КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
УДК 378.1 ББК 74.484.4
Т.С. Баркалова
ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Рассматривается самооценка, уровень которой влияет на успешность профессиональной деятельности. Представлено описание и результаты эмпирического исследования проблемы влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности будущих менеджеров.
Ключевые слова: самооценка, самооценка личности студента, критерии успешности профессиональной деятельности.
го со
о Ц
го
^
го ш
О
Менеджмент относится к отраслям управленческой деятельности, и в нем в наибольшей степени проявляются сложные механизмы развития личности и человеческих взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в сфере педагогики, психологии, социологии, менеджмента, маркетинга.
Высокая значимость результатов деятельности менеджера обуславливает необходимость постоянного поиска путей и средств совершенствования его профессиональной подготовки, условий, обеспечивающих становление личности будущего специалиста управленческой деятельности. Отсюда то большое внимание, которое уделяется в исследованиях изучению специфики деятельности менеджера, определению структуры, содержания, форм и методов теоретической и практической подготовки студентов гуманитарных вузов, развитию их общих и специальных способностей, знаний, навыков, профессионально и личностно важных качеств.
В квалификационных требованиях к будущим менеджерам определено, что они должны иметь сформированные организаторские способности, уметь брать
на себя ответственность за принятое решение, обладать стремлением к совершенствованию своих коммуникативных качеств и практических навыков, профессиональных знаний, уметь творчески мыслить, оценивать социальные процессы, определять место и роль в них своей профессиональной деятельности, разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста и др. [5].
Как свидетельствует практика, все эти знания, навыки, умения, профессиональные и личностные качества и способности не могут быть достаточно развиты, если у студента не сформировано умение оценивать себя адекватно. В процессе подготовки будущих менеджеров, их самосовершенствования, важное место занимает самооценка личности студента, предполагающая познание себя, а так же систему оценочных отношений к себе. Будущему специалисту управленческой сферы деятельности необходимо знать свои силы, возможности, качества, правильно оценивать их [3].
Е.М. Борисова считает, что самооценка влияет на сформированность у студента гуманитарного вуза уверенности в себе, умение увидеть перспективу своего
развития и активно включиться в сферу деятельности и межличностного общения. Поэтому адекватная, объективная и устойчивая самооценка является одним из важных критериев формирования личности студента вуза, который должен стать высококвалифицированным, способным к общению и ведению конкурентной борьбы, ответственным, инициативным, эмоционально-уравновешенным, обладающим высоким практическим интеллектом и проницательностью, уверенным в себе менеджером, способным успешно выполнять функциональные обязанности, обладать навыками и умениями влиять на подчиненных, контролировать свои эмоциональные проявления, творчески решать поставленные задачи, и т. д. [1].
Для осуществления теоретического анализа состояния проблемы использовались теоретические методы научного поиска, анализ, осмысление и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме самооценки и ее влияния на уровень успешности профессиональной деятельности будущих менеджеров.
Исследования проводились на базе НОУ ВПО «Русско-Британский Институт Управления». В качестве критериев успешности профессиональной деятельности (в нашем случае учебной деятельности как квазипрофессиональной) были взяты оценки студентов 4 и 5 курсов, так как именно они являются наиболее показательными для будущей профессиональной деятельности. В качестве методик исследования самооценки мы отобрали две из них: методику С.А. Будасси [2] и методику Дембо -С.Л. Рубинштейна [4]. В эксперименте участвовало 31 человек. Успешными в профессиональной (в данном случае учебной) деятельности мы признали 12 из них и столько же признано неуспешными.
Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за последний год обучения (так как именно он результативен для показания успеш-
ности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух оценок «хорошо». Неуспешными - тех, у кого имелась хотя бы одна оценка «удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за невозможности влиять на ход эксперимента.
Как показали наши исследования, у студентов, успешных в профессиональной деятельности, по методике Дембо -Рубинштейна средний показатель самооценки по группе составил 75 баллов. Такой уровень является средним, в то же время граничащим с завышенной самооценкой.
Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «уверенность в себе» - 79 баллов, «умственные способ -ности» - 80 баллов. По указанным шкалам показатель самооценки находится на завышенном уровне. В группе неуспешных в профессиональной деятельности студентов, выявленным по той же самой методике, средний результат показан по всем шкалам методики. Однако здесь у испытуемых встречаются довольно колеблющиеся показатели самооценки -от завышенной до очень заниженной (у семи из двенадцати студентов).
Результаты, полученные по результатам данной методики у двух групп испытуемых (успешных и неуспешных в профессиональной деятельности), мы можем заключить, что они очень различны по своему составу: у успешных студентов более стабильные показатели по таким параметрам, как самооценка и целевое отклонение, в то время, как в группе неуспешных студентов наблюдаются разрозненные, даже «скачкообразные» результаты по каждому из параметров, исключая уровень притязаний. Это отношение прямо противоположно результатам друг друга. Ни один из испытуемых группы неуспешных студентов не показал чётких однозначных оценок по какой-либо из представленных шкал.
Результаты, полученные по методике С.А. Будасси, выявили, что у группы
о
0
1
_0 ц
ф
н
к ф
ч
_0 го
I
о ^
о
о ф
-& о
о
0
1
э
ф
с
0 ^
_0
1
ф
со
0 ^
го
1
о ч О Ф
го ^ о ^
и
Консультации специалиста 21
успешных в профессиональной деятельности студентов в целом средний результат самооценки (коэффициент ранговой корреляции равен 0,57 баллам).
Испытуемые группы неуспешных в профессиональной деятельности студентов разбиты на пары, у них (в отличие от успешных в профессиональной деятельности студентов) наличествуют все категории самооценки: от нереалистично-низкой до нереалистично-высокой.
Обобщая полученные в исследовании результаты по данной методике, мы также, как и в методике Дем-бо -Рубинштейн, наблюдаем разрозненные результаты в группе неуспешных в профессиональной деятельности студентов и более стабильный результат во второй группе. Очевидно, здесь то, что уровень самооценки по методике Будасси у группы успешных в профессиональной деятельности испытуемых выше, чем в группе неуспешных представителей нашего эмпирического исследования, как и результат, полученный по предыдущей методике.
Делая заключение, следует согласиться с А.В. Захаровой, что для формирования адекватной самооценки в сфере учебной и научно-познавательной деятельности важны условия, в которых можно объективно определить свои реальные возможности. Необходимы квазиэталоны, меры, ориентиры для обнаружения объективных показателей деятельности [3].
Самооценка позволяет активнее вовлекать обучаемых в учебный процесс. Адекватность самооценки объективным результатам работы чрезвычайно важна для успешной учебной и профессиональной деятельности [2].
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении коррекции самооценки будущих менеджеров. Библиографический список:
1. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. 1981. № 2. С. 159-177.
2. Будасси С.А. Методика исследования самооценки // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 87-91.
3. Захарова А.В. Исследование самооценки в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2008. - 249 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. N 544) // [Электронный ресурс]: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm544-1.pdf.
го ш
о ц
го
^
го
LQ
О