Научная статья на тему 'Влияние родительского отношения на особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющего ребенка младшего дошкольного возраста'

Влияние родительского отношения на особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющего ребенка младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ / ПАРАМЕТРЫ АДАПТАЦИИ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПРОГНОЗ АДАПТАЦИИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / PARENTAL ATTITUDE / FREQUENTLY ILL CHILDREN / ADAPTATION PARAMETERS / ADAPTATION LEVELS / ADAPTATION FAVORABLE FORECAST / DISADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоркина Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрено влияние родительского отношения на особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющего ребенка младшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования особенностей адаптации часто болеющего ребенка. Проанализировано влияние на успешность адаптации такого фактора, как родительское отношение к ребенку младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоркина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of the Parental Attitude on Adaptation Peculiarities to a Preschool Institution of a Frequently Ill Child of Preschool Age

The influence of the parental attitude on adaptation peculiarities to a preschool institution of a frequently ill child of preschool age is considered. The research results of adaptation peculiarities of the frequently ill child are presented. The influence on the adaptation success of such a factor as the parental attitude to the child of preschool age is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние родительского отношения на особенности адаптации к дошкольному образовательному учреждению часто болеющего ребенка младшего дошкольного возраста»

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Адаптация, родительское отношение, часто болеющие дети, показатели адаптации, параметры адаптации, уровни адаптации, благоприятный прогноз адаптации, дезадаптация.

Процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов как в России, так и за рубежом (Н.М. Акса-рина, 1977, В.А. Алямовская, 1999, Л.В. Белкина, 2004, Д.Н. Исаев, 2004, Г.В. Пантюхина, 2002, К.Л. Печора, 2001, Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1985, Е. Шмидт-Кольмер, 1980, J. Bowlby, 1952, M. Rutter, 1972 и др.). Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия.

Особого внимания заслуживает проблема адаптации детей, имеющих соматические заболевания, поскольку ежегодно отмечается рост заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста. Часто болеющими детьми (ЧБД) принято считать тех, кто страдает острыми респираторными заболеваниями четыре и более раз в году.

Момент поступления в ДОУ для часто болеющих детей осложняется наличием в анамнезе острых или хронических психотравмирующих ситуаций. Также имеются данные, что повышенная заболеваемость сопряжена с изменением иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит заболевания, которые еще больше ослабляют иммунитет [Бадьина, 2007, с. 5].

Хроническая болезнь независимо от ее нозологии ставит ребенка в совершенно иную -дефицитарную - социальную ситуацию развития, которая, по мнению В.В. Николаевой, Г.А. Ариной (1987), характеризуется ограничением движений и познавательной активности ребенка, ограниченностью общения со сверстниками, инфантилизирует ребенка [Николаева, 1987]. Одним из факторов, определяющих особенности адаптации дошкольника, является родительское отношение к нему (Н.М. Аксарина, 1977, Д.Н. Исаев, 2004, Е. Шмидт-Кольмер, 1980).

Родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков (А.Я. Варга и В.В. Столин, 1986) [Варга, 1986]. Известно, что неэффективные, дисгармоничные типы родительского отношения могут привести к развитию у ребенка тревожности, психосоматических реакций, неврозов. Согласно данным исследований (Н.М. Аксарина, 1977, Д.Н. Исаев, 2004, Е. Шмидт-Кольмер, 1980), около 80 % родителей соматически больных детей реализуют стиль семейного воспитания по типу гиперопеки, что проявляется в чрезмерном внимании родителей, удовлетворении всех желаний больного ребенка. Часто связь больного ребенка с матерью приобретает симбиотический характер, в результате ребенок не нарабатывает собственного опыта взаимодействия с людьми, нивелируется стремление к самостоятель-

ности, что в значительной степени осложняет процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение влияния родительского отношения на особенности адаптации к ДОУ часто болеющих детей младшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в течение 2008-2010 гг. на базе ДОУ № 182, ДОУ № 227, ДОУ № 307 общеразвивающего вида г. Красноярска с детьми 2,5-3,5 лет и их родителями. Использовались следующие методы:

1) теоретический анализ и систематизация имеющихся в психолого-педагогической и медицинской литературе данных о категории часто болеющих детей, об особенностях социально-психологической адаптации детей данной категории;

2) метод сбора эмпирических данных: медицинские карты и индивидуальные карты ребенка дошкольного возраста для оценки состояния здоровья (форма № 026/у); методики исследования особенностей адаптации часто болеющих детей к условиям ДОУ: «Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ» (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986); «Лист адаптации» (модифицированный с учетом оценки показателей адаптации) (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986; Н.В. Соколовская, 2008); анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Н.В. Соколовская, 2008); тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1988);

3) методы математической статистики: вычисление средней арифметической (М) и ее ошибки (Х±т), среднего квадратичного отклонения (5), сравнение результатов по ^критерию Стьюдента при 95 %-ном уровне значимости (р < 0,05) и 99 %-ном уровне значимости (р < 0,01), подсчет коэффициента корреляции г<; - Спирмена с целью выявить корреляционные связи.

