Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема влияния родительского отношения на степень адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения «Детский сад№ 144» г. Оренбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF PARENTAL RELATIONSHIPS ON ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES TO CONDITIONS OF INCLUSIVE ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the actual psychological and pedagogical problem of the influence of parental attitudes on the degree of adaptation of children with disabilities to the inclusive environment of preschool educational organizations. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of the Municipal Preschool Autonomous Educational Institution "Kindergarten No. 144" in Orenburg.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Annotation. The article deals with the actual psychological and pedagogical problem of the influence of parental attitudes on the degree of adaptation of children with disabilities to the inclusive environment of preschool educational organizations. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of the Municipal Preschool Autonomous Educational Institution "Kindergarten No. 144" in Orenburg.

Keywords: parental attitude, adaptation to the conditions of a preschool educational organization, children with disabilities

Введение. В Федеральных образовательных стандартах дошкольного образования отмечается, что одним из принципов данного вида образования является сотрудничество дошкольных организаций с семьей. В связи с этим при поступлении ребенка вдошкольное учреждение необходимым условием позитивной и адекватной адаптации является согласованность действий семьи и педагогов, сближение подходов к оценке индивидуальных особенностей ребенка и выработка общих стратегий воспитания, обучения и развития.

Дошкольная образовательная организация (ДОО) - это первый внесемейный институт социализации ребенка. Поступая в дошкольное учреждение, ребенок вынужден адаптироваться к его условиям и требованиям. Как отмечает С.В. Паршукова [10], успешность адаптации к детскому саду, механизмы социально-психологической адаптации, выработанные ребенком в детском саду, будут использоваться им в дальнейшей жизни.

Как показывает анализ педагогической практики и исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Н.Д. Ватутина и другие ученые [3; 5; 6]), наиболее успешно адаптируются те дети, родители которых тесно взаимодействуют с педагогическим персоналом и сотрудниками, стремятся к более плавному переходу ребенка от одной социальной ситуации к другой.

Родительское отношение в дошкольном возрасте оказывает доминирующее влияние на эмоционально-личностное благополучие дошкольника, формирование у него отношения к миру, к самому себе, показывают способы реагирования на ситуацию. Семья как социальный институт формирует у ребенка социальные нормы, санкции и образцы поведения, регламентирует отношения между детьми и родителями, создает взаимную моральную ответственность и взаимопомощь. Вместе с этим, иногда поведение, установки самих родителей становятся фактором, затрудняющим успешную адаптацию детей к дошкольной образовательной организации (С.В. Паршукова ПОИ

Особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ, количество которых постоянно возрастает [7; 9].

Теоретический анализ научной литературы показывает, что имеются противоречивые мнения относительно значимости родительского отношения для адаптации детей, в том числе к условиям ДОО. В исследованиях Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской [3; 5] отмечается, что трудности в процессе адаптации испытывают дети из семей с гиперопекой. Данный тип родительского отношения характеризуется повышенным вниманием взрослых к ребенку, что в условиях адаптациик ДОО становится причиной возникновения психоэмоционального напряжения и частых длительных заболеваний.

Другие ученые, такие, как H.H. Авдеева, Н.Д. Ватутина [1; 6] указывают на то, что наиболее неблагоприятный прогноз адаптации к ДОО отмечается у детей из семей с гипоопекой, нетребовательностью. Данный тип родительского отношения характеризуется наличием эмоционального отвержения, непринятия ребенка, а также отсутствием заботы и контроля (Э.Г. Эйдемиллер и др. [12]). Такое отношение также негативно сказывается на процессе адаптации дошкольников с ОВЗ к условиям ДОО.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность проблемы влияния родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ заявленной проблемы позволяет отметить высокую значимость и влияние родительского отношения к дошкольнику как имеющего, так и не имеющего ограниченные возможности здоровья на успешность адаптации к ДОО.

В контексте нашего исследования мы рассматривали влияние родительского отношения на адаптацию дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Теоретический анализ научной литературы (С.В. Алехина, С.Н. Сорокоумова [4; 11]) показал, что инклюзивная образовательная среда ДОО - это пространство социализации детей с различными возможностями и особенностями, отличается системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого дошкольника, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации дошкольного образования. В основе такой среды - «приоритет социализации как процесса и результата инклюзии» [11].

На базе Муниципального дошкольного автономного образовательного учреждения «Детский сад№ 144» г. Оренбурга нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между родительским отношением и адаптацией дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации.

Выборка была представлена 10 матерями, воспитывающими дошкольников от 3 до 5 лет с ОВЗ. Статус подтвержден наличием справки из ПМПК. Из них 7 женщин находится в браке, 3 - в разводе.

