ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (87) 2021
выделенных аспектах раскрывается нейрофизиология познавательной деятельности.
Процессуальная часть нейродидактических технологий имеет общую с педагогическими технологиями структуру (организация, управление, реализация, диагностика, контроль, верификация, рефлексия) с некоторым отличием в инструментарии. В частности, нейродидакты полагают, что в учебном процессе продуктивное взаимодействие ученика и учителя основано на латеральных особенностях их головного мозга.
Диагностика может проводиться с использованием современных нейрофизиологических методов неинвазивного изучения мозга:
- электроэнцефалограммы (ЭЭГ),
- магнитной энцефалографии (МЭГ),
- регистрации напряжения мышц, кожно-гальванических и сосудистых реакций и др.
Усповия эффективности нейродидактической технологии включают организацию, управление, продуктивную мыслительную деятельность участников технологической деятельности, их нейродидактическую компетентность.
Под организацией нейродидактической технологии мы понимаем следующий алгоритм:
- постановку проблемы, связанной с деятельностью мозга в обучении;
- целеполагание;
- диагностику ресурсов;
- определение агентов процессуальной деятельности;
- разработку этапов ее реализации;
- прогнозирование результатов;
- обоснование рисков.
Библиографический список
Свойствами управления в нейродидактических технологиях являются универсальные действия: наличие субъекта и объекта управленческой деятельности, ее планирование, достижение результата. Однако эти действия сопряжены с активной мыслительной деятельностью участников, их нейродидактической компетентностью.
Технологическими критериями эффективности нейродидактических технологий выступают следующие показатели: концептуальная обоснованность, системность, управляемость, результативность, воспроизводимость.
Оставляя за рамками рассмотрения концептуальную обоснованность и управляемость нейродидактической технологии ввиду их освещения выше, остановимся на последующих критериях:
- системность сообщает нейродидактической технологии порядок расположения и связь действий, обеспечивающих логику технологического процесса;
- результативность технологической деятельности обеспечивается согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, личностными и метапредметными результатами освоения основной образовательной программы;
- воспроизводимость коррелирует с промежуточной и итоговой диагностикой, педагогическим экспериментом.
Резюмируем изложенное. Становление нейродидактики повлекло за собой разработку нейродидактических технологий. В предлагаемой статье представлены следующие моменты: определение данного понятия, критерии рассмотренных технологий, алгоритм их реализации. Выделены их структурные компоненты, условия эффективности.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.
2. Крившенко Л.П. и др. Педагогика: учебник. М., 2007.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань, 1998.
4. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков ГВ. Педагогические технологии. Москва - Ростов-на-Дону, 2012.
5. Dubinsky J.M., Roehrig G., Varma S. Infusing neuroscience into teacher professional development. Educational Researcher. 2013; Vol. 42, № 6: 318 - 320.
6. Мальсагова М.Х. Предпосылки нейродидактического парадигмального сдвига в теории обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 264 - 266.
7. Мальсагова М.Х., Алексеева А.А., Местоева Е.А. Некоторые аспекты нейродидактики студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 261 - 262.
8. Целоева Д.М., Мальсагова М.Х., Мамиева З.М. Нейродидактические основы инклюзивного образования в Вальдорфских школах. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83): 85 - 86.
References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.
2. Krivshenko L.P. i dr. Pedagogika: uchebnik. M., 2007.
3. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovacionnyjkurs. Kazan', 1998.
4. Bulanova-Toporkova M.V., Duhavneva A.V., Kukushin V.S., Suchkov G.V. Pedagogicheskie tehnologii. Moskva - Rostov-na-Donu, 2012.
5. Dubinsky J.M., Roehrig G., Varma S. Infusing neuroscience into teacher professional development. Educational Researcher. 2013; Vol. 42, № 6: 318 - 320.
6. Mal'sagova M.H. Predposylki nejrodidakticheskogo paradigmal'nogo sdviga v teorii obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 264 - 266.
7. Mal'sagova M.H., Alekseeva A.A., Mestoeva E.A. Nekotorye aspekty nejrodidaktiki studentov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 261 - 262.
8. Celoeva D.M., Mal'sagova M.H., Mamieva Z.M. Nejrodidakticheskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya v Val'dorfskih shkolah. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020. № 4 (83): 85 - 86.
