Научная статья на тему 'Деструктивный профессиогенез в онкологии'

Деструктивный профессиогенез в онкологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ОНКОЛОГИЯ / DESTRUCTIVE PROFESSIOGENESIS / MEDICAL WORKERS / ONCOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Павел Иванович, Красильников А. В., Новикова И. А., Кузнецова А. А.

В статье рассмотрены концептуальные основы деструктивного профессиогенеза в онкологии. У медицинских работников онкологического профиля деструктивный профессиогенез представлен всеми тремя составляющими: психической, социальной и соматической. В психической составляющей более половины сотрудников онкологических учреждений обнаруживают признаки психических расстройств невротического уровня (социально-стрессовых, стрессовых, тревожно-фобических). Наиболее выраженные нарушения в соматической и социальной составляющих деструктивного профессиогенеза, проявляющиеся соматическими нарушениями, неудовлетворенностью материальным положением, бытовыми условиями и межличностными отношениями с окружающими, характерны медицинским сестрам онкологических учреждений. Предложен алгоритм и основные направления профилактики деструктивного профессиогенеза в онкологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTRUCTIVE PROFESSIOGENESIS IN ONCOLOGY

In the article, a conceptual framework of destructive professiogenesis in oncology has been considered. In medical workers of oncologic institutions, destructive professiogenesis is represented by three components: mental, social and somatic. Concerning the mental component, more than a half of staff of oncologic institutions show signs of mental neurotic disorders (social-stress, stress, anxious-fobiac). Most frank disorders in the somatic and social components of destructive professiogenesis are common with medical nurses of oncological institutions and occur in somatic disorders, dissatisfaction with curcumstances, living conditions and interpersonal relationships with others. A procedure and main directions of prevention of destructive professiogenesis in oncology have been proposed.

Текст научной работы на тему «Деструктивный профессиогенез в онкологии»

УДК 616-006-051-057

ДЕСТРУКТИВНЫЙ ПР0ФЕССИ0ГЕНЕЗ В ОНКОЛОГИИ

© 2009г. П. И. Сидоров, *А. В. Красильников,

**И. А. Новикова, А. А. Кузнецова

Северный государственный медицинский университет,

*Архангельский областной клинический онкологический диспансер, **Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

В статье рассмотрены концептуальные основы деструктивного профес-сиогенеза в онкологии.

У медицинских работников онкологического профиля деструктивный профессиогенез представлен всеми тремя составляющими: психической, социальной и соматической.

В психической составляющей более половины сотрудников онкологических учреждений обнаруживают признаки психических расстройств невротического уровня (социальнострессовых, стрессовых, тревожно-фобических). Наиболее выраженные нарушения в соматической и социальной составляющих деструктивного профессиогенеза, проявляющиеся соматическими нарушениями, неудовлетворенностью материальным положением, бытовыми условиями и межличностными отношениями с окружающими, характерны медицинским сестрам онкологических учреждений. Предложен алгоритм и основные направления профилактики деструктивного профессиогенеза в онкологии.

Ключевые слова: деструктивный профессиогенез, медицинские работники, онкология.

В условиях реализации национального проекта в области здравоохранения становится особенно актуальной проблема повышения эффективности кадрового потенциала. Традиционные формы и методы работы в условиях рыночных отношений породили целый ряд психосоциальных и медицинских проблем профессионализации. В этой связи особенно актуальным является изучение влияния профессии медицинского работника на его социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье.

Профессиональное развитие — это динамический феномен, включающий не только рост и совершенствование, но истощение и разрушение, деформации и деструкции, которые отрицательно сказываются на динамике и траектории профессиональной судьбы.

Профессия накладывает отпечаток на личность человека и постепенно меняет его поведение в целом. Профессиональная деформация — это разрушение или изменение сложившейся психологической структуры личности в процессе производственной деятельности. Возникновение и развитие профессиональных деформаций негативно влияет на мотивацию и социализацию.

Профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста, искажают конфигурацию личностного профиля и негативно сказываются на продуктивность труда [1]. В наибольшей степени деформациям подвержены социономические профессии типа «человек — человек».

Психологическими детерминантами развития профессионально обусловленных деформаций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления и профессиональная дезадаптация, а также стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты.

Другим, не менее важным, проявлением негативного влияния профессии на личность является синдром профессионального выгорания (термин был предложен в 1974 г. американским психологом X. Фрей-денбергером [25]).

Синдром профессионального выгорания (СПВ) — это долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. СПВ представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [4, 36].

Синдром профессионального выгорания — это выработанный лич-

ностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время возможны дисфункциональные его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [2, 18, 19].

