Научная статья на тему 'Импортозамещение в строительной отрасли современной России'

Импортозамещение в строительной отрасли современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
965
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЕ САНКЦИИ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кикалишвили Д.Г., Моисеев В.В.

В условиях западных санкций, резкого падения цен на нефть и другие энергоносители, в России остро стал вопрос об импортозамещении технологий и товаров из-за рубежа. В статье обосновывается, что в непростой экономической ситуации, выход из которой состоит в диверсификации российской экономики, переводе ее с сырьевого на инновационный путь развития, включающий процессы замещения технологий и товаров, важная роль принадлежит государственной политике импортозамещения в экономике в целом и строительной отрасли в частности. Обращается внимание на необходимость государственного регулирования данной сферы экономической деятельности, выработки эффективных критериев адресной поддержки импортозамещающих производств в строи-тельной отрасли, возможность адаптации зарубежной практики импортозамещения и др. Делается вывод о том, что экономически грамотная политика импортозамещения может стать катализатором роста российской строительной отрасли, более эффективной её работы в условиях западных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кикалишвили Д.Г., Моисеев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в строительной отрасли современной России»

001: 10.12737/22437

Кикалишвили Д.Г., аспирант, Моисеев В.В., д-р ист. наук, доц., проф. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ

РОССИИ

din_prof@mail.ru

В условиях западных санкций, резкого падения цен на нефть и другие энергоносители, в России остро стал вопрос об импортозамещении технологий и товаров из-за рубежа. В статье обосновывается, что в непростой экономической ситуации, выход из которой состоит в диверсификации российской экономики, переводе ее с сырьевого на инновационный путь развития, включающий процессы замещения технологий и товаров, важная роль принадлежит государственной политике им-портозамещения в экономике в целом и строительной отрасли в частности. Обращается внимание на необходимость государственного регулирования данной сферы экономической деятельности, выработки эффективных критериев адресной поддержки импортозамещающих производств в строительной отрасли, возможность адаптации зарубежной практики импортозамещения и др. Делается вывод о том, что экономически грамотная политика импортозамещения может стать катализатором роста российской строительной отрасли, более эффективной её работы в условиях западных санкций.

Ключевые слова: западные санкции, строительная отрасль, импортозамещение технологий и товаров._

Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в Кремле с ежегодным посланием 3 декабря 2015 г. отмечал: «В прошлом году мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами. Упали цены на нефть, другие наши традиционные экспортные товары, был ограничен и доступ российских финансовых учреждений, компаний на мировые финансовые рынки. Знаю, что многим сейчас непросто. Сложности в экономике сказываются на доходах и в целом на уровне жизни наших людей. И хорошо понимаю, что люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности и что для этого будем делать»? [1]

Одним из направлений преодоления трудностей, вызванных очередным экономическим кризисом и западными санкциями, резким сни-

жением цен на нефть и другие сырьевые товары, которые традиционно экспортирует Россия, является импортозамещение. Дело в том, что наша страна в последние 15 лет не особенно сильно развивала собственное промышленное производство, особенно в обрабатывающем секторе, но формировала экономику сырьевого типа. Экспорт сырья за рубеж (нефти, газа, металлов, леса, удобрений и других минеральных продуктов вырос с 75,5 % в 2000 до 81,1 % в 2014 году). При этом наша страна импорт рос в разы. За период 2000-2014 годов объем ввозимой иностранной продукции увеличился в 8,4 раза [2]

В настоящее время, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. Об этом свидетельствует следующая таблица .

Зависимость от импорта некоторых отраслей экономики РФ.

