УДК 159.923.2
Швецова Виталина Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета тел.: (951) 764-56-05
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Формирование профессионального самосознания студентов является одной из главных задач высшего профессионального образования. Показателем его высокого уровня развития является наличие целостного образа -Я будущего профессионала в структуре общего самосознания личности. Большинству студентов присущ невысокий уровень развития профессионального самосознания, который проявляется в недостаточно полных и сильно противоречивых представлениях о собственных профессиональных качествах.
Ключевые слова: личность студента, профессиональное самосознание, представления о профессиональных качествах, самооценка, уровень притязаний, рефлексия.
Shvetsova Vitalina Anatolyevna
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Belgorod State National Research University tel.: (951) 764-56-05
CHARACTERISTIC FEATURES OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF MODERN STUDENTS
Formation of professional consciousness of students is one of the main tasks of higher professional education. The index of its high level of development is the presence of integral character of “Self” of a future professional in the structure of general consciousness of a personality. The low level of development of professional consciousness is inherent in most students, that is evident from incomplete and strongly contradictory ideas about their professional qualities.
Key words: personality of a student, professional consciousness, ideas about professional qualities, selfappraisal, level of claims, reflection.
Эффективность выполнения специалистом своих трудовых обязанностей во многом зависит от особенностей отношения человека к своей профессии, его осознания самого себя как профессионала, осознания своей роли и места в коллективной деятельности. На настоящее время существует немало теоретических исследований, указывающих на то, что формирование профессионального самосознания является одной из узловых задач профессиональной подготовки специалистов.
Начальная стадия профессионализации личности и формирования профессионального самосознания человека осуществляется на этапе профессионального обучения. Однако в настоящий момент недостаточно раскрыты закономерности становления профессионального самосознания студенческой молодежи. В этой связи является актуальной задача изучения особенностей профессионального самосознания современных студентов.
Согласно утверждению А.К. Марковой, профессиональным самосознанием является комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений к себе как к профессионалу [4]. Опираясь на данное определение можно сформулировать понятие о профессиональном самосознании студентов как совокупности их представлений о себе как о будущем специалисте и системе отношений к себе как к будущему специалисту. По мнению Л.М. Митиной, высокий уровень развития профессионального самосознания студентов определяется тем, что целостный образ - Я будущего профессионала вписывается в общую систему ценностных ориентаций человека, связанных с осознанием целей своей учебно-профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения, высокой эффективностью учебной деятельности и удовлетворенностью ее результатами [5].
Низкий уровень развития профессионального самосознания студентов характеризуется осознанием и самооценкой «лишь отдельных свойств и качеств, которые складываются в недостаточно устойчивый образ, детерминирующий, как правило, неконструктивное поведение» [5, с. 108] и взаимодействие, малоэффективную учебно-профессиональную деятельность и неудовлетворенность ее результатом. Основным механизмом становления профессионального самосознания студентов является рефлексия. Говоря о значимости рефлексии для человека, Л.С. Выготский отмечал, что в основе сознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими [1]. Рефлексивные процессы также обеспечивают протекание профессиональной деятельности, связывание ее звеньев в единое целое. «Рефлексивное действие выступает условием выполнения предметного действия обобщенным способом... , который характеризуется возможностью достигать успешно одну и ту же цель в разных условиях» [3, с. 41].
Далее представлены результаты экспериментального изучения особенностей профессио-
нального самосознания студентов. Организационной базой исследования являются студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»), 3го курса исторического факультета (всего 40 чел.). Для экспериментального изучения профессионального самосознания студентов были выбраны следующие критерии: совокупность представлений о себе как о будущем профессионале (когнитивный компонент) и уровень самооценки профессиональных качеств, знаний, умений, способностей (эмоционально-оценочный компонент). А также изучался уровень рефлексии.
Для изучения у студентов совокупности представлений о себе как о будущем профессионале мы использовали модификацию методики «20 позиций» М. Куна, Т. Макпартлэнда [7]. В инструкции студентам предлагалось написать в различных словах, словосочетаниях, фразах и предложениях русского языка 20 различных ответов на вопрос «Кто Я как студент?». Обработка и интерпретация результатов проводилась методом контент-анализа. Все ответы можно отнести к одной из двух категорий: объективное или субъективное упоминание. Примерами первой категории являются такие характеристики себя, как «студент», «девушка», «дочь», «инженер», т.е. утверждения, относящиеся к объективно определенным социальным ролям.
