Научная статья на тему 'Синергетика невротических расстройств у детей'

Синергетика невротических расстройств у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Елена Алексеевна, Бочарова Е.А., Яковлева В.П.

Обосновывается синергетическая концепция развития невротических и соматоформных расстройств в детском и подростковом возрасте. С позиции данной концепции представлена динамика психических расстройств. Формирование психического заболевания основано на смене фракталов: предиспозиции семейного дизонтогенеза; латентного диатезов; инициального функциональных нарушений; развернутой клинической картины; хронизации форм и типов течения; исхода. С новой точки зрения раскрывается важная роль сочетания и взаимодействия социо-, психои биогенеза (соматогенеза) и дается обоснование мультидисциплинарного направления в психопрофилактике, терапии и коррекции неврозов у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetics of neurotic disorders in children

A synergetic approach to development of neurotic and somatoform disorders in children and adolescents is substantiated. Dynamics of psychic disorders based on the concept of synergetics is presented. Central to the formation of psychic disorders is the change of fractals: predisposition consequence of familial dis-ontogenesis; latency diatheses; initial fractal -functional disturbances; full-scale picture; chronization-forms and types of disease progression and outcome. The study sheds new light on the important role played by a combination and interaction of socio-, psychoand biogenesis (somatogenesis) and validates the multidisciplinary approach to psychoprohylaxis, therapy and correction of neuroses in children.

Текст научной работы на тему «Синергетика невротических расстройств у детей»



ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Коллектив авторов, 2008 УДК 616.8:616-053.2

Для корреспонденции

Бочарова Елена Алексеевна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и психотерапии Института психологии и психоневрологии Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 51 Телефон: (8182) 21-52-17, (8182) 28-57-66

П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, В.П. Яковлева

Синергетика невротических расстройств у детей*

Северный государственный медицинский университет, Архангельск

Обосновывается синергетическая концепция развития невротических и соматоформныхрасстройств в детском и подростковом возрасте. С позиции данной концепции представлена динамика психических расстройств. Формирование психического заболевания основано на смене фракталов: предиспозиции - семейного дизонтогенеза; латентного - диатезов; инициального - функциональных нарушений; развернутой клинической картины; хронизации - форм и типов течения; исхода. С новой точки зрения раскрывается важная роль сочетания и взаимодействия социо-, психо- и биогенеза (соматогенеза) и дается обоснование мультидисциплинарного направления в психопрофилактике, терапии и коррекции неврозов у детей.

Synergetics of neurotic disorders in children

P.I. Sidorov, E.A. Bocharova, V.P. Yakovleva

A synergetic approach to development of neurotic and somatoform disorders in children and adolescents is substantiated. Dynamics of psychic disorders based on the concept of synergetics is presented. Central to the formation of psychic disorders is the change of fractals: predisposition - consequence of familial dis-ontogenesis; latency - diatheses; initial fractal -functional disturbances; full-scale picture; chronization-forms and types of disease progression and outcome. The study sheds new light on the important role played by a combination and interaction of socio-, psycho- and biogenesis (somatogenesis) and validates the multidisciplinary approach to psychoprohylaxis, therapy and correction of neuroses in children.

Невроз - психогенное расстройство, развивающееся на основе взаимодействия стрессовых факторов и личностных особенностей ребенка, предрасполагающих к возникновению данной патологии. Сам термин «невроз» многими детскими психиатрами воспринимается как не вполне удачный, так как нет убедительных доказательств того, что в основе эмоциональных расстройств у детей лежат неосознанные конфликты.

Однако поскольку в литературе по детской психиатрии эта терминология встречается довольно часто, мы использовали ее в своей работе. К настоящему времени существует ряд концепций развития неврозов, основанных на теоретических подходах той или иной психотерапевтической школы, описаны механизмы этиопатогенеза и клинические формы невротических расстройств. Развитие невроза и его индивидуальная траектория определяются сочетанием множества биопсихосоциальных факторов, эффективностью адаптационных, компенсаторных и защитных механизмов. Многообразие взглядов обусловливает необходимость мультидисциплинарных исследований и актуальность использования новых подходов к построению лечебно-реабилитационных программ.

