— разработка и внедрение магистерских программ инновационного типа по направлениям;
— формирование новых инновационных образовательных технологий на основе беспроводной сетевой инфраструктуры с выходом в Интернет;
— расширение интеграционных форм работы учебно-научных лабораторий с предприятиями-парт-нерами, НИИ, отраслевыми организациями, коммерческими структурами;
— разработка образовательных модулей по направлениям, например, блок дисциплин специализации; блок научно-исследовательской и экспериментальной работы (для магистров и аспирантов); блок дисциплин по выбору студентов;
— создание типовых аудиторий для новой организации учебного процесса.
Таким образом, использование ИТ в учебном процессе охватывает все стороны деятельности вуза. Однако без «живого» преподавателя с его эмоциями, манерами изложения лекционного материала, мимикой, жестами и т.п. не обойтись. Здесь должно быть разумное сочетание вербального обучения и «классического».
Библиографический список
1. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В. Интегральная система многоуровневой подготовки специалистов. Социально-
экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний : сб. статей IV Междунар. научн.-практ. конф. — Пенза, 2007. — С. 3-4.
2. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В., Шатохина Л.А. Проблемы повышения качества подготовки специалистов. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 141.
3. Нагорный Н.Н. Информационная культура в высшем образовании. Проблемы повышения качества подготовки специалистов / Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 135.
АРЖАНОВ Валерий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология и приборостроение».
644050, г. Омск, пр. Мира, 11
Дата поступления статьи в редакцию: 13.03.2009 г.
© Аржанов В.А., Одинец А.И., Пшеничникова В.В.
уДК 378 147 Г. Н. ЛОБОВА
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ SADT-МЕТОДОЛОГИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВАРИАНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показано влияние методологии структурного анализа и проектирования ^АРТ) на функциональный инвариант деятельности, включающий познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и эстетическую виды деятельности. Экспериментальная проверка доказала, что у студентов, выполняющих основную деятельность по SADT-методологии, одновременно происходит развитие качеств личности в атрибутивных видах деятельности функционального инварианта.
Ключевые слова: деятельность, SADT-методология.
В современном динамически меняющемся мире важно подготовить качественных мобильных будущих специалистов, готовых в условиях непрерывного образования самостоятельно и оперативно решать новые задачи профессиональной деятельности. В подготовке таких специалистов заключается стратегическая задача высшей школы, решить которую крайне сложно.
Мы предлагаем в содержание образования студентов включить овладение SADT-методологией деятельности, разработанной для индивидуальной исследовательской деятельности студентов [1—4]. Аббревиатура SADT означает структурный анализ
и проектирование. Речь идет о возможности применения каждым студентом SADT-методологии для индивидуального решения задач проблемного содержания. Решение студентом исследовательской задачи следует рассматривать в виде функциональной системы. SADT-технология «диктует» направление поиска выхода из проблемной ситуации, формирует траекторию интеллектуальной и творческой деятельности по решению нестандартных задач, нахождению приемлемого решения из явного противоречия [1 — 3]. SADT-методология представляет систему методов, правил и процедур для построения функциональной модели объекта. Ранее доказано, что SADT-методо-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009
Рис. 1. Компоненты функционального инварианта деятельности
1 - студенты, работающие традиционно
2 - студенты, работающие по вАйТ-технологии
ю
130
120
110
100
90
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 4^ %
N %
Рис. 2. Влияние SADT-технологии на развитие интеллектуальных способностей студентов
логия повышает эффективность деятельности по достижению цели [1]. Изучение SADT-методологии следует включить в национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Известно, что любая деятельность, помимо достижения цели, также включает в себя познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и эстетическую виды деятельностей. Совокупность перечисленных видов деятельности представляет собой функциональный инвариант деятельности.
