Научная статья на тему 'Роль родительского отношения в формировании неадекватного понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста'

Роль родительского отношения в формировании неадекватного понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЕ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ / ПОНИМАНИЕ ОБМАНА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CHILDREN WITH STRONG HEALTH AND FREQUENTLY ILL CHILDREN / UNDERSTANDING OF DECEPTION / PARENTAL ATTITUDE / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна

В статье описаны содержание и результаты исследования, направленного на выявление особенностей понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста и роли в этом понимании родительского отношения к детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of parental attitude in the formation of inadequate understanding of deception by frequently ill children of senior preschool age

This article presents the content and results of a study aimed at identifying the peculiarities of understanding deception by frequently ill children of senior preschool age and the role in this understanding of parental attitude towards children.

Текст научной работы на тему «Роль родительского отношения в формировании неадекватного понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста»

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НЕАДЕКВАТНОГО ПОНИМАНИЯ ОБМАНА

ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровые и часто болеющие дети, понимание обмана, родительское отношение, старший дошкольный возраст.

Изучение психических особенностей часто болеющих детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, что связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей [Груздева, 2004, с. 12; Зайцева, 2004, с. 4; Ковалевский, 2008, с. 3].

Соматическое заболевание приводит к формированию особой социальной ситуации развития часто болеющего ребенка, которая характеризуется ограничением условий для активного познавательного развития (в силу частоты переносимых заболеваний, общей ос-лабленности организма) и отсутствием достаточного опыта социальных взаимодействий, что в целом затрудняет ориентацию ребенка в окружающей действительности, ухудшая состояние его здоровья [Груздева, 2004, с. 12-15; Киян и др., 2000, с. 31; Ковалевский, 1997, с. 38-41].

Обман является эффективной экспериментальной моделью изучения данных аспектов. Понимание ребенком обмана отражает уровень его когнитивного развития и способствует лучшей ориентации в окружающей действительности и адаптации к ней [Герасимова, 2003, с. 3].

В связи с тем что в старшем дошкольном возрасте у ребенка активно идет процесс когнитивного развития, возникает и совершенствуется первая модель мира - система представлений об окружающей действительности (в частности, об обмане), собственных возможностях и отношениях с другими, наличие комплекса дезадаптирующих элементов, как правило, неблагоприятно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка, а вместе с ним и общества в целом [Киян и др., 2000, с. 33]. Причиной появления таких дезадаптирующих элементов у категории часто болеющих детей является особая социальная ситуация развития, включающая в себя в том числе неэффективное родительское отношение к ребенку [Исаев, 2007, с. 150-151; Киян и др., 2000, с. 35-36; Ковалевский, 1997, с. 77].

Поэтому наиболее важным и значимым компонентом психологической помощи часто болеющим детям является позитивное изменение особой социальной ситуации развития ребенка, способствующей преодолению им ситуации болезни [Киян и др., 2000, с. 37; Ковалевский, 1997, с. 91-102; Ковалевский, 2008, с. 5-6].

Так как одно из первостепенных значений в особой социальной ситуации развития часто болеющего ребенка имеет родительское отношение к нему, препятствующее преодолению болезни [Груздева, 2004, с. 14-17; Киян и др., 2000, с. 35-36; Ковалевский, 1997, с. 7677], то можно предположить, что повышение эффективности родительского отношения будет влиять и на уровень когнитивного развития ребенка, отраженного в понимании им обмана.

До настоящего времени не был изучен вопрос об особенностях понимания обмана часто болеющим старшим дошкольником и влиянии на это понимание родительского отношения. Недостаточно изученными являются возможности коррекции, направленной на формирование как эффективных детско-родительских отношений, так и гармоничной личности ребенка в целом, ориентированной на преодоление им ситуации болезни.

Целью исследования выступало выявление роли родительского отношения в формировании неадекватного понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста и возможности его коррекции.