Статья поступила в редакцию 20.02.21
УДК 371
Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Moscow International University (Moscow, Russia); Professor,
Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mall.ru
Matveeva O.A., MA student, Department of Psychology and Education, Grzhel State University (Elektroizoliator, Moscow Region, Russia),
E-mail: osminog-kamen@mail.ru
THE IMPACT OF FAMILY UPBRINGING ON ADOLESCENT ANXIETY. The given article says that family education often has a direct impact on the development of anxiety in adolescents. In the first part of this article, before starting a conversation about the main problem of the study, the authors analyze the definition of the notion "anxiety" and the main features of its manifestation observed in adolescent children. In the second part of the article, based on the conducted research and analysis of literature, the work describes the most typical mistakes made by parents, which lead to adolescents experiencing anxiety. The research shows influence of non-educational features in family upbringing on the development of anxiety in adolescents. The article also examines the most typical emotional difficulties and problems of children, whose parents are characterized by personality disorders. The authors conclude that the specifics of family upbringing and child-parent relationships have a significant impact on the state of anxiety in children. The emergence of adolescent anxiety is accompanied by the family's "wrong" type of upbringing. The article shows the effects of such type of upbringing on anxiety of children and adolescents.
Key words: anxiety, teenager, family, relationship, "wrong types of parenting".
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский
государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
О.А. Матвеева, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: osminog-kamen@mail.ru
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПОДРОСТКОВУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ
В статье говорится о том, что семейное воспитание зачастую оказывает непосредственное влияние на складывание у подростков тревожного состояния. Перед началом разговора об основной проблеме исследования даётся анализ дефиниции «тревожность» и особенности её проявления, наблюдающиеся у детей подросткового возраста. Далее на основе проведённых исследований и анализа специальной литературы приводятся наиболее типичные ошибки,
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ.КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (87) 2021
которые допускают родители, ведущие к возникновению у подростков сьотыеысрвую щвыососирсния, П70С2еык2 ваетсявлиыъте верв сьмко-
ного воспитания на складывание у подростков тревожных состояний. В статье также рассматриваются наиболее типичные эмоциональные трудности и проблемы детей, родители которых характеризуются личнесыт71МРЫР2ршени рмиооворвьтвАтыокы втлтюм сывоыоово Мы чтомсоРоьиесеимемеЬииго воспитания и детско-родительских отношений оказывают знычстелсмоеылиыви е нзтдьрожыосрымодрдрвкрв.в немалюй сывп ентсмзкииеоЕРСьювуд ркоыо-вой тревожности сопутствует бытующее в семье воспитаниыпо одсме^мышеправтдьмыхы> трпом.н сматрвыокелмны послвдеттсмкикисврсоввуспитоывя и их влияние на тревожность детей и подростков.
Ключевые слова: тревожность, подросток, семья, отношения, «неправильные типы воспитания».
На настоящем этапе развития отечественного и мирового психологического знаний одной из наиболее актуальных является проблема тревожности [1- 12]. При этом на сегодняшний день не существует разделяющегося всеми признанными учеными определения данного термина. А.М. Прихожан, например, считает, что тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [4, с. 136]. Е.И. Рогов же понимал тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства», также под тревожностью этот автор понимал свойство личности «испытывать страх и тревогу» в тех или иных ситуациях [6, с. 250].
Особенно остро данная проблема стоит в психологии подросткового возраста. В силу специфики процессов формирования личности на данном этапе, тревожность, возникнув, с определённой вероятностью может со временем трансформироваться в личностную особенность [4 - 7]. Известно, например, что высокая тревожность с большой степенью вероятности может приобрести устойчивость в случае наличия перманентного недовольства результатами учебной деятельности подростка со стороны его родителей. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы подростка, усиливают эмоциональный дискомфорт учащегося. Таким образом формируется своеобразный замкнутый цикл (рис. 1).
