Научная статья на тему 'Особенности составления тестов по специальным дисциплинам'

Особенности составления тестов по специальным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / INNOVATION / INFORMATION / TECHNOLOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аржанов Валерий Андреевич, Одинец Александр Ильич, Пшеничникова Вера Владимировна

Обсуждаются варианты составления тестов при проведении самоконтроля и аттестации студентов. Подчеркивается важность составления тестов и их роль в реализации образовательных программ инновационного типа и совершенствовании учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Test composition peculiarities for special disciplines

The influence of information technologies on improvement of training organization and realization of innovative education programs is discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности составления тестов по специальным дисциплинам»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

ного уровня обученности учащихся, степени подготовленности к усвоению учебного материала.

3. Текущий контроль предназначен для непрерывного отслеживания уровня знаний и умений, обеспечивает возможность диагностирования усвоения отдельных учебных элементов программы.

4. Итоговый контроль осуществляет контроль учебных достижений на определенном этапе обучения по некоторой логически законченной части курса (по окончании изучения модуля).

5. Заключительный контроль (экзамен) проводится по окончании изучения дисциплины.

6. Применяется балльно-рейтинговая система оценки знаний.

Система контроля позволяет выявить усвоение знаний и умений, измерить и оценить их на каждом этапе обучения. Особенность контроля при интегративно-модульном обучении заключается в том, что он диагностирует неусвоенный материал. В итоге студент должен вернуться к изучению последнего, затем повторить контроль, и только после этого он сможет приступить к изучению нового материала.

Итоговый контроль должен показать уровень усвоения модуля. После изучения каждого модуля по результатам теста преподаватель дает студентам необходимые рекомендации.

Таким образом, интегративно-модульное обучение предусматривает проектирование такого процесса обучения, который базируется на принципах, определяющих общее направление, цели, содержание,

способы организации и управления познавательной деятельностью студентов, обеспечивая самоуправляемый образовательный процесс.

Библиографический список

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры. — 3-е изд., стереотип. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. — Мн. : Соврем. слово, 2005. — 720 с.

3. Хридина, Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой / Н.Н. Хридина. — Екатеринбург : Уральское изд-во, 2003. — 384 с.

4. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе : дис. ... д-ра пед. наук. — Казань, 1996. — 320 с.

5. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. — Каунас, 1989. — 271 с.

НАСЫРОВА Эльмира Фанилевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, заместитель декана факультета педагогического образования.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.06.2009 г.

© Э. Ф. Насырова

УДК 378.147 в. А. АРЖАНОВ

А. И. ОДИНЕЦ В. В. ПШЕНИЧНИКОВА

Омский государственный технический университет

ОСОБЕННОСТИ

СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Обсуждаются варианты составления тестов при проведении самоконтроля и аттестации студентов. Подчеркивается важность составления тестов и их роль в реализации образовательных программ инновационного типа и совершенствовании учебного процесса. Ключевые слова: тестовые задания, инновация, информация, образование.

Содержание образования должно способствовать развитию таких качеств будущих специалистов, как функциональная грамотность, методологическая, профессиональная, общекультурная и информационно-коммуникационная компетентность. Это требует внедрения новых и всесторонне усовершенствованных методов и форм не только обучения, но и контроля.

В практике проверки знаний студентов в общем случае существует две основные формы контроля: письменная работа, проверка которой является неоперативной и представляет собой длительный, трудоемкий процесс, и устный опрос, позволяющий провести фрагментарный контроль. Поэтому достаточно

активно развивается проверка качества подготовки студентов в виде тестов (тестовых заданий).

Широкое внедрение практики тестирования в учебном процессе объясняется объективностью оценки результатов обучения на основе критериев, не зависящих от субъективности оценки отдельного преподавателя. Система тестирования позволяет:

— осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов;

— внедрять репетиционное тестирование и самотестирование;

— автоматизировать процесс оценки знаний; активизировать мотивацию студентов к учебному процессу;

Рис. 1

Рис. 2

— адаптировать студентов к системе тестирования как основной форме оценки качества знаний.

Студенту необходимо дать возможность адаптироваться к такой форме контроля, как тестирование, так как на первых порах возможна и их растерянность, и невнимательное прочтение вопросов, и т.п. Поэтому целесообразно проводить на этапе разработки тестов пробное тестирование, либо давать студенту несколько попыток прохождения тестового контроля особенно в том случае, когда тестирование не является формой контроля промежуточных знаний.

