Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Петрова Сардана Филипповна

В данной статье рассмотрены основные аспекты влияния стиля и типа воспитания в семье на успешное развитие и функционирование эмоционального интеллекта. Выделены факторы риска, а также описан процесс протекания здорового развития эмоционального интеллекта. Кроме того, на основе данной работы был проведен опрос студентов Северо-восточного федерального университета о влиянии семьи на развитие эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Яна Аркадьевна, Петрова Сардана Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

This article discusses the main aspects of the influence of the style and type of upbringing in the family on the successful development and functioning of EI. There are some identification of risk factors, and the description of process of emotional intelligence healthy development. In addition, on the basis of this research, a survey was conducted among students of the North-eastern Federal University on the influence of family on the development of emotional intelligence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

конкурентноспособности выпускника. Дизайн-проектирование рассматривается как интеграционная оболочка, включающая в множество компетенций, полученных студентами при изучении широкого ряда других дисциплин. Исследование выявило, что актуализация интеграционных связей в процесс дизайн-проектирование на всех этапах профессиональной проектной деятельности графического дизайнера становится одним из главных условий реализующих профессиональную компетентность в различных видах графического дизайна. Межпредметная интеграция влияет на качество конечного продукта, и на качество процесса учебной проектной деятельности. Интеграция в дизайн проектирование дидактических единиц из широкого ряда дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла, создает благоприятные дидактические условия формирования профессионала в учебном пространстве высшей школы. Высокий уровень владения дизайн-проектированием создает для выпускника благоприятные условия реализации в профессии и на рынке труда.

Литература:

1. Голубев, В.В. Профессиональная подготовка студента-дизайнера в условиях перехода к многоступенчатой модели высшего образования в Республике Беларусь дизайнера / В.В. Голубев // Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы II МНПК, в 2-х частях. - Ч.2. - Минск: Колороград, 2015. - 234 с.

2. Дромова, Н.А. Дизайн-проектирование как основа профессиональной подготовки будущих дизайнеров / Н.А. Дромова // Человек и образование. - 2019. - No 1 (58). - С. 156-162.

3. Коробий, Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Коробий Елена Борисовна. - Москва, 2015. - 26 с.

4. Мартынов, В.В., Найденова Л.В. Дизайн-проект как форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций у выпускника направления "графический дизайн" / В.В. Мартынов // Новые идеи нового века: Материалы международной научной конференции. - Хабаровск: ФАД ТОГУ, 2019. - T. 2. - С. 353-358.

5. Резинкина Л.В., Дромова Н.А. Актуальность введения профессиональной компетенции дизайн-проектирования идеи / Л.В. Резинкина // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2019. - No 1. - С. 77-80.

6. ФГОС 54.03.01 Дизайн. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1015 // http:// fgosvo.ru (дата обращения 30.05.2022). - Режим доступа: свободный.

Педагогика

УДК 378.18

студентка 3 курса Тимофеева Яна Аркадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты влияния стиля и типа воспитания в семье на успешное развитие и функционирование эмоционального интеллекта. Выделены факторы риска, а также описан процесс протекания здорового развития эмоционального интеллекта. Кроме того, на основе данной работы был проведен опрос студентов Северо-восточного федерального университета о влиянии семьи на развитие эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, воспитание, социализация, возрастные особенности развития, стиль воспитания.

Annotation. This article discusses the main aspects of the influence of the style and type of upbringing in the family on the successful development and functioning of EI. There are some identification of risk factors, and the description of process of emotional intelligence healthy development. In addition, on the basis of this research, a survey was conducted among students of the North-eastern Federal University on the influence of family on the development of emotional intelligence.

Key words: emotional intelligence, upbringing, socialization, age-related features of development, parenting style.

