педагогические науки
Гогицаева Ольга Урузбековна, Небежева Аминат Викторовна, Шибзухова Диана Арсеновна ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКА ...
УДК 378
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА
© 2018
Гогицаева Ольга Урузбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Небежева Аминат Викторовна, студентка психолого-педагогического факультета Шибзухова Диана Арсеновна, студентка психолого-педагогического факультета
Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Семья - это главный социальный институт воспитания детей. В каждой семье функционируют свои нормы поведения, действует своя иерархия ценностей и приоритетов, именно в семье дети обретают свои первые образцы для имитирования, испытывают первые реакции людей на свои деяния и поступки. Не располагая ни социальным, ни личным опытом, дети, особенно подростки, не в состоянии оценить свои поступки, степень проявляемых личностных качеств взрослых, поведение сверстников и т.д. Взаимоотношения между детьми и родителями оказывают серьезное влияние на развитие психики подростка, на формирование его личности. Влияние взрослых на детей, в основном, можно отнести к воспитательным приемам, которые взрослые оказывают на ребенка. Семья для детей является ведущей, ключевой моделью во взаимоотношениях с социумом. В рамках семьи, за счет незаметного взаимодействия создается особая «атмосфера», благодаря которой все тайные мысли не остаются не замеченными подростком и, откладываясь в его душе, в последствии проявляются в поведении. Чаще всего, в семьях взаимоотношения ребенка с матерью, протекают большее эмоционально. В основном, именно благодаря взаимоотношениям с матерью дети усваивают и приобретают опыт, навыки взаимодействия с окружающим его социумом. Формирование самосознания ребенка происходит с помощью членов семьи, ее размеров, социального статуса, количества родителей, взаимоотношений между ними. Ключевым условием уникальности каждого человека является ее самооценка, которая определяет его жизненные установки, его жизненную позицию, то, как он будет принимать себя в окружающем мир. Именно самооценка определяет и устанавливает стиль поведения человека. Другими словами, именно самооценке определяется динамика развития человека. Основу исследования составили общенаучные методы, прежде всего, анализ научной литературы и эмпирических данных.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, самооценка, развитие подростка, семья.
CHILD-PARENTAL RELATIONS AND SELF-ASSESSMENT OF ADOLESCENTS
© 2018
Gogitsaeva Olga Uruzbekovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of education and psychology Nebejeva Aminat Viktorovna, Student Shibzukhova Diana Arsenovna, Student
North Ossetian State University Named K. L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The family is the main social institution for the upbringing of children. Each family has its own norms of behavior, its own hierarchy of values and priorities operates, it is in the family that children acquire their first samples for imitation, experience the first reactions of people to their deeds and deeds. Having neither social nor personal experience, children, especially adolescents, are not able to assess their actions, the degree of adult personality qualities displayed, the behavior of peers, etc. Child-parent relationships greatly affect the mental development of a teenager, the device of his personality. The impact of parents on adolescents is more relevant to the educational activities that adults have on the child. The family appears for the teenager as the main, basic model of relations with society. Inside the family, due to invisible interference, an atmosphere arises in which all hidden thoughts do not pass by the adolescent and, imprinted in his mind, in the future emerge in behavior. In the family, the relationship between the adolescent and the mother is manifested as more emotionally colored. Through interaction with the mother, a teenager learns the experience of communicating with the world around him. The formation of children's self-consciousness is formed under the influence of the family composition, its size, social status, the number of parents, the relationship between them. The dominant parameter of the uniqueness of each individual is her self-esteem, which determines the attitudes of life, the position of the individual, how he will evaluate himself and the world around him. It is self-esteem that lays the foundation for determining the style of human behavior. In other words, due to self-assessment, the dynamics of human development are determined. The basis of the research was made by general scientific methods, first of all, analysis of scientific literature and empirical data.