Целью настоящей работы является обоснование синергетической концепции развития невротических и соматоформных расстройств в детском и подростковом возрасте.

Интегративность синергетического подхода можно обобщенно представить тремя основными векторами биопсихосоциальной модели онтогенеза (рис. 1).

* Публикуется в порядке дискуссии.

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

Социогенез - онтогенетическое развитие социальных ролей

_и отношений_

Поведенческие процессы (адаптивное, девиантное, асоциальное, зависимое поведение и т.п.)

Психогенез - онтогенетическое развитие психических функций: когнитивных (мышление, память, восприятие, внимание), эмоциональных, мотивационных, интеракциональных

Нейропсихологические и нейрохимические, нейроэндокринологические и нейроиммунологические процессы

Биогенез - онтогенетическое развитие систем и функций организма (соматических — соматогенез)

| Стиль и качество жизни

Рис. 1. Биопсихосоциальная модель онтогенеза.

Биогенез (соматогенез) - развитие систем и функций организма. Психогенез - развитие психических функций. Социогенез - развитие социальных ролей и отношений. Векторная модель предполагает мультидисциплинарный подход к комплексным и сложным причинно-следственным отношениям [9]. «Поперечная» графическая развертка модели позволяет увидеть глубину взаимопроникновения основных плоскостей онтогенеза с выделением переходных зон и центральной зоны, содержанием которой являются активность, ценностный потенциал, нравственность личности. В динамике онтогенеза амплитуда и ритмика основных составляющих снижаются и к периоду угасания ведущим остается духовность субъекта (рис. 2).

Синергетическая парадигма является одной из многообещающих в раскрытии сути течения психических болезней. Синергетика - междисциплинарная наука о развитии и самоорганизации, о становлении феномена и его механизмах. Основными принципами синергетики являются: нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдаемость. Методология синергетики основана на интегративном подходе к изучению термодинамически открытых и неравновесных диссипативных структур. Диссипативные структуры - это дискретные самоорганизующиеся системы, возникающие в результате рассеивания энергии и сами рассеивающие энергию (от английского сПБви раНоп - диссипация, рассеивание, потеря, исчезновение). Человеческий организм является интересующим нас примером диссипативной структуры. При эволюции диссипативных структур, отличающейся спиралеобразным развитием в многомерном пространстве, в силу нелинейности этих структур, появляется многовариантность дальнейших траекторий развития системы (течения болезни, траектории судьбы). Выбор системой пути, по которому она будет развиваться, предопределяется сверхслабыми воздействиями, в том числе и спонтанными флюктуаци-ями в самой диссипативной системе, т.е. случайнос-

Молодость

Зрелость

Угасание

Рис. 2. Возрастная динамика биопсихосоциальной ассимиляции.

тями вблизи точек бифуркации (неустойчивости) [10, 11]. Синергетическое моделирование доказывает, что в точках неустойчивости, даже если их несколько (полифуркация), количество реальных сценариев всегда ограничено. Если система начала изменяться в направлении новой траектории, это изменение необратимо, причем все последующие события подчиняются избранному сценарию и перейти к другому, более благоприятному, невозможно [5].

Диссипативные системы образуются и присутствуют и в социуме, и в биосфере, и в психике, и в геокосмических системах. Природные, экономические и популяционные катаклизмы также развиваются по этим механизмам. Организм человека является совокупностью динамически сменяющих друг друга диссипативных систем, определяющих состояние его здоровья, в первую очередь - психического.