Введение. На сегодняшний день проблема здорового и качественного воспитания и развития детей в каждой семье является важной и актуальной так же, как это было большую часть существования человечества в целом. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок перенял от него всё самое лучшее и максимально реализовался как здоровая и успешная личность в будущем. Однако стоит помнить, что мы все разные, и определенная часть людей мыслит по-другому, что значит и предпринимает иные средства для достижения поставленной цели. Одна часть условных родителей считает, что для успешной реализации в обществе их ребёнку нужно лишь поглощать логическую информацию и узнавать как можно больше нового, работая словно искусственный интеллект, пока другая считает физическое развитие самым главным путем достижения поставленной цели. Но несмотря на это, остаётся незамеченной действительно значимая часть воспитания ребёнка, - психическая, при которой развивается не только логический интеллект, но и эмоциональный.

Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционально интеллекта отражена в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: Д. Гоулмен (теория эмоциональной компетентности), Х. Вайсбах, У. Дакс (эмоциональный интеллект как умение «Интеллектуально управлять своей эмоциональной жизнью), Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн (интеллектуальный процесс невозможен без участия эмоций), А.Н.Леонтьев (мышление имеет эмоциональную регуляцию), Т.П. Березовская (возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения).

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Способность осознавать, что ребёнок чувствует на данный момент, возможность иметь представление о чувствах другого человека и уметь воздержать свои кратковременные желания и порывы для достижения дальнейшей практической цели [5].

Отчего же эмоциональный интеллект иногда кажется нам не таким важным, как логический? Не так давно ведь главным компонентом успеха в будущем ребёнка были логические знания, как таковые, так как в современном обществе информация является возможностью к успешной реализации в жизни. Обратимся к истории: важность эмоционального интеллекта доказана Д. Гоулманом в его работе 1995 года «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Изучая человеческий интеллект, он определил, что его возможности не заканчиваются лишь логическим пониманием вещей, и для успеха в будущем важен не только он, поэтому вопросом эмоционального интеллекта в дальнейшем занялись вплотную. Как человек будет реагировать на столкновение с определенной стрессогенной

окружающей средой, его мотивы при этом, мысли, эмоции, потребности и склонности во многом определяет уровень развития у него эмоционального интеллекта.

Стоит упомянуть, что у детей эмоциональный интеллект развивается всё время вплоть до взрослого возраста, но самый активный период становления эмоционального интеллекта - 5-6 лет, так как в данный период ребёнок начинает постигать начало своего психологического самосознания, формирование собственной личности и поиск своей идентичности, сталкиваясь с новыми преобразованиями в жизни: межличностное общение со сверстниками, вхождение в новый коллектив и опыт тесного общения между собой, формирование раннего мировоззрения, направленность на взрослый мир, новые проблемы и кризисы.

На его развитие, предположительно, воздействует обилие внешних факторов: среда воспитания ребёнка, уровень развития эмоционального интеллекта родителей, возможности семьи в поддержке развития. Действительно, семья, в особенности родители, играют немаловажную роль в становлении эмоционального фона ребёнка: модель и тип воспитания, методы и способы борьбы с кризисами в семье, а также диалог с ребёнком. Родители, как никто иной, отвечают за формирование эмоционального интеллекта ребёнка и способность им переживать весь спектр эмоций, осознавая, справляясь с ними и становясь самостоятельной личностью.

Рассмотрим стили воспитания и влияние их на формирование эмоционального интеллекта ребёнка. Выделяются основные стили воспитания:

Авторитарный, подразумевающий воспитание, когда ребёнок не имеет права голоса и определенных свобод в семье. Родители чаще всего стараются навязать свои взгляды, мысли и желания детям в грубой или жесткой форме, выражающейся в упреках, угрозах и манипуляциях. Ребёнок, прошедший социализацию в таких условиях, имеет склонность претерпеть тяжелое моральное состояние, и кризис подросткового возраста для него может закончиться девиантным поведением. Развитие эмоционального интеллекта в таких условиях, сложно сказать, что он будет развит успешно и полностью, так как в основном в семьях с таким стилем воспитания наблюдается низкая активность его развития. Также применение агрессивных и жестких методов воспитания может привести к отсутствию осознания собственных чувств и эмпатии ребёнка, так как на протяжении долгого времени они подавлялись. Также неуважение к чувствам ребёнка станет своеобразным барьером к пониманию друг друга.