Из представленной схемы видно, что неблагоприятные личностные особенности подростка негативным образом отражаются на учебной деятельности. В свою очередь, её недостаточная результативность вызывает соответствующую реакцию со стороны окружающих. Последняя же с высокой вероятностью усиливает особенности, сложившиеся у него [8, с. 92]. В подобной ситуации необходимы определённые изменения установок и оценок родителей. Взрослым в данном случае следует концентрировать внимание на достижениях ребенка,
Таблица 1
Характеристика типов неправильного воспитания
Тип неправильного воспитания Проявление Последствия
Гипоопека Отсутствует интерес к жизни ребёнка со стороны взрослых Неуверенность подростка в себе
Замкнутость
Комплекс ненужности
Тревожность и страх перед будущим
Потребность в доказывании собственной значимости перед окружающими
Уход от одиночества и обесцененности в мир иллюзий
Сложности в дальнейшей интеграции в социум [12]
Гиперопека Занятие родителями позиции «ребёнок маленький, поэтому надо делать все вместо него» Неумение принимать альтернативу и слышать отказ
Неспособность к состраданию
Безответственность
Проблемы с дальнейшим построением отношений и карьеры [13, С. 87]
Жестокое воспитание Поведение ребенка всегда оценивается как хорошо или плохо. За хорошее поведение не наказывают, за плохое - наказывают в обязательном порядке Замкнутость, обособленность, враждебность
Неумение сдерживать и контролировать собственные чувства
Безынициативность
Недостаточное развитие навыков коммуникации
Воспитание по типу «золушки» Родители относятся к ребенку как к взрослому, требуя выполнения ряда «взрослых» дел Желание угождать всем
Неспособность отстаивать собственные интересы
Идентификация себя как «жертвы» или «спасителя»
Общая неудовлетворённость жизнью
Эгоцентрическое воспитание Ребёнок занимает центральное место в семье в ущерб потребностям и интересам взрослых Неумение подростка принимать взвешенные решения
Концентрация на себе, собственной исключительности
Недостаточное развитие навыков выстраивания отношений с окружающими
Противоречащее воспитание Разные взгляды родителей на предмет правильного типа Недостаточная усидчивость
Склонность к частым эмоциональным срывам
Обидчивость
Инфантильность [12]
Воспитание по типу «глава семьи» Присуще неполным семьям, состоящим из матери и сына. Мать бессознательно перекладывает на мальчика функции мужчины Трудности в дальнейшем построении личной жизни, создании семьи [10, с. 39]
Рис.1.Взаимовлияниереакцииокружающихиучебнойнеуспеваемости подростка
не осуждая его за отдельные недочеты. Таким образом, уровень тревожности может быть снижен. В силу же обстоятельств, охарактеризованных выше, это может позитивно повлиять на успешность выполнения подростком учебных заданий.
Во многом схожей является ситуация, когда подросток делает значительные успехи в учёбе, но при этом родители ожидают от него большего, по этой причине начинают предъявлять к нему завышенные требования [9, с. 17].
Исследуя вопросы подростковой тревожности, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили такой вид тревожности, как «семейная тревога»
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ,КУЛЬТУРЫ,0БРА30ВАНИЯ.№ 2^87^)20^1
[10, с. 20 - 38]. Под данным термином понимается плохо осознаваемое и локализуемое состояние тревоги у обоих или одного из членов семьи.
Данный тип тревоги выражается проявлением сомнений, опасений и страхов, касающихся семьи. К ним относятся:
• страхи в отношении здоровья членов семьи;
• страхи в отношении отъездов и/или поздних возвращений родственников;
• страхи в отношении конфликтов, возникающих в семье.
В основе данного типа тревожности лежит неуверенность подростка в какой-либо субъективно значимой для него составляющей семейной жизни, часто -плохо осознаваемая. Она может быть представлена неуверенностью в чувствах других членов семьи; в себе.
Важной чертой рассматриваемого состояния является чувство беспомощности [10, с. 36]. По словам А.И. Захарова, одним из ключевых факторов, влияющих на появление тревожности у детей подросткового возраста, являются родительские отношения [11, с. 32]. На сегодняшний день психологам известно большое количество неправильных типов воспитания. Последние могут оказать существенное влияние на процесс формирования тревожности у детей [12]. Под термином «типы неправильного воспитания» понимают неверные воспитательные шаги, могущие привести к определённым негативным последствиям, в том числе в плане формирования тревожности у подростков (табл. 1).
Проблема влияния внутрисемейных взаимоотношений на складывание подростковой тревожности детально проанализировал А.М. Прихожан [3- 4]. Данным исследователем была исследована взаимосвязь, существующая между проявлениями тревожности у родителей и детей. При этом существовани еуслай-чивой связи между тревожностью детей и родителей было констатировано для следующих возрастов:
• дошкольный;
• младший школьный;
• подростковый.
Результаты проведённых исследований также позволили А.М. Прихожанзае ключить, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у детей, в том числе и подросткового возраста, чьи родители характеризуются лич ноатн ыми нарушениями и склонностью к неврозоподобным состояниям или депратьияь/i [3, с. 26].
