Научная статья на тему 'Технологии формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в области профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

Технологии формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в области профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЬЯ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА С ОВЗ / ПРОФИЛАКТИКА ДИСГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ / ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CHILD WITH DISABILITIES / A FAMILY RAISING A CHILD WITH DISABILITIES / PREVENTION OF DISHARMONIOUS RELATIONS IN THE FAMILY / TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Валентина Ивановна, Караманукова Рузанна Геннадьевна, Ромашина Дарья Даниловна

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в области профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено подготовке выпускников педагогических вузов к профилактической работе с такими семьями. Определены и апробированы современные технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров в этой сфере, выявлены педагогические условия их эффективной реализации в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF PREVENTION OF DISHARMONIOUS RELATIONSHIPS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

This article is devoted to the problem of formation of professional competence of future bachelors in the field of prevention of disharmonious relations in families raising children with disabilities. Special attention is paid to the preparation of graduates of pedagogical universities for preventive work with such families. Modern technologies of formation of professional competence of bachelors in this sphere are defined and tested, pedagogical conditions of their effective realization in pedagogical high school are revealed.

Текст научной работы на тему «Технологии формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в области профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогика

УДК - 37.018.11:159.922.76-056.26 доктор педагогических наук, профессор,

декан социально-психологического факультета Спирина Валентина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); аспирант Караманукова Рузанна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); аспирант Ромашина Дарья Даниловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир)

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в области профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено подготовке выпускников педагогических вузов к профилактической работе с такими семьями. Определены и апробированы современные технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров в этой сфере, выявлены педагогические условия их эффективной реализации в педагогическом вузе.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, профилактика дисгармоничных отношений в семье, технологии формирования профессиональной компетентности.

Annotation. This article is devoted to the problem of formation of professional competence of future bachelors in the field of prevention of disharmonious relations in families raising children with disabilities. Special attention is paid to the preparation of graduates of pedagogical universities for preventive work with such families. Modern technologies of formation of professional competence of bachelors in this sphere are defined and tested, pedagogical conditions of their effective realization in pedagogical high school are revealed.

Keywords: professional competence, a child with disabilities, a family raising a child with disabilities, prevention of disharmonious relations in the family, technology of formation of professional competence.

Введение. Проблема профилактики дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в России продолжает оставаться актуальной, поскольку по статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет удвоилось. Долгое время в нашей стране проблемы таких семей оставались за пределами внимания педагогики, психологии, социальной педагогики. Вместе с тем, как известно, дисгармоничные семейные отношения могут приводить к стойким и глубоким личностным нарушениям, затрагивать все уровни человеческого функционирования. Сегодня указанная проблема становится предметом внимания и научного анализа представителей целого ряда общественных наук.

В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, зачастую формируются неадекватные межличностные отношения, часто сопровождающиеся негативным отношением к ребенку. Важная роль в решении этой сложнейшей задачи принадлежит выпускникам педагогических вузов: они должны не только заниматься профилактикой дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и способствовать педагогизации деятельности различных ведомств, осуществляющих социальную защиту детей, приближать их работу к запросам реальной практики.

Изложение основного материала статьи. Профилактика дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, как предмет научного анализа -относительно новая тема, тем не менее, ее социальная актуальность совершенно очевидна. Интерес к данной проблеме начался лет пятнадцать-двадцать тому назад: в стране произошли радикальные социально-политические и экономические изменения, которые обострили проблемы, ранее находящиеся в латентном состоянии. Проблема дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, стала предметом общественного внимания и научного анализа. В настоящее время она все более осознается как междисциплинарная, требующая коллективных усилий целого комплекса «заинтересованных» наук. В собственно психолого-педагогическом аспекте проблематика дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии в последнюю четверть XX века. В частности, в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д.Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора.

Анализ современных подходов к проблемам семей, воспитывающих детей с ОВЗ, показал, что они зачастую рассматриваются как реабилитационные структуры, обладающие потенциальными возможностями по созданию оптимальных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, Е.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, В.В. Ткачёва и др.). Семья рассматривается как генерирующий фактор социального и общественного статуса ребенка, определяющий успешность его дальнейшего психофизического и социального развития [2, 4].

