УДК 614.23:616-051
АДАПТИВНЫЙ ПРОФЕССИОГЕНЕЗ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВРАЧА
© 2011 г. П. И. Сидоров, И. А. Новикова
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В условиях модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, нацеленной на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных технологий и стандартов оказания медицинской помощи важным и необходимым становится обращение к кадровому потенциалу, и в частности к личности врача, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути.
Относясь к профессиям субъектно-субъектного типа, деятельность врача проходит в условиях повышенных социопсихологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Активность врача в условиях профессионального стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций [26], — проблемы, требующие научнопрактического осмысления.
Высокая социальная значимость медицинского труда является фактором дестабилизирующего влияния на личность врача на всех этапах его профессионального и жизненного пути. В этой связи особенно актуально изучение влияния профессии медицинского работника на его личность в процессе непрерывного профессионального развития.
Целью исследования явилась разработка концептуальных основ адаптивного профессиогенеза как основы непрерывного развития личности врача.
На основании анализа литературы и результатов собственных исследований [17—19, 22] нами сформулировано следующее определение адаптивного профессиогенеза. Адаптивный профессиогенез - это нормативное биопсихосоциальное профессиональное развитие личности. Для понимания сути нормативного профессионального развития необходимо в первую очередь остановиться на нарушениях данного процесса.
Профессиональное развитие — это динамический феномен, включающий не только рост и совершенствование, но также истощение и разрушение, деформации и деструкции, которые отрицательно сказываются на динамике и траектории профессиональной судьбы.
Профессиогенез личности врача сопровождается следующими типами психологических кризисов [26]: нормативные — профессиональноличностные кризисы, объективно обусловленные динамикой процесса профессионализации; ненормативные — кризисы, обусловленные личностными особенностями субъекта и «истории» его жизни, профессионального пути; острые — эмоциональные переживания врача,
В статье представлены концептуальные основы адаптивного профессиогенеза. Анализируется его распространенность среди медицинских работников. Рассмотрены примерные возрастные этапы, факторы и стратегии адаптивного профессиогенеза, его организационно-функциональное обеспечение в бюджетном медицинском учреждении и высшем учебном заведении.
Ключевые слова: адаптивный профессиогенез, личность врача.
детерминированные специфическими кризисными ситуациями профессиональной деятельности и требующие особых личностно-волевых усилий по их преодолению (смерть пациента в связи с патологией, несовместимой с жизнью; профессиональная (объективная) беспомощность врача; необоснованная критика профессиональных действий врача со стороны пациента или его близких и др.). Острые кризисы могут способствовать формированию состояний профессионально-личностной дезадаптации.
Деструктивный профессиогенез — это психосо-матосоциальные нарушения, вызванные негативным влиянием профессиональных факторов [19]. Деструктивный профессиогенез представлен составляющими [17]: психической — синдром профессионального выгорания (СПВ), социально-стрессовые и посттрав-матические расстройства, депрессивные и тревожно-фобические, неврастения и зависимые расстройства (трудоголизм, зависимость от алкоголя, наркотических средств и др.), деформация личности; соматической — соматоформные расстройства и психосоматические заболевания, профессиональные заболевания; социальной — нарушение социализации, социальные дисфункции, дезадаптация и деградация.
По данным литературы (таблица), распространенность СПВ среди медицинских работников составляет от 28 до 100 %. Шиболее часто синдром отмечается
у стоматологов, психиатров и врачей отделений интенсивной терапии. У каждого второго сотрудника онкологических учреждений и учреждений общесоматического профиля выявляются его признаки. Интересно, что СПВ имеется у каждого пятого сотрудника реабилитационного учреждения (санатория), несмотря на то, что условия труда в данных учреждениях менее интенсивны и стрессогенны. Синдром наблюдается как у врачей, так и медицинских сестер. Причем большинство исследователей говорят о более высокой встречаемости его у среднего медперсонала [12, 15, 21].
К неконтролируемым факторам адаптивного про-фессиогенеза можно отнести: социальные («помогающая» профессия, симуляция эмоций, высокая ответственность, высокая эмоциональная насыщенность общения с пациентами и персоналом); личностные (высокий самоконтроль, высокий уровень эмпатии и сенситивности, идеалистическая направленность личности); профессиональные (высокая рабочая нагрузка, строго регламентированный режим работы, высокая напряженность в деятельности).
