Экономические науки Economic sciences
УДК 336.221
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.А. Аксенов
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Статья посвящена выявлению особенностей влияния санкций на экономику Российской Федерации. В статье отражены отрасли экономики Российской Федерации, которые больше всего пострадали от экономических санкций. В рамках статьи проводится анализ динамики внешней торговли Российской Федерации, уровня ВВП и темпов его роста, реальных располагаемых денежных доходов населения Российской Федерации в период с 2013 по 2018гг. На основе проведенного анализа отражаются положительные и отрицательные последствия антироссийской санкционной политики. В заключении статьи формируется вывод о том, что политика имопртозамещения не может быть единственным инструментом в обеспечении устойчивого развития экономики в условиях существования антироссийских санкций.
Ключевые слова: санкции, импортозамещение, контрсанкции, внешняя торговля.
Санкции, применяемые как средство воздействия в международной политике, независимо от целей их введения, оказывают влияние на экономику объекта санкций. Эффект от введения санкций может быть различен в зависимости от объекта и субъекта санкционной политики, характера применяемых ограничительных мер, особенностей экономики государства и т.д.
Секторальные санкции в отношении Российской Федерации ударили, прежде всего, по нефтегазовой, оборонно-промышленной и финансово-банковской отраслям. Введенные банковские санкции сказались на результатах деятельности российских кредитных организаций, чей объем прибыли существенно снизился с 993585 млн руб. в 2013 году до 589141 и 191965 млн руб. в
2014-2015 годах соответственно. Ограничения со стороны США и стран Европы повлекли за собой снижение доходности кредитно-банковской системы РФ более, чем в 5 раз за два года. Однако уже к
2016 году показатели деятельности этой отрасли выросли почти до уровня 2012 года и составили 929662 млн. руб [3].
Важным каналом воздействия экономических санкций США и стран Европы стало ограничение доступа к рынку капитала, что проявилось в резком падении чистого притока зарубежных прямых инвестиций [4]. Однако к 2017 году объемы прямых инвестиций в экономику Российской Федерации вернулись к прежнему уровню и составили 28684 млн долл. США. Изменились и страны - инвесторы. По состоянию на
2017 год основными инвесторами в эко-
номику России являются: Кипр (8693 млн долл. США), Багамы (6211 млн долл. США), Люксембург (3378 млн долл. США), Сингапур (2703 млн долл. США) и Швейцария (1511 млн долл. США). В то время, как в 2013 году, основными инвесторами в экономику РФ являлись Ирландия, Великобритания и Нидерланды [5].
В ответ на начавшуюся антироссийскую политику со стороны США и стран Европы, Российской Федерацией были введены контрсанкции. Политика РФ с введением антироссийских санкций предусматривает импортозамещение -«процесс в национальной экономике, при котором необходимый на внутреннем рынке товар будет производиться, благодаря отечественным компаниям, которые находятся внутри страны». Политика им-портозамещения может реализовываться двумя путями: национальные товары выпускаются с таким расчетом, чтобы не пустить иностранных поставщиков на внутренний рынок и национальные производители вытесняют зарубежные компании из соответствующих сегментов рынка [1].
Идея импортозамещения в России возникла еще в период мирового финансового кризиса 2008 года, но не получила особого развития в связи с повышением цены на нефть. Возвращение к импорто-замещению пришлось на 2013-2014 годы из-за стагнации в экономическом развитии, украинских событий и введенных санкций и контрсанкций российской стороной. Для России процесс импортоза-мещения означает, в первую очередь, повышение уровня конкурентоспособности российских фирм малого и среднего биз-
неса, а также модернизацию производства, новые технологии и высокотехнологичную продукцию [4]. Политика им-портозамещения предполагает следующие результаты:
- снижение уровня безработицы;
- повышение уровня образования и развитие научно-технической сферы;
- укрепление экономики и инвестиционного климата;
- увеличение спроса на отечественные товары;
- уход от сырьевой зависимости.
Несмотря на конкретные ограничительные меры, которые были применены США и странами Европы, а также Российской Федерацией в качестве контрсанкций, антироссийская политика оказала влияние не только на отдельные сектора экономики, но и на экономику в целом, в особенности на внешнеэкономические связи России. Поэтому представляется необходимым рассмотреть основные параметры, характеризующие внешнеэкономическую деятельность РФ [2].
