Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительная отрасль / санкции / Российская Федерация / импортозамещение / политика / стабилизация / развитие / construction industry / sanctions / Russian Federation / import substitution / policy / stabilization / development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мечикова Мария Николаевна

В исследовании анализируется степень влияния антироссийских санкций США и стран Европы на состояние и развитие отрасли отечественного строительства. В данной статье были сделаны выводы о том, что первые пакеты санкций сказывались на отрасли более ощутимо, чем последующие. Экономика России в целом и отдельные отрасли, в частности, постепенно адаптировались к новым внешним экономическим условиям. Стабилизации современного состояния строительной отрасли во многом содействовала государственная политика замещения импорта, включающая разработку и реализацию комплексных стратегий развития экономики государства, а также отдельные мероприятия для развития конкретных отраслей и предприятий. При анализе применяется методология и общенаучные принципы проведения комплексных исследований, изучаются нормативные и законодательные документы, касающиеся регулирования внешнеэкономической и строительной деятельности в Российской Федерации. При анализе материалов исследования, разработке методических рекомендаций использовались абстрактно-логические, монографические, социологические, экономические и статистические методы исследования, методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировки, сравнения и проведения экспертных оценок. Целью статьи выступает оценка степени негативного влияния западных санкций на уровень развития строительной отрасли в России, а также систематизация отечественных мероприятий, реализуемых в рамках комплексной политики импортозамещения. В статье разработаны предложения по повышению эффективности снижении влияния санкционного давления на отечественное строительство и ускорению процессов инновационного развития отрасли. Полученные результаты могут быть применены в деятельности российских строительных предприятий и органов государственного, регионального и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SANCTIONS AND IMPORT SUBSTITUTION POLICIES ON THE CONSTRUCTION INDUSTRY IN RUSSIA

The study analyzes the degree of influence of the anti-Russian sanctions of the United States and European countries on the state and development of the domestic construction industry. In this article, it was concluded that the first packages of sanctions affected the industry more significantly than the subsequent ones. The Russian economy as a whole and individual industries in particular have gradually adapted to the new external economic conditions. The stabilization of the current state of the construction industry was largely facilitated by the state policy of import substitution, which includes the development and implementation of comprehensive strategies for the development of the state’s economy, as well as individual measures for the development of specific industries and enterprises. In the analysis, the methodology and general scientific principles of conducting comprehensive research are applied, regulatory and legislative documents related to the regulation of foreign economic and construction activities in the Russian Federation are studied. Abstract-logical, monographic, sociological and economic and statistical research methods, methods of scientific abstraction, induction and deduction, grouping and comparison and expert assessments were used in the analysis of research materials and the development of methodological recommendations. The purpose of the article is to assess the degree of negative impact of Western sanctions on the level of development of the construction industry in Russia, as well as to systematize domestic measures implemented within the framework of a comprehensive import substitution policy. The article develops proposals to improve the effectiveness of reducing the impact of sanctions pressure on domestic construction and accelerate the processes of innovative development of the industry. The results obtained can be applied in the activities of Russian construction enterprises and state, regional and municipal government bodies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ В РОССИИ»

Научная статья

УДК 332.82 © М. Н. Мечи-

кова

DOI: 10.24412/2225-82642024-1-104-109 Ключевые слова: строительная отрасль, санкции, Российская Федерация, им-портозамещение, политика, стабилизация, развитие Keywords: construction industry, sanctions, Russian Federation, import substitution, policy, stabilization, development

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЬ В РОССИИ

Мечикова М. Н.1

Аннотация. В исследовании анализируется степень влияния антироссийских санкций США и стран Европы на состояние и развитие отрасли отечественного строительства. В данной статье были сделаны выводы о том, что первые пакеты санкций сказывались на отрасли более ощутимо, чем последующие. Экономика России в целом и отдельные отрасли, в частности, постепенно адаптировались к новым внешним экономическим условиям. Стабилизации современного состояния строительной отрасли во многом содействовала государственная политика замещения импорта, включающая разработку и реализацию комплексных стратегий развития экономики государства, а также отдельные мероприятия для развития конкретных отраслей и предприятий. При анализе применяется методология и общенаучные принципы проведения комплексных исследований, изучаются нормативные и законодательные документы, касающиеся регулирования внешнеэкономической и строительной деятельности в Российской Федерации.