Синдром профессионального выгорания — это многоликое сочетание стрессовых расстройств преимущественно с психолого-социальными проявлениями которые незаметно разрушают нормальное общение и взаимодействие людей. Основная причина этих расстройств — социальные особенности общества, не удовлетворяющего естественные человеческие потребности в гармонии благополучной жизни, в радости, любви, разнообразии достойных событий [8].

Синдром профессионального выгорания является примером интеграции психиатрии и медицины труда, ведь в его основе лежит клиническая картина неврастении. Нами [21, 22] разработана концепция деструктивного профессиогенеза - психосома-тосоциальных нарушений, вызванных негативным влиянием профессиональных факторов. Выделены психическая составляющая: социально-стрессовые и посттравматические расстройства (ПТСР), депрессивные и тревожно-фобические, неврастения и зависимые расстройства (трудоголизм, зависимость от алкоголя, наркотических средств и др.), деформация личности; соматическая составляющая: соматоформ-ные расстройства и психосоматические заболевания, профессиональные заболевания; социальная составляющая: нарушение социализации, социальные дисфункции, дезадаптация и деградация.

Врачебная деятельность очень разнообразна и не ограничивается рамками только лечения, как это принято считать в немедицинской среде. Разнообразие видов врачебной деятельности создает различные способы ее осуществления, широкое поле деятельности для профессионала, но ставит проблему специфики влияния разных видов деятельности на профессиональную позицию врача, его ценностные ориентации [23].

Деятельность врача проходит в условиях повышенных социопсихологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением [3, 33].

Анализ данных литературы по СПВ у медицинских работников (табл. 1) показывает, что распространенность синдрома среди медиков составляет от 28 до 100 %. У работников онкологических учреждений она достигает 96 %. По данным усредненных оценок, наиболее часто СПВ отмечается у стоматологов, затем у психиатров и врачей интенсивной терапии. В то же время признаки СПВ выявляются у каждого

второго работающего в онкологических отделениях, причем наиболее подвержены формированию синдрома медицинские сестры — у них он встречается в 1,5—2 раза чаще, чем у врачей. Распространенность СПВ у медработников онкологических учреждений в целом несколько выше, чем у медработников обще-соматических, особенно у медсестер.

Таблица 1

Распространенность синдрома профессионального выгорания у медицинских работников

Профиль медицинской специаль- ности Автор Распространенность (среднее значение), %

Онкология Ramirez A. J. et al. [37], Taylor С. et al. [38], Соболева E. А., Глобен-ко Г. М. [27], Касимовская Н. А. [7] 28,0-96,0 (54,6)

Интенсивная терапия Миронов П. П., Асафьева Н. В.[17] 48,0-82,3 (65,2)

Стоматология Врагина С. А. [5], Ларен-цова JI. И. [10] 72,0-90,0 (81,0)

Общесо- матическая медицина Deckard G. J. et al. [34], Лялюкова Е. А. и соавт. [13], Крячкова О. В. и соавт. [9], Чабан О. С. и соавт. [29] 30,0-80,0 (53,2)

Психиатрия, психотерапия, наркология Скугаревская М. М. [25], Гавриленко М. А. [6], Юрьева Л. Н. [32], Макарова Г. А. [14], Лукьянов В. В. [ 12], Малыгин В. Л. и соавт. [ 15] 29,0-100 (66,0)

В литературе профессиональную деятельность онкологов относят к группе риска по развитию СПВ [39]. При этом основным фрустрирующим фактором является необходимость иметь дело с больными, страдающими малокурабельным хроническим заболеванием [11]. У пациентов со злокачественными новообразованиями отмечается высокая распространенность пограничных психических расстройств, в частности, распространенность нозогенных реакций у них варьирует от 20 до 100 % [26]. Наличие расстройств в психической сфере вызывает дополнительные сложности при работе персонала с данным контингентом больных.

Сотрудники онкологических отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса, связанного с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью, сложностями труда и т. п. Постепенно формирующийся в результате этого СПВ снижает качество организации медицинской помощи, порождает негативное и даже циничное отношение к пациентам, психическую и физическую усталость и безразличие к работе.

Целью настоящего исследования явилось изучение проблемы деструктивного профессиогенеза в онкологии.

Материал и методы исследования

Нами были обследованы 40 сотрудников Архангельского областного онкологического диспансера: 15 врачей и 25 медицинских сестер. Средний возраст врачей (31,50 + 1,79) года, медицинских сестер — (39,54 + 2,03) года. Стаж профессиональной деятельности врачей (6,70 ± 1,67) года, а медсестер

— (13,76 + 2,45) года.