Для понимания прогредиентности психических заболеваний необходимо остановиться на одном из совершенно новых понятий в медицине - фрактале. Слово «фрактал» образовано от латинского КасШэ и в переводе означает «состоящий из фрагментов». Точного определения фрактала не существует, но принцип его - «квантование во всем - в механике, передаче энергии, в творчестве, в психике, в языке» [12]. Фрактальная динамика - это переходы квантовой системы из одного возможного состояния в другое.

Л. Гласс и М. Мэки [2] описали категорию динамических болезней. Психические заболевания представляют собой модели поведения диссипативных структур в условиях действия на них факторов окружающей среды наряду с меняющимися эндогенными и стабильными наследственными факторами. Главными признаками динамических заболеваний являются следующие:

1. Появление регулярных колебаний большой амплитуды, превышающей амплитуду колебаний в нормальной физиологической системе. Примером из области микропсихиатрии может стать нестабильность вегетативных функций, нарушение вазомоторики и регуляции внутренних органов. Смена настроения у пациента с аффективной патологией или эмоциональная лабильность у ребенка с церебрастеническим синдромом - аналоги

-е-

-е-

П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, В.П. Яковлева

Точки бифуркации

•••

Рис. 3. Фрактальная динамика психических расстройств.

из психиатрической практики;

2. Появление в уже имеющейся периодичности

признака новой подпериодичности.

Иллюстрацией этому может служить известный в

микропсихиатрии феномен переслаивания: одновременное сосуществование своевременно сформированных психических функций, а также задержанных и опережающих проявлений в одной и той же отдельной функции, свойственных как более раннему, так и более позднему возрасту - сосуществование гуления, лепета, слоговой речи и первых слов у 9-10-месячных детей;

3. Появление апериодической динамики.

В микропсихиатрии - дисгармония психофизического развития в форме парциального изменения темпов созревания и нередко несоответствия биологического возраста фактическому как отдельных функциональных систем, так и в целом организма (чаще в виде ретардации, реже - акселерации), или нарушения в системе «сон-бодрствование».

Динамические заболевания носят, как правило, наследственный характер. Это трудно прогнозируемые и одновременно - трудно излечимые и неизлечимые заболевания.

Таким образом, для первых проявлений симптомов психических заболеваний в раннем возрасте характерны все признаки динамической болезни, описанные в рамках синергетической парадигмы.

Обобщенно и достаточно условно можно следующим образом представить динамику психических расстройств с позиций синергетической концепции (рис. 3).

Фрактальная динамика психических расстройств в детском возрасте тесно связана с ростом и развитием ребенка. Следовательно, фрактальность заболевания необходимо рассматривать в динамике семейного развития. Формирование психического заболевания основано на смене фракталов: предиспозиции - семейного дизонтогенеза; латентного -диатезов; инициального - функциональных нарушений; развернутой клинической картины; хрониза-ции - форм и типов течения; исхода. Санологичес-кие и защитно-компенсаторные ресурсы организма ребенка (личности подростка и его семьи) представлены механизмами адаптации, компенсации, психологической защиты, хронизации или ремиссии, дезадаптации и декомпенсации. Эти механизмы могут быть как самостоятельными в каждом фрактале, так и сменять друг друга внутри фрактала. В любом случае они определяют индивидуальную траекторию развития заболевания.

Существует большое многообразие сценариев и траекторий прохождения системой совокупности точек бифуркации. Это зависит от случайностей вблизи точек бифуркации. Как поведет себя заболевание - в сторону выздоровления или усугубления клинических симптомов, по пути компенсации или декомпенсации, зависит от случайных синхронизирующих (регулирующих, гармонизирующих) или десинхронизирующих воздействий. Траектория прогреди-ентности развития психического заболевания в сторону ремиссии может измениться в точках бифуркации при гармонизации семейных отношений. Гармонизирующими будут деликатное отношение к особому ребенку, понимание его личностных трудностей и недопустимость гиперстимулирования, поддержание эмоционального комфорта и постоянства среды, развитие интеллектуальных интересов, профилактика стрессов, медикаментозные и психотерапевтические мероприятия. Гармонизирующими будут и ресурсные возможности самого организма: адаптационные, компенсаторные, психологическая защита, спонтанные ремиссии, процессы хронизации.

