Научная статья на тему 'Система подготовки кадров для нанотехнологий в региональном аспекте'

Система подготовки кадров для нанотехнологий в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM / SCIENCE AND EDUCATION INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даньшина Валентина Владимировна, Суриков Валерий Иванович

В работе проанализирована региональная (на примере Омской области) структура подготовки кадров, разработана система подготовки кадров. Она включает в себя проектирование учебных планов с учетом потребностей предприятий региона, разработку УМКД по дисциплинам направления, заключение договоров с ведущими предприятиями на проведение практики. Изучено отношение различных групп омичей к развитию индустрии в регионе. Предложена городская программа популяризации научных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of a professional training for nanotechnologies in regional aspect

In this paper the regional (on an example of the Omsk region) structure of a professional training in the field, has been analyzed and the professional training system has been developed. It includes designing the curricula taking into account requirements of the enterprises of the region, working out UMCD on disciplines of a direction, conclusion the contracts with leading enterprises on the students practice carrying out. The attitude of various groups of Omsk dwellers to development the industry in region is studied. The city program of popularization of scientific knowledge is offered.

Текст научной работы на тему «Система подготовки кадров для нанотехнологий в региональном аспекте»

УДК 378:620.3(571.13)

В. В. ДАНЬШИНА В. И. СУРИКОВ

Омский государственный технический университет

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ____________________________

В работе проанализирована региональная (на примере Омской области) структура подготовки кадров, разработана система подготовки кадров. Она включает в себя проектирование учебных планов с учетом потребностей предприятий региона, разработку УМКД по дисциплинам направления, заключение договоров с ведущими предприятиями на проведение практики. Изучено отношение различных групп омичей к развитию индустрии в регионе. Предложена городская программа популяризации научных знаний.

Ключевые слова: система подготовки кадров, интеграция науки и образования.

Президентской инициативой от 24 апреля 2007 года «Стратегия развития наноиндустрии» (Пр. № 688) определено создание в ближайшие 10—15 лет в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды с целью построения нового технологического базиса экономики страны. Для достижения этой цели в качестве конкретной задачи определено формирование системы подготовки кадров, способных проводить на высоком уровне исследования и разработки в области наноиндустрии [1].

В связи с динамичным развитием наноиндустрии в современный период и развивающимся рынком нанопродуктов необходимо совершенствовать процессы подготовки специалистов; разработку системы высшего профессионального образования и инновационных форм подготовки кадров. Для вузов формируется наиболее актуальная задача — подготовка кадров в области нанотехнологий в региональном аспекте.

Цель данного исследования — разработать систему подготовки кадров для нанотехнологий в регионе (на примере Омской области).

Объектом исследования является система профессиональной подготовки кадров для нанотехнологий.

В планах действий правительства Омской области предполагается создание исследовательского и инжинирингового центра в сфере нанотехнологий и наноматериалов [2]. Основные инновационные предприятия и проекты в области нанотехнологий:

— ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет» — производство высокоточного режущего инструмента с износостойким нанопокрытием для машиностроения; точечные ферромагнитные источники излучения; интеллектуальные наносенсорные системы;

— ОАО «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» («Омский НИИД») — производство резинотехнических изделий с наноструктурированным металлопокрытием;

— ООО «Омсктехуглерод» — промышленное производство синтетических углеродных нанопо-ристых материалов;

— ФГУП Омский научно-исследовательский институт приборостроения (ОНИИП) — разработка чипсета приемника цифрового радиовещания БЯМ/БЯМ + ;

— ЗАО НКПФ «СЭПИКО» — создание крупномасштабного производства фотоэлектрических модулей на основе тонкопленочных солнечных элементов из аморфного кремния и энергосистем различного назначения;

— Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН) — различные катализаторы и сорбенты, созданные на основе наноструктур.

В то же время отмечается, что реализация нанотехнологических процессов на производстве в значительной мере сдерживается нехваткой научных и инженерно-технических кадров, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии. Это отражается на стадии принятия управленческих решений, при проектировании технологических режимов и в реализации промышленных процессов.

