Научная статья на тему 'НАПРАЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

НАПРАЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Синева Кристина Сергеевна

В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, акцентируется внимание на актуальности воспитания положительного отношения к психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, формулируются условия эффективности воспитания положительного отношения в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Синева Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARENTS DURING THE PERIOD OF ADAPTATION OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article examines the psychological and pedagogical support of parents during the period of adaptation of a child in a preschool educational organization, focuses on the relevance of researching the upbringing of a positive attitude of psychological and pedagogical support of parents during the period of adaptation of a child in a preschool educational organization, formulates the conditions for the effectiveness of upbringing of a positive attitude during the period of adaptation child in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «НАПРАЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373.24

НАПРАЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Синева К.С.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»,

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, акцентируется внимание на актуальности воспитания положительного отношения к психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации, формулируются условия эффективности воспитания положительного отношения в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: адаптация, воспитание, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, семья, дошкольная образовательная организация.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARENTS DURING THE PERIOD OF ADAPTATION OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Sineva K.S. Kostroma State University Kostroma, Russia

Resume. The article examines the psychological and pedagogical support of parents during the period of adaptation of a child in a preschool educational organization, focuses on the relevance of researching the upbringing of a positive attitude of psychological and pedagogical support of parents during the period of adaptation of a child in a preschool educational organization, formulates the conditions for the effectiveness of upbringing of a positive attitude during the period of adaptation child in a preschool educational organization.

Key words: adaptation, education, psychological and pedagogical support, socialization, family, preschool institution.

Актуальность проблемы исследования связана с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые ориентируют педагогов на создание благоприятных условий для развития и

воспитания детей в дошкольной образовательной организации (ДОО), в том числе и в период адаптации, включающие организацию сотрудничества с родителями.

Необходимость поиска методов и форм работы с детьми и родителями для

предупреждения негативного влияния адаптационного периода на физическое и психологическое здоровье детей отмечается в исследованиях Н.М. Аксариной, Л.В. Белкиной, М.А. Братковой, А.С. Галанова,

Л.Н. Галигузовой, Т.М. Горюновой, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, К.Л. Печора, Э.М. Романовской, С.Н. Теплюк и др. Исследователи отмечают, что ребенок с первых дней жизни привыкает в своей семье к определенному режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Уже в течение первого года жизни у него формируются не только определенные биологические ритмы смены сна и бодрствования, но и социальные связи -привязанность к матери и отцу, близким людям, а также страх и недоверие к незнакомым людям. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша или в сфере его общения незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.

Большую помощь в адаптации детей к ДОУ могут оказать родители.

Т.В. Ананьева, Е.П. Арнаутская, Д.С. Бершадтская, Л.Я. Гозман, Т.Н. Доронова, Т.В. Зайцева, Л.Г. Емельянова, Н.С. Кожанова, В.И. Костицкий, Е.В. Любезнова, В.М. Минияров, Т.А. Маркова, И.М. Марковская, ВН. Нечаева, Л.Ф. Островская, Р.В. Туркина, Е.В. Шитова и другие исследователи отмечали, что семья является основным институтом социализации ребенка, именно родители обеспечивают его готовность к вхождению в новую социальную среду и адаптацию в ней.

Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы четкие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Поддержка родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста, должна начинаться, когда способы взаимодействия семьи с

окружающим миром и внутри ее еще только складываются.

Как показывает практика, проблемы адаптации детей к детскому саду отражаются и в психологической, эмоциональной,

поведенческой сфере родителей. Так же, как и ребенок, родители испытывают страх и тревожность в период адаптации дошкольника в детском саду, наблюдая за изменениями поведения и настроения детей.

Как подчеркивают Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьезной причиной следует считать отсутствие единства требований воспитания в семье и детском саду. Поэтому работу с семьей следует начинать еще до поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников. В первую очередь уточняется режим, и семье даются рекомендации перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем обращается внимание на навыки и привычки, которыми должны владеть дети того или иного возраста, способы кормления, укладывания на сон и т. д. Родителям рассказывают, что в первые дни ребенка не следует надолго оставлять в стенах детского сада.

Через индивидуальные беседы, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в

подготовительный период. Они знакомятся с методикой кормления, сна, получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения.

Консультативная и просветительская работа по реализации психолого-педагогического сопровождения в

образовательной организации в исследованиях М.Р. Битяновой, Д.В. Лубовского, Е.И. Казаковой, Т.И. Чирковой, раскрывается в трех направлениях:

1) сбор и учет информации о развитии ребенка;

2) разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с ребенком;

3) проектирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом.

На базе Центра развития ребенка -Детского сада №67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по воспитанию, обучению и развитию, а также присмотру, уходу и оздоровлению детей в возрасте от 2 до 7 лет нами было проведено исследование с целью выявления детско-родительских отношений, степени

дезадаптации детей и взаимодействия родителей с сотрудниками дошкольной образовательной организации.

В исследовании принимали участие 10 семей, чьи дети начали посещать МБДОУ Центр развития ребенка - Детский сад №67. Респондентами могли быть как один, так и оба родителя. Все дети респондентов посещают группу раннего возраста.

В основу работы легло предположение о том, что процесс психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей к ДОО будет успешным, если ее содержание будет включать коммуникативно-организационный, диагностический,

психолого-педагогический, контрольно-

оценочный блоки, позволяющие учитывать

когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности родителей в период адаптации ребенка к ДОО.

Для оценки эффективности проведенной работы нами были выбраны:

- «Анкета изучение потребности родителей в психолого-педагогическом сопровождении в период адаптации ребенка к ДОУ».

