Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 384с.

13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст]: Психология индивидуальных различий/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.

14. Психологические тесты [Текст]/Под ред. Карелина, А.А.: в 2 т.- Москва, 2001.- Т.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.