Границы фрактала предиспозиции (см. таблицу) обозначены перинатальным периодом и начинаются задолго до рождения ребенка, возможно, до зачатия, когда формируются качественно новые внут-

"О"

Фрактальная динамика невротических и соматоформных расстройств

^^Фракталы Онтогенез^\^ Предиспозиции: семейный дизонтогенез Латентный: диатезы Инициальный: функциональные нарушения Развернутой клинической картины Хронизации: формы и типы течения Исходы

Биогенез Наследственная отягощенность Нарушения нейропроцессов Функциональные расстройства и соматоформные дисфункции Соматизированное расстройство Хроническое соматоформное расстройство Сомато-неврологические осложнения

Психогенез Неврозогенная семья Психовегетативный диатез (невропатия) Невротические реакции Невроз Невротическое развитие Расстройства личности

Социогенез Ранний дизонтогенез Нарушение структуры и функций семьи Нарушение социализации личности Семейная социальная недостаточность Социальная декомпенсация Социальная дезадаптация личности

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

рисемейные отношения, преобразующиеся потом в детско-родительские.

Точкой бифуркации (полифуркации) является момент рождения младенца. Именно с этого времени определяется новая траектория развития и для него, и для семьи. Эта траектория зависит преимущественно от биологического развития ребенка (генетических факторов, здоровья плода и новорожденного, компенсаторных возможностей центральной нервной системы, своевременного и адекватного оказания медицинской помощи и др.) и неврозоген-ности семьи в целом, что лежит в основе семейного дизонтогенеза. Неврозогенная семья (семья, воспитывающая ребенка, страдающего эмоциональным расстройством) охарактеризована А.И. Захаровым [3] следующим образом: ориентация родителей на профессиональную деятельность, гиперсоциали-зированность родителей, недостаточная роль отца в семье, высокий уровень нервно-психического напряжения у матери, хроническая усталость, чувство неудовлетворенности, семейные конфликты. Такая семья с дисгармоничными семейными отношениями более других предполагает развитие психовегетативного диатеза (невропатии). В отечественной медицине существует понятие «психический диатез» (предболезнь) - предрасположение к психической патологии.

В латентном фрактале (см. таблицу), для которого характерны проявления психовегетативного диатеза, все еще доминирующим является биогенез. По В.В. Ковалеву [4], центральное место в структуре психовегетативного диатеза занимают резко повышенная возбудимость и выраженная неустойчивость вегетативных функций, которые сочетаются с общей гиперестезией, повышенной психомоторной и аффективной возбудимостью и быстрой истощаемостью, а также с более или менее выраженными чертами тор-мозимости в поведении (в виде боязливости, пугливости, страха перед всем новым). Социально-средо-вые факторы являются нагрузкой на нервную систему ребенка. Раннее воспитание детей (с рождения до трехлетнего возраста) формирует основу личности ребенка, обеспечивает его доверие(недоверие)и открытость (закрытость) внешнему миру, формирует готовность преодолевать трудности и преграды на дальнейших траекториях развития, дает возможность развиваться и адаптироваться к новому, более сложному уровню. Здесь можно выделить две задачи воспитания: 1) дать возможность компенсаторным механизмам и внутренним резервам, заложенным еще до рождения, себя проявить; 2) сформировать возрастные социальные качества и навыки. Точками бифуркации, несомненно, будут являться кризисы одного года и 3 лет жизни. На языке синергетики кризис любой системы определяется фазой опасного снижения устойчивости, когда в силу изменившихся внешних или внутренних условий сформированные ранее жизненные стереотипы способны привес-

ти систему к саморазрушению [5]. Сценарий выхода из кризиса может привести и к качественно новым, происходящим на более высоком уровне изменениям. При успешном преодолении кризиса онтогенетическое развитие систем организма (биогенез), психических функций (психогенез), социальных ролей и отношений (социогенез) не приводит к возникновению функциональных нервно-психических расстройств у ребенка. И наоборот, нарушения в любом из этих эволюционных векторов формируют невро-зогенную почву для разнообразных форм невротических расстройств в дальнейшем.