Группы сравнения составили 20 сотрудников органов внутренних дел Архангельской области и 90 психически здоровых студентов вуза. Средний возраст милиционеров (32,30 + 1,11) года, общий стаж работы в правоохранительных органах (8,41 + 0,78) года; средний возраст студентов (21,10 + 0,34) года.

В качестве нового методологического инструмента исследования профессиональной деятельности использовалась синергетика, Синергетика — междисциплинарное научной направление, изучающее развитие, самоорганизацию и согласованность действия подсистем в открытых системах (в том числе биологических, биопсихосоциальных). В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, то есть уменьшается энтропия (самоорганизация). Основными принципами синергетики являются нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдаемость. Методология синергетики основана на интегративном подходе к изучению термодинамически открытых и неравновесных диссипативных структур [28, 30].

Для скрининговой оценки психического здоровья на основе синергетического подхода использовалась, разработанная нами методика «Индекс ментальной экологии личности» [24], которая включает оценку трех компонентов ментального здоровья — психогенеза социогенеза и соматогенеза. Методика состоит из 252 утверждений, разбитых на 3 блока. I блок — оценки психогенеза — включает 156 утверждений, касающихся психической составляющей качества жизни (КЖ); факторов, влияющих на психическое здоровье, а также 21 признака наиболее распространенных психических расстройств ( невротических, психосоматических, зависимых) согласно МКБ-10. II блок — оценки социогенеза — включает 48 утверждений, с помощью которых исследуются социальная составляющая КЖ и особенности негативного влияния социальных факторов на здоровье человека. III блок

— оценки соматогенеза — содержит 48 утверждений, позволяющих оценить соматическую составляющую КЖ, а также факторов, влияющих на соматическое Здоровье (биологических, наследственных и др.).

Каждый из вопросов оценивается в баллах от 0 до 3, и определяется индекс ментальной экологии личности (ИМЭЛ).. При значениях ИМЭЛ от 68,2 до 100,0 баллов он оценивается как вероятное психическое здоровье у обследуемого; от 0 до 68,1 — вероятное наличие психических нарушений.

Нами оценивалось наличие предполагаемых 21 расстройства психики, среди них: стрессовые расстройства; ПТСР; социально-стрессовые; соматоформные; диссоциативные; тревожно-фобические; неврастения; депрессивное расстройство; психосоматические Заболевания; органические психические расстройства; шизофрения и бредовые расстройства; аффективное биполярное расстройство; психические и поведенческие расстройства, связанные с зависимостью от алкоголя, наркотических средств, с табаком, а также другими зависимостями; сексуальные расстройства; расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; расстройства личности и поведения в зрелом возрасте; синдром эмоционального выгорания. По результатам ответов судили о предполагаемом психическом расстройстве. По каждому из расстройств значения показателей находились в пределах от 0 до 18 баллов. Более низкие значения свидетельствовали о большей вероятности наличия психического расстройства.

Для обработки результатов применялись пакет прикладных статистических программ 5|аП8Нка (версия 6.0) и стандартные расчетные методы [2.0].

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов обследования медицинских работников онкологического диспансера по методике « Индекс ментальной экологии личности» ( рис. 1), показал наличие психического здоровья у большинства обследуемых. В то же время показатели ИМЭЛ у врачей и медицинских сестер были достоверно более низкими в сравнении с сотрудниками милиции (р < 0,05) и студентами (р 0,05). Медсестры имели еще более низкие значения ИМЭЛ, что во многом связано с более частой встречаемостью у них психических расстройств, вероятно вызванных троекратно более длительным стажем их профессиональной деятельности. Полученные нами данные в целом подтверждают результаты исследований других авторов, где говорится о более частой встречаемости СПВ у медицинских сестер по сравнению с врачами [27].

■Ь - л ;

Рис. 1. Показатели индекса ментальной экологии личности у разных категорий обследуемых

Примечание. * — различия достоверны при р < 0,05.

Анализ составляющих ментальной экологии личности (рис. 2) выявил, что врачи-онкологи и медсе-

Рис. 2. Показатели составляющих ментальной экологии личности у разных категорий обследуемых

Примечание. * — различия достоверны при р < 0,05.

етры имели достоверно более низкие значения по психогенезу в сравнении с сотрудниками милиции (р < 0,05) и студентами (р < 0,05), что говорит о наличии у них большей встречаемости нарушений в психической сфере. По соматогенезу у медицинских сестер отмечались самые низкие значения в сравнении с сотрудниками милиции (р • 0,05) и студентами (р < 0,05), что указывает на соматизацию профессиональных стрессовых проявлений у них и возможные проявления психосоматической или соматоформной симптоматики.