С учетом потребностей региона в подготовке кадров в ОмГТУ открыто новое направление подготовки студентов 210600.62 «Нанотехнология», главной особенностью которого является ориентация на практическую подготовку специалистов.

Нанотехнологии охватывают практически все отрасли науки и производства: машиностроение, электронику, авиацию, транспорт, медицину, сельское хозяйство и т. д. В связи с междисциплинарным характером нанонауки и необходимостью постоянного отслеживания быстро меняющихся потребностей региона в трудовых ресурсах возникает острая необходимость создания системы нанотехнологической подготовки таким образом, чтобы каждый выпускник вуза владел основами проектирования и реализации нанотехнологических процессов.

Подготовку студентов целесообразно начинать с дисциплин «Введение в специальность», «История наноиндустрии», «Основы нанонауки», изучение

которых позволит получить им общие представления о нанотехнологиях, узнать терминологию нанонауки, познакомиться с основными методами получения и исследования наноструктур и наноматериалов. В учебных планах ОмГТУ эти дисциплины введены в вариативную часть ГСЭ и ЕН циклов.

На выпускающей кафедре разработаны учебные планы, отражающие согласованность теоретического и практического компонентов обучения: «Нано-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

55 и старше 45-54 ВО: фаст

35-44

25-34 —

17-24

0% 10% 20% 30% 40% 50% ■ Количество опрошенных

Рис. 1. Количество опрошенных по возрасту

Рис. 2. Количество опрошенных по социальному статусу

государству

частным

предприятиям

Рис. 3. Изготовление нанопродуктов

технологии в каталитических процессах», «Техникоэкономическое проектирование наносистем», «Радиационные технологии в наносистемах», «Материалы и методы нанотехнологии».

Приоритетным направлением реализации системы подготовки является введение общих интегрированных курсов по нанопроцессам и нанотехнологиям, таких как «Физическое материаловедение», «Биомедицинские нанотехнологи», «Физико-химия низкоразмерных систем».

Важным моментом в реализации системы подготовки является создание учебно-методических комплексов (УМКД) по дисциплинам направления, публикация учебных пособий с грифом УМО [3], разработка лабораторного практикума и т.д. УМКД включает в себя рабочие программы, конспекты лекций, дидактические материалы для практических заданий, материалы для контроля знаний.

Основная функция вуза — интеграция научной и образовательной деятельности на всех уровнях высшего и послевузовского профессионального образования с целью выполнения исследований и разработок мирового уровня. Для этого в ОмГТУ создан Научно-образовательный ресурсный центр нанотехнологий, заключены договора с ведущими предприятиями на проведение практики. Студенты уже с первого курса проводят исследования инфраструктуры наноиндустрии, рынка нанопродуктов в г. Омске, влияние нанотехнологий на социум и др.

Во время исследования было опрошено 346 омичей, от школьников до пенсионеров (рис. 1, 2).

Большинство респондентов (71 %) знают, что такое нанотехнология, 55 % из них считают, что заниматься изготовлением (производством) нанопродуктов должны государственные структуры (рис. 3).

Информацию они получают из Интернета (60 %), телевидения (30 %) и прочих СМИ (10 %). О том, что в городе Омске проводятся разработки нанопродуктов, знают 50 % студентов, 23 % безработных, 17% работающих и 10 % пенсионеров.

По результатам исследования была разработана городская программа популяризации научных знаний в области нанотехнологий, в которую, например, входят:

— цикл научно-познавательных лекций о нанотехнологиях для населения г. Омска и особенно школьников. Это позволит расширить сотрудничество между школами и университетом через знакомство учащихся с достижениями современной науки;

— организация городской научно-практической конференции по нанотехнологии, результаты которой можно освещать в городских СМИ;

— расширение популярных публикаций в региональных газетах и ТВ;

— пропаганда возможностей нанотехнологий среди предпринимателей;

— проведение и анализ опросов населения, в том числе через сеть Интернет и т.п.