Учитывать данные неконтролируемые факторы в медико-психосоциальном сопровождении деятельности врача необходимо, но устранить их невозможно, потому что они вытекают из самой специфики врачебной деятельности.
Распространенность синдрома профессионального выгорания у медицинских работников
Авторы Год Место проведения исследования Профиль медицинской специальности Категория работников Распростра- ненность, % Сред. значение распространенности, %
Taylor C. et al. [27] 2005 США Онкология Врачи 41 54,6
Соболева Е. А., Глобенко Г М. [21] 2006 Иркутск Онкология Врачи/медсестры 34,5/53,4
Касимовская Н. А. [7] 2008 Москва Онкология Медсестры 96
Миронов П. И., Асафьева Н. В. [15] 2007 Уфа Интенсивная терапия Врачи/медсестры 48,0/82,3 65,2
Назаров И. П. [16] 2008 Красноярск Интенсивная терапия Врачи 80,6
Гафарова Н. В. [3] 2008 Екатеринбург Хирургия Медсестры 30 30,0
Евдокимов В. И. и соавт. [5] 2009 Воронеж Травматология Врачи 30
Ларенцова Л. И.[10] 2002 Москва Стоматология Врачи 72 81,0
Врагина С. А. [1] 2007 Волгоград Стоматология Врачи 90
Фокина Т. Ю. [24] 2009 Москва Стоматология Врачи 64,6
Крячкова О. В. и соавт. [9] 2006 Тверь Общесоматический Врачи 80 53,2
Парпалей И. А., Володий М. А. [23] 2007 Киев Общесоматический Врачи 74,1
Золотухина Л. В., Шадрина И. В. [6] 2007 Челябинск Общесоматический Врачи 62,7
Кошкина О. П. [8] 2008 Омск Общесоматический Врачи 39
Гусакова Е. В., Пискунова И. В. [4] 2010 Москва Реабилитология Врачи/медсестры 13,5/28,0 20,8
Скугаревская М. М. [20] 2002 Беларусь Психиатрия, наркология Врачи 78,7 66,0
Гавриленко М. А. [2] 2002 Украина Психиатрия, психотерапия Врачи 100
Юрьева Л. Н. [25] 2004 Украина Психиатрия Врачи 77,5
Гафарова Н. В. [3] 2008 Екатеринбург Психиатрия Медсестры 40
Макарова Г. А. [13] 2006 Москва Психотерапия Врачи 73
Лукьянов В. В. [11] 2007 Курск Наркология Врачи 29
Малыгин В. Л. и соавт. [14] 2008 Москва Наркология Врачи 37,7
Рис. 1. Траектория развития деструктивного профессиогенеза
Синергетическую модель развития деструктивного профессиогенеза [19] можно достаточно условно представить в трех векторах (рис. 1): психо-, сомато- и социогенеза, предопределяющих мультидисциплинар-ный и интегральный подход к рассмотрению нормо- и патокинеза профессиональных деформаций.
Нами выделены факторы адаптивного профессиогенеза, способствующие оптимальному развитию личности врача: социальные —достаточное вознаграждение за труд (высокая заработная плата), высокая степень определенности в оценке выполняемой работы, адекватные межличностные взаимодействия, организация регулярных дебрифингов и тренингов для коллектива; личностные — адаптивная личностная структура, высокая устойчивость к стрессам, адаптивная ценностная ориентация личности, гармоничная направленность личности, эмоциональная устойчивость, умеренная личностная тревожность, средний уровень эмпатии и сенситивности; профессиональные — адекватная рабочая нагрузка, разнообразная деятельность в пределах профессиональных обязанностей, взаимопонимание в коллективе, высокая материальнотехническая база учреждения, охрана труда и отдыха (регулярные выходные, отпуска).