Таблица 1

Отрасль Текущая доля импорта Цель к 2020 году

Гражданское самолетостроение более 80 % 40 %

Тяжелое машиностроение (в зависимости от категории продукции) 60-80 % 35 %

Нефтегазовое оборудование 60 % 40 %

Станкостроение в легкой промышленности 70-90 % 50 %

Сельхозмашиностроение (в зависимости от категории продукции) 50 %-90 % 40 %

Радиоэлектронная промышленность 80-90% 40 %

Фармацевтическая и медицинская промышленность 70-80 % 60 %

Строительная отрасль (в зависимости от сектора (дорожное, жилищное и т.п.) 50 %-90 % 40 %

Из таблицы следует, что зависимость отраслей экономики некогда великой державы мира от импорта чрезмерно велика. В ряде отраслей она достигает 90 %. Получается, что отечественные производитель сегодня способны насытить рынок только на 10 %. О какой экономической (и национальной) безопасности можно при этих показателях рассуждать? Страшно представить, что произойдет в Российской Федерации, если импортные лекарства перестанут поступать (такие негуманные санкции при обострении отношений с Западом вполне реальны). В этом случае умрут раньше срока почти

Номенклатура дорожно-строитель

все сердечники, больные сахарным диабетом и другие категории россиян, потребляющие импортные лекарства при отсутствии отечественных.

Особенно заметна импортозависимость в дорожном строительстве. В этом можно наглядно убедиться, проезжая мимо участков российских дорог, где работает дорожная техника. Название сплошь на иностранных языках - сделано где угодно, только не в России. В качестве дополнительного аргумента - следующая таблица.

Таблица 2

й техники с долей импорта до 90 - 95%

№ п.п. Наименование вида орожно-строительной техники Производитель, страна производства

1 Асфальтобетонные укладчики «Vogele», «Demag» (пр-во ФРГ); «Marini» (Пр-во Италия); «Caterpillar», «Roadtec» (пр-во США).

2 Бульдозеры дизельные «Dressta» (пр-во Польша); «Komatsu» (пр-во Япония); «Liebherr» (пр-во ФРГ).

3 Фрезеровочное оборудование дорожное Wirtgen» (пр-во ФРГ); «Caterpillar», «Bitelli» (пр-во США).

4 Автомобильные грейдеры «John Deere», «Caterpillar» (пр-во США); «Volvo» (пр-во Швеции).

5 Дизельные экскаваторы «Hyundai», «Doosan» (ЮЖНАЯ КОРЕЯ); «JCB», «Caterpillar» (пр-во США);«Volvo» (пр-во Швеции); «Komatsu», «Hitachi» (пр-во Япония).

6 Автопогрузчики Hyundai (пр-во южная Корея); «Caterpillar», «John Deere», «JCB» (пр-во США).

7 Асфальтоукладочные катки «Case» (пр-во США);«Bomag», «Hamm» (пр-во ФРГ);«Dynapack» (пр-во Швейцария).

Из таблицы видно, что основная дорожно-строительная техника, без которой невозможно в настоящее время в России прокладывать современные автомагистрали и ремонтировать старые дороги, почти целиком ввозится из-за рубежа. Ну, а если с расширением западных санкций запретят экспорт в Россию этой техники и запчастей к ней, что будут делать наши замечательные дорожники, на чем работать - или вернутся к ручному труду времен первых пятилеток - к кирке и лопате?

В результате Россия впала в зависимость от стран-экспортеров и их политики. Под угрозой оказалась не только экономическая, но и национальная безопасность страны. Эту реальную опасность хорошо понимало политическое руководство страны, которое заставило правительство перейти от слов к разработке программ им-портозамещения в России.

Реализация программ импортозамещения затрагивает массу отраслей экономики и областей производства. Проблема эффективного им-портозамещения в российской экономике не нова, и периодически поднимается в правительственных и бизнес кругах, а также в научных исследованиях и публикациях. Импортозамеще-ние представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие производства, повышение качества производимого товара, технологий

применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места [4].

Значительное импортозамещение наблюдалось в России после сильной девальвации рубля, произошедшей в 1998 году. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд), в 1999 году - ещё на 28 % (до $53 млрд). При этом возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию был достаточно легко удовлетворён на экстенсивной основе за счёт незагруженных производственных мощностей. Вызванное девальвацией снижение импорта стало важнейшим фактором экономического роста. В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008-2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля. Новый этап импортозамещения начался с 2014 г. с обрушением национальной валюты и введением против России политических и экономических санкций в связи с известными событиями на Украине.