Однако стоит упомянуть, что есть дети, которые оказываются эмоционально устойчивыми к стрессогенным воздействиям, несмотря на неблагоприятные социальные условия жизни. Это свойство получило название резилиенц -устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды. Тем не менее данные многочисленных исследований показывают корреляцию между стилем семейного воспитания, развитостью эмоционального интеллекта и устойчивостью к стрессам (резилиенц), с одной стороны, и успешностью школьного обучения - с другой [2]. Такие дети, даже подвергаясь жестокому методу воспитания, могут активно вступать в межличностные отношения и вливаться в коллектив сверстников, также успевая вникать в школьную программу.

Демократический стиль воспитания определяется равным положением ребёнка и родителя. В такой семье учитываются желания ребёнка, он открыто высказывает свою точку зрения и имеет возможность самостоятельно осуществлять выбор и брать ответственность за свои решения. Дети, выросшие преимущественно при таком стиле воспитания, в основном имеют гармоничные отношения как с родителями, так и со сверстниками и друзьями, но иногда имеют проблемы с эмпатией, так как всегда воспитывались в контексте противостояния с родителями, умеют постоять за себя и иногда не понимают чувств других.

Данный стиль воспитания является наиболее благоприятным для развития ЭИ, так как при нем взаимоотношения между родителем и ребёнком представляются как открытый диалог, где родитель, подобно учителю или тренеру, показывает и объясняет ребёнку мир эмоций, помогая разобраться в них и уча контролю. Такая практика яснее раскрывает ребёнку природу эмоций.

Попустительский стиль воспитания характерен отсутствием интереса родителей к ребёнку и предоставлением ему абсолютной свободы в действиях, при этом отсутствия участия в становлении и формировании его личности. Также наблюдается недостаток дисциплины в семье, так как межличностные отношения между родителем и ребёнком больше схожи на дружеские, где никто ни за кого ответственности не несет. В данном стиле воспитания прослеживается наличие разговора между родителем и ребёнком, но на протяжении него родитель игнорирует или блокирует для себя чувства и эмоции ребёнка, предпочитая решению проблем отвлечение от них, лишь бы не чувствовать стресс от переживаний.

Семьи которые полностью соответствуют всем трем стилям воспитания, достаточно редко, но имеет место быть. В основном, это бывают семьи, где смешаны разные стили воспитания. Но и об эффективности развития эмоционального интеллекта в смешанной семье говорить не приходится.

Рассмотрим формирование здорового развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста, дошкольников и подростков. Во время раннего возраста (от 1 до 3 лет) малыш активно исследует новый мир, учась общаться с мамой и папой, - всячески пародируя их улыбку, смех и движения. Именно в этот период у ребёнка развивается мозг и нервная система, поэтому принято считать данный возраст самым благоприятным для получения информации: восприятие цвета, чисел, букв, слов и разных базовых логических принципов. Кроме того, от года до трех лет малыш учится узнавать «хороших» и «плохих» людей, показывая свою ответную реакцию на какое-либо действие (улыбка - улыбка в ответ, враждебный взгляд - плач как защитная реакция). Также ребёнок начинает понимать, какие эмоции проявляют сейчас родители, и что нужно сделать, чтобы получить что-то взамен.

Следующий этап - от 4 до 7 лет, то есть дошкольный возраст, когда ребёнок только отходит от «кризиса трех лет», идентифицируя свое «Я» эмоционально и физически от мамы, а также переходя в состояние выхода из границ, установленных прежде родителями. Зачастую этот период сопровождается отрицанием всего окружающего, что пугает некоторых родителей и вызывает ответную реакцию: они ругают ребёнка, кричат на него и используют другие радикальные меры, чтобы прекратить этот кризис. Это является большой ошибкой, ведь в результате получается низкий эмоциональный интеллект ребёнка и далее - недоверие к родителям.

Кризис 3 лет заканчивается, и начинается период активной социальной жизни ребёнка: он поступает в детский сад и знакомится со сверстниками, отдаляясь от мамы на целый день; во время данного периода ребёнок учится контролировать свои чувства и эмоции в первом социуме.