Как отмечает В.В.Ткачева, личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). В свою очередь это опосредует травматизацию личности ребенка с ОВЗ, приводит к отсутствию необходимых специальных коррекционных условий для его развития в семье, нарушению его социальной адаптации. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания семьям, воспитывающих детей с ОВЗ [4].

Дисгармоничные отношения в семьях, как известно, затрагивают все стороны развития и формирования личности ребёнка, в особенности, с отклонениями в развитии. Эмоционально-волевая и познавательная сферы, поведение в значительной степени зависят от социального окружения, дисгармоничные отношения в

семье могут приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь развивающейся личности [11. Реальным механизмом предупреждения и преодоления указанных последствий является профилактическая работа, которая должна осуществляется на макро-, мезо- и микро-уровнях по различным направлениям с соблюдением поэтапности, начиная с общепрофилактической (первичная профилактика), диагностической (вторичная профилактика) и, заканчивая реабилитационной (третичная профилактика) деятельностью.

Научная значимость исследуемой проблемы состоит в выявлении педагогических условий эффективной реализации профилактики дисгармонии в семейных отношениях, в качестве которых выступает использование инновационных технологий профессионального образования в педагогическом вузе, обеспечивающих: 1. Включение студентов в имитационно-контекстную деятельность, обеспечивающую развитие профессиональных умений и повышение познавательной активности студентов в процессе освоения профессиональных знаний о процессе развития дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

2. Участие студентов в практической деятельности по оказанию социально-педагогической помощи семьям группы риска, воспитывающим детей с ОВЗ.

Изучение опыта профилактической работы позволяет выделить следующие направления работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ: профилактическая работа с родителями (законными представителями) и членами семьи; с учителями и воспитателями учреждений общего и дополнительного образования; с детьми различного возраста (дошкольного, младшего школьного, подросткового); профилактическая работа в социуме с привлечением социальных партнеров в лице специалистов различного профиля: медиков, социологов, юристов и др.

Первичную профилактику, которая направлена на усиление позитивных механизмов социализации ребенка с ОВЗ в семье, повышение стрессоустойчивости членов семьи, проводят со всеми объектами профилактической работы (родителями, педагогами, детьми, социальными партнерами). Вторичная профилактика, объектами которой выступают семьи «группы риска», означает меры, направленные на тех, кто находится в ситуации повышенного риска и способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье. Третичная профилактика предусматривает меры вмешательства в тех случаях, когда дисгармония становится нормой семейных взаимоотношений и предусматривает условия реабилитации качества жизни членов семьи.

В ходе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе осуществлялось апробация разработанных в ходе исследования педагогических условий эффективной подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования социально-психологического факультета Армавирского государственного педагогического университета к профилактике дисгармоничных отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Теоретический анализ научной литературы и опыта профессиональной подготовки студентов к различным аспектам социально-педагогической деятельности позволил предположить, что формирование их профессиональной компетентности в исследуемой области будет эффективным при соблюдении следующих условий:

1. Включение студентов в имитационно-контекстную деятельность, обеспечивающую развитие профессиональных умений и повышение их познавательной активности в процессе освоения профессиональных знаний о развитии дисгармоничных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

2. Участие студентов в практической деятельности по оказанию социально-педагогической помощи семьям группы риска, воспитывающим детей с ОВЗ.

Дадим характеристику каждому из этих условий. Анализ современного состояния вузовской подготовки предполагает смену системы взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и студентом, когда студент превращается в союзника преподавателя в решении различных проблем и активным участником учебного процесса. В нашем исследовании применялись следующие методы активного обучения: лекция-беседа; диалог с аудиторией; лекция-дискуссия; лекция с применением техники обратной связи; лекция с применением элементов «мозговой атаки»; лекция с разбором микроситуаций; лекция-консультация; групповая консультация («пресс-конференция»); лекция-консультаци. Реализация методов осуществлялась с помощью разнообразных средств наглядности (иллюстративный материал, медиатексты, аудио, видео материалы, демонстрирующие характер воспитания ребенка в семье, характер детско-родительских отношений).