Примером субъективных категорий являются такие как «счастливый», «слишком толстый», «интересная». При этом целостный профессиональный компонент в общей структуре самосознания студентов обнаруживается в виде высказывания «Я - будущий специалист» (учитель, переводчик, математик и т.п.). Он свидетельствует о том, что студент уже осознает себя в качестве будущего профессионала, сознательно ориентирует свою активность на профессиональное общение и учебно-профессиональную деятельность, профессиональное обучение для него имеет личностно-значимый характер.
С целью изучения уровня самооценки профессиональных качеств (знаний, умений, способностей, профессионально важных качеств личности и др.) мы применяли модифицированный вариант методики самооценки личности Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна. С помощью специальной шкалы студентам предлагалось оценить степень выраженности у себя следующих профессиональных качеств: 1 - профессиональные знания, умения, навыки; 2 - профессиональные способности, мышление; 3 - профессионально важные качества личности; 4 - успешность в учебнопрофессиональной деятельности; 5 - авторитет у преподавателей и студентов; 6 - самостоятельность; 7 - ответственность; 8 - творческая направленность; 9 - уверенность в себе. С целью изучения рефлексии мы использовали психодиагностическую методику изучения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой [2].
Результаты методики «20 позиций» М. Куна, Т. Макпартлэнда свидетельствуют, что в испытуемой группе выявлено среднее количество профессиональных характеристик - 5, что соответствует 25% от общего числа характеристик (20). Среди них чаще всего встречаются такие положительные характеристики: «учусь профессии», «пишу лекции», «хожу на занятия», «выполняю задания преподавателя», «готовлюсь к семинарам», «готовлюсь к экзаменам», «пишу курсовую работу», «умею анализировать профессиональные темы, напр., исторические события» «стремлюсь хорошо учиться», «стремлюсь к новым знаниям», «хочу получить хорошее профессиональное образование», «доволен выбранной профессией», «люблю свой факультет». Наиболее часто встречаются такие отрицательные характеристики, как: «ленивый», «безынициативный», «не очень активный», «не очень талантливый», «опаздываю на занятия», «не нравятся некоторые предметы», «не всегда готовлюсь к семинарам», «не готов к зачету», «могу пропускать занятия». При этом положительные характеристики явно доминируют (соответственно 20% и 5%).
Кроме того, методика «20 позиций М. Куна» позволила выявить наличие или отсутствие сформированности у студентов профессионального самосознания в виде целостного компонента в общей структуре самосознания личности. Он обнаруживается в виде высказывания «Я - будущий специалист, напр., учитель, историк и т.п.» и характеризует высокий уровень развития профессионального самосознания студентов. Результаты психодиагностики показали, что профессиональное самосознание в виде целостного компонента присуще лишь 18% студентов. Это подтверждает теоретическое положение о том, что на начальном этапе становления профессионального самосознания у студентов преобладают процессы дифференциации (а не интегрирования), которые связаны с периодом «вхождения» в учебно-профессиональную среду и деятельность, первоначальной ориентации в ней, усвоения и накопления профессиональных знаний в рамках изучения отдельных учебно-профессиональных дисциплин.
Таким образом, профессиональное самосознание студентов характеризуется недостаточно полным и развитым представлением студентов о своих профессиональных качествах. Однако при
этом у них доминируют положительные характеристики (при наличии также отрицательных). Отсутствие у большинства студентов (82% испытуемых) профессионального самосознания в виде целостного компонента в общей структуре самосознания личности свидетельствует о его невысоком уровне.
Результаты изучения у студентов уровня самооценки профессиональных качеств (знаний, умений, способностей, профессионально важных качеств личности и др.) с помощью модифицированного варианта методики самооценки личности Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели уровня самооценки (СО) студентами своих профессиональных качеств _________и их уровня притязаний (УП) в профессиональной деятельности________________
Эмоционально-оценочные компоненты профессионального самосознания студентов Уровень показателей (%)
Очень высокий Частично завышенный Адекватный Частично заниженный
Самооценка 10 50 33 7
Уровень притязаний 38 37 25 0
Результаты показали, что уровень самооценки студентами собственных профессиональных качеств адекватный лишь у 33% испытуемых, частично завышенный - у 50, очень высокий -у 10 и заниженный - у 7% студентов. Это означает, что большинство студентов (60%) в той или иной степени переоценивают свои профессиональные качества, они недостаточно умеют реалистично оценивать процесс и результат учебной деятельности, не замечают и не хотят работать над ошибками, не прислушиваются к критическим замечаниям преподавателя в свой адрес.