В исследовании использовались следующие методики: опросник «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARI, E. Шефер и К. Белл), тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и лист адаптации (Н.В. Кирюхина) для анализа адаптации дошкольников с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению.

Обобщенные данные по результатам изучения степени адаптации дошкольников с ОВЗ к ДОО представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Количественные показатели степени адаптации дошкольников с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению (кол-во человек)

В ходе исследования выявлен один дошкольник с ОВЗ, у которого отмечена легкая адаптация, характеризующаяся незначительным снижением аппетита, при этом присутствует дневной сон, проявляется соотвествующая возрасту двигательная активность. Ребенок адекватно взаимодействует с воспитателем, со сверстниками бывают конфликты, однако эти конфликты не постоянны. Данный дошкольник за период адаптации посещал ДОО регулярно, пропуск был лишь в течение двух дней. Ребенок охотно идет в группу, не плачет в утренний промежуток времени при приеме, преимущественно находится в позитивном настроении. Во многом это связано с тем, что мама готовила сына к детскому саду, поясняла ему правила поведения, учила самостоятельности, культурно-гигиеническим навыкам. На площадке во время прогулки объясняла ребенку, что надо играть со всеми детьми и делиться своими игрушками. Все это благотворно повлияло на ребенка.

Согласно данным рисунка 1, у четырех дошкольников с ОВЗ выявлена средняя степень адаптации. У этих дошкольников присутствуют нарушения поведения, отмечаются негативные эмоциональные реакции (плач) при расставании с родителями, нарушения сна - эти дети часто не спят на дневном сне. Воспитанники, отнесенные к этой группе, характеризуются сниженным аппетитом. Дети не всегда активны - могут не проявлять активность, уклоняться если воспитатель активизирует их. Хотя иногда они включаются в совместные игры и занятия, и находятся в положительном эмоциональном состоянии, все же их эмоциональное состояние неустойчиво. За период адаптации к ДОО данные дети болели два или более раза.

У пяти обследованных дошкольников выявлена тяжелая степень адаптации, которая характеризуется значительной длительностью и тяжестью ее проявлений. В эту группу были отнесены испытуемые с длительными проявлениями неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. У воспитанников, отнесенных нами, к этой группе наблюдается длительное снижение аппетита, иногда проявляется невротическая рвота, также нарушен сон. Даже если дети этой группы засыпают, то их сон чуткий, укороченный. Проснувшись, дошкольники этой группы начинают плакать.

У дошкольников этой группы снижена ориентировочная активность, они, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено, что выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность примитивна. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет. В связи с этим, выявленные дошкольники с ОВЗ с тяжелой адаптацией нуждаются в коррекционно-развивающей работе.

Для анализа влияния выявленного типа родительского отношения на процесс адаптации детей с ограниченными возможностями к условиям дошкольной образовательной организации мы соотнесли полученные данные между собой и осуществили корреляционный анализ.

В таблице 1 представлены данные типа родительского отношения у детей в соотношении с уровнем их адаптации к ДОО.

Таблица 1

Уровень адаптации к дошкольному учреждению дошкольников с ОВЗ и ведущий тип родительского отношения матерей

№ п/п Вывод об уровне адаптации Ведущий тип РО (Е. Шефер, К. Белл) Ведущий тип РО (А.Я, Варга, В.В. Столин)

1. Адаптация средней тяжести Чрезмерная забота, подавление воли, раздражительность, доминирование матери, вмешат. в мир ребенка Контроль, неудачник

2. Тяжелая адаптация Чрезмерная забота, раздражительность, излишняя строгость, вмешат. в мир ребенка Отвержение ребенка, контроль, неудачник

3. Адаптация средней тяжести Подавление воли, вмешат. в мир ребенка Неудачник

4. Тяжелая адаптация Подавление воли, раздражительность, излишняя строгость, доминирование матери, вмешат.в мир ребенка Отвержение ребенка

5. Легкая адаптация Чрезмерная забота, излишняя строгость Симбиоз, контроль

6. Адаптация средней тяжести Чрезмерная забота, раздражительность, доминирование матери Отвержение ребенка, контроль, неудачник

7. Тяжелая адаптация Чрезмерная забота, раздражительность, излишняя строгость, доминирование матери, вмешат. в мир ребенка Отвержение ребенка, контроль, неудачник

8. Тяжелая адаптация Подавление воли, раздражительность, вмешат. в мир ребенка Неудачник

9. Тяжелая адаптация Чрезмерная забота, подавление воли, излишняя строгость, доминирование матери, вмешат. в мир ребенка Отвержение ребенка, контроль