К стратегиям адаптивного профессиогенеза в деятельности врача можно отнести следующие: биологические — хорошее состояние здоровья, здоровый образ жизни, отсутствие профессиональных вредностей, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха; психологические — гармоничная личность, умеренная тревожность, адекватная самооценка, высокая стрессоустойчивость, конструктивная направленность личности, высокая коммуникабельность и умение разрешать конфликтные ситуации; социальные — высокий уровень заработной платы, удовлетворенность материально-бытовыми условиями труда, удовлетворенность взаимоотношениями в
коллективе, наличие семьи и детей, возможность постоянно повышать профессиональный уровень.
Примерные возрастные этапы адаптивного профессиогенеза представлены на рис. 2 (рис. 2 и 3 см. на внутренней сторонке задней стороны обложки). Адаптивный профессиогенез предполагает развитие профессионального потенциала до достижения периода профессиональной зрелости (45 лет) и некоторое его снижение, начиная с возраста после 65 лет.
Организационно-функциональное обеспечение адаптивного профессиогенеза в бюджетном медицинском учреждении (рис. 3) должно включать три блока: медицинское направление, которое осуществляется путем диспансеризации персонала учреждения; психологическое направление — мероприятия проводятся психологической службой; социальное направление, заключающееся в эффективном менеджменте.
Адаптивный менеджмент корпоративного профес-сиогенеза должен проводиться руководством учреждения и руководителями подразделений учреждения.
Организационно-функциональная структура обеспечения адаптивного профессиогенеза в высшем медицинском учебном заведении включает периоды обучения в учебном заведении и обучения на курсах повышения квалификации. В период обучения в учебном заведении необходимо реализовать следующие направления работы: информационное (информация
о требованиях к физическому и психологическому состоянию, необходимых в профессии; информация об источниках эмоционального стресса при работе и о риске возникновения деструктивного профес-сиогенеза); обучающее (обучение базовым навыкам, профессиональной коммуникации в профессии, курс «деловое общение», расширение знаний о взаимоотношениях в системе «врач — больной» (на занятиях по психологии); коррекционное (участие в программе адаптации первокурсников, диагностика и коррекция
признаков дезадаптации, устранение факторов риска, психолого-педагогическое сопровождение — курация). В период обучения на курсах повышения квалификации необходимо обеспечить: информационное направление (информация о проблеме деструктивного профессиогенеза, факторах, влияющих на формирование деструктивного профессиогенеза, диагностике деструктивного профессиогенеза и его признаках, профилактике); обучающее (проведение тренингов и групповых занятий по обучению коммуникативным навыкам при общении, выработке уверенности в себе, техникам релаксации, аутогенной тренировки); коррекционное (диагностика признаков деструктивного профессиогенеза и факторов риска у курсантов, оказание необходимой психологической помощи).
Синергетическая модель обеспечения адаптивного профессиогенеза предполагает проведение мероприятий в первых трёх фракталах: предиспозиции (семейный дизонтогенез), латентном (диатезы) и инициальном (функциональных расстройств). В трёх последних фракталах проводятся мероприятия, направленные на лечение и реабилитацию сформированного деструктивного профессиогенеза.
В заключение можно отметить, что предложенная многоуровневая мультидисциплинарная система адаптивного профессиогенеза у врачей должна стать приоритетом социальной защиты медицинского профессионального сообщества.
Актуальные вызовы модернизации здравоохранения страны требуют радикального изменения модальности общественного и профессионального сознания медицинских работников: смены пессимистичнокатастрофической парадигмы восприятия мира на ресурсно-созидательную жизненную стратегию, предопределяющую адаптивный профессиогенез и устойчивое развитие.