При анализе материалов исследования, разработке методических рекомендаций использовались абстрактно-логические, монографические, социологические, экономические и статистические методы исследования, методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировки, сравнения и проведения экспертных оценок.

Целью статьи выступает оценка степени негативного влияния западных санкций на уровень развития строительной отрасли в России, а также систематизация отечественных мероприятий, реализуемых в рамках комплексной политики импортозамещения. В статье разработаны предложения по повышению эффективности снижении влияния санкционного давления на отечественное строительство и ускорению процессов инновационного развития отрасли. Полученные результаты могут быть применены в деятельности российских строительных предприятий и органов государственного, регионального и муниципального управления.

'Мечикова Мария Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента в строительстве, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 5/8) E-mail: mashanovi@yandex. га)

Поступила в редакцию: 26.12.2023

THE IMPACT OF SANCTIONS AND IMPORT SUBSTITUTION POLICIES ON THE CONSTRUCTION INDUSTRY IN RUSSIA

Maria N. Mechikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

Abstract. The study analyzes the degree of influence of the anti-Russian sanctions of the United States and European countries on the state and development of the domestic construction industry. In this article, it was concluded that the first packages of sanctions affected the industry more significantly than the subsequent ones. The Russian economy as a whole and individual industries in particular have gradually adapted to the new external economic conditions. The stabilization of the current state of the construction industry was largely facilitated by the state policy of import substitution, which includes the development and implementation of comprehensive strategies for the development of the state's economy, as well as individual measures for the development of specific industries and enterprises.

In the analysis, the methodology and general scientific principles of conducting comprehensive research are applied, regulatory and legislative documents related to the regulation of foreign economic and construction activities in the Russian Federation are studied. Abstract-logical, monographic, sociological and economic and statistical research methods, methods of scientific abstraction, induction and deduction, grouping and comparison and expert assessments were used in the analysis of research materials and the development of methodological recommendations. The purpose of the article is to assess the degree of negative impact of Western sanctions on the level of development of the construction industry in Russia, as well as to systematize domestic measures implemented within the framework of a comprehensive import substitution policy. The article develops proposals to improve the effectiveness of reducing the impact of sanctions pressure on domestic construction and accelerate the processes of innovative development of the industry. The results obtained can be applied in the activities of Russian construction enterprises and state, regional and municipal government bodies.

В настоящее время при инвестировании в строительство масштабных объектов промышленного, социального назначения (заводов, жилых комплексов, крупных объектов инфраструктуры) актуальными являются риски макроэкономического уровня, а именно ограничительные политические и экономические меры в отношении Российской Федерации. Санкции, уже введённые государствами и международными организациями, а также потенциальные, требуют от российских предпринимателей диверсификации поставщиков, субституции строительных материалов.

Вопросы санкционного влияния на экономику России активно исследуются отечественными учеными. В. Катосов [81, К. Паршев [2] изучают в своих трудах влияние западных санкций на российскую экономику, К. Ю. Татаров [3], Е. С. Куртбедина, И. В. Котляревская [4] анализируют деятельность отраслей российской экономики, наиболее пострадавших от санкционного воздействия.

Научная новизна данного исследования, во-первых, состоит в анализе степени негативного влияния западных санкций непосредственно на уровень развития строительной отрасли в России, а, во-вторых, в разработке предложений по совершенствованию государственной политики развития строительной отрасли в России.

Первые санкции со стороны США, Европейского союза, Австралии, Новой Зеландии и Канады были введены в марте 2014 года после присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации. Были введены положения, ограничивающие контакты и сотрудничество с Россией и российскими организациями в различных секторах, а компаниям из стран, попавших под санкции, было запрещено вести бизнес с физическими лицами и организациями. В июле того же года был запрещен экспорт в Россию товаров и технологий двойного назначения, а Европейский инвестиционный банк, по рекомендации Европейского совета, приостановил выдачу новых кредитов на проекты в России [5].