Цель статьи заключается в доказательстве влияния применяемой студентами SADT-методологии деятельности на функциональный инвариант. Отметим, что методология, реализованная на практике, представляет собой технологию. В нашем случае, если студент выполняет учебную или научно-исследовательскую деятельность в соответствии с SADT-технологией, то она проявится также во всех видах деятельности функционального инварианта. Это обусловлено тем фактом, что в процессе овладения методологией и применения ее в практической деятельности у студентов формируется новое психическое образование. Это новообразование будет проявляться во всех видах деятельности. Задача заключается в объективной «регистрации» проявления освоенной SADT-методологии деятельности в функциональном инварианте деятельности. В свою очередь, известно, что любая деятельность влияет на качества личности человека.
Поэтому SADT-методология должна «проявляться» не только в деятельности, но и в личностных качествах студентов.
Компоненты функционального инварианта показаны на рис. 1.
Рассмотрим конкретное проявление SADT-технологии деятельности в составляющих элементах функционального инварианта.
Известно, что в подготовке будущих специалистов в высшей школе превалирует познавательная деятельность. Познавательную деятельность осуществляют на основе интеллектуальных способностей студентов. На рис. 2 показаны зависимости общих интеллектуальных способностей двух групп студентов, одна из которых работает традиционно, вторая — по SADT-технологии деятельности.
Уровень общих интеллектуальных способностей выражен коэффициентом интеллектуальности Ю и определен с помощью тестов Г.Й. Айзенка [5]. По горизонтальной оси отложена выраженная в процентах
AN
относительная доля студентов ----, где AN — коли-
N
чество студентов, имеющих конкретное значение Ю, N — общее количество студентов, участвующих в тестировании. По вертикальной оси указаны значения коэффициента интеллектуальности Ю. В тестировании участвовали студенты 1-го курса, владеющие (165 чел.) и не владеющие (176 чел) SADT-технологией деятельности. Из приведенных зависимостей видно, что у всех студентов, овладевших технологией струк-
Содержание уровней потребности в поиске новых впечатлений
Уровни потребности в поиске новых впечатлений Количество баллов, принадлежащих уровню Содержание уровня (качества личности)
Высокий 11-16 Сильное влечение к новым впечатлениям, возможно, бесконтрольное
Средний 6-10 Умение контролировать свои потребности, т.е. человек открыт для приобретения нового опыта и одновременно рассудителен и сдержан.
Низкий 0-5 Преобладание осторожности, сдержанности, предусмотрительности, приводящих к стабильности и упорядоченности действий по сравнению с получением новых впечатлений, информации.
Таблица 2
Классификация оценок студентов-слушателей в зависимости от относительной доли «нетерпимых» утверждений
№ Оценка студента - слушателя Интервал значений относительной доли «нетерпимых» утверждений, %
1 Плохой собеседник 70 - 100
2 Собеседник с недостатками 40 - 70
3 Хороший собеседник 10 - 40
4 Отличный собеседник 0 - 10
турного анализа и проектирования деятельности, возрастают общие интеллектуальные способности.
Развитие общих интеллектуальных способностей студентов служит качеству их обучения.
В основе преобразовательной деятельности функционального инварианта (рис. 1) лежат интеллектуальные и творческие способности. В преобразовательной деятельности студент применяет сформированные знания, освоенный способ деятельности, реализует творческие способности. Преобразовательная деятельность направлена на получение из имеющегося объекта деятельности нового продукта (результата) деятельности. В преобразовательной деятельности достижение цели возможно либо комбинированием известных способов деятельности, либо нестандартным решением возникшей задачи. Такое решение базируется на творческих способностях личности.
Для проявления SADT-технологии в преобразовательной деятельности применена методика тестирования М. Цукермана для выявления уровня потребности в поиске новых впечатлений [2]. Другими словами, проявление SADT-методологии установим на основе «регистрации» изменения качеств личности, свойственных преобразовательной деятельности.
В тестировании участвовало 122 студента первого и третьего курсов радиотехнического факультета Омского государственного технического университета. Предварительно студенты обоих курсов были поделены на две группы, одна из них владела SADT-технологией деятельности, вторая — не владела.