Гипотеза исследования включала в себя предположение о том, что понимание обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста отличается от понимания обмана их здоровыми сверстниками в силу особой социальной ситуации (ограничение условий для активного познавательного развития и отсутствие достаточного опыта социальных взаимодействий, обусловленных частотой переносимых заболеваний, общая ослабленность организма, ограничение общения кругом семьи, тип родительского отношения) по аспектам: общее и абстрактное понимание, успешность и способы распознавания обмана, условия применения разных признаков распознавания обмана, склонность к обману; своевременная коррекция понимания обмана через повышение эффективности родительского отношения, которая улучшит ориентацию детей в окружающей действительности и адаптацию к ней, а в целом улучшит состояние здоровья детей.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые была выявлена специфика понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста как когнитивного феномена; получены новые данные об особенностях родительского отношения к часто болеющему ребенку старшего дошкольного возраста как фактора, влияющего на специфику понимания детьми обмана. Получены данные о дезадаптирующей роли фиксированных форм поведения в детско-родительских отношениях и необходимости их коррекции; выявлены особенности представлений о детском обмане у родителей и педагогов; предложен новый способ коррекции понимания обмана часто болеющими старшими дошкольниками как когнитивного феномена посредством повышения эффективности родительского отношения к детям.

Исследование проводилось в период с сентября 2006 по май 2008 гг. Испытуемые посещали ДОУ № 139, МДОУ № 142, ДОУ № 211 и № 295 г. Красноярска. В исследовании приняло участие 120 детей: 60 часто болеющих и 60 здоровых старших дошкольников в возрасте 5-7 лет, 120 их родителей и 17 педагогов. Часто болеющие и здоровые дети старшего дошкольного возраста отличались только количеством заболеваний в год. У часто болеющих такая частота была выше и составляла для детей от 5 до 6 лет четыре и более случаев заболеваний в год, с 6 лет - три и более заболеваний в год. На момент обследования все часто болеющие дети находились в стадии ремиссии.

С целью исследования родительского отношения и специфики понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста были использованы следующие методы и методики:

— метод сбора эмпирических данных: медицинские карты и индивидуальные карты детей заявленных возрастных групп для оценки состояния здоровья (форма № 026/У);

— методики А.С. Герасимовой для изучения особенностей понимания детьми обмана: «Опросник», «Распознавание обмана в разных областях», «Склонность к обману»;

— тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга - В.В. Столина;

— анкеты по выявлению социально-психологических характеристик семьи и изучению представлений о детском обмане родителей и педагогов с методикой А.С. Герасимовой «Нельзя обманывать! / Тебя могут обмануть!»;

— методы математической статистики: с целью сравнения независимых выборок был использован t-критерий Стьюдента, сравнения зависимых выборок - G-критерий знаков; с целью расчета коэффициентов корреляции - r-Спирмена, был проведен факторный анализ с дальнейшим использованием анализа главных компонент и последующим вари-макс-вращением. Расчет статистических показателей выполнялся с привлечением компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v. 2.1.

Полученные результаты позволяют утверждать следующее.

1. Понимание обмана часто болеющими старшими дошкольниками, в отличие от их здоровых сверстников, имеет свои особенности: часто болеющие дети испытывают большее количество затруднений (р<0,01) и используют меньшее количество синонимов обмана при объяснении общей ситуации обмана и объяснении обмана как абстрактного понятия (?<0,01); демонстрируют худшую успешность распознавания обмана в области знаний, то есть большую выраженность стратегий принятия обмана за правду и отрицания правдивых ситуаций при распознавании обмана ^<0,01), у них преобладает смешанная (нечеткая) стратегия распознавания обмана в области эмоций ^<0,05); они более часто опираются на признак контекста ситуации при условии собственного обмана ^<0,05); реже опираются на поведенческие проявления, контекст ситуации ^<0,05) и индивидуальные особенности обманщика в условиях обмана со стороны другого ^<0,01); проявляют меньшую склонность к обману в области намерений ^<0,05). Данные особенности объясняются особой социальной ситуацией развития часто болеющего дошкольника, которая сужает пространство возможной активности ребенка, создает дефицитарные условия для развития его личности посредством ограничения как познавательных способностей, так и социального опыта.