Психовегетативный диатез предрасполагает к невротическим и психосоматическим расстройствам. Он может развиваться по различным траекториям и быть лишь этапом развития ребенка. Этому будут способствовать близкие, доверительные отношения, принятие и любовь - самые важные синхронизирующие воздействия, гармонизирующие развитие. Десинхронизирующие воздействия извне, сниженные ресурсные возможности организма приведут к прогредиентности процесса и прохождению диссипативной системы через фракталы невротических расстройств функционального уровня, неврозов, невротического развития, вплоть до психопатий с дезадаптацией.

Инициальный фрактал (см. таблицу) развития невротических расстройств характеризуется усилением влияния социогенеза. В современном мире дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают колоссальную нагрузку, связанную с требованиями социума к их интеллектуальному развитию, обучению, социальной активности и «занятости». Изменение траектории развития нередко связано с посещением дошкольного образовательного учреждения, где чаще всего случайным образом определяется новое для ребенка социальное окружение с чрезвычайно разными сверстниками и новыми значимыми лицами для всей семьи - педагогами, от профессионализма которых в существенной мере зависит качество подготовки к поступлению в школу. Седьмой год жизни в настоящее время правомерно следует выделить как критический не только для ребенка, но и для истории развития семьи. Именно в этот период ярко проявляются родительские установки, высокий уровень семейных притязаний, нередко без учета способностей и интересов ребенка. Этот кризис характеризуется эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности семьи.

С воспитанием дошкольника неврозогенность семьи, лежащей в основе первого фрактала, может нарастать. В таком случае развитие невротических реакций у детей в следующих возрастных периодах практически полностью предопределено. Изменить сценарий развития в подавляющем большинстве случаев может лишь своевременно оказанная полипрофессиональная помощь специалистов. Синергетический подход не исключает и роли слу-

П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, В.П. Яковлева

чайных событий и факторов в жизни семьи, и смену неврозогенной траектории. Вероятность этого все же невелика и требует от семьи высоких компенсаторных возможностей.

Фрактал развернутой клинической картины неврозов у детей (см. таблицу) чаще всего совпадает со школьным периодом. Синергия школьного воспитания заключается в направленности процесса развития личности школьника в зависимости от внешних условий, от среды жизнедеятельности, в которую ребенок включен чаще в силу необходимости, от его стремления понять и выразить себя как личность в непрерывно меняющихся условиях [7]. Воспитание школьника в семье и в школе не могут быть изолированными и призваны дополнять друг друга. На практике консультирования и терапии детей с невротическими расстройствами мы часто видим не только несогласованность двух воспитательных систем, но иногда и противоречия. Часто линейность, жесткость отдельных индивидуальных систем (семейных или школьных) не дают свободы выбора траектории личностного развития ребенка или подростка, и им приходится находить эту «свободу» в уходе от решения проблем с помощью заболевания, делая условно выгодной болезненную симптоматику, что мы и наблюдаем при разных формах неврозов. Изучение детских потребностей в общении со взрослыми (прежде всего с родителями) позволило нам выделить из множества факторов позитивного гуманистического отношения к ребенку триаду наиболее значимых: понимание взрослыми детских проблем, проявление интереса к ребенку и его жизнедеятельности, уважение личности ребенка. Нарушения этой триады часто и приводят к неврозу - расстройству системы отношений (к себе, к окружающим, к миру в целом).

