УДК 378 Л. В. ЛЕТОВА
Омский государственный технический университет
КОНЦЕПЦИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
В статье рассматриваются задачи высшей школы в свете модернизации российского образования. Особое внимание уделяется вопросам творческого становления личности, адаптации содержания и уровня подготовки учащихся запросам экономики регионов и России в целом. В статье изложены принципы решения этих вопросов.
Ключевые слова: качество образования, творческое развитие личности, ориентация на потребности региональной экономики.
Вопрос качества образования является актуальным и активно обсуждаемым, но в силу своей относительной истинности остается открытым. Чем является образовательная система: миром образования или образованием мира?
На протяжении многих веков идея образования преломлялась через призму социально-политической действительности. Прагматичный ХХ! век вносит свои коррективы и в качестве основного направления развития образования рассматривает становление творческого, продуктивного мышления личности с практической направленностью.
Слово «образование» в русском языке имеет различные смысловые значения и многими воспринимается как отклик слова «образ». Российская образовательная система завершает эту цепочку словом «единообразие». Ее текущей задачей является передача студентам определенного объема стандартизированных знаний по конкретным дисциплинам и выработка навыков работы в соответствии с этими знаниями. Текущая оценка также ориентирована на конкретные дисциплины, а не на комплексное представление через призму полученных знаний. Функционирующая таким образом образовательная система не может служить предпосылкой и основанием для понимания сути комплекса знаний. Несмотря на реализацию комплексного проекта модернизации российского образования, наши учащиеся по-прежнему испытывают затруднения в интеграции знаний, в самостоятельном творческом поиске.
Практика высшей школы показывает, что без развития творческих способностей обучающихся образование напоминает здание, построенное на песке. Образование в широком понимании должно способствовать развитию (саморазвитию) личности. Целью учебной деятельности должно являться не столько получение конкретных знаний, умений и навыков по конкретным дисциплинам, сколько решение творческих и/или практических задач, сформированных на стыке различных дисциплин, понимание единства всего учебного материала. При такой организации обучающийся становится субъектом творческого исследования. Задача преподавателя заключается в грамотной организации этого движения, в определении вектора прогрессивного развития. В современных концепциях образования стиль отношений преподавателя и обучающегося: «не командовать, а организовывать; не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора» [1], стимулируя и вдохновляя при этом. Обучение должно ориентироваться на «живое, личностное знание, на личностный рост» [2]. При наличии внутренней мотивации учащемуся открывается не только сфера знаний, но и бесконечная сфера незнаний, способствующая духу поиска. Содержание обучения должно стать средством развития гармонически развитой личности, а не самоцелью. Образование должно формировать человеческую сущность, направленную на постоянный поиск, развитие творческого мышления, внутреннюю потребность в обретении новых знаний. Подобные подходы будут способствовать развитию гибкости личности, ее адаптации к жизненным реалиям (самореализация и самоактуализация) и, как следствие, пониманию своей социальной значимости и активной жизненной позиции.
В настоящее время внешние ориентиры по оценке качества образования нацелены на определение уровня воспроизведения знаний по конкретным дисциплинам. Вопрос решается на федеральном уровне с использованием тестовых технологий. При этом тестовые технологии не являются универсальным средством и не адекватны по отношению ко многим профилям подготовки. Ситуация осложняется тем, что проверяются остаточные знания, тогда как оценка в свете ориентации на потребителя должна быть направлена на оценку компетенций. Таким образом, вопрос оценки уровня творческого потенциала остается открытым.
На сегодня также не решены вопросы независимой оценки региональной составляющей, уровня практической направленности содержания образования, его соответствия запросам региональной экономике.
Решение вопросов ориентации на потребности региона и на творческое развитие личности видится в подготовке (переподготовке) преподавательских кадров нового формата, в поиске новых методов и организационных форм обучения, в координировании содержания образования.
Кадровый вопрос можно решать с помощью магистратуры, аспирантуры, докторантуры, а также в контексте с идеей элитного образования.
Новые методы и организационные формы обучения должны ориентировать на творческое развитие. На сегодняшний день преобладающей формой организации учебного процесса является традиционное обучение. Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009
культуры, социального опыта) — это репродуктивное обучение. Обучающий здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.
Основные черты традиционного обучения [1]:
— излагаются основные понятия учебного предмета;
— знания, даваемые учащимся, имеют законченный вид и не подлежат сомнению;
— лабораторные работы и опыты ведутся по строго определенной методике, их цель — иллюстрация изучаемых понятий;
— результаты опытов заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа;
— усваивается и воспроизводится круг сведений фактологического характера.
В ходе такого обучения формируется формальнологическое мышление.
Уже в 70-х гг. ХХ века в мире стало очевидно, что школа, в которой главным методом являются слово, запоминание, развитие формального логического мышления, устарела [1]. Использование в практике инновационного (исследовательского) типа обучения продиктовано временем. Инновационное обучение преследует цель развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Обучающий выполняет функцию режиссера.
Черты исследовательского обучения [1]:
— учащиеся не получают в готовом виде от учителя знаний, а сами постигают их;
— знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения, сомнение в достоверности имеющихся теорий;
— учащиеся сами принимают решение о выборе способов работы;
— учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем или знакомства с учебником;
— полученные результаты учащихся подвергаются сомнению.