2. Лучшему пониманию часто болеющими старшими дошкольниками обмана - использованию детьми большего количества синонимов обмана при объяснении общей ситуации обмана и обмана как абстрактного понятия, - а также проявлению адекватной стратегии распознавания обмана в области эмоций способствует тип родительского отношения «кооперация».

3. Так как одним из наиболее действенных факторов, влияющих на специфику понимания обмана часто болеющими старшими дошкольниками, из поддающихся внешнему воздействию является фактор «родительское отношение» к ребенку, он был выбран в качестве объекта психологического воздействия.

В силу того что трудности понимания обмана, затрудняя ориентацию часто болеющих детей в окружающей действительности и адаптацию к ней, негативно влияют на психосоматический статус ребенка, были осуществлены коррекционные воздействия на ребенка, родителей и педагогов с целью повышения эффективности родительского отношения.

Формирующий эксперимент проводился в 2007-2008 гг. на базах ДОУ № 139, МДОУ № 142, ДОУ № 211 и 295 г. Красноярска в течение 2,5 месяцев. В нем приняло участие 60 часто болеющих старших дошкольников, их родители и 17 педагогов.

Общая стратегия коррекционных мероприятий осуществлялась в отношении трех субъектов образовательного пространства - часто болеющих детей, их родителей и педагогов. В организации и обеспечении коррекционного процесса участвовали психологи дошкольных образовательных учреждений, осуществляющие индивидуальные консультации и психологическое сопровождение педагогов и родителей по проблемам часто болеющих детей и особенностям понимания детьми обмана, а также медицинские работники учреждения, отслеживающие соматическое состояние детей, частоту их заболеваний до и после формирующих мероприятий.

На первом этапе были использованы лекции, семинары и индивидуальные консультации. На втором этапе в течение 2,5 месяцев 1 раз в неделю проводились занятия с родителями и детьми по гармонизации детско-родительских отношений, повышение их эффективности по программе И.М. Марковской. Длительность занятий составляла 60 минут, соблюдался принцип чередования интеллектуальной и физической нагрузки, использовались игровые паузы.

Сравнительный анализ результатов контрольного среза, позволяющего оценить степень изменения родительского отношения к часто болеющим детям и изменение отдельных аспектов понимания детьми обмана с использованием ^критерия Стьюдента, показал следующее.

1. Наличие достоверных различий между родительским отношением к часто болеющим и здоровым детям до и после формирующих мероприятий по характеристикам: «симбиоз»

(уровень достоверности различий изменился с их отсутствия до p<0,001), «авторитарная гиперсоциализация» (с p<0,05 до p<0,0001), «маленький неудачник» (с отсутствия различий до p<0,0001) и «кооперация» (с отсутствия различий до p<0,01). В целом это проявилось некоторым увеличением дистанции в отношениях с детьми, меньшими ограничениями и контролем часто болеющих старших дошкольников, ростом веры в их способности, но при этом стремлением родителей к объединению усилий, помощи и поддержке детей в сложных ситуациях.

