Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению'

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1350
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / «БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКАЯ» МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА / ADAPTATION / FREQUENTLY SICK CHILDREN / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE ADAPTATION PROCESS / BIOPSYCHOSOCIONOETICAL MODEL OF HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоркина Татьяна Юрьевна, Доманецкая Людмила Викторовна

В статье рассматриваются особенности процесса адаптации часто болеющего ребенка к условиям детского сада, обсуждаются различные факторы, определяющие успешность адаптационного процесса. Представлена программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации часто болеющих детей, разработанная на основе биопсихосоционоэтической модели развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоркина Татьяна Юрьевна, Доманецкая Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical support of the adaptation process of frequently sick children of preschool age to early childhood educational institution

The article discusses the features of the adaptation process of an often sick child to the conditions of a kindergarten, analyzes various factors determining the success of the adaptation process. It also presents the program of psychological-pedagogical support of the adaptation process of sick children, developed on the basis of a biopsychosocionoetical model of human development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению»

ПСИХОЛОГО-ПЕЛАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ЧАСТО БОЛЕЮШИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Адаптация, часто болеющие дети, психолого-педагогическое сопровождение, «биопси-

хосоционоэтическая» модель развития человека.

Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ является одной из актуальных в современных психолого-педагогических исследованиях (Н.М. Аксарина, 1977, В.А. Алямовская, 1999, Л.В. Белкина, 2004, Д.Н. Исаев, 2004, Г.В. Пантюхина, 2002, K.JL Печора, 2001, Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1985, Е. Шмидт-Кольмер, 1980, J. Bowlby, 1952, М. Rutter, 1972 и др.). Младший дошкольный возраст - это наиболее уязвимый период развития, связанный с появлением важнейших базовых новообразований личности, возникновение которых невозможно вне социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития [Педагогика..., 2007].

Процесс социализации всегда сопряжен с процессом адаптации ребенка к тем или иным условиям окружающей действительности, в частности, первичным социальным институтом для ребенка становится дошкольное образовательное учреждение. Поступление в детский сад сопровождается определенными стрессовыми факторами: первым длительным расставанием с родителями и близкими взрослыми, попаданием в незнакомую предметно-пространственную среду, длительным контактом с чужими детьми и незнакомыми взрослыми [Аксарина, 1977].

Особенно остро стоит проблема адаптации часто болеющих детей, что обусловлено наличием таких факторов риска, как частые и хронические соматические заболевания, а также отсутствие, в силу дефицитарной социальной ситуации развития, опыта общения со сверстниками и взрослыми [Николаева, 1987; Арина, Коваленко, 1995, с. 116—125]. Отечественные педиатры до настоящего времени в группу ЧБД относят детей на основании критериев, предложенных A.A. Барановым и

В.Ю. Альбицким (1986). Таковыми принято считать тех, кто страдает острыми респираторными заболеваниями четыре и более раз в году.

Также имеются данные, что повышенная заболеваемость сопряжена с изменением иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит заболевания, которые еще больше ослабляют иммунитет [Альбицкий, Баранов, 1986].

Согласно исследованиям Л.Г. Голубевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской (1987), Д.Н. Исаева (1984), картина и динамика адаптационного процесса часто болеющих детей определяется наличием таких особенностей, как выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, что значительно осложняет и увеличивает длительность прохождения каждого этапа адаптации. Хронические соматические заболевания, по мнению А.Е. Личко, Н.Я. Иванова (1976), могут приводить к астенизации и невротизации, это указывает на то, что само наличие соматического заболевания создает неблагоприятные условия для процесса адаптации [Исаев, 1984].

Система сопровождения адаптации, прежде всего, должна начинаться с диагностики процесса адаптации часто болеющего ребенка к условиям ДОУ. В ходе нашего исследования разработана диагностическая программа, включающая в себя несколько этапов:

I этап — первичная диагностика (в период поступления ребенка в ДОУ);

II этап - коррекционно-развивающая работа с часто болеющими детьми, родителями и воспитателями (в период адаптации детей к ДОУ до момента стабилизации адаптационных показателей);

III этап — итоговая диагностика (после проведения коррекционно-развивающей программы).