Анализ динамики внешней торговли РФ позволяет сделать вывод о том, что по сравнению с 2013 годом, российский внешнеторговый оборот значительно снизился. Минимального значения экспорт и импорт достигли в 2016 году, но уже к 2017 году началось восстановление внешнеторговых связей Российской Федерации, в частности, со странами ЕАЭС и БРИКС, и оборот составил 693 млрд. долл. США в 2018 году [5].
1000
2013 2014 2015 2016 2017 2018
1 Внешнеторговый оборот 2 Экспорт 3 Импорт
Рис.1 - Динамика внешней торговли РФ в 2013-2018 гг., млрд долл. США
Важно, что, несмотря на значительные изменения в экономике, во внешнеторговом обороте России на протяжении всех лет превалирует экспорт, т. е. сальдо внешней торговли положительное. Одним из показателей стабильности экономической системы государства считают динамику именно экспорта, которая, в свою очередь, является «важным и легко квантифицируемым предиктором политических потрясений». Спад экспорта свидетельствует о потенциальной нестабильности экономики страны, а увеличение, наоборот, способно оказывать стабилизирующее воздействие. Например, для большинства государств поступление валюты в страну зависит именно от экспорта, что позволяет модернизировать экономику, наполнить потребительский рынок и расплатиться с кредиторами. Российская Федерация тоже относится к этой группе стран. Поэтому экспортоори-ентированная экономика, основанная в большей мере на продаже биржевых товаров, может представлять дополнительный фактор нестабильности страны. Но с 2017 года объемы экспортных поставок из РФ начали опять увеличиваться и составили 444 млрд долл. США, что может говорить о повышении экономической стабильности.
Политика санкций и контрсанкций кардинальным образом изменила экономическое взаимодействие России с рядом
ее ключевых внешнеэкономических партнеров. В роли основного рычага давления на экономику РФ выступили «экономические санкции, направленные на ограничение возможностей участия российских хозяйствующих субъектов в международных торгово-
инвестиционных связях и проектах технологического сотрудничества». На сегодняшний день основным торговым партнером Российской Федерации среди стран БРИКС выступает Китай, среди стран дальнего зарубежья - Нидерланды, Германия, Италия и США, среди стран ЕАЭС - Беларусь. В общем объеме экспорта на долю Китая приходится 10,9 %, Нидерландов - 10 %, Германии - 7,2 %, Турции - 5,1 %. В общем объеме импорта на долю Китая приходится 21,1 %, Германии - 10,7 %, США - 5,5 %, Италии -4,4 %, а Франции - 4,2 %.
Также следует обратить внимание на один из основных показателей экономики любой страны - уровень ВВП. Динамика уровня ВВП и темпов роста ВВП с 2013 по 2018 год говорит о том, что при наблюдающемся постоянном увеличении ВВП, темпы роста в 2015-2016 годах были снижены, и только в 2017 году темпы роста начали опять увеличиваться [5] (рисунок 2).
Рис. 2 - Динамика уровня ВВП и темпов роста ВВП в РФ в 2013-2018 гг.
Изменения от проводимой санк-ционной политики коснулись также и федерального бюджета Российской Федерации, в частности, его доходной части. Изменение товарной структуры внешней торговли и внешнеторговых партнеров отразилось на объеме таможенных платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет РФ. Так, в 2015 году в федеральный бюджет поступило лишь 4933,2 млрд руб. против 7100,6 млрд руб. в 2014 году, а в 2016 году поступления достигли наименьшего уровня и составили всего 4406,9 млрд руб.
В связи с восстановлением внешнеэкономических связей и торговых отношений в 2017 году, увеличились и перечисления в федеральный бюджет РФ, и составили 4575,7 млрд руб. В 2018 году перечисления выросли более, чем на 32 %, по сравнению с 2017 годом -6063,2 млрд руб [5]. (рис. 3).
Рис. 3 Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России в доход федерального бюджета в 2013-2018 гг., млрд. руб.
Общий спад экономики в 20152016 годах привел и к таким последствиям, как девальвация национальной валюты, а также снижение покупательной способности населения России. Динамика изменения реальных располагаемых денежных доходов населения свидетельствует о ежегодном снижении по-
На основе выявленных фактов, можно констатировать: введенные санкции в отношении Российской Федерации, безусловно, нанесли ущерб конкретным отраслям и российской экономике в целом. Но реализация антироссийской санкционной политики не в полной мере компенсировала то воздействие на Российскую экономику, которое предполагалось странами, вводящими санкции. Такие результаты свидетельствуют о неоднозначности эффекта антироссийской санкционной политики и принимаемых ответных мер со стороны России.
