3. Прихожан, А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
4. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - 123 с.
5. Романов, А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом / А. Романов. - М.: Плэйт, 2003. - 112 с.
6. Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста / А.А. Рояк // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 4650.
7. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 160 с.
8. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Электронный ресурс] / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 8290. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1998/983/983050.htm.
9. Семиотика страха. Сборник статей. - М.: Русский институт, 2005. - 456 с.
10. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, С.А. Козлова. - М.: Академия, 2003. 169 с.
УДК 373.2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ДОУ У МЛАДШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧАСТО
БОЛЕЮЩИХ
Мотылева В.В., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: статья посвящена анализу результатов исследования содержательных параметров адаптации к детскому саду у часто болеющих младших дошкольников. Автором в логике сравнительного анализа рассматриваются данные наблюдения таких параметров адаптации детей как аппетит, дневной сон, особенности контактов со сверстниками и преобладающего эмоционального состояния в группах часто болеющих и здоровых детей. Делается вывод о том, что в группе часто болеющих младших дошкольников выявляется большее количество сниженных параметров адаптации, указывающих на усложненную адаптацию и дезадаптацию в детском саду, в сравнении с группой здоровых сверстников.
Ключевые слова: младший дошкольник, адаптация к детскому саду, часто болеющий ребенок, особенности адаптации к детскому саду у часто болеющих детей, адаптация к детскому саду у младших дошкольников.
CONTENT PECULIARITIES OF ADAPTATION TO THE CHILDREN'S GARDEN IN THE JUNIOR PRESCHOOLERS WHO HAVE A PSYCHOSOMATIC STATUS OF FREQUENT
PATIENTS
Motyleva V.V., 2018
Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg
Annotation: the article is devoted to the analysis of the results of the study of the content parameters of adaptation to a kindergarten for often ill younger preschoolers. The author of the logic of comparative analysis considers the observation data of such parameters of adaptation of children as appetite, daytime sleep, peculiarities of contacts with peers and the prevailing emotional state in groups of often ill and healthy children. It is concluded that in the group of often ill younger preschoolers a greater number of lowered adaptation parameters are revealed, indicating a more complicated adaptation and disadaptation in the kindergarten, in comparison with a group of healthy peers.
Key words: junior preschooler, adaptation to kindergarten, often ailing child, features of adaptation to a kindergarten for often ill children, adaptation to a kindergarten for younger preschoolers.
По данным Федеральной службы государственной статистики [10] в различных регионах РФ фиксируется устойчивый рост заболеваемости (включая увеличение количества хронических заболеваний) и общее число соматически здоровых детей не превышает 8-10%. Наиболее актуальную в силу широкой распространенности медико-социально-психологическую проблему на сегодняшний день составляет и увеличение числа детей, имеющих психосоматический статус «часто болеющий ребенок» (Николаева В.В., Альбицкий В.Ю., Ковалевский В.А.). По данным В.А. Булгаковой, И.И. Балаболкина, Т.Б. Сенцовой, соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, затрудняющей социально-личностное развитие детей. Частая заболеваемость в младшем дошкольном возрасте может приводить к нарушениям адаптации к ДОУ, что, в свою очередь, негативно отражается на дальнейшем развитии личности ребенка.
Анализ ряда исследований [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9] показал, что предпосылки исследования особенностей адаптации к ДОУ у младших дошкольников, имеющих психосоматический статус часто болеющих, лежат в сфере специфики взаимоотношений ребенка со взрослым. В силу частой заболеваемости до поступления в ДОУ социальные контакты ребенка оказываются ограниченными, препятствуя формированию адаптационных механизмов. В период адаптации к ДОУ у часто болеющих младших дошкольников могут возникать разнообразные трудности, отраженные в развитии предметной и игровой деятельности, в отсутствии потребности в ситуативно-деловом общении с взрослыми, и связанные со сложившейся устойчивой потребностью ребенка в эмоциональном взаимодействии. Данные представления определяют необходимость получения сведений об особенностях адаптации к ДОУ у часто болеющих детей, которые могут стать основанием для предупреждения проблем адаптации к ДОУ и нарушений целостного развития личности.
С целью выявления содержательных особенностей адаптации к ДОУ у часто болеющих младших дошкольников нами было проведено эмпирическое исследование с участием двух групп детей 3-4 лет (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики выборки исследования
Группа Количество детей Гендерный состав Характеристики психосоматического статуса
Часто болеющие дети 20 чел. 12 девочек и 8 мальчиков ОРВИ, ОРЗ - 4-6 раз в году (100% детей), из них: 15% - хронический бронхит, 10% -аденоидит, 5% - хронический отит
Здоровые дети 20 чел. 11 девочек и 9 мальчиков ОРВИ, ОРЗ менее 4 раз в году
Так, основная группа исследования включила 20 часто болеющих детей младшего дошкольного возраста, находящихся на момент исследования в стадии ремиссии. Контрольная группа включила 20 детей младшего дошкольного возраста с первой и второй группой здоровья, отнесенных нами к группе здоровых детей. Отнесение детей к той или иной группе производилось на основании оценки медицинского работника ДОУ.