Keywords: parent-child relationship, self-esteem, development of a teenager, family.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследованию самооценки подростков посвящается много времени, не малую роль в ее формировании играет родительское воспитание, стили воспитания. Всем известно, что главную роль в формировании личности, ее нравственного начала и жизненных принципов выполняет семья. От семейных взаимоотношений, от декларируемых семьей ценностей, зачастую зависит, каким вырастет их ребенок. Конечно, и в наши дни, как и ранее, одной из самых сложных и парадоксальных проблем является проблема взаимоотношений «отцов и детей». Трудность заключается в том, что она носит скрытый, личностный характер. Наиболее остро эта проблема проявляется, когда дети достигают подросткового возраста и многие родители не готовы конструктивно взаимодействовать со своими повзрослевшими детьми. К этому можно добавить динамично изменяющуюся среду, неоднозначные социальные и психологические
тенденции в динамике развития института семьи, ответственность и жесткость социально ролевых установок -все это приводит к нарушению детско-родительских отношений. Именно поэтому тема семьи является в наши дни особенно актуальной и привлекает внимание психологов, педагогов, медиков, юристов и представителей других профессий. Прежде всего, такой интерес вызван тем, что именно в семье личность формируется и развивается. Отношение подростка к себе (самооценка), на наш взгляд, напрямую зависят от детско-родительских отношений. Проблема состоит в раскрытии связи между самооценкой подростка и особенностями родительского воспитания.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Особенности внутрисемейных отношений изучали Э. Арутюнянц [1], А. Бандура [2], Ю. Гиппенрейтер [3], И.С. Кон [4],
Gogitsaeva Olga Uruzbekovna, Nebejeva Aminat Viktorovna, Shibzukhova Diana Arsenovna pedagogical
CHILD-PARENTAL RELATIONS AND SELF-ASSESSMENT ... sciences
В.К. Кочисов [5], Р. Кэмпбелл [6] и другие.
Многие западные исследователи возрастной динамики взаимоотношений между родителями и детьми, отмечают, что начинается она в явно выраженной зависимости ребенка и потом переходит к самостоятельности в эмоциональной сфере и к равным, в основном, отношениям между всеми участниками какого-либо процесса. Анализируя позицию родителя можно выделить такие особенности, как «двойственность, противоречивость (Э. Фромм)» [7]. Российские психологи в основу дет-ско-родительских взаимоотношений ставят признание роли взрослого как некоего переносчика человеческой культуры, что, конечно, является значимым условием для развития ребенка. По мнению Е.О. Смирновой «дет-ско-родительские отношения подразумевают под собой, в первую очередь, сильную эмоциональную значимость не только для подростка, но и для его родителей» [8].
«Социальная ситуация развития - отмечает Л.С. Выготский - является важным критерием» [9]. Во время общения родителя и подростка происходит одновременно развитие и становление личности каждой участвующей стороны. Как отмечает О.У. Гогицаева «не стоит игнорировать стремление подростка быть похожим на выбранный им идеал, но в то же время надо уметь разъяснить ему, что ничего не бывает сразу, за один миг, что нужно приложить много усилий и времени, чтобы приблизиться к идеалу» [10]. «Надо дать понять подростку, что если ему кажется, что он не сможет стать похожим на своего героя, изменить самого себя, то надо уметь менять взгляды на будущее, взгляд на самого себя реального. И, конечно же, принимать себя таким, какой он есть на данный момент» - пишет С.Д. Гуриева [11]. Влияние воспитания на самооценку подростка - очень важная задача, которая может повлиять на его будущее [12-20].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель настоящего исследования состоит в выявлении взаимосвязи «детско-родительских» отношений и самооценки подростка. Объектом нашего исследования были выбраны дети подросткового возраста. Предмет исследования - влияние взаимоотношений между родителями и ребенком на становление самооценки. Гипотеза: «детско-родительские» отношения влияют на становление самооценки подростков. Задачи исследования заключаются в выявлении уровня самооценки и уровень притязаний подростков; определить особенности детско-родительских отношений в семьях подростков; установить взаимосвязь между этими параметрами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Всем известно, что, самооценка влияет на жизнь человека, помогая в становлении характера, т.к. подрастающий индивид развивается стремительно, приобретая каждый день новые качества. Исследуя самооценку подростка Э. Арутюнян определил, что «она является важным регулятором его поведения. Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей» [1]. Начиная с раннего детства, на формирование самооценки ребенка оказывает влияние воспитание. Низкий уровень самооценки в последствие будет негативно влиять на раскрытие способностей индивида. Высокая самооценка, же может спровоцировать подростка на присвоение себе тех или иных достоинств, реальной жизни которыми он, может быть, желал, но не обладает.