Использование компьютерных технологий для оперативного контроля степени усвоения изучаемых дисциплин с помощью тестовых заданий, несомненно, имеет положительные стороны:

— объективность оценки знаний;

— повышение познавательной активности студентов;

— улучшение взаимоотношений между преподавателем и студентом;

— оперативное определение разделов дисциплины, которые студенты недостаточно прочно освоили.

Эффективность контроля знаний с помощью тестовых заданий зависит от их качества. Поэтому очень

важно правильно составить тестовые вопросы, исключив неоднозначное толкование как вопросов, так и ответов на них, а также повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки.

Для проведения самоконтроля, промежуточной и итоговой аттестации студентов активно используются различного рода тестовые программы. В ОмГТУ такой программой является СДО «Прометей».

Рассмотрим некоторые виды тестовых заданий СДО «Прометей».

1. Один из многих. На рис. 1 приведены один из тестовых вопросов по дисциплине «Цифровая обработка сигналов» и четыре варианта ответа на него. При этом правильный ответ не отличается от остальных и является более точным.

2. Многие из многих. Правильных ответов несколько, при этом рекомендуется каждому ответу присваивать вес.

3. Поле ввода. Слушатель вводит в окно ответ, который сравнивается с эталоном.

4. Упорядочение. Ответ будет верным, если он полностью восстанавливает порядок следования варианта. Примером может служить вопрос о последовательности преобразований сигналов в супергетеро-динном приемнике: селекция, преобразование частот,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

%

Рис. 3

усиление на промежуточной частоте, детектирование, усиление на низкой частоте.

5. ДА-НЕТ. Слушатель должен однозначно ответить на поставленный в тесте вопрос.

6. Область на рисунке. В вопросе должен содержаться рисунок, например, функциональная схема телевизора. Правильным считается ответ, когда слушатель кликнет мышью в пределах области «правильного» ответа.

7. Несколько пропущенных слов. Слушателю предлагается фраза (абзац технического текста) с пропущенными словами. Примером может служить следующее предложение: «В системе цифрового телевидения DVB-Т первой операцией является

«_________________», которая выполняется с целью

создания в цифровом сигнале достаточно большого числа перепадов». Здесь пропущенным словом является слово «рандомизация».

Еще одним вариантом ответов обучаемых на вопросы по дисциплине может быть кроссворд. При этом студент в процессе заполнения кроссворда контролирует правильность ответов, заполняя его в любой последовательности, возвращаясь к вопросам несколько раз. Пример кроссворда по дисциплине «Основы телевидения и видеотехники» приведен на рис. 2.

Возможным вариантом ответов на контрольные вопросы является программа тестирования, составленная в игровой форме. На рис. 3 представлен фрагмент тестовой программы «О, счастливчик» по дисциплине «Технические средства защиты информации». В ходе тестирования, которое длится ограниченное время, студент может воспользоваться тремя подсказками: «50x50», «Помощь зала» и «Звонок другу». Количество набранных баллов отображаются в окне программы. Количество попыток ответов может не ограничиваться, если задано общее время ответа на тест.

В общем случае современная тестовая программа должна удовлетворять требованиям безопасности, удобства и доступности, а сочетание тестирования с инновационными технологиями обучения, несомненно, позволит существенно повысить качество подготовки специалистов.

Анализ результатов аттестации по тестам позволит в рамках единой образовательной информаци-

онной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий оперативно корректировать содержание дисциплины образовательной программы.

Кроме того, использование компьютерных средств позволит фиксировать требования и к критериям оценки усвоения знаний. Осознание этих требований даст возможность преподавателю целенаправленно строить процесс обучения, а студенту — получать ясное представление о системе предъявляемых требований и о совокупности задач, которые он должен решать в процессе обучения.

Библиографический список

1. Аржанов, В.А., Пшеничникова, В.В. Интегральная система многоуровневой подготовки специалистов. Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знаний : сб. ст. IV Междунар. научн.-практ. конф. — Пенза, 2007. — С. 3 — 4.

2. Аржанов, В.А., Пшеничникова, В.В., Шатохина, Л.А. Проблемы повышения качества подготовки специалистов // Внутри-вузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. 4-й Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 141.

3. Нагорный, Н.Н. Информационная культура в высшем образовании. Проблемы повышения качества подготовки специалистов // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : матер. 4-й Междунар. научн.-практ. конф. — Красноярск, 2006. — С. 135.

АРЖАНОВ Валерий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».

ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология и приборостроение».

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 26.06.2009 г.

© В. А. Аржанов, А. И. Одинец, В. В. Пшеничникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.