Научная статья на тему 'Влияние самоотношения личности и мотивации достижения на толерантность к действию организационного стресса'

Влияние самоотношения личности и мотивации достижения на толерантность к действию организационного стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
274
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационный стресс / самоотношение / стрессоустойчивость
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние самоотношения личности и мотивации достижения на толерантность к действию организационного стресса»

ВЛИЯНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА

Кузьмина Ольга Андреевна ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань, Россия

Ключевые слова: организационный стресс, самоотношение, стрессо-устойчивость.

Организационный стресс исследуется как разновидность профессионального стресса, который включает комплекс явлений, которые связаны с повышенными требованиями к адаптационным ресурсам человека и их деструктивными последствиями под воздействием факторов, присущих конкретной трудовой ситуации и профессиональной жизни человека в целом.

Гипотезы исследования: 1) самоотношение личности, уверенность человека в своих силах и его мотивация к успеху влияют на возникновение организационного стресса; 2) толерантность к действию организационного стресса обусловлена возрастными особенностями личности.

Для проверки выдвинутых гипотез нами было проведено психодиагностическое исследование. В качестве основного метода исследования было выбрано тестирование, посредством которого было исследовано 30 респондентов (женщин в возрасте 20-35 лет, 36-50 лет, работающих в организации экономического профиля). Средний возраст испытуемых 37 лет. Были использованы следующие методики: PSM-25 Лемура-Тесье- Филлиона, опросник самоотношения В.В. Столина, С. Р. Пантилеева, опросник мотивации достижения успеха и избегания неудачи А. Мехрабиана.

Доказать наше предположение о том, что самоотношение личности и мотивация к успеху влияют на толерантность к действию организационного стресса не удалось, но внутри самого психологического понятия самоотношение существуют различные шкалы, которые могут объяснять механизм развития стрессоустойчивости. С помощью корреляционного анализа удалось получить следующие результаты.

Чем больше мотивация личности к достижению и избеганию неудач, тем выше уровень уважения к себе у работника ф= 0,01). Существует также связь между глобальным самоотношением личности и ее самоуверенностью ф= 0,01), которую можно объяснить тем, что сформированное позитивное самоотношение к мотивам самореализации является результатом осмысления себя как субъекта той или иной деятельности, которое связано с высоким уровнем уверенности работника в себе. Наличие достаточно высоко уровня уважения к своей личности, признание своих успехов и достоинств приводит к формированию уверенности в себеф= 0,01). Можно предположить, что повышенный интерес к своей личности, удовлетворение своих потребностей, саморазвитие способствуют повышению самоуважения работника к себе (р= 0,05). Также было выявлено следующее: женщины с высоким уровнем аутосимпатии имеют сниженный уровень самообвинения (р= 0,01), что дает право предположить о том, что повышенный интерес к своей личности, обязательное удовлетворение всех потребностей, которые нарушают жизненный уклад личности, являются предпосылкой формирования сниженного уровня самообвинения, проявляющегося в игнорировании своих негативных качеств, неадекватного поведения. Интерес к себе как к личности, симпатия к себе детерминируют формирование принятие себя как личности со всеми положительными и отрицательными качествами (р=0,01). Можно также предположить, что чем больше самоинтерес сотрудника организации, тем выше уровень его аутосимпатии, тем больше он нравится са-

мому себе, ценит свои профессиональные и личностные качества (р=0,05).Положительное отношение от других, принятие человека в рабочей группе среди коллег повышает самоинтерес личности (р=0,05), а также повышает уверенность в себе и своих силах (р=0,05).Кроме этого, можно предположить, что заинтересованность в своей личности, в своих успехах, достижениях, неудачах, в общем в своей деятельности повышает принятие себя как полноценной личности (р=0,05).

Вторую гипотезу о том, что толерантность к действию организационного стресса обусловлена возрастными особенностями личности, также не удалось подтвердить. Анализ между испытуемыми в возрасте 20-35 лет и испытуемыми в возрасте 36-50 лет с помощью программы Microsoft Excel 2010 с использованием двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями дал следующие результаты: были выявлены определенные компоненты самоотношения, которые могут играть значительную роль в процессе формирования стрессоустойчиво-сти в зависимости от возраста.

Оказалось, что уровень самоинтереса (меры близости к самому себе, в частности интереса к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных», уверенности в своей интересности для других), аутосимпа-тии (одобрения себя в целом и в существенных частностях, доверия к себе и позитивной самооценки) ярче выражен у женщин в возрасте 20-35 лет, чем у женщин 36-50 лет. Это можно объяснить тем, что в возрасте 20-35 лет только происходит становление профессиональной деятельности, существует высокая заинтересованность в работе, в себе, в своих мыслях, чувствах, нахождение себя в профессиональной деятельности. Можно отметить стремление к профессиональному росту. У женщин более молодого возраста достаточно высокий уровень уверенности в себе, в своей интересности для других. Также выяснилось, что уровень самоуважения незначительно выше у женщин в возрасте 36-

2015 208

Специальный выпуск

50 лет, чем у женщин 20-35 лет. Можно предположить, что женщины более старшего возраста, прошедшие практически весь путь профессиональной деятельности, карьеры, многого добившиеся в работе, больше уверенны в себе в силу своего опыта, как профессионального, так и жизненного.

Таким образом, проведенное психодиагностическое исследование позволило выявить различные компоненты самоотношения, связанные между собой, которые могут объяснять механизм развития стрессоустойчивости, в том числе в зависимости от возраста.

Список литературы:

1. Величковский Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психического и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч. - практ. конгр. - М., 2009. - С..23-25.

2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. -СПб.: Питер, 2009.

3. К вопросу динамики развития представлений об организационном стрессе и подходов к его оценке / Н.А. Корнетов [и др.] // Фундаментальные исследования. - 2011.- №10-3. - С.598-603.

4. Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 539 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Организационное поведение : учебник для бакалавров / А. А. Литви-нюк. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 505 с.

6. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Куда-шев, А.А. Баранов. - СПб.: «ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК», 2006. - 480 с.

W

7. Столин В.В. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Панти-леев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. -1988. - С.123-130.

8. Фетискин Н.П. Диагностика мотивации достижения (А. Мехраби-ан) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - С.98-102.

9. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустой-чивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011.- Т.10, №1. - С.6-19.

10. Ясько Б.А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса / Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013.-№3 (123).

w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.