Научная статья на тему 'Влияние SADT технологии деятельности на коммуникативную компетентность студентов'

Влияние SADT технологии деятельности на коммуникативную компетентность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SADT-ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОКОНТРОЛЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / SADT-TECHNOLOGY ACTIVITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SELF-CONTROL / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобова Галина Николаевна

В статье экспериментально доказано совершенствование коммуникативной компетентности студентов, которые владеют обобщенной SADT-технологией деятельности. Приведены результаты тестирования студентов по методике М.Снайдера, обработанные с помощью U-критерия Манна-Уитни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of SADT-technology on the communicative competence of students

The article experimentally proves the development of communicative competence of students, who knows SADT-technology. There are test results of students by the methodology of M.Snyder, which are processed by Mann-Whitney U-test.

Текст научной работы на тему «Влияние SADT технологии деятельности на коммуникативную компетентность студентов»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 378.1 Г. Н. ЛОБОВА

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ 5А0Т-ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ________________________________

В статье экспериментально доказано совершенствование коммуникативной компетентности студентов, которые владеют обобщенной БАРТ-технологией деятельности. Приведены результаты тестирования студентов по методике М.Снайдера, обработанные с помощью и-критерия Манна-Уитни.

Ключевые слова: 5А0Т-технологии деятельности, коммуникативная компетентность, самоконтроль, коммуникативность.

Одним из неотъемлемых требований к будущим специалистам является владение коммуникативной компетентностью. К сожалению, как отмечают исследователи, коммуникативная речевая компетентность студентов технических и гуманитарных вузов нуждается в совершенствовании [ 1 ]. Для этого обычно предлагают использовать в учебном процессе специальные методы и формы деятельности [ 1 — 3].

Н. Р. Барабанщикова предложила методическую систему формирования / развития коммуникативноречевой компетентности студентов любого профиля на основе междисциплинарного подхода к отбору и организации учебного материала по ряду смежных дисциплин, использование наиболее частых лексико-

грамматических конструкций для обозначения объектов, применяемых в коммуникации [2].

Для развития коммуникативной компетенции студентов Царевой Е.А. предложен метод социально-пе-дагогического тренинга, содержащего создание особых ситуаций воздействия с помощью специальных приемов [3].

Указанные и другие работы направлены на достижение цели по совершенствованию коммуникативной компетентности студентов как ведущего компонента профессиональной компетентности специалиста в условиях специально организованного учебного процесса.

Следует учесть, что студентов крайне необходимо подготовить к процессу непрерывного образо-

Уровни коммуникативного контроля по тесту М. Снайдера

№ Диапазон набранных баллов Уровень коммуникативного самоконтроля Содержание уровня коммуникативного контроля

1 0-3 низкий Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

2 4-6 средний Вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.

3 7-10 высокий Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

Таблица 2

Результаты диагностики самоконтроля студентов в общении

Диапазон набранных баллов Экспериментальная группа (70 чел.) Контрольная группа (25 чел.)

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

0-3 4 6 0 0

4-6 40 57 23 92

7-10 24 34 2 8

вания, дающему выпускникам вуза возможность стать компетентными специалистами в современных условиях динамично меняющейся действительности с неотъемлемыми ситуациями неопределенности, необходимостью оперативного принятия научно обоснованных решений.

Для такой подготовки нами разработана БАОТ-тех-нология деятельности на основе БАОТ-методологии [4 — 6]. Аббревиатура БАБТ означает технологию структурного анализа и проектирования. БАЭТ-тех-нология «диктует», направляет поиск на решение задачи, формирует траектории интеллектуальной и творческой деятельности по решению нестандартных задач. Иными словами, если в учебной, профессиональной или других видах деятельности возникли явные противоречия, проблемные ситуации, нестандартные задачи, БАОТ-технология поможет «найти» обоснованное приемлемое решение.

Экспериментально доказано, что овладение студентами БАЭТ-технологией деятельности позволяет гарантированно достигать цели деятельности в случаях ситуаций неопределенности [4]. Эта технология направляет мышление студента на поиск выхода из создавшегося затруднительного положения, представляя ситуацию с помощью формулирования условия задачи в виде функциональной системы. БАБТ-технология изначально нацеливает студента на изменение предмета деятельности, представленного в виде функциональной системы, и получение конечного результата.

Как известно, в деятельности проявляется коммуникативная речевая компетентность. В случае, если студенты выполняют деятельность, пользуясь обобщенной БАОТ-технологией, то технология должна проявиться не только в результате требуемого изменения предмета деятельности, но также в изменении коммуникативности личности студентов. Под коммуникативностью понимаем «свойство индивида вступать в речевой контакт с другим индивидом» [7].

Выясним, влияет ли освоение студентами БАОТ-технологии деятельности на коммуникативный самоконтроль. Такой самоконтроль является составля-

ющим элементом коммуникативной компетентности. Для ответа на поставленный вопрос использован тест М. Снайдера, содержащий методику диагностики оценки самоконтроля в общении [8].