10. Адаптация средней тяжести Чрезмерная забота, подавление воли, раздражительность, излишняя строгость, доминирование матери Контроль, неудачник

Обобщенные данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Выраженность деструктивных стилей родительского отношения к дошкольнику с ОВЗ в зависимости от уровня его адаптации к ДОО (кол-во человек)

Анализируя данные рисунка 2, можно увидеть, что конструктивный тип родительского отношения к дошкольнику с ОВЗ выявлен у одного респондента, у дошкольника с ОВЗ, воспитываемого данной матерью, у которого наиболее легкая адаптация к ДОО. У оставшихся дошкольников данный тип родительского отношения не встречается. Соотвественно, это позволяет сделать вывод, что чем тяжелее адаптация к ДОО, тем более выражены деструктивные типы родительского отношения к дошкольнику с ОВЗ.

Анализ данных типа родительского отношения родителей и уровня адаптации дошкольника с ОВЗ к ДОО осуществлялось путем коэффициента корреляции Пирсона. Выявлены следующие значимые корреляции:

- отрицательная связь между чрезмерной заботой и адаптацией к ДОО дошкольника с ОВЗ ^=-0,71, р<0,05), на этот же фактор указывает в своих исследованиях М.В. Моторина [8], по ее мнению,склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни) ведет к тому, что ребенок привыкает быть центром

интересов и внимания взрослого, и при поступлении в ДОО возникает острая стрессовая реакция при отсутствии такого внимания;

- отрицательная связь между типом родительского отношения «Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка» и адаптацией к ДОО дошкольника с ОВЗ (R=-0,76, р<0,05);

- отрицательная связьмежду типом родительского отношения «Эмоциональное отвержение» и адаптацией к ДОО дошкольника с ОВЗ (R=-0,64, р<0,05), данный тип родительского отношения как фактор нарушения адаптации ДОО обозначает в своем исследовании и Н.Н. Авдеева [1; 2];

- отрицательная связь между типом родительского отношения «Маленький неудачник» и адаптацией к ДОО дошкольника с ОВЗ (R=-0,66, р<0,05);

- положительная связь между типом родительского отношения «Симбиоз» и адаптацией к ДОО дошкольника с ОВЗ (R=0,84, р<0,01). Н.В. Моторина [8] в своих исследованиях указывает на этот фактор как фактор, осложняющий адаптацию к ДОО. В случае с адаптацией дошкольников с ОВЗ к ДОО мы получили противоположные связи, что связываем с гиперчувствительностью дошкольников с ОВЗ и их повышенной потребностью в эмоционально-теплом контакте, что в данном случае снимает у дошкольников с ОВЗ тревогу и обеспечивает эмоциональное благополучие.

Выводы. Одним из важных факторов успешности адаптации к инклюзивной среде ДОО является родительское отношение к ребенку с ОВЗ.

Анализ корреляций типов родительского отношений к дошкольникам с ОВЗ и уровня их адаптации к ДОО позволяет констатировать, что существует взаимосвязь между типами детско-родительских отношений и уровнем адаптации дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде дошкольной образовательной организации. Выявленные в ходе исследования ведущие типы родительского отношения способствуют снижению уровня адаптации дошкольников с ОВЗ к инклюзивной среде ДОО.

Выводы исследования стали основой разработки рекомендаций по коррекции родительского отношения к дошкольникам с ОВЗ, оптимизация которых согласно полученным данным, станет источником и фактором успешной социально-психологической адаптации к ДОО.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.Н. Авдеева // Психология, наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 97-105.

2. Авдеева, Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка [Текст] / Т.Г. Авдеева // Актуальные вопросы современной психологии: мат-лы II межд. науч. конф. (Челябинск, 13 мая 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 9.

3. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Электронный ресурс] / Н.М. Аксарина. - М.: Медицина, 1977. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html

4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Сибирский Федер. унив., Красноярский госуд. педаг. унив. им. В.П. Астафьева, 2013. - С. 71-95.

5. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 139 с.

6. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Н.Д. Ватутина; Под ред. Л.И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.

7. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития [Текст] / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 160 с.

8. Моторина, Н.В. Исследование факторов, способствующих развитию тяжелой степени адаптации к условиям дошкольной образовательной организации у детей раннего возраста [Текст] / Н.В. Моторина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 3 (47). - С. 78-83.

9. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья как актуальное направление инклюзивной практики [Текст] / А.Д. Насибуллина, Э.Ш. Шаукенова // Актуальные проблемы инклюзивного образования: сб. статей Межд. науч.-практ. конф. (Уральск, 20 октября 2016 г.): В 2 ч. Ч.1. - Уральск: Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, 2016. - С. 135-137.