- Тест-опросник родительского отношения (автор А.Я. Варга, В.В. Столин^

По результатам обработки анкеты «Изучение необходимости психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению» на вопрос: «С каким настроением ребенок идет в ДОУ?» количество семей, которые дали ответ «с хорошим настроение» увеличилось, то есть наблюдается положительная динамика.

Рис. 1 Результаты ответов на вопрос «С каким настроением ребенок идет в ДОУ?»

Так же можно наблюдать вопрос «С какими чувствами Вы отводите положительную динамику по ответам на детей в детский сад?». (Рис.2)

Рис.2 Результаты ответов на вопрос «С какими чувствами Вы отводите детей в детский

сад?».

□ радость

□ грусть

□ тревога ■ вина

□ тоска

□ облегчение

□ затрудняюсь ответить

первичная диагностика повторная диагностика

5

4

3

2

1

0

На вопрос «Комфортно ли чувствует себя ребенок в данной группе?» ответы родителей не изменились, почти 100% родителей отвечали, что ребенок изначально

чувствовал себя комфортно в данной группе как при поступлении в ДОУ, так и после периода адаптации.

Рис.3 Результаты ответов на вопрос «Комфортно ли чувствует себя ребенок в данной

группе?»

На вопрос «На Ваш взгляд, ваш ребенок после проведения комплекса мероприятий с адаптировался к новым условиям в ДОУ?», родителями в период адаптации ребенка к

ДОУ, можно наблюдать увеличение количества адаптировался к условиям в ДОУ. (Рис.4) родителей с мнением о том, что их ребенок

8 7 6 5 4 3 2 1 0

В888ШШ

°да

□ нет

□ затрудняюсь ответить

первичная диагностика повторная диагностика

Рис.4 Результаты ответов на вопрос «На Ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым

условиям в ДОУ?»

По итогу проведения теста-опросника В.В. Столин) мы получили следующие родительского отношения (автор А.Я. Варга, результаты. (Таблица 1)

Таблица 1

Интерпретация результатов теста-опросника родительского отношения

А.Я. Варга, В.В. Столиц)

Шкала Семья№1 Семья№2 Семья№3 Семья№4 Семья№5 Семья№6 Семья№7 Семья№8 Семья№9 Семья№10

Принятие/отвержение ребенка 11 14 16 17 17 11 12 10 14 12

Кооперация 7 7 4 5 5 6 7 6 7 5

Симбиоз 3 3 1 3 3 4 6 3 4 2

Контроль 2 7 4 3 3 2 4 4 5 1

Отношение к неудачам ребенка 0 3 5 2 2 2 1 1 2 2

Средние баллы по шкале принятие/отвержение ребенка, говорят о том, что у девяти семей выражено положительное отношение к ребенку, они принимают своего ребенка таким какой он есть. Лишь у одной семьи (семья №8) балл, близкий к нижней границе, что свидетельствует о тенденции к раздражимости, злости, досаде, к низкой оценке способностей ребенка.

По шкале кооперация четыре семьи получили высокий балл, что показывает искренний интерес родителей к интересам ребенка, поощрению самостоятельности и инициативы. Шесть семей получили средний балл, что является нормой.

По шкале симбиоз у одной семьи (семья №7) высокий балл, что позволяет сделать вывод о том, что взрослый не

устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, у семи семей средний балл и у двух семей (семья№3 и семья № 10), признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится.

По шкале контроль у одной семьи (семья№2) высокий балл, показывает, что родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания, у шести семей средний балл - норма, и у трех семей (семья№1, семья№6, семья№10) низкий балл, что свидетельствует о том, что контроля над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует.

По шкале отношение к неудачам ребенка девять семей считает, что неудачи ребенка случайные и верят в него, и только одна семья (семья№3) получила высокий балл как признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу.

По результатам опросника можно наблюдать, что родитель семья№3 устанавливает значительную психологическую дистанции с ребенком и считает ребенка маленьким неудачником. И семья №10 выстраивает значительную психологическую дистанцию с ребенком, это видно еще исходя из шкалы контроля (контроля над действиями ребенка практически отсутствует).

Таким образом, преодоление трудности родителей в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации возможно в процессе психолого-педагогического сопровождения,

обеспечивающего повышение их психолого-педагогической компетентности; преодоления тревожности; включения в сотрудничество с

педагогами по созданию условий успешной адаптации к детскому саду.

Библиографический список

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008.

2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. -№5. - С.12-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ананьева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду / Т.В. Ананьева// Воспитание и обучение детей. - 2012. - №1. - С. 64 - 67.

4. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М.: Педагогика, 1993. - 121 с.

5. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.

6. Болотная Л.Р. Дошкольное педагогика / Л.Р. Болотная, Т.С. Комарова. - СПб: Нева, 2004. - 242 с.

7. В семье растет ребенок. / Под ред. А.Я. Малиновской. - М.: Новый мир, 2011. -118 с.

8. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. - М.: Академия, 2005. - 266 с.

9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей /О.С. Газман. - URL: www.yarschool12.en-edu.ru/DswMedia/pedagogicheskiysovet.doc (дата обращения 12.01.2021)

Синева Кристина Сергеевна, магистрант 2 курса очной формы обучения направления «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (Россия г. Кострома).

е-mail: voronina.kri-2013@yandex.ru

Щербинина Ольга Станиславовна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (Россия г. Кострома).

Дата поступления статьи: 30.04.2021

© Синева К.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.