Более низкие В сравнении со студентами (р < 0,05) значения по социогенезу у медсестер свидетельствуют об их неудовлетворенности материальным положением, бытовыми условиями и межличностными отношениями с окружающими.

Анализ скрининга пограничных психических расстройств (рис. 3) показал, что более чем у половины врачей-онкологов имелась склонность к формированию социально-стрессовых расстройств и других зависимостей (зависимость от табака), почти у 40 % отмечались признаки депрессивных расстройств, у трети — признаки неврастении, стрессовых и тревожно-фобических расстройств. У каждого десятого врача имелись признаки ПТСР и зависимости от алкоголя. Почти у двух третей медицинских сестер онкологического профиля отмечались признаки социально-стрессовых расстройств, у половины — тревожно-фобических и стрессовых, у каждой четвертой — неврастении и диссоциативных расстройств.

У врачей и медсестер отсутствовала симптоматика, свидетельствующая об органических расстройствах, шизофрении, расстройствах, связанных с зависимостью от наркотических средств,, не наблюдались сексуальные расстройства и расстройства приема пищи.

Можно сказать, что для медработников онкологического профиля характерно наличие психических расстройств невротического уровня, которые можно объединить в одну группу постстрессовых расстройств (социально-стрессовых, стрессовых, тревожно-фо-бических). Врачей отличала большая склонность к

Рис, 3» Скрининг пограничных псвхичеркда расстройств у сотрудников Архангельского онкодиспайе.ера (по опроснику «Инде®; метальной эяодогия личности -), %

зависимости от табака и алкоголя. У каждого десятого медработника имелись признаки ПТСР.

Полученные нами данные согласуются с исследованиями других авторов, которые отмечают ухудшение психического состояния врачей-онкологов. Так, психическая заболеваемость среди них. поданным Т. Levin и W D. Kissane [35], в настоящее время составляет 32 %, а частота СПВ достигает 41 %.

Таким образом, медицинские работники онкологических учреждений подвержены возникновению деструктивного профессиогенеза, что подтверждает необходимость изучения факторов, способствующих его возникновению, и разработки профилактических мероприятий.

В биопсихосоциальной модели развитие деструктивного профессиогенеза можно достаточно условно представить в трех векторах (табл. 2), которые предопределяют мультидисциплинарный и интегральный подход к рассмотрению нормо- и патокинеза профессиональных деформаций.

Социогенез предполагает развитие социальных ролей и отношений, В качестве предиснозиции социогенеза деструктивного профессионального развития человека выступает дисгармоничная семья. В числе первых к признакам такой семьи можно отнести наличие у кого-то из ее членов какого-то из типов зависимости, в том числе ее разновидности, связанной с зависимостью от работы, С позиции синергетики стремление человека к уклонению от устойчивых состояний отчетливо представлено именно в потребностно-мотивационной сфере психики, при этом крайним вариантом устойчивости системы является остановка или гибель любой системы. Незначительные колебания устойчивости между позитивным и негативным развитием субъекта труда, по всей видимости, и определяют деструкцию профе ссиогенеза.

Закономерным процессам последующей фрактальной динамики является нарушение социализации личности, при этом в возрастном и профессиональном аспекте данный процесс совпадает с периодом выбора профессии и вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. С увеличением стажа работы и при часто повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях происходит снижение

таблица 2

Биопсихосоциальная модель деструктивного профессиогенеза

Вектор онтогенеза Фрактал

Предиспозиции: семейньш дизонтогенез Латентный: диатезы Инициальный: функциональные расстройства Развернутой клинической картины Хронизации: типы и формы течения Исхода

Соматогенез Наследственная отягощенность Нарушения нейропроцессов Соматоформные дисфункции Соматизи- рованное расстройство Психосома- тическое заболевание Профпатология

Психогенез Неврозогенная семья Акцентуации личности Психопатизация личности Личностная декомпен- сация Девиантное поведение Психический дефект

Социогенез Дисгармоничная семья Нарушения социализации личности Снижение фрустрационной толерантно сти Трудоголизм Профес- сиональная деформация Социальная дезадаптация

фрустрационной толерантности специалиста, человек уже не может отдаваться работе, как прежде, ощущает быстрое истощение после активной профессиональной деятельности, причем в какой-то мере Это экономная профессиональная позиция и защитная личностная установка. Следующим фракталом социогенеза является трудоголизм. Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения От ЖИЗНИ.