Тест состоял из 16 пар утверждений, в каждой из них необходимо выбрать одно утверждение, наиболее приемлемое тестируемому студенту. В тесте приведен ключ для подсчета суммарного количества баллов, определяющих принадлежность к соответствующему уровню потребности. Минимальное количество баллов в тесте соответствовало значению 0, максимальное — 16. Спектр суммарных баллов содержит 3 уровня потребности в поиске впечатлений и показан в таблице 1.
По результатам тестирования построены гистограммы частоты встречаемости у студентов соответствующих уровней потребности в новых впечатлениях (рис. 3). По горизонтальной оси (рис. 3) отложено количество баллов, набранных студентами по результатам тестирования. По вертикальной оси отложена частота встречаемости 1. Из гистограммы видно, что значение относительной доли студентов с высоким уровнем потребности в поиске новых впечатлений больше аналогичного значения для студентов с низким уровнем.
Обращает внимание тот факт, что среди студентов с низким уровнем потребности в поиске новых впечатлений нет студентов 3-го курса, овладевших SADT-технологией деятельности. Относительная доля студентов 1-го курса с таким уровнем, владеющих технологией, мала (1 < 0,05). Доля студентов 1-го курса, не владеющих SADT-технологией, обладающих низким уровнем потребности в поиске новых впечатлений, является максимальной.
Из гистограммы видно, что максимальное значение частоты встречаемости приходится на интервал (10—11) баллов. Иными словами, наибольшее значение частоты встречаемости при поиске новых впечатлений «приходится» на студентов 3-го курса, владеющих SADT-технологией деятельности при «пограничном» значении уровней (между средним и высоким). На их долю приходится более 35% от общего количества студентов.
Из рис. 3 видно, что высоким уровнем потребности в поиске новых впечатлений обладают только студенты, владеющие БЛБТ-технологией деятельности. В интервал (14—15) баллов «попали» студенты, применяющие в деятельности технологию структурного анализа и проектирования. Для того, чтобы оценить полученный результат, напомним, что в [1] доказано, что SADT-технология деятельности увеличивает эффективность интеллектуального труда, а также повышает объективную самооценку, самокритичность, уточняет ориентировочную осно-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009
Рис. 3. Гистограммы распределения частоты встречаемости у студентов уровня потребности в поиске впечатлений, выраженного количеством набранных баллов
Рис. 4. Распределение частоты встречаемости от значений коэффициентов корреляции между «идеальным» образом и собственной личностью студента
Рис. 5. Гистограммы распределения частоты появления «нетерпимых» утверждений у студентов, владеющих и не владеющих 8ЛОТ-технологией деятельности
ву необходимых действий, служит самоорганизации собственной деятельности.
На этом основании заключаем, что студенты, владеющие SADT-технологией деятельности и обладающие высоким уровнем потребности в поиске новых впечатлений, способны идти на оправданный риск, достигая при этом высоких результатов в решении принципиально новых задач профессиональной деятельности. Вспомним С.П. Королева, А.С. Попова и многих других выдающихся личностей, шедших на оправданный риск при получении результатов преобразовательной деятельности, изменивших мир.
На рис. 3 также приведены данные, полученные в выборке из 205 студентов, прошедших этот тест в сети Шете! Наблюдается хорошее согласование между данными Шете! и полученными в тестировании.
Таким образом, в преобразовательной деятельности SADT-технология не только проявляется, но и указывает на развитие студентов. Они способны решать принципиально новые задачи, принимать новые решения в будущей профессиональной деятельности, идти на оправданный риск [6].
Реализацию высокого уровня потребности в поиске новых впечатлений для студентов следует прово-
Результаты тестирования студентов, владеющих и не владеющих БЛОТ-технологией деятельности, в выявлении количества «нетерпимых» утверждений
Интервал изменения относительной процентной доли «нетерпимых» утверждений, % Студенты (146 чел.)