Дальнейшая траектория развития невротических расстройств у взрослых, имея нелинейный характер, может продолжаться в фрактале хронизации, определяющем формы и типы течения заболевания, и исхода, где формируются уже стойкие личностные и со-матоформные расстройства и нарастает социальная дезадаптация (рис. 4).

Формирование пограничного психического расстройства у ребенка зависит от наличия конкретных «психотравмирующих» сценариев (смена школы, переезд в другой район города, смерть близкого человека, несчастный случай, рождение младшего ре-

бенка в семье и др.), би- или полифуркации в определенной фазе развития (когда низка устойчивость систем организма), а также от случайных воздействий, определяющих в целом развитие патологии. Чем старше ребенок, тем больше случайностей оказывается рядом с точками бифуркации. Кроме того, будущие события в синергетической модели невроза и новые сценарии ложатся на определенную, подготовленную заранее почву - неврозогенную основу, включающую, на наш взгляд, следующую триаду: личностные особенности ребенка, личностные негативные качества взрослых, факторы их негармоничного взаимодействия. Вероятно, разновидности этой триады и формируют три формы невроза в детском возрасте, которым свойственны определенные стили воспитания и патологизирующие родительские установки.

В современном мире существуют семейная, дошкольная и школьная системы воспитания детей и подростков. Соблюдение принципов синергетики позволяет описать эти системы как самоорганизующиеся и саморазвивающиеся. Факторы воспитания (элементы системы) мы оцениваем, условно приняв точку зрения ребенка любого возраста. Так, триада «опека (забота, помощь), удовлетворение духовных потребностей (внимание, любовь), удовлетворение материальных потребностей (обеспечение едой, сладостями, школьными принадлежностями, одеждой)» является позитивной. Триада «требования (то, что должен делать ребенок в соответствии с возрастом как равноправный член семьи), запреты (то, что запрещено делать), санкции (наказания, если ребенком нарушаются первые два фактора)» [8, 13], с точки зрения ребенка, является негативной. Во многих странах мира все эти факторы включены в системы воспитания. Образно говоря, взаимоотношения между ребенком и взрослым выстраиваются в соответствии с колебанием позитивной и негативной чаш «весов воспитания» (рис. 5).

Основной синергетический принцип системы воспитания - неустойчивое равновесие: в каждую единицу времени под воздействием позитивных и негативных факторов воспитания равновесие нарушается и чаши весов находятся в автоколебательном состоянии.

Принципы синергетики дают нам возможность характеризовать весы как многоуровневые системы и

"О"

Точки бифуркации

•••

Рис. 4. Фрактальная динамика психогенеза невротических и соматоформных расстройств.

+

О

+

+

Рис. 5. Многоуровневые «весы воспитания».

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

Рис. 6. Миссия перинатальной психологии и психиатрии в

гуманистическом тренде ментальной экологии личности.

выделить признаки и условия функционального и дисфункционального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Такими факторами воспитания, как последовательность, согласованность, уверенность, авторитетность, гибкость и др. обусловлены следующие признаки функциональной (гармоничной) системы:

• воздействие множества средовых факторов обеспечивает автоколебательные движения системы;

• колебательные движения имеют небольшую амплитуду (флюктуации);

• немногие средовые факторы способны изменить сценарий и траекторию развития системы;

• система способна к саморегуляции, поэтому баланс между чашами весов (количество и качество позитивных и негативных факторов воспитания) сохраняется на одном уровне.

Непоследовательностью, несогласованностью, воспитательной неуверенностью, авторитарностью, ригидностью и др. обусловлены следующие признаки дисфункциональной (негармоничной) системы:

• большая амплитуда колебательных движений;

• избыток позитивных или негативных факторов воспитания;

• средовые внешние факторы часто способны изменить сценарий траектории развития системы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• процесс саморегуляции нарушен: баланс между чашами весов не наблюдается, и чаши принимают неравновесное положение (например, при избытке позитивных факторов - потворствующая гиперопека, при избытке негативных - доминирующая и контролирующая опека, жестокое обращение и др.).