10. Паршукова, С.В. Влияние характера внутрисемейных отношений на социально-психологическую адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ): автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Паршукова Софья Викторовна. - Ярославль, 2007. - 23 с.

11. Сорокоумова, С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дисс. ... д-ра. психол. наук: 19.00.10 / Сорокоумова Светлана Николаевна. - Нижний Новгород, 2011. - 43 с.

12. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2009. - 672 с.

Психология

УДК 376.37

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Романова Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье проанализированы современные тенденции в области реализации программ дифференциальной диагностики развития дошкольников с нарушениями зрения как основы построения их индивидуального образовательного маршрута. Доказано наличие острого дефицита удобных и эффективных диагностических комплексов. В статье предложено описание комплекса дифференциальной диагностики интеллектуального развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты его реализации и даны развернутые характеристики типологических групп детей с нарушениями зрения и нормой интеллекта, а также дошкольников с сочетаниями зрительного и интеллектуального дефекта.

Ключевые слова: слабовидящие дети; дифференциальная диагностика; диагностический комплекс, интеллектуальное развитие, дети старшего дошкольного возраста, дошкольники с задержкой психического развития, дошкольники с легкой степенью умственной отсталостью.

Annоtation. The article analyzes the current trends in the implementation of programs for differential diagnosis of the development of preschool children with visual impairments as the basis for building their individual educational route. The presence of an acute shortage of convenient and effective diagnostic complexes is proved. The article describes a complex of differential diagnostics of intellectual development of visually impaired children of senior preschool age. The results of its implementation are presented and detailed characteristics of typological groups of children with visual impairments and the norm of intelligence, as well as preschoolers with a combination of visual and intellectual defects are given.

Keywords: visually impaired children; differential diagnosis; diagnostic complex, intellectual development, older preschool children, preschoolers with mental retardation, preschoolers with mild mental retardation.

Введение. Ежегодное изменение контингента детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) регистрируется данными статистики и педагогическим сообществом. В составе этой детской группы неуклонно возрастает число дошкольников с нарушениями зрения, имеющих осложненный или сложный дефект. Значительный процент среди них составляют обучающиеся с сочетаниями зрительный и интеллектуальных нарушений. В связи с этим для науки и практики возрастает потребность дифференцировать и качественно писать типологические группы слепых и слабовидящих дошкольников с нормой интеллекта, задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью. Дифференцированный подход позволяет грамотно выстроить систему сопровождения ребенка с нарушениями зрения в ДОО и рационально спроектировать дальнейший индивидуальный образовательный маршрут. Это и обуславливает значимость разработки и апробации качественного комплекса дифференциальной диагностики в контексте интеллектуального развития для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Изложение основного материала статьи. Необходимость своевременной и качественной дифференциальной диагностики интеллектуального развития слепых и слабовидящих детей многократно подчеркивалась в тифлопсихологических исследованиях. Особое внимание уделялось реализации индивидуального и дифференцированного подхода в организации коррекционной работы с учетом состояния здоровья детей с косоглазием и амблиопией [4]. Увеличивается количество работ, направленных на анализ дифференциазии обучения детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии. Однако удобных в применении и эффективных диагностических комплексов опубликовано недостаточно.

Актуальность и практическая значимость выбранного вопроса подтвердили необходимость проведения экспериментального исследования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Для решения поставленной задачи был разработан диагностический комплекс дифференциальной диагностики интеллектуального развития старших дошкольников с нарушениями зрения.

Эксперимент проводился на базе МАДОУ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Для организации и проведения исследования, на основании заключений Психолого- медико- педагогической комиссии (ПМПК) были сформированы 4 экспериментальные группы:

1.15 детей старшего дошкольного возраста с нормативным зрением и нормативным интеллектом.

2.15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и нормативным интеллектом.

3.15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и задержкой психического развития (ЗПР).

4.15 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и умственной отсталостью (УО) -(легкой степени).

Всего в исследовании приняло участие 60 детей старшего дошкольного возраста и 15 педагогов. Для решения поставленных экспериментальных задач было реализовано три этапа исследования:

1 Подготовительный этап - проводился анализ заключений ПМПК, с целью формирования экспериментальных групп. Подготовлен диагностический комплекс с четко выделенными критериями, показателями, индикаторами и уровнями сформированности [5]. При составлении комплекса учитывались результаты наблюдений за детьми во время выполнения заданий и виды педагогической помощи. Были подобраны и адаптированы методики, учитывающие тифлопедагогические требования. Диагностический инструментарий был составлен на основе программ диагностики Стребелевой Е.А., Дружининой Л.А., [6] Осиповой Л.Б., Олешковой Е. А., Л.Ф. Фатихова [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.