Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/07PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Смахтина Т. А., Кубекова А.С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Smakhtina T.A., Kubekova A.S. (2019). The relationship of styles of family education and self-esteem in adolescence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 37.018.1:616-053.6 ГРНТИ 15:41:21
Смахтина Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Кубекова Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
E-mail: alya_kubekova@mail
Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте
Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время значительное внимания уделяется самооценке подростков, а родительское воспитание и стили семейного воспитания влияют на самооценку подростков. Родители становятся первой социальным условием развития для ребенка, именно они оказывают огромное влияние на становление и формирование многих черт личности, к примеру, характер, чувство защищенности, а также и на формирование самооценки. Цель исследования заключалась в том, чтобы определить взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте. Предметом исследования являлась взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки у подростков. Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 2 им. В.В. Разуваева» г. Астрахани. Выборку составили 60 человек, учащиеся 8-ых классов. Также, в исследовании приняли участие родители подростков. Исходя из этого, в результате полученных данных, было установлено, что у подростков с низким уровнем самооценки отмечается высокую тревожность, они более расположены к фрустрации и страх неудач. У подростков с высоким уровнем самооценки был выявлен высокий уровень агрессии, они несдержанные, имеются трудности при коммуникации и в семье с родителями. В ходе проведенного исследования гипотезы доказаны. По результатам проведенного исследования были составлены практические рекомендации для родителей подростков, оказывающих помощь в развитии адекватной самооценки. Полученные результаты исследования могут быть применены при оказании психологической помощи подростков и окружающим их людям, а именно: просветительская, консультативная и коррекционная работа.
Ключевые слова: стили семейного воспитания; самооценка; симбиоз; кооперация; принятие; отвержение; тревожность; психические состояния
Семья представляет собой социальный институт, то есть это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в которой реализуется основная часть повседневной жизни людей, а также удовлетворение всех потребностей [2]. Семья является главным институтом воспитания. Соответственно, стили воспитания, которые приняты в семье, влияют на самооценку подростков. В сравнении с остальными институтами социализации в семье имеются свои специфические особенности [8]. Семейные взаимоотношения подростков имеют определенный опыт общения, родительского воспитания, их ошибок, совершаемых родителями на ранних этапах воспитания. Семья - это разновозрастная группа, где подросток накапливает опыт общения и взаимодействуя с людьми разного поколения, разного пола [9]. Влияние семьи на подростка включает все стороны его личности (аффективная, когнитивная, поведенческая), развивается фактически непрерывно и проявляется даже тогда, когда подросток находится за пределами дома [7].
В психологических работах проблема самооценки подростков рассмотрена в отечественной психологии в исследованиях таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, в зарубежной - У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и других. Исследователями рассматривались вопросы, связанные с развитием самооценки, ее структуры, функций, возможностей и закономерностей возникновения [6].
На формирование самосознания личности влияют такие факторы, как социальный семейный статус семьи, количество, старшинство среди детей, отсутствие одного из родителей (смерть или развод), взаимоотношения родителей [5]. Главным ядром индивидуальности является самооценка личности, определяющая жизненные позиции личности, уровень его притязаний, систему оценки [1]. Самооценка является фактором, влияющим на развитие стилей поведения и функционирование личности. Другими словами, самооценка во многом детерминирует динамику и направленность формирования личности [4]. Родители становятся первой социальным условием развития для ребенка, именно они оказывают огромное влияние на становление и формирование многих черт личности, к примеру, характер, чувство защищенности, а также и на формирование самооценки [3].
Цель исследования заключалась в том, чтобы определить взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте.
Материалы и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 2 им. В.В. Разуваева» г. Астрахани. Выборку составили 60 человек, учащиеся 8-ых классов. Также, в исследовании приняли участие родители подростков.
Для исследования самооценки и психических состояний подростков были использованы следующие методики:
1. Методика исследования особенностей самооценки школьников Т. Дембо -С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан);
2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
Для исследования стилей семейного воспитания и особенностей взаимоотношений в
семье:
1. «Опросник стиль общения и воспитания в модификации Р.В. Овчаровой».
Методы исследования: для проверки гипотез исследования, реализаций цели и задач исследования применялся совокупность методов: анализ и классификация концепций в отечественной и зарубежной научной литературы, психодиагностический инструментарий, корреляционный анализ Пирсона, а также были рассчитаны среднеарифметические коэффициенты с помощью программы Microsoft Excel для Windows.
Гипотеза исследования: (1) при демократическом стиле семейного воспитания в семье у подростков имеется адекватная самооценка; (2) в семьях с авторитарным стилем семейного воспитания подростки имеют неадекватную самооценку.
Полученные результаты исследования могут быть применены при оказании психологической помощи подростков и окружающим их людям, а именно: просветительская, консультативная и коррекционная работа.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведения диагностического тестирования составлялись таблицы, был проведен качественный и количественный анализ.
