непрерывном финансировании — это центральный вопрос, от которого зависит выживание этой системы. Эффективность и функциональность региональных центров может задаваться на федеральном уровне. Законодательная база РФ должна способствовать развитию связей «вуз — производство», привлечению финансовых средств в сферу образования с использованием различных источников, в частности потребителей.
Здоровая политика конкурирования в свете ориентации на творческую активность и высокий уровень подготовки учащихся позволит ускорить процесс становления специалистов новой формации, что положительно скажется на развитии экономики регионов и России в целом.
Библиографический список
1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
2. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой
Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педаго-гические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина. — Б.В. Давыдова) : учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2002. — 431 с.
3. Дорошенко, Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия [Текст] / Ю. И. Дорошенко // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 1. — С. 38-41.
4. Тестов, В. Качество и фундаментальность высшего образования [Текст] / В. Тестов // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 89-92.
ЛЕТОВА Линара Васильевна, начальник сектора информационно-методической работы компьютерных классов Центра информационных технологий.
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 30.03.2009 г.
© Летова Л.В.
УДК 378 147 В. А. АРЖАНОВ
А. И. ОДИНЕЦ В. В. ПШЕНИЧНИКОВА
Омский государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Обсуждается влияние информационных технологий на совершенствование организации и проведения учебного процесса, реализацию образовательных программ инновационного типа.
Ключевые слова: образование, инновация, информация, технология, компетенция.
Бурное техническое, экономическое и социальное развитие общества ставит серьезные задачи и перед системой высшего образования. Уже не достаточно просто давать студентам определенные знания, которые заложены в образовательных стандартах, учебниках и учебно-методических пособиях.
Необходимо развитие самостоятельного, творческого мышления, умения взаимодействовать в общественной среде, что возможно только при использовании широкого спектра информации, отражающей разнообразные точки зрения на обсуждаемые проблемы. Поэтому роль информационных технологий в совершенствовании учебного процесса очень велика.
Основные функции информационных технологий (ИТ) в системе образования связаны в основном со следующими услугами: вещательные (например, электронные библиотеки, справочные файлы, обучающие компьютерные программы); интерактивные (электронная почта, обсуждение каких-то вопросов в реальном времени с помощью Интернета); поисковые (каталоги, поисковые системы).
В этой связи благодаря современным ИТ и Интернету у преподавателя, кроме доски и мела, появляются новые средства обучения: организация, например, телеобсуждения отдельных разделов изучаемых дисциплин; общение со студентами в режиме on-line и off-line. Это, несомненно, дает совершенно новые возможности для творчества, приобретения и развития различных профессиональных навыков.
Внедрение ИТ в учебный процесс позволяет студенту: лучше освоить изучаемую дисциплину; свободно владеть компьютером; общаться с окружающими без каких-либо психологических барьеров; лаконично излагать свои мысли.
Студент в настоящее время уверен, что:
— знает больше преподавателя в информационных технологиях;
— многие дисциплины, которые он изучает, не будут нужны в его будущей работе;
— приобретать книги по специальности не имеет смысла, так как все можно найти в Интернете;
— работая по специальности, он должен постоянно учиться.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009
Действительно, информация, представленная Интернет-сайтами, более «свежая» и современная в сравнении с данными в имеющихся учебниках и учебных пособиях. Поэтому интегрирование ИТ и Интернет в учебный процесс — один из важнейших этапов в совершенствовании учебного процесса в вузе, на факультете и кафедре.
Для развития информационных технологий на кафедрах и активного использования их в учебном процессе необходимо:
— создание на кафедре классов, оборудованных вычислительной техникой, с подключением к сети Интернет;
— и преподаватели, и студенты должны иметь свободный доступ к сети Интернет;
— наличие на кафедрах студенческих версий программных продуктов для учебного процесса.
При выполнении этих условий преподаватели смогут активно использовать ИТ в учебном процессе в виде следующих реализаций:
— подготовка электронных учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний к практическим занятиям и лабораторным работам;
— разработка и внедрение в учебный процесс виртуальных лабораторных работ;
— проведение контрольных мероприятий, в том числе, тестирование студентов;
— активное использование электронной почты в процессе обучения в вузе;
— создание библиотеки электронных документов и информационных веб-сайтов по всем дисциплинам.
Использование ИТ оптимизирует труд преподавателя и повышает эффективность обучения за счет:
— экономии времени на объяснение материала;
— подготовки электронных конспектов и демонстрационных материалов;
— хранения и пересылки учебных материалов через Интернет;
— создания библиотеки электронных документов и оповещения пользователей об изменении их содержания;
— использования электронной почты;
— разработки информационных веб-сайтов;
— организации совместной работы студентов с преподавателями (блоги);
— подборки индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов;
— проведения консультаций и контрольных мероприятий в течение всего процесса обучения.
Активное внедрение ИТ позволяет в ближайшее время обеспечить переход технического университета на новую ступень интеграции образования, науки и инновационной деятельности, способствующую организации на базе университета учебно-научно-инновационного комплекса, тесно связанного с реальным сектором экономики. В этом случае образовательный процесс становится важнейшей составной частью деятельности всех организаций и предприятий — партнеров технического университета.
Создание учебно-научно-инновационного комплекса дает возможность активного становления и развития кафедральных, межкафедральных и факультетских центров компетенций университета по различным направлениям (например, цифровая обработка сигналов; неразрушающий контроль и диагностика; прецизионные радиотехнические устройства и системы). Подобные центры компетенций позволят создать систему обучения с быстрой адаптацией к современным требованиям отраслей индустрии.