По мнению автора, оптимально сочетание различных форм обучения (рис. 1), например, формирование репродуктивного мышления (треугольники) на базе стандартизированных знаний (окружности).
Внутренняя окружность символизирует понимание связей между дисциплинами, внешняя, соединяющая треугольники, — их место в общем представлении
мира. Предполагается, что профессиональные компетенции будут формироваться на стыке с производственной сферой.
Целостное представление на исследуемую область (внешняя окружность, рис. 2) и формирование профессиональных компетенций (треугольники) возможны при комплексном подходе. Дисциплины (закрашенные окружности) содержательно должны быть согласованы (пунктирная окружность) и ориентированы (пунктирные стрелки) на конкретный профиль.
В плане рассмотрения вопроса поиска новых организационных форм интересен опыт царской России XIX века. Согласно реформе народного образования 1801 — 1804 гг., «Россия была разделена на 6 учебный округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Руководитель более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих свое дело» [1]. Учитывая нарастающую неудовлетворенность вузов качеством подготовки школьников, этот опыт может оказаться плодотворным. В настоящее время некоторые вузы курируют и/или координируют нижние ступени образования, но эта практика носит далеко не массовый характер.
Решение вопроса координирования содержания образования с ориентацией на потребности рыночной экономики видится в создании специализированных региональных центров, в задачи которых входило бы кадровое, методическое и организационное решение этого вопроса.
Региональные центры способны:
1. привлечь высококвалифицированных специалистов со всего региона, организовать их совместную деятельность, в частности с целью становления новых методов и организационных форм обучения и формирования материалов по оценке компетенций;
2. ускорить процесс поиска новых методов и организационных форм обучения;
3. воплотить идею единого методологического подхода в оценке содержания образования с учетом потребностей регионов;
4. проводить аналитическую деятельность по этой оценке, сравнивая уровень подготовки разных вузов по конкретным профилям;
5. расширить и развить связи «вуз-производство» в масштабе региона.
Развитие общероссийской системы оценки качества образования способно функционировать при
Рис. 1. Формирование репродуктивного мышления на базе стандартизированных знаний
Рис. 2. Согласованность дисциплин
непрерывном финансировании — это центральный вопрос, от которого зависит выживание этой системы. Эффективность и функциональность региональных центров может задаваться на федеральном уровне. Законодательная база РФ должна способствовать развитию связей «вуз — производство», привлечению финансовых средств в сферу образования с использованием различных источников, в частности потребителей.
Здоровая политика конкурирования в свете ориентации на творческую активность и высокий уровень подготовки учащихся позволит ускорить процесс становления специалистов новой формации, что положительно скажется на развитии экономики регионов и России в целом.
Библиографический список
1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
2. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф., Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педаго-гические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина. — Б.В. Давыдова) : учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2002. — 431 с.
3. Дорошенко, Ю. И. Контроль качества образования в вузе: системность и противоречия [Текст] / Ю. И. Дорошенко // Университетское управление: практика и анализ. — 2008. — № 1. — С. 38-41.
4. Тестов, В. Качество и фундаментальность высшего образования [Текст] / В. Тестов // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 89-92.
ЛЕТОВА Линара Васильевна, начальник сектора информационно-методической работы компьютерных классов Центра информационных технологий.
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 30.03.2009 г.
© Летова Л.В.
УДК 378 147 В. А. АРЖАНОВ
А. И. ОДИНЕЦ В. В. ПШЕНИЧНИКОВА
Омский государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Обсуждается влияние информационных технологий на совершенствование организации и проведения учебного процесса, реализацию образовательных программ инновационного типа.
Ключевые слова: образование, инновация, информация, технология, компетенция.
Бурное техническое, экономическое и социальное развитие общества ставит серьезные задачи и перед системой высшего образования. Уже не достаточно просто давать студентам определенные знания, которые заложены в образовательных стандартах, учебниках и учебно-методических пособиях.
Необходимо развитие самостоятельного, творческого мышления, умения взаимодействовать в общественной среде, что возможно только при использовании широкого спектра информации, отражающей разнообразные точки зрения на обсуждаемые проблемы. Поэтому роль информационных технологий в совершенствовании учебного процесса очень велика.
Основные функции информационных технологий (ИТ) в системе образования связаны в основном со следующими услугами: вещательные (например, электронные библиотеки, справочные файлы, обучающие компьютерные программы); интерактивные (электронная почта, обсуждение каких-то вопросов в реальном времени с помощью Интернета); поисковые (каталоги, поисковые системы).
В этой связи благодаря современным ИТ и Интернету у преподавателя, кроме доски и мела, появляются новые средства обучения: организация, например, телеобсуждения отдельных разделов изучаемых дисциплин; общение со студентами в режиме on-line и off-line. Это, несомненно, дает совершенно новые возможности для творчества, приобретения и развития различных профессиональных навыков.
Внедрение ИТ в учебный процесс позволяет студенту: лучше освоить изучаемую дисциплину; свободно владеть компьютером; общаться с окружающими без каких-либо психологических барьеров; лаконично излагать свои мысли.
Студент в настоящее время уверен, что:
— знает больше преподавателя в информационных технологиях;
— многие дисциплины, которые он изучает, не будут нужны в его будущей работе;
— приобретать книги по специальности не имеет смысла, так как все можно найти в Интернете;
— работая по специальности, он должен постоянно учиться.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (80), 2009 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