Третий, завершающий период - школьный и подростковый возраст, с 7 до 12 лет. Вступая в новый социум, он сталкивается не только с проблемой социализации в нем и знакомства с новыми людьми, но также постигает понятия нравственности, доброты и сострадания благодаря школьной программе, которая пропагандирует хорошие взаимоотношения между людьми. Ребёнок учится строить долговременные отношения с группой друзей или лучшим другом, благодаря которым постигает хорошие и плохие стороны таких взаимоотношений: приятные воспоминания, болезненный опыт от первых ссор, радость встреч и поддержка и взаимопомощь друг другу. Все эти пункты были бы не

соблюдены, если бы ребёнок не владел достаточным уровнем эмоционального интеллекта, и межличностные взаимоотношения с другими людьми были бы быстрыми, а не долгосрочными [1].

При рассмотрении некоторых типов семейного воспитания также возникают различные мысли по поводу развития эмоционального интеллекта ребёнка. К примеру, возьмем гиперпротекцию с проявлением излишней заботы. Данному типу воспитания характерна мелочная опека над ребёнком, стремление к тесному социальному контакту, а также тотальный контроль над жизнью ребёнка. В итоге он вырастает эмоционально нестабильным, несамостоятельным, склонным к зависимостям, эгоцентричным, асоциальным и инфантильным человеком. В таком контексте развитие эмоционального интеллекта является сугубо самостоятельной деятельностью ребёнка, зависящей только от него самого.

Для выявления эмоционального интеллекта среди современной молодежи, мы провели исследование в форме опроса-анкетирования среди студентов с 1 по 3 курс. Возраст опрашиваемых составляет от 17 до 22 лет, 43 человек. База анкетирования - платформа «Google forms». Респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Сложно ли вам вливаться в новый коллектив?

Согласно результатам опроса, 44,2% опрошенных считают, что им сложно вливаться в коллектив, 39,5% - легко вливаются в любой коллектив, а 16,2% - сомневаются в ответе.

2. Считаете ли вы себя эмпатичным?

Треть опрошенных считают себя достаточно эмпатичными, пока остальная часть не уверена в этом.

3. Умеете ли вы контролировать свои эмоции?

Успешное развитие эмоционального интеллекта подразумевает собой контроль и совладание над своими эмоциями. Как ни странно, 74,2% опрошенных уверены, что могут контролировать свои эмоции, 18,3% - нет, а 7,4% сомневаются в ответе.

4. Много ли у вас друзей?

Друзья - это прежде всего признак успешного прохождения этапа социализации, который подразумевает собой вливание в коллектив сверстников и успешное формирование собственного «Я» в нем. Так, 60,5% респондентов имеют от 67 друзей, 23,3% опрошенных от 4-5, и 16,2% - от 1 до 3.

5. Как долго длились ваши самые долгие отношения с лучшими друзьями/другом?

Длительность межличностных отношений для детей - это признак здоровой и благоприятной дружбы, где оба человека имеют высокий уровень развития ЭИ.

Опрашиваемые имеют такие результаты:

До года - 4,7%

От года до трех-четырех лет - 32,6%

От пяти до десяти лет - 39,5%

Более десяти лет - 23,3%

6. Как вы реагируете на кризис/сложный период в отношениях с друзьями?

Конфликты и напряжение во взаимоотношениях между друзьями также являются сложным, но необходимым этапом в социализации и развитии эмоционального интеллекта ребёнка. Проходя через них, он узнает себя в стрессовой ситуации и учится распознавать и работать с чувством обиды, злобы и негодования.

Рассмотрим результаты опрошенных. Как выяснилось, 85,7% стараются решить проблемы и уладить конфликт, а 14,3% - не уверены в своем ответе.

7. Вы умеете справляться с негативными эмоциями?

В этом вопросе ответы немного разнятся: треть ответила положительно, треть «стараюсь, и другая часть - «нет», что указывает на тенденцию развития ЭИ в группе респондентов, так как большая часть старается справляться с эмоциями.

8. Какая эмоциональная обстановка у вас в семье?

К этому вопросу были даны три варианта ответа, из которых «положительная» был выбран 34,2% опрошенных, «нейтральная» 47,6%, и «отрицательная» 18,2%.