Результаты первичной диагностики позволили определить особенности адаптации часто болеющих детей по параметрам: готовность поступления в ДОУ и прогноз адаптации; степень адаптации (длительность и тяжесть этапов адаптации).

Полученная обобщенная характеристика готовности к ДОУ часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 1.

□ ЧБД

ЗД

Готовность к ДОУ

X

Л

1

£*

л

с

о

80%

60%

40%

20%

0%

т 66%—,

-у А

/ 2Ш 04- /о -4 1 22%

готов

условно готов

не готов

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению готовности к поступлению в ДОУ (методика «Карта готовности к ДОУ» Патпюхина Г.В., Печора К.Л., 1986)

Полученные данные свидетельствуют, что 52 % часто болеющих детей лишь условно готовы к поступлению в ДОУ, а 22 % не готовы и имеют неблагоприятный прогноз адаптации. Это обусловлено, во-первых, наличием аффективной привязанности к взрослому, а во-вторых, отсутствием самостоятельности в игровой деятельности и опыта общения со сверстниками. По мнению ДЛI. Исаева (1984), причиной гипертрофированной привязанности к матери у часто болеющего ребенка является его соматическое состояние, при котором мать проявляет чрезмерную заботу и опеку, ребенок становится зависимым от нее, неуверенным в себе [Исаев, 1984]. Поведенческие реакции аффективно привязанного ребенка выражаются в бурных эмоциональных реакциях негативного характера при уходе близкого взрослого (громкий крик, плач, при которых ребенка с трудом удается успокоить), а также эмоциональном отвержении по его возвращении. Отсутствие самостоятельности игровой деятельности и опыта общения со сверстниками обусловлено дефицитарностью социальной ситуации развития [Николаева, 1987]. Выявлено, что готовность к поступлению в ДОУ предопределяет степень адаптации, обусловливает длительность и тяжесть адаптационного синдрома.

Обобщенная характеристика степени адаптации часто болеющих детей и их здоровых сверстников представлена на рис. 2.

Степень адаптации младших дошкольников определялась путем суммирования баллов по следующим показателям: аппетит, сон, социальные контакты ребенка, эмоциональное состояние, длительность периода адаптации.

100%

□ ЧБД

□ зд

легкая средняя тяжелая

Степень адаптации

дезадаптация

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности часто болеющих и здоровых детей младшего дошкольного возраста по определению степени адаптации (методика «Лист адаптации» Пантюхина Г.В., Печора. К.Л., 1986, Соколовская Н.В., 2008)

При легкой степени адаптации у детей была отмечена нормализация физиологических и психоэмоциональных реакций к 20-му дню пребывания в ДОУ. Средняя степень адаптации характеризовалась более длительной неустойчивостью психоэмоциональных и физиологических реакций (от 20 до 40 дней) и повышением заболеваемости. Характерными признаками тяжелой адаптации являлись невротические реакции, отказ от пищи, избегание контактов со сверстниками, плач и крик при утреннем расставании с родителем и на протяжении всего дня, нормализация адаптационных реакций наблюдалась лишь к 60-му дню пребывания к доу.

В случае дезадаптации у часто болеющих детей (12 %) не наблюдалось положительной динамики в стабилизации показателей адаптации в течение 5—6 месяцев от начала посещения ДОУ. Отмечались стойкие нарушения сна и аппетита, энурез, высокая устойчивая тревожность, повышенная эмоциональная лабильность, двигательная расторможенность, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Наряду с полученными качественными данными с помощью методов математической статистики (подсчет критерия Стъюдента) была определена достоверность различий в особенностях адаптации исследуемых групп детей.

На основании анализа статистических данных (методика «Карта готовности к ДОУ» Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986) выявлено наличие достоверных различий (на уровне 95 и 99 % значимости) между такими показателями готовности к ДОУ у часто болеющих и здоровых детей, как: физиологические реакции (р<0,01), аффективная привязанность к взрослому (р<0,05), уверенность в себе (р<0,05), игровая и познавательная активность (р<0,05), а также показателями адаптации (методика «Лист адаптации» Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, 1986, Н.В. Соколовская, 2008): эмоциональное состояние (р<0,05), социальные контакты со сверстниками (р<0,05).

Результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе адаптации часто болеющего и здорового дошкольника наблюдаются индивидуальные различия относительно динамики и особенностей прохождения каждого этапа адаптации. Первый (острый) этап адаптации (в среднем один месяц) характеризуется нестабильностью всех показателей адаптации, особенно физиологических (аппетит, сон) и эмоционального состояния ребенка как здорового, так и соматически больного. У 72,5 % часто болеющих детей отмечены отрицательное эмоциональное состояние, а также стойкое нарушение аппетита и сна. У здоровых сверстников данные проявления наблюдаются в 55,8 % случаев, однако показатели стабилизируются в более короткий временной срок. На втором этапе (подостром) нестабиль-

ностью характеризуются социальные контакты ребенка со сверстниками и взрослыми, что было отмечено у 68 % часто болеющих детей, при этом наблюдались негативные поведенческие реакции относительно сверстников, проявлялось нежелание вступать во взаимодействие со взрослыми, а зачастую и с родителями. У здоровых детей негативные поведенческие реакции на этом этапе наблюдались в 42,3 % случаев, стабилизация показателей наблюдается в течение 2,5 мес. Этап компенсации (адаптированности) наступает у здоровых сверстников на 2-3 недели раньше, чем у часто болеющих детей.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей, наряду с диагностическим этапом, предполагает работу по оптимизации адаптационного процесса. При этом следует учитывать биологический, психический, социальный и духовный уровни организации болезни / здоровья ребенка. Согласно «биопси-хосоционоэтической» модели здоровья и болезни как феноменов с системной струк-турно-уровневой организацией, причина частых заболеваний ребенка кроется не только в биологических факторах (генетическая предрасположенность; ослаблен-ность организма и др.), но и в социальных (семейное окружение, особая социальная ситуация развития), психических (эмоциональный фон, сензитивность и др.) и духовных факторах (собственная активность ребенка, ценность здоровья, «привитая» родителями) [Залевский, Залевский, Кузьмина, 2009, с. 99-103]. Если ребенок воспитывается в семье, где наблюдается «культ болезни», то, несмотря на качественное медикаментозное лечение или медицинскую профилактику, на психическом и но-этическом (духовном) уровне болезнь все равно будет поддерживаться.

С учетом данного подхода нами определены направления, задачи и формы работы по оптимизации процесса адаптации часто болеющего ребенка в ДОУ.

1. Подготовительный этап (до поступления ребенка в ДОУ)

Задачи: постепенное введение ребенка в новое пространство ДОУ; формирование в семье установки на здоровый образ жизни.

Формы работы: а) с родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: разыгрывание ситуаций, отражающих жизнь ребенка в детском саду (в группе ДОУ и дома).

2. Острый этап (в период адаптации к ДОУ)

Задачи: стабилизация эмоционального состояния ребенка, формирование чувства уверенности ребенка в новой обстановке; поддержание в семье ценностного отношения к здоровью.

Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: занятия с использованием элементов песочной терапии, психогимнастики.

3. Подострый этап (в период адаптации к ДОУ)

Задачи: расширение социальных контактов ребенка и формирование положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; поддержание в семье установки на соблюдение здорового образа жизни. Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: коммуникативные игры, игры с песком.

4. Период компенсации (адаптированности)

Задачи: развитие познавательной и игровой деятельности ребенка; поддержание в семье установки на соблюдение здорового образа жизни.

Формы работы: а) с педагогическим коллективом и родителями: лекции, тренинги, консультации; б) с детьми: игры с песком, игровые психологические упражнения, подвижные игры.

Разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации часто болеющих детей младшего дошкольного возраста успешно апробируется на базе дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.

Библиографический список

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 300 с.

2. Альбицкий В.Ю., Баранов A.A. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 165 с.

3. Арина Г.А., Коваленко Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2., № 3.

4. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмин я Ю.В. Антропологическая психология: биоп-сихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33.

5. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра JL: Медицина, 1984. 453 с.

6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 168 с.

7. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов / JI.H. Галигузова,

С.Ю. Мещерякова. М.: ВЛАДОС, 2007. 301 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.