В исследовании приняли участие 120 детей младшего дошкольного возраста и родители исследуемых групп детей (матери и отцы).

В экспериментальной группе 70 % детей наблюдались с диагнозом «часто болеющий ребенок» (обращение к врачу с заболеваниями органов дыхания, ОРВИ, ОРЗ 4-6 раз в году), 30 % часто болеющих детей имели диагноз «истинно часто болеющий ребенок» (обращение к врачу более 6 раз в году). Все часто болеющие дети на момент обследования находились в стадии ремиссии. Контрольную группу составили 60 относительно здоровых детей младшего дошкольного возраста.

Результаты первичной диагностики позволили определить особенности адаптации часто болеющих детей по нескольким параметрам: готовность поступления в ДОУ и прогноз адаптации; длительность и тяжесть этапов адаптации; уровень адаптации.

Полученная обобщенная характеристика готовности к ДОУ часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 1.

□ ЧБД

□ ЗД

70%

^ 60%

8х- 50%

[3 | 40%

^ Ф

5 I? 30%

£ § 20%

5 10%

0%

готов условно готов не готов

Готовность к ДОУ

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению готовности к поступлению в ДОУ (методика «Карта готовности к ДОУ»

(Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986))

Полученные данные свидетельствуют, что 22 % часто болеющих детей не готовы к поступлению в ДОУ и имеют неблагоприятный прогноз адаптации, 52 % - условно готовы и лишь 26 % часто болеющих детей готовы к поступлению в ДОУ Показатели готовности здоровых сверстников значительно выше (66 % - готовы; 34 % - условно готовы), что указывает на благоприятный прогноз адаптации здоровых детей младшего дошкольного возраста.

Качественный анализ результатов исследования по методике «Карта готовности к ДОУ» Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры (1986) показал, что особенностью соматически больных детей является аффективная привязанность к взрослому, которая проявляется в нежелании ребенка оставаться на некоторое время без близкого взрослого, в эмоционально негативных реакциях (крик, плач) при его уходе, а также эмоциональном отвержении по его возвращении. Данный показатель отмечен у 60 % часто болеющих детей. Гипертрофированная привязанность к матери обусловлена соматическим состоянием, при котором мать проявляет чрезмерную заботу и опеку, ребенок становится зависимым от нее, неуверенным в себе [Николаева, 1987]. Анализ результатов исследования также указывает на отсутствие самостоятельности в игровой деятельности и опыта общения со сверстниками у 42,5 % часто болеющих детей.

Обобщенная характеристика уровня адаптации часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 2.

□ ЧБД

□ ЗД

X

° з £ :г о <и ш ^ т н ^ 2 С с о о ь; ^

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

50% 49%

38% У А /

У

18 % 21% 1

2% 12% ЬТ7

• |Ч %

А\ У У

высокий средний сложный дезадаптация Уровни адаптации

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению уровня адаптации (методика «Лист адаптации» (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986,

Н.В. Соколовская, 2008))

Уровень адаптации младших дошкольников определялся путем суммирования баллов по следующим показателям: аппетит, сон, социальные контакты ребенка, эмоциональное состояние, длительность периода адаптации. Анализ показателей позволяет сделать вывод о наличии высокого (легкая адаптация), среднего (адаптация средней степени тяжести), низкого (тяжелая адаптация) уровней адаптации, а также дезадаптации (невозможность посещения ДОУ). Наличие сложного уровня адаптации выявлено у обеих категорий детей, однако у часто болеющих детей этот показатель на 37 % выше, а также у 12 % часто болеющих дошкольников выявлен уровень дезадаптации.

Наряду с полученными качественными данными по методикам «Карта готовности к ДОУ» и «Лист адаптации» с помощью методов математической статистики (подсчет критерия Стьюдента) была определена достоверность различий в особенностях адаптации исследуемых групп детей.

На основании анализа статистических данных по методике «Карта готовности к ДОУ» выявлено наличие достоверных различий (на уровне 95 и 99 % значимости) между показателями готовности к ДОУ у часто болеющих и здоровых детей. Результаты выявленной достоверности различий в показателях адаптации по методике «Лист адаптации» свидетельствуют о наличии достоверных различий (на уровне 99 % значимости) в показателях адаптации часто болеющих детей и их здоровых сверстников.

На основании анализа качественных данных можно констатировать следующее: в процессе адаптации часто болеющего и здорового дошкольника наблюдаются индивидуальные различия относительно динамики и особенностей прохождения каждого этапа адаптации. Первый (острый) этап адаптации (в среднем один месяц), характеризуется нестабильностью всех показателей адаптации, особенно физиологических показателей (аппетит, сон) и эмоционального состояния ребенка как здорового, так и соматически больного. У 72,5 % часто болеющих детей отмечены отрицательное эмоциональное состояние, сопровождающееся криком, плачем при разлуке с близким взрослым, а также стойкое нарушение аппетита и сна. У здоровых сверстников данные проявления наблюдаются в 55,8 % случаев, однако показатели стабилизируются в более короткий временной срок. На втором этапе (по-достром) (3-5 месяцев) нестабильностью характеризуются социальные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми, что было отмечено у 68 % часто болеющих детей, при этом

наблюдались негативные поведенческие реакции относительно сверстников, проявлялось нежелание вступать во взаимодействие со взрослыми, а зачастую даже и с родителями. У здоровых детей негативные поведенческие реакции на этом этапе наблюдались в 42,3 % случаев, стабилизация показателей наблюдается в течение 2,5 мес.