9. К какому стилю воспитания вы могли бы отнести свою семью?

Как мы предполагали выше, стиль воспитания также сильно отражается на уровень развития эмоционального интеллекта ребёнка. Выделяют, напомним, три стиля воспитания: демократический, авторитарный и попустительский. Группа опрошенных представила следующие результаты:

«демократический стиль воспитания» - 37,2% участников опроса; «авторитарный стиль воспитания» - 41,9% участников опроса; «попустительский стиль воспитания» - 20,9% участников опроса.

10. Учили ли вас родители идентифицировать и справляться с эмоциями?

Возможность в семье обучения эмоциональному интеллекту на сегодняшний момент в контексте семьи является достаточно сложным явлением, так как многие родители, воспитывающие детей с 1999-2003 годов считают правильным, чтобы он учился самостоятельно постигать мир: делая ошибки, распознавая новые аспекты своих мыслей и пробуя что-то новое, поэтому при такой политике уровень развития обучения эмоциональногоинтеллекта в таком контингенте немного ниже: две трети опрошенных не встречали в семье того, чтобы родители как-то помогали изучать спектр эмоций, которые могут возникнуть при контакте с теми или иными ситуациями, пока одна треть все-таки проходили базовое обучение по распознаванию и контролю над эмоциями.

Итак, по результатам опроса мы видим достаточно значительную тенденцию увеличения уровня развития эмоционального интеллекта среди студентов. Опрошенные не только хорошо умеют поддерживать отношения с друзьями, но и справляются с конфликтами в межличностных отношениях. Ситуация с контролем и восприятия эмоций стоит немного иначе: как показал опрос, две трети считают, что умеют контролировать свои эмоции, но сталкивались с опытом обучения эмоциям в семье лишь треть. Однако это не портит основную картину исследования, которая показывает нам всеобщую тенденцию развития ЭИ.

Выводы. Несомненно, проблема развития эмоционального интеллекта будет в наше время всегда актуальной, так как в современных реалиях успешным человеком можно назвать не только того, кто умеет владеть и пользоваться информацией, но и того, кто успешно владеет дополнительными навыками работы в обществе, еще иногда называемых soft-skills, которые во многом определяют уровень подготовки человека к стрессогенным ситуациям, возможности его выхода из них и успешное и здоровое построение взаимоотношений с другими людьми. Как показало данное исследование, к факторам развития эмоционального интеллекта можно отнести ряд явлений: тип и стиль воспитания в семье, атмосферу в ней и социум, в котором находится и развивается ребёнок. Немаловажную роль также определяет уровень развития эмоционального интеллекта родителей, так как будучи совсем малышом, ребёнок учится всем начальным паводкам у них, а также берёт их в абсолютный пример хотя бы до подросткового возраста.

Литература:

1. Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка. - Московский институт коррекционной педагогики. - Статья из электронного ресурса, URL: [https://www.defectologiya.pro/zhumal/kak_razvit_emoczionalnyij_inteHekt_u_rebenka/], дата обращения: 26.05.2022

2. Мещерякова, И.Н. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте / И.Н. Мещерякова // Психология - XXI век. Психологические пробемы молодежи на современном этапе развития российского общества: межвуз. сб. науч. трудов. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - С. 13-18.

3. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентовпсихологов / И.Н. Мещерякова // Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов в гуманитарном вузе : материалы научно-практической конференции, 2 марта 2009 г.: в 3 ч. Часть II / Московский гуманитарноэкономический институт (отв. Ред. В.В. Волкова). - М.: МГЭИ, 2009.

4. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания. - Культурно-историческая психология. - 2008. - Том. 4, № 2, электронный ресурс, URL: [https://psyjoumals.ru/kip/2008/n2/Zagvozdkin_full.shtml], дата обращения: 23.05.2022

5. Goleman, D. Emotionale Intelligenz. Munchen, 2006. Название оригинала на английском языке: Emotional Intelligence. New York, 1995 Портал психологических изданий PsyJournals.ru - обращения: 19.05.2022

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук Томащук Яна Юрьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина» (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. Статья раскрывает гендерные особенности двигательной активности детей в старшем дошкольном возрасте. В современных условиях отмечается тенденция снижения двигательной активности дошкольников. Основными причинами выступает изменение содержания игровой деятельности детей, их познавательных интересов. В связи с этим, автор подчеркивает, что создание оптимального двигательного режима является важным для гармоничного развития детей 5-7 лет.