Список литературы [References]
1. Vragina S. A. Feminizatsiya otechestvennoi stomatologii kak sotsial'naya tendentsiya [Feminisation of National Dentistry as Social Tendency]: avtoref. ... kand. med. nauk. Volgograd, 2007. 18 s. [in Russian]
2. Gavrilenko M. A. Zashchitnye mekhanizmy lichnosti v strukture sindroma vygoraniya [Defensiveness in Structure of Burnout Syndrome] // Ukrainskii meditsinskii chasopis. 2002. N 6/32; XI/XII. S. 122-124. [in Russian]
3. Gafarova N. V. Rol' lichnostnykh kharakteristik v formirovanii sindroma emotsional'nogo vygoraniya u srednego meditsinskogo personala [Role of Personality Characteristics in Formation of Emotional Burnout Syndrome in Paramedical Personnel] // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. N б0. S. 42-47. [in Russian]
4. Gusakova E. V., Piskunova I. V. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskogo personala reabilitatsionnogo kompleksa FGU “RNTs vosstanovitel'noi meditsiny i kurortologii” [Emotional Burnout Syndrome in Medial Personnel of Scientifc Center for Restorative and Resort Medicine] // Sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiya kurortnogo dela v Rossiiskoi Federatsii: Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa “Zdravnitsa-2010”, Moskva, 18-20 maya 2010. S. 98. [in Russian]
5. Evdokimov V. I., Esaulenko I. E., Gubin A. I., Popov V. I. Otsenka professional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov: metodicheskie rekomendatsii [Assessment of Professional Burnout in Medical Workers: methodological recommendations]. Voronezh; SPb.: Politekhnika-servis, 2009. 82 s. [in Russian]
6. Zolotukhina L. V., Shadrina I. V., Kurenkova N. A. Sindrom professional'nogo vygoraniya u vrachei i medsester psikhiatricheskikh uchrezhdenii. Aktual'nost' problemy // Ural'skii meditsinskii zhurnal. 2008. N 3. S. 19—23. [in Russian]
7. Kasimovskaya N. A. Mediko-sotsial'nye i professional'nye faktory dezadaptatsii sestrinskogo personala [Mediacl-social and Professional Factors of Nurses’ Deadaptation]: avtoref. ... kand. med. nauk. M., 2008. 8 s. [in Russian]
8. Koshkina O. P. Sindrom “emotsional'nogo vygoraniya” v professional'noi deyatel'nosti meditsinskoi sestry [Burbout Syndrome in Professional Activity of Nurses] // Glavnaya meditsinskaya sestra. 2008. N 6. S. 68—86. [in Russian]
9. Kryachkova O. V., Orlov D. A. Analiz rasprostranennosti sindroma psikhoemotsional'nogo vygoraniya sredi vrachei Tverskoi oblasti [Analysis of Psychoemotional Burnout Syndrome’s Prevalence Among Physicians of Tver Region] // Fundamental'naya nauka i klinicheskaya meditsina: materialy 10 Vseros. mediko-biol. konf. molodykh issledovatelei “Chelovek i ego zdorov'e”. SPb., 2007. S. 224—225. [in Russian]
10. Larentsova L. I. Izuchenie sindroma emotsional'nogo vygoraniya u vrachei-stomatologov [Study of Syndrome of Emotional Burnout in Dentists] // Klinicheskaya stomatologiya. 2003. N 4. S. 82-86. [in Russian]
11. Luk'yanov V. V., Igumnov S. A. Psikhodinamicheskii podkhod k issledovaniyu sindroma «vygoraniya» u psikhiatrov-narkologov [Psychodynamic Approach to Stdy of Burnout Syndrome in Psychiatrists-Addictologists] // Psikhoterapiya i klinicheskaya psikhologiya. 2007. N 2(21). S. 32-33. [in Russian]
12. Lyalyukova E. A., Evseeva T. V., Romanova E. P., Kralya V. D. Sindromy khronicheskoi ustalosti i emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh sester [Chronic fatigue Syndrome and Emotional Burnout Syndrome in Nurses] // Glavnaya meditsinskaya sestra. 2003. N 8. S. 99-104. [in Russian]
13. Makarova G. A. Sindrom emotsional'nogo sgoraniya [Emotional Burnout Syndrome] // Psikhoterapiya. 2003. N 11. S. 18-20. [in Russian]
14. Malygin V. L., Iskandirova A. B., Pakhtusova E. E. i dr. Vliyanie lichnostnykh osobennostei i koping-strategii pri sindrome emotsional'nogo vygoraniya u vrachei psikhiatrov i narkologov [Influence of Personality Features and Coping Strategies in Emotional Burnout Syndrome in Psychiatrists and Addictologists] // Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2008. N 1(11). S. 15-18. [in Russian]