Санкции затронули импорт многих строительных материалов, в частности цемента, цементных изделий, бетона, искусственного камня, армированных/неарми-рованных труб, некоторых видов стекла, керамограни-та, деталей и запчастей для спецтехники.

С 11 марта 2022 года США запретили новые инвестиции во все сектора экономики России, а уже 6 апреля 2022 года Британия объявила о полном запрете категорически всех иностранных инвестиций в Россию (хотя еще в 2020 общий объем инвестирования Великобритании в Россию превысил 11 млрд. евро) [5].

25 февраля 2022 и года Норвегия присоединилась к санкциям в отношение России, приняты Евросоюзом, а 28 февраля Центробанк Норвегии принял решение о заморозке инвестиции Норвежского национального пенсионного фонда в Российскую экономику и начале продажи имеющихся активов. Государственные вливания в торговлю с Россией и любые инвестиции также были приостановлены, как и принятие участия в проектах, софинансируемых Российским фондом прямых инвестиций.

В свою очередь, Япония решила ввести запрет на

инвестирование в экономику России после 12 мая 2022 года, но на основании специального разрешения инвестиции реализовываться могут. Физическим лицам и предпринимателям запретили осуществлять какие-либо инвестиции в экономику России, которые приведут к долевому участию в капитале более 10%. Запрещены строительные и инженерные работы в России. Строительные и инженерные работы, связанные с проектами «Арктик СПГ 2», «Сахалин 1» и «Сахалин 2», были выведены из-под санкций с 30 сентября 2023 года [5].

28 апреля 2023 года РК расширила список ограниченного экспорта в Россию и Беларусь еще на 741 позицию, включив в него автозапчасти, полупроводники, промышленное оборудование и строительную технику стоимостью более 50 000 долларов США.

23 июня 2023 года был принят 11-й пакет санкций против России; 18 октября 2023 года ЕС обновил список экономически значимых товаров. К ним относятся гидравлические двигатели и моторы, бетономешалки и оборудование для общественных работ.

Санкции привели к значительным негативным тенденциям в российской строительной отрасли:

— нехватка строительных ресурсов;

— недостаточное обеспечение импортным оборудованием, значительное удорожание строительных материалов строительных, а также топлива;

— недостаток квалифицированного персонала;

— нарушение логистики и цепочек поставок;

— снижение спроса на первичное жилье и новое строительство, что связано со снижение доходов населения.

Несмотря на то, что санкции по своей сути несут угрозу для инвесторов в строительный сектор, положительные риски могут возникнуть, если последствия превзойдут запланированные ожидания. Именно поэтому была разработана стратегия импортозамещения со стороны государства. Под импортозамещением понимается стратегия политики, задачей которой является замещение импортной продукции отечественными аналогами. Примечательно, что правительство заговорило об импортозамещении с 2000 года. Именно тогда были созданы первые крупные государственные компании — «Росатом», «Роснано» и «Ростех».

Согласно программе импортозамещения, разработанной совместно с Российской Федерацией, на реализацию утвержденных планов ежегодно выделяется 330 миллиардов рублей. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифра России) запустило специальный сервис. Этот сервис выступает в роли маркетплейса, содержащего услуги и предложения. Главное преимущество этой площадки — отсутствие бюрократии. Многие компании, которые не могли конкурировать с иностранными компаниями, теперь могут реализовы-вать различные проекты и предлагать потребителям как уникальные продукты, так и аналогичные авторизованным товарам. В настоящее время база данных ориентирована на работу только с отечественными организациями. В ближайшем будущем ожидается, что в список будут добавлены в первую очередь иностран-

ные компании, имеющие надежные партнерские отношения.

Импортозамещение имеет свои преимущества и недостатки. Положительные моменты могут быть в следующем:

— появление новых предприятий;

— уменьшение импортозависимости;

— рост экспортных операций;

— дополнительные рабочие места и снижение уровня безработицы;

— активизация цифровизации и развитие внутренних инноваций.

К недостаткам возможно причислить следующие:

— падения качественных характеристик продукции;

— рост расходов бюджета на поддержание отечественного производства;

— рост негативных ожиданий предпринимателей;

— уменьшение конкуренции на рынке и монополизация

— рост закупочных цен и тарифов [5].

