МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 378.22: 62 В. А. АРЖАНОВ
А. И. ОДИНЕЦ В. В. ПШЕНИЧНИКОВА
Омский государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Обсуждаются вопросы организации учебного процесса в подготовке магистров. Подчёркивается важность научно-исследовательской составляющей. Предлагается использование центров коллективного пользования и пилотных молодёжных инновационных проектов в процессе подготовки магистров.
Ключевые слова: магистры, инновация, компетенция, исследования.
Существовавшая на протяжении многих лог система высшего профессионального образования претерпевает коренные изменения, связанные с переходом на двухуровневую подготовку специалистов. И если организация высшего профессионального образования на уровне спсциалитета в России была отработана, то переход к подготовке магистров выявил многие слабые места в процессе обучения.
Действительно, в основе подготовки инженера существовала |и до сих пор существует) тенденция приближать обучение к практике путём «накачки»
обучающихся узкоспециализированными знаниями.
13 результате этого подготовка «узких» специалистов к самостоятельной исследовательской работе становится достаточно серьёзным ограничением для
развития компетенций, необходимых в организации и проведении инновационной деятельности.
В практике высшего профессионального образования, несмотря на мученическую натаску» по отдельным дисциплинам, всегда имела место интеграция разных дисциплин, способствующая развитию и укреплению комплексных знаний и навыков [ 1 ]. Многолетний опыт кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики» по внедрению в учебный процесс целевой индивидуальной подготовки показал возможность отказа от ученического натаскивания и пассивного освоения готового материала в пользу системного подхода, стимулирующего компетенции, предполагающие самостоятельную аналитическую и организационную работу. Переход к магистерской
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТМИХ №4 <«9> 2010 МЕТОДИКА ПРЕПОДЛ*ЛМИ9
подготовке дополнительно открывает новые возможности для расширения и углубления компетенций выпускника с высшим профессиональным образованием.
Инновации настоятельно требуют формирования системы аналитических компетенций на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения не только учебного процесса, но и исследовательской деятельности.
На втором (магистерском) уровне высшего образования проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера становится не просто желательным дополнением к учебному процессу, а его необходимой и основной составляющей. Поэтому важным условием качественной подготовки будущих магистров являе тся привлечение их с первого дня обучения в магистратуре к реальной работе (втом числе и на платной основе) с обучением в процессе реализации конкретных технических проектов. Следовательно, кафедры, выпускающие магистров, должны иметь согласованные с заказчиками направления исследований и связанные с ними специальные дисциплины.
Однако существующая нестабильность в экономике разрушила сложившиеся творческие связи в системе «вуз—предприятие», в результате чего резко сократились заказы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Предприятия не готовы в настоящий момент предложить магистрантам реальныетемы для исследования. Поэтому кафедры находятся в затруднительном положении, связанном с организацией рабочих мест для выполнения квалификационных работ-магистров.
Подготовка магистров к эффективной аналитической работе в реальном секторе экономики требует обязательного включения псех участников образовательного процесса в интеракт ивную среду, которая позволяет постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовым материалом в удобном режиме и формате [2]. Но стремительный рост объёма информации и скорости её обновления повышают требования к навыкам её обработки и анализа. Чтобы выпускники магистратуры соответствовали этим требованиям, учебные планы и учебные программы дисциплин образовательной магистерской подготовки должны опираться на более открытое и гибкое учебно-методическое обеспечение, введение новых активных форм организации самостоятельной работы. При этом и преподаватели, и магистранты должны иметь свободный доступ не только к базовым учебным материалам, но и к максимально широкому кругу современных отечественных и зарубежных периодических изданий, содержащих результаті.! передовых научных исследований, без которых невозможно обеспечение высокого уровня процесса обучения. Однако в настоящее время обеспечение учебного процесса современными вычислительными комплексами и лицензионными программами оставляет желать лучшего (отсутствие обширных вычислительных сетей, свободный выход в Интернет,...).
Не вызывает сомнения, что обучение магистров должно быть проблемным с упором на активную и самостоятельную поисковую (исследовательскую) работу. Следовательно, должна быть найдена золотая середина в соотношении аудиторных занятий и самостоятельной работы. Спецдисциплин не должно быть много, а объём каждой из них — не более 2-х часов аудиторных занятий в неделю.
Аудиторные занятия магистров целесообразно концентрировать в 2 дня в неделю но 0 часов.
При э том ориентация лекций - на проблему в данной области науки и техники с последующим обсуждением возможных путей технического решения на семинарах и практических занятиях. Содержаттопрактических занятий и технических семинаров в основном определяются тематикой научных исследований магистрантов.
Так, учебным планом специальности 210300.68 «Радиотехника» кроме лекций предусмотрены практические занятия. Например, по дисциплине «Цифровое телевидение и радиовещание» возможны следующие практические занятия:
— расчёт цифровых фильтров;
— расчёт блока данных дискретно-косинусного преобразования;
— моделирование схем, среди которых:
- модуляция 4-ОЛМ;
- кодирование телевизионных сигналов;
- рандомизация данных;
- внутреннее кодирование в системе вещания
DVB-T.
