Т. А. Барабанщикова, М. М. Рязанова
Социальный интеллект и самооценка как факторы профессиональной успешности будущих психологов
В статье социальный интеллект рассматривается как необходимое условие успешности профессиональной деятельности будущего психолога. Первокурсники психологического факультета испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что, как было установлено, связано c недостаточно адекватным отношением к себе. Корреляционный анализ установил пары между компонентами социального интеллекта и проявлениями самооценки и уровня притязаний, опора на которые сделает процесс профессионального обучения более эффективным. Ключевые слова: личность, профессиональная деятельность, социальный интеллект, самооценка, уровень притязаний, вербальное поведение.
В психологической науке проявляется особый интерес к исследованию факторов, определяющих эффективность деятельности человека и успешность решения различного рода задач. В этой связи глубоко раскрыта роль общего интеллекта в психологической структуре личности и дана характеристика социального интеллекта, обеспечивающего понимание поступков и действий людей, адекватное восприятие вербальных и невербальных реакций человека в социальных ситуациях. Учитывая особенности профессиональной деятельности психолога, а также предъявляемые к ней требования, социальный интеллект можно рассматривать как необходимое условие успешности профессиональной деятельности специалиста-психолога. Это выдвигает на передний план исследование уровня развития социального интеллекта и профилактики возникновения трудностей в процессе подготовки молодежи к профессиональной деятельности.
В основу исследований, представленных в статье, положена гипотеза, согласно которой уровень развития социального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самооценки и уровня притязаний. Цель исследования - изучение особенностей социального интеллекта студентов-первокурсников психологического факультета с учетом их самооценки и уровня притязаний.
В качестве испытуемых выступали первокурсники дневного отделения психологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова численностью
История образования и педагогической мысли
41 человек (средний возраст - 17,4 года), среди них 8 юношей и 33 девушки.
В работе использованы следующие инструменты: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена [2], методика изучения самооценки личности С. А. Будасси [1] (Барабанщикова, Рыжкова, 2007), методика изучения самооценки личности Дембо-Рубинштейн [1]. Для обработки полученных данных использовались метод оценки статистической достоверности различий между группами по и-критерию Манна-Уитни и метод ранговой корреляции Спирмена.
На первом этапе исследования была проведена диагностика компонентов социального интеллекта (познание результатов поведения, познание классов поведения, познание преобразований поведения, познание систем поведения) по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена [3].
Таблица 1.
Уровень развития социального интеллекта (СИ) у студентов-психологов (композитная оценка)
Низкий СИ СИ ниже среднего Средний СИ СИ выше среднего Высокий СИ
Количество человек 0 7 27 7 0
Проценты 0 17% 66% 17% 0
Как видно из таблицы 1, у первокурсников психологического факультета преобладает средний уровень выраженности композитной оценки социального интеллекта (66%). Это означает, что в целом студенты-психологи достаточно эффективны в межличностных отношениях и нормально адаптированы в социуме.
Социальный интеллект выше среднего встречается лишь у 17% опрошенных. Эти студенты способны эффективно извлекать информацию о поведении людей, хорошо понимают язык невербального общения, высказывают точные суждения о людях, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах.
Будущие психологи с уровнем развития социального интеллекта ниже нормы (также 17%) испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможность социальной адаптации.
Анализ факторов социального интеллекта показал (таблица 2), что в наибольшей степени выражен фактор «познание результатов поведения» (субтест 1). Будущие психологи (95%) способны предвосхищать дальнейшие поступки людей, основываясь на понимании чувств, мыслей, наме-
рений клиентов. Однако их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя нетипичным образом.
Таблица 2.
Общие результаты тестирования по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена
8, 8, в,
Высокие оценки 95% 85% 88% 66%
Низкие оценки 5% 15% 12% 34%
Примечание: Б1 - субтест 1 (Способность предвидеть последствия поведения людей), Б2 - субтест 2 (Способность к выделению существенных признаков в невербальных реакциях человека), Б3 - субтест 3 (Способность понимать значения сходных вербальных реакций в зависимости от контекста ситуации), Б4 - субтест 4 (Способность понимать логику развития ситуации и значение поведения людей в этих ситуациях).
Далее по степени выраженности в группе выделяется такой компонент социального интеллекта, как познание преобразований поведения (субтест 3). Он характеризует группу студентов (88%) как обладающих высокой чувствительностью к характеру человеческих взаимоотношений. Это помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации.
Неблагоприятным фактом, выявленным при диагностике, являются низкие показатели по факторам «познание классов поведения» (субтест 2 - 15%) и «познание систем поведения» (субтест 4 - 34%). С одной стороны, это говорит о личностной незрелости обследуемых, с другой - указывает на направление дальнейшей работы в области профессионального обучения. Психолог-консультант в своей практической работе анализирует длительную динамику взаимоотношений людей в группе. Для этого нужно хорошо осознавать целостный контекст коммуникативных связей клиента, анализировать историю его взаимоотношений и уметь разъяснить результаты такого анализа клиенту. Данные способности связаны с фактором «познание систем поведения» (субтест 4), который у первокурсников развит недостаточно.
Студенты с низкими оценками (15%) по фактору познание классов поведения (субтест 2) плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают сопровождающие их невербальные реакции.
