Научная статья на тему 'Эстетический аспект образовательной технологической деятельности'

Эстетический аспект образовательной технологической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SADT-ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП САМООБУЧЕНИЯ / ДИАГРАММА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SADT-TECHNOLOGY / PRINCIPLE OF SELF-EDUCATION / DIAGRAM / TESTING / AESTHETIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобова Галина Николаевна

Рассмотрено влияние современной технологии деятельности студентов по SADT-методологии на проявление эстетической функции как побочной функции достижения результата. Влияние выявлено с помощью теста Н. И. Рейнвальда, включающего уровень эстетического развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic aspect of educational technological activity

The author examines the influence of modern students' activity technology based on SADT-methodology on displaying aesthetic function as a subsidiary function of reaching the purpose. The influence has been revealed by means of N.I. Reinvald test that includes the level of personal aesthetic development.

Текст научной работы на тему «Эстетический аспект образовательной технологической деятельности»

технологий, который оснащен современным оборудованием.

Результаты исследований студенты апробируют на конференциях разного уровня и публикуют в научных изданиях.

Таким образом, в настоящей статье впервые раскрыта региональная структура подготовки кадров в области нанотехнологий, изучено общественное мнение и спрос, проработана вариативность учебных планов и программ с учетом интегративного содержания.

Результаты проведенного исследования позволили создать систему подготовки кадров в области нанотехнологий для организаций региона, это будет способствовать расширению числа участников данного направления, а также поможет разработать учебные планы и программы для различных уровней подготовки специалистов.

Разработанная система подготовки бакалавров техники и технологии по направлению «Нанотехнология» явилась фундаментом для разработки магистерской подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Профессионально ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии / А. Иванов [и др.] // Наноиндустрия. — 2009. - № 9. - С. 76-81.

2. Дан старт Плану действий правительства //АиФ в Омске. — 2012. — 25 января. — № 4.

3. Основы нанонауки и перспективы нанотехнологий : учеб. пособие. В 2 т. / О. В. Кропотин [и др.] ; под общ. ред. К. Н. По-лещенко. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. Т. 1. — 76 с. Т. 2. — 77 с.

ДАНЬШИНА Валентина Владимировна, кандидат химических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.

СУРИКОВ Валерий Иванович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой физики.

Адрес для переписки: physics@omgtu.ru

Статья поступила в редакцию 22.06.2012 г.

© В. В. Даньшина, В. И. Суриков

УДК 378.147 Г. Н. ЛОБОВА

Омский государственный технический университет

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрено влияние современной технологии деятельности студентов по £ЛРТ-мето-дологии на проявление эстетической функции как побочной функции достижения результата. Влияние выявлено с помощью теста Н. И. Рейнвальда, включающего уровень эстетического развития личности.

Ключевые слова: SADT-технология деятельности, принцип самообучения, диаграмма, тестирование, эстетическое развитие.

В педагогике высшей школы одно из направлений исследований посвящено технологиям обучения. Технологический подход к обучению студентов позволяет гарантированно получить качественно подготовленных к профессиональной деятельности выпускников. В нашем случае речь идет об обучении студентов SADT-технологии деятельности. Аббревиатура SADT (Structured analysis and Design Technology) означает технологию структурного анализа и проектирования. Содержание SADT-технологии деятельности для обучения студентов рассмотрено в ряде работ [1—4].

Отметим, что современное высшее профессиональное образование характеризуется принципом самообучения, на который указал П. И. Пидкасис-тый [5]. Студентов необходимо вооружить такой обобщенной технологией деятельности, которая позволит реализовать технологию «добывания» новых научных знаний в учебном процессе самостоятельно. Такая технология деятельности послужит «добыванию» новых знаний не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности. Именно такой технологией является SADT-

технология деятельности, выполняемой студентами самостоятельно в индивидуальном учении.

Разработка и внедрение БДОТ-технологии деятельности в учебный процесс вуза позволили достичь «созвучия» с «регулятивным воздействием» субъекта деятельности на предметный мир, указанное В. А. Сластениным [6]. Это «созвучие» проявляется в следующем.

1. БДОТ-технология деятельности лежит в основании результативной учебной деятельности.

2. БДОТ-технология разработана на основе БДОТ-методологии, являющейся одной из современных научных методологий [7].