Согласно исследованиям Л.Г. Голубевой, РВ. Тонковой-Ямпольской (1987), Д.Н. Исаева (1984) картина и динамика адаптационного процесса часто болеющих детей определяется наличием таких особенностей, как выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, что значительно осложняет и увеличивает длительность прохождения каждого этапа адаптации. Хронические соматические заболевания, по мнению А.Е. Личко, Н.Я. Иванова (1976) могут приводить к астенизации и невротизации, что указывает на то, что само наличие соматического заболевания создает неблагоприятные условия для процесса адаптации. Эти выводы согласуются с данными о наличии зависимости между тяжестью прохождения адаптации и степенью расстройства функций организма и систем [Исаев, 1984]. С точки зрения ряда авторов (Н.М. Аксарина, 1977, Л.В. Белкина, 2004 и др.), здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов, что позволяет легче приспосабливаться к новым условиям в ДОУ.

Специфику родительского отношения к детям младшего дошкольного возраста мы определяли с помощью методики «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Сто-лин). Опрос проводился среди родителей (матерей и отцов) исследуемых групп детей. Полученные обобщенные результаты представлены на рис. 3.

□ Родители часто болеющих детей

□ Родители здоровых детей

100% 90% 5? 80% § * 70% Ё 3 60%

? I 50% с н 40%

£ ё зо% £ 20% 10% о%

Рис 3. Распределение выборочной совокупности родителей по определению типа родительского отношения к ребенку (методика «ОРО»)

На основании анализа количественных данных можно констатировать: преобладающим типом родительского отношения к часто болеющему ребенку младшего дошкольного возраста у родителей является «симбиоз» (32 %). Данный тип родительского отношения проявляется в том, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится оградить его от любых трудностей, инфантилизирует его, что указывает на неэффективное родительское отношение к ребенку. (А.Я. Варга, 1985, А.И. Захаров, 1988, А.С. Спиваковская, 2000 и др.) [Варга, 1985]. У родителей здоровых дошкольников преобладающим типом родительского отношения к ребенку является «кооперация» (35 %). Такой тип родительского отношения проявляется в общей положительной установке родителей на ребенка, поощрении его инициативы и самостоятельности, стремлении быть с ним «на равных». Следова-

-32%-

^17% 19%^Г

-23%-

_|— ------^

Принятие - Кооперация Симбиоз Авторитарная Маленький отвержение гиперпротекция неудачник

Типы родительского отношения

тельно, можно сделать вывод об эффективности родительского отношения к здоровым детям.

С помощью методов математической статистики были определены достоверные различия в особенностях родительского отношения к часто болеющим и здоровым детям. Анализ полученных статистических данных выявляет достоверные различия (на 95 и 99 %-ном уровне статистической значимости) между выраженностью показателей родительского отношения к часто болеющим и здоровым детям младшего дошкольного возраста. С помощью методов математической статистики (подсчет коэффициента корреляции ^ Спирмена) были выявлены особенности взаимосвязей между особенностями адаптации (готовность к ДОУ, уровень адаптации) часто болеющих детей младшего дошкольного возраста и особенностями родительского отношения к ним.

При анализе особенностей взаимосвязей между типами родительского отношения и особенностями адаптации к ДОУ часто болеющих детей младшего дошкольного возраста выявлена тесная прямая корреляционная связь между: низким уровнем готовности к ДОУ (неблагоприятным прогнозом адаптации) и типом родительского отношения «симбиоз» и «маленький неудачник» (р < 0,05); тяжелым уровнем адаптации к ДОУ и типом родительского отношения «симбиоз» и «принятие - отвержение» (р < 0,05); дезадаптацией и типом родительского отношения «симбиоз» (р < 0,01); кооперативным типом родительского отношения и легким уровнем адаптации с преобладанием положительного эмоционального состояния и активности при взаимодействии со сверстниками (р < 0,05).

Значимая обратная связь выявлена между гиперсоциализацией и высокой готовностью ребенка к ДОУ (благоприятный прогноз адаптации), а также легким уровнем адаптации к ДОУ.

Основными направлениями коррекционной работы определены следующие.

1. Оптимизация детско-родительских отношений посредством изменения неэффективного родительского отношения к часто болеющему ребенку младшего дошкольного возраста.

2. Коррекционно-развивающая работа по обеспечению благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста с учетом этапов периода адаптации ребенка к ДОУ и специфических особенностей протекания каждого этапа у часто болеющих детей младшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977. 453 с.

2. Алямовская В.А. Ясли - это серьезно. М., 1999.

3. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М., 2007.

4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 144 с.

5. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986. 128 с.

6. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984.

7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168 с.

8. Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошк. учреж. М., 2002.

9. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М., 2007.

10.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2002.

11.Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.

12.Развитие личности больного ребенка: сб. статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.