Чтобы нивелировать негативные последствия санкций, руководство России приняло документы, а именно: Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года [6]; Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года и на перспективу до 2030 [7]; Комплексную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и на период до 2035 года [8]; Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [9].

Несмотря на негативную тенденцию в российской строительной отрасли из-за влияния санкций, общий объем инвестиций в недвижимость в России имеет положительную динамику (рис. 1), что свидетельствует о позитивном развитии отрасли и эффективности проводимой Россией политики импортозамещения.

В процессе развития сектора производства строительных материалов в Российской Федерации приоритет отдается отраслям, осуществляющим производство строительных материалов для гражданского, промышленного и других видов строительства.

На настоящий момент в России 15 отраслей, более чем 10 тысяч предприятий в более чем 30 промышленных регионах производят материалы для строительной отрасли.

Рис. 1. Динамика совокупного объема инвестиций в недвижимость в России, млдр. руб.

За период с 2019-2022 годы отрасль производства строительных материалов явно показывает позитивную динамику. В настоящий момент отрасль находится в состоянии динамичного развития, о чем свидетельствует индекс промышленного производства индекс производства, который в 2022 году составил 99,8 процентов, а за период с 2019-2022 годы с среднем составил 104,4% в год.

За крайние несколько лет производство стройматериалов достигло довольно высокого уровня. Импорто-зависимость строительных материалов для строительства многоквартирных домов и объектов дорожной инфраструктуры составляет 5%. Промышленность строительных материалов в основном ориентирована на внутренний рынок. 1,6% по цементным изделиям, 1,9% по керамическому кирпичу и 19,6% по листовому стеклу (до введения санкций). Доля российских производителей на внутреннем рынке составляет 95% и увеличивается в последние годы; на конец 2022 года в отрасли было занято около 829 000 человек, что на 0,6% больше, чем на конец 2020 года, со средней зарплатой около 60 000 рублей в месяц. За последние годы занятость в отрасли увеличилась [10].

Главной целью развития производства строительных материалов является формирование устойчивой и сбалансированной отрасли инновационного типа и обеспечение внутреннего и внешнего рынков качественной, доступной и энергоэффективной продукцией в условиях активного импортозамещения.

Цели развития производства строительных материалов в России до 2025 года сводятся к улучшению качества жилого фонта, снижению доли некачественных стройматериалов при капитальном строительстве на 60%, снижение доли импортных материалов при строительстве на 30%, в Целевые индикаторы развития промышленности строительных материалов к 2035 году включают в себя улучшение качества и снижение доли использования некачественных строительных материалов при строительстве объектов капитального строительства до 60%, снижение доли использования импортных строительных материалов при строительстве объектов капитального строительства до 30% и т.д. Основные группы приоритетных товаров при производстве строительной продукции определяются государственными программами и проектами [11].

Новый ритм строительной отрасли должен быть обеспечен тремя трендами, а именно, решением административных, цифровых и кадровых проблем.

Приоритетными вопросами в рамках данных направления являются следящие: сокращение жизненного срока инвестиций в строительных проектах и уменьшение периода окупаемости; максимальная прозрачность процедуры строительства за счет цифрови-зации; отход от необоснованных ограничений, связанных с использованием земли под застройку с учетом регулирования деятельности в особых экономических зонах; формирование конкретных ориентиров и условий, содействующих выходу на рынок строительных услуг новых предприятий; привлечение дополнительных ресурсов, которые необходимы для выполнения поставленных задач; повышение производительности труда в строительной сфере [12, 13, 14].

В 2021 году вклад строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в экономику с учетом смежных отраслей характеризуется ростом экономических показателей, тем не менее, с целью роста инвестиционной привлекательности отрасли строительства и увеличения доходов инвестиций нужно обеспечить гибкость системы управления капитальными вложениями. доходности инвестиционных проектов необходимо обеспечить гибкость с помощью снижения административного бремени и роста отдачи от государственных вложений в условиях санкций.