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
На втором этапе исследования с помощью критерия Манна-Уитни выявлялись различия по уровню выраженности самооценки (методика С. А. Будасси) между группой студентов с социальным интеллектом ниже среднего (7 человек) и группой студентов с социальным интеллектом выше среднего (7 человек). Группа студентов с социальным интеллектом выше среднего превосходит группу студентов с социальным интеллектом ниже среднего по уровню выраженности самооценки на 5%-ном уровне значимости (р < 0,05). Также группа студентов со средним социальным интеллектом (27 человек) превосходит группу студентов с социальным интеллектом ниже среднего по уровню выраженности самооценки на 5%-ом уровне значимости ( р < 0,05). Таким образом, в группе студентов с низкими показателями социального интеллекта наблюдается статистически значимая тенденция к занижению общей самооценки. Это означает, что трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, возникающие у данных студентов, часто связаны с неадекватным отношением к себе.
На третьем этапе исследования был проведен корреляционный анализ факторов социального интеллекта и частных самооценок, выявленных методикой «Самооценка личности» Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан (таблица 3).
Таблица 3 .
Корреляционный анализ взаимосвязи показателей социального интеллекта и частных проявлений самооценки
Самооценка
Ум Характер Авторитет Умелые руки Внешность Уверенность в себе
- 0,06 - 0,01 0,04 0,27 - 0,14 0,16
8? - 0,11 0,15 - 0,04 - 0,17 - 0,01 - 0,06
0,32* 0,14 0,35* 0,05 0,01 0,2
0,07 - 0,11 0,13 0,11 - 0,03 0,05
КО 0,19 0,13 0,24 0,21 - 0,12 0,19
Примечание: см. Примечание к таблице 2; КО - композитная оценка социального интеллекта; * - значение коэффициента корреляции на 5%-ом уровне значимости.
Полученные результаты указывают на то, что фактор «познание преобразований поведения» (субтест 3), то есть умение интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации, связан с оцениванием своего ума и собственного авторитета у сверстников. Так, студенты, пока-
завшие высокие результаты по субтесту 3, способны в любой ситуации найти соответствующие слова и тон общения, что повышает самооценку их умственных способностей. Таким образом, познание молодым человеком особенностей вербального поведения повышает его самооценку умственных способностей и собственной значимости в ситуации общения, а значит, способствует личностному и профессиональному развитию.
Корреляционный анализ частных проявлений уровня притязаний и компонентов социального интеллекта в группе студентов-первокурсни-ков психологического факультета представлен в таблице 4.
Фактор «познание результатов поведения» (субтест 1), указывающий на способность предвидеть последствия поведения людей, образует корреляционную связь с притязаниями учащихся на «ум» (5% уровень) и «уверенность в себе» (1% уровень). Это означает, что для первокурсников успех в прогнозировании поступков людей связан со стремлением к высокому уровню развития ума и с уверенностью в себе. Уверенный в себе человек строит адекватную картину взаимоотношений, а высокие умственные способности помогут предсказать события на основе понимания намерений участников.
Фактор «познание преобразований поведения» (субтест 3), связанный с умением понимать вербальное поведение, коррелирует с притязаниями на «авторитет у сверстников». Это самый высокий показатель тесноты связи (0,47). Стремление к адекватному восприятию себя другими развивает открытость в общении, способность работать совместно, быть направленным на группу и общие цели. Для студентов-первокурсников в такой работе очень важно понимание словесной формы человеческих взаимоотношений.
Таблица 4.
Корреляционный анализ взаимосвязи показателей социального интеллекта и частных проявлений уровня притязаний
Уровень притязаний
Ум Характер Авторитет Умелые руки Внешность Уверенность в себе
8, 0,38* 0,04 0,27 0,18 0,21 0,45**
- 0,05 0,15 0,07 0,02 0,12 0,11
§3 0,27 0,26 0,47** 0,28 0,04 0,25
0,12 - 0,12 0,21 0,18 0,09 0,14
КО 0,31* 0,17 0,31* 0,22 0,04 0,43**
Примечание: см. Примечание к таблице 3; ** - значение коэффициента корреляции на 1%-ом уровне значимости.
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
Композитная (общая) оценка социального интеллекта коррелирует с притязаниями на «ум» (5%-ый уровень), на «авторитет у сверстников» (5%-ый уровень) и «уверенность в себе» (1%-ый уровень). Это свидетельствует о том, что общая способность понимать поведение других людей будет успешно развиваться, если повысится уровень притязаний в области умственного развития и межличностных отношений со сверстниками. Такие учащиеся будут отличаться уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели. В процессе профессионального обучения при достижении определенной цели они будут перемещать свои интересы в область более трудных задач, что является необходимым условием успешного развития будущего специалиста.
Полученный нами эмпирический материал свидетельствует о том, что самооценка и связанный с ней уровень притязаний играют важную роль в становлении социального интеллекта в процессе профессионального развития личности. Развитие социального интеллекта происходит не только при целенаправленном формировании его компонентов, но и по мере накопления личного опыта. Развитие способностей, входящих в структуру социального интеллекта, позволит сократить адаптационный период студента-первокурс-ника, повысит оценку его окружающими и собственную самооценку.
Библиографический список
1. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. А.Ф. Ануфриева. - М., 2007.
2. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. - СПб., 1996.
3. Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. - СПб., 2007.