В нашей практике формирования у студентов компетенций в области профилактики дисгармоничных отношений в исследуемых семьях широко использовались медиатексты. Для детализации психолого-педагогической рефлексии, диагностической, прогностической и проективной практики использовались технологические возможности и приемы медиа: стоп-кадр, ретроспективное возвращение к ранее просмотренному эпизоду с целью его анализа под иным углом зрения (сквозь призму вновь открывшихся обстоятельств), изменение скорости демонстрации (чаще всего в сторону замедления), монтаж и пр. Например, для более детального анализа исповеди матери, проявляющей психическое насилие в отношении своего ребенка, были апробированы приемы стоп кадра и ретроспективного возвращения к ранее просмотренному эпизоду. Данная методика работы с медиатекстом позволяла активизировать студентов, побуждать их высказывать свое мнение.

В ходе преддипломной практики на базе образовательных организаций г. Армавира Краснодарского края студенты реализовали социально-педагогические проекты: «От улыбки...» (коррекция детско-родительских отношений); «Мы вместе!» (развитие гармоничных отношений между членами семьи). Участие студентов в проектной работе содействовало приобретению нового опыта, осознанию личной и социальной значимости своей деятельности; раскрытию творческого потенциала, овладению компетентными мерами по профилактике деструктивного отношения родителей к ребенку.

К празднованию Дня семьи с участием студентов был организован и проведен праздник «Моя семья -мое богатство», который проходил на центральной части г. Армавира. Основная цель акции: популяризация семейного досуга и гармонизация детско-родительских отношений. В ходе мероприятия проводились семейные конкурсы, в которых принимали участие семьи, имеющие детей с ОВЗ. В рамках подготовки к данной акции студенты-волонтеры обратились к молодежным и детским организациям города с призывом поддержать инициативу в осуществлении деятельности в интересах таких семей. Студенты совместно с детьми - участниками «Театра игрушки» Дома творчества детей и юношества организовали выставку мягкой

игрушки и дали родителям мастер-класс по совместному изготовлению игрушек в семейном кругу, акцентируя при этом внимание не только на проявление творчества и фантазии, но и теплоты, и доброжелательности друг к другу.

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной студентами 4 курса СПФ на базе ГКУ СО КК "Армавирский реабилитационный центр «Доверие» подтвердили, что разработанное содержание профессионального образования, углубляющее и расширяющее познание и опыт будущих бакалавров в области профилактики деструктивных детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ, способствует формированию профессиональных компетенций в рассматриваемом направлении при соблюдении вышеотмеченных педагогических условий.

Цель ОЭР: диагностика уровня детско-родительских отношений, выявление проблем, возникающих в процессе семейного воспитания детей с ОВЗ, разработка и апробация программы оказания социально-педагогической помощи данным семьям.

Задачи:

- осуществить диагностику трудностей и проблем, возникающих в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- выявить состояние детско-родительских отношений в данных типах семей;

- разработать и апробировать методы и формы социально-педагогической помощи данной категории семей.

С целью диагностики детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ студенты использовали методики: Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Результаты теста-опросника, показали, что проблема формирования гармоничных семейных отношений стоит довольно остро. В исследовании приняли участие 10 детей с ОВЗ и 8 родителей. Родители отвечали на вопросы «Теста-опросника родительского отношения», который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними [Таблица 1].

Результаты «Теста-опросника родительского отношения».

Таблица 1

Количество баллов по каждой шкале.

