Научная статья на тему 'Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста'

Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
710
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторитарная гиперсоциализация / гиперпротекция / детско-родительские отношения / дис-гармоничная семья / семья / стиль воспитания / невроз / психическое напряжение / authoritarian hyper-socialization / hyper protection / child-parent relations / disharmonious family / family / style of child-rearing / neurosis / psychic tension

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарапова Татьяна Александровна, Кутбиддинова Римма Анваровна

Статья посвящена выявлению характера влияния родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста. Описаны последствия дисгармо-ничных стилей воспитания. Даны рекомендации по профилактике развития нервно-психического напряжения у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PARENT’S RELATION ON MANIFESTATION OF PSYCHIC TENSION AND NEUROTIC TENDENCIES BY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The main idea of the article is to analyze influence of parent’s relation on manifestation of psychic tension and neu-rotic tendencies by children of younger school age. Described consequences of disharmonious styles of child-rearing. Given recommendations on prevention of development of mental stress in children.

Текст научной работы на тему «Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста»

№ 12 (54)

A UNI

МЖХ пси:

UNIVERSUM:

психология и образование

декабрь, 2018 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шарапова Татьяна Александровна

студент III курса магистратуры Сахалинского государственного университета,

РФ, г. Южно-Сахалинск E-mail: tatianasharapova@ro.ru

Кутбиддинова Римма Анваровна

канд. псих. наук, доцент ФГБОУ ВО СахГУ, РФ, г. Южно-Сахалинск

INFLUENCE OF PARENT'S RELATION ON MANIFESTATION OF PSYCHIC TENSION AND NEUROTIC TENDENCIES BY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Tatiana Sharapova

Student of 3rd course of magistracy of Sakhalin State University

Russia, Yuzhno-Sakhalinsk

Rimma Kutbiddinova

Candidate of Psychological Sciences ,docent of FGBOU VO SahGU

Russia, Yuzhno-Sakhalinsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена выявлению характера влияния родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста. Описаны последствия дисгармоничных стилей воспитания. Даны рекомендации по профилактике развития нервно-психического напряжения у детей.

ABSTRACT

The main idea of the article is to analyze influence of parent's relation on manifestation of psychic tension and neurotic tendencies by children of younger school age. Described consequences of disharmonious styles of child-rearing. Given recommendations on prevention of development of mental stress in children.

Ключевые слова: авторитарная гиперсоциализация, гиперпротекция, детско-родительские отношения, дисгармоничная семья, семья, стиль воспитания, невроз, психическое напряжение.

Keywords: authoritarian hyper-socialization, hyper protection, child-parent relations, disharmonious family, family, style of child-rearing, neurosis, psychic tension.

Формирование личности ребенка - это сложный многоуровневый процесс. Семья для ребенка является первым социально-педагогическим институтом. Она определяет социальную ситуацию развития и формирует «зону ближайшего развития» ребенка, закладывает особенности общения, способы и формы

совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.

Специфику детско-родительских взаимоотношений определяет отношение родителя к ребенку. Родительское отношение формируется на основе лич-

Библиографическое описание: Шарапова Т.А., Кутбиддинова Р.А. Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 12(54). URL:

http://7universum.com/ru/psy/archive/item/6695

№ 12 (54)

А им!

пси:

UNIVERSUM:

психология и образование

декабрь,

ности самого родителя, психологических особенностей ребенка, характера семейных взаимоотношений и социокультурных факторов. Представления о ребенке и отношение к нему родителя являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательное воздействие и формы общения с ребенком [1, с.34]. Родительское отношение, по мнению А.Я. Варги, - многомерное образование, состоящее из четырех образующих: принятие либо отвержение ребенка; межличностная дистанция; формы и направления контроля, социальная желательность поведения. Благоприятными характеристиками родительского отношения являются стабильность, непрерывность во времени; адекватность возрастно-психологическим особенностям ребенка; изменение отношения с возрастом ребенка; уравновешенность тенденций близости - автономии.

Родительское отношение проявляется в типах семейного воспитания. Под типами семейного воспитания подразумеваются различные системы воздействия и способы обращения родителей с ребенком, виды отношения к нему, а также представление о нем [4, с. 114]. Выбор стиля семейного воспитания чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей [6, с. 166]. Успешность воспитания стоит в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого [5, с.43]. Место воспитания в целостной личности человека, придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Особенности характера и поведения родителей различно проецируются на поведение ребенка с учетом типа его нервной системы. Одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя, в зависимости от разных условий, вызывает различные формы реагирования, а в дальнейшем устойчивое поведение ребенка.

Тип воспитания формирует определенные характерологические черты личности ребенка. Любые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка, формируя определенные особенности его психики и поведения.

Дисгармоничные типы семейного воспитания оказывают неблагоприятное воздействие на развитие ребенка, формируют негативные личностные качества, чаще при конституциональной предрасположенности. Реагирование ребенка на воздействие родителя может быть защитным или дополнительным, зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для всех типов дисгармоничного воспитания характерно: недостаточный уровень принятия ребенка; низкий уровень сплоченности семьи; противоречивость, непоследовательность во взаимодействии; неадекватность требований; деформации системы контроля; конфликтность в семье; неадекватность удовлетворения потребностей ребенка.

С целью экспериментального изучения влияния родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста, нами было прове-

2018 г.