Однако, несмотря на выявленные положительные стороны политики импортозамещения, проводимой в строительной отрасли, опрос руководителей 50 строительных компаний, работающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, выявил негативные моменты, связанные с воздействием санкций на их организации [15], а именно:

— задержки в графике строительства;

— приостановка поставок материалов для строительства гостиниц, оборудования и запчастей для спецтехники;

— резкий рост цен на строительные материалы: в 2020-2021 годах цены на строительные материалы по РФ выросли в среднем на 15%, а в конце апреля 2022 — в среднем на 31,39% по сравнению с апрелем 2021 года. Цены на конструкционную сталь выросли до 50%, а на многие позиции (арматура) — до 100%;

— влияние инфляции на ставки дисконтирования проектов (резкий рост инфляции в 2022 году — 11,92%); колебания процентных ставок и валютных курсов;

— неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

— нестабильность экономического законодательства, текущая экономическая ситуация, условия для инвестирования и использования прибыли [15].

Итак, рассмотрев влияние санкций на строительную отрасль в России, можно выявить одновременно, и негативные и позитивные тенденции. Санкции привели к нехватке и удорожанию строительных ресурсов, недостаточному обеспечение оборудованием, нарушение логистических цепочек. Тем не менее, они дали толчок к развитию отечественных технологий и активизировали мероприятия по государственной поддержке.

В рамках исследования был разработан ряд предложений по совершенствованию государственной политики развития строительной отрасли в России, внедрение которых позволит значительно преодолеть отставание российского строительства от развитых стран, а именно:

— создание предприятий полного цикла по производству необходимого инженерного и строительного оборудования;

— разработка компонентов для производства всех видов отделочных материалов в широком ценовом диапазоне, включая лакокрасочную продукцию, цемент, гипсовые смеси и различные виды отделки поверхностей;

— развитие деревообрабатывающей промышленности как неотъемлемой части строительного блока;

— создание уникальной информационной платформы для проектирования и управления инженерными системами;

— внедрение инновационных национальных технологий и решений для создания сильной и конкурентоспособной отрасли.

Список источников

1. Катосов В. Платежный баланс РФ по итогам 11 месяцев [Электронный ресурс] // Экономика современной России. - URL: https://reosh.ru/valentin-katasonov-platezhnyj-balans-rf-po-itogam-11-mesyacev-i-koe-chto-o-statisticheskoj-alximii.html. (дата обращения: 13.02.2024).

2. Паршев А. Санкции Запада и ответы России. М.: ИД «Алгоритм», 2015. 256 с.

3. Татаров К. Ю. Строительный бизнес России в период экономических санкций // Строительство. Новые технологии, новое оборудование 2022. №10. С. 54-57.

4. Куртбедина Е. С., Котляревская И. В. Тенденции на рынке строительной отрасли в условиях санкционно-го режима и импортозамещения // Трансформация функций маркетинга и УП в условиях санкций и импортозаме-щения. 2022. №1. С. 156-167.

5. Петров А. В. Что такое программа импортозамещения в России и в чем ее стратегия [Электронный ресурс] // Первыйбит. URL: https://www.1cbit.ru/blog. (дата обращения: 23.02.2024).

6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс». URL:https:// www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=lt2v1dqaah887065878. (дата обращения: 19.02.2024).

7. Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 N 868-р «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» [Электронный ре-

сурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/46373.html?ysclid=lt2useczk4740933. (дата обращения: 19.02.2024).

8. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р (ред. от 29.11.2023) «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430333/?ysclid=lt2ux5ywka966811799. (дата обращения: 19.02.2024).

9. Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 N 1512-р (ред. от 07.11.2023) «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707/?ysclid=lt2uyptoxy715987126. (дата обращения: 19.02.2024).

10. Агафонова М. С., Мещерякова М. А. Особенности функционирования строительных предприятий в условиях пандемии и санкций [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/osobennosti-funktsionirovaniya-stroitelnyh-predpriyatiy-v-usloviyah-pandemii-i-sanktsiy(дата обращения: 23.02.2024).

11. Боровков С. К. Негативное влияние санкций на деятельность строительных компаний // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/ issues/2015/12/61735 (дата обращения: 13.02.2024).