Исследование самооценки и уровня притязаний подростков проводилось по методике особенностей самооценки Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан). По результатам проверки было выделено 2 группы подростков: с неадекватной самооценкой (низкий и завышенный уровень) и с адекватной самооценкой.
В первую группу с низкой и завышенной самооценкой вошли 47 % подростков (28 человек), а именно, 8 человек с завышенной самооценкой и 20 человек с низкой самооценкой, а вторую группу составили подростки со средним уровнем (адекватной) самооценкой 53 % (32 человека). Были получены следующие средние значения по двум группам (см. таблица 1):
Таблица 1
Средние значения двух групп испытуемых
Показатель Средние значения первой группы «подростки с низкой и высокой самооценкой» Средние значения второй группы «подростки со средним уровнем самооценки»
самооценка 46,6 53,4
Возможно, неадекватная самооценка обусловливается нарушением детско-родительских отношений, которая проявляется в неустойчивости поведения и позиции родителей или в их авторитарного, доминантного отношения. Причины неадекватной самооценки у подростков с точки зрения воспитательной компетенции были проанализированы с помощью теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина.
Сравнивая полученные данные, мы отметили следующее: подростки с низкой и завышенной самооценкой преобладающими стилями воспитания являются - контроль (11 человек - 36,2 %) и маленький неудачник (7 человек - 25,3 %). Данные типы воспитания указывают на авторитарный подход к воспитанию, требующий от подростков беспрекословного послушания и дисциплинарных рамок, а также пренебрегая интересами, чувствами и увлечениями подростка. Необходимо отметить, что указанные стили воспитания отличают подростков с низкой самооценкой.
Низкие показатели подростков с низким и завышенным уровнем самооценки были такие стили воспитания как: принятие (3 человека - 8,2 %) и кооперация (2 человека - 9,8 %). Среднее значение было у показателя «симбиоз» (6 человек - 18,1 %). Перечисленные стили воспитания отличают подростков с завышенным уровнем самооценки.
Для подростков с адекватным уровнем самооценки преобладающими стилями воспитания является следующее: принятие (11 человек - 38,1 %) и кооперация (8 человек -27,3 %). Перечисленные стили подтверждает о том, что взрослый признает индивидуальность, одобряет интересы подростка, высоко оценивает способности, поощряет самостоятельность и инициативу подростка. Незначительное распределение было у таких стилей, как контроль (3 человека - 9,4 %) и отношение к неудачам (2 человека - 6,3 %). Таким образом, можно сказать, что принятие и кооперация как стили семейного воспитания определяют формирование у подростка адекватной самооценки. Мы можем сделать вывод, что повышенный контроль и отношение к неудачам со стороны семьи приводит к развитию заниженной самооценки у подростков.
По методике «Самооценка психических состояний Айзенка» были получены следующие результаты: у подростков низким уровнем самооценка имеется высокую тревожность (38,7 %), а подростки более фрустрированы и есть страх неудач (30,1 %). Подростки с завышенным уровнем самооценки имеются высокие показатели агрессивного поведения, они не сдержанные, есть трудности при коммуникациях и в семье с родителями (74,2 %). Подростки с адекватной самооценкой имеют средние значения психических состояний.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о наличии взаимосвязи стилей семейного воспитания и самооценки подростков.
Для выявления структуры взаимосвязей особенностей стиля семейного воспитания и самооценки подростков был проведен корреляционный анализ с использованием критерия корреляции Пирсона.
Итак, в результате расчета критерия Пирсона, удалось установить следующие значимые (на уровне р < 0,05) корреляционные взаимосвязи:
1. между низкой самооценкой Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в адаптации А.М. Прихожан) и стилем воспитания по типу «маленький неудачник» (0,490) -положительная корреляционная связь;
2. между низкой самооценкой Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) и стилем воспитания по типу «контроль» (0,370) -положительная корреляционная связь;
3. между низкой самооценкой Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в адаптации А.М. Прихожан) и личностной особенностью подростков «тревожность» (0,376) - положительная корреляционная связь;
4. между завышенной самооценкой Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в адаптации А.М. Прихожан) и стилем воспитания по типу «симбиоз» (0,570) -положительная корреляционная связь;
5. между завышенной самооценкой Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в адаптации А.М. Прихожан) и психологической особенностью подростков «агрессивность» (0,398) - положительная корреляционная связь.
Метод корреляции Пирсона позволил выявить, что самооценка и некоторые из параметров психических состояний подростков находятся в определённых соотношениях между показателями родительского воспитания.
Как выяснилось в результате корреляционного анализа проведённых методик, между стилями семейного воспитания и особенностями самооценки подростков прослеживается следующая закономерность: при демократическом стиле воспитания в семье подростки выявили высокую самооценку и позитивное отношение к себе и окружающей действительности, а в семьях с авторитарным стилем подростки имеют низкую самооценку и негативный взгляд на мир.