Эти симптомы составляют основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации. Область явлений профессиональной деформации личности охватывает разные по своей природе феномены, и эти явления, как детерминированные профессиональной деятельностью, вероятно, следует отличать от невротического развития личности, а также от смешанных форм не всегда эффективного приспособления к труду, развивающегося в период выраженного снижения внутренних ресурсов работника под влиянием возраста и болезней.

Исходом социогенеза деструктивного развития профессионала является социальная дезадаптация, понимаемая как частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Психогенез в его предиспозиции обусловлен влиянием длительного осуществления профессиональной деятельности, влиянием на своеобразие развития личности субъекта труда; важную роль здесь играют нарушения семейных взаимоотношений, так как основная часть социализации с момента рождения человека происходит в семье [31]. Именно неврозогенная семья является первым фракталом в формировании профессиональной деформации и ее исхода. В результате: взаимодействия нарушенных семейных взаимоотношений и многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации личности профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля Деятельности и трансформируются в итоге

в профессиональные деформации. Психопатизация личности, в «краевом» варианте, возникает под влиянием хронической психогенной травматизации, неблагоприятных социально-психологических факторов. Возникший патохарактерологический сдвиг нередко «отрывается» от первопричины, и начинается патологическое «саморазвитие » характера (психогенный повод исчезает, а патологические изменения личности продолжают нарастать). Личностная декомпенсация проявляется в выраженном нарушении социального функционирования, приводящем к серьезным конфликтам межличностного и внутриличностного характера.

Девиантное поведение человека обозначается как система поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам и проявляются в виде несбалансированности психических процессов, неадацтивцости, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [16]. При этом возможным исходом данного процесса является психический дефект в легких формах негативных изменений, проявляющийся психической астенизацией, повышенной утомляемостью, явлениями раздражительной слабости, сужением круга интересов и постепенной нивелировкой индивидуальных характерологических свойств.

Соматогенез профессиональной деформации в начале ее формирования возможен при неблагоприятной наследственной отягощенности. При воздействии негативных факторов социальной среды и конституциональной предрасположенности организма в вцде несбалансированности нейропроцеСсов возможна инициация сначала функциональных, расстройств с развертыванием еоматизированного расстройства, затем при увеличении напряженности факторов социального воздействия, а также длительности такого воздействия формируется морфологическое изменение, приводящее в дальнейшем к психосоматическому заболеванию. Исходом данного процесса является профпатология, вызванная психосоматическим заболеванием.

Рассматривая причины деструктивного профессио-щнеза у медработников онкологических учреждений, необходимо остановиться и на факторах, которые способствуют его формированию у сотрудников других медицинских профилей. Среди таких факторов можно выделить социальные', недостаточное вознаграждение; «помогающие» профессии; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным; деятельность, сопряженную с ответственностью за жизнь людей; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; эмоциональную насыщенность межличностного взаимодействия; личностные: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль; идеалистическую направленность личности; СКЛОННОСТЬ К повышенной тревоге и депрессивным реакциям; высокую эмпатичность; сенситивность; ригидную личностную структуру; низкую устойчивость к стрессорам; ценностную дезориентацию личности; профессиональные: высокую рабочую нагрузку; однообразную, напряженную психоэмоциональную деятельность; отсутствие взаимопонимания в коллективе; строго регламентированный режим работы; Доступность медикаментов; низкую материально-техническую базу больниц; частые ночные дежурства; отсутствие выходных и отпусков.

Мероприятия по профилактике деструктивного профессиогенеза у медицинских работников (рис. 4) осуществляются на четырех уровнях. Макросоци-альный уровень предполагает проведение мероприятий государством. Существуют данные о том, что повышение заработной платы сотрудникам

способствует снижению частоты развития у них синдрома профессионального выгорания. Так, у медработников частных клиник существенно реже наблюдаются признаки СПВ [32]. Мероприятия на мезосоциальном уровне заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе и улучшении условий трудовой деятельности. На уровне трудового коллектива профилактикой деструктивного профессиогенеза наряду с руководством должен заниматься психолог или психотерапевт. На миллисоциальном уровне объектом профилактики является семья сотрудника. В случае необходимости психолог должен проводить коррекцию семейных отношений и семейную психотерапию. Психолог также должен осуществлять профилактику деструктивного профессиогенеза на уровне личности (микросоци-альном) медработника онкологического учреждения. В связи с этим представляется необходимым включение в штат медучреждения психолога или психотерапевта, оказывающих помощь не только больным, но и сотрудникам онкологических учреждений.

Первичная профилактика деструктивного профессиогенеза в учреждениях онкологического профиля (рис. 5) должна включать три блока: медицинское направление, которое осуществляется путем диспансеризации персонала учреждения; психологическое направление — здесь мероприятия проводятся психологической службой; социальное направление, заключающееся в эффективном менеджменте.