Библиографический список
Рис. 2. Факторысемейноговоспитания, влияющие на формирование подростковой тревожности
Как видим, в подростковом возрасте состояние тревожности вызывают в основном те же факторы, имеющие отношение к сфере семейного воспитания, чтоина болеераннихэтапах(рис. 2).
При этом в тревожных переживаниях детей подросткового возраста особенно выраженными оказываются чувства личной зависимости и вины. Наименее выраженным предстаётчувство защищенности[14, с.13].
На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем заключить, что особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений оказывают значительное влияние на тревожность подростков. При этом у детей исследованной возрастной категории состояние тревожности вызывают в основном те же факторы. С одной стороны, возникновению соответствующего состояния способствует все, что нарушает чувство его защищенности внутри семьи, с другой - всё, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться на семью. Так, в немалой степени возникновению подростковой тревожности сопутствует бытующее в семье воспитание по одному из «неправильных» типов.
1. Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей. Психология, социология и педагогика. 2014; № 8. Available at: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3436
2. Малыгина А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; Т. 39: 3346 - 3350.
3. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. Психологическая наука и образование. 1998; № 2: 23 - 28.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва,2000.
5. Шпет М.С. Психологическая природа и причины личностной тревожности. Научный альманах. 2015; № 11-5 (13): 245 - 249.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: в 2 кн. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. Москва, 2020; Кн. 2.
7. Литвинова Е.Н. Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков. Вопросы студенческой науки. 2009; Выпуск 12 (28): 77 - 80.
8. Данилова М.В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия. Молодой учёный. 2014; № 3: 91 - 94.
9. Астапов В.М. Тревожность у детей. Москва: Per Se, 2008.
10. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Санкт-Петербург, 2002.
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Москва: Речь, 2010.
12. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Роль лидера в семье - чья она. Available at: //https://abinskmfc.ru/osnovnye-tipy-nepravilnogo-vospitaniya-rebenka-rol/
13. Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014; № 4: 76 - 96.
14. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012; № 2: 12 - 18.
References
1. Kolar'kova A.V. Razlichnye vzglyady na prichiny vozniknoveniya trevozhnosti v rabotah sovremennyh issledovatelej. Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2014; № 8. Available at: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3436
2. Malygina A.S. Trevozhnost' v podrostkovom vozraste kak faktor, vliyayuschij na povedenie v konfliktnoj situacii. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 39: 3346 - 3350.
3. Prihozhan A.M. Prichiny, profilaktika i preodolenie trevozhnosti. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 1998; № 2: 23 - 28.
4. Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej ipodrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. Moskva, 2000.
5. Shpet M.S. Psihologicheskaya priroda i prichiny lichnostnoj trevozhnosti. Nauchnyj al'manah. 2015; № 11-5 (13): 245 - 249.
6. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa. Uchebnoe posobie: v 2 kn. Rabota psihologa s vzroslymi. Korrekcionnye priemy i uprazhneniya. Moskva, 2020; Kn. 2.
7. Litvinova E.N. Issledovanie gendernyh osobennostej proyavleniya trevozhnosti u podrostkov. Voprosy studencheskojnauki. 2009; Vypusk 12 (28): 77 - 80.
8. Danilova M.V. Problema detskoj trevozhnosti v usloviyah semejnogo neblagopoluchiya. Molodoj uchenyj. 2014; № 3: 91 - 94.
9. Astapov V.M. Trevozhnost'u detej. Moskva: Per Se, 2008.
10. 'Ejdemiller 'E.G., Yustickis V. Psihologiya ipsihoterapiya sem'i. Sankt-Peterburg, 2002.
11. Zaharov A.I. Dnevnye inochnye strahi u detej. Moskva: Rech', 2010.
12. Osnovnye tipy nepravil'nogo vospitaniya rebenka. Rol' lidera v sem'e - ch'ya ona. Available at: //https://abinskmfc.ru/osnovnye-tipy-nepravilnogo-vospitaniya-rebenka-rol/
13. Kapustin S.A. Stili roditel'skogo vospitaniya v sem'yah klientov psihologicheskoj konsul'tacii po detsko-roditel'skim problemam. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2014; № 4: 76 - 96.
14. Lobanova A.V. Izuchenie faktorov, obespechivayuschih psihologicheskuyu bezopasnost' lichnosti podrostkov. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2012; № 2: 12 - 18.
Статья поступила в редакцию 10.02.21