3. Требуемый результат индивидуальной деятельности обеспечивается самостоятельным выполнением субъектом деятельности алгоритма, который «направляет» мышление студента к намеченной цели, ставя «метки» в пути поисковой деятельности.

Организует и выполняет деятельность сам субъект деятельности, с учетом его приобретенных ранее знаний, опыта, умений, сформированных навыков. Выполнение деятельности по БДОТ-технологии обеспечивает студенту условия для раскрытия своих по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

тенциальных возможностей, раскрытия внутреннего мира личности, стремящейся достичь результата в достижении поставленной цели.

4. Студент проектирует выполнение деятельности на основе использования графического простого языка в БЛОТ-технологии деятельности. Применя--емый графический язык позволяет строить диаграммы выполнения деятельности. В основе диаграммы лежит четырехугольник, выражающий собой функцию, и связи в виде стрелок, подходящих или выходящих из четырехугольника. Связи учитывают исходные данные рассматриваемой системы, требуемый конечный результат, механизм исполнения и условия, в которых находится система.

5. В построении диаграмм «сталкиваются» восприятия в виде рационального и чувственного.

Процесс проектирования деятельности в виде законосообразной логики последовательности диаграмм, каждая из которых зависит от личного использования рационального и чувственного.

6. В проектировании диаграмм на основе БЛБТ-технологии имеется возможность автоматизированного проектирования, используя программу Ъртоп.

Профессиональное технологическое обучение студентов обеспечивает получение образовательного результата, т.е. в обучении, развитии и воспитании.

Рассмотрим эстетический аспект проявления технологической деятельности студентов в образовательном процессе на основе БЛОТ-методологии.

Известно, что любая деятельность завершена, если поставленная цель достигнута. Процесс достижения цели деятельности, помимо главной поставленной цели, сопровождается достижением побочных целей, связанных с неотъемлемо присущими, но побочными, видами деятельности. Достижение результата сопровождается такими функциями, как познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентированная, коммуникативная и эстетическая [8].

Нами установлено, что выявить проявление эстетической функции в деятельности студентов, владеющих БЛОТ-технологией деятельности, непросто. Все перечисленные функции, сопровождающие выполнение деятельности, обозначим как функциональный инвариант деятельности. Ранее получены результаты проявления познавательной, преобразо-

вательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной функций у студентов, владеющих БЛОТ-тех-нологией деятельности [8].

Проявление побочной эстетической функции в деятельности не удавалось «зафиксировать». Эта функция связана с чувственными восприятием. Как известно, студенты технических вузов изначально близки к рациональному восприятию.

Для проявления эстетической функции в деятельности студентов применен тест в виде личностного опросника «ОТКЛЭ Н. И. Рейнвальда» [9]. Опросник направлен на исследование пяти основных свойств личности с точки зрения общественной сущности и главных индивидуальных психологических особенностей. К таким особенностям относят: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие (ОТКЛЭ).

Мы применили тест только для выявления уровня эстетического развития, хотя тестируемые давали ответы на все имеющиеся суждения в опроснике. Тестирование включало вопросы об эстетических вкусах и отношениях к действительности, потребностях человека чувствовать, находить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам окружающего мира, законам гармонии и красоты.

Установлено, что эстетическая культура личности формируется и проявляется в процессе деятельности людей. В Омском государственном техническом университете был поставлен эксперимент по выявлению уровня эстетического развития студентов в зависимости от применяемых технологий деятельности. Студенты были распределены на две группы: одна из них изучила и применяла БЛОТ-технологию деятельности (экспериментальная группа), вторая — работала традиционно (контрольная группа).