В процессе моделирования магистранты составляют схемы алгоритмов обработки цифровой телевизионной информации, пишуттексты программ на одном из языков программирования, отлаживают программы. На кафедре студент ам предоставляется возможность зарегистрировать разработку в Отраслевом фонде алгоритмов и программ. Такой возможностью воспользовались, например, магистранты А.Н. Калинин и С.А. Корякин , которые в 2009 году зарегистрировали тестовую программу «Цифровоетелевидение». У студентов имеется так же возможность выступить на ежегодной студенческой конференции, посвящённой Дню радио. Тезисы докладов студен тов публикуются в трудах региональной конференции.
Лабораторные занятия в рамках расписания целесообразно вообще исключить из учебного плана, заменив их активными научными исследованиями.
При существующих требованиях стандарта к подготовке магистров руководителем может быть доктор наук (профессор). При его общем руководстве индивидуальная научная работа с магистрантами должна осуществляться ведущими преподавателями кафедр, имеющими большой опыт научно-педагогической деятельности. Максимальное количество магистрантов у одного преподавателя 5-6 человек при ежегодном выпуске 2-3-х магистров.
Выполнение НИР в течение 2-х летобучения в магистратуре - обязательный элемент учебного процесса, когда магистранты (5-6 человек) под руководством научного руководителя реализуют1 проект ный цикл, включая разработку программы исследования и его инструментария, сбор данных, их обработку и анализ проведения исследований, теоретическое обоснование принятых технических решений с последующей подготовкой к опубликованию статей, тезисов докладов, заявок на изобретение и написанием магистерской диссертации.
При подготовке магистров возможна инновационная деятельность вуза (факультета, кафедры) в двух основных направлениях: наука - инновации-производство; наука - инновации - образование. Влюбом случае приоритет — на научно-технической составляющей инновационных программ, предусмат-ривающой реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий:
— существенное развитие и укрепление экспериментальной базы научных исследований;
— организация сквозной научно-исследовательской деятельности бакалавров, машетров и аспирантов;
— информационное обеспечение, включающее создание единой локальной сети вуза, обеспечение высокоскоростного доступа в Интернет, подключение к электронным библиотекам, информационным ресурсам других организаций и базам данных.
Инновационный процесс, будучи многовари-антным, альтернативным типом деятельности, представляет собой комплекс связанных между собой различных явлений, начиная от возникновения научной идеи до её внедрения (коммерциализации). Поэтому будущий магистр должен иметь не только фундаментальные знания, но и уметь творчески мыслить, создавать новое, внедрять его в производство. Следова тельно, необходима организация единого образовательного, научного и инновационного пространс тва, включающего в себя образовательную, научно-исследовательскую и производственно-внедренческую компоненты.
Одной из форм реализации образовательных программ инновационного типа может стать организация междисциплинарных лабораторий для научно-методического обеспечения магистрантов по определённой образова тельной программе. Ясно, что междисциплинарная лаборатория требует оснащения современным сетевым оборудованием с необходимыми лицензионными программами.
Другая форма — формирование на базе междисциплинарной лаборатории пилотных молодёжных инновационных проектов, выполняемых бакалаврами, магистрантами и аспирантами (своего рода инновационный студенческий «инкубатор»).
Для выпуска магистров с уникальной фундаментальной, научно-практической и психоэмоциональной подготовкой целесообразна организация и проведение научно-практических конференций с целью развития навыков научного общения и систематического обобщения данных научных исследований бакалавров, магистрантов и аспирантов.
При подготовке магистров может бы ть полезным:
— формирование рабочих групп на факультете (в университете) по каждому из приоритетных направлений инновационной образовательной программы под руководс твом ректора, проректоров, деканов, заведующих кафедрами, ведущих учёных;
— создание центров коллективного пользования для обеспечения междисциплинарного и межфакуль-тетского взаимодействия и реализации коллективных форм использования инфрас труктуры научных исследований;
— разработка образца индивидуального плана магистранта, определяющего тему исследования, сроки промежуточной аттестации и ожидаемые результаты проделанной работы (статьи, тезисы докладов, патенты, гранты, участие в конкурсах молодых учёных, возможности внедрения ИТ. д.);
подготовка новых курсов учебных дисциплин на основе интеграции современной экспериментальной базы с уникальными измерительными системами, результатов фундаментальных научных исследований и современных средств численного моделирования исследуемых процессов с помощью программных средств;
— пересмотр существующих норм и критериев оценки деятельности преподавателей, оплаты труда, а также видов педагогической и научной нагрузки.