Проблемы импортозамещения периодически поднимаются руководством страны. 5 ноября 2009 года президент В.Путин заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у России имеются очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырьё, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Глава государства привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По его мнению, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия должна «уделять внимание импортоза-мещению». Национальный лидер подчеркнул, что цель состоит не в закрытии внутреннего рынка и консервации отсталости, а, наоборот, в создании по-настоящему конкурентоспособных

новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары.

Основная часть. В конце 2013 г. Министерство регионального развития РФ разработало и утвердило «Стратегию развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года». Стратегия рассматривает основные (базовые) строительные материалы, изделия и конструкции, которые позволят добиться увеличения объемов строительства, в том числе жилищного. Реализация «Стратегии» будет способствовать модернизации и технологическому развитию производственной базы индустриального домостроения, созданию долгосрочных условий для устойчивого развития предприятий строительных материалов и повышению их конкурентоспособности, а также преодолению технологического отставания российских предприятий строительных материалов от предприятий ведущих иностранных компаний. Кроме того, намеченные в документе мероприятия направлены на развитие высокотехнологической базы по производству современного оборудования для предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций, сокращение энергопотребления на предприятиях строительных материалов, что в свою очередь способствует обеспечению экономической, и национальной безопасности Российской Федерации [5]. В соответствии с планами стратегии, ежегодные объемы производства основных стройматериалов должны увеличиться в 1,52 раза. Выпуск цемента и кирпича должен вырасти более чем на 50 %, теплоизоляционных материалов - более чем на 73 %, а нерудных материалов - более чем в два раза [6].

В марте 2014 года глава правительства Дмитрий Медведев обозначил импортозамеще-ние как один из приоритетов для России. По словам премьера, потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. «Развитие импортозамещающих производств является одним из приоритетов для России, поскольку страна "слишком подсела на импортную иголку", заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с представителями инновационных территориальных кластеров. Он отметил, что «очень многие вещи, которые мы покупаем, мы способны делать сами" и потенциал страны позволяет производить самостоятельно большой спектр товаров. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года была утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Одной из

главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции. Общий объем финансирования за счет федерального бюджета составляет 1060159151,4 тыс. рублей, в том числе на 2016 год - 158251741,5 тыс. рублей; на 2017 год -121714200 тыс. рублей [7]. Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия им-портозамещению в промышленности. Весной 2015 г. для выработки мер поддержки стройин-дустрии в России было создано «Национальное объединение производителей стройматериалов, изделий и конструкций», которое позволит наладить диалог между производителями, Мин-промторгом и Минстроем; через это объединение участники рынка смогут вносить свои предложения по развитию строительной отрасли. Кроме того, в июле 2015 года вступил в силу закон "О промышленной политике в Российской Федерации", который содержит меры поддержки высокотехнологичных производств в строительстве. Инвестиции в производства предполагается стимулировать за счет внедрения механизма специального инвестиционного контракта, а также фонда поддержки промышленности (ФПП). Фонд будет направлять средства на модернизацию существующих предприятий по ставкам на уровне европейских (до 5% в год). Разумеется, что на реализацию всех программ и планов импортозамещения в строительной отрасли потребуется не один год. Отечественные производители, которые начали строительство заводов в рамках импортозамещения, смогут предложить свой продукт не ранее чем через 3 года.

Российские СМИ в последние месяцы пестрят сообщениями о первых успехах в реализации утвержденных программ импортозамеще-ния. Вот некоторые из таких сообщений: «Россия увеличила производство сельскохозяйственной техники в два раза; Завод "Транснефти" отгрузил первую партию отечественных насосов для нефтеперекачки; Импортозамеще-ние инсулина запущено на заводе «Санофи»; Завод из Удмуртии начал импортозамещение титанового трубного проката; В Сибири заменят японские стройматериалы» [8].

Некоторым успехам в импортозамещении в определенной мере способствовала девальвация рубля, произошедшая в 2014-2015 годах: отечественная продукция значительно подешевела по сравнению с зарубежными аналогами. Однако

девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение административных издержек (избыточное количество проверок (в России 48 ведомств, осуществляющий контроль), выставление надуманных требований к бизнесу, коррупция при получении государственных услуг и т. д.).