С точки зрения синергетики избыток тех или иных факторов, перегружая чаши весов, делает систему

более устойчивой и замедляющей любые колебательные движения, что ведет к саморазрушению. По А.П. Назаретян [5], крайний вариант устойчивости -остановка или гибель любой системы (например, маятник в вертикальном положении в состоянии покоя или смерти). Промежуточные или более легкие варианты устойчивости системы, вероятно, приводят к возникновению тех или иных расстройств и заболеваний. В данном случае это - психические расстройства и нарушения психического развития.

Предполагая реальные сценарии психического расстройства у того или иного индивида уже в перинатальном периоде жизни, возможно изменять данные сценарии на более позитивные. С позиций си-нергетической парадигмы становится очевидной гуманистическая миссия перинатальной психологии и психиатрии, основной задачей которой является гуманизация среды, окружающей диаду «мать-дитя» на протяжении антенатального, интранатального и постнатального периодов (рис. 6).

Окружающая среда должна стать той почвой, на которой личность младенца будет произрастать в лучшем для нее направлении при наличии внимания, принятия, эмпатии.

Осознание того, что сверхслабые воздействия определяют траекторию эволюции состояния здоровья в целом и психического в частности, нацеливает в первую очередь на гармонизацию семейного дизон-тогенеза, как отправной точки любого заболевания. Нормализация семейных отношений синхронизирует систему и приостанавливает развитие болезни.

Синергетическая концепция невротических расстройств с новой точки зрения раскрывает важную роль сочетания и взаимодействия трех основных векторов социо-, психо- и биогенеза (соматогенеза) и дает весомое обоснование мультидисциплинарно-го направления в психопрофилактике, терапии и коррекции неврозов у детей. На основании единой методологии данная концепция позволяет выделить приоритетные направления превентивной деятельности профессионалов (врачей, психологов, специалистов по социальной работе, педагогов) при тесном сотрудничестве с семьей во всех фракталах развития пограничных нервно-психических расстройств на каждом этапе развития ребенка. ■

Литература

3.

4.

Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - 144 с. ГлассЛ., Мэки М. От часов к хаосу. Ритмы жизни / Пер. с англ. Р.И. Сельковой; под ред. Е.Е. Селькова. - М.: Мир, 1991. - 248 с. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. - 248 с.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М. Медицина, 1979. - 608 с.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика - психология - прогнозирование): 2-е изд. - М.: Мир, 2004. - 367 с. Никонов Ю.В. Психические расстройства и виртуальная реальность // Сознание и виртуальная реальность. - 2003. -Т. 8, № 4. - С. 47-50.

НовиковаЛ.И., Соколовский М.В. Синергия воспитания и обучения // Синергетическая парадигма. Человек и общество в

П.И. Сидоров, Е.А. Бочарова, В.П. Яковлева

условиях нестабильности: Сборник / К.Х Делокаров, В.П. Бра- М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.

некий, С.Д. Пожарский и др.; отв. ред. О.Н. Астафьева. - М.: 11. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая

Прогресс; Традиция, 2003. - С. 358-368. теория информации / Послесл. Г.Г. Малиновского. - М.: Еди-

8. Сидоров П.И., Бочарова Е.А., Соловьев А.Г. Проблемный ре- ториал УРСС, 2004. - 288 с.

бенок: психосоциальная адаптация и качество жизни. - Ар- 12. Чернобровкина Т.В., Кершенгольц Б.М. Философские пробле-

хангельск: Северный государственный медицинский универ- мы биологии и медицины: синергетика в аддиктологии //

ситет, 2005. - 219 с. Аддиктология. - 2005. - № 1. - С. 14-20.

9. Сидоров П.И. Синергетическая концепция зависимого пове- 13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия дения // Экология человека. - 2005. - № 10. - С. 27-32. семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

10. Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.