В экспериментальной проверке участвовало 148 человек, из них 88 человек владели БЛОТ- технологии деятельности, 60 — не владели и выполняли деятельность традиционно. Для каждого студента строился профиль эстетического развития, на который приходилось 23 утверждения из 115 вопросов опросника. За совпадение ответа со шкалой свойств личности по эстетическому развитию проставлялся один балл и далее все баллы за совпадение ответов суммировали. Результаты опроса показаны в табл. 1, где приведены

Таблица 1

Результаты тестирования студентов по эстетическому развитию

№ Диапазон баллов Студенты

Владеющие БЛОТ-технологией деятельности (экспериментальная группа) N5 =88 Не владеющие БЛОТ-технологией деятельности (контрольная группа) N« = 60

Кол-во чел. ДNi Частота _ ДЧ1 _ ”88" Кол-во чел. ДNi Частота _ Д№ _ "бо"

1 2 1 3 0 0 2 0,03

2 4 1 5 6 0,07 4 0,13

3 6 1 7 6 0,07 12 0,20

4 8 1 <£> 4 0,05 10 0,17

5 10-11 32 0,36 12 0,20

6 12-13 10 0,11 14 0,23

7 14-15 14 0,16 2 0,03

8 16-17 16 0,18 0 0,03

(баллы)

Рис. 1. Гистограммы эстетического развития студентов

Таблица 2

Сопоставление групп испытуемых, работающих и не работающих по БЛЭТ технологии, по критерию ф' углового преобразования Фишера

Группы «Есть эффект», т.е. уровень выше п = 0,15 «Нет эффекта», т.е. уровень ниже п = 0,15 Суммы

Кол-во испытуемых Процентная доля Кол-во испытуемых Процентная доля

1. Студенты с БЛОТ (88 ч) 32 36 % 56 64 % 88

2. Студенты без БЛОТ (60 ч) 14 23 % 46 54 % 60

Суммы 46 102 148

значения частоты появления уровня эстетического

^ Д^-

развития, рассчитанного по формуле V _------- , где

N

ДN — количество студентов, имеющих соответствующий диапазон баллов эстетического развития в каждой группе (выборке), владеющей БЛОТ-тех-нологией деятельности или не владеющей ею. N — количество студентов в выборке.

На основе данных табл. 1 построены зависимости частоты появления в гистограммах от уровня эстетического развития, выраженного в баллах для обеих групп студентов (рис. 1).

На рис. 1 по оси х отложен уровень эстетического развития, выраженный в баллах, по оси у — частота появления уровня эстетического развития V.

Сходство диаграмм заключается в наличии у каждой из них максимального значения частоты появления уровня эстетического развития.

Остановимся на различиях гистограмм. Во-первых, гистограмма для группы, работающей традиционно, минимальное значение уровня эстетического развития соответствует значениям 2-4 балла, максимальное — 14-16 баллов.

Гистограмма для группы, владеющих БЛОТ-техно-логией, имеет минимальное значение уровня эстетического развития, соответствующего 4-8 баллам, а максимальное значение — 16-18 баллов.

Во-вторых, гистограмма для группы, не владеющей БЛОТ-технологией, имеет максимальное значение частоты появления уровня эстетического развития — 0,23.

Гистограмма для группы студентов, работающих по БЛОТ-технологии, имеет максимальное значение частоты появления уровня эстетического развития — 0,36.

Построенные диаграммы содержат существенные отличия, обусловленные различными применяемыми технологиями выполнения деятельности.

Выясним, отличаются ли результаты тестирования студентов обеих групп по статистической значимости между собой.

Для выявления различий при сопоставлении двух эмпирических распределений применим ф*-кри-терий углового преобразования Фишера.

Для выявления различий и установления критерия, по которому сопоставляются две выборки по количественному признаку, на гистограммах (рис. 1) проведем прямую, горизонтальную оси х со значением частоты появления уровня эстетического развития, соответствующую значению п = 0,15. Этот уровень характерен для каждой диаграммы. Поэтому под «эффектом» будем понимать выборки студентов, работающих по БЛБТ-технологии (выборка 1) и не работающих по БЛОТ- технологии (выборка 2), и имеющих значения частоты появления эстетического развития выше п = 0,15.

Сформулируем гипотезы:

Н0: доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

Н1: доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

Для применения критерия Фишера ф' для сопоставления выборок по количественно измеряемому признаку составим табл. 2.

В сопоставлении участвуют только ячейки, принадлежащие столбцу «Есть эффект». Применяя метод углового преобразования Фишера [10], находим величины ф, соответствующие процентным долям в каждой из групп

ф1(36%) = 1,293

ф 2(23%) = 1,007.

Далее подсчитываем эмпирическое значение ф' по формуле

ф' _ (Фх -Ф2 \ — V п1 "

2

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

183

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

где ф1 — угол, соответствующий большей %-ной доле,

ф2 — угол, соответствующий меньшей %-ной доле, п1 — количество наблюдений в выборке 1,

л.