Тест состоит из 10 утверждений, на которые тестируемый дает ответы «верно» или «неверно». Результаты теста выражены с помощью классификации уровней коммуникативного контроля на низкий, средний и высокий (табл. 1).

В тестировании приняли участие студенты Омского государственного технического университета и Омского государственного университета путей сообщения. Студенты были распределены на две группы, первая группа (70 человек), экспериментальная, владела деятельностью по БАОТ-технологии, вторая (25 человек), контрольная, — не владела такой технологией (табл. 2).

Из данных (табл. 2) видно, что большинство студентов, не владеющих БАЭТ-технологией деятельности, относится к среднему уровню коммуникативного самоконтроля. Студенты, владеющие БАЭТ-технологией деятельности, распределены по всем уровням коммуникативного контроля, причем значительное их количество обладает высоким уровнем коммуникативного самоконтроля в общении.

Из табл. 2 также видно, что максимальное количество студентов обеих групп относится к среднему уровню самоконтроля в общении.

Обычно такой обработкой результатов тестирования ограничиваются авторы, применяющие тест М. Снайдера [9].

Однако приведенные результаты не позволяют выявить существование достоверного различия в оценке самоконтроля студентов в общении. Подчеркнем, что группы тестируемых студентов отличались по технологии деятельности, которую они применяли в своей учебной деятельности для достижения цели. Экспериментальная группа работала с использованием обобщенной БАОТ-технологии деятельности, контрольная — работала традиционно.

Для установления достоверности различий между группами студентов рассмотрим распределение при-

Распределение частоты встречаемости признака в экспериментальной и контрольной группах студентов

№ Сумма баллов Экспериментальная группа Контрольная группа

Кол-во студентов, п, Частота встречаемости, f Ранг, г Кол-во студентов, П4 Частота встречаемости, { Ранг, г

1 1 0 0 4,5 0 0 4,5

2 2 1 0,01 9 0 0 4,5

3 3 3 0,04 10,5 0 0 4,5

4 4 7 0,10 13 7 0,28 18

5 5 15 0,21 16 8 0,32 19,5

6 6 18 0,26 17 8 0,32 19,5

7 7 9 0,13 14 2 0,08 12

8 8 14 0,20 15 0 0 4,5

9 9 3 0,0 4 10,5 0 0 4,5

10 10 0 0 4,5 0 0 4,5

Сумма рангов 114 96

0,3 -

Экспериментальная группа ЗАОТ

Контрольная группа

0,2

0,1 -

Т Т —I——г~ Г Г" —[——I——I——I---”-►

1 234567 8 9 Ю Сумма

баллов

Рис. 1

знака, в качестве которого возьмем частоту встречаемости суммы баллов, набранных в тесте. Такую

частоту определяют в виде I = , где п1 — коли-

N

чество студентов, набравших соответствующую сумму баллов из возможного диапазона значений 0—10, N — количество студентов в рассматриваемой группе.

Для выявления распределения признака в группах студентов составим табл. 3, содержащую для экспериментальной и контрольной групп распределения студентов от набранной суммы баллов, частоту встречаемости и ранг.

На основе данных (табл. 3), построена для обеих групп студентов гистограмма распределения частоты встречаемости от набранной суммы баллов (рис. 1).

Анализ гистограммы показывает, что, во-первых, распределение частоты встречаемости в разных группах студентов различается между собой. Во-вторых, максимальное значение частоты встречаемости в обеих группах приходится на суммарное значение баллов, равное 6. В-третьих, для студентов, владеющих БАБТ-технологией деятельности, значения час-

тоты распределения ^ в большинстве случаев меньше, чем для группы студентов, не владеющих такой технологией.

Из полученных диаграмм возникает вопрос о необходимости выявления достоверности различия между полученными распределениями. Для решения вопроса применим и-критерий Манна-Уитни [10], позволяющий оценить различие между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя выборками (группами студентов). Первая выборка представляет экспериментальную группу студентов, у которой значения частоты встречаемости присущи для каждой суммы баллов в диапазоне 0 — 9 баллов. Вторая выборка студентов представляет контрольную группу студентов, у которой значения частоты встречаемости изменяются в диапазоне суммарных баллов 4 — 7 баллов. Для других значений суммарных баллов частоты встречаемости равной нулю, как видно из табл. 3.

Составим гипотезы, исходя из основания, что выборка студентов экспериментальной группы отно-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (98) 2011

сится к более «высокому» ряду по уровню самоконтроля в общении, чем выборка студентов в контрольной группе.