Месяцем позже Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности. Во исполнение поручений президента правительством был подготовлен План содействия импортозамещению в промышленности. В апреле 2015 года Минпромтор-гом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы.

О необходимости преодоления критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции говорилось в послании Президента РФ Федеральному Собранию в конце 2014 года. Использовать складывающуюся в связи с санкциями ситуацию для выхода на новые рубежи развития Президент РФ В.В. Путин призывал и в ходе "прямой линии" в апреле 2016 года. В рамках курса на импортозамещение, объявленного президентом страны, были приняты необходимые правовые акты.

17 мая 2016 г. в Кремле под руководством президента В.В. Путина состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации, посвящённое вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Обсуждались меры по развитию строительного комплекса, касающиеся, в частности, реализации инвестиционных проектов, применения новых технологий, совершенствования законодательства в строительной сфере, применения механизмов государственно-частного партнёрства. Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак проинформировал, что в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона, который позволит осуществлять мониторинг стоимости строительных ресурсов - прежде всего строительных материалов. На примере строительства Керченской переправы Дмитрий Козак обратил внимание, что когда «строительные материалы закупаются через посредников, посреднические цены увеличивают стоимость в три раза - на 200 процентов» [9]. Результаты проведения этого заседания Госсовета, другие мероприятия, проводимые в этой сфере, свиде-

тельствуют - все большее внимание уделяется высшим государственным руководством самому широкому кругу вопросов повышения эффективности строительной отрасли, включая сферу регулирования промышленности строительных материалов и изделий в целях развития им-портозамещения.

Российские СМИ в последние месяцы пестрят сообщениями о первых успехах в реализации утвержденных программ импортозамеще-ния. Вот некоторые из таких сообщений: «Россия увеличила производство сельскохозяйственной техники в два раза; Завод «Транснефти» отгрузил первую партию отечественных насосов для нефтеперекачки; Импортозамеще-ние инсулина запущено на заводе «Санофи»; Завод из Удмуртии начал импортозамещение титанового трубного проката; В Сибири заменят японские стройматериалы» [9].

Некоторым успехам в импортозамещении в определенной мере способствовала девальвация рубля, произошедшая в 2014-2015 годах: отечественная продукция значительно подешевела по сравнению с зарубежными аналогами. Однако девальвация работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Необходимо максимально активно использовать другие механизмы снижения стоимости продукции, такие, как уменьшение административных издержек (избыточное количество проверок (в России 48 ведомств, осуществляющий контроль), выставление надуманных требований к бизнесу, коррупция при получении государственных услуг и т. д.).

В июле 2015 года вступил в силу закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который содержит меры поддержки высокотехнологичных производств в строительстве. Инвестиции в производства предполагается стимулировать за счет внедрения механизма специального инвестиционного контракта, а также фонда поддержки промышленности (ФПП). Фонд будет направлять средства на модернизацию существующих предприятий по ставкам на уровне европейских - до 5 % в год.

По утверждению специалистов, в жилищном строительстве России доля импорта колеблется от 10 % в эконом-классе до 60 % в элитном жилье. В строительстве серьезных спортивных объектов - это уже от 75 % до 90 %. Переход на импортозамещение строительных материалов в России может привести к снижению их стоимости на 10-20 %. Впрочем, это произойдет не в ближайшей перспективе, а не раньше чем лет через 5, и только если импортные и отечественные производители смогут наладить необходи-

мые производства на территории РФ. Но если будет государственная поддержка, в том числе субсидирование по кредитам, которые пока слишком дорого стоят, снизится налоговое бремя (будут введены налоговые каникулы на 3-5 лет для вновь созданных предприятий), уменьшена коррупция и административные барьеры и т.п. Уже сейчас благодаря девальвации рубля объем импортных материалов, которые используют строители, постепенно снижается из-за резкого их подорожания (от 40 до 100 и более процентов). С начала 2015 г. стоимость используемых в строительной отрасли зарубежных материалов выросла в полтора-два раза. Вслед за западными коллегами подняли цены и отечественные производители. В итоге себестоимость строительства жилья, по данным застройщиков, выросла повсеметно почти на треть. Российские застройщики в целях экономии пытаются найти отечественную замену дорогостоящих западных материалов. Удается не всегда либо из-за низкого качества российских аналогов, либо из-за отсутствия их производства в России. Соотношение цена/качество складывается пока н6е в пользу отечественных производителей строительной техники и стройматериалов.