Владеющие $ЛСТ-технологией ^ = 63 чел.) Не владеющие SADT-технологией ^ = 83 чел.)
Количество «нетерпимых» утверждений, ДN Частота появления «нетерпимых» утверждений, V Количество «нетерпимых» утверждений, ДN Частота появления «нетерпимых» утверждений, V
0 - 8 1 0,02 5 0,06
8 - 16 6 0,10 13 0,16
16 - 24 7 0,11 17 0,20
24 - 32 22 0,35 18 0,22
32 - 40 15 0,24 16 0,19
40 - 48 7 0,11 8 0,10
48 - 56 5 0,08 6 0,07
дить на основе «опредмечивания» (формирования мотивов) по развитию интеллектуальных и творческих способностей, лежащих в основе преобразовательной деятельности.
Рассмотрим следующую составляющую функционального инварианта — ценностно-ориентированную деятельность (рис. 1). Выполнение человеком любой деятельности изменяет его личностные качества. Так, выполнение студентами рефератов, в соответствии с алгоритмом SADT-технологии деятельности, формирует у них объективную оценку и самооценку результатов деятельности [1]. Формирование такой самооценки является одной из составляющих ценностно-ориентированной деятельности
Покажем проявление SADT-технологии деятельности, по которой работают студенты, в самооценке личности студентов [7]. Особенность выполненного тестирования заключалась в том, что студент сначала должен был проранжировать 20 перечисленных в тесте качеств личности с точки зрения полезности, социальной значимости. Далее студент ранжировал эти качества применительно к себе. Имея две выборки ранжированных значений, студент рассчитывал коэффициент ранговой корреляции. Другими словами, он определял свою «близость» к созданному идеалу.
Полученные результаты методики самооценки личности студентов показаны в виде гистограммы распределения полученных эмпирических частот встречаемости от значений коэффициентов корреляции (рис. 4). Полученные гистограммы для выборок студентов, владеющих и не владеющих SADT-технологией, имеют отличия. Во-первых, малые значения коэффициентов корреляции (г < 0,03) имеют только студенты, владеющие БАБТ-технологией. Минимальное значение коэффициентов корреляции для студентов, не владеющих SADT-технологией, начинаются с разряда, имеющего 0,03 < г < 0,04. Другими словами, распределения отличаются между собой минимальными значениями коэффициентов корреляции, свойственных каждой выборке студентов.
Во-вторых, распределения отличаются между собой максимальными значениями коэффициентов корреляции. Максимальное значение коэффициента корреляции для студентов, владеющих SADT-технологией, заключено в разряде со значениями 0,8 < г < 0,9. Студенты другой выборки имеют максимальные значения коэффициентов корреляции, которые за-
ключены в пределах 0,9 < г < 1,0.
В-третьих, максимумы двух распределений не совпадают между собой, они сдвинуты на разряд. Максимальная частота встречаемости для студентов, владеющих SADT-технологией, приходится на значения коэффициентов корреляции 0,7 < г < 0,8. Для студентов, не владеющих SADT-технологией, максимальная частота встречаемости приходится для коэффициентов корреляции 0,8 < г < 0,9. А.В. Батар-шев отмечает, что значения г > 0,85 могут свидетельствовать о завышенной самооценке, некритического отношения к себе. Поэтому можно заключить, что студенты, не владеющие БАБТ-технологией, по всей вероятности, имеют завышенную самооценку. Студенты с БАБТ-технологией имеют более адекватную самооценку. Для них характерна большая объективность, самокритичность, саморегуляция.
Таким образом, доказано различное проявление распределения частоты встречаемости коэффициентов корреляции для разных выборок студентов: владеющих и не владеющих БАБТ-технологией. Студенты, использующие SADT-технологию деятельности, вероятнее всего обладают более адекватной самооценкой, по сравнению со студентами, работающими традиционно.
Обсудим проявление SADT-технологии деятельности в коммуникативной составляющей функционального инварианта. Коммуникативную деятельность рассмотрим в виде речевого взаимодействия.