2. Одновременно с изменением родительского отношения после проведения формирующего эксперимента изменились отдельные аспекты понимания детьми обмана. В понимании общей ситуации обмана и понимании обмана как абстрактного понятия достоверных значимых отличий у часто болеющих и здоровых старших дошкольников по признаку затруднений и использованию меньшего числа синонимов не обнаружено. Снизилось использование часто болеющими детьми оценочных суждений, связанных с пониманием общей ситуации обмана ^<0,001). При оценке успешности распознавания обмана в разных областях после формирующих мероприятий часто болеющие дети стали реже ошибаться при распознавании ситуаций обмана в области основных: радость, гнев, и дополнительных: удивление, отвращение, эмоций ^<0,05), основных ^<0,05) и дополнительных (превышающих середину для возрастной нормы, таких как: «в неделе 8 дней», «пара - это три человека») знаний ^<0,001), а также основных (подарить, украсть, спастись от наказания) намерений ^<0,01). После коррекционных мероприятий уменьшилось количество ошибок при распознавании обмана ^<0,05) и правды ^<0,001) в области знаний; ошибок распознавания правды ^<0,01) в области эмоций; исчезли различия по проявлению смешанной стратегии распознавания обмана в области эмоций. Часто болеющие дети стали реже, чем здоровые, демонстрировать стратегии принятия и отрицания в области знаний ^<0,05), в большей степени стали проявлять адекватную стратегию распознавания в области эмоций ^<0,0001). Исчезли различия в проявлении стратегий принятия и отрицания в области знаний. При оценке условий применения разных признаков обмана после формирующих воздействий появились достоверные различия в использовании основных мотивов обмана при собственном обмане: с целью получения желаемого и повышения статуса (до p<0,05), избегания неприятностей (до p<0,001); в области знаний (до p<0,05), в области эмоций и намерений (до p<0,0001). В условиях обмана со стороны другого значимых различий между часто болеющими и здоровыми детьми изначально тоже не наблюдалось. После формирующих мероприятий часто болеющие дети стали чаще указывать на обман со стороны других по причине избегания неприятностей (до p<0,05), реже с целью повышения статуса (до p<0,05); чаще в области эмоций (до p<0,05) и реже в области знаний и намерений (до £<0,001).

В целом можно констатировать, что осуществляемая коррекционная деятельность позволила достичь повышения эффективности родительского отношения и улучшения понимания детьми отдельных аспектов обмана. Это является критерием развития когнитивных способностей последних и улучшения их ориентации в окружающей действительности, что особо важно для категории часто болеющих детей, так как особая социальная ситуация развития, в которой находится часто болеющий ребенок, создает большое количество проблемных житейских ситуаций, которые требуют умения понимать и распознавать обман.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о значимой роли родительского отношения в формировании неадекватного понимании обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста, а результаты формирующего эксперимента - об эффективности коррекционного воздействия на особенности понимания обмана как когнитивного феномена посредством улучшения эффективности родительского отношения.

Проведенное исследование расширяет научные представления об особенностях родительского отношения к часто болеющему ребенку старшего дошкольного возраста, рас-

сматриваемого в качестве фактора, влияющего на понимание обмана; вносит вклад в представления современной медицинской психологии о составляющих понимания обмана у часто болеющих детей с позиций когнитивной способности.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение исследуемой проблемы.

Бибилиографический список

1. Герасимова А.С. Особенности понимания обмана детьми 5-11 лет и становление «модели психического»: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2003. 26 с.

2. Груздева О.В. Социальные и биологические детерминанты личностного развития соматически больных детей дошкольного возраста (на примере часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) // Развитие личности больного ребенка: сб. статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. С. 12-21.

3. Зайцева О.В. Часто болеющие дети: некоторые аспекты профилактики и лечения // Педиатрия: Приложение к журналу Consilium medicum. 2004. Т. 6. № 3. С. 4-7.

4. Исаев Д.Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок: учеб. пос.: хрестоматия / авт.-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2007. С. 150151.

5. Киян И.Г., Равич-Щербо И.В., Румянцев А.Г. Психологические особенности тяжело больных детей // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 3. С. 31-37.

6. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.

7. Ковалевский В.А. Внутренняя картина болезни соматически больного дошкольника - направления коррекции // Мотивационно-потребностное развитие ребенка: материалы X Региональной науч.-практич. конфер. педагогов-психологов. Красноярск, 2008. С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.