ПСИХОЛОГО-ПЕЛАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮШИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Адаптация, часто болеющие дети, психолого-педагогическое сопровождение, «биопси-
хосоционоэтическая» модель развития человека.
Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ является одной из актуальных в современных психолого-педагогических исследованиях (Н.М. Аксарина, 1977, В.А. Алямовская, 1999, Л.В. Белкина, 2004, Д.Н. Исаев, 2004, Г.В. Пантюхина, 2002, K.JL Печора, 2001, Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1985, Е. Шмидт-Кольмер, 1980, J. Bowlby, 1952, М. Rutter, 1972 и др.). Младший дошкольный возраст - это наиболее уязвимый период развития, связанный с появлением важнейших базовых новообразований личности, возникновение которых невозможно вне социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития [Педагогика..., 2007].
Процесс социализации всегда сопряжен с процессом адаптации ребенка к тем или иным условиям окружающей действительности, в частности, первичным социальным институтом для ребенка становится дошкольное образовательное учреждение. Поступление в детский сад сопровождается определенными стрессовыми факторами: первым длительным расставанием с родителями и близкими взрослыми, попаданием в незнакомую предметно-пространственную среду, длительным контактом с чужими детьми и незнакомыми взрослыми [Аксарина, 1977].
Особенно остро стоит проблема адаптации часто болеющих детей, что обусловлено наличием таких факторов риска, как частые и хронические соматические заболевания, а также отсутствие, в силу дефицитарной социальной ситуации развития, опыта общения со сверстниками и взрослыми [Николаева, 1987; Арина, Коваленко, 1995, с. 116—125]. Отечественные педиатры до настоящего времени в группу ЧБД относят детей на основании критериев, предложенных A.A. Барановым и
В.Ю. Альбицким (1986). Таковыми принято считать тех, кто страдает острыми респираторными заболеваниями четыре и более раз в году.
Также имеются данные, что повышенная заболеваемость сопряжена с изменением иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит заболевания, которые еще больше ослабляют иммунитет [Альбицкий, Баранов, 1986].
Согласно исследованиям Л.Г. Голубевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской (1987), Д.Н. Исаева (1984), картина и динамика адаптационного процесса часто болеющих детей определяется наличием таких особенностей, как выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, что значительно осложняет и увеличивает длительность прохождения каждого этапа адаптации. Хронические соматические заболевания, по мнению А.Е. Личко, Н.Я. Иванова (1976), могут приводить к астенизации и невротизации, это указывает на то, что само наличие соматического заболевания создает неблагоприятные условия для процесса адаптации [Исаев, 1984].
Система сопровождения адаптации, прежде всего, должна начинаться с диагностики процесса адаптации часто болеющего ребенка к условиям ДОУ. В ходе нашего исследования разработана диагностическая программа, включающая в себя несколько этапов:
I этап — первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ);
II этап - коррекционно-развивающая работа с часто болеющими детьми, родителями и воспитателями (в период адаптации детей к ДОУ до момента стабилизации адаптационных показателей);
III этап — итоговая диагностика (после проведения коррекционно-развивающей программы).
Результаты первичной диагностики позволили определить особенности адаптации часто болеющих детей по параметрам: готовность поступления в ДОУ и прогноз адаптации; степень адаптации (длительность и тяжесть этапов адаптации).
Полученная обобщенная характеристика готовности к ДОУ часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 1.
□ ЧБД
ЗД
Готовность к ДОУ
X
Л
1
£*
л
с
о
80%
60%
40%
20%
0%
т 66%—,
-у А
/ 2Ш 04- /о -4 1 22%
готов
условно готов
не готов
Рис. 1. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению готовности к поступлению в ДОУ (методика «Карта готовности к ДОУ» Патпюхина Г.В., Печора К.Л., 1986)
Полученные данные свидетельствуют, что 52 % часто болеющих детей лишь условно готовы к поступлению в ДОУ, а 22 % не готовы и имеют неблагоприятный прогноз адаптации. Это обусловлено, во-первых, наличием аффективной привязанности к взрослому, а во-вторых, отсутствием самостоятельности в игровой деятельности и опыта общения со сверстниками. По мнению ДЛI. Исаева (1984), причиной гипертрофированной привязанности к матери у часто болеющего ребенка является его соматическое состояние, при котором мать проявляет чрезмерную заботу и опеку, ребенок становится зависимым от нее, неуверенным в себе [Исаев, 1984]. Поведенческие реакции аффективно привязанного ребенка выражаются в бурных эмоциональных реакциях негативного характера при уходе близкого взрослого (громкий крик, плач, при которых ребенка с трудом удается успокоить), а также эмоциональном отвержении по его возвращении. Отсутствие самостоятельности игровой деятельности и опыта общения со сверстниками обусловлено дефицитарностью социальной ситуации развития [Николаева, 1987]. Выявлено, что готовность к поступлению в ДОУ предопределяет степень адаптации, обусловливает длительность и тяжесть адаптационного синдрома.
Обобщенная характеристика степени адаптации часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 2.
Степень адаптации младших дошкольников определялась путем суммирования баллов по следующим показателям: аппетит, сон, социальные контакты ребенка, эмоциональное состояние, длительность периода адаптации.