Начиная с третьего курса студенты принимают активное участие в проведении экспериментов в Научно-образовательном ресурсном центре нано-

не знаю

технологий, который оснащен современным оборудованием.

Результаты исследований студенты апробируют на конференциях разного уровня и публикуют в научных изданиях.

Таким образом, в настоящей статье впервые раскрыта региональная структура подготовки кадров в области нанотехнологий, изучено общественное мнение и спрос, проработана вариативность учебных планов и программ с учетом интегративного содержания.

Результаты проведенного исследования позволили создать систему подготовки кадров в области нанотехнологий для организаций региона, это будет способствовать расширению числа участников данного направления, а также поможет разработать учебные планы и программы для различных уровней подготовки специалистов.

Разработанная система подготовки бакалавров техники и технологии по направлению «Нанотехнология» явилась фундаментом для разработки магистерской подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Профессионально ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии / А. Иванов [и др.] // Наноиндустрия. — 2009. - № 9. - С. 76-81.

2. Дан старт Плану действий правительства //АиФ в Омске. — 2012. — 25 января. — № 4.

3. Основы нанонауки и перспективы нанотехнологий : учеб. пособие. В 2 т. / О. В. Кропотин [и др.] ; под общ. ред. К. Н. По-лещенко. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. Т. 1. — 76 с. Т. 2. — 77 с.

ДАНЬШИНА Валентина Владимировна, кандидат химических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.

СУРИКОВ Валерий Иванович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой физики.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2012 г.

© В. В. Даньшина, В. И. Суриков

УДК 378 147 Г. Н. ЛОБОВА

Омский государственный технический университет

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрено влияние современной технологии деятельности студентов по £ЛРТ-мето-дологии на проявление эстетической функции как побочной функции достижения результата. Влияние выявлено с помощью теста Н. И. Рейнвальда, включающего уровень эстетического развития личности.

Ключевые слова: SADT-технология деятельности, принцип самообучения, диаграмма, тестирование, эстетическое развитие.

В педагогике высшей школы одно из направлений исследований посвящено технологиям обучения. Технологический подход к обучению студентов позволяет гарантированно получить качественно подготовленных к профессиональной деятельности выпускников. В нашем случае речь идет об обучении студентов SADT-технологии деятельности. Аббревиатура SADT (Structured analysis and Design Technology) означает технологию структурного анализа и проектирования. Содержание SADT-технологии деятельности для обучения студентов рассмотрено в ряде работ [1—4].

Отметим, что современное высшее профессиональное образование характеризуется принципом самообучения, на который указал П. И. Пидкасис-тый [5]. Студентов необходимо вооружить такой обобщенной технологией деятельности, которая позволит реализовать технологию «добывания» новых научных знаний в учебном процессе самостоятельно. Такая технология деятельности послужит «добыванию» новых знаний не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности. Именно такой технологией является SADT-

технология деятельности, выполняемой студентами самостоятельно в индивидуальном учении.

Разработка и внедрение БДОТ-технологии деятельности в учебный процесс вуза позволили достичь «созвучия» с «регулятивным воздействием» субъекта деятельности на предметный мир, указанное В. А. Сластениным [6]. Это «созвучие» проявляется в следующем.

1. БДОТ-технология деятельности лежит в основании результативной учебной деятельности.

2. БДОТ-технология разработана на основе БДОТ-методологии, являющейся одной из современных научных методологий [7].

3. Требуемый результат индивидуальной деятельности обеспечивается самостоятельным выполнением субъектом деятельности алгоритма, который «направляет» мышление студента к намеченной цели, ставя «метки» в пути поисковой деятельности.

Организует и выполняет деятельность сам субъект деятельности, с учетом его приобретенных ранее знаний, опыта, умений, сформированных навыков. Выполнение деятельности по БДОТ-технологии обеспечивает студенту условия для раскрытия своих по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.