Научная статья на тему 'Информационные технологии важнейший фактор качественной подготовки специалистов'

Информационные технологии важнейший фактор качественной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATION / INNOVATION / INFORMATION / TECHNOLOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржанов Валерий Андреевич, Одинец Александр Ильич, Пшеничникова Вера Владимировна

Обсуждается влияние информационных технологий на совершенствование организации и проведения учебного процесса, реализацию образовательных программ инновационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аржанов Валерий Андреевич, Одинец Александр Ильич, Пшеничникова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies as major factor for qualitative training of professionals

The influence of information technologies on the improvement of training and implementation of innovative education programs is discussed.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии важнейший фактор качественной подготовки специалистов»

непрерывном финансировании — это центральный вопрос, от которого зависит выживание этой системы. Эффективность и функциональность региональных центров может задаваться на федеральном уровне. Законодательная база РФ должна способствовать развитию связей «вуз — производство», привлечению финансовых средств в сферу образования с использованием различных источников, в частности потребителей.

Здоровая политика конкурирования в свете ориентации на творческую активность и высокий уровень подготовки учащихся позволит ускорить процесс становления специалистов новой формации, что положительно скажется на развитии экономики регионов и России в целом.

Библиографический список

1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

2. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой

Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педаго-гические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина. — Б.В. Давыдова) : учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2002. — 431 с.

3. Дорошенко, Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия [Текст] / Ю. И. Дорошенко // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 1. — С. 38-41.

4. Тестов, В. Качество и фундаментальность высшего образования [Текст] / В. Тестов // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 89-92.

ЛЕТОВА Линара Васильевна, начальник сектора информационно-методической работы компьютерных классов Центра информационных технологий.

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 30.03.2009 г.

© Летова Л.В.

УДК 378 147 В. А. АРЖАНОВ

А. И. ОДИНЕЦ В. В. ПШЕНИЧНИКОВА

Омский государственный технический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Обсуждается влияние информационных технологий на совершенствование организации и проведения учебного процесса, реализацию образовательных программ инновационного типа.

Ключевые слова: образование, инновация, информация, технология, компетенция.

Бурное техническое, экономическое и социальное развитие общества ставит серьезные задачи и перед системой высшего образования. Уже не достаточно просто давать студентам определенные знания, которые заложены в образовательных стандартах, учебниках и учебно-методических пособиях.

Необходимо развитие самостоятельного, творческого мышления, умения взаимодействовать в общественной среде, что возможно только при использовании широкого спектра информации, отражающей разнообразные точки зрения на обсуждаемые проблемы. Поэтому роль информационных технологий в совершенствовании учебного процесса очень велика.

Основные функции информационных технологий (ИТ) в системе образования связаны в основном со следующими услугами: вещательные (например, электронные библиотеки, справочные файлы, обучающие компьютерные программы); интерактивные (электронная почта, обсуждение каких-то вопросов в реальном времени с помощью Интернета); поисковые (каталоги, поисковые системы).

В этой связи благодаря современным ИТ и Интернету у преподавателя, кроме доски и мела, появляются новые средства обучения: организация, например, телеобсуждения отдельных разделов изучаемых дисциплин; общение со студентами в режиме on-line и off-line. Это, несомненно, дает совершенно новые возможности для творчества, приобретения и развития различных профессиональных навыков.

Внедрение ИТ в учебный процесс позволяет студенту: лучше освоить изучаемую дисциплину; свободно владеть компьютером; общаться с окружающими без каких-либо психологических барьеров; лаконично излагать свои мысли.

Студент в настоящее время уверен, что:

— знает больше преподавателя в информационных технологиях;

— многие дисциплины, которые он изучает, не будут нужны в его будущей работе;

— приобретать книги по специальности не имеет смысла, так как все можно найти в Интернете;

— работая по специальности, он должен постоянно учиться.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009

Действительно, информация, представленная Интернет-сайтами, более «свежая» и современная в сравнении с данными в имеющихся учебниках и учебных пособиях. Поэтому интегрирование ИТ и Интернет в учебный процесс — один из важнейших этапов в совершенствовании учебного процесса в вузе, на факультете и кафедре.