Выводы
Таким образом, в результате полученных данных, можно заключили, что подростки с низким уровнем самооценки отличаются деструктивным стилем воспитания по виду «контроль» и «маленький неудачник». Данные виды стилей воспитания говорят об авторитарном подходе к воспитанию, требующий от подростков беспрекословного послушания и дисциплинарных рамок, а также игнорирующий интересы, чувства и увлечения подростков. При этом родители могут испытывать и негативные чувства в отношении к подростку. В контрольной группе подростков с адекватной самооценкой были выявлены следующие типы семейного воспитания: «принятие» и «кооперация». Данные стили свидетельствуют о том, что взрослый признает индивидуальность, одобряет интересы подростка, высоко оценивает способности, поощряет самостоятельность и инициативу подростка.
Таким образом, можно сказать, что принятие и кооперация как стили семейного воспитания определяют формирование у подростка адекватной самооценки. Мы можем сделать вывод, что повышенный контроль и отношение к неудачам со стороны семьи приводит к формированию заниженной самооценки у подростков. Подростки с низким уровнем самооценки имеют высокую тревожность, они более фрустрированы и опасаются неудач. Подростки с завышенным уровнем самооценки имеют высокий уровень агрессивного поведения, они не сдержанные, есть трудности при коммуникации и в семье с родителями. В ходе проведенного исследования гипотезы доказаны. По результатам проведенного исследования были составлены практические рекомендации для родителей подростков, оказывающих помощь в развитии адекватной самооценки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель - Пресс, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2009. - 512 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: КСП, 2006. - 158 с.
3. Зацепин В. Мы и наша семья / В. Зацепин, В. Цимбалюк. - М.: Изд. Молодая гвардия, 2009. - 415 с.
4. Кондрашенко, В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 453 с.
5. Макушина, О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2002. - №5.
6. Морокина Е.О. О проблемах семейного воспитания // Воспитание школьников. -2003. - N 4. с. 48-49.
7. Лидерс А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - N 4. - с. 61-65.
8. Хевен, П. Современные подростки: Социально-психологический подход / П. Хевен. М. Владос., 2011. - 146 с.
9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2012. - 752 с.
Smakhtina Tatyana Aleksandrovna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected]
Kubekova Aliya Salavatovna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: alya_kubekova@mail
The relationship of styles of family education and self-esteem in adolescence
Abstract. The relevance of the research topic is that at present considerable attention is paid to the self-esteem of adolescents, and parental upbringing and family education styles influence the self-esteem of adolescents. Parents become the first social condition of development for a child, they have a huge impact on the formation and formation of many personality traits, for example, character, sense of security, as well as the formation of self-esteem. The purpose of the study was to determine the relationship of styles of family education and self-esteem in adolescence. The subject of the study was the relationship of styles of family education and self-esteem in adolescents. An experimental study was conducted on the basis of the Municipal budgetary educational institution "Lyceum № 2 named. V.V. Razuvayev" Astrakhan. The sample consisted of 60 people, students of the 8th grade. Also, parents of teenagers took part in the study. Based on this, as a result of the data obtained, it was found that adolescents with low self-esteem have high anxiety, they are more inclined to frustration and fear of failure. Adolescents with a high level of self-esteem showed a high level of aggression, they are unrestrained, there are difficulties in communication and in the family with their parents. In the course of the study, the hypotheses were proved. According to the results of the study, practical recommendations were made for parents of adolescents who provide assistance in the development of adequate self-esteem. The results of the study can be applied in the provision of psychological assistance to adolescents and the people around them, namely: educational, advisory and remedial work.
Keywords: styles of family education; self-esteem; symbiosis; cooperation; acceptance; rejection; anxiety; mental states
REFERENCES
1. Bandura A., Walters R. Teenage aggression. Exploring the effects of parenting and family relationships. M.: April - Press, publishing house EKSMO-PRESS, 2009. - 512 p.
2. Druzhinin, V.N. Family psychology / V.N. Druzhinin. - M.: KSP, 2006. - 158 p.
3. Zatsepin V. We and our family / V. Zatsepin, V. Tsimbalyuk. - M.: Izd. Young Guard, 2009. - 415 p.
4. Kondrashenko, V.T. Basics of family psychotherapy and family psychological counseling // General psychotherapy / V.T. Kondrashenko, D.I. Donskoy, S.A. Igumnov. - M.: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2008. - 453 p.
5. Makushina, O.P. Causes of psychological dependence on parents in adolescence // Questions of psychology. - 2002. - №5.
6. Morokina E.O. On the problems of family education // Education of schoolchildren. -2003. - N 4. p. 48-49.
7. Leaders A.G. Style of family education and personal characteristics of the parent // Family Psychology and Family Therapy. - 2001. - N 4. - p. 61-65.
8. Haven, P. Modern adolescents: Socio-psychological approach / P. Haven. M. Vlados., 2011. - 146 p.
9. Eidemiller E.G., Yustickis V. Psychology and family psychotherapy / E.G. Eidemiller, V. Justitskis. - SPb.: Peter, 2012. - 752 p.