Профилактика деструктивного профессиогенеза в учреждениях онкологического профиля должна

Пі|нш-иі

^ПИНАПЛПГИТ^ТЛ

Ит**?С1ЦЛИ МОСНЧП .■ЧГ4Й (ЛГО іірії-ЛІ-Сй

ііїнііїї.нй-ііЧіііг^: ""Ы'л. і

"ді*ршиг

! |ЫЮМ и: Н-НШЬ 1-і_І її і її

ИіМуужійґІніїмп і|А:№>ч

Инфії-иі^ііяні+і :-.грп:і|>у.:ініі«:іл ідофгссидо'Ф'Мі н .|ич,-мі юиг-Ч

[Ні/ЧНІКИ Г-ЧЖГМіуПРІІгіІ

І ‘.«Н-ІИ ПииСІІІН'ШГП'ІІ

достр.ітидоур

Рис. 4. Алгоритм шкзгоуровневой профилактики деструктивного профессиогенеза у медицинских работников онкологического профиля

Рис. В. Первичная профилактика Деструктивного профессиогенеза в учреждениях онкологического профиля Примечание, ДП — деструктивный профессиогенез,.

проводиться на уровне руководства учреждения и руководителей подразделений учреждения.

Руководство учреждения осуществляет: организацию информирования сотрудников о деструктивном профессиогенезе и факторах риска; организацию выявления признаков деструктивного профессиогенеза у сотрудников; перевод С согласия сотрудника в пределах учреждения в другие подразделения; создание условий для профессионально-квалификационного роста сотрудников; посильное решение жилищнобытовых вопросов; предоставление краткосрочного Отпуска, отпуска но частям сотрудникам*: повышение, собственной социально-психологической компетентности; гибкий и адекватный стиль руководства; организацию слаженной и гибкой работы подразделений учреждения; организацию оказания помощи молодым специалистам в адаптации к деятельности; адекватный подбор руководителей подразделений.

Руководители подразделений учреждения ДОЛЖНЫ провалить: диагностику деструктивного профессиогенеза у сотрудников подразделения; диагностику социально-психологического климата в трудовом коллективе и его улучшение; создание условий для профессионально-квалификационного роста сотрудников; организацию слаженной работы подразделения; изменение графика работы (при необходимости); наставничество молодых специалистов, организацию супервизии; изменение стиля ведения лечебного процесса; обучение подходам к работе с учетом специфики пациентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным направлениям работы психотерапевтической службы по профилактике деструктивного профессиогенеза в онкологическом учреждении относятся: проведение лекций по информированию

о деструктивном профессиогенезе: и принципах его профилактики; диагностика: деструктивного профессиогенеза и выявление факторов риска; обучение сотрудников приемам саморегуляции; обучение приемам самопомощи; психологическая помощь в стрессовых ситуациях; помощь в разрешении конфликтных ситуаций; проведение тренингов (коммуникативный, уверенности в себе, принятия решений); коррекция профессиональных коммуникативных навыков; психологическая коррекция личностных установок; обучение технологии общения с проблемными больными; терапия творческим самовыражением; проведение балинтовских групп, Групп поддержки, Т-групп; применение техник, направленных на укрепление личного счастья.

Синергетическая модель деструктивного профессиогенеза предполагает проведение ранней первичной профилактики у медицинских работников онкологического профиля еще в первых трех фракталах: предиспозиции (семейный дизонтогенез), латентном (диатезы) и инициальном (функциональные расстройства). В трех последних фракталах проводятся мероприятия, направленные на лечение и реабилитацию сформированного деструктивного профессиогенеза.

Первичная профилактика предполагает, что для предупреждения деструктивного профессиогенеза в будущем при выявлении у ребенка семейного дизонто-генеэа (фрактал предиспозиции) мероприятия должны быть направлены на коррекцию дисгармонии семейных отношений и изменение семейных стереотипов. Во втором фрактале, в период до начала трудовой деятельности, возможна коррекция нарушений социализации личности и нарушений нейропроцесеов. Во фрактале инициальном, как правило в начале

трудовой деятельности, необходимо повышение фру-страционной толерантности, коррекция соматоформ-ных дисфункций и психопатизации личности. Лечение деструктивного профессиогенеза осуществляется во фрактале развернутой клинической картины; в нем проводится психотерапевтическая коррекция личностной декомпенсации, соматизированных расстройств и трудоголизма. Во фрактале хронизации также еще возможно проведение психотерапевтических мероприятий для улучшения соматического и психического здоровья, социальной адаптации. Фрактал исхода деструктивного профессиогенеза предполагает адаптацию к имеющемуся заболеванию, профессиональную и социальную реабилитацию.