Для развития информационных технологий на кафедрах и активного использования их в учебном процессе необходимо:

— создание на кафедре классов, оборудованных вычислительной техникой, с подключением к сети Интернет;

— и преподаватели, и студенты должны иметь свободный доступ к сети Интернет;

— наличие на кафедрах студенческих версий программных продуктов для учебного процесса.

При выполнении этих условий преподаватели смогут активно использовать ИТ в учебном процессе в виде следующих реализаций:

— подготовка электронных учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний к практическим занятиям и лабораторным работам;

— разработка и внедрение в учебный процесс виртуальных лабораторных работ;

— проведение контрольных мероприятий, в том числе, тестирование студентов;

— активное использование электронной почты в процессе обучения в вузе;

— создание библиотеки электронных документов и информационных веб-сайтов по всем дисциплинам.

Использование ИТ оптимизирует труд преподавателя и повышает эффективность обучения за счет:

— экономии времени на объяснение материала;

— подготовки электронных конспектов и демонстрационных материалов;

— хранения и пересылки учебных материалов через Интернет;

— создания библиотеки электронных документов и оповещения пользователей об изменении их содержания;

— использования электронной почты;

— разработки информационных веб-сайтов;

— организации совместной работы студентов с преподавателями (блоги);

— подборки индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов;

— проведения консультаций и контрольных мероприятий в течение всего процесса обучения.

Активное внедрение ИТ позволяет в ближайшее время обеспечить переход технического университета на новую ступень интеграции образования, науки и инновационной деятельности, способствующую организации на базе университета учебно-научно-инновационного комплекса, тесно связанного с реальным сектором экономики. В этом случае образовательный процесс становится важнейшей составной частью деятельности всех организаций и предприятий — партнеров технического университета.

Создание учебно-научно-инновационного комплекса дает возможность активного становления и развития кафедральных, межкафедральных и факультетских центров компетенций университета по различным направлениям (например, цифровая обработка сигналов; неразрушающий контроль и диагностика; прецизионные радиотехнические устройства и системы). Подобные центры компетенций позволят создать систему обучения с быстрой адаптацией к современным требованиям отраслей индустрии.

Но внедрение информационных технологий требует

высочайшей собранности и готовности преподавателей и сотрудников к серьезной, творческой работе по реализации образовательных программ инновационного типа (новые инновационные учебные планы, образовательные информационные технологии, учебные программы, методические руководства, учебные пособия, учебники и т.п.) на уровне, отвечающем требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Внедрение ИТ предполагает развитие:

— методической базы для учебно-научно-инновационного комплекса, связанной с модернизацией и созданием новых учебных курсов и программ, написанием учебников и учебных пособий, появлением новых технологий обучения;

— сетевой инфраструктуры и единого информационного пространства учебно-научно-инновационного комплекса университета, интегрированного в информационное пространство региона.

Подготовка необходимой учебно-методической литературы должна быть переориентирована на разработку электронных версий конспектов лекций, учебных пособий и методических указаний, которые позволят активно и эффективно развивать все формы обучения, в том числе заочную и дистанционную.

Большую роль ИТ играют в совершенствовании методики преподавания дисциплин. Например, моделирование распределения температуры в конструкции отдельных блоков радиоэлектронной аппаратуры позволяет показать этот процесс в динамике (мультимедийные лекции), выявить наиболее опасные участки перегрева и подсказать возможные пути усовершенствования конструкции устройства для повышения надежности радиоэлектронной аппаратуры.

Хорошие возможности появляются при использовании ИТ, например, в метрологии. Моделирование процесса измерения параметров какой-нибудь конструкции дает возможность автоматизировать процесс отбраковки изделий по определенным параметрам с учетом существующих допусков.

Развитие ИТ дает хороший стимул для совершенствования и системы управления в вузе. Не секрет, что работа преподавателя до сих пор не оценивается должным образом. Поэтому необходима постоянная стимуляция труда преподавателя. И первые шаги в этом направлении делаются. Введение коэффициентов качества по отдельным видам деятельности ППС, сбор информации о проделанной работе, обработка полученных данных с определением рейтинга преподавателя способствует оперативному контролю выполнения показателей вуза, определяющих рейтинг вуза в целом, и повышению заинтересованности преподавателя в модернизации учебного процесса.