12. Вайвер Ю. М. Обеспечение экономической безопасности инвестиционно-строительного бизнеса России в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 5885-5898. doi: 10.18334/ epp.13.12.120150.

13. Семенов К. А. Разработка прогноза развития строительной отрасли Российской Федерации // Социальные и гуманитарные науки. 2023. № 8 (134).

14. Малова Н. Ю. Информационно— методическое обеспечение процедуры финансового контроля для предприятий строительной отрасли // Экономика и бизнес. 2022. Т. 18. №1. С. 29-37.

15. Управление Федеральной службы государственной статистики по

г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru. (дата обращения: 23.02.2024).

References

1. Katosov V The balance of payments of the Russian Federation for 11 months.// The economy of modern Russia. - URL: https://reosh.ru/valentin-katasonov-platezhnyj-balans-rf-po-itogam-11-mesyacev-i-koe-chto-o-statisticheskoj-alximii.

2. Parshev A. Western sanctions and Russia's responses. M.: Publishing house «Algorithm», 2015. 256 p.

3. Tatarov K. Y. Russia's construction business during the period of economic sanctions. Stroitel'stvo. Novye tekhnologii, novoe oborudovanie = Construction. New technologies, new equipment. 2014; 10: 54-57. (In Russ.).

4. Kurtbedina E. S., Kotlyarevskaya I. V. Trends in the construction industry market under the conditions of the sanctions regime and import substitution. Transformaciya funkcij marketinga i UP v usloviyah sankcij i importozameshcheniya = Transformation of marketing and management functions in the context of sanctions and import substitution. 2022; 1: 156-167. (In Russ.).

5. Petrov A.V. What is the import substitution program in Russia and what is its strategy. Pervyj bit = The first beat. (In Russ.). URL: https://www.1cbit.ru/blog.

6. Decree of the President of the Russian Federation dated 07/02/2021 N 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». Legal reference and information system «ConsultantPlus». URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_389271/?ysclid=lt2v1dqaah887065878.

7. Decree ofthe Government ofthe Russian Federation dated05/10/2016 N 868-r «On the Strategy for the development of the building materials industry for the period up to 2020 and further prospects up to 2030». Legal reference and nformation system «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/46373.html?ysclid=lt2useczk4740933.

8. Order of the Government of the Russian Federation dated 10/31/2022 N 3268-r (ed. dated 11/29/2023) «On approval of the Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast up to 2035». Legal reference-information system «Consultant «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430333/?ysclid=lt2ux5ywka966811799.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Order of the Government of the Russian Federation dated 06.06.2020 N 1512-r (ed. from 11/17/2023)» On approval of the Consolidated Strategy for the development of the manufacturing industry of the Russian Federation until 2030 and for the period up to 2035». Legal reference and information system «ConsultantPlus». URL:https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354707/?ysclid=lt2uyptoxy 715987126.

10. Agafonova M. S., Meshcheryakova M. A. Features of the functioning of construction enterprises in the context of a pandemic and sanctions. Ekonomika i biznes = Economics and business. (In Russ.). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-stroitelnyh-predpriyatiy-v-usloviyah-pandemii-i-sanktsiy.

11. Borovkov S. K. The negative impact of sanctions on the activities of construction companies. Sovremennye

nauchnye issledovaniya i innovacii = Modern scientific research and innovations. 2022; 12. (In Russ.). URL: https://web. snauka.ru/issues/2015/12/61735.

12. Viver Yu. M. Ensuring the economic security of the investment and construction business of Russia in the context of sanctions. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Economics, Entrepreneurship and Law. 2023; Vol. 13; 12. 5885-5898. (In Russ.). DOI: 10.18334/epp.13.12.120150.

13. Semenov K. A.Development of a forecast for the development of the construction industry of the Russian Federation. Social'nye i gumanitarnye nauki = Social sciences and humanities. 2023; 8 (134). (In Russ.).

14. Malova N. Y. Information and methodological support of the financial control procedure for enterprises of the construction industry. Ekonomika i biznes = Economics and business. 2022; Vol.18;1: 29-37. (In Russ.).

15. The Office of the Federal State Statistics Service for St. Petersburg and the Leningrad region. URL: https://78. rosstat.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.