Зачастую, родители, мечтая о будущем своих детей, какими они хотели бы их видеть, не получив желаемое, если ребенок не оправдал их ожидания, начинают упрекать своих детей, порой и ругать, при этом, многие родители, к сожалению, не обращают внимание на те достоинства, те замечательные качеств, которыми обладают их дети, но они не входят в планы родителей [21]. Чтобы не спровоцировать развитие у подростка не низкой самооценки, следует принимать его таким, какой он есть, 184
не надо возлагать на него свои надежды и ожидания, что бы в последствии не разочаровываться.
Похвала и критика, должны быть в разумных пределах, т.е. стоит исключить постоянную похвалу по поводу всего, чего достигает ребенок, но и ругать его за те или иные промахи не стоит. К сожалению, как показывает практика, чрезмерные критические замечания, спровоцируют замкнутость, ребенок меньше будет контактировать с родителями.
Развитию самооценки способствует и стиль семейного воспитания. Опираясь на исследования ряда ученых, в частности Д. Баумринд и Э. Маккоби [23], Г. Крайг [22] составила довольно полную классификацию стилей родительского поведения. Авторы исходили из фиксации двух факторов влияния на детей в семье -родительского контроля и родительской теплоты». Ведь от условий, от используемых форм воспитания принятых семьей, зависит будущее поведение ребенка - адекватным или неадекватным.
Дети с заниженной самооценкой, чаще всего бывают не довольны собой. Такие ситуации характерны для семей, где взрослые постоянно упрекают, ругают подростка, взваливают на их плечи то, что не по силам им (детям). Но, как отмечают И.А. Гобаева, О.У. Гогицаева и ряд других авторов «неадекватность может показать себя и в случаях с завышенной самооценкой» [24]. Такое уже происходит в семьях, в которых подростка перехваливают, часто за каждое мелкое выполненное дело вознаграждают материально.
Говоря об адекватном представлении о самооценке, должна присутствовать золотая середина, должен соблюдаться баланс между наказаниями и поощрениями.
Для позитивного влияния семьи на ребенка, необходимо помнить про внутрисемейные психологические факторы, оказывающие существенное влияние процесс воспитания:
- обязательно принимать в жизни семьи максимально активное участие;
- всегда помнить о детях, стараться выделять время для беседы «по душам»;
- замечать проблемы, возникающие у ребенка,
- не углубляться в сложности его жизни, способствовать развитию его способностей;
- не давить на подростка, не ограничивать в принятии решений;
- интересоваться индивидуальными особенности развития ребенка на каждом этапе развития;
- уважительно относиться к мнению ребенка;
- научиться видеть в ребенке соратника, равноправного коллегу, просто который, на данный этапе имеет меньший опыт.
На основе анализа научной литературы (Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др) [25] было принято решение об использовании следующих психологических инструментов:
-для исследования детско-родительских отношений - тест-опросник ОРО (опросник родительского отношения) [26];
- для исследования самооценки и уровня притязаний подростков - методика «Дембо-Рубинштейн»).
- для исследования установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте - тест «Подростки о родителях» [27].
В результате обследования уровня самооценки и уровня притязаний у подростков были получены следующие данные 43% исследуемых детей имеют высокую самооценку, 50% - среднюю, 7% - низкую. Это может говорить о том, что для большинства подростков характерна высокая и адекватная самооценка.