100%
□ ЧБД
□ зд
легкая средняя тяжелая
Степень адаптации
дезадаптация
Рис. 2. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению степени адаптации (методика «Лист адаптации» Пантюхина Г.В., Печора. К.Л., 1986, Соколовская Н.В., 2008)
При легкой степени адаптации у детей была отмечена нормализация физиологических и психоэмоциональных реакций к 20-му дню пребывания в ДОУ. Средняя степень адаптации характеризовалась более длительной неустойчивостью психоэмоциональных и физиологических реакций (от 20 до 40 дней) и повышением заболеваемости. Характерными признаками тяжелой адаптации являлись невротические реакции, отказ от пищи, избегание контактов со сверстниками, плач и крик при утреннем расставании с родителем и на протяжении всего дня, нормализация адаптационных реакций наблюдалась лишь к 60-му дню пребывания к доу.
В случае дезадаптации у часто болеющих детей (12 %) не наблюдалось положительной динамики в стабилизации показателей адаптации в течение 5—6 месяцев от начала посещения ДОУ. Отмечались стойкие нарушения сна и аппетита, энурез, высокая устойчивая тревожность, повышенная эмоциональная лабильность, двигательная расторможенность, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Наряду с полученными качественными данными с помощью методов математической статистики (подсчет критерия Стъюдента) была определена достоверность различий в особенностях адаптации исследуемых групп детей.
На основании анализа статистических данных (методика «Карта готовности к ДОУ» Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986) выявлено наличие достоверных различий (на уровне 95 и 99 % значимости) между такими показателями готовности к ДОУ у часто болеющих и здоровых детей, как: физиологические реакции (р<0,01), аффективная привязанность к взрослому (р<0,05), уверенность в себе (р<0,05), игровая и познавательная активность (р<0,05), а также показателями адаптации (методика «Лист адаптации» Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986, Н.В. Соколовская, 2008): эмоциональное состояние (р<0,05), социальные контакты со сверстниками (р<0,05).
Результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе адаптации часто болеющего и здорового дошкольника наблюдаются индивидуальные различия относительно динамики и особенностей прохождения каждого этапа адаптации. Первый (острый) этап адаптации (в среднем один месяц) характеризуется нестабильностью всех показателей адаптации, особенно физиологических (аппетит, сон) и эмоционального состояния ребенка как здорового, так и соматически больного. У 72,5 % часто болеющих детей отмечены отрицательное эмоциональное состояние, а также стойкое нарушение аппетита и сна. У здоровых сверстников данные проявления наблюдаются в 55,8 % случаев, однако показатели стабилизируются в более короткий временной срок. На втором этапе (подостром) нестабиль-
ностью характеризуются социальные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми, что было отмечено у 68 % часто болеющих детей, при этом наблюдались негативные поведенческие реакции относительно сверстников, проявлялось нежелание вступать во взаимодействие со взрослыми, а зачастую и с родителями. У здоровых детей негативные поведенческие реакции на этом этапе наблюдались в 42,3 % случаев, стабилизация показателей наблюдается в течение 2,5 мес. Этап компенсации (адаптированности) наступает у здоровых сверстников на 2-3 недели раньше, чем у часто болеющих детей.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей, наряду с диагностическим этапом, предполагает работу по оптимизации адаптационного процесса. При этом следует учитывать биологический, психический, социальный и духовный уровни организации болезни / здоровья ребенка. Согласно «биопси-хосоционоэтической» модели здоровья и болезни как феноменов с системной струк-турно-уровневой организацией, причина частых заболеваний ребенка кроется не только в биологических факторах (генетическая предрасположенность; ослаблен-ность организма и др.), но и в социальных (семейное окружение, особая социальная ситуация развития), психических (эмоциональный фон, сензитивность и др.) и духовных факторах (собственная активность ребенка, ценность здоровья, «привитая» родителями) [Залевский, Залевский, Кузьмина, 2009, с. 99-103]. Если ребенок воспитывается в семье, где наблюдается «культ болезни», то, несмотря на качественное медикаментозное лечение или медицинскую профилактику, на психическом и но-этическом (духовном) уровне болезнь все равно будет поддерживаться.
С учетом данного подхода нами определены направления, задачи и формы работы по оптимизации процесса адаптации часто болеющего ребенка в ДОУ.
1. Подготовительный этап (до поступления ребенка в ДОУ)
Задачи: постепенное введение ребенка в новое пространство ДОУ; формирование в семье установки на здоровый образ жизни.
Формы работы: а) с родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: разыгрывание ситуаций, отражающих жизнь ребенка в детском саду (в группе ДОУ и дома).
2. Острый этап (в период адаптации к ДОУ)
Задачи: стабилизация эмоционального состояния ребенка, формирование чувства уверенности ребенка в новой обстановке; поддержание в семье ценностного отношения к здоровью.
Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: занятия с использованием элементов песочной терапии, психогимнастики.
3. Подострый этап (в период адаптации к ДОУ)
Задачи: расширение социальных контактов ребенка и формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; поддержание в семье установки на соблюдение здорового образа жизни. Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: коммуникативные игры, игры с песком.
4. Период компенсации (адаптированности)
Задачи: развитие познавательной и игровой деятельности ребенка; поддержание в семье установки на соблюдение здорового образа жизни.
Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: игры с песком, игровые психологические упражнения, подвижные игры.
Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста успешно апробируется на базе дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
Библиографический список
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 300 с.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 165 с.
3. Арина Г.А., Коваленко Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2., № 3.
4. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмин я Ю.В. Антропологическая психология: биоп-сихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33.
5. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра JL: Медицина, 1984. 453 с.
6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168 с.
7. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов / JI.H. Галигузова,
С.Ю. Мещерякова. М.: ВЛАДОС, 2007. 301 с.