Используемые запреты и ограничения имеют, в конечном счете, как положительные, так и отрицательные последствия.
К числу положительных эффектов антироссийской санкционной политики можно отнести:
- выход на новые внешние рынки;
- повышение конкурентоспособности экспортеров на мировом рынке;
купательной способности денег на территории Российской Федерации. Спад произошел в 2014 году, и реальные располагаемые доходы населения составили 99 % по отношению к 2013 году. Следующие два года показатель продолжал снижаться, и достиг минимума в 2016 году (96 %) [5] (рис. 4).
- укрепление связей с новыми торговыми партнерами;
- развитие и усиление позиций в агропромышленном комплексе;
- снижение зависимости от иностранных поставок.
К числу отрицательных эффектов антироссийской санкционной политики можно отнести:
- девальвация рубля;
- разрыв связей с внешнеэкономическими партнерами;
- снижение покупательной способности;
- потеря иностранных инвестиций;
- снижение темпов роста ВВП.
Политика России, основанная на
идее импортозамещения, способствовала развитию экономики, и с 2017 года российская экономика начала восстанавливаться после спадов в 2015-2016 гг. В настоящее время рост показателей российской экономики сохраняется. При этом политика импортозамещения не
оовк tütf%
K'SVc
Ii 04% [02%
99% 99СЛ — ■ i niw
ш*
WA м% 42%
90K
im? 2Ö14 Ulli irnfi IUI 7 ]<>LS
Рис. 4. Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году
может оставаться единственным инструментом в обеспечении устойчивого развития экономики. Внимание должно быть уделено также таким моментам, как нормализация сотрудничества с другими государствами и объединениями, восстановление устойчивости курса рубля, а также развитие несырьевых отраслей. Главным образом, уход России от сырьевой экономики и налаживание внешнеэкономических связей позволит добиться стабилизации и экономического прогресса.
ЛИТЕРАТУРА 1. Глушак Н.В. Оценка внешнеэкономической устойчивости России в условиях экономических санкций и проблемы импортозамещения //
Экономика. Социология. Право. - 2017. - № 3. -С. 24.
2. Дьячкова Ю. Россия в условиях экономических санкций // Актуальные вопросы инновационной экономики.- 2016. - № 4. - С. 25.
3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 16.07.2019).
4. Нуреев Р.М., Петраков П.К. Издержки и выгоды обмена санкциями // Институциональная трансформация экономики: пространство и время: сборник докладов V Международной научной конференции. / отв. ред. В.Н. Инякин. Кемерово. 2017. С. 9.
5. Россия в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник. М., 2019. С. 482.
Рукопись поступила в редакцию 29.09.2019г.
JEL code: F10, H11, L10
INFLUENCE OF SANCTIONS ON THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION
I.A. Aksenov
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs
The article is devoted to identifying the features of the impact of sanctions on the economy of the Russian Federation. The article reflects the growth of the economy of the Russian Federation, which are most affected by economic sanctions. The article analyzes the dynamics of foreign trade of the Russian Federation, the level of GDP and its growth rates, real disposable cash incomes of the population of the Russian Federation in the period from 2013 to 2018. Based on the analysis, the positive and negative consequences of the anti-Russian sanctions policy are reflected. The article concludes that the policy of import substitution cannot be the only tool in ensuring the sustainable development of the economy in the conditions of the existence of anti-Russian sanctions.
Key words: sanctions, import substitution, counter-sanctions, sectors of the economy, foreign trade.
References
1. Glushak N.V. Otsenka vneshneekonomicheskoy ustoychivosti Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy i problemy isportozameshcheniya // Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. - 2017. - № 3. - S. 24.
2. D'yachkova YU. Rossiya v usloviyakh ekonomicheski sanktsiy // Aktual'nyye voprosy innovatsionnoy ekonomiki.- 2016. - № 4. - S. 25.
3. Ofitsial'nyy sayt Tsentral'nogo banka Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.cbr.ru/ (data obrashcheniya: 16.07.2019).
4. Nureyev R.M., Petrakov P.K. Izderzhki i vygody obmena sanktsiyami // Institutsional'naya transfor-matsiya ekonomiki: prostranstvo i vremya: sbornik dokladov V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. / otv. red. V.N. Inyakin. Kemerovo. 2017. S. 9.
5. Rossiya v tsifrakh. 2019: Kratkiy statisticheskiy sbornik. M., 2019. S. 482.