Исследование детско-родительских отношений позволило нам определить типы взаимоотношений родителей с детьми, выявить уровень требовательности родителей. Так, по шкале «строгость» 10% детей считают, что родители не строги с ними и 4% родители соглас-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Гогицаева Ольга Урузбековна, Небежева Аминат Викторовна, Шибзухова Диана Арсеновна ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКА ...
ны с этим. 34% подростков считают своих родителей в меру строгими, так же себя оценили 14 % взрослых. 56% процентов детей считают, что родители суровы с ними и 82% родители считают также. Можно предположить, что родители не склонны доверять своим детям. По шкале «контроль» 12% детей и 28% родителей думают, что мало контроля. 34% детей и 42% родителей, считают, что контроль проявляется лишь в определенных ситуациях. 54% подростков ощущают чрезмерный контроль по отношению к ним и 30 % родителей - согласны с этим.
Следовательно, родители склонны сильно контролировать своих детей, которые это остро ощущают. Считаем, что данный стиль поведения приводит к разрушению доверия между родителями и детьми, понижении самооценки и последних, агрессии, как знак протеста.
По шкале «эмоциональная близость» только 6% подростков указали на нежелание делиться с родителями внутренними переживаниями, таких родителей - 66%. 26 % подростков и родителей готовы общаться достаточно близко. 68% подростков и 8% родителей чувствуют эмоциональную близость.
Можно сделать вывод о том, что подростки нуждаются в родительском участии в их жизни, тогда как сами родители не готовы раскрываться перед ребенком, и чувствуют недостаток прежней эмоциональной близости повзрослевших детей. По шкале «принятие ребенка родителем» 12% подростков испытывают отвержение со стороны родителей и 30% взрослых оценивают свое поведение как отвергающее. 46% детей и 28% родителей говорят о вполне принимающем поведении. 42% детей чувствуют себя полностью принимаемыми и 42% родителей ощущают то же. Это позволяет расценивать как благоприятные взаимоотношения подростков с родителями.
Шкала «сотрудничество» показывает, что 12% детей и 48% родителей заявляют об отсутствии сотрудничества друг с другом; 16% подростков и 34% родителей - о не всегда присутствующем партнерстве в их отношениях. 66% ребят и 12% взрослых говорят о наличие сотрудничества во взаимоотношениях. Э
По шкале «согласие между ребёнком и родителем» 12% подростков и 18% взрослых испытывают несогласие во взаимодействии друг с другом. 30% ребят и 42% взрослых говорят о том, что они соглашаются друг с другом довольно часто. 60% подростков и 43% родителей соглашаются друг с другом всегда. Это так же указывает на наличие благоприятных детско-родительских отношений.
Анализируя взаимосвязь между самооценкой подростков и требовательностью родителей можно отметить сильную отрицательную взаимосвязь (r = - 0,44 при p < 0,01), что свидетельствует об отрицательном влиянии излишней требовательности родителей на формирование самооценки подростка. Чем выше требования предъявляет родитель к ребенку, тем ниже у него будет и самооценка.
Анализ взаимосвязи между самооценкой подростков и отвержения ребенка родителями (r = - 0,40 при p < 0,01), так же доказывает сильную отрицательную связь: чем чаще родители демонстрируют свое неприятие и психологическую дистанцию в отношении ребенка, тем менее уверен он будет в себе.
Выявленная взаимосвязь между самооценкой подростков и сотрудничеством в детско-родительских отношениях (r = - 0,39 при p < 0,01) является так же сильной отрицательной связью и демонстрирует негативное влияние на формирование положительной самооценки отсутствие сотрудничества во взаимодействии родителей и детей.