ФИО родителя Принятие- Кооперация Симбиоз Гиперсо- Маленький

отвержение циализация неудачник

С.Ф.И. 14 88,6% 7 31,19 % 5 86,63 % 6 95,76 % 6 99,37 %

Г.А.Н. 15 90,50 % 9 80,93 % 4 74.97 % 6 95.76 % 3 84.81 %

Г.В.К. 12 77.21 % 8 48.82 % 3 57.96 % 6 95.76 % 4 93.04 %

Н. З.Л. 7 3,79 % 5 12,29 % 5 86,63 % 2 32,13 % 4 93,04 %

Н. Г.И. 12 77,21 % 8 48,82 % 6 92,93 % 1 13,86 % 1 45,57 %

А.В.Н.. 11 68,35 % 6 19,22 % 2 39,06 % 1 13,86 % 2 70,25 %

С. К.И. 8 12,02 % 9 80,93 % 5 86,63 % 5 83,79 % 3 84,81 %

П. Е.Н.. 15 90,50 % 9 80,93 % 4 74,97 % 6 95,76 % 3 84,81 %

В.Е.П. 8 12,02 % 6 19,22 % 4 74,97 % 5 83,79 % 4 93,04 %

Методика «Рисунок семьи» - одна из самых популярных, используемых в социально-педагогической работе. Данная методика направленная на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье, изучение индивидуально-личностных особенностей членов семьи, степень социальной адаптации детей, специфику семейных взаимоотношений, позволяет собрать объективную информацию о детско-родительских отношениях. Это высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других членов семьи, какие чувства он переживает в семье. У 67% обследуемых детей, исходя из данных, полученных при тестировании, обнаружились серьезные проблемы во взаимоотношениях в семье. При анализе анамнестических данных, указанных в историях болезни, результаты тестов имели подтверждение[3]. В ходе исследования были обследовано 10 детей в возрасте от 10 до 12 лет, посещающие Центр с различными видами нарушений психической деятельности, родители которых обратились за консультацией к психологу или социальному педагогу. Статистика диагнозов: (10 детей - 100%): 31% - ДЦП, 36% - эпилепсия, 23% - олигофрения, 10% составляют ЗПР и другие заболевания.

Для выявления психологических проблем дети были протестированы по методике «Рисунок семьи», (исключение составили дети с тяжелыми формами нарушений психической деятельности). Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребенка к ним, то, как ребенок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него наиболее значимы, какие вызывают тревогу. В нашем исследовании мы использовали рисуночный тест для следующей цели: выявить характер семейных взаимоотношений, психологический климат в семье и их влияние на развитие ребенка.

Анализ индивидуально-личностных особенностей этих детей позволил сделать следующие выводы: 81% - детей социально дезадаптированы; у 100% - нарушен контроль поведения, у 23%- контроль отсутствует совсем; 77% - отказываются воспринимать информацию о себе любого характера; 74% - замкнуты, имеют склонность погружаться в себя; у 31% - сильный фактор тревоги; у 20% - наличие в настроении депрессивных компонентов более или менее устойчивых; у 19% - полный негативизм. Как показала практика, существует ряд причин, по которым работа социального педагога и психолога с семьей не может вестись в полном объеме: нежелание родителей идти на беседу со специалистами, яростное отстаивание многими родителями своих позиций в воспитании, больший расчет родителей на медикаментозное воздействие как основное средство коррекции, нежелание что-то менять в структуре сложившихся отношений и т.д.

Анализ первичной диагностики доказывает необходимость проведения дальнейшей работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, для того чтобы изменить методы общения родителей со своими детьми, научить их воспринимать и любить детей такими, какие они есть. Для выполнения этой задачи нами была разработана и частично апробирована программа социально-

педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Осуществлено социально-психологическое консультирование самих родителей. Проведены психотерапевтические беседы, направленные на эмоциональную поддержку родителей, обсуждены личностные проблемы самих родителей, их взаимоотношения в семье, намечены пути разрешения внутренних конфликтов; осуществлен поиск направлений самореализации матерей - в творчестве, на работе, в совместных занятиях с ребенком и т.д. Вместе с социальным педагогом и психологом были проведены 3 занятия методической учебы, в ходе которых родители повысили уровень психолого-педагогической грамотности. В ходе коррекционных занятий они овладевали основными приемами психолого-педагогической помощи своим детям. При этом родители имели возможность выяснить сложные моменты, построить перспективный план коррекции взаимоотношений с детьми.

Для объективной оценки эффективности программы нами была проведена вторичная диагностика детско-родительских отношений, направленная на оценку изменений в процессе взаимодействия со специалистами отношений между родителями и детьми. Результаты вторичной диагностики по методике Теста-опросника родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В. Столин) представлены в таблице 2:

Результаты «Теста-опросника родительского отношения».

Таблица № 2

Количество баллов по каждой шкале.