33% студентов имеют адекватную самооценку, что указывает на то, что они реалистично оценивают свои профессиональные качества, и результат собственной деятельности, положительно относятся к себе и в то же время прислушиваются к критическим замечаниям и сами замечают ошибки в своей работе. Кроме того, можно отметить, что выше всего студенты оценивают у себя наличие «профессионально важных качеств личности», ответственности и исполнительности, авторитета среди преподавателей и студентов и уверенности в себе. Одновременно, они значительно ниже оценивают, т.е. считают недостаточными свои профессиональные знания и умения, профессиональные способности и мышление, успешность в деятельности, самостоятельность и инициативность, а также творческую направленность личности.
Уровень притязаний у большинства студентов (75%) в той или иной степени завышен. Это означает, что они ставят перед собой нереалистичные профессиональные цели, которые не опираются на уровень достижений в учебно-профессиональной деятельности в настоящий период жизни. Студенты переоценивают свои возможности и будущие перспективы профессиональной деятельности.
Результаты исследования также показали (табл. 2), что у 42% студентов выявлена умеренная степень дифференцированности самооценки, что свидетельствует о развитом, зрелом и сбалансированном представлении студентов о своих профессиональных качествах. У 29% студентов наблюдается сильная степень дифференцированности самооценки, что свидетельствует о несбалансированном, противоречивом представлении студентов о собственных профессиональных качествах.
Таблица 2.
Показатели степени дифференцированности профессиональной самооценки студентов
их уровня притязаний (УП) в профессиональной деятельности
Степень дифференцированности Уровень показателей (%)
Сильная Умеренная Слабая
Самооценки 29 42 19
Уровня притязаний 22 33 45
Такие студенты находятся в процессе «поиска себя», для них актуальна проблема самопознания в профессиональной сфере. У 19% студентов выявлена слабая степень дифференцированности самооценки, что свидетельствует о недостаточно развитом, незрелом, слишком эмоциональном представлении студентов о своих профессиональных качествах.
Характеризуя степень дифференцированности уровня притязаний, следует отметить, что очень многим студентам (45%), почти половине испытуемых присуща слабая степень дифференцированности уровня притязаний. Это означает, что у таких студентов нет достаточно ясных профессиональных целей, построения профессиональных планов, понимания, как их следует достигать, какие средства и усилия следует затратить. Вероятно, это может быть обусловлено признаками незрелости личности.
Результаты изучения рефлексии студентов с помощью «Методики определения индивидуальной меры рефлексивности» представлены в табл. 3. У студентов было выявлено наличие низкого уровня рефлексивности у 48% испытуемых. Это означает, что таким студентам в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями.
Таблица 3
__________________________Показатели рефлексивности у студентов_______________________
Виды рефлексии Уровни рефлексии (%) Средний «сырой» балл Средний показатель в стенах
Средний Низкий
Общий показатель рефлексии 52 48 112 3,8
Ретроспективная рефлексия 57 43 31 4,4
Рефлексия настоящей деятельности 38 62 27 2,8
Рефлексия будущей деятельности 65 35 32 4,6
Рефлексия общения 60 40 32 4,6
Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию. Наличие среднего (достаточного) уровня - у 52% испытуемых. Это означает, что такие студенты в большей степени склонны обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Им свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.
Средние показатели свидетельствуют, что у типичного студента недостаточно развито такое личностное свойство как рефлексия, которая служит механизмом развития профессионального и личностного самосознания студентов. Причем, у студентов на удовлетворительном и приблизительно одинаковом уровне развиты способность анализировать события и деятельность в прошлом, способность планировать свою деятельность и способность проникать во внутренний мир других людей. Однако они недостаточно включены в текущую деятельность, мало и недостаточно качественно ее контролируют, т.е. нуждаются во внешнем контроле и в организационной помощи со стороны преподавателя.
Для изучения влияния уровня развития рефлексии на уровень развития профессиональной самооценки студентов мы сопоставили результаты «Методики определения индивидуальной меры рефлексивности» и методики Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн (см. рис. 1). Применение критерия Стьюдента для зависимых переменных позволило выявить у студентов наличие значимого различия между уровнем их рефлексии и уровнем профессиональной самооценки ^=2,21 при р=0,01).