Получение эмпирических данных о содержании адаптации к ДОУ осуществлялось с помощью схемы наблюдения «Лист адаптации к ДОУ» К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Н.В. Соколовской. Обработка результатов наблюдения по данной схеме предполагает выставление балльных оценок, которые составили числовой массив для математико-статистической обработки полученных данных.
Рассмотрение данных исследования проводилось в логике сравнительного анализа.
Данные анализа карт наблюдений позволили выделить следующие параметры адаптации к ДОУ у часто болеющих и здоровых младших дошкольников (табл. 1).
Таблица 2. Параметры адаптации к ДОУ у часто болеющих и здоровых младших _дошкольников_
Параметры адаптации Содержательные характеристики параметров адаптации Часто болеющие дети Здоровые дети
Аппетит Хороший / нормальный 10% 30%
Выборочный 40% 60%
Отсутствует 50% 10%
Сон, засыпание Быстро засыпает, спит спокойно 5% 35%
Долго засыпает, спит мало 55% 60%
Отсутствие сна, плач 40% 5%
Социальные контакты Охотно играет с детьми 20% 60%
Неохотно играет с детьми / безразличен 55% 35%
Не контактирует с детьми / проявляет агрессию 25% 5%
Эмоциональное состояние Весел, спокоен, улыбается 10% 55%
Легкая плаксивость / замкнут 45% 40%
Подавленное настроение, плач 45% 5%
Данные наблюдения показывают, что большая часть здоровых младших дошкольников демонстрируют большую адаптированность к ДОУ, чем их часто болеющие сверстники. Так, например, в группе часто болеющих младших дошкольников дети чаще отказываются от приемов пищи, плачут, капризничают, либо едят очень долго и неохотно. При этом, воспитателями отмечается, что в процессе адаптации в группе здоровых детей постепенно происходят изменения аппетита, дети начинают охотнее есть в детском саду, тогда как часто болеющие дети имеют неизменно сниженные показатели аппетита. Помимо этого, часто болеющие дети дольше засыпают, могут хныкать и отказываться ложиться спать днем, ворочаться, часто вставать, а заснув -просыпаться менее чем через час; чаще проявляют безразличие к играм со сверстниками, не умеют налаживать контакт со сверстниками, а преобладающее эмоциональное состояние часто можно охарактеризовать как подавленное, плаксивое у подавляющего большинства группы. Так, можно видеть, что содержание адаптации к ДОУ характеризуется сниженными показателями аппетита, дневного сна, социальных контактов, эмоционального состояния у часто болеющих детей, в сравнении со здоровыми сверстниками. В целом, характер адаптации к ДОУ в двух группах детей также различен (рис. 1).
□ Часто болеющие дети □ Здоровые дети
45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
40%
40%
35%
30%
25%
15%
10%
5%
Легкая
Средняя Усложненная Дезадаптация
Рис. 1. Характер адаптации к ДОУ у часто болеющих и здоровых младших дошкольников
На гистограмме (рис. 1) мы можем видеть, что легкая и средняя степени адаптации характерны для здоровых младших дошкольников, тогда как в группе часто болеющих детей преобладают показатели средней и усложненной адаптации к ДОУ, а также отмечается достаточно большое количество показателей дезадаптации (15%). Процесс легкой адаптации длится 10-15 дней: за этот срок дети адаптируются к режиму питания и сна в ДОУ, начинают проявлять инициативу и активность в контактах со сверстниками, стабилизируется эмоциональный фон. Адаптация к ДОУ средней тяжести имеет более длительные сроки (до 3-4 недель) при том, что отдельные параметры могут указывать на признаки дезадаптации (например, по прошествии месяца в ДОУ некоторые дети могут продолжать отказываться от дневного сна или приемов пищи). При усложненной адаптации к ДОУ младшие дошкольники показывают преобладание симптомов дезадаптации, а не адаптированности: могут ситуативно отказываться от общения со сверстниками, капризничать, плакать, проявлять агрессию, а также проявлять негативные эмоциональные реакции в основные режимные моменты (дневной сон, приемы пищи). Дезадаптация в ДОУ по срокам сожжет протекать более 5 недель и характеризуется сниженными показателями по всем содержательным параметрам: ребенок отказывается есть и спать в детском саду, не может наладить контакт со сверстниками или проявляет агрессию в их адрес, постоянно показывает негативное эмоциональное состояние. Большее количество показателей усложненной адаптации и дезадаптации в ДОУ отмечено в группе часто болеющих младших дошкольников, в сравнении с группой здоровых сверстников, на наш взгляд, связано с частой заболеваемостью: в периоды между болезнями дети могут не успевать адаптироваться, вследствие чего адаптационный процесс растягивается на длительный срок и содержательно складывается из большого количества дезадаптивных симптомов.