15. Mironov P. I., Asaf'eva N. V. Rasprostranennost'
i kharakteristika sindroma “emotsional'nogo vygoraniya” u personala otdelenii intensivnoi terapii [Prevalence and Description of Emotional Burnout Syndrome in Personnel of Intensive Therapy Departments] // Intensivnaya terapiya. 2007. N 3. S. 6-10. [in Russian]
16. Nazarov I. P. Professional'noe vygoranie vrachei anesteziologov-reanimatologov [Occupational Burnout of Anaestheziologists and Emergency Phisicians] // Pervaya kraevaya (Krasnoyarsk). 2008. N 31. S. 52-53. [in Russian]
17. Sidorov P. I., Krasil'nikov A. V., Novikova I. A., Kuznetsova A. A. Destruktivnyi professiogenez v onkologii
[Destructive Professiongenesis in Oncology] // Ekologiya cheloveka. 2009. N 5. S. 16-24. [in Russian]
18. Sidorov P. I., Solov'ev A. G., Novikova I. A. Sindrom professional'nogo vygoraniya: uchebnoe posobie [Occupational Burnout Syndrome: Study Guide]. Arkhangel'sk: Izd. tsentr SGMU, 2007. 176 c. [in Russian]
19. Sidorov P. I., Rodygina Yu. K. Sinergetika destruktivnogo professiogeneza [Synergics of Destructive Professiogenesis]. 14 s. Dep. v Rossiiskom avtorskom obshchestve 19.1 1.2008, N 145ЗЗ. [in Russian]
20. Skugarevskaya M. M. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya [Occupational Burnout Syndrome] // Meditsinskie novosti. 2002. N 7. S. З-9. [in Russian]
21. Soboleva E. A., Globenko G. M. K voprosu o psikhicheskoi dezadaptatsii lichnosti v professii vracha: faktory riska i napravleniya psikhoprofilaktiki [Psychic Deadaptation of Personality in Medical Profession: Risk Factors and Psychpprevention Trends] // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2006. N 8. S. 9З-96. [in Russian]
22. Sposob otsenki mental'noi ekologii lichnosti : pat. 2З47528 Ros. Federatsiya / P. I. Sidorov, I. A. Novikova; 27.02.2009. [in Russian]
23. Chaban O. S., Sova S. G., Yur’eva L. N. Zdorov'e vracha-nevrologa, psikhiatra. Kto o nem pozabotitsya? [Health of Neurologists, Psychiatrists. Who takes care of them?] // Zdorov’ya Ukraini. 2007. N 15-16. S. 46. [in Russian]
24. Fokina T. Yu. Lichnostno-psikhologicheskie aspekty sindroma emotsional'nogo vygoraniya u vrachei-stomatologov [Personality-Psychological Aspects of Emotional Burnout Syndrome in Dentists]: avtoref. ... kand. med. nauk. M., 2009. 18 s. [in Russian]
25. Yur'eva L. N. Professional'noe vygoranie u meditsinskikh rabotnikov: formirovanie, profilaktika, korrektsiya [Occupational Burnout in Medical Workers:
Formation, Prevention, Correction]. Kiev: Sfera, 2004. 272 s. [in Russian]
26. Yas'ko B. A. Psikhologiya lichnosti i truda vracha: kurs lektsii [Personality Psychology and Physician’s Labor: Lecture Course]. Rostov n/D: Feniks, 2005. 304 s. [ in Russian]
27. Taylor C., Graham J, Potts H. W., et al. Changes in mental health of UK hospital consultants since the mid-1990s // Lancet. 2005. Vol. 366. P. 742-744.
ADAPTATIONAL PROFESSIOGENESIS AS BASIS FOR CONTINUOUS DEVELOPMENT OF DOCTOR’S PERSONALITY
P. I. Sidorov, I. А. Novikova
Northern State Medical University, Arkhangelsk
In the article, conceptual foundations of adaptational professiogenesis have been introduced. Its prevalence among medical workers has been analyzed. Approximate age stages, factors and strategies of adaptational professiogenesis, its organizational-functional support in a budget medical institution and a higher educational institution have been considered.
Keywords: adaptational professiogenesis, doctor’s personality
Контактная информация:
Сидоров Павел Иванович — профессор, академик РАМН, ректор Северного государственного медицинского университета, директор института ментальной медицины СГМУ
Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 Тел. (8182) 28-57-91 E-mail: [email protected]