Таким образом, синергетическая модель деструктивного профессиогенеза позволяет организовать профилактику еще на донозологическом уровне и обосновать индивидуальные лечебно-реабилитационные маршруты.

В заключение можно отметить, что у медицинских работников онкологического профиля деструктивный профессиогенез представлен всеми тремя составляющими: психической, социальной и соматической. В психической составляющей более половины сотрудников онкологических учреждений обнаруживают признаки психических расстройств невротического уровня (социально-стрессовых, стрессовых, тревожно-фобических). У медицинских работников довольно часто отмечаются явления неврастении, депрессивных, психосоматических, соматоформных и ПТСР, являющихся в большей степени негативным следствием влияния профессиональных стрессов. Наиболее выраженные нарушения в соматической и социальной составляющих деструктивного профессиогенеза свойственны медицинским сестрам онкологических учреждений, они проявляются соматическими нарушениями, неудовлетворенностью материальным положением, бытовыми условиями и межличностными отношениями с окружающими.

Состоявшийся переход на новую систему оплаты труда создает новые возможности увеличения его уровня, индивидуализации стимулирующих выплат в зависимости от личного участия в эффективной деятельности клиники. Предложенная многоуровневая мультидисциплинарная система нормативного профессиогенеза должна стать одним из приоритетов социальной защиты медицинского профессионального сообщества.

Список литературы

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — М. : Наука, 1996. — 256 с.

3. Винокур В. А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина // Новые Санкт-Петербургские ведомости. — 2004. — № 1. — С. 73—75.

4. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях/Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья / под. ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Изд-во СпбГУ, 2000. - 498 с.

5. Врагина С. А. Феминизация отечественной стоматологии как социальная тенденция : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Врагина С. А. — Волгоград, 2007,— 18 с.

6. Гавриленко М. А. Защитные механизмы личности в структуре синдрома выгорания / М. А. Гавриленко // Украинский медицинский часопис. — 2002. — № 6/32; Х1/ХП. - С. 122-124.

7. Касимовская Н. А. Медико-социальные и профессиональные факторы дезадаптации сестринского персонала : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Касимовская Н. А. — М., 2008. - 18 с.

8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса-2. Психология антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2007.

- № 4. - С. 2-21.

9. Крячкова О. В. Анализ распространенности синдрома психоэмоционального выгорания среди врачей Тверской области / О. В. Крячкова, Д. А. Орлов // Фундаментальная наука и клиническая медицина : материалы Десятой Всерос. медико-биологической конф. молодых исследователей «Человек и его здоровье». — СПб., 2007. — С. 224—225.

10. Ларенцова Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов / Л. И. Ларенцова // Клиническая стоматология. — 2003. — № 4. — С. 82—86.

11. Лозинская Е. И. Проявление синдрома перегорания у психиатров и онкологов / Е. И. Лозинская // Обозрение психиатрии и медицинской психология. — 2006. — № 3.

- С. 16-19.

12. Лукьянов В. В. Психодинамический подход к исследованию синдрома «выгорания» у психиатров-наркологов / В. В. Лукьянов, С. А. Игумнов // Психотерапия и клиническая психология. — 2007. — № 2(21). — С. 32—33.

13. Лялюкова Е. Л.Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер / Е. А. Лялюкова, Т. В. Евсеева, Е. П. Романова,

B. Д. Краля // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 8. - С. 99-104.

14. Макарова Г. А. Синдром эмоционального сгорания / Г. А. Макарова // Психотерапия. — 2003. — № 11. —

C. 18-20.

15. Малыгин В. Л. Влияние личностных особенностей и копинг-стратегии при синдроме эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов / В. Л. Малыгин, А. Б. Искандирова, Е. Е. Пахтусова и др. // Прикладные информационные аспекты медицины. — 2008. — № 1(11).

- С. 15-18.

16. Менделевич В. Д. Наркозависимость и коморбид-ные расстройства поведения / В. Д. Менделевич. — М. : Медпресс-информ, 2003. — 328 с.

17. Миронов П. И. Распространенность и характеристика синдрома «эмоционального выгорания» у персонала отделений интенсивной терапии / П. И. Миронов, Н. В. Асафьева // Интенсивная терапия. — 2007. — № 3. - С. 6-10.

18. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. — 2001. — № 1. - С. 90-101.

19. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. — 2002. — № 3. — С. 85—95.

20. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2000. — 346 с.

21. Сидоров П. И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Гигиена и санитария.

- 2008. - № 3. - С. 29-33.