Заметим, что в настоящее время и в средно-срочной перспективе полностью заменить качественные материалы, которые поставляются из других стран, пока невозможно. Сегодня только около 15-20 % отделочных материалов и инженерно-технического оборудования поставляется странами Таможенного союза, остальное поступает из Европы, Китая и других стран. Девелоперы опасаются, что замена импортных материалов на отечественные может увеличить сроки реализации проекта. Произвести замену, когда проект прошел экспертизу, трудоемко, так как для этого требуются дополнительные как временные, так и финансовые затраты. Российские производители, которые еще не начали строительство заводов в рамках импортозамещения, но активно готовятся к этому, смогут предложить свой продукт не ранее чем через 3 года потому, что только разрешительные процедуры и разного рода согласования занимают от одного года до полутора лет. А сколько требуется собрать при этом разрешительных документов!

Российские производители готовы сменить поставщиков и начать работать с отечественными компаниями, однако существует недостаточная информированность среди участников рынка о возможностях сотрудничества. Для решения этой проблемы нужно организовывать экономические форумы, посвященные импортоза-мещению, создавать площадки, где производи-

тели могли бы находить партнёров и заявлять о своих потребностях в комплектующих, закупаемых за рубежом. В 2016 году импортозамеще-ние - одна из главных тем Петербургского экономического форума, Среднерусского экономического форума, «Арена-форума» и некоторых других форумов, связанных с экономикой, в частности, со строительной сферой, которая уже не понаслышке знакома с импортозамещением и порожденными им проблемами.

Заключение. После глубокого падения мировых цен на энергоносители в 2014-2016 годах экономическая политика нашей страны с ее ставкой на экспорт нефти, газа и других видов сырья еще раз продемонстрировала свою полную несостоятельность. Ситуацию в экономике усугубили антироссийские санкции, инициированные США в связи с событиями на Украине. Курс на международную изоляцию России, на ограничение ее доступа к мировым финансовым рынкам, современным технологиям увеличит и без того существенное технологическое отставание России от западных стран. И если не предпринимать никаких мер по изменению сложившихся реалий в экономике, Российская Федерация закрепит за собой незавидную роль сырьевого придатка развитых государств. Россию ждут многие годы застоя и стагнации, если не будет реформ или не подорожает нефть.

Таким образом, актуальность темы импорто-замещения не вызывает сомнений, важность поддержания данного курса очевидна для дальнейшего развития российской экономики в целом и строительного комплекса в частности. При этом не стоит забывать, что импортозаме-щение - это долгосрочные вложения, при которых инвестора необходимо всячески поддерживать.

Реальные шаги по разработке целостной стратегии импортозамещения в экономике, в том числе в стройиндустрии, российские власти предприняли только после введения санкций. «Импортозамещение» стало модным словом, его повторяют, как мантру, политики и управленцы всех уровней государственного и муниципального управления. Тем не менее, переход на им-портозамещение строительных материалов в России может привести не только к существенному снижению их стоимости, но и развитию отечественной стройиндустрии. Впрочем, это произойдет не в ближайшей перспективе, а лет через 5-10, и только если импортные и отечественные производители смогут наладить необходимые производства стройматериалов на территории РФ, не уступающих по своим свойствам (а не только по цене) западным аналогам.

Справедливости ради следует отметить, что отечественные производители за последние годы существенно улучшили качество продукции. Однако, как показывает практика, некоторым западным образцам в строительстве до сих пор нет достойной альтернативы. Например, нет пока достойных отечественных аналогов для замены строительной техники, стройматериалов повышенного качества, в том числе для проведения фасадных работ, оборудования для прокладки инженерных сетей и т.п.

