Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УСТНУЮ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УСТНУЮ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
русские народные сказки / устная речь / младшие школьники / речевые компетенции. / russian folk tales / oral speech / primary school students / speech skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финогеева Ксения Александровна, Научный Руководитель: Нехороших Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема применения русских народных сказок как средства развития и формирования устной речи детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет подробному анализу особенности влияния сказок на речь учащихся и способам организации работы с ней на уроке. В частности, рассматриваются речевые компетенции, которые будут формироваться с помощью применения данного фольклорного жанра. Описываются и анализируются этапы работы, которые включают в себя комплекс мероприятий по развитию устной речи у детей младшего школьного возраста средствами народных сказок, а также формы занятий, которые будут в большей мере способствовать формированию просодической стороны устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финогеева Ксения Александровна, Научный Руководитель: Нехороших Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK TALES ON THE ORAL SPEECH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article deals with the problem of using Russian folk tales as a means of developing and forming the oral speech of primary school children. The author pays special attention to the detailed analysis of the features of the influence of fairy tales on the speech of students and the ways of organizing work with it in the classroom. In particular, we consider the speech competencies that will be formed through the use of this folklore genre. The article describes and analyzes the stages of work, which include a set of measures for the development of oral speech in primary school children by means of folk tales, as well as the forms of classes that will more contribute to the formation of the prosodic side of oral speech

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УСТНУЮ РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК НА УСТНУЮ РЕЧЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

INFLUENCE OF RUSSIAN FOLK TALES ON THE ORAL SPEECH OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

УДК 373.1.013

Финогеева Ксения Александровна, бакалавр, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Научный руководитель: Нехороших Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец

Finogeeva K. A. fino geewa.k@mail. ru

Academic Supervisor: Natalya Aleksandrovna Nekhoroshikh

Аннотация

В статье рассматривается проблема применения русских народных сказок как средства развития и формирования устной речи детей младшего школьного возраста. Особое внимание автор уделяет подробному анализу особенности влияния сказок на речь учащихся и способам организации работы с ней на уроке. В частности, рассматриваются речевые компетенции, которые будут формироваться с помощью применения данного фольклорного жанра. Описываются и анализируются этапы работы, которые включают в себя комплекс мероприятий по развитию устной речи у детей младшего школьного возраста средствами народных сказок, а также формы занятий, которые будут в большей мере способствовать формированию просодической стороны устной речи.

Annotation

The article deals with the problem of using Russian folk tales as a means of developing and forming the oral speech of primary school children. The author pays special attention to the detailed analysis of the features of the influence of fairy tales on the speech of students and the ways of organizing work with it in the classroom. In particular, we consider the speech competencies that will be formed through the use of this folklore genre. The article describes and analyzes the stages of work, which include a set of measures for the development of oral speech in primary school children by means of folk tales, as well as the forms of classes that will more contribute to the formation of the prosodic side of oral speech

Ключевые слова: русские народные сказки, устная речь, младшие школьники, речевые компетенции.

Keywords: russian folk tales, oral speech, primary school students, speech skills.

В младшем школьном возрасте у детей довольно бурно развивается воображение, которое ярко проявляет себя в игре и при восприятии всевозможных художественных произведений. Особенно младшим школьникам нравятся сказки, которые занимают настолько прочное место в жизни ребёнка, что ряд исследователей называют дошкольный и младший школьный возраст «возрастом сказок».

Сказка — это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка развивает детей духовно и нравственно, формирует воображение и оказывает большое воздействие на развитие и обогащение речи ребенка.

Русская народная сказка представляет собой устно-поэтический рассказ, который в определенной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это, прежде всего, произведение искусства; живое, красочное, увлекательное, яркое, стирающее границы между реальностью и игрой, чем особенно импонирует детям и соответствует их возрастным психологическим особенностям.

Из сказок младшие школьники черпают свои первые представления о времени и пространстве, о взаимосвязи человека и природы, настоящего мира; сказки позволяют ученику увидеть добро и зло.

Русские народные сказки для младшего школьника - это не просто вымысел или фантазия, это специфическая действительность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.

Грамотно подобранная сказка пробуждает у ребёнка наилучшие чувства, такие, как доброта, сопереживание, сочувствие, рвение защитить, помочь.

Возможность применения русских народных сказок в формировании речи ребенка обосновалась многими исследователями (Лямина Г.М., Пастернак Н., Шорохова О.А., Яничев П.И. и др.).

Мир сказок великолепен и увлекателен для детей. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, особенность обстановки, в которой происходят события, привлекают герои.

Русские народные сказки воплощают в себе комплекс большого количество многообразного материала для того, чтобы совершенствовать мыслительную активность ребенка, совместно с особенностями его воображения. В русских народных сказках текст представлен таким образом, чтобы ребенок мог постигать всю мощь и разнообразие русского языка.

Детям увлекательна не только форма рассказа, но также и мелодичность, и поэтичность их составления, необычный выбор фраз и высказываний, а также красочность. Благодаря сюжетам народных сказок у детей могут возникать дополнительные вопросы касательно смысла происходящих эпизодов, что, в свою очередь, побуждает их к речевой активности и обсуждению происходящего в сюжете.

Увлекательные и многообразные ситуации, в которые попадают герои заставляют ученика задуматься, и, при грамотном подходе к организации обсуждения сказок, с целью высказывания ребенком собственных мыслей касательно определенных вопросов, младший школьник может в полноценной мере тренировать свою речевую компетентность и связность собственных высказываний.