Информационные технологии позволяют руководству вуза оперативно корректировать приоритеты деятельности ППС, направляя усилия на устранение наиболее слабых мест в деятельности вуза и коренного повышения качества образовательного процесса.

С активным внедрением ИТ открываются новые возможности в организации факультетов повышения квалификации и проведении переквалификации специалистов предприятий. При этом повышение квалификации преподавателей в области инновационных образовательных программ и технологий должно быть комплексным, ориентированным на долгосрочную перспективу развития инновационного образования.

Использование информационно-телекоммуникационных технологий позволяет реализовать образовательные программы инновационного типа путем решения следующих задач:

— разработка и внедрение магистерских программ инновационного типа по направлениям;

— формирование новых инновационных образовательных технологий на основе беспроводной сетевой инфраструктуры с выходом в Интернет;

— расширение интеграционных форм работы учебно-научных лабораторий с предприятиями-парт-нерами, НИИ, отраслевыми организациями, коммерческими структурами;

— разработка образовательных модулей по направлениям, например, блок дисциплин специализации; блок научно-исследовательской и экспериментальной работы (для магистров и аспирантов); блок дисциплин по выбору студентов;

— создание типовых аудиторий для новой организации учебного процесса.

Таким образом, использование ИТ в учебном процессе охватывает все стороны деятельности вуза. Однако без «живого» преподавателя с его эмоциями, манерами изложения лекционного материала, мимикой, жестами и т.п. не обойтись. Здесь должно быть разумное сочетание вербального обучения и «классического».

Библиографический список

1. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В. Интегральная система многоуровневой подготовки специалистов. Социально-

экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний : сб. статей IV Междунар. научн.-практ. конф. — Пенза, 2007. — С. 3-4.

2. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В., Шатохина Л.А. Проблемы повышения качества подготовки специалистов. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 141.

3. Нагорный Н.Н. Информационная культура в высшем образовании. Проблемы повышения качества подготовки специалистов / Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 135.

АРЖАНОВ Валерий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология и приборостроение».

644050, г. Омск, пр. Мира, 11

Дата поступления статьи в редакцию: 13.03.2009 г.

© Аржанов В.А., Одинец А.И., Пшеничникова В.В.

уДК 378 147 Г. Н. ЛОБОВА

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ SADT-МЕТОДОЛОГИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВАРИАНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показано влияние методологии структурного анализа и проектирования ^АРТ) на функциональный инвариант деятельности, включающий познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентированную, коммуникативную и эстетическую виды деятельности. Экспериментальная проверка доказала, что у студентов, выполняющих основную деятельность по SADT-методологии, одновременно происходит развитие качеств личности в атрибутивных видах деятельности функционального инварианта.

Ключевые слова: деятельность, SADT-методология.

В современном динамически меняющемся мире важно подготовить качественных мобильных будущих специалистов, готовых в условиях непрерывного образования самостоятельно и оперативно решать новые задачи профессиональной деятельности. В подготовке таких специалистов заключается стратегическая задача высшей школы, решить которую крайне сложно.

Мы предлагаем в содержание образования студентов включить овладение SADT-методологией деятельности, разработанной для индивидуальной исследовательской деятельности студентов [1—4]. Аббревиатура SADT означает структурный анализ

и проектирование. Речь идет о возможности применения каждым студентом SADT-методологии для индивидуального решения задач проблемного содержания. Решение студентом исследовательской задачи следует рассматривать в виде функциональной системы. SADT-технология «диктует» направление поиска выхода из проблемной ситуации, формирует траекторию интеллектуальной и творческой деятельности по решению нестандартных задач, нахождению приемлемого решения из явного противоречия [1 — 3]. SADT-методология представляет систему методов, правил и процедур для построения функциональной модели объекта. Ранее доказано, что SADT-методо-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.