дено исследование. В начале было выдвинуто предположение о том, что формирование психического напряжения и невротических тенденций зависит от типа родительских отношений:

• если у родителей выражен тип доминирующая гиперпротекция, то у ребенка наблюдается повышение параметра «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и понижение «переживание социального стресса»;

• если у родителей выражен тип потворствующая гиперпротекция, то у ребенка наблюдается повышение параметра «переживание социального стресса» и понижение «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».

Базой исследования выступило МАОУ СОШ №7 города Калининград с учениками третьих классов и их родителями.

Для подтверждения выдвигаемой гипотезы, в нашей работе были использованы следующие методы:

• опросник родительских отношений Варги-Столина;

• тест школьной тревожности Филлипса;

• методы математической статистики.

Проведя математическую обработку данных по

двум диагностикам, нами были выявлены следующие корреляционные взаимосвязи:

1. Корреляционная связь между показателем шкалы «симбиоз» и «переживание социального стресса» (гху = 0,23); «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (гху = -0,23).

2. Корреляционная связь между показателем шкалы «авторитарная гиперсоциализация» и «переживание социального стресса» (гху = -0,23); «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (гху = 0,23).

Таким образом, по результатам исследования, нами было выделено два типа воспитания, и их влияния на формирование невротических тенденций:

1. Доминирующая гиперпротекция. Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции ведет к возрастанию психического напряжения из-за высоких требований, возлагаемых на личность, и страха им не соответствовать. Противоречие внутренних потребностей, эгоцентричность, завышенные требованиями ребенка к себе, при невозможности их осуществления, являются источником постоянной борьбы мотивов, напряженности и беспокойства. Внутренняя неопределенность, неуверенность в себе ведет к нарастанию тревоги и переживанию страха быть «никем». Завышенные требования родителей без учета личностных особенностей детей, приводят к непосильности выполнения требований, которые превышают возможности ребенка. Беспомощность и зависимость от взрослого, неспособность к поиску рационального решения конфликта создает психическое напряжение, которое выходит в качестве невро-тизации. Высокий уровень тревоги и психического напряжения из-за невозможности реализации искаженного образа «Я», обуславливают возникновение невроза навязчивых состояний и неврастении. Навяз-

№ 12 (54)

A UNI

МЖХ пси:

UNIVERSUM:

психология и образование

декабрь,

чивые состояния у таких детей проявляются в сомнениях и размышлениях, сопутствующих всю их деятельность. Сопровождаются переживанием неуверенности в том, завершено ли то или иное дело, правильно ли выполнено. Астенический синдром является следствием неразрешенных накопившихся проблем, которые оказывают хроническое давление на ребенка.

2. Потворствующая гиперпротекция искажает личностное развития ребенка, формирует страхи и нарушения взаимодействия с социальной средой. Избыток заботы, потворствование, изнеживающее воспитание, сверхпринятие, затрудняют формирование внутренней автономии и порождают устойчивую потребность в опеке, формируют эгоцентрическое отношение, которое может проявляться в форме истерического невроза. Вседозволенность, неадекватная оценка личностных достоинств ведет к неадекватному уровню притязания. Проявляется как конфликт между завышенными претензиями личности и недооценкой объективных условий. Фрустрация потребности в достижении успеха, страх быть непризнанным ведет к возникновению истерического невроза.

В качестве рекомендаций по профилактике развития нервно-психического напряжения у детей предложено:

1. Психологическая работа с дисгармоничными семьями, снижающая уровень конфликтности и психического напряжения в семье. Работа должна быть основана на признании неблагополучности семьи; прощении ошибок и осознании возможности жить иначе. Основными путями преодоления дисгармоничности семейных отношений является совершенствование коммуникационной компетентности (открытость, ясность, взаимность), пластичности ролевой структуры (гибкое распределение ролей, взаимозаменяемость, баланс власти), решение проблем, урегулирование конфликтов, снижение их негативных последствий, создание условий для личностного развития всех членов семьи.

2018 г.

2. Просветительская работа с семьями на тему: «Индивидуальное развитие ребенка и учет личностных особенностей»; «Влияние различных типов родительского отношения на психическое благополучие ребенка». Беседа о важности безусловного принятия ребенка, высокого уровня рефлексии относительно индивидуальных особенностей, адекватного отношения к недостаткам его личности.

3. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия, основанным на принятии и заинтересованности в делах ребенка, конгруэнтной коммуникации; обучение использованию техники Я-, Ты-высказываний; обоснование эффективности похвалы и поощрений; призыв к отказу от травматических методов наказания ребенка; обучение эффективным способам разрешения конфликтов, например, «метод семейного совета».

4. Оказание психологической помощи родителям для адекватной организации конструктивного стиля взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей.

5. Индивидуальная работа с детьми, имеющими повышенный и высокий уровень тревожности.

Таким образом, исследование на тему «Влияние родительского отношения на проявление психического напряжения и невротических тенденций у детей младшего школьного возраста», позволило установить, что детско-родительские отношения - основополагающий фактор влияния на развитие ребенка, формирующий его индивидуальные особенности, характер социального развития, психическое благополучие. Искажения основных характеристик благоприятного стиля воспитания повышают тревожность ребенка, формируют психическое напряжение. Неблагоприятные стили воспитания (гипопротекция, гиперпротекция) негативно сказываются на общем развитии ребенка, проявляются в форме неврастении, обсессивного расстройства, истерии.

Список литературы:

1. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. СПб.: Речь, 2005. - 240 с.

2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Электронный ресурс]: ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

4. Психология семейных отношений [Электронный ресурс]: монография / под ред. А.В. Литвиновой. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2017. - 297с.

5. Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). М.: Педагогика, 1986. -160 с.

6. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 283 с.

7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.