Но внедрение информационных технологий требует
высочайшей собранности и готовности преподавателей и сотрудников к серьезной, творческой работе по реализации образовательных программ инновационного типа (новые инновационные учебные планы, образовательные информационные технологии, учебные программы, методические руководства, учебные пособия, учебники и т.п.) на уровне, отвечающем требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Внедрение ИТ предполагает развитие:
— методической базы для учебно-научно-инновационного комплекса, связанной с модернизацией и созданием новых учебных курсов и программ, написанием учебников и учебных пособий, появлением новых технологий обучения;
— сетевой инфраструктуры и единого информационного пространства учебно-научно-инновационного комплекса университета, интегрированного в информационное пространство региона.
Подготовка необходимой учебно-методической литературы должна быть переориентирована на разработку электронных версий конспектов лекций, учебных пособий и методических указаний, которые позволят активно и эффективно развивать все формы обучения, в том числе заочную и дистанционную.
Большую роль ИТ играют в совершенствовании методики преподавания дисциплин. Например, моделирование распределения температуры в конструкции отдельных блоков радиоэлектронной аппаратуры позволяет показать этот процесс в динамике (мультимедийные лекции), выявить наиболее опасные участки перегрева и подсказать возможные пути усовершенствования конструкции устройства для повышения надежности радиоэлектронной аппаратуры.
Хорошие возможности появляются при использовании ИТ, например, в метрологии. Моделирование процесса измерения параметров какой-нибудь конструкции дает возможность автоматизировать процесс отбраковки изделий по определенным параметрам с учетом существующих допусков.
Развитие ИТ дает хороший стимул для совершенствования и системы управления в вузе. Не секрет, что работа преподавателя до сих пор не оценивается должным образом. Поэтому необходима постоянная стимуляция труда преподавателя. И первые шаги в этом направлении делаются. Введение коэффициентов качества по отдельным видам деятельности ППС, сбор информации о проделанной работе, обработка полученных данных с определением рейтинга преподавателя способствует оперативному контролю выполнения показателей вуза, определяющих рейтинг вуза в целом, и повышению заинтересованности преподавателя в модернизации учебного процесса.
Информационные технологии позволяют руководству вуза оперативно корректировать приоритеты деятельности ППС, направляя усилия на устранение наиболее слабых мест в деятельности вуза и коренного повышения качества образовательного процесса.
С активным внедрением ИТ открываются новые возможности в организации факультетов повышения квалификации и проведении переквалификации специалистов предприятий. При этом повышение квалификации преподавателей в области инновационных образовательных программ и технологий должно быть комплексным, ориентированным на долгосрочную перспективу развития инновационного образования.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий позволяет реализовать образовательные программы инновационного типа путем решения следующих задач:
— разработка и внедрение магистерских программ инновационного типа по направлениям;
— формирование новых инновационных образовательных технологий на основе беспроводной сетевой инфраструктуры с выходом в Интернет;
— расширение интеграционных форм работы учебно-научных лабораторий с предприятиями-парт-нерами, НИИ, отраслевыми организациями, коммерческими структурами;
— разработка образовательных модулей по направлениям, например, блок дисциплин специализации; блок научно-исследовательской и экспериментальной работы (для магистров и аспирантов); блок дисциплин по выбору студентов;
— создание типовых аудиторий для новой организации учебного процесса.
Таким образом, использование ИТ в учебном процессе охватывает все стороны деятельности вуза. Однако без «живого» преподавателя с его эмоциями, манерами изложения лекционного материала, мимикой, жестами и т.п. не обойтись. Здесь должно быть разумное сочетание вербального обучения и «классического».
Библиографический список
1. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В. Интегральная система многоуровневой подготовки специалистов. Социально-
экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний : сб. статей IV Междунар. научн.-практ. конф. — Пенза, 2007. — С. 3-4.
2. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В., Шатохина Л.А. Проблемы повышения качества подготовки специалистов. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 141.
3. Нагорный Н.Н. Информационная культура в высшем образовании. Проблемы повышения качества подготовки специалистов / Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 135.
АРЖАНОВ Валерий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология и приборостроение».
644050, г. Омск, пр. Мира, 11
Дата поступления статьи в редакцию: 13.03.2009 г.
© Аржанов В.А., Одинец А.И., Пшеничникова В.В.
уДК 378 147 Г. Н. ЛОБОВА
Омский государственный технический университет
ВЛИЯНИЕ SADT-МЕТОДОЛОГИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВАРИАНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показано влияние методологии структурного анализа и проектирования ^АРТ) на функциональный инвариант деятельности, включающий познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и эстетическую виды деятельности. Экспериментальная проверка доказала, что у студентов, выполняющих основную деятельность по SADT-методологии, одновременно происходит развитие качеств личности в атрибутивных видах деятельности функционального инварианта.
Ключевые слова: деятельность, SADT-методология.
В современном динамически меняющемся мире важно подготовить качественных мобильных будущих специалистов, готовых в условиях непрерывного образования самостоятельно и оперативно решать новые задачи профессиональной деятельности. В подготовке таких специалистов заключается стратегическая задача высшей школы, решить которую крайне сложно.
Мы предлагаем в содержание образования студентов включить овладение SADT-методологией деятельности, разработанной для индивидуальной исследовательской деятельности студентов [1—4]. Аббревиатура SADT означает структурный анализ
и проектирование. Речь идет о возможности применения каждым студентом SADT-методологии для индивидуального решения задач проблемного содержания. Решение студентом исследовательской задачи следует рассматривать в виде функциональной системы. SADT-технология «диктует» направление поиска выхода из проблемной ситуации, формирует траекторию интеллектуальной и творческой деятельности по решению нестандартных задач, нахождению приемлемого решения из явного противоречия [1 — 3]. SADT-методология представляет систему методов, правил и процедур для построения функциональной модели объекта. Ранее доказано, что SADT-методо-
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