£
80
70
8 60 I® 50 ч
40
30
20
10
0
очень высоким среднии низкии
уровень показателей
□ уровень рефлексии
□ уровень профессиональной самооценки
□ уровень притязаний в профессиональной деятельности
Рис.1. Сравнение уровня рефлексии и профессиональной самооценки студентов
Это означает, что с вероятностью 99,9% можно утверждать, что нет жесткой связи между уровнем развития рефлексии и уровнем профессиональной самооценки студентов. Действительно, можно ожидать, что на фоне завышенной личностной самооценки большинства студентов развитый уровень рефлексии будет способствовать развитию самокритичности и формированию у них адекватной профессиональной самооценки, т.е. понижению ее с очень высокого до адекватного уровня.
Итак, по результатам экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное самосознание студентов характеризуется недостаточно полным и развитым представлением студентов о своих профессиональных качествах, так как они составляют всего 25% от общего числа характеристик себя как студента. При этом положительные характеристики явно доминируют. Среди них чаще всего встречаются такие, как: «учусь профессии», «выполняю задания преподавателя», «готовлюсь к семинарам», «стремлюсь хорошо учиться», «стремлюсь к новым знаниям», «хочу получить профессиональное образование», «доволен выбранной профессией», «люблю свой факультет». Среди отрицательных характеристик чаще встречаются такие, как: «ленивый», «безынициативный», «опаздываю на занятия», «не нравятся некоторые предметы», «не всегда готовлюсь к семинарам», «не готов к зачету», «могу пропускать занятия».
2. У большинства студентов отсутствует профессиональное самосознание в виде целостного компонента в общей структуре самосознания личности, что обнаруживается в виде высказывания «Я - будущий специалист, учитель, историк и т.п.» и характеризует невысокий уровень его развития. Вероятно, это частично обусловлено тем, что на начальном этапе становления профессионального самосознания у студентов преобладают процессы дифференциации (а не интегрирования), усвоения и накопления профессиональных знаний в рамках изучения отдельных учебнопрофессиональных дисциплин.
3. Большинство студентов в той или иной степени переоценивают свои профессиональные качества, они недостаточно умеют реалистично оценивать результаты учебной деятельности, не замечают ошибок, не прислушиваются к критическим замечаниям преподавателя в свой адрес. При этом выше всего студенты оценивают у себя наличие «профессионально важных качеств личности», «ответственности и исполнительности», «авторитета среди преподавателей и студентов» и «уверенности в себе». Значительно ниже они оценивают, т.е. считают недостаточными свои «профессиональные знания и умения», «профессиональные способности», «успешность в деятельности», «самостоятельность и инициативность». Также у студентов, как правило, в той или иной степени завышен и слабо дифференцирован уровень притязаний, т.е. они не умеют ставить перед собой реалистичные профессиональные цели, у них нет достаточно ясного плана их достижения.
4. Почти каждый третий студент находится в процессе «поиска себя», для него актуальна проблема самопознания в профессиональной деятельности, так как для него характерно сильно противоречивое представление о собственных профессиональных качествах.
5. У типичного студента недостаточно развито такое личностное свойство как рефлексия,
которая служит механизмом развития профессионального и личностного самосознания. Причем на удовлетворительном уровне развиты способность анализировать события и деятельность в прошлом, способность планировать свою деятельность и способность проникать во внутренний мир других людей. Однако он недостаточно включен в текущую деятельность, мало и недостаточно качественно ее контролирует, т.е. нуждается во внешнем контроле, в организационной помощи со стороны преподавателя.
В целях формирования целостного представления студентов о себе как о будущем профессионале в учебном процессе следует уделять внимание интеграции профессиональных знаний, умений, навыков, обсуждению профессионально-важных качеств личности, изучению профессиональных способностей и склонностей студентов. Желательно в ходе образовательного процесса давать студентам возможность ставить и реализовывать реалистические, общественно и личност-но значимые цели и задачи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. СПб., 2006.
2. Карпов А.В. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. Т. 24.
3. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления // Институт психологии РАН. М.; Ярославль, 2000.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма: учеб. пособие. М., 1996.
5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: учеб. пособие. М., 1994.
6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб., 2006.