Далее нами проверялась статистическая достоверность обнаруженных в двух группах различий в показателях адаптации к ДОУ. Результаты математико-статистической обработки представим в таблице 3.
Таблица 3. Анализ различий в показателях адаптации к ДОУ у часто болеющих и здоровых
младших дошкольников_
Параметры адаптации Цэмп р*
Аппетит 92 р<0,01
Сон, засыпание 101 р<0,01
Социальные контакты 84 р<0,01
Эмоциональное состояние 77,5 р<0,01
Характер адаптации к ДОУ 90 р<0,01
*При т=20, П2=20 ^=138 для р<0,05, ^=114 для р<0,01.
Результаты математико-статистической обработки показывают, что по всем рассматриваемым содержательным параметрам адаптации к ДОУ у часто болеющих и здоровых младших дошкольников обнаруживаются статистически значимые различия:
- психофизические показатели (особенности аппетита, особенности дневного сна и процесса засыпания) являются более низкими и указывают на наличие эмоциональной напряженности, дискомфорта, что может быть связано с высокой аффективной привязанностью к взрослому (одному или обоим родителям), возникающей в силу частой заболеваемости, и нежеланием находиться в детском саду (с достоверностью 0,01 по ^Манна-Уитои);
- параметр социальных контактов содержательно характеризуется меньшей включенностью во взаимодействие, игры со сверстниками, а также безразличием к такому взаимодействию или агрессивными проявлениями в адрес сверстников (дерутся, забирают игрушки, бурно эмоционально-негативно реагируют при отказе сверстника отдавать игрушку) (с достоверностью 0,01 по ЦМанна-Уитни);
- эмоциональное состояние характеризуется преобладанием негативного настроения, подавленности, нередко сопровождаемым плачем и капризами, что может быть обусловлено
отрицательным отношением к воспитателям, напряжению во взаимодействии с ними и со сверстниками, дискомфортом в группе детского сада (с достоверностью 0,01 по U-Манна-Уитни).
Таким образом, проведенное исследование показало, что у группы часто болеющих младших дошкольников преобладающими являются показатели усложненной и средней адаптации к ДОУ (с достоверностью 0,01 по U-Манна-Уитни), которая содержательно характеризуется более низкими психофизическими показателями (аппетит, сон), а также показателями социальных контактов и эмоционального состояния, в сравнении со здоровыми сверстниками (с достоверностью 0,01 по U-Манна-Уитни). Психофизические показатели указывают на наличие эмоциональной напряженности, дискомфорта, нежелание находиться в детском саду, что может быть связано с высокой аффективной привязанностью к взрослому, возникающей в силу частой заболеваемости. Параметр социальных контактов содержательно характеризуется меньшей включенностью во взаимодействие, игры со сверстниками, а также безразличием к такому взаимодействию или агрессивными проявлениями в адрес сверстников (дерутся, забирают игрушки, бурно эмоционально-негативно реагируют при отказе сверстника отдавать игрушку). Возможно, такие результаты по параметру социальных контактов обусловлены ограниченностью, дефицитом общения со сверстниками у часто болеющих младших дошкольников вследствие частой заболеваемости. Эмоциональное состояние характеризуется преобладанием негативного настроения, подавленности, нередко сопровождаемым плачем и капризами, что может быть обусловлено отрицательным отношением к воспитателям, напряжению во взаимодействии с ними и со сверстниками, дискомфортом в группе детского сада. Возможно, сниженный иммунитет часто болеющих младших дошкольников негативно сказывается на эмоциональной сфере в силу частого возникновения недомоганий, негативного физического самочувствия. Помимо этого, периодически дети данной группы длительно не посещают детский сад, что приводит к росту тревожности при начале посещения ДОУ после каждой болезни. В целом, большее количество показателей усложненной адаптации к ДОУ и дезадаптации в группе часто болеющих младших дошкольников, в сравнении с группой здоровых сверстников, на наш взгляд, связано с частой заболеваемостью: в периоды между болезнями дети могут не успевать адаптироваться, вследствие чего адаптационный процесс растягивается на длительный срок и содержательно складывается из большого количества дезадаптивных симптомов.
Список литературы
1. Альбицкий, В.Ю. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты. Пути оздоровления / В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов. - Саратов: Радуга, 1986. - 183с.
2. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А. Арина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья. - 1995. - Т. 2-3. - С. 116-125.
3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.: Просвещение, 2006. - 80 с.
4. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. Е.О. Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н. Галигузовой и др. - М.: Просвещение: учебная литература, 2006. - 158 с.
5. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Интор, 2006. - 160 с.
6. Ковалевский, В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В.А. Ковалевский. - Красноярск, 1997. - 122 с.
7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
8. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М.: Посвещение, 1980. - 176 с.
9. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Ради здоровья детей / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. -М.: Просвещение, 1985. - 130 с.
10. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: http://www.gks.ru/.