2 количество наблюдений в выборке 2. В нашем случае

= (1,293 - 1,007). 88 ' 60 = 1,708 » 1,71.

V 88 + 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее находим, какому уровню значимости соответствует ф*эмл = 1,71. Полученное значение ф*эмп соответствует уровню значимости р = 0,04.

В психологии установлены критические значения уровня статистической значимости

. [1,64, при (р < 0,05)1

Фхр _ [2.31, при (р < 0,01)} и ф‘эмп=1,71.

Итак, имеем ф‘эмп >ф'хр(р<0,05).

Ответ: Н0 отвергается. Принимается гипотеза Нг Таким образом, доля студентов, владеющих БЛОТ-технологией деятельности, у которых проявился исследуемый эффект, больше, чем у студентов, не владеющих БЛОТ-технологией деятельности.

Полученный результат позволяет утверждать о влиянии БЛОТ-технологии деятельности на эстетическое развитие студентов в процессе предметной деятельности. Таким образом, владение БЛОТ-технологией деятельности способствует эстетическому развитию студентов.

Библиографический список

1. Лобова, Г. Н. БЛОТ-технология индивидуальной исследовательской деятельности / Г. Н. Лобова // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 6. -С. 17-18.

2. Лобова, Г. Н. Будущему радиоинженеру : учеб пособие / Г. Н. Лобова. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 132 с.

3. Лобова, Г. Н. БЛОТ-технология исследовательской деятельности : моногр. / Г. Н. Лобова. - Омск : ОмГТУ, 2006. -108 с.

4. Лобова, Г. Н. Технологический подход к исследовательской работе студентов / Г. Н. Лобова // Физическое образование в вузах. - 2008. - Т. 14. - № 2. - С. 92-99.

5. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

6. Сластенин, В. А. «Доминанта деятельности» / В. А. Сласте-нин // Народное образование. - 1997. - № 9. - С. 41-42.

7. Марка, Д. К. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, К. Мак Гоуэн. - М. 1993. - 240 с.

8. Лобова, Г. Н. Влияние БЛОТ-технологии на функциональный инвариант деятельности / Г. Н. Лобова // Омский научный вестник. - 2009. - № 2(80). - С. 13-18.

9. Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н. И. Рейнвальд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://brunner.kgu.edu.ua/ index.php/cv/171-reinvald (дата обращения: 26.04.2012).

10. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2003. - 350 с.

ЛОБОВА Галина Николаевна, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры «Средства связи и информационная безопасность».

Адрес для переписки: КРЯА@уа^ех. ги

Статья поступила в редакцию 25.09.2012 г.

© Г. Н. Лобова

Книжная полка

Самыгин, С. И. Деловое общение : учеб. пособие для вузов по специальности «Антикризисное управление», по направлению 080500 «Менеджмент», а также «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2012. -436 с. - ISBN 978-5-406-02426-3.

Раскрывается содержание курса «Деловое общение» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Систематично, последовательно и логично освещаются основные характеристики общения: представлен детальный анализ структуры делового общения, показана феноменологическая определенность личностных детерминант в деловом общении, эксплицированы типологические характеристики личности, дан ряд конкретных указаний по изучению личности делового партнера по невербальным признакам. Особое внимание уделяется рассмотрению основных форм делового общения, стрессов, споров и конфликтов. Раскрывается психологическая составляющая делового общения. Рассматриваются универсальные этические нормы и психологические принципы делового общения, нормы этикета, правила ведения деловой документации и ряд других вопросов. Для бакалавров экономических и управленческих направлений подготовки, психологов и всех интересующихся проблемами делового общения.

Авдулова, Т. П. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие для вузов / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Т. В. Костяк. - М. : Academia, 2013. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-8831-0.

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация «бакалавр»). Практикум составляет УМК с учебным пособием «Возрастная психология» (под ред. профессора Т. Д. Марцинковской). В нем содержится материал, который дает представление о методах диагностики психического развития человека на разных этапах онтогенеза и особенностях их применения в деятельности возрастного психолога. Отдельные главы посвящены изучению памяти, мышления, воображения, креативности и т.д. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.