ФИО родителя Принятие-отвержение Кооперация балл/% Симбиоз балл/% Автор. Гиперсоциализация балл/% Маленький неудачник балл/%

С.Ф.И. 15 90,50 % 7 31,19 % 5 86,63 % 4 69.30 % 4 93,04 %

Г.А.Н. 20 97,46 % 9 80,93 % 4 74.97 % 5 83.79 % 2 70.25 %

Г.В.К. 15 90,50 % 9 80,93 % 5 86,63 % 6 95,76 % 2 70,25 %

Н. З.Л. 12 77,21 % 7 31,19 % 5 86,63 % 2 32,13 % 2 70,25 %

Н. Г.И. 18 94,30 % 8 48,82 % 6 92,93 % 1 13,86 % 1 45,57 %

А.В.Н.. 14 88,60 % 6 19,22 % 2 39,06 % 1 13,86 % 1 70,25 %

С. К.И. 10 53,79 % 7 31,19 % 5 86,63 % 5 83,79 % 4 93,04 %

П. Е.Н.. 15 90,50 % 9 80,93 % 4 74,97 % 6 95,76 % 3 84,81 %

В.Е.П. 7 3,79 % 6 19,22 % 5 86,63 % 4 69,30 % 3 84,81 %

Вопросы анкеты были направлены на выявление степени близости отношений родителей с детьми, а также степени принятия и понимания ребенка. Как мы видим анкетирование проводилось дважды: один раз -в самом начале работы и повторно - на последнем занятии. За это время количество родителей, не принимающих своего ребенка таким какой он есть (шкала опросника «Принятие-отвержение»), уменьшилось с 3 человек до нуля. Количество родителей, которым не нравится проводить время со своими детьми, с 4 до 2 человек. На 3 человека выросло количество родителей, считающих, что ребенок разделяет их ценности и интересы; на 2 человека возросло число родителей, часто беседующих со своими детьми. В начале половина родителей отметили стремление изменить своих детей; в конце это стремление сохранилось примерно у трети родителей, посещавших тренинг. Количество родителей, уверенных в том, что их ребенок вырастет таким, каким бы им хотелось, возросло с 4 в начале работы до 7 в конце, а число же родителей, убежденных в обратном, упало с 3 в начале работы до нуля в конце. Родители отмечают собственную растерянность и надеются на педагогическую помощь и поддержку. Самый же важный результат, которого удалось добиться в процессе нашей работы, это то, что значительно снизилось количество родителей с 4 до 1, которые считают что их ребенок ничего не сможет добиться в жизни из-за своего заболевания.

Ведущей формой моделирования процесса профилактики дисгармонии в детско-родительских отношениях был социально-психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения, комплексного социально-дидактического направления, позволяющего имитировать профессиональную деятельность и рефлексировать ее результаты. Участие студентов в тренинге в рамках исследования было направлено на реализацию следующих задач:

1) закрепление психолого-педагогических знаний о проблемах семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

2) выработка конструктивных моделей профилактики дисгармоничных семейных отношений;

3) формирование навыков конструктивного межличностного общения;

4) повышение уровня сензитивности и эмпатийности участников тренинга. Ведущим методом и в данном виде тренинга являлось упражнение. Студенты упражнялись в выполнении тех упражнений, которые они в дальнейшем могут активно использовать в работе с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ. Так, например, в упражнении "Семейная история" «родителям», роль которых выполнялась студентами, необходимо было принести такой предмет, который уже давно хранится в их семье и являлся его гордостью. Это - фотография, старинный документ, награда, ценный предмет (или его фото, рисунок) и т.д. Каждому «родителю» давалась возможность продемонстрировать принесенный предмет и рассказать о нем. Вопросы для рефлексии:

1. Узнал ли ты при подготовке к этому упражнению, что-нибудь новое о своей семье?

2. Кем из своих предков ты больше всего гордишься?

3. Чем вы гордитесь в своей семье?

Упражнение «Телефон доверия» Участники распределили между собой роли «детей» и «родителей» «звонили» друг другу по очереди (дети - родителям и наоборот), называя конкретную проблему нарушения прав ребенка, наличия конфликтов в семье между детьми и родителями.

Активное участие студентов в тренинге содействовало приобретению новых знаний, формированию профессиональных умений, навыков, развитию установок, определяющих поведение в социально-педагогической деятельности, связанной с профилактикой дисгармоничных отношений семье с детьми с ОВЗ.