Как видно из результатов исследования, родители своим поведением оказывают сильное влияние на формирование представления подростка о самом себе. При этом, неблагоприятными факторами развития подростка
станут такие формы взаимодействия, при которых родитель будет демонстрировать отчужденность, чрезмерную требовательность, эмоциональное отвержение.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что поведение родителей по отношению к детям, проявляющееся в чрезмерной строгости, требовательности, отсутствии сотрудничества, несогласия с мнением ребенка оказывает влияние на актуализацию у ребенка обиды, подозрительности, косвенной и вербальной агрессии.
Проведенное исследование показывает: типы семейных отношений влияют на формирование самооценки ребенка, что было подтверждено коэффициентом корреляции Пирсона.
Отметим так же, что были выявлены как сильные, так и слабые корреляционные связи, существующие только на уровне тенденции. Каждый параметр в нашем исследовании выражен в разной степени.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность сформулировать ряд рекомендаций, которые стоит использовать в процессе общения родителей с детьми:
Так, отцам подростков, на наш взгляд, необходимо научиться осознавать противоречивость своих чувств и действий, максимально объективно оценивать возможности, способности и недостатки своих детей. Мы считаем, что это помогло бы в дальнейшем не создавать не реальные образы, а принимать ребенка с имеющимися у него возможностями, а не взваливать на его плечи непосильные для него цели и задачи. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и не ждать от них «правильных поступков».
Отцам подростков необходимо наладить доверие и уважение детей к самим себе. Помогать развитию тех способностей ребенка, характеризующих его натуру. Необходимо понимать проблемы собственных детей, они должны всегда чувствовать, что вы любите их, должны знать, что будете любить их, не взирая ни на что.
Матерям, мы бы посоветовали, не отказываться полностью от контроля над ребенком, но чрезмерную опеку лучше будет свести к минимуму. Конечно, подросткам нужна помощь, но не стоит решать все проблемы своего ребенка, ведь он должен научиться самостоятельности, уметь отвечать за свои действия и за свой выбор. Похвалу, порицание и опеку лучше давать дозировано.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Отец в современной семье. - Вильнюс, 2005. - 558 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 2003. - 116 с. Р. Кэмпбелл
3. Гиппенрейтер Ю. Чувства и конфликты. М.: АСТ, 2014. - 160 с.
4. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Аст -Пресс, 1999. - 397 с. З.
5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 83-86.
6. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 2013. - 196 с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы /Die Furcht vor der Freiheit /Перевод Г.Ф. Швейника. М.: АСТ, 2011. 288 с.
8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
10. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№4 (19). С. 38-41._
Gogitsaeva Olga Uruzbekovna, Nebejeva Aminat Viktorovna, Shibzukhova Diana Arsenovna CHILD-PARENTAL RELATIONS AND SELF-ASSESSMENT ...
pedagogical sciences
11. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014.№ 4. С. 126-136.
12. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4 (9). С. 30-33.
13. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.
14. Фирсова Т.А., Бусыгина А.Л., Архипова И.В. Особенности семейного воспитания в исследовании уровня социальной адаптации детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 319-322.
15. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.
16. Хуриева М.Ю. Становление и развитие идей и опыта семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 74-77.
17. Смалько О.В. Родительское отношение и родительская ответственность как основные составляющие родительства // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 70-73.
18. Орлова А.В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 316318.
19. Самойличенко А.К., Черемискина И.И. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 368-371.
20. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 72-75.
21. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2005. - С. 81- 102.
22. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
23. Baumrind D. Rearing competent children //Child development today and tomorrow / ed. W. Dammon. San Francisco, CA, US: Jossey6Bass Publishers, 1989. P. 349378.
24. Гобаева И.А., Гогицаева О.У. Роль педагога в профилактике криминально-агрессивного поведения современных подростков//Педагогическая деятельность как творческий процесс //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. 2016. С. 118-123.
25. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
26. Тарарухина О.В., Гуриева С.Д. Развитие методологии изучения межличностных отношений в социальной психологии //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №1. С. 101-107.
27. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Феникс, 2000. 142 с.
Статья поступила в редакцию 22.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
186
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)