Переходу на импортозамещение во многом способствует резкое удорожание зарубежных стройматериалов. Процесс роста стоимости начался еще осенью 2014 года, но основной скачок цен пришелся на первые месяцы этого года, когда заключались новые контракты и поставщики озвучивали цены, привязанные к курсу валют. Если осенью рост цен на импорт составлял 5-20 %, то в первом квартале 2015 года он составил уже от 30 до 50 % [10].

Основными результатами реализации принятой стратегии импортозамещения должны стать замещение импортных товаров отечественными и рост объемов экспорта. Для России реальное импортозамещение, а не промышленная сборка из иностранных комплектующих -хороший шанс реализовать идеи диверсификации экономики, покончить с нефтегазовой зависимостью и перейти к производству отечественной высокотехнологичной продукции в соответствии с конъюнктурой рынка. И если результатом программы станет появление новых конкурентоспособных товаров, привлекательных как для российского, так и для зарубежных рынков, то кампанию по импортозамещению можно будет считать успешной. Для России и рядовых россиян успех в импортозамещении будет заметен, прежде всего, в улучшении качества отечественной продукции, снижении стоимости строительства для конечного потребителя, что, несомненно, будет вызывать гордость за страну и за ее стройиндустрию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Послание президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 27.02.2016).

2. Как можно заработать бизнесу на замещению импорта: разбор программы по импортоза-мещению в России. -

URL: http://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/biznes-na-zameschenii-importa/ (дата обращения: 3.11.2016).

3. Перспективы развития импортозамещения в сфере дорожного строительств. - URL: http://novainfo.ru/ article/3936 (дата обращения -09.09.2016 г.)

4. Глаголев С.Н., Моисеев В.В. Импортоза-мещение в экономике России // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С.205.

5. Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года. - URL: http://snipov.net/ database/c_4294956183_ doc_4293808072.html (дата обращения -03.11.2016).

6. Импортозамещение стройматериалов в РФ даст эффект через 5-10 лет. -URL:http://riarealty.ru/analysis_trends/20150528/4 05332405.html (дата обращения - 3.11.2016).

7. России надо развивать импортозамещение, заявил Медведев. - URL: https://ria.ru/economy/20140325/1001014233.html (дата обращения - 10.09.2016 г.); Постановление

Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». - URL: http://base. garant.ru/70643464/#text (дата обращения - 03.11.2016).

8. Результаты импортозамещения в России: реальные успехи реализации программы. - URL: http://zimport.ru/ goodresults/ (дата обращения -06.09.2016).

9. Информационно-аналитический портал. -URL: http://importozamechenie.ru/ otopitelnym-priboram-i-sistemam-budet-udeleno-osoboe-vnimanie-pri-provedenii-gosudarstvennoj-politiki-po-povysheniyu-energoeffektivnosti-zdanij-i-sooruzhenij/#more-2714 (дата обращения -10.09.2016 г.)

10. Импортозамещение стройматериалов в РФ даст эффект через 5-10 лет. -URL:http://riarealty.ru/analysis_trends/20150528/4 05332405.html (дата обращения - 3.11.2016).

Kikalishvili D.G., Moiseev V.V.

IMPORT SUBSTITUTION IN CONSTRUCTION INDUSTRY MODERN RUSSIA

In terms of Western sanctions, the sharp drop in oil prices and other energy sources, the island became a question of import substitution technologies and products in Russia from abroad. The article explains that in a difficult economic situation, the output of which is to diversify the Russian economy, translating it from the raw to the innovative way of development, including the processes of technology substitution and goods, an important role belongs to the state policy of import substitution in the overall economy and the construction industry in particular. Attention is drawn to the need for state regulation in this sphere of economic activity, the development of effective criteria for targeted support for import-substituting industries in the construction industry, the ability to adapt foreign practice of import substitution, and others. It is concluded that the economic literacy policy of import substitution can be a catalyst for growth in the Russian construction industry, more effective her work in the conditions of Western sanctions.

Key words: Western sanctions, the construction industry, import substitution technologies and products.

Кикалишвили Диана Геловна, аспирант. кафедры социологии и управления

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: di_ki93@mail.ru

Моисеев Владимир Викторович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления.

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: din_prof@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.