Гипотезы сформулируем в виде:

Н0: группа студентов, владеющих БАОТ-техно-логией деятельности, не превосходит группу студентов, не владеющих БАОТ-технологией деятельности по уровню самоконтроля в общении;

Н^. группа студентов, владеющих БАОТ-техноло-гией деятельности, превосходит группу студентов, не владеющих БАОТ-технологией деятельности по уровню самоконтроля в общении.

Применение критерия Манна-Уитни показало, что

эмп =(п1-п2)+ х—--тх, где п, — количество

2

испытуемых в выборке № 1 (экспериментальная группа), п2— количество испытуемых в выборке № 2 (контрольная группа), Тх— большая из двух ранговых сумм, пх — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов, и составило значение иэмп = — 69.

[27 прир<0.05 Для нашего случая иКР.= ^ прир<0 ш , где р -

уровень статистической значимости [10].

Таким образом, в нашем случае имеем иэмп < с икР , т.е. принимаем гипотезу Нг

Итак, методом критерия Манна-Уитни достоверно установлено, что студенты, владеющие обобщенной БАОТ-технологией деятельности, превосходят в общении студентов по уровню самоконтроля. Повышение самоконтроля в общении приводит к совершенствованию коммуникативной компетентности студентов.

Самое главное, пожалуй, состоит в том, что приобретенная студентами коммуникативная компетентность достигнута не специальным педагогическим воздействием по целенаправленному ее совершенствованию, а явилась следствием обучения студентов обобщенной БАИТ-технологии деятельности. Студенты овладевают не только самостоятельной эффективной деятельностью, но и совершенствуют коммуникативность, которая является следствием овладения БАБТ-технологии деятельности. Овладение студентами БАИТ-технологией деятельности приводит не только к новому психическому образованию у студентов, как показано ранее [4], но и к появлению новых психических связей. Одна из них выразилась в улучшении коммуникативного самоконтроля личности и, следовательно, в развитии коммуникативности личности, т.е. в совершенствовании коммуникативной компетентности студентов.

Таким образом, в содержание образования необходимо включить изучение обобщенной БАОТ-тех-нологии деятельности, позволяющей не только

Книжная полка

решать задачи учебной и, в будущем, профессиональной деятельности в непредсказуемых, противоречивых ситуациях, свойственных современным условиям жизни общества, но и обеспечить совершенствование коммуникативной компетентности студентов как ведущей компоненты профессиональной компетентности.

Библиографический список

1. Хачатурян, Н. Н. Особенности коммуникативной компетентности студентов различных специальностей / Н. Н. Хачатурян, К. Н. Кошко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://de.dstu.edu.ru/SDOSite/ConfEng/articles%5Carticle55.htm (дата обращения: 19.04.11).

2. Барабанова, Н. Р. Междисциплинарная координация в формировании коммуникативно-речевой компетенции студентов / Н. Р. Барабанова // Актуальные проблемы теории коммуникации : сб. научных трудов. — СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 271-280.

3. Царева, Е. А. Развитие коммуникативной компетентности у студентов методом социально-психологического тренинга / Е. А. Царева. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.minuspk.ru/publications/pp200906/9.htm (дата обращения: 19.04.11).

4. Лобова, Г. Н. SADT-технология исследовательской деятельности : монография / Г. Н. Лобова. — Омск: ОмГТУ, 2006. — 108 с.

5. Лобова, Г. Н. Будущему радиоинженеру: учеб. пособие / Г. Н. Лобова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. — 132 с.

6. Марка, Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, К. МакГоуэн. — М., 1993. — 240 с.

7. Яковлев, Б. П. Теоретический анализ коммуникационной и коммуникативной компетентностей / Б. П. Яковлев, Л. С. Чистова//Успехи современного естествознания. — 2009. — №6. — С. 80-83.

8. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский: редактор-составитель. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. — 672 с.

9. Гавриченко, О. В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза / О. В. Гавриченко // Психологические исследования: электрон.-науч.журн. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: cspu.ru>uchenomu/magazines/2010_12pdf (дата обращения: 19.04.11).

10. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.

ЛОБОВА Галина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Средства связи и информационная безопасность».

Адрес для переписки: e-mail: lobova_galina@ mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.04.2011 г.

© Г. Н. Лобова

Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования [Текст] / В. Б. Супян [и др.]; под ред. В. Б. Супяна; Ин-т США и Канады РАН. - М.: Магистр, 2009. - 399 с. -< ISBN 978-5-9776-0120-7.

^ Монография является первой в России попыткой комплексного изучения опыта исследовательских университетов США как главного звена американской академической науки и высшего образования. Дан анализ структуры и тенденций развития науки и образования СШАв эпоху «экономики знаний», механизмов интеграции и организации науки и образования, роли государства в развитии университетов и научных исследований. Отдельные главы монографии посвящены механизмам финансирования науки и образования, кадровому потенциалу высшей школы, месту инженерного образования в американских университетах. Рассмотрены вопросы инновационной деятельности вузов, роль университетов в региональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.