Анализ полученных результатов показал, что родители высоко оценивают работу тренинга, отмечают практическую значимость полученных в ней знаний. Многим удалось реально изменить волнующие их

ситуации в положительную сторону. Типичными были такие высказывания : "Как жаль, что этого мы не слышали раньше! Многих проблем в воспитании детей просто не возникло бы".

Выводы. Таким образом, по результатам нашей опытно-экспериментальной работы можно сделать следующий вывод: Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате занятий родители стали намного лучше понимать своих детей, существенно возрос уровень их принятия, стало более выраженным желание проводить с ними свободное время и обсуждать их проблемы. Следовательно, апробированные технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров в сфере профилактики развития дисгармоничных отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья играют существенную роль в преодолении психологических проблем, затрудняющих воспитание ребенка с ОВЗ, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

В целом результаты апробации предложенной программы подтвердили высокую ее эффективность: отмечена позитивная динамика в развитии детей, состоянии родителей, нормализация детско-родительских отношений.

Литература:

1. Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубровская. - М.: РГСУ, 2014. - 364 с.

2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

3. Слепкова В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко -Мозырь: Содействие, 2006. -196 с.

4. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.

Педагогика

УДК - 796.034

кандидат педагогических наук, доцент Суриков Алексей Александрович

Чебоксарский филиал ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте Российской Федерации» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Кожанов Виктор Иванович

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (г. Чебоксары)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОВЫШЕННОЙ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена исследованию показателей выносливости студентов с повышенным уровнем двигательной активности. Авторами определены параметры морфофизиологического состояния студентов с повышенной двигательной активностью, особое внимание уделено сравнительному анализу анатомических и физиологических показателей студентов до и после эксперимента.

Ключевые слова: юнши; девушки; параметры выносливости; двигательная активность.

Annotation. The article is devoted to the study of indicators of endurance of students with high level of motor activity. The authors determined the parameters of the morphophysiological state of students with increased motor activity, special attention is paid to the comparative analysis of anatomical and physiological parameters of students before and after the experiment.

Keywords: men; women; the parameters of endurance, locomotor activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Вопросы воспитания, сохранения и поддержания здоровья членов общества является одной из главных задач государства, признается фактором национальной безопасности, устойчивости и благополучия [Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 г., Приказ министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г.1. Государство большой интерес проявляет охране здоровья подрастающего поколения, в том числе учащейся молодежи, устанавливающего степень социально-экономического благополучия общества в ближайшем будущем [А. А. Баранов, 1995, 1999; Н. А. Агаджанян с соавт., 1997, 1998; О. В. Ендоропов, 1998; Л. И. Ваганова, 2003 и др.1.

В то же время у нынешних студентов наблюдаются отрицательные показатели в состоянии здоровья, всего 2-3% молодежи обладают высокой степенью общесоматического здоровья, многие студенты ощущают психоэмоциональное напряжение и стрессы в период получения зачета и экзаменационной сессии, не придерживаются простым азбукам здорового стиля жизни. В последнее время в образовательной среде происходят инновационные процессы, которые оказывают разнонаправленное влияние на морфофункциональное состояние обучаемых [1; 3; 7]. Из вышесказанного следует актуальность проблемы разработки таких педагогических способов физического воспитания студентов, при осуществлении которых на основе разрешения объективных противоречий традиционной практики существенно возрастает уровень формирования их физической культуры и, прежде всего, таких ее компонентов как здоровье, физическая и функциональная подготовленность.

Общие физиологические резервы человека определены резервами его двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой систем и могут анализироваться на уровне клеток, органов, систем органов и организма в едином. Как известно, основными показателями, предопределяющих здоровье человека и результативность деятельности его кардиореспираторной системы, является величина общей выносливости организма, который оказывает влияние и на воспитание других физических способностей [9; 10]. Общая выносливость как двигательное качество - это способность человека дольше выполнять мышечную работу умеренной интенсивности, которая требует функционирования большего количества скелетных мышц [11].

В данном случае тренированный организм обладает большими по величине запасами и может их более полно использовать, чем нетренированный. Таким образом, проблема развития выносливости является важнейшей практической задачей образовательных и спортивно-оздоровительных учреждений, а в данный момент она становится еще более актуальной в связи с ухудшением физического состояния и состояния здоровья от мало до велика в возрастных группах, как среди детей, так и среди взрослого населения [5-8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.