Под речевым взаимодействием понимают процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта посредством речи [8]. Речевое взаимодействие — это взаимное действие двух субъектов: говорящего и слушающего, пишущего и читающего.
Речевое взаимодействие включает следующие компоненты:
— адресант (коммуникатор), т.е. отправитель информации;
— адресат (реципиент), т.е. получатель информации;
— речевое событие;
— средства взаимодействия.
Выявим проявление SADT-технологии в речевом взаимодействии студентов в качестве адресатов, т.е. в умении слушать.
Для оценивания навыков слушания использован
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009
тест «Умеем ли мы слушать» [7]. Перед выполнением теста студенту первоначально необходимо представить, что он беседует с человеком. Тест содержит 25 утверждений, выражающих поведение собеседника в процессе речевого взаимодействия. Тестируемому студенту необходимо отметить номера тех утверждений, которые вызывают у него значительное раздражение. Такие раздражения, вызванные поведением собеседника, назовем «нетерпимыми» раздражениями. Подсчитав относительную долю «нетерпимых» утверждений, студент по приведенной к тесту классификации определяет качество собственных навыков слушания. Тест содержит классификацию оценок тестируемого студента как слушателя, показанную в таблице 2.
В экспериментальной проверке участвовало 146 студентов, из них 63 человека владели SADT-технологией деятельности, 83 человека — не владели. После определения у студентов относительной доли «нетерпимых» утверждений, составлена таблица 3. По результатам тестирования построена гистограмма распределения частоты появления «нетерпимых» утверждений у разных выборок студентов (рис. 5). Из гистограммы видно, что студенты, освоившие SADT-технологию, слушают иначе, чем студенты, работающие по традиционной технологии. Кроме того, 20% студентов от общего количества не обладают в достаточной мере умением слушать собеседника.
Проявление БЛБТ-технологии деятельности состоит в том, что освоившие ее студенты более терпимы к собеседникам. В коммуникативном взаимодействии таких студентов передается и принимается содержание речевого события более достоверно, т.е. культура общения выше.
Приведенные результаты проявления SADT-технологии в функциональном инварианте были получены с помощью соответствующего тестирования студентов. Установить влияние SADT-технологии в эстетической функции инварианта деятельности представляет трудности. Они связаны с количественным «измерением» изменения эстетических взглядов студентов, владеющих и не владеющих SADT-технологией деятельности.
В целом можно утверждать, что SADT-методология деятельности, являясь средством деятельности, в ходе реализации функционального инварианта деятельности служит развитию личности студентов. Влияние SADT-методологии зафиксировано непосредственно в процессе деятельности, или опосредовано с помощью изменения необходимых в деятельности качеств личности. Развитие личности студентов, повышение эффективности деятельности, обусловленные владением SADT-методологии указывают на необходимость включения этой методологии в учебный процесс вузов.
Библиографический список
1. Лобова Г.Н. SADT-технология исследовательской деятельности : монография. — Омск : ОмГТУ, 2006. — 108 с.
2. Лобова Г.Н. Технологический подход к исследовательской работе студентов // Физическое образование в вузах. — 2008. - Т.14. - № 2. - С. 92 - 100.
3. Лобова Г.Н. 5ЛСТ — технология проектирования деятельности // Научная жизнь. - 2008. - № 4. -С. 98 - 108.
4. Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. - М., 1993. - 240 с.
5. Айзенк Г.Й. Тесты Ю. - М. : ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. - 256 с.
6. Лобова Г.Н. Влияние SADT-технологии на исследовательские качества личности студентов // Вестник развития науки и образования. - 2008. - № 4. - С.98-105.
7. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. -СПб. : Питер, 2006. - 176 с.
8. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой - М. : Высшее образование, 2006. - 356 с.
ЛОБОВА Галина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра КПРА.
Е-таі1: ІоЬоуа [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 13.03.2009 г.
© Лобова Г.Н.