22. Сидоров П. И. Синергетика деструктивного про-фессиогенеза / П. И. Сидоров, Ю. К. Родыгина. — 14 с. — Деп. в Российском авторском обществе № 14533 от 19.11.2008.

23. Сидоров П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — М.: ГОЭТАРМедиа, 2008. — 880 с.

24. Сидоров П. И. Особенности ментальной экологии личности сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в Северо-Кавказском регионе / П. И. Сидоров, А. П. Сложеникин, И. А. Новикова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2008. — № 3(18). — С. 21—26.

25. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости,— 2002. - № 7. - С. 3-9.

26. СмулевичА. Б. Нозогенные реакции у больных раком желудка / А. Б. Смулевич, С. В. Иванов, Д. А. Бескова, М. Р. Шафигуллин // Психические расстройства в общей медицине. — 2007. — № 3. — С. 4—10.

27. Соболева Е. А. К вопросу о психической дезадаптации личности в профессии врача: факторы риска и направления психопрофилактики / Е. А. Соболева, Г. М. Глобенко // Сибирский психологический журнал. — 2006. - № 8. - С. 93-96.

28. Трубецков Д. И. Введение в синергетику. Хаос и структуры / Д. И. Трубецков,— М. : Едиторная УРСС, 2004. - 240 с.

29. Чабан О. С. Здоровье врача-невролога, психиатра. Кто о нем позаботится? / О. С. Чабан, С. Г. Сова, JI. Н. Юрьева // Здоров’я Украши. — 2007. — № 15—16.

- С. 46.

30. Чернявский Д. С. Синергетика и информация / Д. С. Чернявский // Динамическая теория информации.

- М. : Наука, 2001. - 245 с.

31. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкас. — СПб. : Питер, 1999. - 656 с.

32. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / JI. Н. Юрьева. — Киев : Сфера, 2004. — 272 с.

33. Ясько Б. А. Психология личности и труда врача : курс лекций / Б. Я. Ясько. — Ростов н/Д : Феникс, 2005.

- 304 с.

34. Deckard G. Physician Burnout: An Examination of Personal, Professional, and Organizational Relationships / G. Deckard, M. Meterko, D. Field // Medical Care. — 1994. - Vol. 32(7). - P. 745-754.

35. Levin Т. Психоонкология: состояние на 2006 г.

(расширенный реферат) / Т. Levin, W. D. Kissane // Психические расстройства в общей медицине. — 2007. — № 3. - С. 59-65.

36. Maslach С. Job Burnout / С. Maslach, W. В. Schaufeli, М. P. Leiter // Annual Review of Psychology. — 2001. — Vol. 52. - P. 397-422.

37. Ramirez A. J. Burnout and psychiatric disorder among cancer clinicians / A. J. Ramirez, J. Graham, M. A. Richards, et al. // Br. J. Cancer. — 1995. — Vol. 71.

- P. 1263-1269.

38. Taylor C. Changes in mental health of UK hospital consultants since the mid-1990s / C. Taylor, J. Graham, H. W. W Potts, et al. - Lancet. - 2005. - Vol. 366. -P. 742-744.

39. World Health Organization. “Staff burnout”. Guedelines for the primary prevention of mental, neurological and psychosocial disorders (Doc. WHO/MNH/EVA/88. 1). -Geneva, WHO.

DESTRUCTIVE PROFESSIOGENESIS IN ONCOLOGY

P. I. Sidorov, *A. V. Krasilnikov, **I. A. Novikova,

A. A. Kuznetsova

Northern State Medical University,

* Arkhangelsk Regional Clinical Oncologic Dispensary, **Pomor State University named after М. V. Lomonosov, Arkhangelsk

In the article, a conceptual framework of destructive professiogenesis in oncology has been considered. In medical workers of oncologic institutions, destructive professiogenesis is represented by three components: mental, social and somatic. Concerning the mental component, more than a half of staff of oncologic institutions show signs of mental neurotic disorders (social-stress, stress, anxious-fobiac). Most frank disorders in the somatic and social components of destructive professiogenesis are common with medical nurses of oncological institutions and occur in somatic disorders, dissatisfaction with curcumstances, living conditions and interpersonal relationships with others. A procedure and main directions of prevention of destructive professiogenesis in oncology have been proposed.

Keywords: destructive professiogenesis, medical workers, oncology.

Контактная информация:

Сидоров Павел Иванович — профессор, академик РАМН, ректор Северного государственного медицинского университета, директор института ментальной медицины СГМУ

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Тел. (8182) 28-57-91

E-mail: info@nsmu.ru

Статья поступила 23.03.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.