Руководство вуза должно решиться кардинально изменить сопровождение учебного процесса магистрантов, полагая, что готовится будущий научный работник или преподаватель высшей школы. За организованность процесса обучения будущего магистра
выхолащивает саму суп, подготовки и развития творческой личности. Поэтому, например, явно не состоятельно требование к содержанию УМКДдля магистрантов на уровне бакалавриата. Вполне достаточно для магистранта наличие рабочей программы и индивидуального плана. На наш взгляд, имеет смысл увеличить в учебном плане объём часов по иностранному языку с возможным зачётом сданного экзамена в качестве кандидатского.
Выпускная квалификационная работа будущего магистра (магистерская диссертация) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования представляет собой законченную теоретическую или экспериментальную научно-исследовательскую работу, которая связана с решением актуальной научно-технической проблемы. Поэ тому данная квалификационная работа не может носит», учебный характер и не должна совпадать с темой выпускной квалификационной работы, защищённой бакалавром. При совпадении тематики работ в магистерской диссертации может быть использовано не более 25 % информации квалификационной работы бакалавра.
Темы выпускной квалификационной работы магистра направления 210300.68 «Радиотехника» могут быть, например, такими:
— цифровая обработка сигнала в телевидении;
— условный доступ в цифровом телевидении;
— цифровой радиоприёмник УКВ диапазона;
— кварцевый генератор с цифровой термокомпенсацией;
— помехоустойчивое кодирование при передаче цифровых данных;
— помехоустойчивость приема сигналов с различными видами модуляции.
В состав квалификационной работы входят графическая часть и пояснительная записка. Объём пояснительной записки 70— 100 страниц машинописного текста формата А4 без учёта приложений. Объём графической части-не менее 6-8 листов формата А1 графических разработок или не менее 35 кадров презентации с использованием мультимедиа-технологий.
Примерный перечень графического материала в листах формата А1:
— функциональные, структурные и принципиальные схемы;
— временные диаграммы работы, спектры сигналов;
— амплитудно-частотные и фазо-частотные характеристики;
— схемы алгоритмов;
— показатели сравнительной характеристики разработки.
Графический материал может быть оформлен в электронном варианте с распечаткой на листах формата Л4 в виде раздаточного материала. Мультимедийная презентация выпускной работы рассчи тана на интервал времени не более 10 минут и включает:
—название выпускной квалификационной работы;
— фамилия, имя, отчество студента и руководителя;
— актуальность темы;
— выбор основных технических решений;
— полученные результаты;
— предложения по внедрению разработки устройства.
Только всесторонняя заинтересованность руководства вуза преподавателей и магистрантов
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВГСТНИК № 4 »*) ЗОЮ
позволит готовип» специалистов, владеющих современными методами экспериментальной доводки, испытаний и сертификации перспективных изделий на основе использования новых технологий в области приёма и передачи информации, а также измерения, обработки данных и метрологической аттестации.
Библиографический список
1. Петров. В.Ю. Влияние интеграции образования и пауки на качество обраэовашш / В.Ю. Петров. Н.Н. Матушкин, ТА Кузнецова// Внуфииуэоиские системы обеспечения качества подготовки специалистов: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. ГОУ ВПО и Государственный университет цветных металлов и золота. — Красноярск, 2006. - С. 10 — 14.
2. Колин, К.К. Россия и мирна нуги к. информационному обществу / К. К.Колин//Открытоеобразование. - 2008. - №4. -С. 89-96.
АРЖАНОВ Балерин Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ОДИНЕЦ Александр Ильич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
ПШЕНИЧНИКОВА Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры «Метрология приборостроения».
Адрес для переписки: 644050 г. Омск, пр. Мира, 11.
Статья поступила в редакцию 25.12.2009 г.
© В. А. Аржанов, А, И. Одинец, В. В. Пшеничникова
УДК 378.14 (72) э. Ф. Н АСЫРОВ А
Сургутский государственный университет
ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА___________________________________
В статье представлены теоретические основы интегративно-модульного обучения; рассмотрены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; раскрыты структурные элементы модуля и компоненты интегративно-модульного обучения студентов университета.
Ключевые слова: технология обучения, инновация, традиционные технологии обучения, интегративно-модульное обучение, модуль, учебный элемент, рейтинг.
Сегодня общество испытывает огромную потребность в людях творческих, инициативных, образованных. Современный кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни, требованиями общества и образовательной системой. Одной из главных проблем является незначительная разработанность технологий профессионального образования. По мнению М.М. Левиной, технологический процесс сегодня является наиболее значительным компонентом общественного развития, способным реагировать на социальные процессы (1).
Сложившаяся к настоящему времени система подготовки педагогических кадров требует существенных изменений. Высшая школа должна создавать условиями интеллектуального,творческого и нравственного развития личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Решение этих проблем связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности учителя. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с 1-осударственным стандартом
высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные технологии обучения.
Технология (отгрсч. Гес/ше - искусство, мастерство, умение и 1одо.ч—наука) — отосовокупностьпри-емов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [2].
Технология обучения, представляет собой способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, ме тодов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (1).
С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные методы и средства обучения.