В статье представлен теоретический анализ исследований по проблеме двигательной активности дошкольников. Исследователи считают необходимым учитывать гендерные аспекты при конструировании и организации развивающих программ. Автором раскрываются детерминанты двигательной активности дошкольников и условия ее развития.

Автор представляет результаты проведенного исследования, направленного на выявление гендерных различий в показателях двигательной активности старших дошкольников. В исследовании отмечены гендерные отличия у 5- летних детей при выборе видом двигательной активности.

В процессе исследования установлена тесная связь количественных показателей двигательной активности детей 5-7 лет с характером и содержанием их деятельности во время пребывания в ДОУ.

Ключевые слова: дошкольный возраст, двигательная активность, двигательный режим, дошкольное образовательное учреждение, гендерные особенности.

Annotation. The article reveals the gender characteristics of the motor activity of children in the senior preschool age. In modern conditions, there is a tendency to decrease the motor activity of preschoolers. The main reasons are the change in the content of children's play activities, their cognitive interests. In this regard, the author emphasizes that the creation of an optimal motor regime is important for the harmonious development of children 5-7 years old. The article presents a theoretical analysis of research on the problem of motor activity of preschoolers. Researchers consider it necessary to take into account gender aspects in the design and organization of educational programs. The author reveals the determinants of motor activity of preschoolers and the conditions of its development. The author presents the results of a study aimed at identifying gender differences in the indicators of motor activity of older preschoolers. In our study, gender differences were noted in 5-year-olds when choosing the type of motor activity. In the course of the study, a close relationship was established between quantitative indicators of motor activity of 5-7-year-olds with the nature and content of their activities during their stay in preschool.

Key words: preschool age, motor activity, motor mode, preschool educational institution, gender characteristics.

Введение. Оптимальная двигательная активность является мощным средством укрепления здоровья, повышения физических кондиций ребенка, благополучия его психоэмоционального состояния.

В связи с существующей в современном образовании тенденцией снижения показателей двигательной активности, здоровья, физического развития и физической подготовленности возникает острая необходимость педагогического обеспечения оптимального двигательного режима растущего человека. Учет индивидуальных возрастных и гендерных особенностей будет способствовать решению этой важной педагогической задачи.

Сегодня все чаще исследователи и педагоги-практики говорят о целесообразности индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанию и образованию детей, позволяющим учитывать психофизиологические, возрастные, социально-педагогические особенности дошкольников. Усиливается внимание и к гендерным аспектам организации педагогической деятельности, ведь именно в период дошкольного детства происходит осознание гендерных отличий самими дошкольниками, освоение и принятие гендерной роли, становление гендерной идентичности.

Учет гендерных аспектов в организации двигательной активности дошкольников возможен через отбор методик и технологий физической активности, ориентации на предпочтения девочек и мальчиков в игровой и деятельности, нормировании физической нагрузки, оценке физического состояния и диагностике физических качеств.

Исследователи отмечают, что в настоящее время происходит снижение двигательной активности дошкольников (А.Г Комков, Е.В. Антипов, Л.И Лубышева. A. Laukkanen, et al., S. Ward, et al., C. Currie et al [1-5].

Подробный анализ научных публикаций зарубежных ученых Hacke C, et al., Niemisto D, et al., Zeng N, et al., Maatta S, et al. свидетельствует о высоком интересе к вопросам оптимизации двигательной активности и разработке развивающих программ, с учетом социальных факторов, характеризующих образовательный процесс в различных странах мира [6-16].

Основными причинами, снижения двигательной активности в дошкольном возрасте, по мнению отечественных и зарубежных ученых, являются социально-педагогические детерминанты. [10, 12, 13, 17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.