Применение сказок для развития устной речи будет также создавать у младших школьников такие речевые компетенции, как:

- расширение словарного запаса;

- пополнение грамматического строя;

- развитие диалогической и монологической сторон речи;

- совершенствование звукового речевого компонента.

Оформление детских сказок также играет огромную роль в формировании у них речевой активности, поскольку, замечая определенные аспекты оформления сказок, ученик может проявлять увлеченность в обсуждении увиденного.

Комплекс мероприятий по развитию устной речи у детей младшего школьного возраста средствами народных сказок, по мнению Е.А. Флериной, должен включать в себя следующие этапы:

- подготовительная работа;

- ознакомление учащегося со сказкой;

- организация творческой деятельности на основе сказок [5].

Народная сказка является одним из эффективных методов развития речи младшего школьника, в особенности это касается связности речевых высказываний. Результатом использования этно-педагогических материалов, которые заложены в текстах сказок, младшие школьники могут учиться и тренировать способность к речевым высказываниям, совместно с выработкой и построением тонального ряда собственных высказываний и просодику.

Т.А. Казарева утверждает, что учащиеся начальной школы, благодаря сказкам и сказочным персонажам могут познакомиться и активно употреблять впоследствии повествовательное наклонение глагола, смысловые оттенки слов, а также могут объяснять содержательные стороны высказываний и обогащать за счет этого собственную речь [4].

По мнению Е.М. Струниной, использование в работе с учениками такой формы занятия со сказкой, как драматизация, инсценирование, будет в большей мере способствовать формированию просодической стороны устной речи:

- тембра голоса;

- силы голоса;

- темпа голоса;

- интонации;

- выразительности [6].

Также драматизация позволяет младшим школьникам овладеть навыками использования разных выразительных средств, таких как речь, мимика, пантомима, движения.

Восприятие произведения проходит успешнее, если с младшими школьниками проводится предварительная работа, которая может заключаться в рассматривании иллюстраций, беседе с объяснением неизвестных или малоизвестных детям данного возраста слов и выражений, показе предметов или действий, которые они обозначают.

Далее происходит непосредственное знакомство учеников со сказкой, где значительную роль играет речь рассказчика.

Для ребёнка младшего школьного возраста предпочтительно утрированное выразительное ее рассказывание, при котором при помощи голоса «рисуются» образы и картины случившегося в сюжете. Чтобы помочь ученикам глубже воспринять произведение, после его рассказывания необходимо провести беседу, с включением в неё разных групп вопросов: на выявление эмоционального отношения младших школьников к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей сказки, средствах языковой выразительности.

Мы согласны с позицией Н.В. Гавриш, что для более эффективного восприятия, необходимо сопровождать текст сказки предметными и сюжетными картинками [3].

Завершающим этапом в формировании устной речи у детей младшего школьного возраста является умение рассказа и одновременного показа сказки. В этом преподавателю может помочь настольный театр, игры-инсценировки, мини-спектакли, игры-драматизации.

Проводя коллективные инсценировки известных им историй, младшие школьники вживаются в образы героев, жаждут передать не только их действия

и слова, но и характеры, голоса, манеру разговора, мимику. Это дает возможность формироваться творческим возможностям детей.

Кроме этого, показывая сказку, младшие школьники учатся регулировать высоту и силу своего голоса, развивают речевое дыхание и интонационную выразительность речи.

Благодаря пересказыванию русских народных сказок учащиеся могут осваивать искусство связного изложения и выразительной передачи текста без помощи взрослого, а также использовать уместные и различные интонации для того, чтобы передать суть диалогов или характер сказочного героя.

Например, рассказывая сказку по иллюстрациям, дети формируют самостоятельное составление описательных или повествовательных рассказов по их содержанию.

Выстраивание рассказа по цепочке рисунков способствует развитию у учащихся умения развивать сюжетные линии, а также продумывать возможные названия для определенных событий и сказок, они учатся без помощи посторонних объединять рассказ из собственных мыслей.

Способствуют развитию речи также и рассказы о героях отдельных сказок, а также формулирование предположений касательно дальнейшего развития сюжетной линии сказок.

Согласно позиции Г.В. Бобровской, язык сказки ритмичный, слова зарифмованы, героям предоставлены различные определения - это также позволяет младшему школьнику повысить свой словарный запас и лучше запоминать, и понимать содержание произведения [1]. «С развитием речи у ребенка формируются мыслительные процессы» - отмечает Л.С. Выготский [2, с. 302].

Таким образом, обращение к русской народной сказке способствует лучшему развитию устной речи младшего школьника, что имеет ряд специфических особенностей выражения и реализации.

Литература

1. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа. 2009. № 6. С. 76-80.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2011. - 585 с.

3. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. - М.: АСТ, 2004. - 123 с.

4. Казарева Т.А. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. 2007. № 6. С. 76-79.

5. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1991. - 149 с.

6. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

Literature

1. Bobrovskaya G.V. Enriching the dictionary of junior schoolchildren // Elementary school. 2009. № 6. С. 76-80.

2. Vygotsky L.S. Thinking and speech. - М., 2011. - 585 p.

3. Zhinkin N.I. The communicative system of a person and the development of speech in school // Problems of improving the content and methods of teaching the Russian language. - М.: AST, 2004. - 123 p.

4. Kazareva T.A. Razvitie rechi molodshikh shkolnikov // Nachalnaya shkola. 2007. № 6. С. 76-79.

5. Melnikov M.N. Russian children's folklore. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 149 p.

6. Folk art in the education of children / Ed. by T. S. Komarova. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2000. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.